Моцарт считал, что никто не способен выразить эмоции в музыке так, как это делал он: Георг Гендель – гений мелодии  

Биография

Гимн Лиги чемпионов УЕФА, сочиненный на английском, французском и немецком языках, знаком каждому почитателю футбола. Но лишь единицы знают, что это аранжировка антема «Садок-священник» немецкого композитора Георга Фридриха Генделя. Всего же его полувековой творческий путь насчитывает свыше 40 опер, более 30 ораторий, сотни церковных хоралов, концертов для органа и других инструментов.

Детство и юность

Георг Фридрих Гендель родился 5 марта (23 февраля по юлианскому календарю) 1685 года в немецком городе Галле. Тогда его отцу Георгу Генделю исполнилось 63 года, а в семье уже воспитывались 6 детей от первого брака. Мать будущего композитора звали Доротея, она была дочерью священника. После появления Георга Фридриха на свет женщина родила еще троих детей.

image
Георг Фридрих Гендель в молодости / Handel House Museum

Ранний интерес Георга Фридриха к музыке не нравился отцу — тот мечтал о карьере юриста для сына. Как и многие в Западной Европе, Георг думал, что творчество — это скорее развлечение, а не профессия, и артистов, музыкантов, художников в обществе не воспринимают всерьез. Несмотря на протесты и угрозы отца, в 4 года Гендель овладел искусством игры на клавесине. Инструмент стоял на чердаке, куда мальчик пробирался ночью, пока родители спали.

Когда Генделю исполнилось 7 лет, отец под влиянием герцога Саксен-Вейсенфельского Иоганна Адольфа I поменял свое отношение к деятельности сына. Услышав, как маленький мальчик играет на органе, представитель власти назвал его гением и посоветовал Георгу не препятствовать упражнениям.

Читайте также7 звезд, которые в детстве были “гадкими утятами”

В 1694 году учителем Генделя стал немецкий композитор Фридрих Вильгельм Цахау. Благодаря ему мальчик в совершенстве овладел клавесином, органом, скрипкой и гобоем, изучил правила композиции и генерал-бас.

Этот период детства определил становление Георга Фридриха Генделя. Для него Цахау навсегда остался путеводной звездой. В некоторых произведениях композитора явно слышится влияние учителя, например, в «Аллилуйе» из оратории «Мессия».

image
Портрет Георга Фридриха Генделя / Handel House Museum

Уже в 11 лет Гендель слыл талантливым аккомпаниатором. Музыка, порождаемая им, так сразила курфюрста Бранденбургского Фридриха I, что он пригласил мальчика служить ему. Правда, сначала Генделю надлежало завершить образование. Фридрих I предложил Георгу отправить сына в Италию, центр лучших университетов. Старик отказался, не желая отпускать сына далеко от себя. Лишь после смерти отца в 1697 году Гендель смог свободно распоряжаться талантом.

В 1698–1700 годы Гендель получал образование в родном Галле, в 1702-м начал изучать право и богословие в Университете Галле. Мальчик воспитывался в глубоко религиозной семье, но не разделял идею популярного в то время движения пиетизма. Высшего образования Гендель так и не получил, в 1703 году переехав в Гамбург, чтобы стать великим музыкантом.

Музыка

В Гамбурге в XVIII веке находился единственный в Германии оперный театр, поэтому город негласно стал музыкальным центром Западной Европы. Попасть на подмостки театра Генделю помогло знакомство с Райнхардом Кайзером, композитором и руководителем местного оркестра: он пригласил 18-летнего музыканта на место скрипача и клавесиниста.

Читайте также7 российских звезд, которых уличили в безграмотности

В 1705 году свет увидели дебютные оперы Генделя — «Альмира» и «Нерон». Юный композитор, как и его учитель Кайзер, считал немецкий язык неподходящим для столь романтического жанра, поэтому значительная часть оперы исполняется на итальянском языке. Оба произведения были впервые поставлены в Национальном театре Гамбурга при поддержке Кайзера.

В биографии Генделя нередки случаи, когда представители власти стремились заполучить его в личное распоряжение. Так, в 1706 году по желанию семьи Медичи композитор переехал в Италию. Во Флоренции он гостил у принца Фердинандо Медичи, который интересовался музыкой и даже играл на клавире. Многие оперы Генделя во Франции спонсировались из кармана Фердинандо.

Памятник Георгу Фридриху Генделю в Галле / Wikipedia

Во второй половине 1700-х годов Гендель посетил Венецию и Рим. Поскольку в Риме исполнение опер находилось под папским запретом, композитор сочинял оратории, в том числе «Триумф времени и правды». Позже во Флоренции Гендель поставил оперу «Родриго» (1707), а в Венеции — «Агриппину» (1709), которая считается лучшей оперой композитора, написанной на территории Италии.

В 1710 году Гендель приехал в Великобританию — страну, где жанру оперы только предстояло получить развитие. Искусствоведы говорят, что в начале XVIII века в Лондоне не осталось ни одного композитора, поэтому королева Анна отнеслась к Генделю в первую очередь как к человеку, способному обогатить творческое наследие Великобритании.

В Лондоне Гендель поставил оперы «Ринальдо» (1711), «Верный пастух» (1712), «Тезей» (1713). Каждый раз публика рукоплескала автору, и он решил отблагодарить английский двор за гостеприимство «Утрехтским Te Deum» — произведением, посвященным утрехтскому мирному договору, который положил конец войне за испанский престол.

Читайте также7 знаменитостей с плохим зрением

Предполагалось, что «Утрехтский Te Deum» исполнят на торжественной церемонии, однако задуманному помешал интересный факт: законодательство Великобритании запрещало иностранцам писать гимны для крупных национальных событий. Вместо этого Гендель сочинил оду в честь дня рождения королевы Анны.

В 1716 году мода Ганновера заставила Генделя опробовать жанр Страстей (произведения, посвященные событиям Страстной недели). Пассион «Страсти Брокса» доказал, что направления музыки, чуждые талантливому композитору, все же существуют. Гендель реабилитировался циклом сюит «Музыка на воде». Произведение состоит из 18 пьес танцевального характера — это и менуэты, и бурре, и ригодон.

Георг Фридрих Гендель и король Георг I / Wikipedia

Считается, что «Музыка на воде» написана в 1715 году для перемирия композитора с королем Великобритании Георгом I. Во времена, когда Георг I был курфюрстом Ганновера, Гендель служил ему, но не очень ревностно. Однако, согласно документам, впервые она зазвучала в 1717 году над водами Темзы. Рядом с лодкой короля двигалась баржа, на которой разместился оркестр из 50 музыкантов. Сюиты так понравились Георгу I, что он велел повторить сочинение дважды.

Гендель, привыкший превосходить своих коллег, в 1720 году впервые столкнулся с конкуренцией: в Лондон приехал итальянский композитор Джованни Бонончини. Тогда немец возглавлял Королевскую академию музыки и развивал жанр оперы, как того желала королева Анна. «Астарта», написанная Бонончини, затмила успех «Радамиста» Генделя, и в жизни композитора началась черная полоса. Выпущенные впоследствии оперы с треском проваливались, за исключением «Юлия Цезаря» в 1724 году.

Портрет композитора Георга Фридриха Генделя / Гамбургская библиотека

Гендель понял, что сочиняемые им оперы устарели, поэтому отправился в Италию за вдохновением. Со временем произведения композитора стали более строгими, классическими. Примерами могут служить «Лотарь» (1729), «Партенопа» (1730), «Орландо» (1733), «Терпсихора» (1734).

Несмотря на козни, которые строили принц Уэльский и итальянский композитор Никола Порпора, Генделю удалось реанимировать оперу в Великобритании. Особым успехом пользовалась «Терпсихора», сочиненная на французском языке. Вживую музыка украшалась балетом в исполнении французской дивы Салле.

Личная жизнь

Георг Фридрих Гендель — единственный композитор эпохи барокко, которому при жизни поставили памятник, а именно — в 1738 году. Молодой французский скульптор Луи Франсуа Рубийяк изобразил мастера в образе Орфея, играющего на лире. Впрочем, одеяние мраморного Генделя «кричит» о приземленности: на мужчине расстегнутые на икрах брюки, домашние тапочки, тюрбан сползает с головы, рубашка распахнута на груди.

Искусствоведы считают, что едва ли памятник, изображающий Генделя в столь небрежном виде, занял почетное место в Лондоне без согласия композитора. Сооружение также называют одним из доказательств эгоистичности Георга Фридриха.

Статуя Георга Фридриха Генделя в образе Орфея / Muzeum Wiktorii i Alberta

Современники говорят о Генделе как о талантливом, но неприятном человеке. На портретах видно, что композитор страдал от ожирения и неаккуратно одевался. С людьми был жесток, позволял себе циничные замечания. В то время как его современник Иоганн Себастьян Бах работал в поте лица, Гендель наводил знакомства с людьми высшей касты, чтобы «пройти по головам».

В самовлюбленности композитора исследователи видят основную причину неудач в личной жизни. Ведь у Генделя не было жены и детей. В истории не сохранилось сведений даже о любовниках или фаворитах.

Смерть

С конца 1740-х годов Генделя начало подводить зрение, и в 1752-м композитор решился на операцию. По свидетельствам историков, операцию проводил Джон Тейлор — врач, из-за неудачных действий которого Бах окончательно потерял зрение. Гендель тоже стремительно слеп. К 1753 году он не видел ничего, но продолжал писать музыку и дирижировать.

Читайте также7 звезд, пострадавших от отравления

14 апреля 1759 года Георг Фридрих Гендель скончался. Ему было 74 года. Причиной смерти музыковед газеты The Times Хьюстон Дэвид Хантер назвал «патологическое обжорство». Журналист утверждает, что заболевания, обнаруженные у композитора незадолго до смерти — подагра, слепота, паралич, могли быть симптомами отравления свинцом, который добавляли в вино, чтобы оно не портилось.

Гендель похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Музыкальные произведения

  • 1705 – «Альмира» («Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская»)
  • 1705 – «Нерон» («Любовь, приобретенная кровью и злодейством»)
  • 1707 – «Родриго»
  • 1709 – «Агриппина»
  • 1711 – «Ринальдо»
  • 1712 – «Верный пастух»
  • 1720 – «Радамист»
  • 1723 – «Флавий»
  • 1724 – «Юлий Цезарь» («Юлий Цезарь в Египте»)
  • 1725 – «Роделинда»
  • 1733 – «Роланд»
  • 1735 – «Ариодант»
  • 1738 – «Ксеркс»
  • 1741 – «Деидамия»

немецкий композитор и органист 5 марта 1685 337 лет назад  —  14 апреля 1759 263 года назад

Георг Фридрих Гендель

Георг Гендель — великий музыкант и композитор эпохи Просвещения. Он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории.

Георг Фридрих Гендель (нем. Georg Friedrich Händel) родился 5 марта 1685 года (по юлианскому стилю — 23 февраля, и именно эту дату в западных странах принято считать как дату рождения Генделя) в Галле (Саксония), в семье придворного цирюльника.

В раннем возрасте он обнаружил большие музыкальные способности и в возрасте 9 лет был отдан в ученики композитору Ф.Цахау. За время обучения Гендель научился не только сочинять, но и свободно играть на органе, скрипке, гобое и клавесине. С 12 лет он начал писать церковные кантаты и органные пьесы.

В 1697 году умер отец Георга, и, исполняя желание покойного, он после окончания гимназии в 1702 году поступил на юридический факультет университета в Галле. Но занятий музыкой юноша не оставил и вскоре был назначен органистом в кафедральный собор.

Уже через год Гендель бросил университет и отправился в Гамбург, где стал сначала скрипачом, а затем клавесинистом и композитором в Гамбургской опере. Именно с этого времени опера на долгие годы становится основой его творчества. В 1705 году он написал свои первые оперы — «Альмира» и «Нерон», постановки которых имели большой успех.

Во второй половине 1700-х годов композитор жил и работал в Италии. Особенно широкую известность Генделю принесли постановки опер «Родриго» (1707) и «Агриппина» (1709). Помимо опер, в этот период он также создал большое количество светских кантат и произведений церковной музыки. Здесь он завоевал известность и как выдающийся исполнитель на органе и клавире.

С 1712 года Гендель жил преимущественно в Лондоне (в 1726 году получил английское подданство). В Англии он продолжил сочинение опер, а также посвятил королеве Анне Оду на день рождения и написал в честь заключения Утрехтского мира «Te Deum» (1713). Королева осталась довольна музыкой и пожаловала композитору пожизненную пенсию, с тех пор Гендель окончательно решил делать карьеру в Англии.

В 1717 году он поступил на службу к герцогу Чандосскому и руководил концертами в его дворце. Там же был создан ряд гимнов-антемов и два сценических произведения в популярном жанре маски, «Ацис и Галатея» и «Эсфирь», а когда в 1720 году в Лондоне было основано новое оперное предприятие «Королевская академия музыки», Гендель стал его музыкальным руководителем (до 1728).

Последующие 20 лет оперное творчество композитора отмечено исключительной продуктивностью, — в среднем он писал и ставил по одной опере в год, среди которых — «Радамист», «Отгон», «Юлий Цезарь», «Роделинда», «Орландо», «Фарамондо» и многие другие.

Большую известность принесли композитору его оратории, которые с 1740-х годов заняли основное место в его творчестве. Сочинять оратории он стал с той же регулярностью, с какой ранее создавал оперы. Самая известная из его ораторий «Мессия» была поставлена в Дублине в 1742 году и прошла с большим успехом. Среди других работ композитора — «Дебора», «Израиль в Египте», «Самсон», «Геркулес», «Валтасар», «Иуда Маккавей», «Соломон» и другие. Многие из данных его произведений были посвящены библейским темам.

В январе 1753 года композитор потерял зрение. Однако он продолжал активно работать — сочинял, играл на органе и дирижировал концертами. Так, буквально за неделю до смерти, он руководил исполнением Мессии в театре «Ковент-Гарден».

Всего за творческую жизнь Генделем было создано более 40 опер и более 30 ораторий. Его перу принадлежат также около 100 кантат, органные концерты, множество произведений для различных инструментальных составов, церковная музыка, сонаты, сюиты, песни, арии, музыка к спектаклям драматического театра, ряд произведений «популярного» характера и другие.

Впитав и творчески переосмыслив влияние итальянской, французской, английской музыки, Гендель оставался все же немецким музыкантом. Творчество Генделя оказало значительное влияние на В.Моцарта, Л.Бетховена, М.Глинку, К.Глюка…

Умер Георг Фридрих Гендель 14 апреля 1759 года в Лондоне, был похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Впоследствии в различных странах мира были основаны Генделевские общества. В 1986 году в Карлсруэ (Германия) создана Международная Генделевская академия, а ежегодные торжества в честь композитора проходят в Англии и Германии, привлекая к себе исполнителей и слушателей со всего мира.

ВконтактеОдноклассникиМой мир

На сайте Musike.ru представлен теоретический материал по истории зарубежной музыки XVII – первой половины XX веков, изложенный в жанре лекций по музыкальной литературе для студентов музыкального училища.

Следуя учебной программе курса, часть лекций посвящена более общим музыкальным вопросам. Таковы творческие биографии выдающихся композиторов Западной Европы, история происхождения важнейших музыкальных жанров (опера, симфония, струнный квартет и другие) и музыкальных форм (например, фуга, соната), их эволюция (оперные реформы К.В. Глюка, В.А. Моцарта, Р. Вагнера).

В других лекциях дается аналитический разбор конкретных музыкальных сочинений. Среди них сонаты и симфонии Йозефа Гайдна, Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, оперы Вольфганга Амадея Моцарта, Джузеппе Верди, Жоржа Бизе, вокальные циклы Франца Шуберта и Роберта Шумана, фортепианные сочинения Фридерика Шопена, Ференца Листа, Эдварда Грига, Клода Дебюсси и многое другое.

Приведенный в лекциях анализ шедевров мировой музыкальной классики вы сможете использовать при написании рефератов и курсовых работ по предметам музыкальная литература зарубежных стран и история зарубежной музыки.

Мы надеемся, что доступная и увлекательная форма преподнесения материала сделает процесс изучения музыкальной литературы легким и приятным.

Kidside продолжает публиковать биографии композиторов. Кратко, как в конспекте: основные даты жизни, произведения, новаторство, жанры.

Уже прошли: И.С.Бах: биография и творчество кратко

1685-1759

Георг Гендель композитор

” data-medium-file=”https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/10/gendel.jpg?fit=300%2C267&ssl=1″ data-large-file=”https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/10/gendel.jpg?fit=832%2C741&ssl=1″ class=”aligncenter size-thumbnail wp-image-4330″ src=”https://i0.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/10/gendel-150×150.jpg?resize=150%2C150″ alt=”” srcset=”https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/10/gendel.jpg?resize=150%2C150&ssl=1 150w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/10/gendel.jpg?resize=144%2C144&ssl=1 144w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/10/gendel.jpg?resize=186%2C185&ssl=1 186w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/10/gendel.jpg?resize=220%2C220&ssl=1 220w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/10/gendel.jpg?resize=60%2C60&ssl=1 60w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/10/gendel.jpg?zoom=2&resize=150%2C150&ssl=1 300w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/10/gendel.jpg?zoom=3&resize=150%2C150&ssl=1 450w” sizes=”(max-width: 150px) 100vw, 150px” data-recalc-dims=”1″ /> Великий английский, немецкий композитор эпохи барокко, ровесник Баха.

Родился в г. Галле (Германия). Единственный учитель – Ф. Цахау, занимался с Генделем игрой на органе и композицией.

По желанию отца поступил на юридический факультет в Гамбурге. Служил скрипачом в оркестре, давал уроки.

1705г. — первая опера «Альмира и Нерон». Имела большой успех. Генделя приглашают в Италию. Там он написал около 40 опер (первая итальянская опера «Родриго», самая успешная «Агриппина»).

В 41 год переезжает в Лондон, меняет гражданство, живет там до конца жизни. Театр разорился, поэтому Гендель оставил жанр оперы и стал писать оратории. Самая известная «Мессия».

Ослеп после неудачной операции.

Гендель получил признание при жизни, был окружен почестями, ему был установлен памятник при жизни. Не был женат, не имел детей.

Оратории в творчестве Генделя

Оратория — крупное музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов. Писались на сюжеты из библии. Оратория возникла в Италии в начале 17 века. Исполнялись  в помещении при церкви, которые назывались ораторий, отсюда название.

Гендель пишет оратории в 1740-е годы. В его творчестве оратория достигла своего расцвета. Воспевал величие человека

Сюжеты:

  • духовные: Мессия, самсон, Израиль в Египте, Иуда Маковей
  • светские: На случай, Альцест, Геракл

Хор играет ведущую роль, передает содержание. В ораториях Генделя встречаются оперные формы: арии героические и lamento, дуэты, речитативы перемешаны с хоровые эпизодами.

Оратория Самсон

Части:

  1. Увертюра
  2. Завязка. Знакомство с героями
  3. Предательство далилы
  4. Развязка. Смерть героя

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ

image

23 ФЕВРАЛЯ 1685 — 14 АПРЕЛЯ 1759

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: РЫБЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦ; ЗАТЕМ ГРАЖДАНИН АНГЛИИ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: БАРОККО

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «МЕССИЯ» (1741)

ГДЕ ВЫ ЕГО СЛЫШАЛИ: ПО РАДИО, В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ И В ЦЕРКВИ НА КАЖДОЕ РОЖДЕСТВО И ПАСХУ

МУДРЫЕ СЛОВА: «Я БЫ ОГОРЧИЛСЯ, УЗНАВ, ЧТО Я ВСЕГО ЛИШЬ РАЗВЛЕКАЛ ИХ. МНЕ ХОТЕЛОСЬ СДЕЛАТЬ ИХ ЛУЧШЕ».

Георг Фридрих Гендель в первую очередь известен одним своим произведением и даже одним фрагментом этого произведения: хором «Аллилуйя» из оратории «Мессия». Равно полюбившийся церковным певческим коллективам и производителям телерекламы, хор «Аллилуйя» — воплощение торжества и радости.

Однако оратория «Мессия» была вовсе не тем торжеством, которого жаждал Гендель. Себя он ценил прежде всего как сочинителя опер, а вовсе не религиозной музыки. Однако многолетние успехи и слава оперного импресарио улетучились вмиг, когда английская публика резко утратила интерес к пышным постановкам композитора. Вот тут-то Генделю и пришлось заняться сочинением чего-либо иного, кроме опер: он взялся за оратории в духе «Мессии» лишь потому, что выбирать было особо не из чего. Так что, когда в следующий раз будете слушать «Аллилуйю» и публика поднимется с мест на первых волнующих аккордах, вспомните: Гендель предпочел бы увидеть подобную реакцию на представлении одной из его опер.

ПАПА, ТЫ МЕНЯ СЛЫШИШЬ?

Отец Генделя был уважаемым врачевателем, полагавшим музыку занятием рискованным и неблагородным. К несчастью, его сын Георг с младых ногтей демонстрировал столь настойчивый интерес к извлечению звуков и сочинению мелодий, что Гендель-старший вынужден был наложить запрет на любые музыкальные инструменты в доме. Напротив, его жена верила в талант сына, поэтому она тайком притащила на чердак маленький клавесин.

Однажды отец взял сына в поездку ко двору герцога Саксен-Вейсенфельса. После службы в часовне мальчик пробрался на хоры и принялся играть на органе. Герцог осведомился, кто сидит за инструментом, и, когда ему сказали, что это сын гостившего при дворе врача, выразил желание познакомиться с обоими. Добрый доктор немедленно посетовал на прискорбную страсть сына к музыке и объявил о своем намерении сделать из Георга юриста.

На что герцог изрек: нельзя губить то, что определенно выглядит как Божий дар. Подчинившись высочайшему давлению и, вероятно, неизбежности, Гендель-старший позволил сыну получить музыкальное образование.

Впрочем, за папашей по-прежнему оставалось последнее слово, и в 1702 году семнадцатилетний Георг поступил на юридический факультет университета Галле. Годом позже отец умер, путы спали, и Георг перебрался в Гамбург играть на клавесине в оперном театре. Мир оперы поглотил Генделя. В 1705 году в Гамбурге были поставлены два его первых оперных сочинения, спектаклям сопутствовал успех, а в 1706-м Гендель двинул на юг, в Италию. Его карьера дала временный сбой в 1707 году, когда папа римский запретил оперные спектакли; пока длился запрет, Гендель переключился на религиозную музыку- позже эта стратегия сослужит ему хорошую службу.

КАК ПОТРАФИТЬ КОРОЛЯМ И ПОВЛИЯТЬ НА ПЕВЦОВ

Известность Генделя росла, по каковой причине на него обратил внимание Георг, курфюрст Ганновера. В 1710 году Георг нанял Генделя на должность капельмейстера (руководителя хора), но пыльный провинциальный Ганновер не глянулся композитору. Не прошло и месяца с начала службы, как, воспользовавшись лазейкой в контракте, Гендель устремляется в космополитическую и обожающую оперу Англию. В Лондоне он сочиняет и ставит замысловатые, экстравагантные спектакли. Одной из самых роскошных постановок была опера «Ринальдо», в которой «участвовали» не только гром, молния и фейерверки, но и живые воробьи, летавшие по сцене. (Однако впечатление от эффектных находок Генделя портила состоятельная публика, восседавшая, по обычаю того времени, прямо на сцене. Мало того что богатые зрители непрерывно болтали друг с другом и нюхали табак, вдобавок они чувствовали себя вправе разгуливать среди декораций. Некий завсегдатай оперы жаловался на знать: как же это раздражает, когда господа бродят там, где, по задумке авторов, бушует океан!)

Спустя некоторое время Гендель все же вернулся в Германию, дабы умаслить взбешенное начальство, однако менее чем через год снова уехал в Англию — «на несколько месяцев», растянувшихся на долгие годы. Но, прежде чем Георг употребил власть, королева Анна умерла, и курфюрст Ганноверский сделался королем Англии Георгом I. Наказывать беглого композитора король не стал; напротив, он во множестве заказывал ему сочинения, в том числе «Музыку на воде» — три оркестровые сюиты, сыгранные для королевских гостей на баржах посреди Темзы.

Гендель продолжал трудиться на оперной ниве, невзирая на помехи в виде закулисных склок. Особенно трудно было управляться с сопрано, бесконечно споривших с композитором из-за длины, сложности и стиля их сольных арий. Когда одна из певиц отказалась петь написанную для нее партию, Гендель схватил ее на руки и пригрозил вышвырнуть в окно. В другой раз соперничающие сопрано воспылали такой завистью друг к другу, что Генделю, дабы их утихомирить, пришлось сочинить две арии абсолютно одинаковой длины, вплоть до равного количества нот. Публика разделилась на две команды — каждая болела за свою исполнительницу, — и на одном из представлений в 1727 году шипение и свист перешли в крики и непристойную ругань. Вечер закончился тем, что конкурирующие певицы, не сходя со сцены, вцепились друг другу в волосы.

ПРИШЕСТВИЕ «МЕССИИ»

К 1730-м годам во вкусах зрителей произошел сдвиг, и не в лучшую сторону для Генделя, — публике надоело слушать оперы на иностранных языках. Композитор упорно продолжал работать, но оперный сезон 1737 года оказался провальным, а сам Гендель слег с физическим истощением. Его состояние было настолько тяжелым, что друзья опасались за его жизнь. Однако он выздоровел, и перед ним с неизбежностью встал вопрос: как укрепить пошатнувшуюся карьеру. Возможно, тогда он и вспомнил о давно прошедших днях в Риме, когда папский запрет вынудил его сочинять религиозную музыку.

image

КОГДА ОДНА ИЗ СОПРАНО ОТКАЗАЛАСЬ ПЕТЬ АРИЮ, ГЕНДЕЛЬ СХВАТИЛ ЕЕ НА РУКИ И ПРИГРОЗИЛ ВЫШВЫРНУТЬ В ОКНО.

В восемнадцатом веке оратории — религиозные хоровые произведения — по формату походили на оперы, но без декораций, костюмов и специфической театральной напыщенности. Гендель взялся за работу; первые оратории «Саул», «Самсон» и «Иисус Навин» снискали признание публики, несмотря на брюзжание особо религиозных слушателей, подозревавших композитора в том, что он превращает Святое Писание в развлечение. Гендель, благоверный лютеранин всю свою жизнь, возражал: бесцельные забавы не его стезя, он ратует за христианское просвещение, — и добавлял, имея в виду публику: «Я бы огорчился, узнав, что я всего лишь развлекал их. Мне хотелось сделать их лучше».

Самая известная оратория Генделя — по сути, самое прославленное его сочинение, — была написана в 1741 году по заказу лорда-наместника Ирландии для благотворительного представления в Дублине, собранные средства предназначались для помощи различным приютам. Гендель создал «Мессию» — ораторию, повествующую о жизни Христа, начиная с рождения и заканчивая распятием и воскрешением. Слава композитора бежала впереди него — спрос на билеты в Дублине был столь велик, что женщин уговаривали отказаться от кринолинов, с тем чтобы в зале поместилось больше слушателей. С первого же представления оратория «Мессия» стала хитом.

СЖИГАЮ ДОМ[4]

Гендель по-прежнему много и успешно сочинял для увеселения английской знати. В 1749 году ему поручили увековечить в музыке завершение войны за австрийское наследство (ныне хорошо забытой). «Музыка для королевского фейерверка» была впервые исполнена на генеральной репетиции, открытой для публики, — прогон привлек 12 000 слушателей, образовавших трехчасовую пробку на Лондонском мосту. Главное событие состоялось неделей позже в Зеленом Парке. Согласно плану, финальные аккорды должен был увенчать грандиозный фейерверк, но сначала подвела погода: пошел дождь, — а затем разочаровали пиротехники. В довершение одна из ракет угодила в музыкальный павильон, который мгновенно сгорел дотла.

С 1750-х начинается закат карьеры Генделя. У него ухудшалось зрение, и к 1752 году он полностью ослеп. Композитору тщетно пытались поправить зрение, он прибегал к услугам множества врачей, включая бродячего самозванца, «офтальмиатра» Джона Тейлора. Этот знахарь оперировал и Иоганна Себастьяна Баха с тем же успехом. Последние годы жизни Генделя были омрачены тяжкими недугами, он умер 14 апреля 1750 года в возрасте семидесяти четырех лет и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.

НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ

Музыка Генделя никогда не теряла привлекательности, особенно в Англии. Патриоты викторианской эпохи провозгласили его подлинно английским музыкантом, не смущаясь немецким происхождением композитора. Внушительные фестивали, посвященные его ораториям, проводились ежегодно; самый крупный состоялся в 1859 году с участием оркестра из 500 исполнителей и хора в пять тысяч человек, фестиваль посетило 87 769 слушателей.

В 1920-30-е годы немцы попытались вернуть Генделя на родину. Нацисты активно подхватили начинание, хотя и досадовали на то, что во многих ораториях, написанных на сюжеты из Ветхого Завета, проглядывает чересчур позитивное отношение к евреям. Некоторые произведения были «арианизированы» с помощью новых либретто, в которых персонажей евреев заменили немцами. Так, оратория «Израиль в Египте» превратилась в «Ярость монголов». После Второй мировой войны эти ублюдочные версии благополучно канули в вечность.

Несмотря на всю эту шумиху, Гендель скорее всего был бы разочарован столь восторженным вниманием к его ораториям в ущерб операм. В послевоенный период ситуация начала меняться, и сегодня оперы Генделя регулярно появляются на сцене, если и не всегда на радость публике, то неизменно к одобрению критиков. Как бы то ни было, ни одно музыкальное произведение с английским текстом не звучит так часто и не используется так широко, как «Мессия».

ЛЮБВИ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА НЕ БЫВАЕТ!

Отправляясь в Ирландию на премьеру «Мессии», Гендель знал, что ему придется работать с незнакомыми певцами и в основном непрофессионалами. Одного баса по имени Дженсон, печатника по профессии, композитору рекомендовали как прекрасного певца, способного петь с листа даже самые заковыристые произведения.

На репетиции, однако, Дженсон лишь невразумительно мычал, листая нотные страницы. Взбешенный Гендель, обругав печатника на четырех языках, возопил:

— Негодяй! Не ты ли говорил, что можешь петь с листа?!

— Да, сэр, говорил, — ответил Дженсон. — И я могу петь с листа. Но не с первого попавшегося листа.

ДУЭЛЬ КЛАВЕСИНИСТОВ

В 1704 году, когда Гендель играл на клавесине в Гамбургском оркестре, он подружился с молодым музыкантом по имени Иоганн Маттесон. Большой любитель покрасоваться, Маттесон в свои двадцать три года сочинял oпeры, причем не только писал партитуры и дирижировал спектаклями, но также играл на клавесине и пел заглавные партии.

Правда, одно из представлений завершилось почти смертельной схваткой. Давали оперу Маттесона «Клеопатра», в которой композитор-многостаночник исполнял партию Антония. Поскольку Антоний убивает себя по меньшей мере за полчаса до конца оперы, Маттесон, отпев, любил спускаться в оркестровую яму и садиться за клавесин. Однако на том представлении Гендель наотрез отказался уступить ему свое место за инструментом. Разъяренный Маттесон вызвал Генделя на дуэль, и, выйдя на воздух, музыканты затеяли драку. Маттесон едва не прикончил противника ударом в грудь, но лезвие ножа наткнулось то ли на массивную металлическую пуговицу на сюртуке Генделя (по одной версии), то ли на оперную партитуру, засунутую в нагрудный карман (по другой).

Позднее Маттесон похвалялся, утверждая, что научил Генделя всему, что касается композиторского мастерства. Верится с трудом — в отличие от Генделя, ставшего мировой знаменитостью, Маттесон до конца жизни не покидал родной Германии, а его творчество по большей части предано забвению.

КАКОЙ-ТО ТАМ БАХ…

Родившись в одной и той же стране с разницей в возрасте всего в четыре недели, Бах и Гендель, по идее, должны были быть друзьями. В действительности они не были даже знакомы, хотя Бах и предпринимал настойчивые попытки встретиться с коллегой. Гендель, видимо, не слишком жаждал познакомиться со своим соотечественником, что, в общем, не удивительно. Посудите сами: Гендель был любимым композитором короля Англии, а Бах — безвестным деревенским музыкантом. Гендель и предположить не мог, что последующие поколения будут ценить церковного органиста выше королевского композитора.

МИФЫ ВОКРУГ «МЕССИИ»

О создании «Мессии» сложилось немало легенд. Первая касается сроков. Гендель и вправду написал ораторию менее чем за три недели, и часто можно услышать рассказы о том, как он трудился день и ночь, без сна и отдыха, вдохновленный божественным наитием. Не совсем так. Гендель всегда работал быстро, три недели для него — не рекорд. Оперу «Фарамондо» он написал за девять дней. (Скорость создания новых произведений объясняется еще и тем, что Гендель использовал музыку из предыдущих партитур; он постоянно и не колеблясь заимствовал у самого себя — и даже, по уверениям критиков, у других.)

Согласно второй легенде, некий слуга застал Генделя за работой в слезах. Не утирая заплаканного лица, тот сказал: «Уверен, мне явились Небеса и сам великий Господь». Эта история не имеет никаких фактических доказательств и выглядит крайне нехарактерно для композитора, известного суровым нравом и немногословностью.

Наконец, среди публики бытует традиция вставать с мест во время исполнения «Аллилуйи» — якобы начало этой традиции положил Георг II (сын Георга I): он первым слушал хор «Аллилуйя» стоя. Существует ряд объяснений поведению короля — от глубокомысленных (Георг II таким образом чествовал Христа как Царя царей) до медицинских (у Его величества разыгралась подагра, и он поднялся на ноги, чтобы избавиться от неприятных ощущений) и попросту смешных (король задремал на концерте, и торжественные аккорды разбудили его столь внезапно, что он вскочил). Свидетельств современников на сей счет не обнаружено, однако стоять во время «Аллилуйи» вошло у меломанов в столь же твердую привычку, как у футбольных болельщиков — вскакивать, когда на поле забьют гол. И если вы не хотите, чтобы в концертном зале на вас косо посматривали, лучше встаньте.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий