Максимилиан Волошин, перевернувший навсегда жизнь тихого Коктебеля сто лет назад

image Персона Годы жизни: 28 мая 1877 — 11 августа 1932 Страна рождения: Российская империя Сфера деятельности: Художник , Поэт

Максимилиан Волошин, поэт, художник, литературный критик и искусствовед. Его отец, юрист и коллежский советник Александр Кириенко-Волошин, происходил из рода запорожских казаков, мать — Елена Глазер — из обрусевших немецких дворян.

Детство Волошина прошло в Таганроге. Отец умер, когда мальчику было четыре года, и мать с сыном перебрались в Москву.

«Конец отрочества отравлен гимназией», — писал поэт, которому учеба была не в радость. Зато он с упоением отдавался чтению. Сначала Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гоголь и Достоевский, позднее — Байрон и Эдгар По.

В 1893 году мать Волошина приобрела небольшой участок земли в татарско-болгарской деревушке Коктебель и перевела 16-летнего сына в гимназию в Феодосии. Волошин влюбился в Крым и пронес это чувство через всю жизнь.

В 1897 году по настоянию матери Максимилиан Волошин поступил в Московский университет на юридический факультет, но проучился недолго. Примкнув к Всероссийской студенческой забастовке, был отстранен от занятий в 1899 году за «отрицательное мировоззрение и агитационную деятельность» и выслан в Феодосию.

В последующие два года Волошин совершил несколько путешествий в Европу. Он посетил Вену, Италию, Швейцарию, Париж, Грецию и Константинополь. А заодно передумал восстанавливаться в университете и решил заняться самообразованием. Странствия и ненасытная жажда познания окружающего мира стали тем двигателем, благодаря которому и раскрылись все грани дарования Волошина.

Он изучал литературу в лучших европейских библиотеках, слушал лекции в Сорбонне, посещал уроки рисования в парижской мастерской художницы Елизаветы Кругликовой. Кстати, заняться живописью он решил, чтобы профессионально судить о чужом творчестве. В общей сложности он пробыл за границей с 1901 по 1916 год, живя попеременно то в Европе, то в Крыму.

Более всего он любил Париж, куда и наведывался часто. В этой Мекке искусства начала ХХ века Волошин общался с поэтом Гийомом Аполлинером, писателями Анатолем Франсом, Морисом Метерлинком и Роменом Ролланом, художниками Анри Матиссом, Франсуа Леже, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Диего Риверой, скульпторами Эмилем Антуаном Бурделем и Аристидом Майолем. Интеллектуал-самоучка удивлял современников своей разносторонностью. На родине легко вошел в круг поэтов-символистов и художников-авангардистов. В 1903 году Волошин начал строить в Коктебеле дом по собственному проекту.

В 1910 году вышел первый сборник его стихов. В 1915-м — второй — об ужасах войны. Он не принял Первую мировую, как позже не принял и революцию — «космическую драму бытия». В Советской России выходят его «Иверия» (1918) и «Демоны глухонемые» (1919). В 1923 году начинается официальная травля поэта, его перестают издавать.

С 1928 по 1961 год в СССР не было издано ни одной его строчки. А ведь кроме поэтических сборников, творческий багаж Волошина-критика содержал 36 статей о русской литературе, 28 — о французской, 35 — о русском и французском театре, 49 — о событиях французской культурной жизни, 34 статьи о русском изобразительном искусстве и 37 — об искусстве Франции.

После революции Волошин постоянно жил в Крыму. В 1924 году он создал «Дом поэта», напоминающий своим обликом одновременно средневековый замок и средиземноморскую виллу. Здесь бывали сестры Цветаевы, Николай Гумилев, Сергей Соловьев, Корней Чуковский, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Александр Грин, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Владислав Ходасевич, художники Василий Поленов, Анна Остроумова-Лебедева, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Бенуа…

image Максимилиан Волошин. Крым. В окрестностях Коктебеля. 1910-е

В Крыму по-настоящему раскрылся и дар Волошина-художника. Живописец-самоучка оказался талантливым акварелистом. Свою Киммерию, однако, писал не с натуры, а по собственному методу законченного изображения, благодаря которому из-под его кисти выходили безукоризненные по форме и свету виды Крыма. «Пейзаж должен изображать землю, по которой можно ходить, — говорил Волошин, — и небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах… должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью…»

Максимилиан Волошин. Коктебель. Закат. 1928

Максимилиан Волошин был поклонником японской гравюры. По примеру японских классиков Кацусика Хокусая и Китагава Утамаро свои акварели он подписывал строками своих же стихов. Каждый цвет для него имел особое символическое значение: красный — это земля, глина, плоть, кровь и страсть; синий — воздух и дух, мысль, бесконечность и неизвестность; желтый — солнце, свет, воля, самоосознанность; лиловый — цвет молитвы и тайны; зеленый — растительного царства, надежды и радости бытия.

М.А. и М.С. Волошины. Проводы гостей. Коктебель. 1920–е годы. Собрание Дома-музея М.А. Волошина. Максимилиан Волошин. Феодосия. 1927

В 1922 году Волошин познакомился с Марией Заболоцкой. В 1927 году они поженились. Эта женщина не только была рядом с художником до самой его смерти в 1932 году, но и сумела сохранить его творческое наследие и «Дом поэта», в котором сегодня находится дом-музей поэта-живописца.

Биография

Отчисленный из университета поэт и художник Максимилиан Волошин удивлял современников разносторонностью своих интересов. Творец, который умел заключать страсти, бушующие внутри, в рамки стихотворного жанра, помимо живописи и поэзии, писал критические статьи, занимался переводами, а также увлекался астрономическими и метеорологическими наблюдениями.

Портрет Максимилиана Волошина

Его яркая, полная бурных событий и разнообразных встреч жизнь с начала 1917 года сосредоточилась в России. На литературных вечерах, проводимых писателем в построенном им лично доме в Коктебеле, неоднократно присутствовали и сын Корнея Чуковского – Николай, и Осип Мандельштам, и Михаил Булгаков, и даже Марина Цветаева.

Детство и юность

Максимилиан Александрович Волошин родился 16 мая 1877 года в Киеве. Мать поэта Елена Оттобальдовна была женщиной волевой и самобытной. Вскоре после рождения сына она разошлась с мужем. В Максе женщина хотела воспитать бойцовский характер, а мальчик рос, как впоследствии сказала о нем Марина Цветаева, «без когтей», был ко всем миролюбив и дружелюбен.

Максимилиан Волошин в детстве с мамой

Известно, что в Коктебеле, куда Волошин переехал с матерью в 16 лет, Елена даже нанимала окрестных мальчишек, чтобы они вызывали Максимилиана на драку. Мать приветствовала интерес сына к оккультизму и нисколько не огорчалась, что в гимназии тот вечно оставался на второй год. Один из учителей Макса однажды сказал, что научить чему-либо идиота невозможно. Не прошло и полугода, как на похоронах того самого преподавателя Волошин декламировал свои чудесные стихи.

Максимилиан Волошин в молодости

Хотя писатель с 1897 по 1899 год был студентом юридического факультета Московского университета и исправно посещал лекции, свои удивительно разносторонние знания он уже тогда получал самостоятельно. Из биографии публициста известно, что получить диплом Максимилиан так и не сумел. Отчисленный за участие в беспорядках, парень решил не продолжать обучение и заняться самообразованием.

Литература

Первая книга Волошина – «Стихотворения» – вышла в 1910 году. В работах, вошедших в сборник, четко прослеживалось стремление автора познать судьбы мира и историю человечества в целом. В 1916-ом писатель выпускает в свет сборник антивоенных стихов «Anno mundi ardentis» («В год пылающего мира»). В этом же году прочно обосновывается в любимом Коктебеле, которому он позже посвятил пару сонетов.

Книги Максимилиана Волошина

В 1918 и 1919 годы выходят две его новые книги стихов – «Иверни» и «Демоны глухонемые». В каждой строке неизменно чувствуется рука литератора. Особенно красочны стихотворения Волошина, посвященные природе Восточного Крыма.

Статуя Максимилиана Волошина

С 1903 года Волошин печатает свои репортажи в журнале «Весы» и газете «Русь». В дальнейшем он пишет статьи о живописи и поэзии для журналов «Золотое руно», «Аполлон», газет «Русская художественная летопись» и «Утро России». Общий объем работ, которые по сей день не утратили своей ценности, составляет не один том.

Максимилиан Волошин в Коктебеле

В 1913-ом, в связи с нашумевшим покушением на картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван», Волошин выступил против натурализма в искусстве, опубликовав брошюру «О Репине». И хотя после этого редакции большинства журналов закрыли перед ним свои двери, посчитав работу выпадом против почитаемого публикой художника, в 1914 году вышла книга статей Максимилиана «Лики творчества».

Живопись

Живописью Волошин занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве. Летом 1913 года он освоил технику темперы, а уже в следующем году написал свои первые этюды акварелью («Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью»). Плохого качества акварельная бумага приучила Волошина работать сразу нужным тоном, без исправлений и помарок.

Картина Максимилиана Волошина “Библейская земля”

Каждое новое произведение Максимилиана несло в себе частицу мудрости и любви. Создавая картины, художник размышлял о соотношении четырех стихий (земли, воды, воздуха и огня) и о глубинном смысле космоса. Каждый нарисованный Максимилианом пейзаж сохранял свою плотность и фактуру и оставался светопроницаемым даже на холсте («Пейзаж с озером и горами», «Розовые сумерки», «Холмы, иссушенные зноем», «Лунный вихрь», «Свинцовый свет»).

Картина Максимилиана Волошина “Кара-Даг в облаках”

Максимилиана вдохновляли классические произведения японских живописцев, а также картины его друга – феодосийского художника Константина Богаевского, чьи иллюстрации украсили первый волошинский сборник стихов 1910 года. Наряду с Иваном Айвазовским, Эммануилом Магдесяном и Львом Лагорио, Волошина сегодня причисляют к представителям Киммерийской школы живописи.

Личная жизнь

Полнота в совокупности с маленьким ростом и непокорной гривой волос на голове создавала у противоположного пола обманчивое впечатление о мужской несостоятельности Волошина. Женщины рядом с чудаковатым писателем чувствовали себя в безопасности и считали, что мало похожего на настоящего мужчину литератора не зазорно позвать с собой в баню потереть спинку.

Максимилиан Волошин и дети с соседних дворов

На протяжении всей жизни Волошин пользовался этим заблуждением, пополняя свою амурную копилку новыми именами. Первой женой критика была художница Маргарита Сабашникова. Их роман начался в Париже. Молодые люди посещали лекции в Сорбонне, на одной из которых писатель и приметил девушку, как две капли воды похожую на царицу Таиах.

В день знакомства литератор отвел избранницу в музей и показал ей изваяние правительницы Египта. В письмах друзьям Максимилиан признавался, что никак не может поверить в то, что Маргарита – настоящий человек из плоти и крови. Приятели в ответных посланиях шутливо просили влюбчивого поэта не брать в жены барышню из алебастра.

Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова

После свадьбы, состоявшейся в 1906 году, влюбленные переехали в Петербург. Их соседом был популярный поэт Вячеслав Иванов. В квартире писателя каждую неделю собирались символисты. Частым гостем был и Волошин с супругой. Пока Максимилиан увлеченно декламировал, спорил и цитировал, его благоверная вела тихие разговоры с Ивановым. В беседах Маргарита неоднократно заявляла, что в ее представлении жизнь настоящей художницы должна быть пронизана драматизмом и что дружные супружеские пары нынче не в моде.

В период, когда у Вячеслава и Маргариты только зарождались романтические чувства, Волошин воспылал любовью к драматургу Елизавете Дмитриевой, с которой он в 1909 году сочинил весьма успешную литературную мистификацию – таинственную красавицу-католичку Черубину де Габриак, чьи произведения публиковались в журнале «Аполлон».

Максимилиан Волошин и Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак)

Мистификация продлилась всего 3 месяца, затем Черубину разоблачили. В ноябре этого же года Николай Гумилев, который в свое время познакомил Дмитриеву с Волошиным, при Максимилиане нелицеприятно высказался сторону поэтессы, за что незамедлительно получил от автора стихотворения «Венеция» пощечину.

В итоге некрасивая хромоногая девушка стала причиной, по которой Волошин и Гумилев устроили дуэль на Черной реке. После скандального поединка, в ходе которого чудом никто не пострадал, жена Максимилиана сообщила погруженному в омут амурных страстей мужу о намерении развестись. Как выяснилось позже, супруга Иванова предложила Маргарите жить втроем, и та согласилась.

Максимилиан Волошин и его жена Мария Заболоцкая

В 1922 году в Крыму начался голод. Мать публициста, Елена Оттобальдовна, стала заметно сдавать. Макс переманил для горячо любимой родительницы из соседнего селения фельдшерицу Марию Заболоцкую. Именно на этой доброй и отзывчивой женщине, стоявшей подле него во время похорон матери, он женился в марте 1927 года.

И хотя у супругов так и не получилось обзавестись детьми, Мария Степановна была рядом с писателем и в радости, и в печали вплоть до его смерти. Овдовев, она не изменила коктебельских порядков и также продолжала принимать в доме Волошина странствующих поэтов и художников.

Смерть

Последние годы жизни поэта были насыщены работой – Максимилиан много писал и рисовал акварелью. В июле 1932-го давно беспокоившая публициста астма осложнилась гриппом и воспалением легких. Волошин скончался после инсульта 11 августа 1932 года. Его могила находится на расположенной в паре километров от Коктебеля горе Кучук-Янышар.

Могила Максимилиана Волошина

После смерти именитого литератора скульптор Сергей Меркуров, создавший посмертные маски Льва Толстого, Владимира Маяковского, Михаила Булгакова и Владимира Ильича Ленина, снял слепок и с лица почившего Волошина. Жене писателя, Марии Заболоцкой, удалось сохранить творческое наследие горячо любимого мужа. Благодаря ее стараниям в августе 1984 года расположенный в Крыму дом Максимилиана получил статус музея.

Библиография

  • 1899 – «Венеция»
  • 1900 – «Акрополь»
  • 1904 – «Я шел сквозь ночь. И бледной смерти пламя…»
  • 1905 – «Таиах»
  • 1906 – «Ангел мщенья»
  • 1911 – «Эдварду Виттигу»
  • 1915 – «Парижу»
  • 1915 – «Весна»
  • 1917 – «Взятие Тюильри»
  • 1917 – «Святая Русь»
  • 1919 – «Написание о царях московских»
  • 1919 – «Китеж»
  • 1922 – «Меч»
  • 1922 – «Пар»
  • 1924 – «Анчутке»

Роль и место в литературе

Среди представителей эпохи «Серебряного века» особое место занимает разносторонняя личность М. Волошина. В области литературы он проявил себя как талантливый переводчик, поэт, художник, драматург и критик. Ему принадлежит важное место в разработке концепций научной поэзии.

Щедро одаренный талантами, поэт помимо литературы, занимался живописью, писал изысканные пейзажи, был создателем эскизов занавеса при строительстве храма в Швейцарии.

М.А. Волошин был в числе первых краеведов Крыма. Его работы о связи древней архитектуры с особенностями ландшафта получили широкое признание. В числе его научных изысканий были геология, метрология, астрономия.

Происхождение и ранние годы

Максимилиан с мамой

16 мая 1877 г. у коллежского советника, юриста Александра Максимовича Кириенко-Волошина и Елены Оттобальдовны Глазер родился сын Максимилиан. Родиной будущего поэта был Киев. В роду отца были запорожские казаки, предки матери – обрусевшие немцы.

Дом в Коктебеле, построенный по проекту Волошина

Через некоторое время Волошины переехали в Таганрог. Глава семьи умер, когда мальчику было 4 года. Мать ради заработка перебралась в Москву, поступила на службу, и без какой-либо поддержки сама содержала и воспитывала сына.

Образование

В 1887 г. Максимилиан поступил в частную гимназию Поливанова, а в 1888 – перевелся в Московскую казенную гимназию. В столице Волошины прожили до 1893 года. Затем тяжелое материальное положение заставило их оставить столицу, и купить недорогое жилье в Крыму. Продолжал гимназическое обучение Макс уже в Феодосии.

В 1897 г. Елена Оттобальдовна настояла на поступлении сына на юридический факультет Московского университета. Однако на втором году обучения Волошина отчислили за активное участие во Всероссийской студенческой забастовке. Он был выслан из Москвы, и определен под надзор феодосийской полиции сроком на один год.

М. Волошин

В этом же году он впервые на полгода отправляется в Европу для знакомства с ее культурой. По возвращении в Москву, Максимилиан экстерном сдает экзамены и переводится на третий курс. В начале 1900 г. он вновь посещает Европу. В конце 1900 г. Волошин едет в Среднюю Азию, где публикует в газете «Русский Туркестан» стихи и статьи. Будучи в Ташкенте, он решает оставить университет. В 1901 г. вновь совершает путешествие в Европу. Во Франции, в университете Сорбонны слушает литературные лекции, становится участником культурной богемы Парижа, продолжает писать стихи и заниматься самообразованием.

Творчество

С женой Марией

В 1903 году Волошин возвращается в Москву. Здесь он тесно сближается с символистами, активно публикуются его произведения. С этого времени начинается его жизнь на две страны – Россию и Францию. Он проделывает очень большую работу по сближению русской и французской культур. Из Парижа приходят его корреспонденции для журнала «Весы», о России он пишет для французских издательств.

В 1910 году выходит первый сборник стихов М. Волошина. Чуть позже свет увидели еще две книги – «Киммерийская весна» и «Киммерийские сумерки», основанные на библейской, славянской и греческой мифологии. В этот же период выходят сонеты «Лунария» и стихотворение «Звездная корона», считающиеся самыми значительными произведениями поэта.

Максимилиан с Еленой Оттобальдовной

В 1914 г. Волошин выпускает сборник статей «Лики творчества» о культуре. В 1915 – описывает ужасы войны в произведении «В год пылающего мира 1915». К этому периоду относится начало его пейзажного творчества. Работы с акварельными изображениями Крыма выставляются на выставках «Мира искусства».

Во время Гражданской войны и последующей затем революции поэт находился в Коктебеле. Революцию Волошин принял как неизбежность, что обусловило изменение направления его творчества. Импрессионистские зарисовки и философские размышления сменились работами о судьбе страны, ее истории и избранности. Это отражено в книгах «Неопалимая купина», «Россия», «Путями Каина».

На двадцатые годы приходится расцвет литературного творчества Волошина. Стихи его в этот период пользовались огромной популярностью, хотя практически не издавались в России. Он тесно взаимодействовал с новыми властями, принимая участие в организации охраны памятников, читал лекции, вступил в Союз писателей, организовывал выставки собственных пейзажей.

Едва ли не лучшим творением поэта является построенный им в Коктебеле дом. Сюда съезжались знаменитые поэты Серебряного века, устраивались литературные вечера, проводились разные турниры. В этом доме Волошин окончательно поселился после женитьбы, и прожил в нем до конца жизни, запечатлевая на холсте изумительные крымские пейзажи.

Фрагмент стихотворения

Неопалимая купина М. Волошин

Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?

Была ли ты? есть? или нет?

Омут… стремнина… головокруженье…

Бездна… безумие… бред…

Всё неразумно, необычайно:

Взмахи побед и разрух…

Мысль замирает пред вещею тайной

И ужасается дух.

Каждый, коснувшийся дерзкой рукою, —

Молнией поражен:

Карл под Полтавой, ужален Москвою

Падает Наполеон.

Главные произведения

М. Волошин в свое время прошел пешком по всей России. Естественно, что впечатления об этих путешествиях поэт излагал на бумаге. Так появлялись стихотворения, посвященные тем местам, где ему довелось побывать. Многое в его творчестве посвящено зарубежным поездкам в Западную Европу, Египет, Грецию.

Похороны Максимилиана Волошина

В произведениях о войне поэт призывал к человеколюбию, осознанно не принимая какую-либо сторону. Он просто защищал всех людей, враждующих между собой, от власти и от политики.

Стихотворение «Коктебель» было написано в 1918 году, в разгар революционных преобразований. Оно насквозь пронизано любовью к Крыму, той земле, которая на всю жизнь стала источником его вдохновения и как поэта, и как художника. Духовное слияние мастера и прекрасной природы знаменует поэтическое признание в любви к этому краю.

Памятник Волошину

В 1919 году было написано стихотворение «Гражданская война». Это было самое напряженное для России время, и всю боль и тревогу за Родину поэт выразил в этом произведении. Исходя из сознательно выбранной им нейтральной роли, Волошин стремится познать правду и той, и другой враждующей стороны. Все это преподносится читателю с помощью необычайно ярких средств выражения, которые были свойственны поэзии Волошина.

В 1922 году появилось стихотворение «На дне преисподней». Ужасающий голод, репрессии, разруха царили в это время в России, что и нашло отражение в названии произведения. Оно посвящено двум великим людям – Н. Гумилеву и А. Блоку, чьи трагические смерти оставили неизгладимый след в душе ранимого и впечатлительного Максимилиана Волошина.

Последние годы

В любимом Коктебеле М. Волошин провел безвыездно последние 10 лет жизни. Его постоянно навещали советские литераторы, приезжающие в Крым на отдых. Летом 1932 года у поэта случился инсульт, после которого речь его стала невнятной, а движения почти

полностью ограничены.

В этот период его навестил Н.К. Чуковский с радостной новостью о том, что стихи Волошина начнут издаваться в «Новом мире». К сожалению, второй удар, настигший поэта через несколько дней, не оставил ему шансов.

М. Волошин умер 11 августа 1932 года. По завещанию его похоронили на горе Кучук-Янышар недалеко от Коктебеля. Дом был завещан Союзу писателей.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1877 Год рождения Максимилиана Волошина
1881 Смерть отца. Переезд в Таганрог
1887 Поступление в гимназию Поливанова
1888 Переход в московскую казенную гимназию
1893 Переезд в Крым
1897 Поступление в Московский университет
1899 Исключение из университета
1900 Восстановление в университете на 2 курсе
1901 Первая поездка в Париж. Посещение лекций в Сорбонне
1903 Строительство дома в Коктебеле
1909 Подготовка издания журнала «Аполлон»
1911 Отъезд в Париж корреспондентом «Московской газеты»
1913 Выход книги статей «Лики творчества»
1915 Выход стихов «В эти дни», «Петербург» и др.
1916 Выход второй книги стихов «Anno Mundi Ardentis. 1915»
1917 Написание стихотворения «Святая Русь»
1918 В Москве вышел третий сборник стихов «Иверни»
1919 Издание «Неопалимой купины»
1921 Работа инспектором по охране памятников
1924 Работа над поэмой «Россия»
1926 Выход стихотворения «Дом поэта»
1927 Открытие выставки акварелей М. Волошина
1928 Вступление в члены Всероссийского Союза писателей
1931 Назначение персональной пенсии
1932 Не стало М.А. Волошина

Интересные факты

  • М. Волошин так и не окончил Московский университет;
  • в Париже присоединился к масонам;
  • официально отказался от участия в Первой Мировой войне;
  • в 1909 году стрелялся на дуэли с Н. Гумилевым;
  • в годы Гражданской войны в его доме укрывались как красные, так и белые;
  • его руки обладали исцеляющей силой. Мог снять боль прикосновением.

Память о поэте

В Москве функционирует библиотека имени М. А. Волошина.

Дом-музей М. Волошина в Коктебеле.

В Киеве, на доме, в котором родился М. Волошин, установлена мемориальная доска.

Учреждены Международный Волошинский конкурс, Международная Волошинская премия, фестиваль «Волошинский сентябрь»

Ссылки

Сайт, посвященный М. Волошину

Максимилиан Волошин
Дата рождения 16 (28) мая 1877(1877-05-28)
Место рождения Киев, Российская империя
Дата смерти 11 августа 1932(1932-08-11) (55 лет)
Место смерти Коктебель, Крымская АССР, РСФСР, СССР
Гражданство (подданство)
  •  Российская империя
  •  СССР
Род деятельности поэт, переводчик, литературный критик, художник, художественный критик, эссеист
Направление символизм
Жанр поэзия
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru
Произведения в Викитеке
 Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Максимилиан Волошин читает своё стихотворение «Неопалимая Купина в эпоху бегства французов из Одессы», 1919 г. Максимилиан Волошин читает своё стихотворение «На дне преисподней», 1922 г.

Максимилиа́н Алекса́ндрович Воло́шин (фамилия при рождении — Кирие́нко-Воло́шин; 16 [28] мая 1877, Киев, Российская империя — 11 августа 1932, Коктебель, Крымская АССР, СССР) — русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.

Биография

Детство и юность

Родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве. Отец — Александр Максимович Кириенко-Волошин (1838—1881), юрист, коллежский советник, член киевской палаты уголовного и гражданского суда, в 1878 был назначен членом Таганрогского окружного суда[1]. По отцовской линии Максимилиан Волошин принадлежал к старинному дворянскому казачьему роду. Один из предков поэта, певец-бандурист и слагатель украинских дум, принял мучительную смерть в польском плену[2].

Мать — Елена Оттобальдовна Глазер (1850—1923), русская немка[3]. Была известна своим экстравагантным поведением и оригинальными нарядами (например, ходила стриженая и в брюках). Сыграла большую роль в жизни поэта[2]. Дед по материнской линии — Оттобальд Андреевич Глазер (1809—1873), инженер-полковник[4].

Дом в Киеве, где жила семья Волошиных, сохранился до нашего времени и располагается на углу бульвара Тараса Шевченко и улицы Пирогова, 24/9.

Раннее детство прошло в Таганроге, Севастополе и Москве[5]. В Москву семья Волошиных переехала после смерти отца будущего поэта. Здесь мама Максимилиана Волошина устроилась на работу в железнодорожную больницу. Жили в Новой слободке – недалеко от Бутырского хутора[6].

В 1887 году поступил в частную гимназию Л. И. Поливанова, в 1888 году перешёл во 2-й класс 1-й Московской гимназии[7]. Учился плохо. Остался на второй год в 3-м классе.[1]

Это самые тёмные и стеснённые годы жизни, исполненные тоски и бессильного протеста против неудобоваримых и ненужных знаний.

Максимилиан Волошин. Автобиография.[1]

  • Александр Кириенко-Волошин

  • Елена Волошина (урожд. Глазер)

  • А. Петров «Уголок Новой слободки»

  • Гимназист Максимилиан Волошин

  • Гимназисты во дворе дома И. Айвазовского

В 1893 году переехал с матерью в Коктебель. Поступил в Феодосийскую гимназию, попечителем которой был художник Иван Айвазовский[8].

Когда отзывы о моих московских успехах были моей матерью представлены в феодосийскую гимназию, то директор, гуманный и престарелый Василий Ксенофонтович Виноградов, развёл руками и сказал: «Сударыня, мы, конечно, вашего сына примем, но должен вас предупредить, что идиотов мы исправить не можем».

Максимилиан Волошин. Записи 1932 года[9]

Биография Максимилиана Волошина

Максимилиан Александрович Волошин (настоящая фамилия Кириенко-Волошин) – русский поэт, критик, художник – родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве в семье юриста, коллежского советника.

После разрыва с женой, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер), отец Максимилиана умер в 1881 г. С матерью поэт поддерживал родственные и творческие отношения до конца её жизни. Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе.

Свое среднее образование Волошин начал в Московской Поливановской гимназии. Когда они с матерью переехали в Крым, Максимилиан пошел в Феодосийскую гимназию. С 1897 года учился на юридическом факультете Московского университета (исключен за участие в студенческих беспорядках в 1899). С 1899 подолгу жил в Европе, посещал лекции в Сорбонне и Высшей школе общественных наук (Париж); окончательно вернулся на родину весной 1916 года. В 1900-1910-е гг. как парижский корреспондент публиковал в русской периодике (газеты «Русь», «Утро России», «Биржевые ведомости», журналы «Весы», «Аполлон» и др.) статьи о современной западноевропейской и русской культуре (часть из них вошла в книгу «Лики творчества», 1914).

В 1907 г. Волошин принимает решение об отъезде в Коктебель. Пишет цикл «Киммерийские сумерки». Отрицая натурализм («О Репине», 1913), отстаивал «новое искусство» А.С. Голубкиной, М.С. Сарьяна, объединений «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Как художник специального образования не получил; исполнял пейзажи (с конца 1890-х гг.; преимущественно в технике акварели, реже – темпера и гуашь) Греции, Испании, Франции, многочисленные виды Крыма, уделяя особое внимание передаче световоздушной среды, различных состояний природы. С 1912 года участвовал в художественных выставках («Треугольник», «Мир искусства» и др.).

Стихи начал печатать с 1895 года, но как оригинальный поэт сформировался с середины 1900-х гг., сблизившись с русскими символистами. Среди поэтических учителей Волошина – поэты «Парнаса», К.Д. Бальмонт, Вяч.И. Иванов (личное знакомство с которым привело к распаду первого брака Волошина с художницей М.В. Сабашниковой).

Желание «всё знать, всё пережить», на биографическом уровне способствовавшее увлечению масонством, теософией, антропософией, в творчестве предопределило тягу к мистическим мотивам и «научной поэзии». Первый сборник «Стихотворения. 1900-1910» вышел в Москве в 1910, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнассца».

В 1914 г. Волошин пишет письмо военному министру России с отказом от военной службы и участия в кровавой бойне Первой мировой войны. Апокалиптическое переживание войны и пацифистские убеждения отразились в сборнике «Anno mundi ardentis. 1915» («В год пылающего мира. 1915», 1916). После 1917 года Волошину удалось издать сборник стихов «Иверни» (1918), книгу «Верхарн. (Судьба. Творчество. Переводы)» (1919). Не публиковавшиеся при жизни Волошина стихи последних лет, поэтическая книга «Неопалимая купина» (1919), цикл философских поэм «Путями Каина» (1921-1923), поэмы «Россия» (1924), «Сказание об иноке Епифании», «Святой Серафим» (обе 1929) – экспрессивная, полная публицистического пафоса летопись размышлений о судьбах Родины, насыщенная библейской символикой и историческими аналогиями; в ней нашла выражение гражданская позиция Волошина в годы междоусобицы.

Дом Волошина в Коктебеле (построен в 1903), в это время стал убежищем для многих друзей поэта. В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превращает свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества.

Максимилиан Волошин скончался 11 августа 1932 года в Коктебеле, где и был похоронен. Свой дом Волошин завещал Союзу писателей.

Биография

Произведения

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий