Краткая биография Зинаиды Гиппиус

image Персона Годы жизни: 20 ноября 1869 — 09 сентября 1945 Страна рождения: Российская империя Сфера деятельности: Критик , Писатель , Поэт

Современники называли Зинаиду Гиппиус «Сатанессой», «реальной ведьмой», «декадентской мадонной» за своеобразную красоту, острый язык и смелость. Она начала писать стихи в 16 лет, а позже создавала романы и публицистические статьи и стала основательницей нескольких литературных салонов.

«Я писала романы, заглавий которых даже не помню»

Зинаида Гиппиус родилась в 1869 году в городе Белеве, где на тот момент работал ее отец — юрист Николай Гиппиус. Семья часто переезжала, поэтому Зинаида и три ее сестры не получили системного образования: учебные заведения удавалось посещать только урывками.

После смерти Николая Гиппиуса его жена и дочери переехали в Москву. Однако вскоре из-за болезни будущей поэтессы переселились в Ялту, а затем в 1885 году — к родственникам в Тифлис (сегодня Тбилиси). Именно тогда Зинаида Гиппиус начала писать стихи.

В 1888 году в Боржоми — дачном месте близ Тифлиса — Гиппиус познакомилась с поэтом Дмитрием Мережковским. И уже через год они обвенчались в церкви Михаила Архангела. Они прожили вместе 52 года, «не разлучаясь ни на один день», как писала позже Гиппиус. После свадьбы супруги переехали в Петербург. Там Гиппиус познакомилась с Яковом Полонским, Аполлоном Майковым, Дмитрием Григоровичем, Алексеем Плещеевым, Петром Вейнбергом, Владимиром Немировичем-Данченко. Сблизилась с молодым поэтом Николаем Минским и редакцией «Северного вестника» — Анной Евреиновой, Михаилом Альбовым, Любовью Гуревич.

В этом издании она напечатала свои ранние рассказы. В автобиографии Гиппиус вспоминала: «Я писала романы, заглавий которых даже не помню, и печаталась во всех приблизительно журналах, тогда существовавших, больших и маленьких. С благодарностью вспоминаю покойного Шеллера, столь доброго и нежного к начинающим писателям».

Зинаида Гиппиус посещала Шекспировский кружок Владимира Спасовича, стала членом-сотрудником Русского литературного общества. В особняке баронессы Варвары Икскуль-Гиль Гиппиус и Мережковский познакомились с Владимиром Соловьевым, с которым они поддерживали отношения до 1900 года — когда философ умер. В 1901–1904 годах Зинаида Гиппиус участвовала и организовывала Религиозно-философские собрания. Стихотворения этого периода Гиппиус публиковала в журнале «Новый путь», который стал печатным органом собраний.

Две революции

Революция 1905 года привнесла новые темы в творчество Зинаиды Гиппиус: она заинтересовалась общественными и политическими вопросами. В ее стихотворениях и прозе появились гражданские мотивы. Поэтесса и ее муж стали противниками самодержавия и консерватизма, Гиппиус писала в этот период: «Да, самодержавие — от Антихриста». В феврале 1906 года Мережковские уехали в Париж, где пробыли практически в изгнании более двух лет.

Несмотря на то что супруги находились во Франции, они тесно сотрудничали с русскими изданиями. В этот период в России вышел сборник рассказов Гиппиус «Алый меч», а еще через два года — драма «Маков цвет», написанная в соавторстве с Дмитрием Мережковским и их другом Дмитрием Философовым.

В 1908 году супруги вернулись в Петербург. В 1908–1912 годах Зинаида Гиппиус опубликовала сборники рассказов «Черное по белому» и «Лунные муравьи» — их писательница считала лучшими в своем творчестве. В 1911 году в журнале «Русская мысль» вышел роман Гиппиус «Чертова кукла», который стал частью неоконченной трилогии (третья часть — «Роман-царевич»). В это время писательница под псевдонимом Антон Крайний опубликовала сборник критических статей «Литературный дневник». Гиппиус писала о тех, кто сотрудничал с издательством «Знамя» — им руководил Максим Горький, — и о литературе в традициях классического реализма.

Октябрьскую революцию Гиппиус не приняла. В статье для газеты «Общее дело» она писала: «Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение». Гиппиус даже разорвала отношения с Валерием Брюсовым, Александром Блоком, Андреем Белым. В начале 1920 года Мережковские, Дмитрий Философов и секретарь Гиппиус Владимир Злобин нелегально перешли русско-польскую границу. После недолгого пребывания в Польше, Мережковские навсегда эмигрировали во Францию.

«Зеленая лампа» и литературные дискуссии

В Париже по инициативе Гиппиус в 1927 году было создано воскресное литературно-философское общество «Зеленая лампа», которое просуществовало до 1940 года. В доме Мережковских объединились литераторы и мыслители зарубежья: Иван Бунин и Марк Алданов, Николай Бердяев и Георгий Иванов, Георгий Адамович и Владислав Ходасевич. Они читали доклады на философские, литературные и общественные темы, дискутировали о миссии литературы в изгнании, обсуждали «неохристианские» концепции, которые развивал в своих стихах Мережковский.

В 1939 году в Париже вышла книга стихотворений Гиппиус «Сияния». Это последний сборник поэтессы: после него выходили только отдельные стихотворения и вступительные статьи к сборникам. Стихотворения «Сияния» пронизаны ностальгией и одиночеством:

image

В 1941 году умер Дмитрий Мережковский. Гиппиус очень тяжело перенесла потерю мужа. «Я умерла, осталось умереть только телу», — писала она после смерти мужа. В последние годы жизни писательница работала над мемуарами, биографией покойного супруга, а также над большой поэмой «Последний круг», которая вышла гораздо позже — в 1972 году.

Зинаида Гиппиус пережила Дмитрия Мережковского всего на четыре года. 9 сентября 1945 года она скончалась — в возрасте 76 лет. Писательницу похоронили в Париже на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем.

Галерея

Биография

О златокудрой представительнице серебряного века Зинаиде Гиппиус говорили, что Бог удостоил ее «ручной выделки», выпуская остальных людей «пачками» и «сериями». Писательница любила эпатировать публику откровенными нарядами, шокирующими заявлениями и неординарным поведением. Пока одни восхищались работами литераторши, другие выказывали идеологу русского символизма пренебрежение, заявляя, что ее гений достаточно посредственен.

Детство и юность

8 ноября 1868 года у юриста Николая Романовича Гиппиус и его жены Анастасии Васильевны (Степановой) родилась дочь, которую назвали Зинаидой. Семейство проживало в городе Белеве Тульской губернии, где Николай Романович проходил службу после окончания юридического факультета. Из-за специфики деятельности отца постоянного места жительства Гиппиусы не имели. В детские годы поэтесса успела пожить и в Харькове, и в Петербурге, и в Саратове.

В 1880 году Николай Романович получает должность судьи, и семья снова переезжает: в этот раз на родину Николая Гоголя – город Нежин. Поскольку в маленьком городке не было женской гимназии, Зину отдали в Киевский институт благородных девиц, но уже через полгода забрали обратно: девочка так тосковала по дому, что все шесть месяцев провела в институтском лазарете.

Огромным потрясением для поэтессы стала смерть отца. Мужчина скоропостижно скончался в марте 1881 года от туберкулеза. Оставшись без средств к существованию, Анастасия Васильевна с дочерьми (Зинаидой, Анной, Натальей и Татьяной) переезжает в Москву. Там Зину отдали в гимназию Фишер. Спустя полгода учебы у будущей поэтессы также диагностировали туберкулез. Мать опасалась, что все дети, унаследовавшие от отца склонность к чахотке, долго не проживут, и поэтому уехала в Крым.

Из-за чрезмерной опеки матери домашнее обучение стало для будущей мистификаторши единственно возможным путем к самореализации. Точные науки никогда не интересовали литераторшу. С ранних лет Зина начала вести дневники и писать стихи – сначала шуточные про членов семьи. Ей даже удалось заразить увлечением тетку и гувернанток.

После Крыма семья переехала на Кавказ. Там жил брат матери – Александр Степанов. Его материальное благосостояние позволило им провести лето в Боржоми. На следующий год семейство поехало в Манглиси, где Александр Степанов скончался от воспаления мозга. Гиппиусы вынуждены были остаться на Кавказе.

Златовласой красавице удалось покорить молодежь Тифлиса. Дьяволица с русалочьими глазами влекла к себе взоры, мысли, чувства всех, кто с нею сталкивался. Зинаиду прозвали «поэтессой», признавая тем самым ее литературный талант. В кружке, который она собрала вокруг себя, все писали стихи, подражая популярнейшему в то время Семену Надсону. Поэзия Гиппиус уже тогда выделялась из общей массы лишенных эмоциональной составляющей произведений товарищей.

Литература

Дом Мережковских стал центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга. Все молодые мыслители и начинающие писатели мечтали попасть на литературные вечера супругов. Посетители салона признавали авторитет Гиппиус и в большинстве своем считали, что именно ей принадлежит главная роль в начинаниях сообщества, сложившегося вокруг Дмитрия Сергеевича.

В литературных кругах столицы Зинаида Николаевна была на передовых позициях: при ее содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама, ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.

Уже с 1888 года она начала печататься: первой ее публикацией были стихи в журнале «Северный вестник», затем рассказ в «Вестнике Европы». Позже для публикации литературно-критических статей она взяла себе псевдоним – Антон Крайний. Литераторша писала обо всем: о жизни («Почему», «Снег»), о любви («Бессилие», «Любовь одна»), о Родине («Знайте!», «14 декабря», «Так и есть», «Она не погибнет»), о народе («Крик», «Стекло»). 

Стихи Зинаиды Гиппиус, как и проза Дмитрия Мережковского, не вписывалась в рамки общепринятой литературы. Поэтому издатели печатали их произведения на свой страх и риск.

Читайте также7 советских поэтов с трагической судьбой

Гиппиус оказалась у истоков зарождающегося в России символизма. Наряду с Федором Сологубом, Валерием Брюсовым, Николаем Минским, Константином Бальмонтом, Иннокентием Анненским ее возвели в ранг «старшего символиста» еще при жизни.

Основные мотивы ранней поэзии Гиппиус – проклятия скучной реальности и прославление мира фантазии, тоскливое ощущение разобщенности с людьми и в то же время жажда одиночества. В рассказах двух первых книг «Новые люди» (1896 год) и «Зеркала» (1898 год) господствовали идеи Достоевского, которые Гиппиус пропустила через призму собственного декадентского мировосприятия.

В идейно-творческом развитии писательницы большую роль сыграла Первая русская революция (1905–1907 года). После нее в свет вышли сборники рассказов «Черное по белому» (1908 год), «Лунные муравьи» (1912 год); романы «Чертова кукла» (1911 год), «Роман-царевич» (1913 год). В своих произведениях Гиппиус утверждала, что без «революции духа» социальное преображение невозможно.

Встретив враждебно Октябрьскую революцию 1917 года, Гиппиус вместе с мужем эмигрирует в Париж. Эмигрантское творчество Зинаиды состоит из стихов, воспоминаний и публицистики. Она выступала с резкими нападками на Советскую Россию и пророчила ей скорое падение.

Обосновавшись в Париже, где у них еще с дореволюционных времен осталась квартира, Мережковские возобновили знакомство с цветом русской эмиграции: Николаем Бердяевым, Иваном Шмелевым, Константином Бальмонтом, Иваном Буниным, Александром Куприным и другими.

Читайте также7 фактов о Пушкине, которых вы точно не знали

В 1926 году супруги организовали литературно-философское братство «Зеленая лампа» – своего рода продолжение одноименного сообщества начала XIX века, в котором участвовал Александр Пушкин.

Собрания были закрытыми, а гости приглашались исключительно по списку. Постоянными участниками «заседаний» были Алексей Ремизов, Борис Зайцев, Иван Бунин, Надежда Тэффи, Марк Алданов и Николай Бердяев. С началом Второй мировой войны сообщество прекратило свое существование.

Личная жизнь

Еще при жизни о любовных похождениях белой дьяволицы слагали легенды. Женщина, имевшая огромное количество поклонников, была замужем лишь однажды. Ее мужем был небезызвестный философ и поэт – Дмитрий Мережковский. Их союз неоднократно называли фиктивным: Зинаиде приписывали романы со всем литературным бомондом Санкт-Петербурга, а Дмитрию – мужскую несостоятельность. Только близкие друзья знали, насколько сильно эти два неординарных человека любили друг друга.

Молодые люди познакомились в 1888 году в Боржоми. Там Гиппиус поправляла здоровье, а Мережковский, путешествующий в тот период по Кавказу, был в городе проездом. При первой же беседе Зинаида ощутила их мистическое родство душ. Дмитрий также был очарован восемнадцатилетней поэтессой. Его пленила не столько красота девушки, сколько ее ум. Через пару месяцев мужчина сделал возлюбленной предложение, и та, ни секунды не сомневаясь, ответила согласием.

8 января 1889 года в Тифлисе состоялась скромная церемония венчания. День свадьбы пара никак не отмечала. По возвращении домой каждый из них ушел в работу: Мережковский – в прозу, а Гиппиус – в поэзию. Много позже в мемуарах поэтесса признается, что для нее это все было настолько несущественно, что на утро следующего дня она уже и не помнила, что вышла замуж.

Читайте также7 звезд, которые жили на две семьи

Достоверно известно, что интимных отношений между супругами не было. Гиппиус в принципе не интересовали плотские утехи. Женщина не мыслила жизни без двух вещей: рефлексии и интеллектуальной работы. Все остальное она либо презирала и отрицала, либо высмеивала. Безусловно, Зинаиде льстило внимание мужчин. Декадентская Мадонна умела пользоваться своей красотой. Ей нравилось очаровывать и нравилось быть очарованной, но дальше переписок дело никогда не заходило.

«Отношения» у нее были и с писателем Николаем Минским, и с прозаиком Федором Червинским, и с критиком Акимом Волынским. Белая дьяволица обожала смотреть в глаза без памяти влюбленных в нее мужчин и видеть там собственное отражение.

В 1905 году семья Мережковских сблизилась с публицистом Дмитрием Философовым. Литераторы не только вместе творили, но и жили. В глазах общества «тройственный союз» писателей был верхом неприличия. Люди осуждали Гиппиус, говоря, что столь недостойным поведением она опозорила и себя, и мужа.

Поборники морали забывали, что с Дмитрием Философовым у поэтессы не могло быть никаких порочных отношений хоты бы потому, что публицист был нетрадиционной сексуальной ориентации, и от одной только мысли о физическом контакте с женщиной его «выворачивало наизнанку». Их сожительство – неудавшейся эксперимент, целью которого было разрушение закостенелых норм морали. 

Какие бы слухи не ходили о поэтессе, сколько бы романов в действительности не было на ее счету, все это в итоге не имело значения, ведь душа литераторши не признавала никого, кроме Дмитрия Мережковского, с которым Зинаида Николаевна прожила полвека.

Смерть

После смерти мужа Гиппиус начала писать книгу «Дмитрий Мережковский», но из-за того, что у Зинаиды перестала функционировать правая рука, закончить работу она не смогла.

Лишенная возможности творить поэтесса постепенно теряла рассудок. Писательница хотела как можно быстрее воссоединиться с мужем, поэтому периодически предпринимала попытки уйти в мир иной раньше положенного срока. После череды неудач все еще неплохо работавшая фантазия литераторши создала мир, в котором Дмитрий Сергеевич был еще жив.

Единственной отрадой сходившей с ума женщины была кошка. Ни на секунду не отходившее от хозяйки животное покинуло женщину только однажды – в день ее кончины. Умирая, Зинаида Николаевна тщетно пыталась нащупать руками спутницу ее последних лет.

Вечером 1 сентября 1945 года отец Василий Зеньковский причастил Гиппиус. Она мало что понимала, но причастие проглотила. Легенда серебряного века ушла в небытие 9 сентября 1945 года (в возрасте 76 лет). Ее похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с супругом. Литературное наследие мистификаторши сохранилось в сборниках стихов, драм и романов.

Библиография

  • 1889-1903 – «Собрание стихотворений»
  • 1896 – «Новые люди»
  • 1898 – «Зеркала»
  • 1901 – «Третья книга рассказов»
  • 1903-1909 – «Собрание стихотворений»
  • 1907 – «Алый меч»
  • 1908 – «Чёрное по белому»
  • 1911 – «Чёртова кукла»
  • 1912 – «Лунные муравьи»
  • 1913 – «Роман-царевич»
  • 1914-1918 – «Последние стихи»
  • 1916 – «Зелёное кольцо»
  • 1922 – «Стихи. Дневник 1911—1921»

Интересные факты

  • При жизни Гиппиус называли ведьмой, поэтому пришедшие на похороны люди, дабы удостовериться в том, что поэтесса умерла, подходили к гробу и стучали по нему палками.
  • Известен случай, когда на обеде Вольного философского общества поэтессу огорчило однообразие представленных блюд. Раздосадованная писательница поделилась недовольством с соседом по столу, сказав ему: «Как скучно! Подают все одно и то же. Опять телятина! Надоело. Вот подали бы хоть раз жареного младенца!». Соседом Гиппиус был служитель церкви, которого заявление Зинаиды повергло в шок.
  • Рисуя набросок портрета Гиппиус, Леону Баксту, дабы показать миру бесконечно длинные ноги поэтессы, пришлось подклеивать к листу бумагу. Гиппиус приписывали и однополые «связи». Известно, что в стихотворениях поэтесса неоднократно признавалась в любви подруге – баронессе Елизавете фон Овербек.
  • Иван Бунин, никогда прежде не ходивший на похороны (классик панически боялся смерти и всего, что с ней связано), не отходил от гроба писательницы ни на минуту.
  • Ходила легенда, что у поклонников Гиппиус забирала обручальные кольца, нанизывала их на цепочку и вешала ее у изголовья кровати. На светских раутах литераторша частенько появлялась с куклой-уткой на руках. Утка, по замыслу писательницы, символизировала разделение супругов, считавших пошлостью половую связь.
19.11.2019 20:30 Примерное время чтения: 7 минут 11371
Зинаид Гиппиус, 1897 г. Источник: Public Domain/ Andrei Bely

В Петербурге Мережковский познакомил Гиппиус с известными литераторами: Алексеем Плещеевым, Яковом Полонским, Апполоном Майковым, Петром Вейнбергом. Писательница также сблизилась с молодым поэтом Николаем Минским и редакцией журнала «Северный вестник», где впервые были опубликованы ее стихотворения.

В начале 1890 года Гиппиус под впечатлением от разыгравшейся у нее на глазах любовной драмы, главными героями которой были горничная Мережковских Паша и друг семьи Николай Минский, написала рассказ «Простая жизнь». Этот рассказ, опубликованный в «Вестнике Европы» под заголовком «Злосчастная», стал дебютом Зинаиды Гиппиус в прозе. Впоследствии вышли рассказы «В Москве» и «Два сердца», а также романы «Без талисмана», «Победители», «Мелкие волны», которые печатались в «Северном вестнике», «Вестнике Европы», «Русской мысли» и других известных изданиях того времени. Сама Гиппиус скептически отзывалась о данных произведениях, говоря потом, что романы эти, за исключением «Мелких волн», она не помнит и они с Мережковским просто «радовались необходимому пополнению бюджета».

Статья по теме Философ и русалка. История любви Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского

В это время Гиппиус продолжают преследовать проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный тиф, а также часто болела ангиной и ларингитом. Чтобы поправить здоровье, они с Мережковским в 1891-1892 годах отправились в поездку по югу Европы, где общались с Антоном Чеховым и Алексеем Сувориным, а также побывали в Париже у Плещеева. Позже, во время второй поездки, супруги остановились в Ницце, где познакомились с публицистом и двоюродным братом Дягилева Дмитрием Философовым, который впоследствии стал их постоянным спутником и ближайшим единомышленником.

В 1899-1901 годах Зинаида Гиппиус сблизилась с кружком Сергея Дягилева, сформировавшимся вокруг журнала «Мир искусства», где она и стала публиковать свои первые литературно-критические статьи. Она подписывала их мужскими псевдонимами (Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский и др.), последовательно отстаивая эстетические и философские идеи символизма. После ухода из «Мира искусства» Гиппиус выступала в качестве критика в журналах «Новый путь», «Весы», «Образование», «Новое слово», «Новая жизнь», «Вершины», «Русская мысль», а также в ряде газет («Речь», «Слово», «Утро России»). Впоследствии лучшие критические статьи были отобраны ею для книги «Литературный дневник», опубликованной в 1908 году.

Конец 1916 года Гиппиус и Мережковский провели в Кисловодске, а в январе 1917 года вернулись в Петроград. Супруги приветствовали Февральскую революцию 1917 года, полагая, что она покончит с войной и реализует идеи свободы, они восприняли Временное правительство как «близкое» и установили дружеские отношения с Керенским. Но очень скоро их отношение изменилось. Октябрьская революция ужаснула писателей: они сочли ее началом «царства Антихриста» и торжеством «надмирного зла».

Зинаида Гиппиус в домашней обстановке с Д. Философовым и Д. Мережковским. 1914 г. Фото: Public Domain/ Карл Карлович Булла

В своих дневниках Гиппиус писала о голоде и зверствах ЧК, а семья стала задумываться об эмиграции. Зимой 1919 года супруги уехали сначала в Гомель, а затем в Варшаву и оттуда — во Францию, где они поселились в Париже. Там Гиппиус создала литературно-философское общество «Зеленая лампа». Среди его завсегдатаев были Иван Бунин, Николай Бердяев, Лев Шестов и другие поэты, писатели и философы.

9 декабря 1941 года в возрасте 76 лет умер Дмитрий Мережковский: это стало для Зинаиды Гиппиус сильнейшим ударом. Последние годы жизни она посвятила работе над биографией покойного мужа. Но эта книга осталась неоконченной и была издана лишь в 1951 году.

Зинаида Николаевна скончалась в Париже 9 сентября 1945 года. Она похоронена под одним надгробием с Мережковским на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В СССР произведения Гиппиус не издавались вплоть до 1990 года.

Могила русских эмигрантов: писателя и философа Дмитрия Сергеевича Мережковского и его супруги, поэтессы и критика Зинаиды Николаевны Гиппиус-Мережковской. Русское кладбище Сент-Женевьев де Буа. Фото: РИА Новости/ В. Хоменко

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Зинаиду Гиппиус называли сатанессой, ведьмой, декадентской мадонной. Ее любили и осуждали за эпатажные выходки, смелость и острый язык. Она была неповторима и уникальна. Еще при жизни ее возвели в ранг великих поэтов Серебряного века. Многие литераторы называют ее гением русского символизма. Сегодня ее стихами зачитывается как молодежь, так и зрелые люди. Итак, биографию Зинаиды Гиппиус и самые интересные факты из ее жизни рассмотрим ниже.

Детство и юность

Поэтесса появилась на свет 20 ноября (по старому стилю 8) 1869 года. Родной город Зинаиды Гиппиус – Белев (ныне это Тульская область).

Девочка родилась в обрусевшей дворянской семье немецкого происхождения. Ее отец, Николай Гиппиус, был известным юристом. Помимо старшей Зинаиды, в семье было еще три дочери – Анна, Татьяна и Наталья. Семья вынуждена была часто переезжать – этого требовала работа Николая Романовича. Поэтому маленькая Зина часто меняла учебные заведения и готовилась к экзаменам дома, с гувернантками. Уже с 7 лет будущая поэтесса писала стихи и вела дневники.

В 1880 году отец семейства получил должность обер-прокурора и отправился с семьей в Нежин. Однако вскоре почувствовал резкое ухудшение здоровья. В 1881 году Николай умер от туберкулеза. Его вдова осталась одна с четырьмя дочерьми на руках, престарелой бабушкой и незамужней младшей сестрой.

Борьба с туберкулезом

Семья переехала в Москву, надеясь улучшить свое материальное положение. Зину отправили учиться в гимназию Фишер, но вскоре у нее диагностировали туберкулез. Анастасия Васильевна, опасаясь за здоровье дочерей, особенно старшей, отправилась в Ялту. Финансовое положение семьи оставалось тяжелым. Следует заметить, что на протяжении всей жизни Зинаида страдала из-за частых болезней верхних дыхательных путей.

В Крыму семью Гиппиус навестил брат Анастасии, Александр Степанов. Он взял на себя решение финансовых вопросов и перевез родных в Тифлис (ныне – Тбилиси). Кроме этого, арендовал для Зинаиды дачу в Боржоми, где она имела возможность поправить свое здоровье.

Однако будущую поэтессу ждала еще одна трагедия. В 1885 году Александр Степанов, дядя Зинаиды, скончался от менингита. Семья вынуждена была остаться в Тифлисе.

Первая и единственная любовь

В 1888 году будущая поэтесса с матерью вновь поехала в Боржоми. Там восемнадцатилетняя Гиппиус познакомилась с писателем Дмитрием Сергеевичем Мережковским. Он выделялся среди ее поклонников молчаливостью и некоей отстраненностью, которые сразу привлекли внимание молодой красавицы.

Почувствовав духовную близость, пара решила пожениться. Через год после знакомства влюбленные обвенчались в церкви Михаила Архангела. Вскоре они переехали в Петербург. Сама Зинаида в своих автобиографических заметках писала, что с тех пор они не разлучались ни на один день в течение 52 лет.

Единый раз вскипает пеной

И рассыпается волна.

Не может сердце жить изменой,

Измены нет: любовь — Одна.

Мы негодуем, иль играем,

Иль лжем — но в сердце тишина.

Мы никогда не изменяем:

Душа одна — любовь одна.

Однообразно и пустынно

Однообразием сильна

Проходит жизнь… И в жизни длинной

Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном — бесконечность,

Лишь в постоянном глубина.

И дальше путь, и ближе вечность,

И все ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,

Но верная душа — верна,

И любим мы одной любовью…

Любовь одна, как смерть одна.

Именно с приезда в Петербург начался творческий путь поэтессы Зинаиды Гиппиус. Она познакомилась с талантливыми писателями, поэтами, художниками, философами. Общество не всегда понимало, но принимало эксцентричную литераторшу.

Молодые супруги, будучи людьми творческими, договорились: Зинаида пишет только прозу, а Дмитрий – только поэзию. Но вскоре сам Мережковский нарушил эту договоренность, ведь в его голове зрел сценарий романа о Юлиане Отступнике.

Позже Зинаида вспоминала о своем браке как о родстве душ и общности идей. Но при этом отношения супругов были платоническими. У обоих случались короткие романы. А ссоры бывали лишь на творческой почве. Но при этом они были очень близки духовно. Это был возвышенный союз двух талантливых душ в бренном мире.

Вихри перемен

Революция 1905 года и расстрел рабочих 9 января оказали сильное влияние на творчество поэтессы. В ее стихах появились политические мотивы. Она и ее муж яростно отрицали самодержавие, считая, что оно пришло от Антихриста. В 1906 году супруги были вынуждены уехать в Париж, где пробыли почти 2 года. При этом они продолжали творить и сотрудничать с русскими изданиями.

В 1908-м Мережковские вернулись на родину. Помимо прозы и стихов, Зинаида Гиппиус также писала критические статьи под псевдонимом Антон Крайний. Ее критика была остра и саркастична, подчас субъективна и капризна. Но в ее профессионализме не было никаких сомнений.

В 1917 году налаженная жизнь супругов вновь рухнула. Мережковские не приняли Октябрьскую революцию. Зинаида Николаевна писала: “… на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение…”.

В 1920 году Гиппиус с мужем нелегально пересекла русско-польскую границу. Но после недолгого пребывания в Польше супруги навсегда иммигрировали в Париж. Здесь они продолжали писать стихи и прозу и даже основали философское общество “Зеленая лампа”, которое просуществовало до 1940 года.

Любовь и смерть

В 1941 году умер Дмитрий Мережковский. Для Зинаиды Николаевны его смерть стала тяжелым ударом, от которого она так и не оправилась. В 1945 году, в возрасте 76 лет, врач констатировал смерть Зинаиды Гиппиус. Ее похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем.

Творчество поэтессы

Что мне делать с тайной лунной?

С тайной неба бледно-синей,

С этой музыкой бесструнной,

Со сверкающей пустыней?

Я гляжу в нее – мне мало,

Я люблю – мне не довольно…

Лунный луч язвит, как жало, –

Остро, холодно и больно.

Я в лучах блестяще-властных

Умираю от бессилья…

Ах, когда б из нитей ясных

Мог соткать я крылья, крылья!

О, Астарта! Я прославлю

Власть твою без лицемерья,

Дай мне крылья!

Я расправлю

Их сияющие перья,

В сине-пламенное море

Кинусь в жадном изумленьи,

Задохнусь в его просторе,

Утону в его забвеньи…

Зинаида Гиппиус – не только талантливая поэтесса. Она прозаик, драматург, литературный критик. В детстве девочка писала шуточные стихи о членах собственной семьи и даже заразила этим увлечением гувернантку и тетю. Однако исследователи ее творчества отмечают, что с ранних лет ей было присуще меланхоличное настроение, которое прослеживается в ее поэзии.

Зинаида была блестящей поэтессой и литератором. Она писала много прозы. В начале ее творческого пути, сразу после замужества, поэтесса печатала прозу в многочисленных журналах. Однако позже признавалась, что не помнит даже названий этих рассказов. Семье просто нужны были средства. Особенно остро в деньгах нуждался Дмитрий Мережковский, который в тот период писал книгу об Юлиане Отступнике.

Позже были написаны еще несколько сборников рассказов, два романа, пьесы. Посредством своего творчества Гиппиус выражала некую идею или тонкое психологическое наблюдение. На творчество литераторши влияли романы Достоевского. Но герои Зинаиды были абстрактными. В них не было огня жизни, который присущ героям романов великого писателя.

А вот стихи Зинаиды Гиппиус наполнены серьезностью и острым умом, которые были присущи этой уникальной женщине. В них практически полностью отсутствует утонченность и женское кокетство. Именно поэтому они столь пронзительны и уникальны.

Ее секретарь, Владимир Злобин, писал, что с детства Зину волновали высокие материи и вечные, философские вопросы. Она еще в юном возрасте чувствовала то, что смогла выразить словами только на склоне лет. Период ее детства (70-80-е годы) не наложил отпечаток на ее жизнь. Будущая поэтесса была словно отстранена от реального мира. Поэтому многие ее стихи абстрактны и сюрреалистичны. Лишь события, произошедшие на ее родине в период с 1905 по 1917 год, оставили отпечаток на ее эмоциональном состоянии.

Я в тесной келье – в этом мире

И келья тесная низка.

А в четырех углах – четыре

Неутомимых паука.

Они ловки, жирны и грязны,

И все плетут, плетут, плетут…

И страшен их однообразный

Непрерывающийся труд.

Они четыре паутины

В одну, огромную, сплели.

Гляжу – шевелятся их спины

В зловонно-сумрачной пыли.

Мои глаза – под паутиной.

Она сера, мягка, липка.

И рады радостью звериной

Четыре толстых паука.

Интересные факты о знаменитой поэтессе

Внешность Зинаиды Николаевны Гиппиус, как и ее творчество, были поистине уникальны и неповторимы. Новых знакомых поражал ее яркий и неординарный внешний вид – густые локоны с медным отливом, миндалевидные зеленые глаза, худоба и необычные наряды. Однако еще более экстравагантным было ее поведение.

Критиков приводили в бешенство известные всей России строки:

Но люблю я себя, как Бога, —

Любовь мою душу спасет.

Первое впечатление о Зинаиде складывалось неоднозначное. Многие литературоведы отмечают, что Гиппиус казалась высокомерной и холодной особой. Она умела добиться от толпы восхищения и вела себя как королева. Но при этом внутри она оставалась чутким и добрым человеком. Именно она помогла обрести известность многим талантливым поэтам, в числе которых были Сергей Есенин, Осип Мандельштам, Александр Блок. С последним она разорвала отношения после начала Октябрьской революции.

Зинаида питала слабость к мужскому образу. Некая маскулинность ее характера резко констатировала с нежным нравом ее супруга. Она часто использовала мужские псевдонимы, писала стихи от лица мужчины. А порой появлялась на публике в мужских костюмах и с ярким макияжем.

Заключение

Биографию Зинаиды Гиппиус можно обсуждать бесконечно. Она – неординарная, невероятная личность и просто незабываемая, красивая женщина.

Похожие статьи

Детские годы

Будущая поэтесса появилась на свет 20 ноября 1869 года в Тульской области. Девочка родилась в дружной семье дворянского происхождения. Отец Зинаиды был известным в те времена юристом, услуги которого пользовались огромным спросом. В семье на тот момент росли ещё три дочери. Всё семейство было вынуждено часто менять место жительства, так как этого требовала весьма прибыльная работа Николая Романовича.

image

Зинаида в детстве

В 1880 году отца Зинаиды назначают на пост судьи, и семья вновь меняет место жительства. Теперь их домом становится город Нежин. Девочка поступила в Киевский институт благородных девиц, однако уже спустя шесть месяцев её забрали оттуда. За полгода Зинаида сильно истосковалась по дому, и родители решили отвезти её домой.

В юности

Страшным ударом для всей семьи оказалась смерть Николая Гиппиус. Отец поэтессы умер в марте 1881 года от туберкулеза. Помимо огромного горя, охватившего всё семейство, это событие также оставило их всех без денег, ведь работать было некому. Так, вскоре они переезжают в Москву. Зинаида поступила в гимназию Фишер. К сожалению, болезнь, от которой погиб отец, перекинулась и на его потомство. В Москве у маленькой Зины обнаружился туберкулез. Так, семья переехала в Крым, где, как надеялась мать, её дети могли поправить здоровье.

С тех пор Зинаида стала полностью состоять на домашнем обучении. Во многом именно столь сложное и мрачное детство в большей степени повлияло на непростой и закрытый характер будущей поэтессы. Зинаида никогда не интересовалась точными науками, предпочитая сочинять стихи и вести дневник, что и было её первым литературным опытом. Впоследствии ей даже удалось подсадить на творчество гувернанток и тётку.

Из Крыма семья перебралась на Кавказ, где жил Александр Степанов, брат матери. Благодаря его финансовой помощи они смогли позволить себе провести всё лето в Боржоми. Спустя год всё семейство перебралось в Манглиси, где их застала новая трагедия. Александр Степанов скончался от воспаления мозга. Так, Гиппиусам пришлось остаться на Кавказе.

Благодаря природной красоте и обаянию, Зинаиде удалось сходу покорить творческие круги Тифлиса. Каждый, кто сталкивался со златокудрой красавицей, оказывался полностью очарованным, как её обаятельной внешностью, так и необычным и сложным характером. Там ей удалось сформировать собственный поэтический кружок, где множество молодых людей вместе с ней писали стихи и поэмы, подражая Семену Надсону, популярному в те годы поэту. Уже в то время творчество Гиппиус сильно выделялось среди массы однотипных и серых работ её друзей и знакомых.

image

В молодости

Читайте также:  Онлайн чтение книги Парцифаль Parzival I

Личная жизнь

image

Зинаида искренне верила в то, что Февральская революция способна, наконец, освободить народ от той власти, которая была установлена насильственными методами. Она надеялась, что за паникой последует свобода идеи, мысли и слова, поэтому Гиппиус и Мережковский не только поддерживали революционеров, но даже познакомились с Керенским, чтобы лично высказать ему свою признательность. Их квартира на тот момент больше напоминала «филиал» Государственной Думы, ведь там каждый вечер проходили горячие дебаты революционеров и обсуждения того, как лучше свергнуть власть и для чего это необходимо народу.

Однако за Февральской последовала Октябрьская революция, которая шокировала пару и вынудила их бежать. Понимая, что теперь их произведения на революционную тематику могут лишь навредить им, Мережковский и Гиппиус уезжают сначала в Польшу, где они разочаровываются в политике Пилсудского, а затем обосновываются во Франции. К слову, даже находясь далеко от родной страны, супруги продолжают остро реагировать на её проблемы. Для того чтобы хоть как-то показать своё отношение к России и выразить ей свою любовь, Гиппиус в 1927 году создает в Париже общество «Зелёная лампа», которое должно было сплотить всех эмигрантов-писателей, вынужденных покинуть родину так, как это сделали Мережковский и Гиппиус.

Самые интересные факты

Зинаида Гиппиус обладала отличным даром поэтессы и неординарной внешностью, притягивающей внимание мужчин. У женщины были густые локоны с насыщенным медным отливом и зелёные миндалевидные глаза. Она была излишне стройна и всячески подчёркивала свою худобу экстравагантными нарядами. Но более экстравагантным было поведение поэтессы.

Первое впечатление о ней всегда было неоднозначным. Некоторые известные литераторы считали, что Гиппиус была слишком высокомерной, злобной и холодной личностью. Она умела всего за несколько минут вызвать у толпы всплеск восхищения, после чего вела себя, как настоящая княгиня. Но, несмотря на всё это, за маской сильного человека скрывалась добрая и чуткая женщина. Именно Гиппиус помогла многим талантливым поэтам обрести столь долгожданную известность.

В архивах сохранилась информация о том, что Зинаида испытывала некую страсть к образу сильного мужчины. Присущая ей маскулинность характера резко переплеталась с нежным нравом её супруга. Гиппиус часто использовала различные псевдонимы мужчин, чтобы писать стихи от их лица.

К не менее интересным и шокирующим историческим фактам можно отнести:

image

В 1888 году выходят в свет первые произведения Зинаиды под псевдонимом «З. Г.». Их публикацией Гиппиус обязана Мережковскому – человеку, который навсегда изменит её жизнь, однако не сможет повлиять на творчество. Все произведения поэтессы так и останутся мрачными и меланхоличными. В 1890 году, видя любовный «треугольник» в собственном доме (её служанка влюбилась в двух мужчин разных социальных слоёв), Зинаида Гиппиус впервые пишет прозу «Простая жизнь». После того, как произведение закончено, оно на несколько месяцев остается в тени, так как ни один журнал не может опубликовать подобное. К тому моменту, когда Гиппиус и Мережковскому даёт отрицательный ответ последний литературный журнал, паре становится понятно, что этот рассказ провалился. Но спустя неделю, неожиданно для Мережковского, приходит ответ от «Вестника Европы» – журнала, с которым мужчину связывали отнюдь не дружеские отношения. Редактор соглашается опубликовать рассказ, и это становится дебютным прозаическим произведением Зинаиды Гиппиус.

После этого, вдохновленная популярностью, девушка создает «В Москве» (1892), «Два сердца» (1892), «Без талисмана» (1893) и «Мелкие волны» (1894). Благодаря тому, что талант поэтессы был ранее признан одним литературным журналом, с этого момента редакторы уже сами предлагают ей публиковаться сначала в «Северном вестнике», потом в «Русской мысли» и других известных на тот момент изданиях.

Смерть поэтессы

image

История любви Гиппиус и Мережковского впечатляет своей преданностью и искренностью, так как эти два уникальных человека могли понимать друг друга даже без слов. После внезапной смерти Дмитрия Зинаида принялась за написание книги о своём муже. Но произведение под названием «Дмитрий Мережковский» так и не было закончено, так как у поэтессы из-за болезни перестала работать правая рука. Без своего любимого творчества женщина начала терять здравый рассудок.

Писательница неоднократно говорила, что она хочет воссоединиться со своим любимым мужем. На этой почве она часто предпринимала различные попытки свести счёты с жизнью, чтобы покинуть этот мир раньше положенного срока. Но все действия заканчивались неудачами, из-за чего фантазия Зинаиды создала вымышленный мир, в котором такой любимый Дмитрий был по-прежнему жив.

Единственным утешением для души сходившей с ума женщины была её любимая кошка. Животное никогда не отходило от своей хозяйки. Удивительным считается то, что кошка внезапно покинула женщину только в день её смерти. Умирая, Зинаида Николаевна напрасно пыталась отыскать рукой верную спутницу своих последних лет. Василий Зеньковский по всем правилам причастил Зинаиду вечером 1 сентября 1945 года. Женщина на тот момент мало что понимала и практически не говорила.

Настоящая легенда Серебряного века тихо ушла в небытие вечером 9 сентября 1945 года. На тот момент Зинаиде было 76 лет. Похоронили её на русском кладбище под названием Сен-Женевьев-де-Буа, в одной могиле с супругом, как она и хотела. Непревзойдённое литературное наследие величественной мистификаторши сохранилось в больших сборниках драм, стихов с глубоким смыслом и величественных романов.

Краткая биография

  1. Родилась 8 ноября 1869 года в городе Белеве, в Тульской губернии.
  2. 1881 год – смерть отца.
  3. 1882 год – переезд в Москву и обучение в гимназии Фишер.
  4. 1885 год – переезд в Тифлис.
  5. 1888 год – публикация первых стихотворений в «Северном вестнике».
  6. 1889 год – брак с Дмитрием Мережковским.
  7. 1891-1892 – путешествие по Европе.
  8. 1901-1903 – открытие Религиозно-философских собраний вместе с Дмитрием Мережковским и Дмитрием Философовым.
  9. 1904 год – публикация «Собрания стихотворений».
  10. В 1906 году Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский покидают Россию и переезжают в Париж.
  11. 1908 год – возвращение в Россию.
  12. 1920 год – эмиграция во Францию.
  13. 1928 год – участие в съезде русских писателей-эмигрантов.
  14. Скончалась 9 сентября 1945 года в Париже.

image

Отзывы читателей

Зинаида Гиипус в своё время писала настоящие шедевры. При создании своих стихов поэтесса стремилась отобразить все свои чувства и переживания, так как порой одними только словами сложно выразить все накопленные эмоции. Творчество этой женщины не только удивляет, но и вдохновляет на новые свершения.

Илона

Если выполнить краткий анализ портрета писательницы, то можно понять, что в своё время эта женщина пыталась всяческими путями проявить свою индивидуальность и целеустремлённость. Многие её стихи являются символистскими, так как она писала обо всех темах, которые волновали не только её, но и окружающих людей.

Максим

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий