Не скрывала грехов молодости, чуть не умерла в реанимации: почему актриса Екатерина Васильева в 76 лет ушла в монастырь

Биография

В молодости Екатерина Васильева хотела уйти в монастырь, но не получила дозволения у личного духовника. В своей творческой биографии актриса принадлежала к узкому кругу коллег, которые отказывались от роли, если на это не дано благословение батюшкой. Однако все же бросила карьеру, предпочтя духовные искания материальным благам.

Детство и юность

Екатерина Сергеевна Васильева родилась 15 августа 1945 года в семье московских интеллигентов. Папа Сергей Васильев – известный российский поэт-песенник, входивший в десятку самых издаваемых в СССР. Мама Олимпиада Макаренко – племянница педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко.

image
Екатерина Васильева в молодости (кадр из фильма «На завтрашней улице»)

Собственных детей у основателя колоний для беспризорных не было, и Олимпиада после исчезновения отца, белогвардейского офицера, воспитывалась дядей. Родители Екатерины познакомились в самом конце войны. Кроме Кати, в семье подрастал младший сын Антон, впоследствии ставший публицистом, режиссёром и экологом.

Когда Кате исполнилось 12 лет, папа и мама решили развестись. Отец не слишком помогал семье, и Екатерине пришлось работать, чтобы поддержать маму. Днём девочка разносила почту, а вечером бегала в театральную студию. Времени на уроки катастрофически не хватало, и Катя была не лучшей ученицей. В 1962 году Васильева стала студенткой знаменитого ВГИКа.

Театр

В театральном вузе Екатерина попала в мастерскую Белокурова. Здесь она сразу же заняла место среди самых ярких и талантливых на курсе. Сергей Соловьёв, учившийся вместе с Васильевой, вспоминал её как совершенно неотразимую и раскованную девушку. При этом Катя, мягко говоря, не слыла привлекательной. Но высокую, с ярко-рыжими волосами и сигаретой в зубах, не считавшую зазорным употребить крепкое матерное словцо Васильеву окружало всеобщее внимание. А признанные красавицы крытились где-то вокруг неё.

Сразу же после окончания ВГИКа Васильеву приняли в театр имени Ермоловой. В 1970-м актриса перешла в «Современник». На протяжении 3 лет она сыграла здесь множество ролей, но в 1973 году покинула и этот театр ради службы в знаменитом МХАТе.

Сама Екатерина Васильева позже вспоминала эти годы как лучшие в творческой биографии, ведь на тот момент состав МХАТа был по-настоящему звёздным. Театралы со стажем помнят игру актрисы в спектаклях «Обвал», «Вагончик», «Тамада» и других. Великолепной была в исполнении Екатерины Сергеевны Клитемнестра в спектакле Питера Штайна «Ореста».

image
Екатерина Васильева в роли Хлестовой (кадр из фильма-спектакля «Горе от ума»)

В 1987 году артистка удивила поклонников, покинув театр и кино ради церкви на пике славы. Олег Ефремов, услышав просьбу Екатерины Сергеевны отпустить её, наотрез отказался подписывать заявление об увольнении. Но Васильева ушла, причём перед самым отбытием театра в большой и длительный гастрольный тур по Японии. Коллеги и друзья актрису не поняли, поскольку в то время зарубежные гастроли считались неплохим способом поправить семейный бюджет. Попасть в число гастролёров считалось очень почётным.

С того времени, признается Васильева, она работала за деньги, а не из любви к искусству, не по велению чувств. Театр актриса воспринимала через призму веры, как насмешку над церковью и дьявольское явление. Екатерина никогда не обожествляла режиссеров, как это делали некоторые коллеги, и не принимала мнение, что артист на сцене должен умирать.

Единственный постановщик, который разделял позицию Васильевой – Кшиштоф Занусси. С этим человеком, у которого «был большой зазор между тем, что он делает, и тем, что у него внутри», актриса чувствовала себя легко. Результатом совместного творчества стал спектакль «Игры женщин» с участием Евгении Добровольской и Михаила Ефремова.

Обе артистки дружат, Васильева, по словам Евгении, выступила проводником в вопросах религии и согласилась стать крестной мамой Николая, сына Добровольской и Ефремова.

Фильмы

Кинематографическая биография Екатерины Васильевой началась довольно рано, когда она ещё была студенткой вуза. В 1965 году девушка сыграла в фильме «На завтрашней улице». Периодом, когда артистка обрела популярность, стали 70-80-е годы. Причём одинаково талантливо она представала во всех амплуа – и комедийном, и драматическом. Даже эпизоды с Васильевой становились яркими.

Екатерина Васильева (кадр из фильма «Соломенная шляпка»)

В это двадцатилетие блистательная Екатерина Васильева исполнила запоминающиеся роли в знаменитых картинах «Бумбараш», «Вас вызывает Таймыр» и «Соломенная шляпка». В первом советском фильме-катастрофе «Экипаж» женщина сыграла заботливую и чуткую супругу командира корабля.

Органично Екатерина Сергеевна вписывалась в роли современных героинь. Это ясно из фильмов «Не болит голова у дятла», «Поздние свидания», «Ключ без права передачи», «Чародеи». Но не менее естественно выглядела артистка в образе Эмилии в «Обыкновенном чуде». Кстати, эта работа считается одной из самых лучших в карьере.

Очень удачным критики считают преображение Екатерины Васильевой в трагикомичной картине «Визит дамы» Михаила Козакова. Тут актриса появилась в образе миллионерши, вернувшейся в родной городок, чтобы помочь любимому человеку, который когда-то её предал.

Известие о том, что любимица миллионов покинула кинематограф и удалилась в монастырь, расстроило поклонников Екатерины Васильевой. Стало известно, что в 1993 году она ушла служить казначеем в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Путь священника выбрал и сын Васильевой, окончивший ВГИК.

Екатерина Васильева (кадр из фильма «Приходи на меня посмотреть»)

К счастью и большой радости поклонников таланта актрисы, в 1997-м она вернулась на сцену. Правда, теперь Васильева редко принимала предложения, спрашивая на них благословения у духовного наставника.

Артистка сыграла коварную интриганку и фанатичную мать Екатерину Медичи в сериалах «Графиня де Монсоро» и «Королева Марго». Через год она снялась в картине Валерия Приемыхова «Кто, если не мы». В этот же период Васильева приняла предложение Олега Меньшикова и поучаствовала в его сценическом проекте «Горе от ума».

В 21 веке фильмография кинозвезды пополнилась главной ролью в комедийной мелодраме «Приходи на меня посмотреть» с Олегом Янковским и Ириной Купченко. За образ женщины-инвалида, собравшейся однажды избавить дочь от забот по уходу за ней, Васильева номинирована на «Нику».

В сериале «Под крышами большого города» членами одной семьи стали Екатерина Васильева, Лариса Удовиченко, Олег Басилашвили, Владимир Горянский. В ситкоме «Люба, дети и завод» актриса предстала в образе матери главной героини, в драме «Радости и печали маленького лорда» – бабушки главного героя.

В 2009-м Сергей Соловьев представил на суд зрителей свое прочтение романа «Анна Каренина». Васильевой в фильме отведена роль матери Вронского. Главную роль исполнила Татьяна Друбич.

Екатерина Васильева и Ярослав Бойко (кадр из фильма «Анна Каренина»)

В том же году Тимур Бекмамбетов привлек знаменитую актрису в боевик «Черная молния» о студенте, ставшем обладателем летающего автомобиля. В тандеме с Валерием Золотухиным Екатерина сыграла создателя столь редкого чуда техники. В остросюжетной ленте «Королева бандитов» артистке досталась роль матери хозяина городского рынка, которого уважают и местные власти, и преступные элементы.

Не отказалась Васильева от приглашения в мистическую драму «Рубеж» с Павлом Прилучным и Семеном Трескуновым. Она сыграла блокадницу, чьи воспоминания помогают главному герою в поисках подтверждения родства с погибшими в войну бойцами Красной армии.

В 2018 году Екатерина получила премию за лучшую женскую роль Международного кинофорума «Вместе» в мелодраме «Аниматор». Героиня Васильевой – женщина с тяжелым характером, позабытая звезда, доживающая свой век в хосписе.

Личная жизнь

Личная жизнь Екатерины Васильевой складывалась непросто. Первым мужем стал режиссёр Сергей Соловьёв. Долгое время пара скиталась по съёмным квартирам и, как рассказывал Соловьёв, почти нищенствовала. Брак продлился недолго, но супруги расстались друзьями. Бывшую жену Сергей очень уважал и отзывался только в положительном ключе.

Второй официальный муж Васильевой – драматург и писатель Михаил Рощин. По сути, Екатерина увела его из семьи, причём в первый же день знакомства. Познакомились будущие супруги в ресторане, куда их пригласил Олег Ефремов с женой Аллой Покровской. В этом браке родился единственный сын Екатерины Васильевой – Дима.

Рощин и Васильева также не имели собственного угла и снимали жильё. Но, когда слава и успех этих двух людей стали неоспоримыми, появились и деньги, и квартира, чувства закончились. Супруги расстались по-доброму. У Васильевой сохранились дружеские отношения с бывшими мужьями и мужчинами, занимавшими в жизни заметное место.

Михаил позднее вспоминал, что Екатерина – это гремучая смесь дурного нрава и невероятного таланта. Говоря о первом, драматург имел в виду пристрастие актрисы к алкоголю. Да и сама женщина соглашалась с мнением, что пришла в церковь с покаянием:

«Нам искалечили жизнь, отняв Бога. Если бы я знала, что делаю, никогда не прожила бы свою жизнь так, как прожила. Все, что я делала, было от безбожия, гордыни, тщеславия».

Дмитрий Рощин пробовал продолжить творческую династию, в 1995 году получил во ВГИКе специальность актера и режиссера, но живя рядом с воцерковленным человеком, поменял взгляды и отношение к окружающему миру. В 2001-м молодой человек окончил Московскую духовную семинарию, служил клириком, настоятелем ряда столичных храмов, в том числе священномученика Антипы. Там Екатерина помогала сыну в должности казначея.

В СМИ одно время появилась информация, что у Дмитрия был роман с актрисой Еленой Кориковой. Результатом этих отношений стал сын Арсений. Однако, опять же по информации из новостных пабликов, Екатерина Васильева способствовала расставанию наследника с Кориковой и не признала внука.

Дмитрий женился, причем венчал пару личный духовник Васильевой Владимир Волгин, подарил Екатерине Сергеевне 8 внуков. С 2016 года руководит Управлением по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Как рассказала актриса в беседе с Юлией Меньшовой в программе «Наедине со всеми», к сыну она обращается «отче», как и положено называть облаченных саном. Сама Васильева пришла к Богу случайно, благодаря знакомству с врачом Екатериной Трубецкой, лечившей маленького Диму от простуды. Потомок дворянского рода привела Екатерину в храм, в 33 года артистка приняла крещение.

Такие мирские вещи, как соцсети, в том числе «Инстаграм», Васильевой не интересны. Фото народной артистки России свободно публикуются в Сети.

Екатерина Васильева сейчас

В 2021 году состоялась премьера сериала «Петербургский роман» о женщине, которую накануне юбилея свадьбы бросил муж, а затем возникла угроза остаться и без жилья. Помимо Екатерины Сергеевны, в ленте задействованы Сергей Чонишвили, Александра Флоринская, Анатолий Кот. Это проект и картина «Гудбай, Америка!» Сарика Андреасяна стали последними в творческой биографии актрисы.

В августе артистка окончательно отошла от мирской суеты и приняла постриг. Новость, что звезда фильма «Приходи на меня посмотреть» стала монахиней, появилась после публикации в телеграм-канале Марии Шукшиной.

Фильмография

  • 1974 – «Соломенная шляпка»
  • 1976 – «Ключ без права передачи»
  • 1978 – «Обыкновенное чудо»
  • 1982 – «Чародеи»
  • 1989 – «Визит дамы»
  • 1996 – «Королева Марго»
  • 2000 – «Приходи на меня посмотреть»
  • 2005 – «Банкирши»
  • 2006 – «Важнее. чем любовь»
  • 2007 – «Отец»
  • 2008 – «Мой осеннний блюз»
  • 2009 – «Анна Каренина»
  • 2010 – «Индус»
  • 2012 – «Марафон»
  • 2015 – «Цветок папоротника»
  • 2017 – «Рубеж»
  • 2018 – «Аниматор»
  • 2020 – «Гудбай, Америка!»
  • 2021 – «Петербургский роман»

Биография Екатерины Васильевой

Детство

Актриса – дочка известного поэта Сергея Васильева. И внучатая племянница известного советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко. Актриса театра и кино Екатерина ВасильеваЕкатерина Васильева закончила ВГИК. В театральный она поступила в 1962 году и училась в мастерской В.В, Белокурова. В это же время во ВГИКе учился режиссер Сергей Соловьев. Он вспоминает, что Екатерина была очень высокая, стройная, рыжая с челкой и с сигаретой «Шипка» в зубах. При этом, ей была присуща гениальная, абсолютная свобода. Екатерина Васильева в молодостиПричем, говорит режиссер, свободна она была во всем и проявлять это даже и не требовалось. Актриса просто заходила в комнату или просто сидела так, что становилось ясно, перед публикой совершенно раскрепощенный человек.

Актерская карьера

На кафедре говорили, что девушка способная, но у нее нет никаких внешних данных. Шептались, что она даже страшнее Фаины Раневской. Конечно, красавицей актрису ни у кого язык не поворачивался назвать. Но, говорят сокурсники, она была значительнее и прекраснее, нежели просто красивая или хорошенькая студентка. Но при всей своей неидеальности Екатерина Васильева была неслыханной и ослепительной. Кстати, Сергей Соловьев и стал первым супругом Екатерины Васильевой. О тех временах режиссер вспоминает с придыханием. У них был очень длинный роман. Стоит отметить, что актриса смогла сохранить со своими бывшими мужьями изумительные отношения. Еще студенткой Екатерина Васильева начала сниматься. Первая ее роль была небольшой – в киноповести «На завтрашней улице» в 1965 году. Спустя два года Екатерина получила диплом ВГИКа и пошла работать в театр имени М. Н. Ермоловой. Там она играла до 1970 года. Кстати, после окончания театрального Екатерина Васильева сыграла и свое первые главные роли в кино. Так, ее можно увидеть в «Солдате и царице» и «Адаме и Хеве». И именно в этих ролях стало ясно, что актриса способна играть острые образы в гротесковой интерпретации. Независимая и гордая Екатерина ВасильеваВ 1970 году Екатерина Васильева уже работает в театре «Современник». На его сцену она выходила до 1973 года. В это же время она становится супругой драматурга Михаила Рощина. Первая встреча у будущих супругов произошла необыкновенно. Рощин вместе с другом Олегом Ефремовым и его супругой Аллой Покровской сидели в ресторане в Доме литераторов. Между слов Алла сказала, что идет Катя Васильева. Рощин вскочил из-за стола со словами «Где Катя?». И тут она подошла к столу. Драматург воскликнул: «Неужели это живая Катя Васильева? Наконец-то я тебя вижу». Актриса не растерялась и ответила: «Неужели это живой Миша Рощин? Я про тебя столько слышала и знаю». После этого Михаил и Екатерина поцеловались как давние знакомые. В ресторане они просидели до закрытия, а потом вместе с выпивкой и закуской поехали к Рощину домой. Там он представил актрису своей супруге актрисе Лидии Савченко. Отметили знакомство втроем. Когда Михаил вызвался проводить Екатерину, Лидия быстро все поняла…и предложила вызвать такси. Но Рощин пошел провожать Екатерину Васильеву и в семью больше не вернулся. Влюбленные поехали в ресторан во Внуково. Потом в зале ожидания драматург всю ночь читал актрисе свой рассказ. А на утро в «Современник» Лидия послала Васильевой телеграмму «Поздравляю Днем победы». После этого началась семейная жизнь Васильевой и Рощина. Михаил Рощин вспоминает, что это была пылкая и безумная любовь. По крайней мере, в его жизни. Молодожены скитались по углам, поскольку им негде было жить. Но когда пришла известность, пара начала зарабатывать достаточно. Но гонорары шли не на быт, а на вечеринки. Поэтому после рождения сына Дмитрия в 1973 году пара тихо рассталась. После рождения сына Екатерина Васильева – уже актриса МХАТа. Там она играет Прокурора в постановке Павловой «Вагончик», Маргариту Хевистави в «Обвале» Джавахишвили, Ирину Минелли в спектакле «Тамада» Галина и другие роли. С Андреем Мироновым в Соломенной шляпке

Расцвет карьеры

Талант актрисы в полной мере раскрылся в 70-е годы прошлого века. Кинорежиссеры быстро разглядели дар актрисы и стали наперебой приглашать Васильеву как на комедийные, так и на драматические роли. И то и другое ей удавалось играючи. Екатерина Васильева играла достаточно много ярких и запоминающихся ролей. Даже если это были роли второго плана. К примеру, чего стоят атаманша Тульчинская из «Бумбараша», роль в комедии «Вас вызывает Таймыр», или Анаис из «Соломенной шляпки». Выделяются в копилке Васильевой и образы современных женщин. К примеру, в фильмах «Не болит голова у дятла», «Спасатель», «Поздние свидания», «Ключ без права передачи». Но одной из лучших работ можно по праву назвать Эмилию в сказке «Обыкновенное чудо». Екатерина создала образы властных и независимых женских характеров. Но одновременно ее героини не лишены лиричности нежных чувств. Страдают от своего «положения» и мечтают о любви атаманша из «Бумбараша» и колдунья из «Чародеев». Екатерина Васильева. Временно доступен В 1989 году Екатерина Васильева сыграла главную роль в трагифарсе «Визит дамы» Михаила Козакова. Тем самым она создала образ миллионерши, которая вернулась через десятки лет в родной город, чтобы выкупить любимого, предавшего ее.

Перемены и возвращение

Актриса чем-то сама похожа на своих героинь. Она такая же независимая и гордая. Поэтому неожиданным для всех стало ее решение в 1993 году оставить кино и сцену. В это время Екатерина Васильева уже была разведена. Ходили слухи, что она ушла в Толжский монастырь. Потом появилась информация, что она служит казначеем в Москве в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Сама актриса признается, что решение было не спонтанным. В конце 70-х она познакомилась с потомком рода Муравьевых – Екатериной Трубецкой. И именно она привела актрису в храм в Телеграфном переулке, где собиралась верующая интеллигенция. Кстати, сын Екатерины Васильевой окончил ВГИК и принял решение стать дьяконом. Выучился в семинарии. Впрочем, в 1997 году актриса вернулась в кинематограф. Она сыграла в телесериалах «Графиня де Монсоро» и «Королева Марго». А в следующем году появилась в картине «Кто, если не мы» Валерия Приемыхова. В 2000 году очередной работой стала мелодрама «Приходи на меня посмотреть» Олега Янковского. Актриса стала Софьей Ивановной – парализованной старушкой, которая живет вместе с дочкой, старой девой. Сюжет вполне предсказуемый, но эта рождественская сказка была очень тепло принята зрителями. Тогда же Екатерина Васильева приняла приглашение Олега Меньшикова сыграть роль в фильме «Горе от ума». «В каждом случае есть свое идейное оправдание. Мне Янковский позвонил со словами: «Только сразу не посылай меня…» Он знал, какой я была матершинницей. Согласилась, поскольку мне понравилась идея – фильм о воссоздании семьи, а это одна из самых важных проблем в России. Екатерина Васильева – сильная женщина Я знала, для чего Валера Приемыхов, друг мой покойный, делал фильм «Кто, если не мы» – это плач, картина о России, о наших детях. Меньшикову я была необходима не как актриса, лицедейка. Нужна была фигура с определенным общественным шлейфом», – рассказывает о своем возвращении Екатерина Васильева. Кстати, сама Екатерина Сергеевна считает себя в первую очередь мамой священника, а потом уже актрисой. В кино же она снимается исключительно редко и продолжает работать в святом месте. В конце августа 2021 года Екатерина Васильева приняла постриг и стала монахиней в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре.

Лучшие фильмы

Екатерина Васильева

Екатерина Васильева. Биография: «Современник» и МХАТ имени Горького, «Обыкновенное чудо», «Чародеи» и другие фильмы, брак с Сергеем Соловьевым, уход в монастырь и непризнанный внук.

Краткая справка

Екатерина Васильева* (Ekaterina Vasileva). Дата рождения – 15 августа 1945 года. Место рождения – Москва, СССР.

Ранние годы

Будущая актриса появилась на свет в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Макаренко, приемной дочери знаменитого советского педагога Антона Макаренко (изначально она была племянницей, дочерью брата Виталия, белогвардейского офицера).

У Екатерины есть старшая сестра Галина – она также стала актрисой и снялась в трех фильмах на стыке 50-х и 60-х, а также младший брат – Антон, выбравший карьеру режиссера.

Когда Кате исполнилось 12 лет, родители развелись. Девочку воспитывала мама, и Катя устроилась работать, чтобы в семье были деньги. Днем девочка подрабатывала почтальоном, а вечером ходила в театральную студию.

В самой школе девочка училась так себе, но это не помешало ей в 1962 году поступить во ВГИК, где она училась у Владимира Белокурова. Среди ее сокурсников были режиссер Сергей Соловьев и сценарист Эдуард Володарский.

Карьера в театре

Окончив ВГИК, девушка вошла в труппу Московского драматического театра имени Марии Ермоловой. В нем она прослужила до 1970 года и отметилась в постановках «Стеклянный зверинец» (по пьесе Теннесси Уильямса) и «Месяц в деревне» (по Александру Вампилову).

МДТ имени Ермоловой актриса сменила на театр «Современник». В нем она также проработала три года, засветившись в спектаклях «Валентин и Валентина» (по пьесе Михаила Рощина) и «Как брат брату» (по Дэвиду Рейбу).

Самая крупная часть театральной карьеры артистки оказалась связана с МХАТ имени Горького. Ее дебют в театре пришелся на постановку «Эшелон» (по пьесе Михаила Рощина).

Всего в этом театре она сыграла более, чем в 10 спектаклях. Среди них – чеховские «Иванов» и «Чайка», «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому и «Господа Головлевы» по Михаилу Салтыкову-Щедрину.

Из МХАТа она ушла в 1987 году, ее последним спектаклем стала «Перламутровая Зинаида» (снова по Михаилу Рощину). Худрук театра Олег Ефремов обиделся на артистку за уход и не общался с ней после этого три года.

Только в 1991 году актриса вернулась на родную сцену, поучаствовав в двух постановках – «Игры женщин» (по пьесам Кшиштофа Занусси и Эдварда Жебровского) и «Из жизни дождевых червей» (по произведению Пера Улова Энквиста).

Однако в 90-е и позже артистка выступала преимущественно в других театрах – на Таганке, в ЦАТРА, Мастерской Петра Фоменко и проч. Среди спектаклей с ее участием – «Электра», «Орестея», «Горе от ума», «Не отрекаются любя», «Я была счастлива», «Олимпия», а последней постановкой с ее участием стала «Старая Дева» в театре «Дом».

За «Орестею», которую ставил немец Петер Штайн, Васильеву удостоили премии «Хрустальная Турандот» за роль Клитемнестры.

Начало карьеры в кино

Дебют актрисы в кино пришелся на производственную драму Федора Филиппова «На завтрашней улице», вышедшей в 1965 году. В тот же год на экраны вышла, как пишет и Википедия, и другая лента с ее участием – «Звонят, откройте дверь» Александра Митты.

Во второй половине 60-х Васильева также отметилась в таких лентах, как «Журналист», «Война под крышами», «Адам и Хева» и «Житие и вознесение Юрася Братчика», где она сыграла монахиню (забавная параллель с последующей судьбой). Однако первую славу ей принесла роль пани Эльжбеты в «Кабачке «13 стульев».

От «Бумбараша» до «Экипажа»

70-е были более богатыми на известные картины. Тут и комедия «Вас вызывает Таймыр», и детектив «Возвращение «Святого Луки», и музыкальная комедия «Бумбараш», и экранизация Максима Горького «Егор Булычов и другие».

Однако прорывным стал 1974 год, когда на экраны вышли сразу три картины с участием Екатерины. Динара Асанова сняла ее в подростковой драме «Не болит голова у дятла» в роли учительницы Татьяны Петровны, Леонид Квинихидзе позвал артистку составить компанию Андрею Миронову, Зиновию Гердту и Людмиле Гурченко в «Соломенной шляпке», а Григорий Кроманов задействовал ее в экранизации романа Юлиана Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата» о ранних годах деятельности Исаева-Штирлица.

Сыграла в 70-х Васильева и в еще одном фильме о похождениях Исаева-Штирлица – ленте Анатолия Бобровского «Жизнь и смерть Фердинанда Люса». Отметилась она и в ленте на подростковую тему – в «Ключе без права передачи» у все той же Динары Асановой.

Ударной выдалась и концовка 70-х. на счету артистки – роли Эмилии в «Обыкновенном чуде» у Марка Захарова, разводящейся матери в мелодраме Павла Арсенова «С любимыми не расставайтесь» и жены капитана воздушного судна в «Экипаже» Александра Митты.

80-е и 90-е

В 80-е артистка оказалась задействована в ряде детских фильмов. Среди них – «Проданный смех» (по сказке Джеймса Крюса о Тиме Талере), экранизация повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и «Рыжий, честный, влюбленный» (по сказке шведского писателя Яна Экхольма).

В числе других ее работ в этом десятилетии – новогодняя комедия Константина Бромберга «Чародеи» (это была уже третье ее пересечение на съемках с Александром Абдуловым), криминальная драма «Преферанс по пятницам», комедия «Мой нежно любимый детектив», в которой Шерлок Холмс стал женщиной, и социальная драма «Пацаны» – еще одно сотрудничество с Динарой Асановой.

Особняком стоит лента «Визит дамы», которую Михаил Козаков снял по пьесе Фридриха Дюрренматта. Васильевой в картине досталась главная роль Клары Цаханассьян. Сама актриса особо ценит эту роль. «Не любила и не люблю кино… Лишь «Визит дамы» Михаила Козакова готова принять», – признавалась она позже в интервью.

В 90-е актриса ударилась в православие и согласовывала роли с духовником. Но все равно снималась довольно часто. Среди заметных работ – два фильма Валерия Приемыхова («Мигранты» и «Кто, если не мы») и два сериала («Королева Марго» и «Графиня де Монсоро»). В последних она сыграла королеву Екатерину Медичи.

Нулевые и десятые

Нулевые начались для артистки с роли Софьи Ивановны в мелодраме Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». За нее она получила премию кинофестиваля «Созвездие».

Актриса активно снималась в сериалах, которые начали массово выходить на российском ТВ. «Участок», «Важнее, чем любовь», «Громовы. Дом надежды», «Трое с площади Карронад», «Однажды будет любовь», «Скелет в шкафу» и «Кромовъ» – вот неполный список подобных проектов с участием Екатерины. За драму «Кромовъ» ее даже удостоили звания «Лучшей актрисы года» на кинофестивале «Русское зарубежье».

Васильева снималась порой и в обычном кино. В «Анне Карениной» она сыграла мать Вронского, а в супергеройском боевике «Черная молния» – супругу изобретателя.

Среди работ Васильевой в 2010-х – экранизация пьесы Чехова «Иванов» от Вадима Дубровицкого, киноальманах «Мамы», сериал «У каждого своя война» по сценарию Эдуарда Володарского, байопик «Анна Герман. Тайна белого ангела», фантастический боевик «Рубеж».

Последняя картина с участием артистки вышла уже в 2020 году. Это комедийная мелодрама Сарика Андреасяна «Гудбай, Америка».

Личная жизнь Екатерины Васильевой

В биографии Екатерины Васильевой были два брака. Первым супругом актрисы стал ее однокурсник Сергей Соловьев. Он увлекся Екатериной еще в вузе, но боялся наладить с ней отношения. Помог случай: свататься к Васильевой пришел Володарский, но был отвергнут. Тогда Эдуард поинтересовался в шутку, пойдет ли она замуж за Соловьева. Та согласилась, после чего все завертелось.

С Соловьевым Васильева прожила семь лет. Злые языки поговаривали, что она изменяла мужу (писатель Александр Александров даже назвал одного из ухажеров актрисы – им, по его словам, был сценарист и актер Геннадий Шпаликов).

Отношения с Соловьевым завершились, когда Екатерина влюбилась знаменитого советского драматурга Михаила Рощина. Тот ответил взаимностью, хотя и был женат на Лидии Савченко.

В браке с Рощиным у артистки родился сын Дмитрий. Сын Екатерины Васильевой пошел по стопам матери и окончил ВГИК, но потом ушел в религию и стал настоятелем храма Святителя Николая на Трех Горах.

Однако несмотря на общего ребенка брак долго не продержался. Мужу надоела вечная занятость жены в кинематографе, позже Рощин заявил, что супруга часто прикладывалась к бутылке (по его словам, этим она пошла в отца, который тоже сильно пил). Екатерине было чем ответить: она однажды застала мужа в постели с домработницей, на которой Рощин впоследствии даже женился.

Постриг Екатерины Васильевой

В августе 2021-го СМИ облетели новости, что Екатерина Васильева приняла постриг. Произошло это в ставропигиальном женском монастыре Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь, расположенном в Новой Москве. Приняв монашеский постриг, актриса получила монашеское имя Василиса.

Постриг стал для Екатерины Васильевой логичным завершением последних 28 лет, актриса еще в начале 90-х ударилась в религию (крестилась она еще в конце 80-х). В 1993-м Екатерина ушла в Толгский монастырь, Васильева пробыла в нем некоторое время послушницей, после чего оказалась в одном из московских храмов.

На три года актриса выпала из кино, но в 1996-м вернулась. Однако теперь режиссерам, предлагавшим роли Екатерине Васильевой в своих фильмах, стоило учитывать в раскладах и духовника Владимира Волгина. Он мог дать благословление на съемки, а мог и не дать.

Сама актриса позже признавалась, что если бы уверовала в Бога раньше, многое в жизни сложилось иначе. По ее словам, не было бы абортов, пристрастия к алкоголю и расставания с мужем. Она подчеркнула, что окончательно ушла в религию после того, как чуть не умерла (артистку дважды оперировали). «Меня буквально вымолили с того света», – говорила она.

Непризнанный внук

Сын Васильевой Дмитрий сейчас женат на дочери скульптора Вячеслава Клыкова Любови. У него семь детей от супруги, однако есть и один внебрачный сын Арсений.

Еще в 1993-м, когда Дмитрий учился во ВГИКе, у него случился роман с однокурсницей Еленой Кориковой. Елена забеременела, однако крест на свадьбе поставила звездная мать. Она убедила Дмитрия, что Корикова, которая родом из Тобольска, – провинциалка, мечтающая выскочить замуж и отсудить часть жилья в Москве.

Дмитрий расстался с Кориковой. Та растила сына Арсения поначалу одна, потом ей в этом помогал оператор и клипмейкер Максим Осадчий. Он даже был готов дать мальчику свою фамилию, но актриса не согласилась.

С Арсением не общаются ни его отец Дмитрий, ныне священник, ни бабушка Екатерина Сергеевна. Сама Корикова уже в 2010-х могла потребовать тест на отцовство и выплат алиментов, но к этому не прибегла.

*Не стоит путать Екатерину с тезкой и однофамилицей, родившейся в 1961 году в семье актрисы Жанны Прохоренко и режиссера Евгения Васильева

15 августа исполнилось 76 лет знаменитой атаманше из «Бумбараша» Екатерине Васильевой. На ее счету более сотни разноплановых ролей: от разбитной командирши до величественной Екатерины Медичи. Она — виртуоз перевоплощений. С такой же виртуозной легкостью меняла актриса и свою жизнь: оставляла мужей, квартиры, нажитое, вновь выходила замуж, пыталась найти успокоение в алкоголе, но в итоге обрела его в вере.

14 августа 2021

Екатерина Васильева

Особенная

Васильева всегда была особенной, яркой, абсолютно уверенной в себе, с внутренним стержнем и высоким уровнем свободы. Девчонки-однокурсницы завидовали, мальчишки — робели и мечтали получить благосклонность от «королевишны». Она же делал вид, что не понимает своей власти над людьми.

Хотя, казалось бы, на чем зиждется эта тотальная уверенность в себе? Красивой Васильеву назвать было нельзя. Но она входила в аудиторию, и взгляды тут же приковывались к «этой рыжей». Преподаватели в вузе ухмылялись: «Девица способная, но с такой внешностью?!». Но Кате было плевать на чужое мнение. Уже в 20 лет она сыграет главную роль в киноленте «На завтрашней улице», да так талантливо, что молодую студентку засыплют предложениями о новых ролях.

Так же играючи Васильева вышла замуж за Сергей Соловьева. На самом деле, за актрисой в это время активно ухаживал драматург Эдуард Володарский, а когда Васильева не согласилась выйти за него замуж, тот вдруг предложил: если уж она не желает стать его супругой, то пусть будет женой Соловьева. Будущий режиссер не поверил своему счастью, терялся, робел, дрожал от неуверенности и восхищения в присутствии невесты.

«Она сидела на подоконнике, свесив ноги во двор, рыжая, длинная, необыкновенно красивая… И сейчас бы, думаю, меня такое сразило, а тогда показалось: с моим домом, да и со всей моей жизнью стряслось нечто невероятное», — вспоминал то время режиссер.

Но легким и счастливым этот брак не стал. Васильева блистала на экранах, слава, как советское шампанское, кружила голову, и поговаривали, что она не особо хранила верность мужу. Писатель Александр Александров в красках описывал в своей книге интрижку поэта Геннадия Шпаликова с актрисой.

«Запили мы как-то с Катькой и переспали по пьяни, — делился Шпаликов с писателем. — Я же не знал, что произойдет дальше. А она взяла меня за жабры и повезла к Сереже каяться. «Мы, — говорит мужу, — согрешили!». Соловьев стал кататься по полу и кричать: «Катя, что ты наделала?»

Влюбленный по уши в супругу Соловьев был готов закрыть глаза на измены, только бы сохранить семью. Но Екатерине этот первый, немного сумбурный брак как будто жал в плечах. И вскоре она встретила нового мужчину — драматурга Михаила Рощина, это было попадание с первого раза, пуля в сердце. Теперь она влюбилась как девчонка. Этот страстный роман «пылал пожарами» несколько лет — и в конце концов оба оставили семьи, чтобы создать свою.

Екатерина Васильева

Сейчас бы Васильеву назвали femme fatale, она всегда восхищала мужчин какой-то несоветской смелостью. Рушить тяжело созданное, проворачивать жизнь как барабан, сжечь мосты, чтобы уйти к другому, передумать сниматься из-за того, что роль ей стала «тесной» — про такие «выверты» в то время рассказывали разве что в разрезе Бриджит Бардо или Софи Лорен, но советские актрисы не могли себе позволить подобное. А Васильева могла!

Дурной нрав и беспробудное пьянство

Тем временем карьера Васильевой уверенно шла в гору, живи и радуйся! — но сама актриса считала свои успехи недостаточными:

«Не любила и не люблю кино. Наверное, и оно было послано мне для смирения. Лишь ”Визит дамы” Михаила Козакова готова принять. Собственные актерские удачи связываю только с театром».

Васильева пропадала часами на съемках, не обращая внимания на претензии мужа, требовавшего больше времени уделять семье. Единственное, что ее беспокоило, как себя чувствует ее сын Митя, рожденный в 1973 году. Ради мальчика звезда была готова свернуть горы и в очередной раз круто изменить свою жизнь. И изменила: осознав, что любовь ушла и в браке с Рощиным она будет несчастлива, Васильева подала на развод. Любовь прожила пять лет и выдохлась. 

У драматурга же была более щекотливая версия — брак распался из-за дурного нрава артистки, ее несносного характера, эгоизма и вечного недовольства бытом.

А еще из-за пристрастия супруги к бутылке. Рощин уверял, что супруга беспробудно пила. И, судя по всему, в словах мужчины была доля истины, «спасибо» дурной генетике.

«Отец Кати был известный пьяница. Катя знает, что это — наследственная болезнь. В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало», — не раз резко высказывался драматург.

После развода Митя какое-то время жил с отцом, и это не давало покоя Васильевой. Однажды, когда сыну исполнилось 8 лет, мальчик оказался на одной съемочной площадке вместе с матерью — вопрос дальнейшего проживания был решен раз и навсегда.

Сначала они играли вместе в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», потом в «Визите дамы». Кстати, последний фильм станет одним из лучших в фильмографии актрисы.

Разрушенное счастье сына и брошенный внук

Такова судьба, Васильева не только не смогла найти свое личное счастье, но и разрушила счастье сына. Дмитрий Рощин, как и ожидалось, пошел по стопам матери и во ВГИКе познакомился с актрисой и своей большой любовью Еленой Кориковой. Долгое время он не решался представить избранницу звездной родительнице, опасаясь ее буйного нрава. Но когда девушка сообщила о своей беременности, отбросил все сомнения.

Реакция Васильевой была подобна буре в пустыне. Она не оставила молодым ни единого шанса, обозвав невесту «охотницей за московской пропиской и благополучием». Брака не случилось.

Своего сына Арсения Корикова воспитала сама, не требуя ни у знаменитой бабушки, ни у экс-возлюбленного никакой помощи. Но, видимо, это событие тяжелым грузом легко на душу Васильевой.

Треть века замаливать грехи

В 1987 году в пух и прах разругавшись с Олегом Ефремовым Васильева покинул МХАТ, а потом бросила и кино, изредка соглашаясь только на роли, который одобряет ее духовник. Актриса нашла спасение в вере, в 1993 году ушла в монастырь, а потом продолжила служение церкви. Вот уже почти тридцать лет она замаливает свои грехи.

Екатерина Васильева

Сын Дмитрий и здесь пошел по стопам матери. После окончания ВГИК он поступил в духовную семинарию, трудился дворником в церкви и просил Бога направить его на путь истинный.

И господь услышал. Сегодня протоирей Дмитрий и матушка Любовь (жена Дмитрия Рощина) служат в церкви, воспитывают восьмерых детей и с радостью принимают дома Екатерину Васильеву — уже не бунтарку-бабушку, а смиренную послушницу.

Сама актриса жалеет только об одном — что не пришла к Богу раньше.

«Сколько бы детей нарожала, вместо абортов, от мужа не ушла, не предавала, не изменяла, водку не пила, матом не крыла. В молодости трудно избежать соблазнов, а мудрого человека, который остановил бы, предостерег, рядом не оказалось. За то, что до сих пор жива, молю Всевышнего. Редко рассказываю, но я ведь тяжело болела, группу инвалидности имела. Чуть не умерла, дважды оперировали, потом долго лежала в реанимации госпиталя Бурденко. Меня буквально вымолили с того света. Единственное спасение — в вере», — подытожила она.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий