Любимый художник императора Рима, несчастный муж и другие факты о великом мастере Возрождения Дюрере

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Updated: 31.05.2020

Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer; родился 21 мая 1471 — умер 6 апреля 1528 гг.) — величайший немецкий художник эпохи Возрождения, гениальный мастер средневековой живописи, гравюры и графики. Дюрер известен в истории Европы также в качестве талантливого математика, теоретика искусства и автора практических руководств для художников на немецком языке. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер создал новую теорию фортификации и написал для потомков подробную автобиографию.

image

Биография Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в городе Нюрнберге в семье эмигранта из Венгрии и дочери местного ювелира. Он был третьим ребенком из восемнадцати появившихся на свет детей в семье. Но до совершеннолетия помимо будущего гения дожили только два его младших брата.

image

Отец художника — Альбрехт Дюрер Старший с детства пытался привить сыну интерес к работе в ювелирной мастерской, но безуспешно. Подросток проявил страстное желание заняться рисованием и возрасте 15 лет был отдан на обучение в мастерскую Михаэля Вольгемута (Michael Wolgemut). Здесь юноша освоил основы живописи и гравюры по дереву, помогал учителю создавать иллюстрации для знаменитой Книги хроник.

В 1490 году Дюрер отправился в путешествие по городам Священной Римской Империи, чтобы продолжить обучение у других мастеров. В Кольмаре ему удалось познакомиться с братьями недавно умершего известного гравера по меди Мартина Шонгуэра (Martin Schongauer) и поработать в его мастерской. В Базеле Альбрехт обучался искусству ксилографии, а в Страсбурге написал известный «Автопортрет с чертополохом» и отправил его в родной город в качестве подарка невесте.

По возвращении домой в 1494 году Дюрер женился на девице знатного рода Агнесе Фрей и этим повысил свой социальный статус. Через два месяца после свадьбы художник отправился в поездку по Италии, где изучал творчество:

  • Андреа Мантеньи (Andrea Mantegna);
  • Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo);
  • Джованни Беллини (Giovanni Bellini).

В этот период появилось на свет множество пейзажных зарисовок автора.

Вернувшись с Апеннин в 1495 году, Дюрер наконец-то открыл в родном Нюрнберге собственную мастерскую и смог вплотную заняться изготовлением гравюр на дереве и меди. В течение 10 последующих лет он активно сотрудничал с местными издателями, создал множество ксилографий, в том числе для «Апокалипсиса» и «Страстей святой Бригитты» Антона Кобергера.

В это же время растет известность автора как мастера живописи. Он пишет портреты соотечественников, создает знаменитое полотно «Поклонение волхвов», полиптих «Семь скорбей» и алтарный образ «Дрезденский алтарь».

С 1505 по 1507 год Дюрер повторно отправляется в Италию, где знакомится с работами Тициана (Tiziano Vecellio), Джорджоне (Giorgione), Пальма Веккио (Palma il Vecchio). В Венеции он написал «Праздник четок» и заслужил славу умелого живописца среди местных художников.

В 1507-1520 годах Дюрер снова живет и работает в Нюрнберге. Он усердно оттачивает мастерство гравюры, так как именно этот вид искусства приносит автору наиболее щедрые доходы. Мастер создает множество гравюр на заказ, пробует себя в технике сухой иглы.

В 1520-21 годах уже признанный в Европе мастер совершает поездку в Голландию. Здесь он изучает работы знаменитых местных художников:

  • братьев ван Эйков: Hubert van Eyck и Jan van Eyck;
  • Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes);
  • Дирка Баутса (Dirk Bouts);
  • Ганса Мемлинга (Hans Memling).

На обратном пути делает множество зарисовок с видами Рейна и Майна.

Последние годы великий мастер создает глубокие с художественной точки зрения произведения и готовит к изданию труд об анатомических пропорциях.

Умер Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года в родном городе, где и находится его могила.

Известные картины Альбрехта Дюрера

Выдающийся мастер средневекового искусства оставил после себя огромное творческое наследие. Одних только рисунков сохранилось более 900. Известные работы Альбрехта Дюрера украшают экспозиции многих музеев мира и частные коллекции. Среди них:

  • «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500) — уникальное для того времени изображение живого человека на картине в фас. Таинственная и символическая работа мастера.
  • «Адам и Ева» (1507) — картина, нарисованная маслом на двух досках (диптих). Первое в немецкой живописи произведение с изображением обнаженных людей в натуральную величину.
  • Алтарь «Поклонение Святой Троице» (1511) — необычный вариант алтарного образа без боковых створок. В правом нижнем углу художник нарисовал себя и сделал авторскую надпись.
  • Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513) — одна из трех знаменитых мастерских гравюр Дюрера. Аллегорическое изображение презрения к сомнениям и опасности.

Альбрехт Дюрер по праву считается великим мастером средневекового искусства. Его вклад в мировую культуру огромен, а работы вызывают чувство глубокого восхищения.

Участвуйте в аукционах на портале Very Important Lot, чтобы купить оригинальные произведения искусства. Приобретайте на нашем сайте напрямую картины современных художников.

Биография

Альбрехт Дюрер – немецкий художник, чьи достижения оставили след в науке и искусстве. Он писал картины, создавал рисунки, гравюры. Мастер увлекался изучением геометрии и астрономии, философии и градостроительства. Память о талантливом деятеле искусств исчисляется большим количеством работ. Объем наследия, оставленного Альбрехтом Дюрером, сравним с коллекциями Рембрандта и Леонардо да Винчи.

Детство и юность

Деятель эпохи Возрождения появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 года в семье венгров, мигрировавших в Германию. Немецкий живописец – 3 ребенок из 18 детей ювелира. К 1542 году в живых остались только трое братьев Дюрер: Альбрехт, Эндрес и Ханс.

Родители Альбрехта Дюрера

В 1477 году Альбрехт уже был учеником латинской школы, а дома часто помогал отцу. Родитель лелеял надежды, что мальчик продолжит семейное дело, но биография сына сложилась иначе. Талант будущего живописца стал заметен рано. Получив первые знания от отца, мальчик задался целью учиться у гравера и живописца Михаэля Вольгемута. Дюрер-старший недолго негодовал и отправил Альбрехта под опеку кумира.

Мастерская Вольгемута имела безупречную репутацию и популярность. 15-летний юноша перенял навыки живописи, рисунка и гравирования по дереву и меди. Дебютом стал «Портрет отца».

Автопортрет Альбрехта Дюрера в детстве

С 1490 по 1494 годы Альбрехт путешествовал по Европе, обогащая знания и набираясь опыта. В Кольмаре Дюрер работал с сыновьями Мартина Шонгауэра, которого не успел застать в живых. Альбрехт был вхож в круг гуманистов и книгопечатников.

В путешествии молодой человек получил письмо от отца, оповещавшего о договоренности с семейством Фрей. Благородные родители согласились выдать дочь Агнесс замуж за Альбрехта. Он обрел новый статус и завел собственное дело.

Живопись

Творчество Дюрера безгранично, как и спектр идей и интересов. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями деятельности. Деятель искусства оставил наследие, исчисляемое 900 листами изображений. По объему и разноплановости работ искусствоведы сравнивают его с Леонардо да Винчи.

Рисунок Альбрехта Дюрера «Заяц»

Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.

Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.

Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия»

Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.

Работы хорошо продавались. Живописец сотрудничал с городскими изданиями, создавая изображения на заказ. В 1498 году он изготовил ксилографии для издания «Апокалипсис», что принесло автору известность в Европе. Дюрера приняли в общество гуманисты, лидером которых был Кондрат Цельтис.

В 1505 году художник создал для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции алтарный образ под названием «Праздник четок». Сюжет описывает доминиканских монахов, молящихся с четками. В центре изображения – Дева Мария и младенец Иисус.

Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов. Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы. Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.

Картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов»

«Поклонение волхвов» написано по возвращении из Италии и демонстрирует черты, присущие итальянскому Ренессансу. Картина описывает библейский сюжет. Работы Дюрера, созданные в период с 1507 по 1511 годы, отличаются симметрией, прагматичностью, строгой манерой изображения. Дюрер следовал пожеланиям заказчиков и придерживался консервативной традиции, не ограничивавшей цикл его венецианских работ.

Встреча с императором Максимиллианом I стала знаковой для творческого деятеля. Ознакомившись с произведениями живописца, правитель заказал изготовление собственного портрета. Но расплатиться сразу не смог, поэтому назначил художнику ежегодную премию. Она позволила Дюреру отойти от живописи, заняться гравюрой и научными исследованиями. «Портрет Максимиллиана» известен на весь мир: венценосная особа изображен с желтым гранатом в руках.

Картина Альбрехта Дюрера «Портрет Максимиллиана I»

Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.

Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.

Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»

«Рыцарь, смерть и дьявол» – известнейшая гравюра художника, символизирующая жизненный путь человека. Вера охраняет его от искушений, дьявол ждет момента для порабощения, а смерть отсчитывает часы до кончины. «Четыре всадника Апокалипсиса» – работа из библейского цикла. Победитель, Война, Голод и Смерть сметают всех и вся на пути, воздавая каждому по заслугам.

Личная жизнь

В 1494 году Альбрехт Дюрер по настоянию отца женился на Агнессе Фрей, представительнице старинного рода. Как это часто случалось в те времена, молодые люди не виделись до свадьбы. Единственной весточкой от жениха стал автопортрет. Дюрер не был поклонником института семьи и посвящал себя творчеству. Супруга оставалась холодна к искусству. Возможно, в этом причина того, что личная жизнь мастера связана исключительно с его работами.

Альбрехт Дюрер и его жена Агнесса Фрей

Сразу после венчания Альбрехт покинул юную супругу, уехав в Италию. Он оставался безэмоциональным по отношению к жене всю совместную жизнь. Дюрер получил признание, обзавелся статусом и положением в обществе, но так и не достиг согласия с Агнесс. Союз не принес потомства.

Смерть

После смерти Максимиллиана I в 1520 году выплата премии Дюреру прекратилась. Он предпринял поездку для разъяснения обстоятельств и, находясь в Нидерландах, заболел.

Могила Альбрехта Дюрера

Биографы предполагают, что художника сразила малярия. Приступы недуга мучили живописца до последних дней. Спустя 8 лет, 6 апреля 1528 года, живописец скончался в родном Нюрнберге.

Произведения

  • 1490 – «Портрет отца»
  • 1490-1493 – «Чудесное спасение утонувшего мальчика из Брегенцы»
  • 1493 – «Се, человек»
  • 1496 – «Портерт Фридриха III Мудрого»
  • 1496 – «Святой Иероним в пустыне»
  • 1497 – «Четыре ведьмы»
  • 1498 – «Апокалипсис»
  • 1500 – «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»
  • 1504 – «Поклонение волхвов»
  • 1507 – «Адам и Ева»
  • 1506 – «Праздник венков из роз»
  • 1510 – «Успение Богородицы»
  • 1511 – «Поклонение Святой Троице»
  • 1514 – «Меланхолия»
  • 1528 – «Заяц»

Живописец, гравер, акварелист, писатель, математик: Дюрер был многогранным гением, который благодаря настойчивости и новаторству зарекомендовал себя как один из важнейших мастеров Высокого Возрождения. Правда ли, что Дюрер написал первый цветной пейзаж? Как ему удалось создать авторские права? Ниже перечислен список самых интересных фактов из биографии Дюрера.Альбрехт Дюрер родился в немецком городе Нюрнберг в мае 1471 года и был одним из 18 детей Альбрехта и Барбары Дюрер (только трое из детей дожили до совершеннолетия). Его отец, в честь которого он был назван, был успешным ювелиром венгерского происхождения. Молодой Альбрехт учился у него, впоследствии став художником. Талант Альбрехта был заметен с самого раннего детства. Великолепное мастерство отражает первая значительная работа Дюрера, которую он написал в возрасте 13 лет! Автопортрет 1484 года, на котором он изображен с широко раскрытыми глазами и пухлыми щеками, является самым ранним автопортретом европейского мастера, который сохранился до наших дней. “Автопортрет в 13 лет”Благодаря его многочисленным заметкам, журналам и публикациям имеется гораздо больше информации о жизни Дюрера, чем у большинства художников эпохи Возрождения. Особенно это актуально для выходцев из северных стран. В его сочинениях можно найти подробности о стоимости работ, клиентуре и представления о различных техниках, стилях и методах. Помимо этих письменных записей, Дюрер оставил еще одну бесценную автобиографическую работу: свои автопортреты. Дюрер считается первым, кто создал автопортрет в современном понимании этого слова. На них Дюрер смотрит прямо на зрителя, образуя прямую связь и выстраивая отношения с аудиторией. Благодаря славе, достигнутой им при жизни, Дюрер также является одним из наиболее хорошо задокументированных художников эпохи Возрождения. Автопортреты ДюрераРасположенный в центре Священной Римской империи и Европы, Нюрнберг был выгодным в экономическом и производственном отношении центром. Серебро и медь, добываемые в соседних Саксонии и Богемии, были превращены множеством городских мастеров-металлистов в предметы роскоши и утилитарные товары. Город также был колыбелью гуманистической мысли – “домом” для таких талантов, как Виллибальд Пиркхаймер, Конрад Селтис и Филипп Меланхтон. Будучи родоначальниками типографии и книгопечатания (которые помогали быстро распространять послания Реформации), Мартин Лютер называл их «глазами и ушами Германии». Кроме того, Дюрер происходил из рода преуспевающих и талантливых мастеров: его дед по материнской линии и его отец работали в Нюрнберге ювелирами. По крайней мере, два его брата прошли обучение в мастерской своего отца. Один в итоге взял на себя семейный бизнес. Его крестный отец, Антон Кобергер, тоже был ювелиром, но оставил свое дело и в конечном итоге стал самым успешным издателем Германии. Родители Дюрера (его работы)Альбрехт проявлял художественные таланты с юных лет, создав замечательный рисунок маленького мальчика с надписью «Когда я был ребенком» (первый из его автопортретов). Получив общее образование от своего отца, он тоже научился у него основам работы с металлом и дизайну. Эти навыки помогли ему поступить в мастерскую Михаэля Вольгемута. Вольгемут был выдающимся художником и гравером, известным своими гравюрами на дереве. Таким образом, Дюрер оказался в центре процветающего художественного сообщества Германии. Инфографика: о художникеЛичная жизнь Дюрера не столь известна, как его карьера. Но существующие данные доказывают, что он был не самым счастливым человеком. Отец художника сам устроил его брак 7 июля 1494 года, чтобы дать сыну более престижный социальный статус. К слову, невеста, Агнес Фрей, была дочерью известного немецкого основателя и арфиста Ганса Фрея. Агнес появляется в нескольких работах Дюрера. Сложно по ее портретах сказать, как именно относился художник к своей супруге. Но источники указывают на то, что пара не очень-то и ладила. Тем более, едва поженившись, Дюрер оставил Агнес и уехал в Италию. Она также не сопровождала его во второй поездке. Оставшись в Нюрнберге, она отвечала за продажу его гравюр на ярмарках. А вот в 1512 году она уже поехала с ним в Голландию, но Дюрер часто писал, что они даже не обедают вместе и что он ненавидит ее друзей. К слову, у них никогда не было детей. Портреты АгнесДюрер путешествовал на протяжении всей своей жизни, регулярно искал вдохновение и клиентов за границей. Его первое крупное путешествие произошло в 1490 году (он посетил Франкфурт и Базель и др. места). После короткого возвращения в Нюрнберг для заключения брака последовала еще одна поездка – на этот раз через Альпы в Венецию. Именно там он был очарован работами Андреа Мантенья и Джованни Беллини (его особенно вдохновили скульптурные обнаженные тела первого и Мадонны второго). В последующие десятилетия Дюрер приобрел значительную известность в Италии, где даже историк искусства Джорджо Вазари, особенно пренебрежительно относившийся к художникам не из Италии, восхвалял его «прекрасные фантазии и изобретения». Он был прекрасным художником и еще более прекрасным гравером – возможно, величайшим из когда-либо существовавших. В живописных произведениях Дюрера преобладают портреты, запрестольные образы и личные религиозные образы. Во время своего путешествия через Альпы из Венеции он также написал серию топографических акварелей, которые, по мнению некоторых, были первыми чисто пейзажными исследованиями в истории искусства. Меланхолия/Тайная вечеря”Во время своих долгих путешествий Дюреру удавалось достигать новшеств в своем творчестве. Осенью 1494 года он уехал в северную Италию, остановился в Венеции и проехал через Болонью, Падую и Мантую. На обратном пути весной 1495 года он остановился в Альпах, где создал серию акварельных пейзажей. Именно в это время Дюрер создал первый пейзаж, окрашенный в цвет, соответствующий существующему месту. “Вид на Тренто”/ Фото:www.frammentiarte.itВозможно Дюрер прекрасно осознавал, что через 500 лет его биографией и работами будет интересоваться весь мир. Именно поэтому он вел дневники и подписывал свои работы. Последнее он начал делать уже в середине 1490-х. Подписью Дюрера служили инициалы. И в самом деле, монограмма «AD» стала настолько уважаемой и ценной, что художники постоянно стремились подделать ее, копируя его работы. Дюрер даже подал в суд на одного из них, Маркантонио Раймонди из Болоньи, что спровоцировало первый иск о нарушении авторских прав в истории искусства. Подписи ДюрераУспех гравюр и картин Дюрера побудил императора Священной Римской империи Максимилиана I разыскать его. С 1512 года Дюрер регулярно получал заказы от императора, который стал его самым прибыльным покровителем. Многие из произведений искусства, заказанных Максимилианом, были созданы в качестве пропаганды, чтобы прославить его достижения как лидера. Такой работой служила «Триумфальная арка» и знаменитый портрет императора. Портрет Императора Максимилиана IДюрер заболел предположительно малярией во время поездки в Нидерланды в 1521 году. С тех пор приступы лихорадки стали такой же регулярной частью его жизни, как консультации с врачом. Он умер в возрасте 56 лет в 1528 году. Его друг Пиркхаймер написал для него надгробную эпитафию: «То, что было смертельно для Альбрехта Дюрера, лежит под этим курганом». Есть легенда о том, друзья тайно эксгумировали его тело через несколько дней после захоронения, чтобы сделать гипсовые слепки его лица и рук. Прядь волос была также отрезана с его головы и отправлена в качестве реликвии святого в Страсбург к его лучшему ученику Хансу Бальдунгу.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Содержание

Альбрехт Дюрер – выдающийся немецкий художник, мастер живописи, графики и гравюры конца XV – начала XVI века, признанный и прославившийся при жизни величайший мастер западноевропейского искусства. Примечательно, что Дюрер был первым европейским художником, составившим своё биографическое жизнеописание, названное им «Семейной хроникой».

Корни художника

Родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, принадлежавшем тогда Священной Римской империи. Отец будущего художника, тоже Альбрехт, был переселенцем из Венгрии. Свою родовую фамилию Айтоши (от венгерского слова «дверь») вольно перевёл на немецкий язык и стал Дюрер. Он был ювелиром, мать Барбара Хольпер занималась домом и детьми – 18 родов отняли у женщины здоровье. По воспоминаниям, описанным лично Альбрехтом Дюрером в биографии, его братья и сёстры умирали кто в младенчестве, кто в детстве, кто повзрослев. Зрелых лет достигли только три брата, которые все посвятили жизнь творчеству: сам Альбрехт, который был третьим ребёнком (иногда его упоминали как Альберта), а также его младшие братья Ханс и Эндрес.

Три наиболее важных человека в жизни

Художественное дарование и мировоззрение Альбрехта складывалось и развивалось под влиянием трёх авторитетов: отца, крёстного и друга.

Альбрехт Дюрер-отец (1427-1502), по воспоминаниям сына, провёл жизнь «в великом старании и тяжком труде», был заботливым, добрым и честным человеком, признанным и уважаемым в Нюрнберге мастером золотых дел.

Крёстный отец Антон Кобергер (ок.1440-1513) был основателем типографской мастерской, со временем ставшей самой большой в Европе.

Семья ювелира Дюрера жила по соседству с семьёй юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Принадлежность к разным городским сословиям не мешала тесному общению: Альбрехт-сын, из ремесленников, на всю жизнь подружился со своим ровесником, сыном патрициев Пиркгеймеров Виллибальдом, который впоследствии станет одним из лидеров европейских гуманистов, будет поддерживать друга в просвещении и продвижении.

Детство

В 6-летнем возрасте Альбрехт пошёл в школу при церкви св. Себальда, ближайшей к дому. Впоследствии именно её прихожанином стал художник на всю жизнь, по его рисункам выполнен витраж, поныне украшающий её.

Кроме учёбы в школе было знакомство с ремеслом главы семьи. Отец давно обратил внимание на твёрдость руки и точность глазомера Альбрехта-сына: при необходимости он спокойно обходился без циркуля и линейки, его линии и круги были идеальны. Конечно, у мастера золотых дел была надежда на продолжение сыном династии, и тот с малых лет вовлекался в процесс создания ювелирных изделий, обучался азам тонкого искусства.

imageСтремление к живописи и первые шаги к искусству гравюры

Но в 10-летнем возрасте сын вдруг сделал открытие для самого себя: счастье от касания серебряного карандаша к бумаге ни с чем не сравнимо. Не желая расстраивать отца, он сначала рисовал тайком и с этой страстью ничего не мог поделать: «Рисование стало необходимо, как воздух».

Альбрехт Дюрер-отец со временем сдался и устроил сына, когда тому было уже 15 лет, в мастерскую Михаэля Вольгемута (1434-1519), самого именитого на то время нюрнбергского художника. Занятия у разностороннего мастера выявили особый интерес и способности ученика к гравированию по дереву. Пристрастие к объёмным формам и пропорциям стало важнее увлечения красками и тонами.

Путешествия как часть образования, эльзасский Кольмар

Традиционная программа профессионального становления художника обязательно включала поездки молодого дарования по культурным столицам Европы с целью обучения у проживающих там известных мастеров. Альбрехт Дюрер не стал исключением. По достижении 18 лет он по решению отца отправился в первое странствие в Нидерланды и на юг Германии. Доподлинно известно о его посещении города Кольмар – он имел рекомендательное письмо от отца к художнику Мартину Шонгауэру. Но оказалось, что тот скончался год назад.

Братья Шонгауэр и новая техника

К счастью, Альбрехта Дюрера приняли братья почившего мастера, также занимавшиеся ювелирным искусством и гравировкой. Каспар, Людвиг и Пауль познакомили молодого художника с гравировкой по новому материалу –  меди. Эта техника появилась не так давно и требовала твёрдой умелой руки, способной действовать тонко и точно. Заключалась в том, что изображения и надписи создавались не от ведения резца непосредственно по меди, а посредством передвижения самой медной пластины под резцом. При этом кисть рабочей руки сохраняет неподвижность.

Сложнейшая техника мало кому давалась, но Дюрера трудности не пугали, и вскоре он по мастерству не уступал своим учителям, а судя по известности спустя века, превзошёл их. Самые знаменитые произведения Альбрехта Дюрера – гравюры «Святой Иероним в келье», «Меланхолия» и «Рыцарь, Смерть и Дьявол» сделаны именно на меди.

Художник-иллюстратор, Базель

Научившись чему мог в Кольмаре, Дюрер поселился в Базеле, центре европейского книгопечатания, у ещё одного брата Шонгауэр, Георга. В эти несколько лет он увлёкся иллюстрированием изданий, им было создано более двух сотен рисунков для книг сатирического, гуманистического и прочего популярного тогда содержания. Автору иллюстраций едва исполнилось 20 лет, а известность его как талантливого и нестандартного художника уже давала плоды: рисунки Дюрера приносили доход.

Отец сосватал невесту для сына

Руки молящегося

Через 4 года учёбы в странствиях Альбрехт получил письмо с отцовским требованием прибыть немедленно домой. Повод был значительный – пора жениться. Отец нашёл для 22-летнего сына молодую невесту из подходящей, очень уважаемой семьи: Агнес Фрай, дочери зажиточного владельца механических цехов, было 15 лет. Будущий тесть художника имел вес в обществе, входил в городское руководство. Были слухи о его родственных связях с итальянской династией банкиров Медичи. В общем, намечалась выгодная для сына трудолюбивого, но не богатого ювелира, партия. Приданое в 200 гульденов, немалая сумма по тем временам, было совсем не лишним.

Отступление: нюрнбергская изобретательность

Кстати, придумывать удивительные новинки и производить точные инструменты мастера Нюрнберга во все времена умели на славу: первая в Германии бумажная фабрика, печатная мастерская, прототип первых в мире наручных часов и даже глобус были созданы в эпоху Альбрехта Дюрера. Городской совет следил, чтобы интеллектуальные богатства оставались в городе, помогал им, а те без разрешения не могли выехать. Так предотвращалась «утечка мозгов», а шкатулка изобретений мастеров Нюрнберга постоянно пополнялась.

Отношение сына к решению отца

Документальных свидетельств отрицательного отношения к отцовскому сватовству нет, по-видимому, сын никак не противодействовал этому родительскому решению. Он был воспитан в благочестии, почтении к отцу и любви к матери, протест и ослушание не могли прийти ему в голову. В довершение своей сыновней покорности жених специально для заочного знакомства с невестой, не видевшей его ранее, послал ей собственное изображение. Альбрехт Дюрер автопортретом желал понравиться девушке, поэтому приукрасил свой облик: ярко-рыжие локоны, вычурный наряд позже вызовут упрёки в самолюбовании. Это известный «Автопортрет с чертополохом» (1493), экспонат Лувра.

Семейная жизнь

В 1494 году состоялась свадьба. Брак упрочил социальное и материальное положение художника, но не упоминался им как счастливый, хотя и продлился до самой смерти Альбрехта. По воспоминаниям его друга Виллибальда Пиркгеймера, семейная жизнь не сложилась, к тому же, у пары не было детей. Сохранилась переписка друзей, свидетельствующая о многочисленных любовных похождениях Виллибальда и нисколько не проливающая свет на возможные подобные приключения Альбрехта.

Всего через два месяца семейной жизни Дюрер уедет от молодой жены в Венецию, так же легко он будет с ней расставаться всю жизнь, разъезжая по Европе. Романтики и любви этот меланхолический красавец с утончёнными чертами лица и трепетными длинными пальцами ни в браке, ни вне его, по-видимому, не нашёл.

Отступление: внешность художника

По описанию, сделанному в качестве очерка-предисловия к труду Дюрера о пропорциях немецким историком XVI века Иоахимом Камерарием Старшим, Альбрехт Дюрер был стройным, с хорошей осанкой мужчиной с выразительным лицом, на котором выделялись «сверкающие глаза и нос благородной формы».  Он имел «довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот, мускулистые бёдра, крепкие и стройные голени». Особой изящностью выделялись пальцы художника. Кроме внешности, соответствующей его благородному духу, Дюрер имел грамотную речь, был человеком с острым и пытливым умом.

Потрясающая Венеция, итальянские творческие страсти

Впечатление от бурной Италии, где уже пышным цветом развивался Ренессанс, было фантастическим: роскошная архитектура, энергичная жизнь, великолепные краски и новые идеи захлестнули молодого и жаждущего творческих открытий художника. По сравнению с Нюрнбергом, где царило Средневековье, Италия была свежим ключом. Известно знакомство Дюрера со знаменитыми современниками: братьями Беллини, другими мастерами и в том числе, вполне вероятно, с Тицианом и Джорджоне. Найти общий язык с горячими итальянцами было нелегко, зачастую Альбрехту приходилось отмахиваться от враждебных выпадов живописцев, которые ругали работы Дюрера, обвиняли его в нарушении традиций античности, при этом сами копировали его работы в церквях.

Как художник Дюрер приезжал учиться и работать в Италию несколько раз. Находчивый Пиркгеймер подал другу идею доказать на практике, что германский художник не хуже ревностных итальянцев владеет законами композиции и чутьём колорита. Так была создана картина под названием «Праздник чёток», триумфальная работа Дюрера, восхитившая самого Беллини. Это произведение стало отправной точкой немецкого Ренессанса.

Собственная мастерская, успех

В 1495 году на родине художником наконец-то была открыта гравировальная мастерская – именно гравюра Дюрера увлекает больше всего. Сначала он работал по дереву, серии тиражировались в типографской мастерской крёстного отца Кобергера. В дни ярмарок жене и матери Альбрехта удавалось успешно продавать его гравюры, скоро популярность мастера выросла, и слава о нём разошлась за пределы Германии. В следующем году он стал делать гравюры по меди.

Страсти в ожидании Апокалипсиса

В 1498 году, в преддверии грядущей смены столетий, Дюрер выполнил 15 потрясающих ксилографий для готовящегося к выпуску издания Кобергера. Это было великолепное художественное представление-описание книги «Апокалипсис», в эпоху особой религиозности и мистики тема конца света всецело владела обществом. Художник вспоминал, что ему довелось наяву увидеть предвестницу Апокалипсиса комету, периодически ему снились кошмары о большом потопе. Через два года сложную вёрстку и органичное введение иллюстраций в текст продемонстрировали три десятка гравюр мастера к «Страстям св. Бригитты».

Самые известные картины знаменитого Дюрера Альбрехта

Гравёр и живописец Дюрер – автор великолепных и сложнейших по исполнению аллегорических гравюр, тайны которых разгадываются по сей день, и замечательных колоритных полотен.

Самые знаменитые:

  • Автопортреты разных лет;
  • «Апокалипсис», серия гравюр на дереве (1498), второе издание (1511-1514);
  • «Большой кусок дёрна», акварель (1503);
  • «Адам и Ева», гравюра на меди (1504) и живопись (1507);
  • «Праздник чёток», итальянская иконография (1506);
  • «Поклонение Троице», наиболее амбициозная живописная картина художника (1511);
  • Листы «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье», «Меланхолия I» (1513-1514);
  • «Портрет императора Максимилиана» и «Богоматерь с Младенцем и св. Анной», живописные полотна (1519-1520);
  • «Портрет Эразма Роттердамского», гравюра на меди (1526);
  • Диптих «Четыре апостола» (1526).

Кстати, о религиозных представлениях художника трудно говорить однозначно: в сюжетах его произведений можно найти как протестантские, так и католические оттенки.

Материальная сторона жизни художника и последние годы

Объём и разнообразие работ Дюрера поражает: гравюры на дереве и меди, портреты, полотна религиозной тематики, новаторские акварели, составление учебника рисования, разработки теоретических и практических трактатов по архитектуре, геометрии и фортификации, роспись ваз, изготовление ювелирных украшений и витражей. Но материальной стабильности не было никогда. Даже император Максимилиан, сделавший в 1514 году Дюрера придворным художником, самый высокопоставленный его заказчик, платил неисправно. Но он издал указ, обязывающий городские власти ежегодно выплачивать художнику сто гульденов, за что тот был искренне благодарен.  После смерти Максимилиана власти Нюрнберга самовольно отменили выплату пособия, лишив именитого пожилого мастера средств существования и подтолкнув того к поездке на коронацию следующего императора Карла V. К нему художник обратился за помощью, чтобы восстановить справедливость.

Сохранилось документальное свидетельство скрупулёзного и самого педантичного ведения Дюрером всех расходов и доходов – «Дневник путешествия в Нидерланды». Но кажущаяся практичность – на деле постоянная озабоченность недостаточностью средств. Агнес Дюрер на протяжении всей жизни будет опасаться бедности, хотя её гениальный супруг, самый известный живописец той эпохи, работал просто на износ. Вдобавок последние четыре года Альбрехт будет брать заказы в минимальном количестве – он хотел успеть закончить свои теоретические труды. Но трактат о пропорциях завершить так и не успел. Умер 6 апреля 1528 года по неизвестной сейчас причине. Альбрехту Дюреру было 56 лет, немало для того времени, но так недостаточно для проявления всех талантов гения.

image
Водосбор
image
Меланхолия
image
Вид деревни Кальхройт
image
Адам и Ева 1504 г.
image
Автопортрет
image
Рыцарь, смерть и дьявол 1513 г.
Герб Альбрехта Дюрера 1523 г

Смотрите также:

Уникальность рисунка “Заяц” Альбрехта Дюрера

«Меланхолия» Засекреченное послание Альбрехта Дюрера

«Руки молящегося» Альбрехта Дюрера – вечный жест

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий