Махмуд ЭСАМБАЕВ: `Как шило из мешка вылезает, так и я из своего народа выскочил. Оказался у меня талант…`

Биография

Первое обидное прозвище Скоморох, которым в детстве Махмуда Эсамбаева наделили соседские мальчишки за его увлечение, со временем перекрыли новые, громкие и заслуженные Король танца и Гений танца. Про таких, как он, — с необычайным даром, в течение жизни доведенным до совершенства, — говорят, что они рождаются раз в сто, а то и в тысячу лет.

Детство и юность

15 июля 1924-го в многодетной семье Алисултана и Бикату родился сын Махмуд, с ранних лет страстно полюбивший танцевальное искусство. Позднее в родном чеченском селе Старые Атаги без него не обходилась ни одна свадьба. Однако мужская половина семейства восторга от его способностей не разделяла — не подобает настоящему джигиту заниматься подобным, считали родные.

Но Махмуд не сдавался, терпя насмешки братьев и гнев отца, выражавшийся в побоях, запирании в доме и спрятанной одежде. Поддерживали мальчика только матери — биологическая, а затем и вторая, еврейская, София Михайловна из Одессы, звавшая ребенка Мойше.

«Ее и только ее я всегда называю мамой. Она говорила: “Ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: “Вы видели, как он танцует бразильский или испанский танец?”. О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец”. В те годы, когда не поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: “Как вам разрешили еврейский танец?”. Я отвечал: “Я сам себе разрешил”», — делился воспоминаниями прославленный артист балета.

Окончив 6 классов, подросток гастролировал по республике в труппе цирка-шапито. Существует легенда, что номер юного Эсамбаева увидела сама Любовь Орлова, предрекшая артисту звездное будущее.

В 15 лет, несмотря на преграды, Махмуд поступил в хореографическое училище в Грозном, параллельно попал в государственный ансамбль песни и пляски. Через год началась война, и Эсамбаев, уйдя защищать родину, не оставил любимое занятие и на фронте — выступал перед солдатами, стараясь поднять боевой дух и вдохновить на победу.

Именно там, после ранения ноги осколком снаряда, разорвавшегося возле сцены, прозвучали страшные слова хирурга о том, что о призвании ему нужно забыть. Но в очередной раз Махмуд доказал, что предсказаниям, в которых ему необходимо отказаться от искусства, сбыться не суждено.

В 1943 году перед его невероятной пластикой и талантом не устоял Пятигорский театр, где были предложены не одна роль, а сразу несколько. Маститые артисты уважали своего молодого коллегу, а вот его непокорный характер не всегда радовал начальство, однажды сославшее Эсамбаева в далекий аул на сплав леса. Здесь он чуть не погиб, но все обошлось благодаря стараниям очарованной местной публики и сослуживцев.

Вскоре началась депортация ингушей и чеченцев, унесшая многие человеческие жизни. Верный сын своего народа Эсамбаев, отказавшись от заманчивого предложения остаться, отправился вслед за остальными. Новая страница творческой биографии открылась в Киргизии, где Махмуд сначала преподавал танцы, а затем виртуозно исполнял композиции на сцене местного театра.

Танцы и фильмы

С его появлением киргизская хореография преобразилась, наполнилась национальным колоритом. Помимо этого, артисту доверяли главные партии в ведущих балетах. Танцы народов мира стали визитной карточкой Эсамбаева, упорствовавшего в достижении поставленных целей и доводившего свою технику до совершенства.

image
Махмуд Эсамбаев и София Михайловна / «ВКонтакте»

В зрительном зале отдельное место неизменно принадлежало матери Махмуда Софии. Как-то раз женщина заметила, что ему, в отличие от других исполнителей, не подносят цветы после выступлений. Узнав у сына, что так делают родственники артистов, она потратила свои сбережения на возможность доставить артисту радость.

С 1957 года Махмуд — солист Чеченской филармонии, а через два года он отправился в Москву и за рубеж, где ему неизменно рукоплескала восхищенная публика. По возвращении он воплотил в жизнь идею создания собственного коллектива, а также программу, где единолично исполнял национальные танцы. Любимым номером после, конечно, лезгинки, стал 9-минутный индийский «Золотой бог», который танцор выучил поистине молниеносно — за 20 дней.

Публика, критики и жюри многочисленных конкурсов сходили с ума по Эсамбаеву. Не остались в стороне и кинорежиссеры, приглашавшие прославленного танцора в собственные фильмы (всего их набралось 13).

Дебют в кинематографе состоялся в 1961 году. Деятель искусств придумал сценарий к телепостановке «В мире танца» и отыграл центральную роль в фильме «Я буду танцевать». Позднее в «Земле Санникова» Махмуд Алисултанович перевоплотился в шамана, способного движениями тела отпугнуть главных героев. Всего за свою насыщенную карьеру танцор воплотил на сцене около 100 балетных и хореографических номеров.

image
Танец Махмуда Эсамбаева / «ВКонтакте»

Колоритная внешность кавказской знаменитости не давала покоя противоположному полу. Ямочка на подбородке, осанка и выправка приковывали взгляд, а, как писали восторженные СМИ, о талии в 47 см при росте 182 см и весе 65 кг мечтали, пожалуй, все французские модели.

По окончании активной трудовой деятельности Эсамбаев в течение 35 лет пребывал на посту народного депутата и за это время успел помочь практически каждому обратившемуся к нему, а также хлопотал о строительстве культурных центров. В частности, при содействии Махмуда Алисултановича в Грозном были возведены новые драмтеатр и цирк.

Личная жизнь

В отличие от отца, женившегося 11 раз, Махмуд отличился постоянством в личной жизни. Он выбрал себе единственную любимую женщину, армянку по национальности и доктора по специальности Нину Ханумянц, с которой был знаком с 17 лет. Поначалу «еврейская мама» не одобрила выбор обожаемого сына, но, как только невестка подарила ей внучку Стеллу, в доме поселились любовь и дружба.

Махмуд Эсамбаев с женой / «ВКонтакте»

По воспоминаниям дочери, мать, как и полагалось верной жене, всегда оставалась в тени знаменитого мужа, незримо оберегала и участвовала в его становлении, оказывая колоссальную поддержку и понимание.

«На самом деле как-то по жизни она очень хорошо его понимала и всегда способствовала его росту. Безумно радовалась его успехам, была просто настоящим ему другом и необыкновенной для меня мамой», — добавляла Стелла Махмудовна.

Смерть

Сложилось так, что в православное Рождество покинули земной мир два великих гения: 6 января 1993-го после продолжительной болезни ушел Рудольф Нуреев, а 7 января 2000-го — Махмуд Эсамбаев. Причина смерти — онкологическое заболевание и инсульт, случившийся за 3 года до кончины. Однако родные считали, что ее приблизили постоянные переживания за солдат, гибнувших в ненавистной братоубийственной чеченской войне.

Могила талантливейшего деятеля искусств, чей портрет написал сам Пикассо, организатора благотворительного фонда, обожавшего детей, находится по его завету на Даниловском кладбище. Хотя правительство настаивало на Новодевичьем, возле Галины Улановой и Бориса Брунова.

Память

В честь Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev), открытый 19 сентября 1982 года астрономом Людмилой Черных.

В Грозном именем Махмуда Эсамбаева назван проспект и установлен памятник, открытие которого приурочили к 84-й годовщине деятеля искусств.

Махмуд Эсамбаев с дочерью / @Lora020563

В Шатойском районе в южной части Чечни расположен так называемый Эсамбаевский родник — местные жители именуют его подобным образом, потому что артист часто любил здесь останавливаться.

Фильмография

  • 1961 — «В мире танца»
  • 1962 — «Я буду танцевать»
  • 1968 — «Лебединое озеро»
  • 1972 — «Вино из одуванчиков»
  • 1973 — «Земля Санникова»
  • 1975 — «На край света…»
  • 1976 — «Пока бьют часы»
  • 1976 — «Честное волшебное»
  • 1983 — «Приключения маленького Мука»
  • 1984 — «Репортаж из бездны»
  • 1988 — «Дорога в ад»
  • 1994 — «Увертюра»
  • 1994 — «Зов предков. Великий Туран»

Награды и звания

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за выдающийся вклад в развитие искусства танца
  • Орден Дружбы народов за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность
  • Орден Отечественной войны II степени
  • Три ордена Трудового Красного Знамени
  • Герой Социалистического Труда (орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот»)
  • Народный артист СССР
  • Народный артист Киргизской ССР
  • Народный артист РСФСР

Интересные факты

  1. Отношение к Эсамбаеву властей символизировалось тем, что ему единственному позволили сделать фото на паспорт, не снимая любимой папахи.
  2. В послужном списке Махмуда Алисултановича фигурируют такие престижные звания, как заслуженный артист РСФСР, народный артист РСФСР и народный артист СССР (в 1957, 1966 и 1974 годах соответственно).

Бывают книги, гениальный замысел которых открывается лишь при прочтении последних страниц. До этого – читаешь – вроде бы интересно написано, но не более. Но стоит дойти до последних страниц и понять их в полной мере, как хочется взять паузу для осознания, ибо вызывает восхищение раскрывшийся вдруг замысел ее творца.

Бывают люди, истинное величие личности которых проявляется именно в последние годы жизни. Достойно жил Эсамбаев Махмуд, танцор века, артист мирового уровня. Но особое восхищение вызывает его человеческая и гражданская позиция по отношению к Чеченской войне. Яркую жизнь артиста прервала кончина от пережитого осознания беды земляков и своей неспособности остановить кровопролитие. Делать людям добро – было его кредо. Однако глаза горца, лучащиеся жизнелюбием ребенка, при виде вопиющей несправедливости становились стальными клинками, а слово разило негодяев, не различая чина.

Лучший танцор XX века

Человек непростой и яркой судьбы – Махмуд Эсамбаев. Национальность его – чеченец. Ему был дан великий талант танцора, хореографа и балетмейстера. Откуда в горном селении проявился такой дар? Мальчишка, обладающий абсолютным слухом, гибкий как лоза, в танце легко достающий большим пальцем ноги мочки своего уха… Мастера танца к этому идут десятилетиями, а у парня был врожденный артистизм, он умел по наитию одними лишь движениями тела отображать человеческие чувства.

Откуда у него было столько твердости и веры в себя? Вопреки запрету отца, он упрямо твердил: «Я буду танцевать!»

Большому таланту сопутствовала чистая, умеющая прощать и видеть все светлое душа. Представитель народа, подвергшегося депортации, сумел превозмочь обиды и назвать Россию, где состоялся как артист, своей второй Родиной. Эсамбаев образно называл Чечню и Россию двумя крыльями своего творчества.

Неустанно совершенствуясь в искусстве, Махмуд Алисултанович поставил себе сверхзадачу, цель, которой ни до него, ни после никто не смог достичь: освоить технику танцев всех народов мира. Он блистал своим мастерством на известнейших сценах. Эсамбаева называла звездой пресса Нью-Йорка и Парижа. Его, вдохновенно исполняющего испанский танец, запечатлел на своей картине Пикассо. Абсолютную профессиональную гениальность танцора подтверждала прима-балерина Большого театра Галина Уланова.

Это был светлый и добрый человек, всю свою жизнь помогавший людям. Эсамбаев Махмуд неоднократно избирался депутатом союзного и республиканских уровней. Он был интернационалистом в самом высоком смысле этого слова. Свою честную жизнь, наполненную творчеством, он охарактеризовал так: «Я не боюсь смерти! Я столько пережил в своей жизни счастья, горя, потерь близких, я столько успел сделать добра людям, что, если смерть придет через тридцать секунд, я умру гордый и счастливый».

Детство, фронтовая юность

Академик Международной академии танца родился 15.07.1924 в селении Старые Атаги, находящемся в Грозненском районе. Любовь к танцу у него проявилась в детстве. В 15 лет его одновременно приняли в Чечено-Ингушский танцевальный ансамбль и в хореографическое училище (г. Грозный). По окончании учебы его направили работать в Музыкальный театр комедии (г. Пятигорск).

В начале Великой Отечественной войны Эсамбаев Махмуд танцевал в составе концертной бригады перед бойцами на фронтах, в госпиталях. В феврале 1944 г. он по семейным обстоятельствам покинул службу в бригаде. Имеющий правительственные награды, получивший боевое ранение артист вынужден был прекратить выступления, чтобы спасать попавших в беду родственников. Начался геноцид чеченцев. Войска НКВД под руководством Берии, действуя с особой жестокостью, произвели печально известную операцию «Чечевица» – депортацию его народа.

Утраты Эсамбаева

Артист в это время находился в Пятигорске. Полмиллиона его земляков в неотапливаемых вагонах насильно отправили в Среднюю Азию. Четверть из них была расстреляна, погибла от холода и голода. Юноша потерял многих своих родственников, он по своей воле отправился вслед за родными в ссылку, подвергнув себя риску, хотя его лично, как артиста, НКВД не трогало. Изначально никакой информации о месте, где находится родня, не было. Чудом узнал, куда сосланы родители, Эсамбаев Махмуд Алисултанович. Биография его гласит, что жизнь танцора в первые годы пребывания в Киргизии омрачена тяжелыми утратами, реально способными сломить человека.

Отца он нашел где-то под Карагандой, а маму – не успел. Та замерзла на поле, куда пошла в надежде выкопать оставшиеся корнеплоды. Однако из-за пережитого, несмотря на должный уход со стороны заботливого сына, отец вскоре умер также. Перед смертью он благословил Махмуда на профессию танцора. Этот момент много значил для артиста, он его потом часто вспоминал, ведь родитель ранее считал дело всей его жизни несерьезным увлечением, блажью.

Классический балет

Несмотря на лишения депортации, постоянно развивался творчески Эсамбаев Махмуд. В 1944-1946 гг. преподавал бальные танцы в Доме культуры поселка Ак-Тюз (Киргизия). С 1946 по 1956 год он был солистом Киргизского театра оперы и балета. Там он танцевал главные партии в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан». Всего Эсамбаев исполнил более 100 балетных партий. Его работы – заметная страница в истории киргизского театра. Впрочем, даже в его балетном репертуаре присутствовал особо любимый им горский танец лезгинка.

Мастер народного танца

В 50-е годы талантливый и успешный артист балета ощутил не просто влечение к народному танцу, он понял, что ему подвластны специфические фольклорные особенности различных культур.

Воодушевленный образованием автономной республики своего народа, он уехал в Чечню, где занялся уникальным танцевальным искусством, создавая тематические новеллы на тему «Танцы народов мира», позже сделавшие его мировой звездой. На высочайшем техническом уровне, признанном знатоками, исполнял Махмуд Эсамбаев:

  • «Танец огня» на музыку де Фальи;
  • башкирский «Воин»;
  • таджикский «Танец с ножами»;
  • индийский «Золотой бог»;
  • испанский «Ля-коррида».

Подготовка к фестивалю

К тому времени артист был семейным. Его супруга, женственная и мягкая армянка Нина Аркадьевна, всю жизнь прожила душа в душу с ним. В любви и согласии родился их единственный ребенок, дочь Стелла.

После смерти отца Стелла Эсамбаева рассказала о том, как отец в 1957 г. принял решение выступать на международном молодежном конкурсе. Как-то вечером он, вернувшись с репетиции, подошел к жене и сказал ей: «Нина, в Москве будет международный фестиваль, и я хотел бы попробовать свои силы». Несмотря на то что семья Махмуда Эсамбаева в ту пору материально жила плохо, жена дала добро:

– Хорошо, ты езжай. Деньги добудем, я продам свою швейную машинку и ковер. Выступай и за нас не беспокойся. Я медсестра, буду уколы делать, заработаю себе и дочке на жизнь.

Кандидатура артиста зависела от того, примет ли комиссия подготовленный им сольный концерт. Тот состоялся в зале Калужской филармонии. Он прошел с успехом. Артиста утвердили на участие в фестивале. В дальнейшем танцор всегда с особым чувством благодарности выступал в Калуге.

Звездный час артиста

На конкурсе в Москве чеченец-танцор оказался сенсацией. Пресса разных стран писала о том, что зажглась звезда мирового уровня: чеченский артист победил лучших танцоров мира сразу в трех номинациях!

Дочь вспоминает, как мама, услышав по радио об успехе мужа, на радостях целовала ее и плакала: «Стелла, наш папа выиграл все». Действительно, после такого успеха стал желанным гостем для лучших сцен мира танцор Махмуд Эсамбаев. Биография его последующих лет убедительно доказывает, что талант и неустанное творчество в итоге приносят успех и благосостояние.

Нина Аркадьевна была замечательной женой для великого артиста. Эсамбаев всегда ощущал тепло и уют своего дома. Благодаря ее стараниям гостеприимная атмосфера жилища притягивала творческих людей – друзей Эсамбаева: Эдиту Пьеху, Юрия Григоровича, Марка Донского, Александра Броневицкого.

Также супруга танцора имела творческую натуру: не имея артистического образования, она тонко разбиралась в нюансах танца. От жены знаменитый танцор нередко принимал дельные советы, реально использованные в постановках.

Гастрольная деятельность

После выступлений в Москве артист в составе группы «Звезды балета СССР» посетил с гастролями ряд стран. Особым успехом танцор СССР Махмуд Эсамбаев пользовался в Бразилии и во Франции.

Вернувшись из-за рубежа, артист создал свой собственный танцевальный коллектив. Гастроли по городам СССР были расписаны на несколько лет вперед. Все хотели увидеть знаменитого горца. Современники вспоминают, что в некоторых республиках СССР мамы несли к нему, как к шаману, детей на излечение. Они просто обманулись перевоплощением артиста в одном из танцев.

Съемки в фильмах

Первым режиссером, снявшим фильм, где Эсамбаев играл самого себя, был Тофиг Тагизаде. Съемки проводились в 1963 г. студией «Азербайджан-фильм». В 1973 г. режиссер Альберт Мкртчян пригласил его на колоритную роль шамана в картине «Земля Санникова». У танцора были и другие запоминающиеся роли в картинах «Честное волшебное», «На край света», «Великий Туран».

Замечательный документальный фильм о великом танцоре снял режиссер Руслан Наршхоев. Всего же артист сыграл в 13 фильмах.

Депутатская деятельность

35 лет люди избирали Махмуда Эсамбаева депутатом. В своей общественной должности он всегда придерживался главного принципа – быть слугой народа. Его депутатские обязанности включали работу в комиссиях и фондах:

  • «Материнство и детство» (помощь матерям-одиночкам).
  • «Акция доброты» (помощь детям-инвалидам).
  • Фонд помощи беженцам.

Были даже случаи, когда он, отозвавшись на реальную беду человека, отменял концерты. Об одном из таких случаев в интервью рассказала его дочь Стелла, когда отец на два дня вылетел в Красноярск.

Своим избирателям на встречах он говорил, что ему все равно, будут голосовать за него или нет. Вопрос для него состоит не в статусе, а в потребности – делать людям добро. И в том и в другом случае он будет продолжать помогать в беде.

О родственниках

Родственники Махмуда Эсамбаева, проживавшие в его родовом доме в Старых Агатах, хранят добрую память о нем. Дядя Махмуд помогал в воспитании своих пятерых племянников, искренне радуясь их успехам. Во время Чеченской войны их уютный и светлый дом дотла сожгли, а дядя помог родне поселиться в Подмосковье.

Старший из племянников, Саид Эсамбаев, добился громких побед в мировом спорте, 11 раз завоевывая звание чемпиона мира в боях без правил. Второй по возрасту племянник работает врачом в подмосковном спортивно-оздоровительном комплексе.

Родственники Махмуда Эсамбаева приняли от своего дяди эстафету благотворительной деятельности. Они ежегодно организуют для юных танцоров из республик бывшего СССР танцевальный конкурс «Юность».

Отношение к войне на малой родине

Когда началась Чеченская война, у высокого, по-юношески пластичного старика-горца, по-мужски достойно переносящего свою болезнь, в глазах стояли слезы: как в его стране (Чечню и Россию танцор называл своими двумя крыльями) может иметь место такое варварство, такая кровавая мистерия! Родные Махмуда Эсамбаева вспоминают, что он, чья жизнь уже была на излете, тогда успел помочь многим своим бедствующим землякам. С началом войны каждый свой концерт хореограф начинал с чеченского танца «Легенда», повествующего о джигите, которого беда заставила покинуть свой дом.

Людям запомнилось его гражданское мужество. Однажды в период ведения боевых действий его, как главного хореографа, вынудили присутствовать и произнести тост на фуршете после концерта в Большом Колонном зале, там же находились все министры и мэр Лужков. Эсамбаев тогда громко и отчетливо сказал: «Пусть сдохнут все, кто начал войну. И тот, кто за это не выпьет!» По воспоминаниям присутствующих, его авторитет и сила слова были таковы, что за сказанное выпили все…

Ведь все знали, что имел право это сказать Махмуд Эсамбаев. Родители его и многие родственники погибли от бериевского геноцида. Очевидно, что не только за творчество, но и за такую четкую гражданскую позицию Эсамбаева, никогда не разделявшего людей по национальностям, ныне чтут в родном для танцора Грозном. Его именем назван один из центральных проспектов и возведен созданный земляком памятник.

Кстати, созвучно великому танцору отнесся к войне и Юрий Шевчук, сложивший о Грозном пронзительную песню «Мертвый город. Рождество». Русский музыкант, очевидец штурма Грозного, впоследствии давая интервью, сказал, что «проклял все это», собственно, как это сделал и Эсамбаев.

Заключение

Великий танцор так и ушел уникальной личностью, не передав своего умения последователям. Осталось лишь громкое имя в искусстве – Махмуд Эсамбаев. Профессионалы отмечают, что в этом нет личной вины знаменитого танцора и хореографа. Его творчество – народный танец – весьма многогранно и емко, богатейшие нюансы танцев народа мира невозможно охватить человеку, не обладающему выдающимися способностями. Очевидно, что Мастеру не удалось найти Ученика.

Впрочем, кто знает? Может быть, и появится вскоре на танцевальной сцене подобный ему самородок, который языком движения сможет выразить душу всех народов, населяющих такой прекрасный и такой беззащитный земной шар.

Великий чеченский танцор и его еврейская мама

Люди

Изображение: архив Силой своего таланта он мог легко перешагнуть через любые границы: зримые на карте и незримые в сознании. Ему удавалось делать практически невозможное. Благодаря своему удивительному искусству он объединял людей независимо от их образа жизни, национальности или веры. Во многом сделать это помогла ему, мусульманину по вероисповеданию, его мачеха (а по сути вторая мать) – еврейская женщина из Одессы, сумевшая стать для него другом, наставником и ангелом-хранителем. Имя этого человека Махмуд Эсамбаев. Будущий великий танцор и руководитель уникального танцевального театра появился на свет 15 июля 1924 года в глубокой провинции – чеченском селении Старые Атаги, расположенном в кавказских предгорьях. От природы мальчик получил щедрый дар: необыкновенно выразительную пластику тела, совершенный музыкальный слух и феноменальную память. Для жителей Кавказа танцы является неотделимой частью их жизни, поэтому тяга к этому виду искусства впитывается ими едва ли не с молоком матери, а люди, не умеющие танцевать, считаются там несостоявшимися. У юного Махмуда увлечение хореографией превышало все остальные. С малых лет он показал себя прекрасным танцором, умевшим выделывать такие коленца, которые мог выполнить далеко не каждый взрослый мужчина. За это мальчика с удовольствием приглашали на всевозможные празднования, на которых он отплясывал наравне со взрослыми гостями. Вскоре о 7-летнем ребенке, умеющем прекрасно танцевать, знала вся округа. Талант танцора стал причиной первой размолвки с отцом, когда Махмуд решил присоединиться к одному из бродячих цирков, в труппе которого он хотел выступать. Уже тогда, в 1932 году, парнишка, которому едва исполнились 8 лет, решил стать профессиональным танцором. Дополнительным стимулом в выборе Эсамбаевым дальнейшей профессии стал приезд в Чечню в 1934 году знаменитой актрисы Любови Орловой. Она увидела в талантливом мальчике огромный потенциал и предсказала ему великое будущее. Встреча с известной актрисой только укрепила в Махмуде его мечту, что впоследствии отразилось в поступлении его в 1939 году в Грозненское училище хореографии. Вскоре после этого 15-летнего юношу зачислили в Чечено-Ингушский государственный ансамбль песни и танца, где он быстро достиг статуса солиста этого коллектива. Когда летом 1941 года началась Великая Отечественная война, в ансамбле была быстро сформирована бригада артистов, которая отправилась на фронт, чтобы своими выступлениями поднимать моральный дух бойцов. Фронтовая бригада давала выступления перед ранеными бойцами в госпиталях, рабочими отрядами, строившими оборонительные сооружения, военнослужащими на передовых позициях. Такие концерты были далеко небезопасными для актеров. Во время одного из выездов Махмуд получил серьезное ранение в ногу. Молодого танцора отправили в полевой госпиталь, где его прооперировали. И хотя ногу парню и сохранили, но медики вынесли суровый вердикт: профессионально танцевать ему уже не придется. Однако для гордого чеченца вывод докторов не стал приговором. Проявив недюжинную силу воли, настойчиво работая над собой, он сумел восстановить работоспособность раненой ноги и возвратился к избранной профессии. Спустя время за свои выступления на фронте чеченский танцор получил почетную награду – Орден Отечественной войны 2-й степени. Находившийся на излечении талантливый парень был замечен сотрудниками Пятигорского театра оперы и балета. Здесь танцору предложили сразу несколько ролей в постановках. 19-летний Эсамбаев поступил в это заведение. Однако его сотрудничество с Пятигорским театром оказалось недолгим. В 1944 году ряд кавказских народов, среди которых оказался и чеченский, подверглись репрессиям. Практически все чеченцы были выселены с мест их исконного проживания и отправлены в глубинные района страны. Семью Эсамбаева и его самого переселили в Киргизскую ССР. При насильственном переезде, не выдержав трудностей, умерла мать танцора. Пошатнулось и здоровье отца, что, впрочем, не помешало ему жениться вторично. Его избранницей стала беженка из Одессы Софья Михайловна, еврейка по национальности. Она настолько сдружилась с Махмудом, что со временем стала его настоящим ангелом-хранителем и наставником. Однако вынужденный переезд не поставил точку в танцевальной карьере Эсамбаева. Он устроился в Киргизский театр оперы и балета, где вскоре поднялся до уровня солиста. На сцене он стал исполнять главные партии в классических и современных постановках, фактически став у истоков республиканской хореографической школы. Молодой танцор мог настолько перевоплощаться в образ, что ему начали доверять не только мужские, но и женские роли. В частности, он сыграл отрицательную героиню фею Карабос из «Спящей красавицы». 12 лет блистал Эсамбаев на сцене республиканского театра, за что был удостоен звания «Народный артист Киргизской ССР». А на всех премьерах на первом ряду всегда сидели его отец, смирившийся с выбором сына, и заботливая еврейская мама, приносившая своему чеченскому сыну букет белых роз. Впоследствии, когда отец развелся с Софьей Михайловной и ушел к новой женщине, Махмуд остался верен своей еврейской матери до конца ее дней. В 1957 году обстановка в СССР сильно изменилась. Окончилась 13-летняя депортация чеченцев. В Москве впервые был проведен Всемирный молодежный фестиваль. Махмуд принял участие в фестивальных мероприятиях, во время которых познакомился со знаменитой балериной и на тот момент времени балетмейстером Большого театра Галиной Улановой. Именно она, поразившись мастерству молодого танцора, заявила, что подобные люди появляются один раз на тысячу лет. После Всемирного фестиваля Махмуд Эсамбаев отправился на родину – в Чечено-Ингушетию. Конечно же, за долгие годы войны и депортации в родных местах многое изменилось. Однако там действовала филармония, солистом которой он и стал. В этот период у талантливого танцора появилась новая идея: наряду с традиционными постановками заниматься танцами народов мира. Мастер понимал сложность поставленных перед собой задач. Ведь национальный танец необходимо сначала прочувствовать, и лишь потом исполнять его технически. Однако именно здесь талант чеченского танцора раскрылся во всей красе, а его хореографические программы покорили на только республики СССР, но и зарубежные страны. Впоследствии Махмуд Эсамбаев неоднократно отмечался наградами, становился депутатом советов различного уровня и получал множество почетных званий. Однако он никогда не забывал о той роли, которую сыграла в его жизни вторая мать, простая одесская еврейка. Находясь рядом с ней и под ее опекой, Махмуд прожил прекрасную жизнь, наполненную творчеством. Земная жизнь именитого маэстро танца завершилась 7 января 2000 года. Его похоронили в столице на Мусульманском кладбище. Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Махмуд начал танцевать в 7 лет. Вся округа чеченского села Старые Атаги знала веселого парнишку, без которого не обходилась ни одна свадьба. Гибкий и пластичный мальчик начинал свой танец с того, что делал молниеносный пируэт на пальцах правой ноги, причем одновременно левой ногой касался головы. Он крутился юлой, мелькая босыми пятками, приводя в восторг взрослых. Танцевать Махмуд мог без устали, ведь это занятие с детства было его любимым делом.

В большой семье Эсамбаевых никто не смел ослушаться отца. Недовольный увлечением сына, Алисултан отправил сына в пастухи. Но юный Махмуд не унывал, вынося оскорбления братьев и побои отца. И только в самые трудные минуты мальчик, пряча красные от обиды глаза на плече своей матери, возбужденно твердил: «Я хочу танцевать, я не могу жить без танцев…» И мать многочисленного семейства, Бикату, гладила сына по голове, вселяя в него силы и надежду. Ее сын мечтал стать артистом, а она верила в его талант.

Махмуд Эсамбаев, будущий академик Международной академии танца, родился 15 июля 1924 года, 85 лет назад, в селе Старые Атаги, где умел танцевать каждый мужчина и каждая женщина. Не считая танец профессией, отец Махмуда, Алисултан, был в ярости, когда узнал, что его сын выступает со своим номером в коллективе кочующего по чеченским аулам цирка. Отец прятал от Махмуда одежду, запирал дома, но все было бесполезно. В 15 лет Махмуд поступил в хореографическое училище г. Грозного, куда переехала их семья. Одновременно участвовал в концертах Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца.

Когда началась Вторая мировая война, Махмуд вместе с концертной бригадой ансамбля уехал на фронт. Во время одного из выступлений Эсамбаев был ранен в ногу. В полевом госпитале ему сделали операцию. По воспоминаниям его дочери Стеллы известно, что хирург сказал Махмуду: «Ногу я вам спас, а вот танцевать… вы не сможете».

Но Эсамбаев уже не мыслил себя без этой профессии. Он не только лечился после ранения, но и не переставал тренироваться, возвращая себя к прежней жизни.

Оказавшись в 1943 году в освобожденном Пятигорске, он так покорил администрацию местного театра оперетты своими танцами, что ему сразу предложили несколько ролей из репертуара, над которым работали актеры-профессионалы. Махмуд танцевал в спектаклях «Роз-Мари», «Холопка», «Раскинулось море широко». Несмотря на молодость танцора, никто из актеров не сомневался в его несомненном таланте.

Окончилась война. Казалось, что все самое плохое в жизни уже позади. Но когда Махмуд приехал в Грозный, то не нашел ни родных, ни друзей. Cталин принял решение о выселении чеченцев и ингушей с территории их национальной родины. Далее последовал Указ Верховного Совета СССР, который ликвидировал Чеченскую республику. Людей насильственно депортировали 23 февраля 1944 года в Среднюю Азию, Сибирь. Длилась депортация около 13 лет, она унесла жизни многих переселенцев. (Только в 1989 году СССР реабилитировал чеченцев и ингушей).

Для многих семей, в том числе и Эсамбаевых, это стало трагедией. Не перенесла переселения мать Махмуда, она умерла, тяжело заболел отец. Горе сблизило отца с сыном. Когда Махмуда приняли в Киргизский театр оперы и балета, он, увидев замечательных партнеров по сцене, начал упорно работать над своим телом у балетного станка. Потом это стало его ежедневной привычкой. Как писала его дочь Стелла, отец Махмуда, живший с ним в те годы, отмечал упорство и настойчивость сына, его поистине самоотверженный труд. «Прости старика, сынок, — как-то сказал он Махмуду, — только теперь я понимаю, как я был глуп».

Партии, исполненные Махмудом в спектаклях «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», стали в дальнейшем эталоном хореографии тех лет. Больше 10 лет он работал в Киргизии. О танцоре Эсамбаеве писали в газетах, он стал призером многочисленных фестивалей и конкурсов. Его высоко ценила балерина Г. Уланова. А балетмейстер Большого театра Ю. Григорович говорил, что «каждое выступление Махмуда — это законченный балет».

Огромную помощь на протяжении всей жизни оказывала Махмуду его супруга Нина Аркадьевна, врач, с которой он познакомился, когда ему было 17 лет. Она всегда была рядом с ним — и в трудные, и в радостные минуты их долгой счастливой жизни.

В 1957 году, когда была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, Эсамбаев оставил академическую сцену и решил обратиться к народному танцу. Он работал в филармонии своей республики. Именно в это время артист стал создавать свои танцы-новеллы, изучая культуру разных народов мира. Спустя два года Эсамбаев со своей программой выступил в Москве.

Вскоре он был приглашен в известный столичный коллектив «Звезды советского балета», который побывал во многих городах нашей страны и за рубежом. Самобытные танцы: узбекский «Чабан», монгольский «Охотник и орел», башкирский «Воин», бразильский «Макумба», колумбийский «Бамбук» — не оставляли никакого равнодушным.

После этих гастролей Эсамбаев решает создать свой коллектив. Некоторые композиции он продолжает ставить сам, используя свой, от природы данный ему шаг и неповторимую мужскую грацию. Махмуд с легкостью мог подчинить себе любую зрительскую аудиторию. В его театре танцев у него не было конкурентов. Его композиции не мог повторить ни один актер. Мало кто знал, что во время репетиции, Эсамбаев пользовался секундомером, чтобы выверить каждое движение, придать ему нужную пластичность и эффектность.

Со своей программой «Танцы народов мира» Махмуд Эсамбаев сумел покорить не только Россию, но и весь мир.

При жизни его вклад в культуру был оценен по заслугам. Он стал народным артистом не только СССР, но еще восьми республик. Эсамбаев неоднократно избирался Президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства. Однако даже став академиком Международной академии танцев, Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета СССР, а потом и РФ, он всегда вникал в проблемы простых людей. Он умел примирить людей независимо от их национальности, веры и образа жизни.

Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года, в 76 лет. Его жена пережила его на два года.

Статья опубликована в выпуске 15.07.2009 Обновлено 22.07.2020

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий