Основоположник русской оперы Михаил Иванович Глинка. Краткая биография. Интересные факты из жизни

image 1 Июня 1804 – 15 Февраля 1857 гг. (52 года) 4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 2875.

Михаил Иванович Глинка (1804–1857 гг.) – великий русский композитор. Автор таких известных произведений, как опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многие другие. Широко известен своими романсами.

Ранние годы

Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.

Важным фактом в краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Окончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

Расцвет творчества

В 1822–1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.

После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницетти Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.

Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.

Смерть и наследие

Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.

Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.

Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.

Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2 image

Интересные факты

  • Родиной великого русского композитора является небольшое село Новоспасское в Смоленской губернии. Большое семейство Глинки проживало там с того самого времени, как их прадед – польский дворянин принял присягу на верность русскому царю и продолжил служить в армии России.

Все интересные факты из жизни Глинки

Тест по биографии

Краткая биография Глинки запомнится лучше, если пройдете этот тест:

  1. /14 Вопрос 1 из 14

    Укажите годы жизни Михаила Ивановича Глинки.

    Начать тест

Биография

Михаил Глинка – русский композитор, основоположник русской национальной оперы, автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». 

Глинка Михаил Иванович родился в родовом имении своей семьи в Смоленской области 20 мая (1 июня) 1804 года. Его отец был потомком обрусевшего польского шляхтича. Родители будущего композитора приходились друг другу дальними родственниками. Мать Михаила Евгения Андреевна Глинка-Земелька была троюродной сестрой его отца – Ивана Николаевича Глинки.

Михаил Глинка в последние годы

После смерти бабушки воспитанием Михаила занялась его мать. Она устроила сына в петербургский пансион, в котором учились только избранные дворянские дети. Там Михаил познакомился со Львом Пушкиным и его старшим братом. Александр Сергеевич навещал родственника и знал его близких друзей, одним из которых был Михаил Глинка.

Михаил Глинка в молодости

Начало карьеры

Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи Александра Пушкина. Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учебы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.

Михаил Иванович с детства отличался слабым здоровьем. В 1923 году он отправился на Кавказ, чтобы пройти лечение минеральными водами. Там он любовался пейзажами, изучал местные легенды и народное творчество, занимался здоровьем. После возвращения с Кавказа Михаил Иванович почти год не покидал свое родовое имение, создавая музыкальные композиции.

Михаил Глинка на Кавказе

В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить Петербургскую сырость на более теплый климат. Композитор отправился на лечение в Европу. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор познакомился с Доницетти и Беллини, изучал оперу и бельканто. Через четыре года своего пребывания в Италии Глинка уехал в Германию. Там он брал уроки у Зигфрида Дена. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.

Расцвет карьеры

Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но ее влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.

В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет.

Михаил Глинка

Неудовлетворенность жизнью подтолкнула Михаила Ивановича предпринять новое долгосрочное путешествие в Европу. Композитор посетил несколько городов Испании и Франции. Постепенно он вернул себе творческое вдохновение. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии». Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе. Композитор снова отправился в Россию.

Некоторое время Глинка провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве. Там музыкант прожил два года. Этот период жизни композитора ознаменован созданием симфонической фантазии «Камаринская».

Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи Михаила Лермонтова. Через год композитор отправился в Берлин.

Личная жизнь

Биография Глинки – это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.

Михаил Глинка с женой
Знаменитая Анна Керн
Михаил Глинка и Екатерина Керн

Глинка и Пушкин

Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками. Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.

Картина “Пушкин и Жуковский у Глинки”. Художник Виктор Артамонов

Смерть

В Германии Глинка занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Не прожив в Берлине и года, композитор скончался. Смерть настигла его в феврале 1857 года.

Памятник на могиле Михаила Глинки

Перезахоронили Глинку в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Аутентичная надгробная плита с первой могилы композитора до сих пор находится в Берлине на территории русского православного кладбища. В 1947 году там также был установлен памятник Глинке.

Интересные факты

  • Глинка стал автором романса «Я помню чудное мгновенье», который был написан на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Поэт посвятил строки своей музе Анне Керн, а Михаил Иванович посвятил музыку ее дочери Екатерине.
  • После того как композитор получил известие о смерти матери в 1851 году, у него отнялась правая рука. Мать была для музыканта самым близким человеком.
  • У Глинки могли быть дети. Возлюбленная музыканта в 1842 году была беременна. Композитор в этот период был официально женат и не смог получить развод. Музыкант дал Екатерине Керн большую сумму денег на избавление от чада. Женщина почти на год уехала в Полтавскую область. По одной из версий, ребенок все-таки родился, так как Екатерина Керн отсутствовала слишком длительный период времени. За это время чувства музыканта угасли, он оставил пассию. Глинка к концу своей жизни очень жалел, что попросил Екатерину избавиться от ребенка.
  • Музыкант много лет добивался развода со своей женой Марией Ивановой, намереваясь сочетаться браком со своей возлюбленной Екатериной Керн, но, получив свободу, решил отказаться от женитьбы. Он оставил свою пассию, побоявшись новых обязательств. Екатерина Керн почти 10 лет ждала, что композитор вернется к ней.

войти в систему Добро пожаловать! Войдите в свою учётную запись Forgot your password? Get help Политика конфиденциальности и использования файлов Cookie восстановление пароля Восстановите свой пароль Пароль будет выслан Вам по электронной почте.

Русский композитор. По выражению В. В. Стасова, «Пушкин и Глинка создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».

Нравится 2 Не нравится

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ

Как вам персона?

Нравится 2 Не нравится

Детство и юность музыканта

20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии родился будущий композитор. Родители дали ему имя Михаил. Отец мальчика, отставной офицер Иван Глинка, за службу в рядах Русской императорской армии получил крупное имение.

Воспитанием Михаила Ивановича, в детстве отличавшегося слабым здоровьем, занималась бабушка. Она души не чаяла в мальчике, а потому выполняла все его прихоти и прощала любые шалости. Михаил Иванович в своих «Записках» говорил, что «не выходил из шубки».

В 6 лет Миша потерял бабушку, и тогда воспитанием ребёка занялись его родители. Они пригласили учителей, которые привили Глинке интерес и любовь к познанию.

Смоленская губерния. Господский дом в Новоспасском, где родился и работал Глинка. Рис. 1842 г. (wikipedia.org)

Когда в 1812 году началась Отечественная война, семья Глинки уехала в Орёл, подальше от мест боевых действий. Вернувшись в село Новоспасское через год, Иван Николаевич обнаружил, что от его роскошного имения остались лишь руины. Решено было строить новый дом. В одной из комнат поставили фортепиано. Однажды, когда в доме проходил концерт, на котором присутствовали друзья семьи, Михаил Глинка так вдохновился музыкой, что решился когда-нибудь стать композитором. Тот вечер навсегда изменил судьбу юноши.

Вскоре он поделился мечтой с матерью. Евгения Андреевна обратилась к одному из своих родственников, обладавших личным оркестром, чтобы её сына научили играть на музыкальном инструменте. Так в жизнь Михаила Ивановича пришли фортепиано и скрипка.

Через несколько лет отец отправил Глинку в Санкт-Петербург, где тот поступил в пансион при Педагогическом институте. Изучая иностранные языки и различные науки, параллельно Михаил Иванович практиковался в игре на рояле. Также он брал уроки у разных мастеров, а свободное от учёбы время проводил на концертах.

Благодаря своему гувернёру Вильгельму Кюхельбекеру Глинка познакомился с Александром Пушкиным.

Памятник Глинке в Петербурге. Источник: wikipedia.org

После окончания института Глинка отправился на Кавказ, чтобы поправить здоровье. Однако долго там Михаил Иванович не пробыл: воды Пятигорска не помогли, и он уехал в родную Смоленскую губернию.

В 1824 году Глинка вернулся в Петербург, где из финансовых соображений поступил на службу в Главное управление путей сообщения. При этом каждый день Михаил Иванович музицировал. В этот непростой период жизни Глинка впервые создал законченное произведение — романс на стихи Евгения Баратынского «Не искушай меня без нужды».

После восстания декабристов Глинка оказался под подозрением, так как в тот день был на Сенатской площади, но покинул её до начала основных событий. После допроса, не выявшего вины композитора, его отпустили. Глинка же отправился к родным в Смоленскую губернию. Там он написал несколько романсов и музыку для хора.

«Жизнь за царя»

В конце 1820-х годов Глинка познакомился с Василием Жуковским. Это важное для Михаила Ивановича событие произошло вскоре после завершения романсов на стихи одного из крупнейших поэтов того времени. Также композитор познакомился с историком Николаем Павлищевым. С его помощью Михаил Иванович сблизилсяс с музыкальными кругами, и несколько его романсов попали в сборник под названием «Лирический альбом».

Весной 1830 года Глинка уехал из России в Италию. Там композитор поправлял здоровье. Итальянская природа, о которой композитор неоднократно высказывается в своих «Записках», вдохновила его на создание романса «Венецианская ночь».

В 1834 году, получив известие о смерти отца, Глинка вернулся на родину. Он вновь поселился в Петербурге у своего друга Алексея Стунеева. Там же Михаил Иванович встретил и свою будущую жену Марью Петровну Иванова.

Уже в это время зрел замысел оперы. В основу сюжета должна была лечь легенда об Иване Сусанине. Жуковский поддержал композитора и взялся за либретто, завершить текст помогал литератор Егор Розен.

На написание национальной оперы ушёл примерно год. Премьера «Жизни за царя» состоялась в декабре 1836 года. Монументальное музыкальное полотно было посвящено Николаю I, присутствовавшему на первом исполнении. В письме к матери Глинка так говорил о реакции монарха: «Государь-император изволил меня позвать в свою ложу, взял меня за руки, благодарил меня и долго беседовал со мною…».

После постановки «Жизни за царя» Глинка решил написать оперу «Руслан и Людмила». Однако от этой идеи пришлось на время отказаться — Пушкин, который должен был создать либретто, погиб на дуэли с Дантесом. Глинка начал работать в Придворной певческой капелле. Он делился с музыкантами своим опытом и занимался подбором новых кадров, писал романсы.

К задумке композитор вернулся через несколько лет, когда переживал, с одной стороны, разрыв отношений с женой, с другой, — бурный роман с Екатериной Керн.

Екатерина Керн. (wikipedia.org)

В ноябре 1842 года состоялась премьера «Руслана и Людмилы». Зрители встретили её холодно. По выражению Глинки, они «аплодировали очень недружно», критики нападали на декорации, а император вовсе не досмотрел постановку, уехав ближе к концу.

Неудачи на родине компенсировал успех в Европе, в частности, концерт в Париже. Несколько лет Михаил Иванович прожил в Испании. Вернушись в Петребург в 1847 году, он стал преподавателем музыки. Последнее десятилетие жизни Глинка провёл в Берлине. Там он и скончался в начале 1857 года. Прах композитора покоится на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Глинка вошёл в историю как основоположник русской национальной оперы. Он оказал огромное влияние на творчество таких отечественных композиторов, как Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков и Модест Мусоргский. А его «Патриотическая песня», созданная в 1833 году, была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год.

Mikhail Glinka

Дата рождения 01.06.1804 Дата смерти 15.02.1857 Профессия композитор Страна Россияimage

Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу. М. Глинка

Глинка… в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни. В. Стасов

В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.

Что же формировало личность композитора? Об этом Глинка пишет в своих «Записках» — замечательном образце мемуарной литературы. Главными впечатлениями детства он называет русские песни (они были «первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку»), а также крепостной оркестр дяди, который он «любил более всего». Мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Юный Глинка неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях, отличался живостью ума и богатой фантазией. Два великих исторических события явились для будущего композитора важнейшими фактами его биографии: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г. Они определили основную идею творчества («Отчизне посвятим души прекрасные порывы»), а также политические убеждения. По словам друга юности Н. Маркевича, «Михаило Глинка… не сочувствовал никаким Бурбонам».

Благотворное влияние на Глинку оказало пребывание в Петербургском Благородном пансионе (1817-22), славившемся прогрессивно мыслящими преподавателями. Его воспитателем в пансионе был В. Кюхельбекер, будущий декабрист. Юность протекала в атмосфере пылких политических и литературных споров с друзьями, причем кое-кто из близких Глинке людей после разгрома восстания декабристов оказался среди сосланных в Сибирь. Недаром Глинка был подвержен допросу относительно связей с «бунтовщиками».

В идейно-художественном формировании будущего композитора немалую роль сыграла русская литература с ее интересом к истории, творчеству, жизни народа; непосредственное общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем. Разнообразными были и музыкальные впечатления. Глинка брал уроки фортепианной игры (у Дж. Филда, а затем у Ш. Майера), учился пению, игре на скрипке. Часто бывал в театрах, посещал музыкальные вечера, музицировал в 4 руки с братьями Виельгорскими, А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы. В 1825 г. появился один из шедевров русской вокальной лирики — романс «Не искушай» на стихи Е. Баратынского.

Немало ярких художественных импульсов дали Глинке путешествия: поездка на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34). Общительный, пылкий, увлекающийся юноша, доброту и прямодушие сочетавший с поэтической чувствительностью, он легко обзаводился друзьями. В Италии Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном, позже среди его друзей появятся Г. Берлиоз, Дж. Мейербер, С. Монюшко. Жадно впитывая разнообразные впечатления, Глинка серьезно и пытливо учился, завершив музыкальное образование в Берлине у известного теоретика З. Дена.

Именно здесь, вдали от родины, Глинка в полной мере осознал свое истинное предназначение. «Мысль о национальной музыке… более и более прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу». Этот замысел осуществился по возвращении в Петербург: в 1836 г. была завершена опера «Иван Сусанин». Ее сюжет, подсказанный Жуковским, давал возможность воплотить чрезвычайно увлекавшую Глинку идею подвига во имя спасения родины. Это было новым: во всей европейской и русской музыке не появлялось героя-патриота, подобного Сусанину, образ которого обобщает лучшие типические черты национального характера.

Героическая идея воплощается Глинкой в формах, характерных для национального искусства, на основе богатейших традиций русской песенности, русского профессионального хорового искусства, которые органично соединились с закономерностями европейской оперной музыки, с принципами симфонического развития.

Премьера оперы 27 ноября 1836 г. была воспринята передовыми деятелями русской культуры как событие большого значения. «С оперой Глинки является… новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки», — писал Одоевский. Высоко оценили оперу русские, позже зарубежные, писатели и критики. Пушкин, присутствовавший на премьере, написал четверостишие:

image

Успех окрылил композитора. Сразу же после премьеры «Сусанина» началась работа над оперой «Руслан и Людмила» (на сюжет поэмы Пушкина). Однако всевозможные обстоятельства: неудачная женитьба, завершившаяся разводом; высочайшая милость — служба в Придворной певческой капелле, отнимавшая много сил; трагическая гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной работы над произведением, — все это не благоприятствовало творческому процессу. Мешала бытовая неустроенность. Некоторое время Глинка жил у драматурга Н. Кукольника в шумном и веселом окружении кукольниковской «братии» — художников, поэтов, изрядно отвлекавших от творчества. Несмотря на это, работа продвигалась, а параллельно появлялись и другие произведения — романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (на ст. Кукольника), первый вариант «Вальса-фантазии», музыка к драме Кукольника «Князь Холмский».

К этому же времени относится деятельность Глинки в качестве певца и вокального педагога. Он пишет «Этюды для голоса», «Упражнения для усовершенствования голоса», «Школу пения». Среди его учеников С. Гулак-Артемовский, Д. Леонова и др.

Премьера «Руслана и Людмилы» 27 ноября 1842 г. принесла Глинке немало тяжелых переживаний. Враждебно встретила оперу аристократическая публика во главе с императорской фамилией. Да и среди сторонников Глинки мнения резко разделились. Причины сложного отношения к опере заключаются в глубоко новаторской сущности произведения, с которое начался неведомый ранее Европе сказочно-эпический оперный театр, где в причудливом переплетении предстали разнообразные музыкально-образные сферы — эпическая, лирическая, восточная, фантастическая. Глинка «на былинный лад распел пушкинскую поэму» (Б. Асафьев), причем неторопливое развертывание событий, основанное на смене красочных картин, было подсказано пушкинскими словами: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Как развитие самых сокровенных идей Пушкина предстали в опере и другие ее черты. Солнечная музыка, воспевающая любовь к жизни, веру в торжество добра над злом, перекликается со знаменитым «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», а яркий национальный стиль оперы как бы вырастает из строк пролога; «Там русский дух, там Русью пахнет». Несколько последующих лет Глинка провел за границей в Париже (1844-45) и в Испании (1845-47), специально изучив перед поездкой испанский язык. В Париже с большим успехом прошел концерт из произведений Глинки, по поводу которого он писал: «…Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России». Испанские впечатления вдохновили Глинку на создание двух симфонических пьес: «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1848-51). Одновременно с ними в 1848 г. появилась знаменитая «Камаринская» — фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений, равно «докладных знатокам и простой публике», ведет свое начало русская симфоническая музыка.

Последнее десятилетие жизни Глинка жил попеременно в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск) и за рубежом (Варшава), Париж, Берлин). Атмосфера все сгущавшегося глухого недоброжелательства угнетающе действовала на него. Лишь небольшой круг истинных и горячих почитателей поддерживал его в эти годы. Среди них А. Даргомыжский, дружба с которым началась еще в период постановки оперы «Иван Сусанин»; В. Стасов, А. Серов, молодой М. Балакирев. Творческая активность у Глинки заметно снижается, однако новые веяния в русском искусстве, связанные с расцветом «натуральной школы», не прошли мимо его внимания к определили направление дальнейших художественных поисков. Он начинает работу над программной симфонией «Тарас Бульба» и оперой-драмой «Двумужница» (по А. Шаховскому, незаконч.). Одновременно возник интерес к полифоническому искусству эпохи Возрождения, мысль о возможности связать «Фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака». Это вновь привело Глинку в 1856 г. в Берлин к З. Дену. Начался новый этап творческой биографии, которому не суждено было завершиться… Глинка не успел осуществить многое из того, что было задумано. Однако его идеи получили развитие в творчестве русских композиторов последующих поколений, начертавших на своем художественном знамени имя основоположника русской музыки.

О. Аверьянова

реклама

вам может быть интересно

Муцио Клементи Композиторы Владимир Овчинников Пианисты

Произведения

Вальс-фантазия (Глинка) 10.08.2011 в 16:04 Жизнь за царя (Глинка) 12.01.2011 в 18:57 Испанские увертюры (Глинка) 10.08.2011 в 16:15 Камаринская (Глинка) 10.08.2011 в 16:45 Марш Черномора (Глинка) 10.08.2011 в 15:59 Прощание с Петербургом (Глинка) 12.01.2011 в 13:06 Руслан и Людмила (Глинка) 12.01.2011 в 14:57

Публикации

Новый триумф «Жизни за царя» Глинки в Москве 09.09.2018 в 15:37 «Иван Сусанин» 1939 года: Большой театр и идеология (operanews.ru) 28.11.2016 в 17:14 Эдуард Направник в Императорской Русской опере 23.11.2016 в 21:26 Наш Молодёжный Глинка — на пути к фарфору 22.10.2015 в 14:13 Семён Скигин с Глинкой, Чайковским, тенорами и баритоном 25.06.2014 в 21:32 Даргомыжскому — 200 14.02.2013 в 20:27 Премьера оперы «Жизнь за царя» 06.12.2012 в 14:41 Премьера «Жизни за царя» Глинки в Челябинске (operanews.ru) 25.11.2012 в 15:16 «Жизнь за царя» в Монпелье (operanews.ru) 12.08.2012 в 19:10 Владимир Юровский оправдывается! (operanews.ru) 08.04.2012 в 13:21 Неизвестная партитура Глинки 01.06.2004 в 20:14 200 лет со дня рождения Михаила Глинки 01.06.2004 в 20:05 Берлинские следы Глинки 12.04.2003 в 12:33

Главы из книг

Беседа четвертая. Зарождение и развитие русской оперы (XVIII — XIX века) (classic-music.ru) Глинка (classic-music.ru) История русской оперы (classic-music.ru) Piccola Scala. «Каменный гость» (classic-music.ru) Михаил Иванович Глинка (classic-music.ru) Народное хоровое искусство (classic-music.ru) Город и деревня: народная песня и романс (classic-music.ru) Инструментальная культура крепостных оркестров (classic-music.ru) Истоки русской музыкальной сцены (classic-music.ru) Детство и юность Глинки (classic-music.ru) Музыкант-любитель (classic-music.ru) Отец русской музыки (classic-music.ru)

Записи

Глинка Михаил. Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Записи в mp3 (classic-music.ru)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий