Мария Каллас, её четыре голоса, два миллионера и одна болезнь: трагедия в греческом духе

Биография Марии Каллас

Мария Каллас — выдающаяся оперная певица греческого происхождения. Славу ей принесли главные партии в опере Винченцо Беллини «Норма» и «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера. При жизни получила титул La Divina — Божественная. Прошло более 40 лет со смерти звезды оперы, но ее имя все еще является нарицательным. image На фото: Мария КалласЖенщина, навсегда изменившая мировую оперу, прожила яркую жизнь, но ее трудно было назвать счастливой – триумфы сменялись поражениями. Под конец жизни ей, идолу миллионов, пришлось столкнуться с предательством, творческим кризисом и одиночеством. В конце концов она ушла из жизни, абсолютно одна. «После Каллас опера никогда не будет такой же, как раньше», – такую эпитафию выдал оперный критик Пьер-Жан Реми.

Детство: нелюбимая дочь

Мария Каллас родилась 4 декабря 1923 года в Нью-Йорке. При рождении ей дали имя Мария София Сеселия Калогеропулос. Ее отец Георгий, грек по происхождению, владел аптекой на Манхэттене. image Мария с родителями и сестройЗа несколько месяцев до появления Марии, когда супруги еще жили в Греции, единственный сын ее родителей, Василий, скончался от тифа. После этого Георгий, чтобы ничего вокруг не напоминало об умершем сыне, решил перебраться в Новый свет. Во время беременности ее мать Евангелия ходила в трауре и молила бога дать ей мальчика. Но родилась девочка. Убитая горем мать четыре дня отказывалась взять новорожденную на руки. В 1928 году Марию сбил автомобиль. Пятилетняя девочка пролежала в коме три недели. Но даже этот инцидент не заставил родителей изменить отношение к младшей дочери. Любимицей семьи оставалась старшая дочь Джеки. Мария Каллас (слева) с сестрой и матерьюДжеки, старше Марии на 6 лет, росла красавицей, тогда как пухлая и неказистая Мария, носившая очки, была ее полной противоположностью. Но даже родители не могли не отметить, что девочка одарена музыкально. В 4 года Мария заинтересовалась стоящим в гостиной механическим пианино. Когда Джеки стала учиться игре на фортепиано, Мария слушала ее занятия за закрытыми дверьми и быстро схватывала все, что проходила сестра. У нее прорезался голос, и мать решила сделать из младшей дочери звезду сцены. На едва ли не последние деньги (аптекарский бизнес Георгия переживал не самые лучшие дни) она оплачивала Марии уроки вокала, которых та ждала с нетерпением – на них можно было заниматься любимым делом, не выслушивая постоянные упрёки. Мария Каллас за фортепианоВ 1937 году отец разорился, Евангелия бросила мужа и вернулась в Грецию. Мария вскоре сбежала обратно к отцу, но решение оказалось неудачным. Отец уже женился во второй раз, и мачеха отказалась принять девочку. Это был огромный удар для Марии, полагавшей, что по крайней мере отец по-настоящему любит ее.

Первые шаги к славе

Каллас пришлось вернуться под крыло к холодной и равнодушной матери. Та же, тряхнув связями, устроила Марии прослушивание с оперной дивой Марией Тривеллой, преподававшей в те годы в Национальной афинской консерватории. Беседа двух певицы, состоявшейся и начинающей, закончилась тем, что последнюю приняли в консерваторию. Тривелла прониклась симпатией к подопечной и выхлопотала ей неплохую стипендию. Мария Каллас в молодостиДевочка росла полной, отчасти находя отдушину в калорийной пище. Мать, придерживаясь стереотипа о том, что хорошая певица непременно должна иметь лишний вес, не препятствовала, когда Мария заедала стресс аппетитными блюдами греческой кухни. Рядом с 11-летней Марией красота ее 17-летней сестры Джеки проявлялась еще ярче. Но в музыкальном плане старшая дочь оказалась куда менее одаренной. В дальнейшем Мария Каллас похудела более чем на 40 килограммВ 1939 году Мария появилась в роли Сантуццы в студенческой постановке оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь». После этого она ушла в другую консерваторию, «Одеон Афион», в класс великой певицы Эльвиры де Идальго, в свое время певшей дуэтом с самим Фёдором Шаляпиным. Певица Мария КалласВ 1941 году Каллас дебютировала на сцене Афинской оперы, исполнив партию Тоски в произведении Джакомо Пуччини. В Афинской опере Мария проработала до 1945 года. Зрителей приводила в восторг уникальная манера певицы. В среднем диапазоне у нее появлялся особый «неправильный» тембр, который очаровывал публику. Легендарная Мария КалласЛегендарный оперный певец Марио Дель Монако отзывался о ней так: «С годами Каллас сумела превратить свой изъян в преимущество. Ей удалось утвердить собственный стиль». 50 лучших арий Марии Каллас В середине 40-х Мария закончила обучение и подписала первый контракт с итальянской оперой. 2 августа 1947 года она дебютировала на сцене театра «Арена ди Верона» в опере Амилькаре Понкьелли «Джоконда». Мария Каллас поёт Следом по рекомендации дирижера Туллио Серафина Каллас пригласили в Венецию, где она блистала в операх «Турандот» Джакомо Пуччини и «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера.

Мировая слава

В Венеции Каллас увидел на сцене великий итальянский режиссер Лукино Висконти. В начале 50-х он доверил ей исполнение главной партии в «Аиде» на сцене знаменитого на весь мир миланского театра оперы «Ла Скала». Затем к репертуару добавились партии в «Весталке» Спонтини и «Травиате». Висконти научил Марию быть более естественной на сцене: больше вокальной выразительности, минимум движений. Она же мечтала, чтобы их отношения вышли за рамки творческих, но ее коллега не разделял этих желаний. Лукино Висконти и Мария Каллас После дебюта в «Ла Скала» Каллас стала звездой мировой оперы. Последовали выступления на всех континентах. В 1952 году ее голос раздавался в лондонском «Ковен-Гардене», в середине 50-х такой чести удостоились посетители оперного театра Чикаго, затем – «Метрополитен-Оперы» в Нью-Йорке. С Нормой, сыгранной ею на этой сцене в 1956 году в одноименной опере Беллини, Мария отождествляла себя всю следующую жизнь из-за мучительной любви к единственному мужчине. Всего певица исполнила кавантину Нормы «Casta diva» 89 раз. Мария Каллас – Casta diva Люди, работавшие с Марией, как один отмечали ее профессионализм и дисциплинированность. Ее ни капли не портила полнота, напротив, сочетаясь с лебединой шеей, грациозными жестами и фигурой «песочные часы», придавала импозантность, особый шик. Однако по требованию Висконти Мария сбросила за год 48 килограммов и стала похожа на Одри Хепберн. Из-за строгой диеты у артистки начались проблемы с нервной системой и обменом веществ, она стала раздражительной. Мария Каллас в спектакле «Норма» К началу 50-х отношения Марии с Евангелией окончательно испортились. По словам близких, мать рассматривала оперную диву исключительно как инструмент для зарабатывания денег. При этом Евангелия никогда не скрывала, что любит старшую дочь больше. Например, когда Мария вернулась с гастролей по Мексике с ворохом дорогих подарков для Евангелии, та возмущенно спросила, почему Мария не купила ничего сестре. Последние 25 лет жизни Каллас не общалась с матерью. За свою жизнь Каллас выходила на сцену 600 раз, исполнив 40 партий. Кроме того, она пела на радио и телевидении, записывала пластинки. По свидетельствам современников, Каллас обладала сильным характером и умела держать себя с достоинством. Несмотря на сильную близорукость, во время спусков по лестнице так естественно нащупывала ногой ступеньки, что никто не догадывался о ее недостатке. Мария Каллас была упорной, сильной, но и требовательной женщиной Даже на пике славы тщательно готовилась к каждому выступлению, работала упорно, не жалея сил. Ее требовательность провоцировала постоянные конфликты с администраторами театров, антрепренерами и партнерами по сцене.

Личная жизнь Марии Каллас

С 1949 по 1959 Каллас была замужем за Джованни Баптистой Менегини, итальянским промышленником и большим поклонником оперы. Его семья выступала против брака с певицей. Менегини был на 28 лет старше, и близкие считали, что Марии нужны только его деньги. Чтобы успокоить родных, Менегини отказался от своих 27 фабрик в пользу семьи. Молодожены обвенчались в католическом соборе, несмотря на то, что Каллас принадлежала к греческой православной церкви. Супруги так и не завели детей, сказывался возраст Джованни. Но муж стал для Марии всем, не только заботливым исполнителем всех ее прихотей, но и менеджером и продюсером. Тем больнее была горечь предательства. Мария Каллас и Джованни Баттиста Менегини В сентябре 1957 года на балу в Венеции Мария познакомилась с Аристотелем Онассисом. Два года спустя они встретились вновь, и миллиардер пригласил ее вместе с мужем погостить на яхте «Кристина». Другими гостями были Уинстон Черчилль и Гэри Купер. От такого предложения было трудно отказаться. Прямо на борту Онассис и Каллас начали оказывать друг другу недвусмысленные знаки внимания, прямо на глазах у именитых гостей и Менеджини. Любовь захватила Марию как болезнь. Влюбленные переехали в Париж. Она перестала интересоваться карьерой, упускала выгодные контракты, запустила давно мучившую ее болезнь горла. Мария Каллас с Аристотелем Онассисом Онассис был искренне влюблен, дарил роскошные подарки. Ради Каллас он развелся с женой Тиной. Но пожениться они все равно не могли: уязвленный Менеджини использовал свои связи в католической церкви, чтобы Каллас отказали в разводе. В середине 60-х голос начал подводить Марию. Например, после выступления в мае 1965 года она отпела три акта и не вышла в четвертом. После Каллас недоумевала: «Мне казалось, вместо меня поет другая женщина…». Онассис терял к ней интерес. Очевидцы утверждали, что он обращается с ней грубо: «Всего хорошего в тебе – свисток, да и тот уже не свистит». Аристотель Онассис и Мария Каллас В 1966 году она забеременела. Реакция Онассиса была резкой и неожиданной. Он потребовал, что певица сделала аборт, или между ними все кончено. Потрясенная Мария долго не могла решить, что же ей делать. Ей уже 43 года, судьба дала ей последний шанс иметь ребенка. В конце концов она прервала беременность. Растроганный миллиардер отблагодарил Каллас двумя вещами. Во-первых, подарил роскошную шубу. Во-вторых, бросил и в 1968 году женился на Жаклин Кеннеди. Мария в сердцах бросила: «Да будь же проклят до конца жизни!». Аристотель Онассис и Жаклин Кеннеди Ее слова оказались пророческими. 21 января 1973 года в авиакатастрофе погиб сын Онассиса, Александр. Сам миллиардер умер 15 марта 1975 года от дыхательной недостаточности. А в 1988 году в Буэнос-Айресе от передозировки наркотиков умерла его дочь Кристина. Мария Каллас в последний год жизни После этой трагической истории Мария поставила крест на отношениях. Она стала затворницей: почти не выходила на улицу, читала книги и общалась только с прислугой. Документальный фильм о Марии Каллас

Последние годы жизни

Неудачный брак с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом вкупе с потерей голоса сломал карьеру Марии. После неудачного выступления в роли Тоски в «Ковент-Гардене» в 1965 году Каллас ушла со сцены. Журналистам она говорила, что устала повторять одни и те же наработанные приемы. Мария Каллас после завершения карьеры певицы В последующие годы она преподавала в музыкальной школе, поставила в Турине оперу Джузеппе Верди «Сицилийская вечерня». В 1970 снялась в фильме Паоло Пазолини «Медея». Режиссер назвал ее «магической женщиной, полной ужасных противоречий». Великая Мария Каллас В сентябре 1973 года Каллас вернулась на сцену, с концертами в Европе и Америке. Публика по-прежнему неистово аплодировала диве, но критики писали, что люди чествуют легенду Каллас, а не ее ослабевший голос.

Смерть

Великая певица умерла от сердечного приступа 16 сентября 1977 года в своих парижских апартаментах. Тело кремировали, а прах развеяли над морем. В 2002 году итальянский режиссер Франко Дзефирелли начал съемки документального фильма о Марии Каллас. В ходе подготовки фильма он обнаружил новые факты, которые ставили под сомнение естественную причину смерти. Сердечный приступ оборвал жизнь певицы Во-первых, выяснилось, что сердце у певицы было абсолютно здоровое. Во-вторых, режиссер нашел завещание, которое считалось утерянным. В нем Мария просила похоронить ее по христианскому обряду. Она даже купила участок на кладбище для будущей могилы. Кремация нарушала волю покойной, а ее поспешность указывала, что кто-то хотел скрыть истинную причину смерти. Ячейка Марии Каллас в колумбарии кладбища Пер-Лашез В завещании Каллас разделила состояние в 10 млн. долларов между шофером, служанкой и несколькими музыкантами. Эти люди скрашивали одиночество Марии в последние годы ее жизни. Но после смерти певицы эти деньги по решению суда отошли ее матери и Менеджини. Вассо Деветци В последние годы Мария дружила с пианисткой Вассой Деветци, которая ухаживала за ней, утешала, отвечала на письма. Дзефирелли предположил, что Деветци скрывала за маской доброй самаритянки черную зависть. Она регулярно поила Каллас сильнодействующими транквилизаторами, которые могли вызвать сердечный приступ. Дзефирелли остался при мнении, что Каллас была убита. Но полиция отказалась проводить повторное расследование. Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Мария Каллас – слушать онлайн

Биография

Мария Каллас — женщина, голос которой называют феноменом. Оперная певица, исполнение которой заставляло и заставляет слушателя затаить дыхание, а «Каста Диво», «Бахиана» и «Аве Мария» до сих пор любимы поклонниками классической оперы. После смерти Марии Каллас известный музыкальный критик того времени Пьер-Жан Реми напишет:

«После Каллас опера никогда не будет такой же, как раньше».

Однако мало кто знает, что помимо аплодисментов и всеобщего обожания биография Марии Каллас была наполнена болью разочарований и потерь.

Детство и юность

Мария Сесилия Каллас, крещеная как Мария Анна София Кекилия Калогеропулу, родилась 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке. Рождению девочки предшествовала трагедия в семье: родители потеряли единственного сына Базиля. Страшное потрясение толкнуло Георгеса, отца Марии, принять решение о переезде из Греции в Соединенные Штаты. Мать Марии, Евангелия, на тот момент носила третьего ребенка (в семье уже была старшая дочь Синтия). Женщина мечтала родить мальчика, который заменил бы умершего сына.

Певица Мария Каллас

Рождение второй дочери стало для Евангелии ударом: мать отказывалась даже смотреть в сторону новорожденной в течение нескольких дней после родов. Достаточно быстро стало понятно, что девочка родилась одаренной. Мария с трех лет слушала классическую музыку, игрушки девочке заменяли пластинки с оперными ариями. Мария Каллас часами вслушивалась в музыкальные произведения, не чувствуя скуки. В пять лет девочка стала осваивать фортепиано, а в восемь — брать уроки пения. Уже в десять лет Мария производила впечатление на слушателей необыкновенным голосом.

Мария Каллас в молодости

Мать Марии как будто старалась исправить разочарование от рождения девочки, постоянно настаивая на том, чтобы та добивалась совершенства, заслуживая хорошее отношение со стороны родительницы. В 13 лет девочка участвовала в популярном радио-шоу, а также в детском вокальном конкурсе в Чикаго.

Постоянная требовательность матери оставила неизгладимый след в характере Марии: до последнего часа певица будет стремиться к совершенству, превозмогая саму себя и внешние обстоятельства. Позже сестра Каллас будет вспоминать, что красивая и талантливая Мария считала себя толстой, бесталанной и неуклюжей.

Мария Каллас за фортепиано

Нелюбовь матери заставляла девочку искать изъяны в себе и стремиться доказать собственную значимость. Эта детская травма останется с Каллас на всю жизнь. Уже будучи знаменитой, женщина признается журналистам:

«Я никогда не уверена в самой себе, меня постоянно гложут разнообразные сомнения и опасения».

Когда Марии исполнилось 13 лет, мать девочки, поссорившись с мужем, забрала дочерей и вернулась в родные Афины. Там женщина приложила максимум усилий, чтобы устроить дочь учиться в Королевскую консерваторию. Загвоздка оказалась в том, что прием был разрешен только с 16 лет, поэтому Мария солгала о возрасте. Так начался серьезный творческий путь Марии Каллас.

Музыка

Училась Мария с удовольствием, делая успехи. В 16 лет девушка окончила консерваторию, завоевав главный приз в традиционном выпускном консерваторском конкурсе. С тех пор юная дива начала зарабатывать деньги необыкновенным голосом. В военные годы это пришлось как нельзя более кстати: у семьи не было денег. Когда девушке было 19, она спела свою первую партию в опере «Тоска». Гонорар по тем временам оказался царским — 65 долларов.

Мария Каллас

В 1945-м Мария Каллас отправилась в Нью-Йорк. Встреча с любимым отцом омрачилась присутствием новой жены мужчины: той не понравилось пение Марии. Следующие два года отмечены для Каллас постоянными кастингами и пробами в Нью-Йорке, Чикаго и Сан-Франциско.

Наконец, в 1947-м Марии предложили контракт на выступления в итальянской Вероне. Там певицу ждал триумф: партии в «Джоконде» и «Пуританах» потрясли музыкальную общественность. Каллас постоянно приглашали на новые роли, благодаря чему Мария побывала в Венеции, Турине, Флоренции.

Италия стала для женщины новым домом, подарившим Каллас признание, восхищение и любящего мужа. Карьера певицы шла в гору, от приглашений не было отбоя, а фото Марии Каллас украшали многочисленные афиши и плакаты.

В 1949-м Мария выступает в Аргентине, в 1950-м — в Мехико. Постоянные разъезды стали не лучшим образом сказываться на здоровье дивы: женщина набирала вес, который грозил стать препятствием для дальнейших выступлений. Однако тоска по близким людям и ставшей родной Италии заставляли Марию «заедать» переживания.

Располневшая Мария Каллас

Наконец, вернувшись в Италию, Мария дебютировала в культовом оперном театре «Ла Скала». Женщине досталась «Аида». Успех оказался колоссальным — Каллас признали гениальной певицей. Однако строжайшим критиком для Марии по-прежнему была она сама. Детский страх быть отверженной матерью постоянно жил внутри Каллас, заставляя стремиться к совершенству. Лучшей наградой стало приглашение в официальную труппу «Ла Скала» в 1951-м.

В 1952-м Каллас исполняет «Норму» в лондонской Королевской опере. 1953-й отмечен «Медеей» в «Ла Скала». Непопулярная до той поры, «Медея» становится, как сейчас сказали бы, хитом: чувственное исполнение Марии Каллас подарило музыкальному произведению новую жизнь.

Мария Каллас в спектакле “Норма”

Несмотря на потрясающий успех, Каллас страдала из-за постоянных депрессий. Женщина пыталась похудеть, стресс из-за недоедания дополнялся утомительными переездами из города в город и длительными репетициями. Начало сказываться нервное истощение, Каллас стала отменять выступления.

Это не могло не отразиться на мнении общественности: за певицей закрепилась слава взбалмошной и капризной женщины. Отмены представлений влекли за собой судебные разбирательства, а разгромные статьи в прессе только усугубляли стресс Марии.

Мария Каллас и Грейс Келли

Последовавшие за этим события в личной жизни еще больше подорвали репутацию Марии Каллас. В 1960-м и 1961-м певица выступила лишь несколько раз. Последнюю партию дива исполнила в опере «Норма» в 1965-м в Париже.

В 1970 году певица согласится на съемки в фильме: Марию Каллас пригласили на роль Медеи. Режиссером был гениальный Пазолини. Позже мастер скажет о Марии:

«Вот женщина, в каком-то смысле самая современная из женщин, но в ней живет древняя женщина – странная, мистическая, волшебная, с ужасными внутренними конфликтами».

Личная жизнь

Первым мужем Марии Каллас стал мужчина по имени Джованни Баттиста Менегини. Каллас познакомилась с ним в Италии. Джованни страстно любил оперу, и не менее страстно полюбил Марию. Будучи состоятельным человеком, Менегини отказался от успешного бизнеса, чтобы посвятить жизнь возлюбленной. Менегини был вдвое старше Каллас, и возможно, благодаря разнице в возрасте, мужчине удалось стать для супруги любовником и другом, чутким отцом и внимательным менеджером.

Мария Каллас и Джованни Баттиста Менегини

В 1949 году влюбленные венчались в католической церкви. Спустя 11 лет этот факт станет препятствием для союза Марии с новым возлюбленным: ортодоксальная греческая церковь откажет женщине в разводе. Первые годы брака с Менегини оказались счастливыми, Мария даже подумывала оставить сцену, родить ребенка и посвятить жизнь семье. Однако этому не суждено было сбыться.

Мария Каллас с Аристотелем Онассисом

Эта поездка стала последней точкой в браке Каллас. Между Марией и Аристотелем завязались страстные отношения. Привлекательный мужчина вскружил голову оперной диве, которая позже признавалась, что порой не могла дышать от переполнявшего чувства к Аристотелю.

Мария Каллас и Аристотель Онассис

Несмотря на бурю чувств, личная жизнь Марии Каллас оказалась вовсе не безоблачной. В 1966-м женщина забеременела от Аристотеля, однако тот оказался категоричен: аборт. Мария была сломлена. Женщина избавилась от ребенка из-за страха потерять возлюбленного, однако до последнего жалела об этом решении.

Аристотель Онассис и Жаклин Кеннеди

В отношениях начал назревать разлад, пара постоянно ссорилась. Мария Каллас пыталась сохранить любовь, отказываясь от концертов и отменяя выступления, только чтобы быть рядом с Аристотелем. К сожалению, как часто случается, жертвы оказались напрасными. Пара распалась, а в 1968-м Аристотель женился на Жаклин Кеннеди. После разрыва с Онассисом Мария Каллас так и не смогла найти свое счастье.

Смерть

Уход возлюбленного, окончание карьеры и предыдущие нервные потрясения подкосили жизненную волю и здоровье Марии. Последние годы жизни бывшая звезда провела в одиночестве, не желая ни с кем общаться.

Мария Каллас

Мария Каллас умерла в 1977 году, женщине было 53 года. Причиной смерти медики назовут остановку сердца, к которой привел дерматомиозит (серьезное заболевание соединительной ткани и гладкой мускулатуры), диагностированный певице незадолго до смерти.

Существует также версия, что смерть Марии Каллас не случайна. Якобы певицу отравила Вассо Деветци, подруга Марии. Однако эта история не нашла подтверждения. Прах дивы, согласно завещанию Марии, развеян над Эгейским морем.

Мария Каллас в последний год жизни

В 2002 году Франко Дзеффирелли, бывший другом Марии, снял фильм «Каллас навсегда». Певицу сыграла неподражаемая Фанни Ардан.

Партии Марии Каллас

  • 1938 – Сантуцца
  • 1941 – Тоска
  • 1947 – Джоконда
  • 1947 – Изольда
  • 1948 – Турандот
  • 1948 – Аида
  • 1948 – Норма
  • 1949 – Брунгильда
  • 1949 – Эльвира
  • 1951 – Елена

Мария Каллас, знаменитая американская певица греческого происхождения, умерла в возрасте 53 лет в уединенной квартире в Париже. По одной из версий, причиной смерти стал инфаркт миокарда, по другой – редкое заболевание дерматомиозит. Личная жизнь Марии была сложной и неоднозначной.

Официальная причина смерти Каллас, великой оперной певицы – инфаркт миокарда. Такое заключение было сделано в 1977 году после вскрытия тела. Однако впоследствии появлялись другие версии. Поводом к тому служили загадочные события, сопровождавшие Марию на протяжении последних лет жизни.

Место смерти

Последнее выступление Марии датируется 1974 годом, после него певица замкнулась и практически не выходила из своей парижской квартиры. В ней она и умерла 16 сентября 1977 г., в возрасте 53 лет. Официальное заключение врачей – остановка сердца в результате инфаркта миокарда, но существует много сторонних версий, которые противоречат их словам и выглядят вполне правдоподобно.

Похороны

Тело Марии Каллас кремировали, а прах захоронили на парижском кладбище Пер-Лашез. Через некоторое время обнаружилась пропажа урны, затем её вернули. После этого прах развеяли над водами Эгейского моря, а в колумбарий установили пустую ёмкость.

Факт, что тело певицы было кремировано, стал поводом для дискуссий о том, что таким образом были уничтожены следы, позволявшие потомках обнаружить настоящую причину ухода певицы из жизни.

Возможные причины смерти

Подробности последних часов жизни одной из величайших оперных певиц XX столетия остаются неизвестными. Высказывается множество предположений о причинах скоропостижной смерти. Некоторые из них вполне заслуживают право на существование.

  1. Два итальянских врача, специалиста по болезням голосовых связок (фониторы), Франко Фусси и Никол Паулилло, придерживаются мнения, что проблемы с сердцем проявились в результате осложнения после дерматомизита (редкое заболевание соединительной ткани и гладкой мускулатуры). Эта версия может быть верной, так как через несколько лет после такого заявления, лечащий врач певицы сообщил о том, что она страдала от этого заболевания.
  2. Муж Каллас утверждал, что супруга покончила с собой, так как за последние годы перенесла много стрессов и находилась в глубокой депрессии.
  3. Поклонники обвиняли в гибели своего кумира пианистку Вассу Деветци. По их мнению, девушка старалась не допускать общения Марии с людьми, регулярно добавляла лекарственные препараты-транквилизаторы, усиливающие депрессивное состояние. Всё это она делала с целью получения имущества мировой звезды.

Краткая биография

Maria Callas (София Сесилия Калос) родилась в Нью-Йорке в семье мигрантов из Греции. Дата её появления на свет: 2-е декабря 1923 года.

Детство Марии Каллас

Американская жизнь родителей не удалась и в 1937 г. мать певицы с дочерями возвращается на родину. Первые азы музыкального образования Мария постигала в Соединённых Штатах. Её заставляли петь ещё в 3-летнем возрасте. В 5 лет девочка стала заниматься фортепиано, в 8 – была записана на вокал. Вернувшись в Грецию, продолжила обучение в афинской консерватории.

Начало карьеры

Дебютное вступление, считающееся началом профессиональной биографии певицы, приходится на 1941 г. Мария выступила не сцене Афинской оперы в партии «Тоски». Большинство зрителей, находящихся в зале, были немецкими военными, оккупировавшими город.

После окончания Второй Мировой войны, Каллас перебирается в Нью-Йорк, где пытается построить карьеру. Здесь её постигает полоса неудач, большинство из которых связаны с лишним весом девушки, набранным за эти годы.

Приход славы

По воспоминаниям певицы, знакомство с итальянским дирижёром Туллио Серафином было как «истинное начало карьеры и самая большая удача в её жизни». Профессионал в своём деле, мужчина знакомит молодую перспективную девушку с миром большой оперы. Каллас получает главные роли в нескольких постановках:

  • «Аида» Джузеппе Верди;
  • Норма» Винченцо Беллини;
  • «Валькирия» Рихарда Вагнера;
  • «Пуритане» В. Беллини.

С ростом популярности у Марии Каллас начинает формироваться индивидуальный облик. Она садится на строгую диету, сбрасывая 35 кг. Показывает характер, не стесняясь вступать в спор с администраторами театров.

В мире музыки её называли «четыре голоса в одном горле». Этим подчёркивались уникальные способности исполнять различные по жанрам композиции.

Лирика, драматургия и колоратурные партии – всё это было ей подвластно, но объяснению не подлежало, поэтому часто Марию называли «Певческое чудо». Она покорила публику в Европе и Америке, британская компания EMI сделала полные записи опер, в которых Каллас пела.

Замужество

Знакомство с итальянским промышленником Джованни Менегини произошло в 1949 г. Несмотря на возраст мужчины (он был старше Марии в 2 раза), между ними завязались теплые отношения, и вскоре они поженились.

Менегини сделал многое для того, чтобы Каллас стала утонченной, элегантной леди, известной певицей, и Мария отвечала ему любовью. Однако с годами отношения между ними охладели. Жена постоянно была на гастролях, а муж просто не смог её удержать рядом.

Потеря голоса

Первые предпосылки к завершению карьеры появились в момент постановки «Нормы» в 1958 году в Риме. О плохом самочувствии певица говорила ещё перед спектаклем. Однако замены для нее не было.

После завершение первого акта, состояние ухудшается, Мария вынуждена отказаться от дальнейшего выступления из-за опасения полностью потерять голос. Впоследствии пресса преподнесла всё иным образом, поставив девушку в неприятную ситуацию. Говорили, что накануне она пила много шампанского, поэтому потеряла голос.

Скандал, разразившийся после этого, считается началом завершения карьеры. Несмотря на то, что Каллас переносит операцию и тяжело переживает восстановительный период, она снова возвращается в мир музыки. К сожалению, в момент её выхода, на сцену падает противопожарная металлическая занавесь, едва не убив девушку.

Отношения с Аристотелем Онассисом

В 1957 г. в личной жизни Марии Сесилии Каллас происходит переломный момент. Она знакомится с Аристотелем Онассисом. Греческий магнат-судовладелец приглашает её и мужа в морскую поездку на яхте. Новость, ставшая известной благодаря рассказам очевидцев, потрясла многих: певица и Онассис, не обращая внимания на посторонних, уединились в его апартаментах.

Совершив такой необдуманный поступок, Мария решила развесить с мужем, но тот долго не давал согласия на расторжение брака. Аристотель же разошелся со своей женой в ноябре 1959 г.

Новообразовавшаяся пара М. Каллас и А. Онассис часто появляется на публике, они много ссорятся, потом мирились. Каллас практически полностью перестает петь, беременеет, но Онассис настаивает на аборте. В таких отношениях совместная жизнь продолжается почти 9 лет.

Их роман был бурным, но безрезультатным, в 1968 г. Аристотель женится на бывшей первой леди США, Жаклин Кеннеди.

После расставания с Онассисом Мария говорила, что сначала она утратила вес, потом голос, а теперь любимого человека.

Работа педагогом и в кино

Уникальная личность, Мария сочетала в себе талант, целеустремленность и красоту. Даже в период своего рано наступившего «затухания», она продолжала уделять много времени музыке. Поэтому, не раздумывая, согласилась на проведение мастер-классов в одной из крупнейших американских образовательных учреждений, специализирующихся на искусстве и музыке – Джульярдской школе в Нью-Йорке. Проработала там до 1972 года, после чего переехала в Париж и стала жить уединенно.

Много вопросов, касающихся жизни и смерти великой оперной певицы, остались без ответа. На протяжении многих лет она давала поводы для слухов и сплетен, начиная с секрета сбрасывания веса и заканчивая отношениями с миллиардером Онассисом. Внезапная гибель Марии Каллас стала такой же загадкой, как и её жизнь.

Видео

Биография Марии Каллас

Истории

История знаменитой певицы — это история психологических травм и отчаянной борьбы

Бывает, начиная статью со слов «В этом году имяреку могло бы исполниться столько-то лет…», замираешь на секунду: «А могло ли?» Мог ли Джим Моррисон не умереть молодым, а прожить 70 с лишним лет? Мог ли скончавшийся в семьдесят пять Юрий Никулин дотянуть до векового юбилея, отмечаемого в этом декабре?..

В случае с Марией Каллас — то же сомнение: кажется, что место ее в другой эпохе, и ни при каких обстоятельствах не окончила бы она свои дни позже Лукино Висконти, Аристотеля Онассиса и Герберта фон Караяна.

«Я ненавидела пение»: жертва материнских установок?

В 2021 году Марии Каллас могло бы исполниться 98 лет, а в 2022-м исполнится 45 лет со дня ее смерти. 1977-й — год, когда еще сохранялась в памяти современников аристократическая эпоха, когда не канул еще в небытие межвоенный мир, породивший почти все лучшее, что создал XX век. Между двумя мировыми войнами родилась и Мария Каллас. Она появилась на свет в декабре 1923 года в семье греческих эмигрантов Нью-Йорка. Ей суждено было стать оперной певицей, которая олицетворяла собой мостик между классикой и современностью в искусстве вокала.

Маневр, предпринятый матерью Марии в середине 1930-х, сегодня кажется абсурдным: Евангелия Калогеропулу перевезла младшую дочь обратно в провинциальные Афины из преуспевающего и шумного Нью-Йорка. Для Евангелии это был частично побег из неудавшегося брака, частично — возможность взять под полный контроль музыкальное образование Марии. Евангелия считала, что и сама могла бы найти себя в искусстве, но время было упущено, и никак нельзя было допустить такого в отношении дочери. Потому Мария уже в три года была «подсажена» на классическую музыку, в пять — отдана на уроки фортепиано, в восемь — на вокал.

«Я ненавидела пение», — вспоминала Каллас позже. Но ей суждено было стать воплощением несбывшихся мечтаний матери.

В психологии есть термин «интроекция», который означает бессознательное присваивание человеком чужих взглядов, желаний, ценностей. Чаще всего объектами интроекции оказываются дети: будучи до известного возраста неспособными критично реагировать на родительские послания, они постепенно становятся заложниками их амбиций и предписанных сценариев. В худшем случае вместо раскрепощенного творца-оригинала мир получает очередное забитое и неуверенное в себе существо, в лучшем — интроекции превращают подающего надежды ребенка в гения. Неизменным остается одно: что в первом варианте, что во втором человек вырастает психологически травмированным.

Жизнь Марии Каллас развивалась по второму пути, и благодаря этому мы сегодня можем слушать феноменальные записи ее голоса: невероятные верхние ноты в Quanto cielo из «Мадам Баттерфляй», изящное интонирование в Si, Mi Chiamano Mimi из «Богемы»… Но по той же причине, вероятно, великая певица так и не родила детей — здоровье ее пошатнулось, по словам биографа Николаса Гейджа, именно на психологической почве: жизнь она жила как будто не свою.

Читайте также

Мария Каллас всего за 10 лет карьеры превратилась из «преданного искусству гения» в объект обожания таблоидов. Каждая новая публикация все меньше рассказывала о творческих достижениях певицы и все больше — о скандалах, связанных с нею: отношения с матерью превратились в представление, разыгрываемое на публику; отказы от выступлений на лучших площадках мира из показных становились вынужденными; в личной жизни оставалось все меньше «личного».

Поворотной точкой стали отношения с Аристотелем Онассисом: мультимиллионер и бонвиван оказался для Марии Каллас любовью всей жизни — при живом-здоровом муже. Роман Онассиса и Каллас попал под прицелы фотокамер и всю первую половину 1960-х не сходил с журнальных полос — тогда как оперные выступления дивы вызывали у специалистов все больше вопросов. Это сегодня Каллас — безусловная величина и человек, которого вроде как не принято критиковать, а в условном 1965 году мнение о ней отнюдь не было таким однозначным.

Тогда же, на седьмом году отношений, Мария Каллас забеременела от Онассиса — и в 43-летнем возрасте получила первый и единственный шанс стать матерью. Однако ребенок прожил всего два часа — и даже похороны его были тайными: лишь в 2000 году о той истории вообще стало известно. Аристотель Онассис ребенка и не хотел, поскольку каждый лишний наследник был для него угрозой — а может, дело в том, что он сам был на пороге новых отношений, с Жаклин Бувье Кеннеди, вдовой президента…

То, что произошло с Марией Каллас после расставания с Онассисом, биографы называют «творческой эвтаназией» или «медленным самоубийством».

«Ты не верил, что я могу умереть от любви. Знай же: я умерла. Я больше не могу петь. Ты повсюду будешь слышать мой пропавший голос — он будет преследовать тебя даже во сне, он окружит тебя, лишит рассудка, и ты сдашься, потому что он умеет брать любые крепости… Если б ты знал, как трудно мне было петь после тебя», — написала дива в одном из писем к бывшему возлюбленному.

Мария Каллас на сцене Королевского театра Ковент-Гарден с Тито Гобби и Ренато Чиони, 1965 год

Однако голос Марии Каллас начал пропадать раньше, и едва ли можно обвинить в его исчезновении разрушенные отношения: существует спекулятивная точка зрения, что певица и вовсе «влюбила» в себя Онассиса лишь рад его баснословных денег, понимая, что зарабатывать пением скоро не сможет.

Парадоксальным образом это стереотипное представление уживается с другим: что именно печаль по поводу несостоявшейся любви и убьет Марию в конце концов. Исследования Университета Болоньи, проведенные в 2000-е годы, доказали, что дело в дерматомиозите — редкой болезни мышц и тканей. Смерть Каллас в 54 года спровоцировали огромные дозы кортизона, которые певица вводила в организм гораздо чаще положенных нескольких раз в год. На фоне совершенно расшатанных нервов и не диагностированного, но вполне вероятного биполярного аффективного расстройства болезнь переносилась особенно тяжело.

Марка с портретом Марии Каллас

«Только когда я пела, я чувствовала, что меня любят», — сказала Мария Каллас в одном из последних своих интервью. В этой фразе заключены и боль утраты, и застарелая психологическая травма. Древний, как мир, но оттого не менее опасный механизм: Мария чувствовала, что может быть любимой только тогда, когда этого заслуживает. Мать может любить лишь за успехи, поскольку в остальном ребенок — гадкий утенок. Джованни Батиста Менегини влюбился в голос Марии Каллас и едва ли обратил бы на нее внимание, не окажись она на сцене. Аристотель Онассис видел в Марии скорее бесценный трофей в своей коллекции, нежели человека, а потому даже о браке с Жаклин Кеннеди сообщил через посыльного — какой смысл тратиться на личное общение с предметом из коллекции?

Трагедия Марии Каллас — это прежде всего трагедия гения, в котором никто так и не увидел человека. Не увидели даже те, кто должен был сделать это по определению. Не видим и мы, слушатели: объективация — самая, пожалуй, страшная цена всемирного признания.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий