Марина Неёлова: Предательство, позднее материнство и любовь всей жизни обаятельной актрисы

image Персона Родилась: 08 января 1947 (75 лет) Страна рождения: СССР Сфера деятельности: Актер кино , Актер театра

С детства Марина Неёлова мечтала стать актрисой и занималась в драмкружке. Уже на третьем курсе театрального института она впервые снялась в кино. А вскоре критики стали называть ее «молодой Фаиной Раневской» за умение легко вживаться в роль, правдоподобно играть комических персонажей. Известна Неёлова и как актриса театра «Современник», где она играет до сих пор.

«На уроках мечтала о сцене»

Марина Неёлова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде. Ее родители Мстислав Неелов и Людмила Казанцева познакомились во время Великой Отечественной войны. В 1945 году они переехали в Ленинград, где отец будущей актрисы стал работать инженером. Мать была домохозяйкой.

В 1970-х Марина Неёлова изменила свою фамилию. Она заменила букву Е на Ё во втором слоге. Артистка сделала это, чтобы фамилия звучала благозвучно и не ассоциировалась с деревней Неé‎лово в Псковской области, откуда приехал ее отец.

С детства Неёлова интересовалась театром. Вместе с матерью она часто ходила на концерты и спектакли. После того как будущая актриса побывала на балете «Щелкунчик» в Кировском (сейчас — Мариинском) театре, она решила стать балериной и несколько лет посещала хореографическую студию. Однако из-за слабого здоровья ей пришлось бросить танцы.

Тогда Неёлова стала заниматься в студии художественного слова, выступать на конкурсах чтецов. Вскоре она решила стать актрисой: «Я ждала окончания школы, а на уроках мечтала о сцене, рампе, занавесе, мысленно улетала куда-то далеко… Но вдруг меня вызывали к доске, и я долго не могла понять, о чем идет речь… Не представляла в то время себе, что настанет момент, когда я смогу заниматься только тем, что люблю больше всего».

Когда Марина Неёлова окончила школу, она подала документы в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (сейчас — Российский государственный институт сценических искусств) на актерское отделение. Однако экзамены Неёлова почти провалила. Комиссия решила, что для выступления она выбрала неподходящие отрывки. Однако в институт ее все же зачислили — в мастерскую Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд. Первый семестр она числилась не студенткой, а кандидатом. У Неёловой не было индивидуальных занятий с мастерами. Кроме того, она должна была сдать экзамен по актерскому мастерству на первой сессии только на пятерку. Иначе бы будущую артистку исключили. Неёлова получила на экзамене оценку «отлично». Со второго семестра она стала студенткой.

Фильмы с Мариной Неёловой

На третьем курсе Марина Неёлова впервые снялась в кино. По приглашению режиссера Надежды Кошеверовой актриса сыграла в картине «Старая, старая сказка». Она исполнила в фильме две роли — принцессы и дочери трактирщика. Кроме Неёловой в ленте играли Олег Даль, Владимир Этуш и Георгий Вицин.

Студентам театральных вузов запрещалось сниматься в кино до выпуска. Из-за роли в «Старой, старой сказке» Неёлову даже хотели исключить. Однако за актрису заступился Василий Меркурьев. В 1969 году она окончила актерский факультет.

В 1971 году Неёлова снялась в фильме «Тень» по одноименной комедии-сказке драматурга Евгения Шварца. Она исполнила одну из главных ролей — дочь хозяина гостиницы Аннунциату. Партнером актрисы вновь стал Олег Даль.

После премьеры «Теней» Неёлову стали чаще приглашать в кино. В 1970-х она снялась более чем в десяти фильмах. В картине «Монолог» режиссера Ильи Авербаха она исполнила роль внучки академика Нину Сретенскую. Кинокритик Андрей Плахов писал: «Марина Неёлова в этой роли воплотила своеобразный синтез… энергии и бездействия… жажды нового и почитания традиций. В этой заплаканной… девчонке было что-то пронзительно узнаваемое, свойственное большинству героинь актрисы начала семидесятых годов. Сквозь инфантильность и экзальтацию «гадкого утенка» прорывалась покоряющая сила вечной женственности». Позднее актриса называла эту кинороль своей самой любимой.

Известной Неёлова стала благодаря картине «С тобой и без тебя» режиссера Родиона Нахапетова. Актриса сыграла крестьянку Степаниду Базырину. К этой роли она долго готовилась. По рекомендации Нахапетова Марина Неёлова каждый день занималась физическими упражнениями. Артистка научилась доить коров, сеять и косить лен. К концу съемок она делала это так хорошо, что ее даже позвали на работу в колхоз.

За эту роль Неёлова получила свой первый приз. Зрительское жюри на Международном кинофестивале в Брюсселе в 1973 году наградило ее премией «Золотая фемина».

В своих следующих фильмах Марина Неёлова часто играла обычных советских женщин — продавщиц, преподавателей, медсестер. За «воплощение образов современников в кино» в 1976 году актрисе вручили премию Ленинского комсомола.

В 1979 году Неёлова снялась в фильме Георгия Данелии «Осенний марафон». Артистка исполнила одну из главных ролей: она сыграла машинистку Аллу Ермакову. Во время съемок Неёлова поссорилась с Данелией. Актриса хотела немного изменить образ своей героини — показать больше ее переживаний. Неёлова даже предложила добавить новые сцены с Аллой Ермаковой. Однако режиссер не соглашался. Несколько недель после ссоры Данелия и Неёлова даже не разговаривали. Помирил их сценарист фильма Александр Володин.

«Осенний марафон» посмотрело более 20 миллионов зрителей. Картина получила призы кинофестивалей в Сан-Себастьяне, Венеции, Берлине. Съемочной группе вручили и Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

В 1980-х Неёлова стала реже сниматься в кино. Актриса играла в фильмах «Чужая жена и муж под кроватью», «Дамы приглашают кавалеров» и сериале «Следствие ведут знатоки». Позднее она вспоминала: «В последнее время боюсь сниматься в кино. Причины разные. Из всего того, что я играю в театре, я не назову ни одной роли, которую хотела бы исключить из своего списка. А в кино я не могу тем же похвастаться. И назвала бы только несколько фильмов, за которые мне не стыдно: все остальные готова вычеркнуть».

Актриса Театра имени Моссовета и «Современника»

Почти все одногруппники Неёловой по распределению попали в Волгоградский театр юного зрителя. Ехать туда артистка отказалась. Однако она и не пошла на просмотры в ленинградские театральные труппы. Неёлова мечтала стать актрисой Большого драматического театра.

Я пошла в кино, чтобы через него оказаться в театре. В театре я показываться не могла потому, что, во-первых, страшно боялась, а во-вторых, ни в какой театр, кроме БДТ, живя в Ленинграде, естественно, я не хотела, а в БДТ… Показываться и не быть принятой было равносильно потере уверенности в себе на много лет. Человек, проигрывая, очень теряет в своих запасах. После окончания учебы я так построила свою жизнь в фантазиях: надо будет сняться в каком-то фильме, где я замечательно сыграю и где меня кто-нибудь увидит и пригласит к себе в театр.

В 1971 году Неёлова переехала в Москву и устроилась в Театр имени Моссовета. Артистка вспоминала о своей первой встрече с его художественным руководителем Юрием Завадским: «На пятую или шестую репетицию пришел Юрий Завадский. <…> Он, оказывается, был не в курсе, что пришел меня смотреть. Его просто попросили прийти на очередную репетицию и сделать замечания. Юрий Александрович удивленно смотрел на меня, пытаясь понять, кто я такая и что вообще происходит. А я играла и думала: только бы мне до конца дойти, показать, на что я способна».

В Театре имени Моссовета Неёлова исполняла главную роль в спектакле «Турбаза» по одноименной пьесе Эдварда Радзинского. За мастерство и способность хорошо играть комедийных героев актрису называли «молодой Фаиной Раневской».

В 1974 году Валерий Фокин и Константин Райкин пригласили Марину Неёлову в театр «Современник». Они искали новую исполнительницу на главную роль в постановке «Валентин и Валентина». Ирина Акулова, которая играла в спектакле ранее, ушла в декрет.

Неёлова не сразу согласилась на предложение Райкина и Фокина, однако они смогли уговорить актрису. После премьеры «Валентина и Валентины» ей стали предлагать новые роли в спектаклях «Современника». При этом Неёлова продолжала играть и в постановках Театра имени Моссовета. Она так уставала, что однажды уснула прямо на репетиции нового спектакля «Современника» — «Из записок Лопатина». Разбудила артистку режиссер Галина Волчек, которая посоветовала Неёловой выбрать один театр. С того момента актриса играла только в «Современнике».

Неёлова сыграла в театре более чем в тридцати спектаклях. В основном она исполняла главные роли. Актриса играла Любовь Раневскую в «Вишневом саде», Виолу в «Двенадцатой ночи» и даже Акакия Башмачкина в «Шинели». О своей работе в «Современнике» Неёлова писала: «Меня… в свое время пугали театром «Современник», говорили, что не приживусь в среде давних единомышленников — актеров, которые вряд ли поддержат кого-то, пришедшего так уж явно «со стороны». Но за все годы моей работы в «Современнике» я не встретила отчужденного отношения к себе, впрочем, как и к другим актерам».

Личная жизнь

В 1970 году Марина Неёлова вышла замуж в первый раз. Ее супругом стал режиссер и актер Анатолий Васильев. Они познакомились, когда Васильев искал исполнительницу главной роли в своем дебютном фильме «Цвет белого снега». На пробах он почти сразу выбрал Неёлову, но художественный совет творческого объединения «Экран» долго отказывался утверждать артистку: «Пробы с Мариной бесчисленное количество раз показывали худсовету. Ее никак не утверждали. Спасибо Марлену Мартыновичу Хуциеву, который бросился яростно ее защищать: …Это же — Анни Жирардо!» Тут начальство руки и сложило. Так Марина снялась в моем дипломном фильме». Вскоре после окончания съемок Неёлова и Васильев поженились. Вместе они прожили восемь лет и расстались в 1978 году.

В 1987 году у Марины Неёловой родилась дочь Ника. Она закончила Школу изобразительного искусства Слейд в Великобритании и стала скульптором.

Вторым мужем Марины Неёловой стал дипломат Кирилл Геворгян. С ним актриса познакомилась в конце 1980-х.

«Большая артистка, с большой судьбой»

В 1990-х Марина Неёлова почти не снималась в кино. Среди ее работ этих лет — «Тюремный романс» и «Ты у меня одна».

В 1991 году Неёлова снялась в новой экранизации пьесы Евгения Шварца «Тень» — фильме Михаила Козакова «Тень, или Может быть, всё обойдётся». В этот раз она играла не Аннунциату, а певицу Юлию Джули. Все музыкальные композиции за актрису исполняла Лариса Долина.

Неёлова продолжила играть в «Современнике». За роль в спектакле «Крутой маршрут» артистку наградили Государственной премией РСФСР в области театрального искусства.

В середине 1990-х Неёлова уехала во Францию, куда ее мужа Кирилла Геворгяна отправили по службе. Несколько лет артистка не играла в театре и не снималась в кино. Лишь в 1996 году Неёлова вернулась в Россию, чтобы выступить на сцене «Современника». А еще через год с труппой театра артистка побывала на гастролях в США. В газете The New York Times о ее игре писали: «Труднее всего вообразить, чтобы кто-то или что-то могло испортить игру Неёловой».

После гастролей Марина Неёлова вернулась в Москву и вновь стала сниматься в кино. В конце 1990-х вышли фильмы «Сибирский цирюльник» и «Ревизор» с ее участием.

В начале 2000-х Неёлова вместе с мужем вновь уехала из России. Она жила в Нидерландах, однако часто прилетала в Москву играть в спектаклях. В «Современнике» специально составляли удобное для актрисы расписание. Художественный руководитель театра Галина Волчек говорила в интервью газете «Театральный курьер»: «Это большая артистка, с большой судьбой, и отношения у нас многообразные. <…> Она невероятно эмоциональный человек, актриса по природе своей. Она родилась актрисой, и это будет в ней всегда».

В 2017 году Марина Неёлова снялась в картине режиссера Владимира Котта «Карп отмороженный». Кроме нее в фильме сыграли Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Александр Баширов. За роль в этой ленте актриса получила несколько наград, в том числе приз за лучшую женскую роль на Фестивале русского кино во французском городе Онфлёр.

Биография

Марина Неёлова — советская, российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Театральная биография Неёловой связана со сценой «Современника», а ленты из ее фильмографии стали любимыми для целого поколения. Знаменитость умеет мастерски воплощать трагедийные образы. Ее персонажи, независимо от характера и жизненных обстоятельств, всегда вызывают сочувствие у зрителей.

Детство и юность

Марина Неёлова родилась в январе 1947 года в Ленинграде. Несмотря на то что родители девочки не имели отношения ни к театру, ни к кино, они все же привили дочери любовь к прекрасному. В детстве мать водила Марину на спектакли, отец, бывший фронтовик, приобщал дочь к живописи, развешивая по дому собственные акварели. В четыре года девочку отдали на балет.

Будучи старшеклассницей, Неёлова всерьез стала задумываться о карьере актрисы, поэтому сразу после школы, в 1964 году, она подала документы в ЛГИТМиК. Ей удалось удалось поступить на курс Василия Меркурьева и его супруги Ирины Мейерхольд.

Театр

Заветный диплом актрисы Марина Мстиславовна получила в 1969 году и поступила в штат Театра имени Моссовета. Здесь артистку нарекли громким и лестным титулом — «молодая Раневская». Но проработала Неёлова у Юрия Завадского недолго. Она успела сыграть всего в одной пьесе, также стала участницей постановки Эдварда Радзинского «Турбаза», но спектакль запретили.

Затем Неёлову заметил Валерий Фокин, работавший режиссером в «Современнике». В 1974 году он пригласил актрису в постановку «Валентин и Валентина» вместо выбывшей Ирины Акуловой. Марина Мстиславовна стала единственной из исполнительниц, ради которой театр подстраивал свое расписание во время ее многолетних отъездов во Францию и Нидерланды, что позволило ей не прерывать сотрудничество с «Современником» и оставаться его ведущей артисткой.

В 2016 году звезда сцены стала обладательницей специального приза «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Константина Станиславского» на ММКФ.

Фильмы

Дебют Неёловой в кино состоялся еще на третьем курсе института. Несмотря на хрупкую фигуру, немодельный рост (165 см при весе 45 кг) и мальчишескую стрижку, уже в молодости Марина Мстиславовна привлекала внимание публики манкостью и неуловимым шармом, которые не пропали с годами.

Юной актрисе достались сразу три роли в фильме 1968 года выпуска «Старая, старая сказка», в котором молодая артистка сыграла вместе с Олегом Далем.

Ярким получился образ артистки в фильме «Осенний марафон». Лента удостоилась Госпремии имени братьев Васильевых, поэтому трудно поверить, что у режиссера были серьезные проблемы с актерами. С Мариной Мстиславовной Георгий Данелия поссорился из-за ее видения героини. Персонажи не нравились и другим артистам: из-за правок Натальи Гундаревой были переписаны практически все ее сцены, а Галина Волчек принципиально не пошла на премьеру.

Еще в исполнительский состав известного фильма вошел непрофессиональный актер Норберт Кухинке, в ленте он сыграл датского профессора, а в жизни прославился как немецкий журналист, первым взявший интервью у конструктора Андрея Туполева.

Неёлова снималась у таких мастеров своего дела, как Эльдар Рязанов, Никита Михалков. В кадре ее партнерами становились звезды советского экрана Олег Басилашвили, Леонид Куравлев, Олег Табаков, Олег Ефремов и другие.

В 1988-м Марина Мстиславовна сыграла одну из самых своих популярных ролей — появилась в картине Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». В главной роли стойкой учительницы режиссер видел только Неёлову, а вот школьников сыграли ребята постарше, исключением стала Наталья Щукина — ей единственной было меньше 18. Ленту сняли за 22 дня в октябре, поэтому сцена купания в Удальцовских прудах стала настоящим испытание для артистов. В первый год проката картину посмотрели 16 млн советских телезрителей.

За работу в художественном фильме «Ты у меня одна» (1993) Неёлова стала лауреатом кинопремии «Ника». Претендентками на главную женскую роль были Людмила Гурченко и Ольга Остроумова, но Дмитрий Астрахан выбрал в экранные жены Александра Збруева Марину Мстиславовну. Ставшую популярной песню из кинофильма, первые строки которой стали его названием, написал известный бард Юрий Визбор.

Съемки этой ленты в начале 90-х, когда у киностудий не было средств, стали возможны за счет денег коммерческих структур. Астрахан внес новый тренд в отечественный кинематограф, вскоре его примеру последовали и другие режиссеры.

В середине 2017-го завершился многолетний перерыв в кинематографической биографии Марины Мстиславовны. Актриса появилась в главной роли в комедии «Карп отмороженный». Она сыграла пенсионерку Елену Михайловну, которая всю жизнь проработала в единственной школе провинциального города.

Интересно, что во время съемок использовался один и тот же карп. Рыба привыкла к актрисе и подплывала к краю корыта, где содержали карпа, когда к нему подходила Неёлова. А в последний день, когда артистка ждала начала съемок и сидела рядом с корытом, карп выпрыгнул из воды ей на колени.

Личная жизнь

Неёлова была в браке с режиссером Анатолием Васильевым. Познакомились они в молодости, с его подачи актриса переехала в Москву. Совместная жизнь продлилась восемь лет. После разрыва отношений супруги не общаются.

Затем в личной жизни актрисы случился роман со спортсменом-шахматистом Гарри Каспаровым. Романтическим чувствам влюбленных не помешал даже ощутимый разрыв в возрасте — Марина Мстиславовна старше на 16 лет. Гарри на тот момент был на пути к титулу самого молодого чемпиона мира по шахматам. Возлюбленная поддерживала молодого человека: она присутствовала на всех играх легендарного матча Каспарова против Анатолия Карпова.

Роман продлился два года, за это время артистка успела познакомить молодого кавалера со многими влиятельными людьми, к чему шахматист сильно стремился. Но когда стало ясно, что актриса хотела бы официально вступить в брак, в ситуацию вмешалась мать спортсмена. Разрыв с Каспаровым наделал много шума, тогда на защиту Неёловой встал весь театральный мир.

Актриса навсегда вычеркнула из собственной жизни возлюбленного, предавшего чувства, несмотря на то что была беременна. В 1987 году у Марины Мстиславовны родилась девочка Ника, единственная наследница артистки. Гарри новорожденную своей дочерью не признал, хотя, судя по фото, уже в раннем детстве девочка была копией гроссмейстера. Больше детей у Неёловой не было.

После разрыва с Каспаровым актриса старалась не подпускать к себе мужчин. Однажды коллеги буквально вытащили Неёлову на прием. Там Марина Мстиславовна познакомилась с будущим супругом, которым стал дипломат Кирилл Геворгян. Брак оказался удачным, новому избраннику удалось найти подход и к самой артистке, и к ее дочери, которой он заменил отца.

Вместе с мужем актриса уехала жить во Францию, затем в Голландию, а в Россию вернулись 2009-м.

Артистка не любит многолюдных мероприятий и торжеств. По словам Марины Мстиславовны, она не умеет «вскакивать» в нужное праздничное настроение накануне значимых дат. Единственное, что радует Неёлову, — это аншлаги в театре, а значимые события в жизни она предпочитает отмечать в кругу семьи.

К 70-летию артистки на Первом канале был представлен документальный фильм «Я умею летать».

Марина Неёлова сейчас

Сейчас Марина Неёлова снова взяла творческую паузу на большом экране и посвятила время службе в театре. В 2021-м в «Современнике» актриса участвовала в постановках «Собрание сочинений». «Осенняя соната», «Крутой маршрут», «Играем… Шиллера!».

Марина Неёлова в программе «Сегодня вечером»

Фильмы с участием Неёловой вошли в золотой фонд советского кинематографа, и интерес к ним не угасает. В октябре Марина Мстиславовна, Дмитрий Астрахан и другие популярные артисты появились в программе «Сегодня вечером» Максима Галкина. Гости поделилась со зрителями интересными историями из актерской жизни.

Марина Мстиславовна и композитор Кирилл Рихтер вошли в состав жюри нового сезона конкурса «Синяя птица», который стартовал на телеканале «Россия» в ноябре.

Фильмография

  • 1978 — «Красавец-мужчина»
  • 1972 — «Принц и нищий»
  • 1975 — «Ольга Сергеевна»
  • 1975 — «Из записок Лопатина»
  • 1978 — «Ошибки юности»
  • 1984 — «Чужая жена и муж под кроватью»
  • 1985 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Полуденный вор»
  • 1986 — «Мы веселы, счастливы, талантливы!»
  • 1988 — «Дорогая Елена Сергеевна»
  • 1995 — «Первая любовь»
  • 1996 — «Ревизор»
  • 1998 — «Сибирский цирюльник»
  • 2002 — «Леди на день»
  • 2002 — «Азазель»
  • 2009 — «Предлагаемые обстоятельства»
  • 2017 — «Карп отмороженный»

Интересные факты

  • Голосом артистки говорят многочисленные герои советских мультфильмов, а в 2000-х Неёлова озвучивала мышь Соню в диснеевских фэнтезийных фильмах «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Биография Марины Нееловой

Марина Неелова – заслуженная артистка РСФСР, о которой Фаина Раневская сказала: «Талант владеет ею в большей степени, чем она им». Ее обожали все советские дети за роль Принцессы в фильме «Старая, старая сказка» и все советские взрослые за образ машинистки Аллы в трагикомедии «Осенний марафон». Театралы замирали, когда она выходила на сцену в спектаклях «Крутой маршрут» или «Играем…Шиллера!». image На фото: Марина НееловаЯркая и многогранная, она всегда играет «на разрыв», будь то комедия, драма или фарс. И ролей проходных, неинтересных у нее нет, потому что каждая из них освещена подлинным талантом великой актрисы.

Детство, юность, семья

Марина родилась зимой 1947 года в семье Мстислава Неелова и Валентины Казанцевой. Отец, Мстислав Павлович, был фронтовиком, где и познакомился с мамой, которая была радисткой на войне с первого по последний её день. После победы муж привез Валентину Николаевну в родной Ленинград. image Марина Неелова в детствеПо окончании войны отец Марины работал инженером, увлекался живописью и видел в будущем свою дочь художницей. Мама тоже работала, мечтала, чтобы девочка стала балериной, так что в 4 года Марину отвели в студию хореографии. Та, молча занимаясь понемногу рисованием и балетом, для себя решила, что обязательно будет артисткой. image Марина Неелова в юностиИ к тому у нее были все задатки. В 2020 году на передаче «Сегодня вечером» Неелова шутя вспоминала:

Я была вообще артистка с репертуаром. Давно. С пяти лет примерно. Моя мама, когда меня негде было оставить, брала меня с собой на работу. Оставляла в комнате, где ее сослуживцы, куда-то уходила по делам. Когда она возвращалась часа через два, одна и та же картина была. Я стояла на столе, выступала, вокруг меня сидели зрители. И мама моя говорила: «Давно она так?», – «Да часа полтора», – звучало в ответ. Репертуар у меня был огромный, которым сейчас похвастать не могу.

В 1964 году девушка осуществила свою мечту, стала студенткой Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Ее педагог, знаменитый на всю страну Василий Меркурьев, сразу выделил маленькую и хрупкую Марину среди остальных своих учеников, хотя сама она, на фоне румянощеких и статных студенток ощущала себя «задрипанным осликом Пржевальского».

Первые роли

Тем не менее, именно «задрипанного ослика» на третьем курсе пригласили на пробы в картину «Старая-старая сказка». Марина не могла упустить такой шанс и старалась показать все, на что она способна, даже была согласна летать, чем напугала съемочную группу и исполнителя главной роли Солдата и Сказочника Олега Даля, который даже высказался насчет Нееловой: «Кто угодно, только не эта!». image Марина Неелова и Олег ДальНедоброжелатели тут же передали Марине его слова, больно ранившие начинающую актрису. Но потом Но девушка не подала вида, что обижена, и на съемках выкладывалась по полной. Впрочем, когда худсовет выступил против кандидатуры Нееловой, мнение Даля кардинально поменялось, и он вместе с другими актерами отстоял девушку. Разногласия, возникшие в начале, победил профессионализм. Картина была принята зрителями на «ура», как и героиня Марины – вздорная, но добрая в душе принцесса, постоянно конфликтующая с отцом. image Марина Неелова в фильме «Старая-старая сказка»В театральном вузе, наоборот, не простили ее киноуспех, обвинив Марину в погоне за дешевой славой, и потребовали извинений перед однокурсниками. Так в красивый актерский старт талантливой актрисы вмешались банальная зависть и ревность. Неелову вынуждали уйти в академический отпуск, а когда гордая и независимая студентка вдруг согласилась попросить прощения у менее удачливых однокурсников, вообще решили отчислить из вуза за пропуски. И снова за ее спиной шептались, что она это сделала ради карьеры. В 1969 году Неелова всё же получила диплом. Её сразу же приняли на работу в штат «Ленфильма» и стали предлагать главные роли в кино. Она же мечтала о Большом драматическом театре, но так и не сумела перебороть внутреннюю застенчивость, чтобы попроситься на прослушивание к Георгию Товстоногову. Вскоре Марина переехала в Москву, поступила в театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Единственный спектакль, в котором она была занята в небольшой роли, назывался «Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом». Приступив к репетициям новой постановки «Турбаза» по пьесе Эдварда Радзинского, актриса почувствовала себя счастливой, но после генеральной репетиции, на которой присутствовали чиновники министерства культуры, постановку запретили, а других ролей ей никто не предлагал.

Расцвет карьеры

Не считая «Старой-старой сказки», до переезда в Москву Марина снялась в нескольких картинах. Сыграла контролера метрополитена Надю Воронкову в мелодраме «Цвет белого снега», Аннуциату в сказке «Тень» по пьесе Евгения Шварца, Люсю в киноповести «Жду тебя, парень». Марина Неелова в фильме «Цвет белого снега» (1970) Серьезной заявкой на драматические роли стала роль внучки главного героя Ниночки в социальной драме «Монолог» (1972). Играя вместе с такими мэтрами советского кино, как Михаил Глузский и Маргарита Терехова, девушка постигала новые для себя грани актерского мастерства. После выхода фильма на экраны Неелова стала узнаваемой и востребованной актрисой и переехала в столицу. image Марина Неелова в фильме «Монолог» Ею заинтересовались в «Современнике» – режиссер Валерий Фокин и актер Константин Райкин вместе смотрели «Монолог» и почти одновременно сказали, что «девочка очень одаренная». В тот момент им требовалась замена Ирине Акуловой, уходившей в декрет и игравшую главную роль в спектакле «Валентин и Валентина». Райкин, исполнитель второй главной роли, дежурил возле служебного входа в театре Моссовета, чтобы пригласить Неелову на пробы. И она пришла и сыграла так убедительно, что в 1974 году ее зачислили в штат, предложили роли Вероники в «Вечно живых», Ники в «Записках Лопатина», Виолы в «Двенадцатой ночи». image «Вечно живые»: Марина Неелова в роли Вероники В театре Нееловой почти сразу отдали девять главных ролей. По тем временам это было небывалое число. Театральная Москва стала ходить в «Современник» на Неелову. Она переиграла множество ролей в фильмах-спектаклях: «Домби и сын» (Флоренс), «Ночь ошибок» (Кэт Харкестль), «Шагреневая кожа» (Полина). image Марина Неелова в спектакле «Адский сад» Параллельно актриса снималась в кино. С Олегом Табаковым, Людмилой Гурченко, Александром Абдуловым появилась в музыкальной комедии «Красавец-мужчина», с Анатолием Ромашиным и Дмитрием Харатьяном – в киноповести «Фотографии на стене», со Станиславом Жданько и Натальей Варлей – в драме «Ошибки молодости». image Марина Неелова в молодости Оглушительным был успех картины Георгия Данелия «Осенний марафон» (1979), где Марине досталась одна из центральных ролей, молодой любовницы главного героя (Олег Басилашвили), требующей от него ребенка. Трагикомедия была удостоена главного приза и премии ФИПРЕССИ на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Ради роли Марина Неелова жертвовала своим здоровьем и комфортом: она снималась в постельных сценах с Басилашвили зимой в полуразрушенном доме. Актеры находились под одеялами, а между ними поставили обогреватель. Марина Неелова в фильме «Осенний марафон» В том же году Неелова исполнила главную женскую роль в социальной драме «Фантазии Фарятьева», где ее партнером стал Андрей Миронов. С Леонидом Куравлевым и Николаем Караченцовым она снялась в комедии «Дамы приглашают кавалеров», а с Юозасом Будрайтисом в фильме «Карусель». Кадр из фильма «Карусель» Режиссер картины «С тобой и без тебя» Родион Нахапетов заставлял актрису, игравшую батрачку, несколько недель таскать мешки с камнями, рано вставать, доить коз и коров, косить траву. В этом же фильме Марину Неелову должен был ударить партнер Юозас Будрайтис. Несколько дублей он бил ее очень деликатно, но режиссер был недоволен. К концу рабочего дня у актрисы были настоящие синяки. «С тобой и без тебя»: Марина Неелова и Юозас Будрайтис Пронзительной стала ее роль учительницы в молодежной драме «Дорогая Елена Сергеевна» (1988), которую сняли Валерий Ахадов и Эльдар Рязанов. Зрители были поражены игрой Нееловой, перевоплотившейся в, казалось бы, слабую и затюканную учительницу, решившую дать отпор озверевшим школьникам. Кадр из фильма «Дорогая Елена Сергеевна»

Поздние роли

С середины 80-х Марина Неелова снималась реже, а в начале 90-х на экраны вышел фильм Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна». Все краски тех лет – от беспросветной нищеты и неустроенности, до призрачной мечты о работе мужа за границей, забытой, но не умершей любви – Неелова собрала в образе Натальи Анатольевны, жены главного героя Евгения Тимошина, которого блестяще сыграл Александр Збруев. Марина Неелова в фильмах «Ты у меня одна» и «Тюремный романс» (1993) Еще одна заметная роль актрисы в те годы – старший следователь прокуратуры Елена Шемелова в криминальной драме Евгения Татарского «Тюремный романс». На экраны была перенесена подлинная история любви, которой нет места в обществе. Преступника Льва Артынова по кличке Червонец сыграл Александр Абдулов. Кадр из фильма «Тюремный романс» В «Сибирском цирюльнике» (1998) Никиты Михалкова Неелова появилась в небольшой, но яркой роли мамы главного героя Андрея Толстого (Олег Меньшиков), а в начале нового тысячелетия на экраны вышел мини-сериал Александра Адабашьяна «Азазель», где актриса выступила в образе элегантной и педантичной англичанки леди Каролины Эстер, владелицы экстерната для одаренных детей. В экранизации книги Бориса Акунина о начале приключений Эраста Фандорина также снимались Илья Носков, Сергей Безруков, Сергей Чонишвили. «Азазель»: Марина Неелова в роли Каролины Эстер После съемок в телесериале «Предлагаемые обстоятельства» (2009) актриса надолго исчезла с экранов и лишь в 2017 году появилась в трагикомедийной притче Владимира Котта «Карп отмороженный». Интересный факт: карп, который на протяжении фильма был полноправным членом съемочной группы, общался лишь с Мариной Мстиславовной, когда она подходила к ёмкости. А в последний день выпрыгнул из воды и плюхнулся сидящей рядом Нееловой на колени. «Карп отмороженный»: Марина Неелова и Алиса Фрейндлих

Личная жизнь Марины Нееловой

В конце 60-х юную выпускницу ЛГТИМиК пригласил на главную роль в свою картину «Цвет белого снега» режиссер Анатолий Васильев. Отношения, завязавшиеся на съемочной площадке, вскоре переросли в романтические. Марина Неелова и ее первый муж Анатолий Васильев В 1970 году пара сыграла свадьбу, а еще через два года Марина окончательно переехала к мужу в Москву. Он еще раз снял жену в своей картине, но затем ее стремительно развивающаяся карьера стала причиной напряжения в семье. Вместе они прожили восемь лет и расстались после того, когда поняли, что их уже ничего не связывает. В начале 80-х о страстном романе актрисы и шахматиста Гарри Каспарова говорили все. Они познакомились в гостях у Татьяны Тарасовой. Спортсмену было в то время чуть за 20, Нееловой – за 35. Пара встречалась два года, они вместе появлялись у друзей Марины, женщина приходила на шахматные турниры, где Каспаров боролся за звание самого молодого чемпиона мира. Гарри Каспаров в молодости Отношения закончились, когда осенью 1985 года актриса уехала на отдых в санаторий. Там она встретила Кирилла Геворкяна, дипломата и юриста, за которого вышла замуж в том же году. Марина Неелова с дочкой Никой В 1987 году родилась их дочь Ника, чьим отцом желтая пресса настойчиво называет Гарри Каспарова. Девушка училась сначала в Нидерландах, в Гаагской академии искусств, затем окончила Школу изобразительного искусства Слейд в Лондоне и стала скульптором инсталляций. В 2010 году выиграла конкурс «Новые сенсации», который проходил в столице Великобритании. Марина Неелова с мужем и дочкой Ника живет в Лондоне, навещая время от времени родителей. Сейчас у молодой женщины растет дочка по имени Вьян, внучка Нееловой и Геворкяна. В 2020 году пара отметила 35-летний юбилей совместной жизни.

Марина Неелова сейчас

2021 год, как и прочие, начался для Марины Мстиславовны с поздравлений – 8 января актрисе исполнилось 74 года. Она прекрасно выглядит, как и прежде репетирует и выходит на сцену родного театра «Современник». В феврале играла в спектакле «Крутой маршрут», в марте – «Играем…Шиллера!», в апреле театралы смогли насладиться постановками «Собрание сочинений» и «Осенняя соната». Марина Неелова сейчас Также актриса дала предварительное согласие на участие в съемках фильма «Ни стыда, ни совести» по сценарию внука Алисы Фрейндлих, продюсера Никиты Владимирова.

Важные события в жизни

  • 1964 год: стала студенткой Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.
  • 1968 год: дебютировала в фильме «Старая, старая сказка».
  • 1969 год: окончила учебу в ЛГТИМиК.
  • 1970 год: вышла замуж за актера и режиссера Анатолия Васильева.
  • 1974 год: поступила в труппу театра «Современник», сыграла в нем первую главную роль в спектакле «Валентин и Валентина».
  • 1976 год: удостоена премии Ленинского комсомола за воплощение образа современников в советском кино. Получила приз «Золотая фемина» на МКФ в Брюсселе.
  • 1978 год: развелась с Анатолием Васильевым.
  • 1980 год: стала заслуженной артисткой РСФСР.
  • 1981 год: стала лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за исполнение роли Аллы в фильме «Осенний марафон».
  • 1985 год: вышла замуж за дипломата Кирилла Геворкяна.
  • 1987 год: родила дочь Нику. Стала народной артисткой РСФСР.
  • 1990 год: стала лауреатом Государственной премии РСФСР в области театрального искусства за исполнение главной роли в спектакле «Крутой маршрут».
  • 1993 год: удостоена премии «Ника» в номинации «Лучшая женская роль» в фильме «Ты у меня одна».
  • 1996 год: награждена орденом Дружбы.
  • 2000 год: удостоена премии «Триумф».
  • 2001 год: удостоена Государственной премии РФ за роль Елизаветы в спектакле «Играем…Шиллера!».
  • 2006 год: награждена орденом «За заслуги перед Отечеством».
  • 2012 год: награждена орденом Почета.
  • 2016 год: награждена специальным призом ММКФ «За покорение вершин актерского мастерства».
  • 2017 год: удостоена приза на фестивале русского кино в Онфлере за лучшую женскую роль в фильме «Карп отмороженный».
  • 2020 год: отметила 35-летие совместной жизни с Кириллом Геворкяном.

Лучшие фильмы

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий