Майя Плисецкая — биография, личная жизнь, фото, балет, причина смерти и последние новости

Биография

Майе Плисецкой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, ведь неповторимый талант был дан ей от природы. Она годами дарила зрителям яркие выступления, запомнившись им как великая балерина, а также как профессиональный балетмейстер и хореограф.

Детство и юность

Майя Михайловна родилась 20 ноября 1925 года в Москве и оказалась старшим ребенком в еврейской семье. Отец девочки Михаил Эммануилович был дипломатом, а мать Рахиль Михайловна — актрисой, игравшей в немом кино. По ее линии будущая артистка и унаследовала природные данные, позволившие стать танцовщицей. Ее тетя Суламифь и дядя Асаф были звездами балета.

Интерес к театру впервые возник у Майи, когда ей было 5 лет. Она побывала на спектакле «Любовью не шутят» и была настолько впечатлена, что разыгрывала сюжет по ролям. Вскоре после этого семья перебралась на архипелаг Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем — консулом СССР. На тот момент у юной артистки уже был младший брат Александр.

На Шпицбергене состоялся сценический дебют Плисецкой. Ей досталась крохотная роль в постановке «Русалка». У юной Майи была всего одна реплика, но выступать перед зрителями ей понравилось настолько, что позже она с теплотой говорила об этом, вспоминая о событиях своей биографии.

Уже тогда девочка мечтала об учебе в балетном училище и, как только выпала возможность попасть в Москву, куда семья приехала в отпуск, уговорила родителей отвести ее на просмотр. Педагоги были в восторге от Плисецкой, ведь та оказалась от природы пластичной и гибкой, но возникла проблема: Майя не подходила по возрасту, не хватало года. Помогла тетя Суламифь, убедившая комиссию, что для столь редкого таланта можно сделать исключение.

Счастье продлилось недолго — в 1937 году арестовали отца, которого расстреляли по обвинению в шпионаже и оправдали уже после смерти. Но Плисецкая узнала об этом почти полвека спустя, а поначалу они с матерью верили, что Михаил Эммануилович вернется. Рахиль Михайловне тоже не удалось избежать ареста, ее как жену врага народа отправили сперва в Бутырскую тюрьму, а затем в исправительный лагерь под Акмолинском. На тот момент она была беременна младшим сыном Азарием.

Позже стараниями брата и сестры удалось добиться, чтобы Рахиль Михайловну перевели на вольное поселение в Чимкент. Детей они тоже не оставили, ведь в противном случае им грозил детский дом. Асаф забрал к себе Александра, а Суламифь приютила Майю.

Следующим потрясением для Плисецкой стала война. Едва ее матери с братом позволили вернуться в Москву, как последовала эвакуация в Свердловск. Артистка год жила без возможности учиться, из-за чего твердо решила вернуться в российскую столицу. В 1943 году она окончила училище.

Первые выступления

Хотя в Свердловске Плисецкой приходилось тяжело, в этом городе юная артистка впервые станцевала знаменитую партию умирающего лебедя. В создании постановки участвовала тетя Суламифь, которая придумала выход спиной к публике. Это позволяло сосредоточить внимание на руках танцовщицы, подчеркивая их красоту и пластичность.

В дальнейшем Майя Михайловна танцевала этот номер около 800 раз. Чтобы добиться лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.

image
Майя Плисецкая в молодости / «ВКонтакте»

После выпуска Плисецкая была принята в Большой театр, где юной артистке поначалу приходилось несладко. Труппой руководил ее дядя, который считал неправильным продвигать племянницу. Поэтому она довольствовалась крохотными ролями в составе кордебалета.

Но Майя не собиралась долго оставаться в столь унизительном для нее положении. Репетируя балет «Шопениана», балерина легко освоила мазурку, а во время выступлений старалась задерживаться в прыжке как можно дольше, чем срывала аплодисменты. Уже тогда зрители приходили на спектакль, чтобы посмотреть на Плисецкую. Обратила внимание на талантливую девушку и Агриппина Ваганова, которая взялась лично обучать ее и помогла построить карьеру.

Карьера в Большом театре

По словам Майи Михайловны, она не изнуряла себя репетициями. Природа наделила ее всеми данными, чтобы можно было осваивать сложные танцевальные элементы во время выступлений. Танцевала балерина всегда в удовольствие, что стало причиной блестящей карьеры.

Зрители с восторгом смотрели на ее Китри из балета «Дон Кихот», восхищались Авророй из «Спящей красавицы». В каждом образе Плисецкая была неповторима, а наряды для ее выступлений шили именитые модельеры, среди которых Ив Сен-Лоран и Пьер Карден.

Уже в 1960 году Майя Михайловна стала прима-балериной Большого театра. Это дало ей свободу в выборе репертуара. Специально для балерины была поставлена «Кармен-сюита», она стала первой исполнительницей основной партии. Но в те годы балет запретили, был скандал в министерстве культуры. В ответ на слова Екатерины Фурцевой о том, что Кармен Плисецкой умрет, знаменитость парировала: героиня будет жить, пока жива она.

Кармен в исполнении Майи Михайловны надолго вошла в историю мирового балета. Так случилось и со многими другими ее героинями, которых она воплощала не только в Большом театре, а и на зарубежных сценах. Ее талант отметили в Монако, Франции, Италии, Аргентине, где были поставлены балеты с ее участием. На бельгийской сцене, в театре «Ла Монне», звезда блистала в «Болеро».

Плисецкая танцевала необычайно долго для балерины, ведь их карьера подходит к закату уже к 30 годам. В 1990 году решением руководства Большого театра Майя Михайловна была отправлена на пенсию. Но знаменитость была с этим не согласна, поэтому продолжала выступать в других театрах, участвовала в постановках как балетмейстер и хореограф.

Хореограф и балетмейстер

Ставить Плисецкая начала еще на пике танцевальной карьеры. В 1958 году она представила зрителям «Лебединое озеро», премьера которого прошла при полном зале. В дальнейшем усилиями артистки были поставлены балеты Родиона Щедрина «Анна Каренина» и «Дама с собачкой». Майя Михайловна была не только хореографом, а и танцевала центральные партии.

В 80-е Плисецкая стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета. Позже она возглавляла Испанский национальный балет. Там с участием прославленной танцовщицы шли «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт».

image
Николай Цискаридзе и Майя Плисецкая / «ВКонтакте»

За годы карьеры знаменитость работала со знаменитыми танцовщиками. Среди ее учеников и преданных поклонников был Николай Цискаридзе. Восхищалась великой балериной и Анастасия Волочкова, но о ее таланте Майя Михайловна отзывалась нелестно.

Фильмы и книги

Как и всякий талантливый человек, Плисецкая не ограничивала творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снималась в фильмах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.

Не было чуждо знаменитости и литературное творчество. Поклонники восхищались тем, насколько откровенными и беспристрастными вышли ее мемуары. Книга «Я, Майя Плисецкая» была опубликована в 1994 году. Позже балерина выпустила продолжение «Тринадцать лет спустя» и «Читая жизнь свою…».

Внешность и стиль

Майя Михайловна не была высокой, ее рост достиг отметки 167 см. Но при этом на фото танцовщица кажется выше, чем есть на самом деле. Она в любом возрасте была стройной и статной, держалась уверенно и гордо, чем вызывала восхищение.

Неповторимый стиль Плисецкой был заслугой Пьера Кардена, который одевал музу не только для выступлений, но и для публичных выходов. Были в гардеробе знаменитости и вещи от Коко Шанель, Жанны Ланван, Татьяны Парфеновой.

Многие наряды из повседневного гардероба Майи Михайловны были переданы в коллекцию Александра Васильева, а сценические костюмы выставлены в Театральном музее Александра Бахрушина. Там же представлен флакон любимых духов балерины — ей нравился аромат Bandit, созданный Жерменом Селье.

Личная жизнь

В молодости артистка была влюблена в Вячеслава Голубина, но чувства так и остались платоническими. Первым мужем знаменитости стал ее партнер по сцене, прославленный Марис Лиепа. Их брак официально просуществовал 3 месяца, но вместе они прожили еще меньше.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин / «ВКонтакте»

Счастье в личной жизни Плисецкая обрела благодаря Лиле Брик, которая познакомила ее с композитором Родионом Щедриным. Семейный и профессиональный союз просуществовал более полувека. Детей у пары не было, поскольку Майя Михайловна сознательно отказалась от материнства, полагая, что оно поставит крест на ее карьере балерины.

Смерть

Майя Михайловна презирала старость, с которой активно боролась. Поэтому даже в почтенном возрасте она выглядела моложе своих лет, была ухоженной и элегантной. Ее уход из жизни был для поклонников неожиданностью, это случилось в начале мая 2015 года. Причиной смерти стал сердечный приступ.

Могилы Плисецкой нет ни в Москве, ни в Мюнхене, где она провела последние годы. По завещанию танцовщицы после смерти любимого мужа его прах должен быть соединен с ее и развеян над Россией.

Партии

  • 1943 — Па-де-труа «Лебединое озеро»
  • 1948 — Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила»
  • 1950 — Китри «Дон Кихот»
  • 1952 — Аврора «Спящая красавица»
  • 1961 — Джульетта «Ромео и Джульетта»
  • 1964 — Жар-птица «Жар-птица»
  • 1967 — Кармен «Кармен-сюита»
  • 1972 — Анна Каренина «Анна Каренина»
  • 1976 — Айседора «Айседора»
  • 1978 — «Болеро»
  • 1985 — Анна Сергеевна «Дама с собачкой»
  • 1992 — главная партия «Безумная из Шайо»
  • 1995 — «Курозука»

Фильмография

  • 1951 — «Большой концерт»
  • 1957 — «Лебединое озеро»
  • 1959 — «Хованщина»
  • 1961 — «Сказка о Коньке-Горбунке»
  • 1967 — «Анна Каренина»
  • 1969 — «Чайковский»
  • 1976 — «Фантазия»
  • 1977 — «Болеро»
  • 1977 — «Айседора»
  • 1982 — «Чайка»
  • 1985 — «Зодиак»
  • 1986 — «Дама с собачкой»

Интересные факты

  1. У балерины было хобби: она коллекционировала оригинальные фамилии. В их числе Непейпиво и Негодяев.
  2. Примерами для подражания Плисецкая называла Галину Уланову, Аллу Шелест и Марину Семенову.
  3. Майя Михайловна была поклонницей футбола, в период жизни в Мюнхене они с мужем старались не пропускать спортивные матчи.
  4. Будучи стройной, танцовщица обожала селедку и хлеб с маслом, но знала меру. Ей принадлежит крылатая фраза: «Не надо диет, надо меньше жрать!».

Майя Плисецкая

В этом году исполнится 95 лет со дня рождения Майи Плисецкой. Самой знаменитой отечественной балерины уже нет с нами: пять лет назад она скончалась в Мюнхене в возрасте 89 лет. У артистки была очень интересная и насыщенная жизнь (недаром она выпустила несколько книг мемуаров). Рассказываем самое интересное.

Детство и страшные годы

Мама была киноактрисой и снялась по крайней мере в десяти фильмах. Фильмы тогда еще были незвуковые. Она играла узбечек, а всегда в Азии были сплошные трагедии. Она играла прокаженную, где ее топтали лошади. Какой-то другой фильм, где ее сжигали живьем в каком-то доме. Вообще, я просто обрыдалась, хотя она сидела рядом со мной в кинотеатре, держала меня за руку и говорила: “Я здесь, я с тобой”, а все равно я сердилась, что она мне мешала плакать.

Рахиль Мессерер-Плисецкая

Отец будущей звезды балета был генеральным консулом СССР и начальником угольных шахт на Шпицбергене, где семья прожила два года. В тот период Майя, кстати, впервые вышла на сцену — участвовала в балетной постановке, где, по ее же словам, “с шиком сыграла свою крошечную роль”.

Михаил Плисецкий

Когда отца Плисецкой на время вернули в Москву, девочку отдали в Московское хореографическое училище. Ей было всего семь лет, и ее приняли вопреки правилам, требовавшим, чтобы ученицам уже исполнилось восемь. Учебу пришлось прервать, когда отца Майи вновь отправили на Шпицберген.

Там, знаете, было ни до кино, ни до чего. Потом наступили страшные годы, когда его (отца — Прим. ред.) арестовали, расстреляли, мать попала в ГУЛАГ. Так что детство было не очень веселое,

— вспоминала балерина. Арестовали ее отца весной 1937-го, а уже в начале следующего года расстреляли. Мать спустя три месяца забрали прямо со спектакля в Большом театре, где танцевала ее младшая сестра Суламифь Мессерер. Рахиль вместе с грудным сыном оказалась в печально известном Акмолинском лагере жен изменников Родины. Суламифь после ареста сестры удочерила Майю, чтобы девочку не отправили в детский дом.

Майя Плисецкая

“Умирающий лебедь” под аккордеон

Мама настояла, чтобы я явилась на публику. “Ты выходишь из формы, будешь бояться зала. Не забывай, ты должна стать хорошей танцовщицей. У тебя есть талант”. Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего “Умирающего лебедя”, но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала,

— писала артистка в своей автобиографии “Я, Майя Плисецкая”.

Майя Плисецкая и Николай Фадеечев

“Умирающий лебедь” стал впоследствии визитной карточкой балерины. Красота ее движений буквально гипнотизировала зрителей. А вдохновляться, чтобы исполнить эту партию, Майя отправилась… в Московский зоопарк.

Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи,

— рассказывала она.

В 1941 году, когда началась война, семью эвакуировали в Свердловск. В эвакуации у Майи не было возможности выступать, балеты здесь не ставились.

Год спустя девушка вернулась в Москву, выпустилась из училища, после чего ее приняли в труппу Большого театра. Поначалу она, конечно, танцевала в кордебалете, но вскоре ей стали давать сольные партии — а потом и главные роли. В балете “Спящая красавица” она исполняла роли феи Сирени, феи Виолант и Авроры, станцевала все женские партии в “Дон Кихоте”. Блистательно сыгранную Плисецкой роль Китри в этом балете назвали открытием в исполнительском искусстве.

Балерина с характером

Шаг за шагом Майя шла к званию самой яркой звезды советского балета и к мировой славе. Ее восхваляли и награждали, но при этом власть мешала ей выступать там, где она хотела: в 1950-е Плисецкая была невыездной. Позже балерина узнала, что в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на британскую разведку.

Ей настойчиво советовали вступить в партию, но Плисецкая дала себе обещание, что не сделает этого. Советскую власть она ненавидела — за расстрел отца, арест матери и страдания всей семьи.

Балерина честно говорила — характер у нее не сахар:

Я очень требовательная. И к себе тоже. А если считают, что это плохой характер, что я могу поделать? Измениться труднее, чем за волосы себя поднять.

Больше всего Плисецкую, по ее словам, всегда раздражала неправда “и в искусстве, и в жизни”, она всячески пыталась бороться против несправедливости.

Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба,

— писала звезда в своей книге.

Мужчины

В своих мемуарах артистка признавалась, что у нее случались романы с коллегами по балетной сцене. Первым мужем звезды также стал солист балета — Марис Лиепа. Ему тогда было всего 20, Майе — 31. Брак оказался совсем коротким: пара развелась спустя три месяца после свадьбы. По словам брата Плисецкой, по факту супруги прожили вдвоем и того меньше — всего пару недель.

Говорили, что разрыв случился из-за очередного увлечения балерины. Плисецкая в книгах о своей жизни честно признается, что в молодости была очень влюбчива. По поводу распавшегося брака с Марисом Майя сказала, что они просто “не сошлись характерами”.

Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов.

После знакомства композитор собрался писать музыку для балета с участием Майи и пришел к ней на репетицию. Балерина потом вспоминала, что будущий муж не мог оторвать глаз от нее в черном эластичном трико, подчеркнувшем ее стройную фигуру.

В 1958 году пара сыграла свадьбу. Кстати, по признанию артистки, Родион не спешил брать ее в жены, но Плисецкой говорили, что официальный брак поможет ей избежать преследований КГБ:

Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала — власти меньше терзать меня будут, если замужем. Об этом не раз намекали.

Если бы у нас был даже один ребенок, у нас была бы другая жизнь. Мы бы заботились только о нем, думали только о нем, жили бы только ради него. А я тогда к такой жертвенности не была готова. Рождение ребенка — это минимум один пропущенный год карьеры. Я была не уверена в том, что, испортив фигуру и пропустив год, смогла бы вернуться на сцену. Риск был огромен. И я не рискнула.

В интервью Плисецкая всегда восторженно отзывалась о муже, называла его особенным, даже гением. По словам балерины, Щедрин окружил ее заботой и вниманием, постоянно был рядом, часто сопровождал на гастролях. Он писал музыку для балетов, в которых она выступала: “Анна Каренина”, “Чайка”, “Дама с собачкой”. Артистка считала, что именно благодаря супругу ее карьера продлилась так долго. И главной удачей в своей жизни называла не головокружительную карьеру, а то, что у нее “прекрасный муж”.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин

Грациозная, всегда со вкусом одетая Плисецкая была постоянно окружена поклонниками, среди которых были известные и влиятельные мужчины. Писали, что в начале 60-х за ней красиво ухаживал брат президента США Роберт Кеннеди, с которым она познакомилась во время американских гастролей. Но, как говорила балерина, между ними была только дружба:

Со мною Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист. Никаких притязаний, никакой фривольности. И я ему оснований на то ни разу не дала.

Политик часто поздравлял Плисецкую с днем рождения: они с ним родились в один день и даже один год — 20 ноября 1925-го.

Роберт Кеннеди

Поэт Андрей Вознесенский тоже был очарован. Он писал о Плисецкой:

В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая — полюс магии.

“Не жрать”

Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно — просто из-за репетиций не успевала поесть.

Звезда балета говорила, что любит пиво с сосисками, обожает селедку, а хлеб с маслом — вообще “лучшее, что придумали люди”. При этом на вопросы журналистов, как сохранить красивую фигуру, Плисецкая давала ответ простой до гениальности:

Не жрать! Более действенного способа еще не придумали.

Это больше в теории. А в жизни можно все, но понемногу.

Майя не стеснялась признаться в собственной лени и в том, что она “никогда не любила тренироваться и репетировать”. Но в этом балерина видела скорее плюс: она сохранила ноги “неизмученными”, что позволило ей долгие годы не покидать сцену.

До самой старости Плисецкая выглядела элегантной и ухоженной женщиной, с отличной фигурой и правильной осанкой. При этом считала, что желание молодиться никогда не добавляет женщине привлекательности:

От морщин никуда не деться… Но молодящийся старичок или старушка — это смешно… Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет — это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно — ухожено оно или запущено.

Жизнь после балета

Карьеру Майя Плисецкая завершила в 65-летнем возрасте. Но еще через пять лет станцевала в специально поставленном для нее номере хореографа Мориса Бежара “Аве Майя”.

Сейчас танцуют лучше. У нас черт знает какая форма была у балерин. Маленькие коряги, каракатицы. А сейчас девочки как модели. Мужской танец вырос неслыханно.

Майя Плисецкая и Пьер Карден

Когда я вижу сейчас голых, таких, сяких на сцене, я радуюсь и потираю руки: вот вам, ешьте! Нам-то ничего не разрешали! Ведь получалось, что коммунисты в шубах делали своих детей.

С начала 90-х Майя и Родион жили в Мюнхене. Своего жилья, кстати, супруги так и не приобрели: Плисецкая в этом не видела необходимости.

Мы снимаем квартиру. Это, как в старину говорили, меблированные комнаты. Нас это устраивает… Я не нахожу радости в том, чтобы шиковать. Я нахожу в этом заботы. Если иметь дом, его же надо убирать, содержать. Караул! А так, как в гостинице, мне удобно. Я знала известных людей, которые всю жизнь так жили. Например, Набоков.

Готовить дома Майя тоже никогда особенно не любила, предпочитала есть в кафе и ресторанах. В Мюнхене их с мужем знали во многих заведениях как постоянных клиентов.

Плисецкая выпустила три книги о своей жизни, причем, говорят, каждую тщательно вычитывала и редактировала сама.

В апреле мы были в России. Сначала в Петербурге, в Мариинке, на моем премьерном “Левше”. Майя на банкете вместе со всеми сидела до 5 утра, была веселой. Все говорила, как бы дотянуть этот год — до юбилея.

Потом приехали в Москву, всякие там дела были. В том числе по грядущему юбилею. Вернулись в Мюнхен. Сходили накануне на футбол, она очень любила бывать на стадионе. И вдруг схватило сердце.

Родиону Щедрину сейчас 87 лет, он по-прежнему живет в Германии. Иногда бывает в Москве: например, три года назад в день рождения своей знаменитой жены присутствовал на открытии ее скульптурного портрета в образе Кармен. Памятник был установлен именно по его инициативе, скульптуру установили на Большой Дмитровке — в том месте, где Плисецкая любила гулять, приезжая с мужем в столицу.

Когда Плисецкой не стало, было оглашено ее завещание: в нем балерина просила соединить ее прах с прахом Щедрина после его смерти и развеять над Россией.

–>

Биография Майи Плисецкой

Майя Плисецкая – величайшая русская балерина, более сорока лет служившая сцене Большого театра. Народная артистка СССР, Герой социалистического труда, она объездила весь мир со спектаклями «Лебединое озеро» (Одетта и Одиллия), «Дон Кихот» (Китри), «Каменный цветок» (Хозяйка медной горы), «Кармен-сюита» (Кармен) и другими. image На фото: Майя ПлисецкаяЕй рукоплескали генеральные секретари и президенты, королевы и премьер-министры. Всю свою жизнь она была словно натянутая струна, звучащая на пределе собственных возможностей, и ушла из нее накануне 90-летия: гордой, царственной, необычайно яркой.

Детство, юность, семья

Майя родилась осенью 1925 года в московской семье Михаила Плисецкого и Рахиль Мессерер. Позже у нее появились братья Александр и Азарий. Рахиль Михайловна до начала тридцатых годов известна как актриса немого кино. Ее сестра Суламифь и брат Асаф были балетными драматическими артистами. Михаил Эммануилович работал в Комиссариате иностранных дел и внешней торговли дипломатом, был начальником советских угольных рудников на архипелаге Шпицберген. image Майя Плисецкая с родителямиМайе было около пяти лет, когда она впервые попала в театр. Вспоминая об этом, балерина рассказывала:

…когда я была совсем маленькая, я не знала, кем хочу стать, даже и вопрос такой не стоял. Но мне всегда нравилась сцена. И первая сцена, первый спектакль, который я увидела, был драматический спектакль. Он мне безумно понравился. Назывался «С любовью не шутят». У меня была тетка драматическая актриса. Она была сначала у Завадского, потом в театре Ермоловой. Я с ней ходила в драматические театры, потом в балет. Но все равно мне драма нравилась больше. Но отдали меня в балет, потому что все-таки танцевала, была в артистической среде.

Танцевала Майя всегда. Однажды в Баренцбурге, на архипелаге Шпицберген, где какое-то время жила семья дипломата, ей, еще совсем малышке, поручили партию Русалочки, которую она исполнила с блеском. Когда в 1934 году Михаилу Эммануиловичу дали отпуск, Майя с родителями и братом приехала в Москву и там ее определили в Московское хореографическое училище в класс Евгении Долинской. image Майя Плисецкая в детствеУчебу пришлось прервать, когда кончился отпуск, но затем, уже в 1935 году, отца перевели на работу в Москву, и Майя снова пришла на занятия уже к бывшей солистке Мариинки Елизавете Гердт, у которой занималась в последующие годы. В 1938, за несколько месяцев до рождения младшего сына, Михаила Эммануиловича арестовали, а затем расстреляли как врага народа. Затем арестовали маму Майи. Женщина избежала расстрела – ее с грудным Азарием отправили в лагерь в Казахстан. Майя не понимала, что происходит. Ее удочерила родная тётка, а брата принял в семью дядя Асаф. image Майя Плисецкая и ее тетя СуламифьВ четырнадцать ей наконец дали разрешение съездить к матери в Чимкент. Рахиль Михайловна организовала там танцевальный класс, тем и зарабатывала на жизнь. В одном из концертов, которые проходили в городе, участвовала и ее дочь, впервые исполнившая тогда партию умирающего лебедя. image Майя Плисецкая с мамой и братьямиВ 1941 году маму Майи освободили, и вся семья воссоединилась в Москве. А через три месяца началась Великая Отечественная война, семью Мессерер эвакуировали в Свердловск.

Творческий путь

В 1942 году Плисецкая вернулась в Москву и закончила обучение. Выпускной экзамен сдавала в роли Повелительницы дриад в балете «Дон Кихот» и заработала заслуженное «отлично». Приглашение в кордебалет Большого театра не заставило себя ждать. Майя проявила себя в балете «Шопениана» и вскоре получила свою первую сольную роль Маши в «Щелкунчике», а следом партию Джульетты и Царь-девицы в спектакле «Конек-Горбунок». image Майя Плисецкая в «Шопениане»В 1947 году ей доверили партии Одетты и Одиллии в «Лебедином озере». В 1949 году она выступала сольно на концерте, который состоялся в Кремлевском дворце в честь дня рождения Иосифа Сталина, после чего стала выездной, несмотря на статус дочери «врага народа». image Майя Плисецкая в роли Одетты (70-е)Правда, побывав в Индии в 1953 году, Плисецкая снова стала «невыездной»: она позволила себе вольное общение с иностранцами, беседовала с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру. Когда ее не выпустили на гастроли во Францию и Китай, Майя стала писать «умоленные» письма новым вождям – Никите Хрущеву, Николаю Булганину, Дмитрию Шепилову. Все ее просьбы остались без ответа. image Майя Плисецкая на гастролях в ИндииКогда большая часть труппы Большого театра уехала на гастроли в Лондон, Плисецкая решила поставить с оставшимися коллегами «Лебединое озеро». Был 1958 год, на премьере – аншлаг, в ложах – все высшие чины государства, включая высшее лицо. Майя Плисецкая в молодостиПо словам Плисецкой, хореографа и балетмейстера спектакля, публика устраивала после каждого акта и последнего закрытия занавеса шквальные овации, успех был ошеломительным. Весной 1959 года с высочайшего позволения балерину выпустили на гастроли в США. Молодость Плисецкой была связана с Большим театромВ шестидесятые Майя стала официальной примой Большого театра. Именно тогда кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил не его сцене новаторскую «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина. Исполнение роли Кармен было рассчитано именно на Плисецкую. Майя Плисецкая в образе КарменПублика, привыкшая видеть любимую Майю как классическую балерину, восприняла новые сценические приемы весьма прохладно, о чем Плисецкая вспоминала позже в своей книге:

На премьере мы ах как старались! Из кожи лезли. Но зал Большого был холоднее обычного. Не только министр Фурцева и ее клевреты, а и добрейшая ко мне московская публика ждали второго «Дон Кихота», милых вариаций на привычную им тему. Бездумного развлечения. А тут все серьезно, внове, странно. Аплодировали больше из вежливости, из уважения, из любви к предыдущему. А где пируэты? Где шене? Где фуэте? Где туры по кругу? Где красавица-пачка проказливой Китри? Я чувствовала, как зал, словно тонущий флагман, погружался в недоумение.

В 1964 году в Большой пришел новый балетмейстер Юрий Григорович, с которым у Майи Михайловны сразу развернулся затяжной конфликт. Сказалась и неготовность Григоровича к экспериментам, его желание видеть в главных партиях свою возлюбленную Наталью Бессмертнову и закономерное снижение качества постановок. Майя Плисецкая и Юрий ГригоровичВ 1966 году Плисецкая оказалась в числе 25 деятелей культуры, написавших «открытое письмо» против реабилитации Сталина. В 1972 году балерина снова выступила как хореограф, поставив на сцене балет «Анна Каренина», а в 1980 – «Чайку». Оба балета создал Родион Щедрин, муж Плисецкой. Майя Плисецкая в балете «Чайка»Полтора года прима-балерина была худруком балета Римской оперы, за ее постановки была удостоена премии «Виа Кондотти». Затем Майя работала в Испании, где тесно сотрудничала с оперной дивой Монтсеррат Кабалье. Вместе они поставили оперу-балет «Виллиса» Джакомо Пуччини. Монтсеррат спела партию «Умирающего лебедя», а балерина впервые танцевала под звук человеческого голоса. Камиль Сен-Санс. Лебедь. Майя Плисецкая (1974) В 1990 году Плисецкая в последний раз вышла на сцену Большого театра как прима труппы. После спектакля «Дама с собачкой» худрук Юрий Григорович уволил балерину, разменявшую седьмой десяток, а также ее куда более молодых коллег Владимира Васильева и Екатерину Максимову. За кулисами С 1991 года, после распада СССР, Майя Михайловна проживала в основном в Мюнхене, выезжая на спектакли в лучших мировых театрах. Она сотрудничала с лучшими хореографами, к примеру, Роланом Пети и Морисом Бежаром, исполнила главную партию в балете «Безумная из Шайо». В 1995 году Плисецкая основала международный конкурс балета «Майя», первый из них состоялся на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Bolero Морис Равель. 50-летняя Майя Плисецкая Выдающаяся артистка создала немало образов в кино и на телевидении. С ее участием вышли десятки телеспектаклей, а на большом экране она создала образы Бетси Тверской в «Анне Карениной» 1967 года, итальянской певицы Дезире Арто в фильме «Чайковский», Марины Полозовой в «Фантазии», снятой Анатолием Эфросом по мотивам произведения Ивана Тургенева «Вешние воды». Поклонники запомнили любимую балерину и в образе Музы в фильме Ионаса Вайткуса «Зодиак». «Анна Каренина»: Майя Плисецкая в роли Бетси В 2000 году балерина выступала в Токио с премьерой спектакля «Крылья кимоно». В нем она исполнила главную партию Небесной Феи. В 2003 году ставила там же танец в мюзикле «Аида». В зрелые годы балерина продолжала учить молодые дарования Историю жизни балерина подробно рассказала в автобиографии «Я, Майя Плисецкая».

Личная жизнь Майи Плисецкой

По признанию Плисецкой, она с юности была весьма влюбчивой. Ее первой большой любовью стал партнер по «Лебединому озеру» Вячеслав Голубин, но романтика отношений вскоре сошла на нет. Позже у нее завязался бурный роман с артистом кордебалета иранского происхождения Эсфендьяром Кашани. Майя не скрывала чувств, регулярно и открыто приезжая на шикарном лимузине в коммуналку на Шаболовку, где жил ее избранник. Отношения стали настолько серьезными, что Эсфендьяр был представлен родне балерины как жених. Но свадьба так и не состоялась, поскольку Майя охладела к возлюбленному. Перекидной прыжок от Майи Плисецкой В 1956 году Плисецкая приметила латвийского танцовщика Мариса Лиепу, поступившего в Большой театр. Статный красавец был на 11 лет моложе. Балерина предложила Марису стать ее партнером в «Лебедином озере», что вознесло его в ранг первых исполнителей. Затем помогла ему выехать на заграничные гастроли, а вскоре пара официально зарегистрировала отношения. Вместе они прожили всего три месяца, после чего решили расстаться. По словам балерины – «не сошлись характерами». Майя Плисецкая и Марис Лиепа Со знаменитым в те времена композитором Родионом Щедриным Плисецкая познакомилась в гостях у главной музы Владимира Маяковского Лилии Брик. Она была старше на семь лет, но очаровала Щедрина настолько, что вскоре он сделал ей предложение. В 1958 году пара расписалась. Майя Плисецкая и Родион Щедрин в молодости «Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», – рассказывала Плисецкая о муже. А супруг во всем поддерживал ее и отстаивал ее интересы перед советским правительством. Именно благодаря его стараниям прима получила возможность выезжать за рубеж. Майя Плисецкая с мужем и любовью всей жизни По слухам, Майя и в браке позволяла себе бурные романы, так, ей приписывали отношения с братом президента США Джона Кеннеди Робертом. Несмотря на отсутствие детей, вместе со Щедриным они прожили более пятидесяти лет и создали шедевры, навсегда изменившие мировой балет.

Смерть и память

В последние годы жизни балерина не выходила на сцену. Она давала мастер-классы, жила в Мюнхене, иногда приезжая в Россию, писала мемуары. В 2010 году вышла третья автобиография Плисецкой «Читая жизнь свою…». Майя Плисецкая в последние годы жизни В 2015 году Большой театр готовился чествовать приму – в ноябре ей должно было исполниться 90. Но до юбилея Майя Михайловна не дожила полгода. В мае она скончалась от обширного инфаркта в Мюнхене.

По завещанию великой балерины ее прах будет соединен с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

В ноябре 2015 года состоялся вечер памяти Майи Плисецкой в Большом театре, а скверу на Большой Дмитровке присвоено ее имя. В 2016 году там состоялось открытие памятника балерине. Памятник Майе Плисецкой Почта России выпустила марку в честь Плисецкой, как полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством». Памяти Майи Михайловны посвящаются театральные вечера и концерты в разных городах мира.

Важные события в жизни

  • 1943 год: окончила хореографическое училище и принята в труппу Большого театра.
  • 1944 год: исполнила первую главную роль Маши в постановке «Щелкунчик».
  • 1951 год: присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
  • 1956 год: вышла замуж за коллегу Мариса Лиепу. В этом же году развелась. Присвоено звание народной артистки РСФСР.
  • 1958 год: вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Поставила в Большом театре балет «Лебединое озеро».
  • 1959 год: присвоено звание народной артистки СССР.
  • 1964 год: получила Ленинскую премию.
  • 1967 год: снялась в роли Бетси Тверской в фильме «Анна Каренина».
  • 1972 год: поставила на сцене балет «Анна Каренина».
  • 1980 год: поставила в Большом театре балет «Чайка».
  • 1983 год: приглашена худруком балета Римской оперы, за ее постановки удостоилась премии «Виа Кондотти».
  • 1984 год: удостоена звания командора французского ордена Искусств и литературы.
  • 1985 год: получила звание Героя социалистического труда.
  • 1990 год: уволена из Большого театра.
  • 1991 год: награждена испанским орденом Изабеллы Католической.
  • 1994 год: выпустила автобиографию «Я, Майя Плисецкая».
  • 2005 год: награждена японской международной Императорской премией.
  • 2007 год: выпустила книгу «Тринадцать лет спустя. Сердитые заметки в тринадцати главах.
  • 2010 год: выпустила книгу «Читая жизнь свою…».
  • 2011 год: награждена японским орденом Восходящего солнца.
  • 2015 год: удостоена театральной премии «Золотая маска».
  • 2 мая 2015 года: дата смерти. Скончалась от обширного инфаркта миокарда.

Лучшие фильмы

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий