Майя Кристалинская – биография, фото, личная жизнь, песни певицы: Опустела без тебя земля…

Биография

Майя Кристалинская — певица с уникальным голосом. Исполнительница не получила вокального или артистического образования, однако петь для нее было все равно что дышать — так же важно. Советские слушатели чувствовали искренность и теплоту, которые звезда сцены дарила каждому из них, и любили ее за это. До последнего вздоха знаменитость жила музыкой, а после смерти память о ней осталась в песнях.

Детство и юность

В конце 20-х годов XX века в семье Владимира Кристалинского (вопреки распространенному мнению, это настоящая фамилия, а не псевдоним), работавшего редактором в нескольких печатных изданиях, и его жены Валентины родилась девочка Майя. Из-за недуга ребенок спустя два года скончался. 24 февраля 1932 года у пары родилась еще одна дочь, которую снова назвали Майей.

В некотором смысле судьбу будущей артистки определил ее дядя Павел Златогоров, работавший режиссером музыкального театра. Во время празднований одного из дня рождений Майи он подарил ей губную гармошку. Девочка, несмотря на юный возраст, сама научилась играть, а скоро начала и петь популярные в то время военные песни: «Друзья-однополчане», «Синий платочек» и так далее.

Всесторонне развитый папа девочки, несмотря на активную профессиональную деятельность, находил время на то, чтобы вести кружок в Доме пионеров. Его с 10-летнего возраста начала посещать Валентина Котелкина, которая стала лучшей подругой Майи Кристалинской на всю жизнь. Их объединила любовь к творчеству, в частности к пению.

В школе Майя могла без подготовки выступить на сцене под аккомпанемент рояля. Ее талант к пению заметили и пригласили в хор Центрального дома детей железнодорожников, руководителем которого был выдающийся дирижер Семен Осипович Дунаевский, брат знаменитого композитора Исаака Дунаевского. Однако Майя даже не думала становиться профессиональной певицей. Она была всесторонне развитой девочкой, показывала успехи и в математике, и в литературе, ей легко давался иностранный язык.

Перед тем как получить паспорт, будущая певица, русская по матери и еврейка по отцу, решила посоветоваться с Котелкиной о том, какую национальность следует записать в документы. Та сразу сказала, что по действующему закону национальность определяют по отцу. Майя представить себе не могла, что в 1960-х годах ее не будут допускать к телевизионным эфирам из-за сделанного выбора.

После выпуска из школы в 1950 году Кристалинская, недолго думая, решила поступить в Московский авиационный институт. Она и Валя Котелкина были неразлучны — вместе они стали студентками факультета экономики самолетостроения, который окончили через несколько лет инженерами-экономистами. По распределению они попали на Новосибирский авиационный завод.

Замдиректора этого завода ужасно встретил девушек, даже места в общежитии им не предложили. Столичным жительницам многое казалось отталкивающим: грязный цех, нецензурно ругающиеся женщины. Подруги решили бежать. Они сели в поезд и уехали в родную Москву. Завод прислал в столицу жалобу с просьбой о привлечении к ответственности.

Подругам повезло, что начальником главка был рецензент дипломного проекта Кристалинской. Благодаря ему в Министерстве авиационной промышленности решили не портить биографии молодых специалисток и нашли им новое место работы в Москве — в опытно-конструкторском бюро знаменитого советского авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева.

Музыка

Несмотря на основную работу, Майя и дальше занималась самодеятельностью в составе коллектива Центрального дома работников искусств. В 1957 году это учреждение стало одной из площадок Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В те годы джаз в СССР фактически считался запрещенным, но в честь фестиваля комитет комсомола поручил композитору Юрию Саульскому организовать джазовый оркестр, в который он пригласил Майю.

Выступления певицы-любительницы были отмечены зрителями, но под конец фестиваля в газете «Советская культура» вышла негативная статья с заголовком «Музыкальные стиляги». В ней концерт молодого оркестра был полностью разгромлен. В результате всех участников оркестра выгнали из Дома работников искусств.

По истечении трех обязательных лет в конструкторском бюро Майя Кристалинская ушла из профессии. К тому времени она успела поучаствовать в десятках выступлений и решила стать профессиональной артисткой. Она ездила на гастроли совместно с оркестром Олега Лундстрема, затем — с оркестром Эдди Рознера. Во время поездок исполнительница успела посетить множество уголков Советского Союза.

Майя Кристалинская и Иосиф Кобзон

В 1960 году на советских экранах появился фильм «Жажда», для которого Майя Кристалинская записала песню «Мы с тобой два берега». Сразу же после премьеры певица обрела головокружительную популярность. В мгновение ока был распродан семимиллионный тираж пластинки с песней из фильма. Запись ежедневно крутили по радио.

Голос Майи Владимировны полюбился советскому народу. С тех пор у нее вышло множество шлягеров: «А снег идет», «А за окном то дождь, то снег», «Белый свет». Она работала с лучшими исполнителями и композиторами Советского Союза, в том числе с Микаэлом Таривердиевым, Валентиной Толкуновой, Иосифом Кобзоном.

Последний вначале не обратил внимания на Кристалинскую, посчитал, что голос у певицы невыдающийся и фигура неудачная. Все изменилось, когда Маюшка (так он ее называл) улыбнулась, заразив всех окружающих позитивным настроением. С тех пор артисты стали друзьями. Кобзон признавал, что, когда Майя Владимировна пела, ее хотелось слушать бесконечно.

В 1966 году по всесоюзному опросу Кристалинскую признали главной эстрадной певицей года, а исполненную ею песню «Нежность» из картины «Три тополя на Плющихе» знала вся страна.

Болезнь

Несмотря на появившуюся популярность, жизнь Кристалинской к концу 60-х годов стала сложнее. После исполнения трагического романса «В нашем городе дождь» в эфире новогодней телепередачи начальство обвинило ее в «пропаганде грусти» и сократило время эфиров.

В это же время у певицы обнаружился особенно страшный для ее профессии недуг — опухоль лимфатических желез.

Кристалинская вынуждена была долгое время проводить на лечении в больницах, а на выступления с тех пор выходила с косынкой вокруг шеи: скрывала сначала симптомы болезни, проявившиеся в виде небольших шариков, а после — ожоговую сеточку от лучевой терапии. Аксессуар стал визитной карточкой: косынка присутствует на всех ее фото того времени. На гастроли певица ездила с полным чемоданом лекарств.

Когда Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, ее почти перестали показывать по телевизору. Виной тому — ошибка при получении паспорта, совершенная Майей в молодости. По слухам, новый начальник был ярым антисемитом. Концертов у Кристалинской меньше не стало, просто ей не разрешали выступать в столице. Помимо музыки исполнительница начала писать статьи в «Вечернюю Москву», занималась переводом «Размышлений» Марлен Дитрих с французского языка.

Личная жизнь

Личная жизнь Кристалинской не сразу сложилась удачно. Первый муж Майи — выпускник медицинского института Аркадий Арканов. Они встретились в середине весны 1958 года, а в начале лета уже расписались. Родственники молодоженов узнали об этом уже после. Пораженные родители жены и мужа восторга друг от друга не испытывали.

Спустя годы Аркадий Арканов признался, что познакомился с певицей из-за спора со знакомым. Между молодыми людьми не было сильной любви. После получения диплома Арканов устроился участковым врачом, в то время как Кристалинская становилась все популярнее.

В октябре того же 1958 года проходили выборы. Арканов собрал чемоданчик с вещами и отправился к родителям, чтобы ехать голосовать по месту жительства (молодожены жили отдельно — снимали квартиру в Москве). Обратно он не вернулся. Супруги развелась, но продолжали поддерживать приятельские отношения.

Вторым и последним мужем певицы стал скульптор, дизайнер и архитектор Эдуард Барклай. Во многом благодаря заботе и любви супруга Майя смогла так долго прожить со своим недугом. Хотя у них случались и размолвки из-за лекарств, которые артистка забывала принимать, диеты, которой нельзя было придерживаться по рекомендациям врачей, и обычных для любых отношений неурядиц. Майя Владимировна даже временами уходила ночевать к подруге, но всегда возвращалась, и мир в семье налаживался. Детей у пары не было.

Эдуард Максимович тоже был болен. В июне 1984 года он внезапно умер от сахарного диабета. Пара решила поехать в отпуск, и в день отъезда Барклаю стало плохо, а через пять дней он скончался.

Смерть

Артистка очень тяжело переживала смерть мужа, полагалась только на помощь друзей, при поддержке которых еще успела пополнить дискографию пластинкой, вышедшей на студии «Мелодия».

Вскоре у Майи Владимировны стали плохо двигаться правые рука и нога, весной 1985-го она полностью потеряла дар речи. За певицей присматривала младшая сестра Анна и подруги.

Ровно через год после похорон мужа, 19 июня 1985 года, Кристалинская умерла. Причиной смерти стал долгие годы мучавший ее лимфогранулематоз. Похоронили звезду советской эстрады на Донском кладбище. На стеле у могилы певицы выгравирована эпитафия:

«Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься — и опять споешь».

Интересные факты

  • В последние 10 лет жизни Майя Владимировна почти постоянно гастролировала. Однажды в Туле она чуть не погибла. В автобус, в котором ехала певица, врезалась встречная машина. Повезло, что сугроб смягчил удар. Кристалинская получила сотрясение мозга.
  • Несмотря на испытанные притеснения в карьере, в 1974 году исполнительница удостоилась звания заслуженной артистки РСФСР.
  • Бывший солист Modern Talking Томас Андерс включил кавер бессмертного хита Майи Кристалинской «Нежность», переведенный на английский, в собственный репертуар и не раз исполнял его для российских зрителей.
image Персона Годы жизни: 24 февраля 1932 — 19 июня 1985 Страна рождения: СССР Сфера деятельности: Исполнитель

Выпускница авиационного института, Майя Кристалинская не получила профессионального музыкального образования. Но и без него она стала известной певицей. Ее песни, среди которых «Нежность», «Аист» и «Два берега», звучали на советском телевидение и кино, а она сама была частым гостем «Голубого огонька» и «Песни года».

Студентка авиационного института

image Майя Кристалинская. Фотография: Давид Шоломович / ru.sputniknews.kz

Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве в еврейской семье. Ее отец Владимир Кристалинский работал во Всероссийском обществе слепых, где придумывал головоломки и игры для детей, а мать будущей певицы Валентина Пыткина была домохозяйкой.

С детства Майя Кристалинская участвовала в школьной самодеятельности, посещала детский хоровой коллектив Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников. Выступала будущая певица и на школьных концертах, к которым почти никогда не готовилась специально. Она легко запоминала тексты и без долгих репетиций могла правильно спеть композицию.

В 1950 году Майя Кристалинская закончила школу. Долго не могла решить, на какой факультет подать документы — она получала хорошие оценки по всем предметам. В «Справочнике для поступающих в вузы Москвы» будущая певица нашла МАИ — Московский авиационный институт. Кристалинская решила, что название этого учебного заведения созвучно ее имени, поэтому выбрала его для поступления. Она отлично сдала вступительные экзамены и стала студенткой программы «экономика самолетостроения». В институте Кристалинская вновь присоединилась к кружку художественной самодеятельности, пела на творческих вечерах. После окончания МАИ в 1956 году она попыталась работать по специальности — поехала по распределению в Новосибирск на местный авиационный завод. Там Кристалинскую не устроили на положенную должность, поэтому вскоре она вернулась в Москву.

В Москве на Кристалинскую завели дело как на «самовольно оставившую место работы». Однако до суда оно не дошло — за будущую певицу вступился Артем Тер-Маркарян, преподаватель МАИ и начальник главного управления министерства авиационной промышленности. Он рецензировал дипломный проект Кристалинской в институте и поставил ей высшую оценку на защите. Тер-Маркарян устроил будущую певицу в конструкторское бюро Александра Яковлева, где она проработала три года.

Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов

Майя Кристалинская. Фотография: jewish.ru

Еще во время учебы в институте Майя Кристалинская стала посещать эстрадную студию при Центральном Доме работников искусств СССР (ЦДРИ), она пела в ансамбле «Первый шаг». В 1957 году участников этого коллектива пригласили выступить на мероприятиях VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Одному из руководителей «Первого шага» композитору Юрию Саульскому поручили создать джазовый оркестр. Биограф певицы Анисим Гиммерверт писал: «Саульский должен был совершить почти невероятное. Страна, где джаз был загнан в угол, а потом спасался в подполье, обязана была показать миру, что джазовая музыка в СССР чуть ли не всенародно любимая, а джазмены — самые уважаемые музыканты». Вокалисткой в новый коллектив Саульский позвал Майю Кристалинскую — она умела почти без акцента петь песни на испанском и итальянском языках, спокойно реагировала на критику и быстро училась. На концертах певица исполнила «Колыбельную» и «Прощальную песню».

На одном из таких выступлений Кристалинская познакомилась со своим будущим мужем — писателем Аркадием Аркановым. Он вспоминал: «Расписываться нам назначили на первое июня. Можете себе представить, тридцатого апреля познакомились, на первое июня уже назначили запись». Их брак продлился меньше года — они развелись в марте 1958 года.

В составе джазового коллектива Саульского Майя Кристалинская стала лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и получила серебряную медаль.

«Не всем членам жюри мы понравились — французский композитор Франсис Демарк сказал, что мы играем не совсем настоящий джаз, что это больше похоже на музыку варьете. В чем-то Лемарк был, возможно, прав, знал бы он только, что еще года три назад такое звучание было в СССР крамольным»

К концу фестиваля, 8 августа 1957 года, в издании «Советская культура» опубликовали статью «Музыкальные стиляги». В ней писали: «Пагубный в искусстве пример утери самостоятельности творческого облика, творческой индивидуальности являет собой, в частности, молодежный эстрадный оркестр Центрального Дома работников искусств (руководитель Ю. Саульский)». Автор материала раскритиковал и музыкантов ансамбля, в том числе Майю Кристалинскую. Он писал о «слабых творческих возможностях» солистки и ее «вихляющих «стиляжных» ужимках». Вскоре после этой разгромной статьи коллектив стал реже собираться в ЦДРИ. Саульский вспоминал: «Нас выкинули, правда не напрямую, приказом по дому, но создав такие условия, что работать стало невозможно».

«Мы с тобой два берега»: песни для кино и телевидения

«Мы с тобой два берега», из художественного фильма Евгения Ташкова «Жажда» (1959). Музыка Григория Поженяна. Слова Андрея Эшпая. Исполняет Майя Кристалинская

После роспуска коллектива Майя Кристалинская продолжила заниматься музыкой и выступать с различными оркестрами. Певице пришлось менять репертуар — после выхода статьи «Музыкальные стиляги» иностранные композиции почти не исполнялись. В это время Кристалинская познакомилась с композитором Эдуардом Колмановским, пела его «Тишину» и «В нашем городе дождь». Она часто выступала на концертах, на встречах с иностранными делегациями.

С оркестром Лундстрема в 1958 году Кристалинская поехала в свои первые гастроли — на Украину. После возвращения из них она уволилась из конструкторского бюро Яковлева и решила сосредоточиться на работе в музыкальных коллективах. Вскоре ей предложили записать песню для кинофильма «Жажда» режиссера Евгения Ташкова. Стихи для композиции «Мы с тобой два берега» написал поэт Андрей Эшпай, а музыку — композитор Григорий Поженян.

«Познакомившись с песней, всегда сдержанная Майя охнула и со свойственной ей непосредственностью сразу же предложила ее записать. Но в кино так не делается, надо знать, о чем фильм, знать характер героини, за которую она поет. Песню записали с трех дублей. Записав один, Майя его прослушивала, находила недостатки и предлагала новый дубль. Согласилась «утвердить» только третий. Певица вдруг обнаружила упрямство, которое помогло преодолеть неопытность, дав прекрасный результат. Фильм она увидела в первый же день его выхода на экран — в кинотеатре. Ей звонили, поздравляли, хотя в титрах ее фамилия не значилась. Узнавали по голосу»

Песня принесла Кристалинской всесоюзную славу, композицию выпустили на пластинках тиражом в семь миллионов экземпляров. Несмотря на это, певице пришлось уйти из коллектива Лундстрема: ее вместе со многими другими музыкантами сократили по распоряжению Всероссийского гастрольно-концертного объединения. В следующем 1960 году Кристалинская присоединилась к оркестру джазового артиста Эдди Рознера, с которым до того несколько раз сотрудничала — пела под его аккомпанемент на концертах. Рознер вспоминал: «Как-то к нам пришла девушка, инженер-авиаконструктор. Она спела свою «Светлану» так по-особенному проникновенно, что захотелось помочь ей стать настоящей певицей».

В декабре 1960 года Кристалинскую пригласили выступить на передаче «С добрым утром!», где она исполнила две песни — «Новогоднюю» и «Я иду». Она продолжала ездить на гастроли с разными музыкальными коллективами. В 1962 году, во время одной из поездок с джазовым ансамблем Рознера, Кристалинская простудилась. Уже после возвращение в Москву Рознер посоветовал ей обратиться к врачу — ему показалось, что певица не вылечилась до конца. В больнице у Кристалинской нашли раковую опухоль. На некоторое время ей пришлось оставить выступления и лечиться, но почти сразу после выписки она вернулась в коллектив Рознера. На концертах исполнительница повязывала вокруг шеи платок, которым скрывала следы медицинских процедур, которые теперь должна была проходить регулярно. О болезни Кристалинской — уже известной певицы — писали в газетах.

«У Кристалинской сегодня концерт в Театре эстрады. Лечу в театр. Смотрю, там толпа. Думал, на похороны, а это за билетами!.. Прорвался в театр, сажусь в зале, вижу: выходит на сцену Кристалинская. Живая!!! У меня отлегло от сердца…»

«Когда Майечка начинала петь, хотелось бесконечно слушать ее…»

«Нежность». Музыка Александры Пахмутовой. Слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова. Исполняет Майя Кристалинская

В первой половине 1960-х, несмотря на болезнь, Майя Кристалинская записывала много песен, среди которых «Падает снег», «В нашем городе дождь», «Добрый день», «Аист», «Топ, топ, топает малыш» и другие. Их крутили по радио, выпускали на пластинках. Певицу стали приглашать не только на передачу «С добрым утром!», но и на другие программы, в том числе на «Голубой огонек» и «Песню году». Критики и коллеги писали об обаянии и искренности Кристалинской. Иосиф Кобзон вспоминал: «Стоило Майюшке, как я ее называл, улыбнуться — появлялись ямочки на ее щеках, глазки такие прищуренные, и такая искренность, и сразу становится тепло, а когда Майечка начинала петь, хотелось бесконечно слушать ее…».

В 1965 году Майя Кристалинская исполнила песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Нежность». Премьера состоялась на концерте в колонном зале Дома союзов. В следующем году песня стала знаменитой — ее начали крутить по радио, а режиссер Татьяна Лиознова включила композицию в фильм «Три тополя на Плющихе».

«Если вы спросите меня, какую идеальную песню мне хотелось бы спеть, я отвечу: такую, как «Нежность». Эта песня — своеобразный перелом в творчестве Александры Пахмутовой. Я бы сказала — качественный перелом. Глубина, затаенность и сдержанность. Великолепная оркестровка, которая сама по себе произведение искусства, даже звучащая без вокальной картины, она будет всегда волновать»

Вскоре Кристалинская вышла замуж второй раз. Ее супругом стал скульптор Эдуард Барклай. Анисим Гиммерверт писал «Эдуард Максимович, человек необычайно отзывчивый, проявлявший и здесь широту, готовый всегда прийти на помощь человеку даже малознакомому, о Майе заботился особо». Они прожили в браке до смерти Барклая в 1984 году.

«Сплошные дальние выезды»: последние годы жизни

«Ненаглядный мой». Музыка Александры Пахмутовой. Слова Риммы Казаковой. Исполняет Майя Кристалинская. Авторский вечер Александры Пахмутовой. 1975. Колонный зал Дома Союзов, Москва

В апреле 1970 года председателем Государственного комитета по радио и телевещанию стал Сергей Лапин, который решил, что «евреев на праздничном экране быть не должно». Майю Кристалинскую почти перестали приглашать на телевидение, а в 1972 году ее выступление с песней «Кто отзовется?» вырезали из передачи «Песня года».

«Последняя моя встреча с Майей Кристалинской была грустной. Она пришла в редакцию спросить меня, почему мы перестали ее приглашать. Что я могла ответить? Мы включали ее иногда в дневные передачи по 2-й и 4-й программам, но взять ее в ведущие передачи было невозможно. А ведь исполнителям хотелось именно этого. Участие в них, особенно в «Голубом огоньке» или «Песне года», было как марка, как знак качества…»

Кристалинская продолжила выступать с концертами, которые теперь проходили на небольших площадках — фестивалях в парках, кинотеатрах. Иногда певица выезжала на гастроли по России. Она бывала в Туле, Рязани, Смоленске, ездила даже в небольшие города и деревни. Подруга Кристалинской, которая вместе с ней ездила в гастроли, Татьяна Райнова писала: «Сплошные дальние выезды, я считаю, что это унизительно для Кристалинской. <…> Везде одна пьянь, холодно, грязно, возвращаться ночью — лишний раз подвергать себя опасности попасть в аварию». Несколько раз ее отправляли за границу, Кристалинская выступала перед солдатами в гарнизонах в Венгрии и ГДР.

В 1974 году Майя Кристалинская стала заслуженной артисткой РСФСР. Однако ее так и не приглашали на телевидение и крупные концерты. Последние десять лет певица продолжала ездить с гастролями по регионам РСФСР.

В 1980-х у Кристалинской стали ухудшаться речь и координация. В 1984 году у певицы умер муж — Эдуард Барклай. После этого она попала в больницу. Иосиф Кобзон вспоминал: «Жутко, конечно, было смотреть на нее. Она очень хотела надписать мне свою новую пластинку, которая только вышла, но ей это было трудно. Я сказал: «Майюшка, ну чего ты мучаешься, вот поправишься, встанешь и надпишешь. Я в тебя верю, вся страна тебя ждет». Она заплакала и только сказала: «Нет, Иосиф». Весной 1985 года Кристалинскую выписали из больницы, однако лучшей ей не стало — певица потеряла речь. 19 июня 1985 года Майя Кристалинская умерла. Ее похоронили на Донском кладбище Москвы, а на могиле написали: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».

Интересные факты

Майя Кристалинская. Фотография: kulturologia.ru

Биография Майи Кристалинской

Детство Майи Кристалинской

Майя Владимировна Кристалинская родилась в Москве. В 20-х годах у её родителей родилась дочь, которую также звали Майей. В возрасте двух лет девочка умерла. Когда в 1932 году появилась вторая дочь, ей решили дать тоже имя – Майя. Отец Майи – Владимир Григорьевич Кристалинский был ученым-математиком, он занимался созданием кроссвордов и головоломок, которые печатали в детской газете «Пионерская правда», а также проводил занятия в Доме пионеров. Майя Кристалинская – Нежность Двоюродная сестра Владимира Кристалинского – Лилия была певицей и актрисой, в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Муж тёти Лилии – Павел Самойлович Златогоров был известным режиссёром и долгое время возглавлял театр. Благодаря «дяде Паше» и «тете Лиле» музыка с самого детства вошла в жизнь Майи, она пересмотрела почти весь репертуар театра. Однажды дядя подарил маленькой Майе гармошку, на ней она самостоятельно научилась играть. В школе она училась хорошо, ей легко давалась литература, иностранный язык и математика. С детства у Майи проявились способности к пению. На школьных вечерах она часто пела под рояль без подготовки. Она начала петь в хоре в Центральном Дворце детей железнодорожников (бывшем Доме пионеров), руководителем которого был Семен Дунаевский. На выпускном вечере в июне 1950 года на Манежной площади Майя исполняла для случайных зрителей песни военных лет «Синий платочек» и «Друзья-однополчане».

Восхождение звезды и начало карьеры Майи Кристалинской

После окончания школы Майя поступила вместе с подругой в Московский авиационный институт на инженера-экономиста. В институте она участвовала в художественной самодеятельности, пела в хоре. Руководители заметили в тихой, скромной девушке от природы поставленный голос. Подруга Майи – будущая известная оперная певица Галина Карева предлагала ей оставить институт и посвятить себя пению, но Майя не могла решиться на такой радикальный шаг. Майя Кристалинская были кумиром миллионов В 1955 году Майя Кристалинская окончила институт. Вместе с подругой Валей Котелкиной их по распределению направили в Новосибирск, на завод имени Чкалова. Девушки оказались в совершенно непривычных условиях, по десять-двенадцать часов в день им приходилось работать в грязном цеху «выдавальщицами» деталей. Долго они не выдержали и спустя некоторое время решили бежать в Москву. В те времена это было преступлением. Новосибирский завод направил в Москву ходатайство о привлечении их к уголовной ответственности за самовольное оставление места работы. Только благодаря связям им удалось избежать неприятностей. По знакомству их устроили на работу в “Авиационное конструкторское бюро имени Яковлева”. Майя продолжала принимать участие в самодеятельности в эстрадном ансамбле Центрального Дома работников искусств. В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Кристалинскую пригласили в джазовый ансамбль студии «Первый шаг» при ЦДРИ. В составе ансамбля Майя приняла участие во множестве спектаклей, концертов и шоу. Вскоре в газете «Советская культура» вышла разгромная статья «Музыкальные стиляги» с критикой молодёжного оркестра «Первый шаг». Заказчиком статьи был главный джазмен страны А. Цфасман, который видел в молодёжном оркестре своих конкурентов. Вскоре последовали «оргвыводы», и студия «Первый шаг» прекратила существование. Летом 1958 года Майе Кристалинской поступило предложение от Госконцерта принять участие в гастролях по Закавказью. Она согласилась и взяла отпуск в конструкторском бюро. Её выступления имели ошеломляющий успех. Известный джазмен Эдди Рознер предложил ей стать солисткой его ансамбля. Майя приняла это предложение и твёрдо решила посвятить себя эстраде, в конструкторское бюро она уже не вернулась. Майя Кристалинская – «Два берега» (1959) Кристалинская много гастролировала по стране с джаз-оркестрами, выпустила множество пластинок с песнями, которые моментально раскупались. Широкое признание она получила после выхода фильма “Жажда”, в нём Майя исполняла песню «Мы с тобой два берега». Пластинка с этой песней разошлась по стране тиражом в семь миллионов экземпляров. Певица первой исполнила песню Булата Окуджавы «Ах, Арбат», которая до этого звучала только на магнитофонных записях. В 1966 году Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года. Позже удача отвернулась от неё. В 70-м году председателем Гостелерадио стал Сергей Георгиевич Лапин, который был личным другом Брежнева. После чего начались гонения на многих известных певцов, в число которых попала и Кристалинская. После исполнения на новогоднем «Голубом огоньке» песни «В нашем городе дождь» телеруководство обвинило исполнительницу в пропаганде грусти. Её практически перестали показывать по телевидению, гастроли её продолжались, но выступать ей разрешали только в сельских клубах и райцентрах Рязанской, Тульской и Орловской областей. Майя Кристалинская собирала полные залы В 1974 Майе Кристалинской было присвоено почётное звание «Заслуженная артистка РСФСР». В последние годы своей жизни Кристалинская занималась переводом с немецкого языка книги Марлен Дитрих «Размышления». Книга вышла уже после смерти певицы.

Личная жизнь Майи Кристалинской

Первым мужем Кристалинской стал писатель Аркадий Арканов в 1958 году. Расписались они втайне от родителей, а потом просто поставили их перед фактом. Брак продлился недолго, уже через год Арканов и Кристалинская расстались. Официально они развелись только в 1962 году. Вторым мужем стал известный архитектор Эдуард Барклай, с которым она познакомилась на званом ужине, дома у знаменитого врача А. Вишневского. За столом они сидели рядом и Эдуард Максимович весь вечер вежливо ухаживал за Майей. Спустя несколько месяцев они стали жить вместе. Брак Барклая и Кристалинской продлился почти двадцать лет. В июне 1984 года супруги устроили застолье, отмечая отъезд в отпуск, который они планировали на следующий день. Утром Эдуард Максимович почувствовал себя плохо, он страдал сахарным диабетом. Он потерял сознание. Майя вызвала скорую, приехавшие врачи сделали Эдуарду укол, но было уже поздно, он скончался. 19 июня его похоронили. Потерю мужа Майя переживала тяжело, утратила интерес к жизни и перестала наблюдаться у врача. Майя Кристалинская – Отчего

Болезнь и смерть Майи Кристалинской

В 1962 году во время гастролей Майя Кристалинская попала в больницу с высокой температурой. У неё была обнаружена тяжёлая болезнь — опухоль лимфатических желез (лимфогранулематоз). Майя не сдалась, она продолжала выступать на сцене. Её выступления сменялись длительным лечением в клиниках. После курса химиотерапии ей приходилось выступать на сцене в косынке, чтобы скрыть от зрителей следы болезни. К счастью ей повезло с врачами, которыми были известные гематологи Воробьев и Кассирский. Они продлили ей жизнь на двадцать пять лет. В начале 1985 года после очередного сеанса облучения у неё ухудшилась речь и стали плохо двигаться правая рука и нога. Болезнь прогрессировала. В июне 1985 Кристалинская опять легла в больницу, состояние её резко ухудшилось. Она потеряла сознание и впала в кому. 19 июня 1985 года Майя Кристалинская скончалась в возрасте 53 лет. Похоронена она была в Москве на Донском кладбище. На её могиле можно прочесть эпитафию: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь». Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Майя Кристалинская – слушать онлайн

image

Биография Майи Кристалинской должна быть знакома всем поклонникам отечественной эстрады. Это знаменитая советская певица, которая в 1974 году получила звание заслуженной артистки РСФСР. Она обладала уникальным голосом, который завораживал всех слушателей.

Ранние годы

image

Рассказывать биографию Майи Кристалинской начнем с 1932 года, когда героиня нашей статьи родилась в Москве в семье редактора Владимира Григорьевича и его супруги Валентины.

Принято считать, что судьбу будущей артистки определил ее дядя Павел Златогоров, который в то время работал режиссером в музыкальном театре. Он был женат на двоюродной сестре ее отца Лилии, игравшей в театре Станиславского. На один из дней рождений он подарил Майе губную гармошку. Несмотря на юный возраст, героиня нашей статьи достаточно быстро освоила этот музыкальный инструмент, а вскоре начала исполнять перед родными и близкими популярные в то время военные песни, например, «Синий платочек» или «Друзья-однополчане».

Отец Майи, хоть и был весьма загружен на работе, успевал еще вести кружок в Доме пионеров. Его посещала Валентина Котелкина, которая стала лучшей подругой певицы на протяжении многих лет. Их объединяла страсть к творчеству.

Образование

В школе Майя постоянно демонстрировала свой талант. Например, она могла практически без подготовки выступить на сцене под аккомпанемент рояля. На ее способности обратили внимание руководители хора Центрального Дворца детей железнодорожников. В то время им руководил известный композитор Исаак Дунаевский.

Сама певица признавалась, что тогда даже не думала, что ее судьба будет связана с выступлением на сцене. Будучи всесторонне развитым ребенком, она демонстрировала успехи в литературе, математике, иностранных языках.

Казус вышел перед тем, как девочка собралась получать свой первый паспорт. Дело в том, что она была русской по матери, а еврейкой по отцу. Майя решила посоветоваться со своей подругой Котелкиной, какую национальность ей записать в документ. Та ответила, что всегда было принято определять происхождение по отцу. Это мимолетное решение сыграло определенную роль в биографии Майи Кристалинской. Но тогда она не могла себе представить, что из-за одной графы в паспорте в 60-е годы ее не будут допускать на телеэфиры.

Окончив школу, героиня нашей статьи поступила в столичный авиационный институт. Вместе с Валентиной Котелкиной они стали студентками на факультете экономики самолетостроения. Через пять лет получили дипломы инженеров-экономистов. По распределению их отправили на авиационный завод в Новосибирск.

Работа на заводе

Это была не самая светлая полоса в биографии Майи Кристалинской. Она вспоминает, что руководство завода встретило их холодно, даже не предложив места в общежитии.

На этой работе их все отталкивало: матерящиеся женщины, грязные цеха, издевательское и надменное отношение со стороны начальства. Вскоре подруги решили бросить эту работу, и попросту сбежать. Они вернулись в Москву, а с завода пришла жалоба с требованием привлечь к ответственности нерадивых сотрудниц.

Однако девушкам повезло. Начальник главка их хорошо знал, был одним из рецензентов диплома Кристалинской, поэтому им нашли новое место работы в столице – в конструкторском бюро у Яковлева.

Увлечение музыкой

image

Несмотря на загруженность по работе, героиня нашей статьи не оставляла занятия музыкой, посещая кружок самодеятельности Центрального Дома работников искусств.

В 1957 году в честь проведения в СССР Всемирного фестиваля молодежи и студентов было разрешено организовать джазовый оркестр, хоть само музыкальное направление было тогда в стране запрещено. Композитор Юрий Саульский пригласил в него Кристалинскую.

Ее выступления покорили зрителей, однако в прессе их оценили негативно. В газете «Советская культура» даже вышла рецензия под названием «Музыкальные стиляги». Работу Саульского подвергли критике, всех, кто принимал участие в работе оркестра, выгнали из Дома работников искусств.

Профессиональная певица

image

Отработав три положенных года в конструкторском бюро, героиня нашей статьи уволилась, чтобы посвятить себя музыке. Певица Майя Кристалинская к тому времени уже фактически стала профессиональной артисткой. На гастроли она ездила с оркестром Эдди Рознера.

Настоящая популярность к ней пришла в 1960 году, когда на советские экраны вышла военная драма Евгения Тишкова «Жажда». В ней прозвучала песня Майи Кристалинской «Мы с тобой два берега». Буквально на следующее утро после выхода фильма артистка проснулась знаменитой. Альбом Майи Кристалинской с записью песен из фильма разошелся 7-миллионным тиражом. Композицию практически каждый день ставили на радио.

Популярность

image

В голос героини нашей статьи влюбилась вся страна. У нее вышло большое количество шлягеров. Среди них песни «А за окном то дождь, то снег», «А снег идет», «Внуки», «Наши мамы». Фото Майи Кристалинской печатали популярные советские газеты и журналы.

В своей творческой биографии ей посчастливилось работать с лучшими композиторами и исполнителями того времени в Советском Союзе. Это Иосиф Кобзон, Микаэл Таривердиев, Валентина Толкунова.

В 1966 году Кристалинскую признали главной эстрадной певицей года, в то время она находилась на пике своей популярности. Хитом на долгие годы стала композиция «Нежность» в ее исполнении, которая прозвучала в мелодраме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе».

Разительная перемена в ее биографии произойдет всего через несколько лет после смены председателя Госкомитета Советского Союза по теле- и радиовещанию. Артистка на долгие годы превратится фактически в персону нон грата на отечественной эстраде.

Проблемы со здоровьем

image

Несмотря на популярность, славу и успех, в конце 60-х в жизни Кристалинской наступает непростая полоса. После того как в новогоднем эфире она исполняет романс «В нашем городе дождь», руководство обвиняет ее в «пропаганде грусти», количество эфиров певицы резко сокращается.

В то же время врачи обнаруживают у нее серьезный недуг для ее профессии — опухоль лимфатических желез. Это онкологическое заболевание, которое может вызывать онемение лимфоузлов на шее человека.

На протяжении долгого времени Кристалинская лечилась, а на концертах выступала с косынкой на шее, чтобы скрыть следы болезни. Ведь ее лимфатические узлы были сильно увеличены. Со временем платок стал ее визитной карточкой, присутствующей практически на всех ее изображениях. При этом зрители даже не подозревали, что это не детали стиля, а вынужденная мера. На гастроли ей приходилось брать с собой целые чемоданы лекарств.

С приходом в руководство Гостелерадио Сергея Лапина Кристалинскую практически полностью убирали из телеэфира. Предположительно, виной тому стала ее национальность, указанная в паспорте, так как Лапин, по слухам, был антисемитом.

Со временем героиня нашей статьи начала не только петь, но и пробовать себя в публицистике. Она писала статьи и заметки в «Вечернюю Москву», перевела на русский язык биографическую книгу Марлен Дитрих «Размышления».

Семья

image

Личная жизнь Майи Кристалинской сложилась непросто, она дважды была замужем. Ее первый муж — Аркадий Арканов, к тому моменту только окончил медицинский институт. Молодые люди были практически ровесниками — Арканов на год младше.

Они встретились в начале 1958 года и уже летом расписались. Причем родителям молодожены сообщили об этом уже после случившегося. Пораженные родственники были не в восторге, поэтому, по воспоминаниям, праздничный свадебный ужин прошел в полной тишине.

Спустя годы Арканов будет заявлять, что познакомился с певицей на спор, а настоящей любви между ними никогда не было. К тому же, как считают их общие знакомые, муж завидовал успехам жены, так как сам в то время работал обычным участковым врачом, а популярность Кристалинской росла с каждым днем.

Уже в октябре 58-го Арканов поехал голосовать к родителям по месту прописки, а обратно так и не вернулся. Супруги развелись, оставшись между собой в дружеских отношениях.

Важную роль в биографии, личной жизни Майи Кристалинской сыграл ее второй муж, архитектор и дизайнер Эдуард Барклай. Он заботился о певице, когда у нее обнаружили тяжелый недуг. Именно благодаря ему она смогла так долго прожить. Детей у Майи Кристалинской и ее мужа так и не появилось.

Смерть

image

Однако проблемы со здоровьем были и у самого Эдуарда. Летом 1984 года он скончался от сахарного диабета.

Для артистки его смерть стала тяжелым ударом, так как он оставался ее поддержкой и опорой на протяжении многих последних лет. Практически сразу после кончины супруга, у Майи обострилось онкологическое заболевание. Прожить в одиночестве она смогла совсем недолго.

В июне 1985 году в возрасте 53 лет Кристалинская умерла. Но незадолго до этого она полностью потеряла дар речи. По иронии судьбы, певица, песнями которой восхищалась вся страна, в последние месяцы не могла произнести ни слова. Болезнь окончательно взяла над ней верх. И после потери близкого и любимого человека ее уже было некому поддержать.

Прощание с певицей было организовано в Центральном доме работников искусств. На протяжении всей гражданской панихиды звучали ее песни, а гроб выносили из здания под композицию «Русь». Героиня нашей статьи похоронена на столичном Новом Донском кладбище.

Похожие статьи

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий