Питирим Сорокин биография кратко и интересные факты

Этого человека можно без преувеличения назвать выдающимся, а его биографию – удивительной. Питирим Сорокин родился и вырос в России на рубеже 19 и 20 веков, в самый непростой период её истории. Он стал свидетелем Октябрьской революции, последовавшей за ней гражданской войны и политических репрессий, сам подвергся преследованию большевиков и под угрозой смертной казни вынужден был бежать из страны в Европу, откуда позже перебрался в США.

Питирим Сорокин отличался удивительной эрудированностью, но наибольший интерес для него представляли такие науки как социология и культурология. Его книги и статьи переведены на десятки языков, а его социологические теории и концепции по-прежнему сохраняют свою актуальность. Сегодня мы поговорим о том, что представлял собой этот человек, какими идеями обогатил современную науку, а после рассмотрим его краткую биографию.

Кто такой Питирим Сорокин?

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся российский и американский учёный, научные теории и концепции которого играют важную роль в современной социологии. В частности, он является одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Помимо научной деятельности, Сорокин практически всю жизнь проработал преподавателем, в частности, читал лекции в Гарварде. Самым известным студентом, посещавшим его занятия, был 35-й президент США Джон Кеннеди (впоследствии они продолжали общаться в переписке).

Взгляды и идеи Питирима Сорокина сильно опередили своё время, поэтому его научные труды не были по достоинству оценены его современниками не только в России (как царской, так и советской), но и в США. Но сегодня очевидно, что он был одним из самых выдающихся социологов в мире. Возможно, это объясняется его врожденным талантом, а может, секрет в том, что его непростая судьба позволила ему внимательно рассмотреть самые разрушительные и непредсказуемые социальные явления «из первого ряда».

Основные научные идеи Сорокина

Все свои наиболее значимые работы Питирим Сорокин написал в эмиграции. Но его идеи были весьма необычными для своего времени, поэтому многие из них остались непонятыми даже в Европе и США. В современной же социологии некоторые из них играют фундаментальную роль. Рассмотрим самые важные теории и концепции Сорокина.

Теория социальной стратификации

Питирим Сорокин описал одну из важнейших иерархических систем, существующих в обществе – социально-стратификационную структуру. Согласно его теории социальной стратификации, любое достаточно большое общество представляет собой совокупность устойчивых социальных слоёв (страт). Представители разных слоёв отличаются по социальному положению, уровню доходов, образованию, престижности профессии и прочим признакам.

Социальная стратификация подразумевает не просто различия между разными слоями, а определённое неравенство. То есть, люди делятся на богатых и бедных, привилегированных и непривилегированных. Сорокин выделил 4 основных признака, по которым обычно происходит естественное деление на социальные страты в любом обществе:

  • уровень дохода;
  • образование;
  • престиж (например, дворянское происхождение);
  • наличие власти.

Не следует путать социальную стратификацию с социальной структурой. Социальная структура определяет распределение труда и обязанностей, а социальная стратификация – распределение результатов этого труда, материальных и прочих благ.

Социальная мобильность

Согласно описанной выше теории социальной стратификации, социальные слои являются достаточно устойчивыми. И всё же отдельные индивиды (или группы индивидов) имеют возможность перемещаться между этими слоями, а также между социальными группами. Для этого явления Питирим Сорокин ввёл термин «социальная мобильность«.

Также он выделил несколько характерных признаков, позволяющих классифицировать различные виды социальной мобильности и характеризовать отдельные из них. В частности, по направлению перемещения можно выделить 2 типа социальной мобильности:

  1. Горизонтальная. Это смена отдельным индивидом (или группой индивидов) социальной группы, к которой он принадлежит, без перемещения в более высокий или низкой слой в стратификационной иерархии.
  2. Вертикальная. Данный вид социальной мобильности подразумевает перемещение индивида или группы индивидов в более высокий или низкий социальный слой. Соответственно, может быт два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

Ещё одним важным признаком социальной мобильности является скорость – по данному признаку стратификационные перемещения можно разделить на быстрые и медленные.

Кроме того, социальная мобильность может быть индивидуальной или групповой. В первом случае подразумевается, что отдельный индивид, прикладывая определённые усилия, перемещается в более высокий социальный слой либо, наоборот, по каким-то причинам опускается в более низкий (например, потеряв работу). Во втором случае речь идёт, соответственно, о группе лиц, совместно меняющих свой социальный слой или социальную группу (как по собственной воле, так и из-за внешних причин).

Интегральная социология

В начале XX века в социологии существовали разные социологические теории, во многом противоречившие друг другу. Сорокин поставил перед собой задачу разрешить эти противоречия и разработал для этого теорию, которая сегодня известна как «Интегральная социология Питирима Сорокина». В рамках данной теории действует 4 относительно самостоятельных направления:

  1. Социальная аналитика (теоретическое изучение структуры общества).
  2. Социальная механика (изучение процессов взаимодействия в обществе).
  3. Социальная генетика (изучение закономерностей появления и развития различных общественных явлений).
  4. Социальная политика (практическое управление социальными явлениями для достижения поставленных целей).

Одним из важнейших понятий в интегральной социологии Питирима Сорокина является взаимодействие индивидов. Он выделил три признака, позволяющих классифицировать эти взаимодействия:

  1. Шаблонность (шаблонные и нешаблонные). Очевидно, что речь идёт о том, можно ли сопоставить определённое взаимодействие с неким типичным шаблоном.
  2. Направленность (односторонние и двусторонние). Некоторые виды взаимодействия не требуют ответной реакции, поэтому являются односторонними. Двусторонние подразумевают, что оба индивида производят некие активные действия.
  3. Антагонизм (антагонистические и неантагонистические). В любом обществе существуют противоречия и конфликты интересов. Соответственно, если интересы взаимодействующих индивидов конфликтуют, это антагонистическое взаимодействие, а если интересы совпадают – неантагонистическое.

В рамках интегральной социологии Сорокина общество рассматривается как сложное социокультурное понятие, включающее и процессы взаимодействия между индивидами, и результаты этого взаимодействия. При этом учёный считает, что любое общество непрерывно развивается, а основной целью этого развития является социальное равенство.

Развитие общества происходит через два механизма:

  1. Социальная эволюция. Данный процесс, как и биологическая эволюция, подразумевает постепенное развитие, при котором закрепляются полезные и желательные явления, а вредные и нежелательные – исчезают.
  2. Социальная революция. Это быстрый процесс, приводящий к радикальным переменам в обществе. Социальная революция может носить как насильственный, так и ненасильственный характер (например, сексуальная революция во второй половине XX века).

В качестве основных причин социальной революции Питирим Сорокин называет такие факторы как:

  • неэффективность действующего социального строя;
  • подавление важных потребностей большинства населения;
  • слабость сил, удерживающих действующий порядок.

Революционная ситуация возникает, когда базовые потребности значительной части населения не находят удовлетворения, и при этом очевидно, что эволюционный путь развития остановился или пошёл в неправильном направлении. Революция подразумевает разрушение действующего социального строя и строительство нового. В качестве противодействия революции может начаться контрреволюция, представляющая консервативные интересы сторонников действующего социального строя.

Теория цивилизационных ступеней

В рамках своей типологии культур Питирим Сорокин рассматривает цивилизацию как историческую общность людей, объединённую неким общим мировоззрением. Для отдельно взятой цивилизации характерны собственные идеалы, ценности и методы познания. С точки зрения Сорокина, существует три типа цивилизаций:

  1. Чувственный тип. В таком обществе преобладает чувственное восприятие, а окружающую действительность принято оценивать с позиций гедонизма (стремление жить полной жизнью, получая максимум удовольствия).
  2. Идеациональный. В таком обществе преобладают духовные ценности, а все его члены должны поклоняться и подчиняться некой высшей сущности (богу) или идее (коммунизму).
  3. Идеалистический. Это усреднённый тип, объединяющий особенности чувственного и идеационального типов. Чувства в нём уравновешиваются интеллектом, а вера – наукой. Этот тип Сорокин рассматривал как идеал, к которому стремится любое общество.

Сорокин считал, что текущая цивилизация является чувственной и при этом лишена абсолютных идеалов, в связи с чем неизбежно придёт к своему «закату». По его мнению, вся мировая культура находится в глубоком кризисе, однако по этому поводу не следует беспокоиться, поскольку это необходимый этап на пути становления новой цивилизации, которая наконец-то объединит всё человечество.

Краткая биография

image

Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (по новому стилю – 4 февраля) 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии. Его отец был ювелиром и реставратором икон (в те годы это было фактически одной профессией), а мать – крестьянкой. У Питирима было два брата: старший и младший. Но после смерти матери её сестра забрала младшего, а Питирим остался с отцом и старшим братом.

Вместе они странствовали по сёлам, в которых отец занимался церковно-реставрационными работами, обучая детей этому ремеслу. Вскоре отец пристрастился к алкоголю и начал регулярно избивать сыновей, вследствие чего те прекратили общение с ним, но продолжили заниматься его делом – выполняли заказы на обрамление икон, украшение и роспись церквей.

В 1900 году отец умер, и Питирим остался круглым сиротой в 11-летнем возрасте. Несмотря на сложности, он уделял значительное внимание образованию. Он с лёгкостью сдал вступительные экзамены в церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием. Благодаря личным рекомендациям директора он смог продолжить образование в церковно-учительской семинарии.

В 1909 году Сорокин поступает в Санкт-Петербургский Психоневрологический институт, однако после года обучения решает сменить направление и переводится на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Уже на третьем курсе (в 1913 году) он издаёт книгу «Преступление и кара, подвиг и награда», ставшую впоследствии одной из его наиболее значимых работ.

Тогда же, на третьем курсе юридического факультета, Питирим увлёкся революционными идеями (хотя в партию социалистов-революционеров он вступил задолго до этого). И тогда же он столкнулся с первыми неприятностями из-за своих политических убеждений, просидев несколько недель в тюрьме. В феврале 1917 года, после Февральской революции, социология получила статус научной дисциплины, и Питирим Сорокин стал первым российским учёным, заведующим межфакультетской кафедрой социологии.

После Октябрьской революции он продолжал симпатизировать эсерам. В какой-то момент под страхом смертной казни он вынужден был отказаться от политической деятельности, благодаря чему ему ещё несколько лет позволяли преподавать в Петроградском университете. Однако в 1922 году ситуация накалилась, и Питирим вынужден был покинуть Россию под страхом смертной казни. Сначала он перебрался в Прагу, а в 1923 году переехал в США по приглашению Иллинойсского и Висконсинского университетов. Через некоторое время ему предложили постоянную должность профессора в Миннесотском университете.

На этом жизненные испытания Питирима Сорокина закончились. Остаток своей жизни он благополучно прожил в США, где и умер в 1968 году в 79-летнем возрасте. Всё это время он занимался преподавательской и научной деятельностью, а также был весьма продуктивным автором (написал более 30 книг). Интересно, что при жизни он не снискал особой славы как автор, но сегодня любой уважающий себя социолог знаком с творчеством Сорокина и теориями, которыми он обогатил социологию, культурологию и другие науки.

Владимир Дергачев imagehttps://histrf.ru/uploads/media/default/0001/54/2b10fadcf778769a333780677d51f182b0350858.jpeg «Любовь, которая переживает смерть любимого человека и сохраняется до ухода из жизни второго супруга, – сейчас редкость. Во многих современных мудрствованиях это рассматривается как нечто примитивное, устаревшее и бессмысленное. И всё же любовь до гроба была и остается самым замечательным, святым и красивым идеалом человеческой жизни – идеалом бессмертным и возвышенным». Питирим Сорокин «Дальняя дорога» В петербургской квартире профессора Жакова ежемесячно проводились литературные вечера, собиравшие либеральных писателей, поэтов, студентов и политических деятелей. Частым гостем  был Питирим Сорокин, который здесь впервые встретился и познакомился в 1912 году со своей будущей женой, миловидной, интеллигентной брюнеткой, дочерью потомственного дворянина и земского врача из Таврической губернии Еленой Баратынской. Она окончила Севастопольскую женскую гимназию с золотой медалью, поступила в том году на Высшие женские (Бестужевские) курсы в Санкт-Петербурге, получила в 1917 году магистерский диплом ботаника-цитолога. Гости пили чай с бутербродами, слушали музыку или литературные произведения, спорили на самые разные темы. В статье «Моя жизнь с Питиримом Сорокиным», его супруга,  Елена Петровна, вспоминает, как во время одного из таких вечеров внезапно нагрянула полиция. В квартире провели обыск и составили список всех присутствующих. Жандармский офицер, проверив удостоверение её личности, задал вопрос: «Как получилось, что такая красивая молодая женщина оказалась в компании лиц, занимающихся подрывной деятельностью?» На это Елена в резкой форме ответила, что  она предпочитает общество именно этих людей. Жандармы в тот раз ни кого не арестовали, и после окончания вечера Питирим проводил девушку домой. 26 мая 1917 года Питирим Александрович и Елена Петровна поженились. Свадьбу, которую Сорокин назвал «революционным бракосочетанием», сыграли в перерыве между митингами и другими революционными мероприятиями. Короткая церемония венчания в церкви, полчаса на свадебный обед с друзьями — жених-эсер торопился на встречу с товарищем по партии, военным и морским министром Временного правительства Александром Керенским. Через неделю после венчания супруга отправилась в летнюю ботаническую экспедицию, а Питирим окончательно  погрузился в революционный вихрь, был занят работой в газете и Исполкоме Советов крестьянских депутатов. Елена и Питирим Сорокины проживут вместе более полувека, переживут голод и холод в родной России и будут насильственно отправлены в эмиграцию вместе с другими учеными, не разделявшими взгляды большевиков. По приезду в Америку Елена как специалист по ботанике  получила разрешение проводить опыты в цитологической лаборатории Колумбийского университета, а так же решила продолжить обучение в аспирантуре,  начатое еще в России. В 1925 году Елена Петровна защитила в Университете Миннесоты докторскую диссертацию и на должности профессора  преподавала в ряде американских вузов. Университет не мог предложить ей место преподавателя или исследователя, так как запрещалось работа  в одном вузе мужа и жены. Поэтому супруга заняла место профессора ботаники в Хэмлинском университете  Сент-Пола. *** Друг Питирима Сорокина Николай Кондратьев с супругой прибыли в США в научную командировку в 1924 году, вернулись в Россию в 1925-м. После 1917 года Кондратьев несколько раз подвергался краткосрочным арестам, однако после «занятия высокого кресла» (по выражению Питирима Сорокина)  с 1922 года он в тюрьме не сидел. Кондратьева арестовали в 1930 году, и более на свободу он уже не вышел. В 1924 году для изучения организации сельскохозяйственного производства совершает научную поездку в США, Великобританию, Канаду, Германию в сопровождении жены (до рождения их дочери оставался год). Последний раз друзья встретились в университете штата Миннесота в начале 1925 года и гостил с супругой у Сорокиных около десяти дней. «Мы с удовольствием рассказывали друг другу, что происходило с нами за то время, пока мы не виделись, обменивались соображениями по основным интересующим нас обоих проблемам, в частности о России и большевистской революции». Во время встречи Питирим Сорокин предлагал другу остаться в Америке, но Кондратьев отказался. «Этот визит оказался последним. Несколько лет спустя Кондратьев был обвинен Сталиным в подстрекательстве и проведении антикоммунистической аграрной политики. Его включили в список фракционеров, якобы выступавших против Сталина, и вычистили вместе с ними после известных фальсифицированных процессов 1931-1932 годов». О месте ссылки и смерти друга Сорокин не узнал до конца своей жизни. Николай Кондратьев с женой Евгенией Давыдовной и супруги Питирим и Елена Сорокины. США, 1925 год. Фотография из семейного архива Е.Н. Кондратьевой. https://ru.openlist.wiki/index.php?curid=3264204 В 1930 году Питирим Александрович приглашен на должность профессоре Гарвардского университета и супруги переезжают в Кембридж. В 1931 и 1933 годах у них родились сыновья. Они окончили университет в Гарварде, где защитили докторские  диссертации: Пётр — по прикладной физике, Сергей — по биологии. После рождения Петра семья переехала из Кембридже в маленький “спальный” городок Винчестер, где они приобрели виллу. Город-пригород Винчестер (20,8 тыс. жители) расположен в восьми милях к северу от Бостона. Коттедж был построен для себя архитектором, чей отец был лесопромышленником. Усадьба с садом прилегала к большому заповеднику с лесами и озерами, где часами можно гулять в стороне от городского шума. Дом Сорокиных в Винчестере, улица Клифф стрит, дом 8 (штат Массачусетс, США), Современный вид. Вилла двухэтажная, на первом этаже холл-прихожая, большая гостиная, столовая и кухня, на втором – две спальни, кабинет и библиотека. http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/139/139333eccb21cccd87e53d078ff19ecd.jpg Как вспоминал Питирим Сорокин, рождение сыновей стало радостным событием для ощущения полноты жизни. При рождении крестными отцами и матерями  мальчиков стали друзья, профессора Сергей Кусевицкий и Михаил Ростовцев с супругами. Воспитание и образование детей принесли новые заботы и волнения, особенно доставалось супруге, она вынуждена была на время прекратить научную работу, сделав это с радостью, без сожалений и сомнений. Формирование личностей сыновей в физическом, умственном, нравственном и творческом отношении представлялось родителям главной задачей.  Они давали им свободу в проявлении своих творческих возможностей, в то же время без колебаний отчитывали их за любые проступки, которые они, как все дети, иногда совершали. В комфортной  семейной атмосфере они росли подобно цветам, естественно, без особых кризисов и потрясений. Как большинство родителей, супруги гордились сыновьями. Как с гордостью вспоминал Питирим Александрович, что когда кто-нибудь просил к телефону доктора Сорокина, приходилось переспрашивать, которого из четырех. Некоторые приятели говорили, что семья Сорокиных – университет в миниатюре, со своим математиком-физиком, биологом-ботаником, медицинским биологом и социологом-психологом-философом. Когда сыновья выросли и разъехались из дома, супруга вернулась к занятиям наукой. «Вот так, помимо прочих подарков судьбы, я получил Божьей милостью еще и двух сыновей». Супруги Сорокины дружили со многими гарвардскими учеными, в том числе с экономистом и политологом Йозефом Шумпетером, экономистом, лауреатом Нобелевской премии  Василием Леонтьевым, востоковедом Сергеем Елисеевым, социологом и политологом Самюэлом Хантингтоном и другими. В 1968 году Питирим Сорокин умер в своем доме в Винчестере, где и похоронен на местном кладбище. Елена Петровна (1894—1975) переживет  мужа на семь лет. Источники: Питирим Сорокин Дальняя дорога. Автобиография. Предисловие и примечания социолога  А.В. Липского.  — М.: Московский рабочий; ТЕРРА, 1992. https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/234529-3-pitirim-sorokin-dalnyaya-doroga-avtobiografiya.html#book Долгий путь вместе. Питирим Сорокин и Елена Баратынская http://izbrannoe.com/news/lyudi/dolgiy-put-vmeste-pitirim-sorokin-i-elena-baratynskaya/Питирим Сорокин. Американец с Русского Севера, крупнейший социолог двадцатого столетия Питирим Сорокин. Малая Родина. Русский Север, «собор живой природы» и «Богом данной красоты» Питирим Сорокин. Семинария. Смена мировоззренческих установок и первый опыт революционной деятельности Питирим Сорокин. Университеты. «Госпожа Удача продолжила улыбаться мне» Питирим Сорокин. Ломоносов двадцатого столетия, чудом не сгоревший в пламени революции и изгнанный из Отечества Питирим Сорокин. Вынужденная эмиграция к вершинам мирового научного Олимпа. Гарвардский университет. Кузница миллиардеров и Нобелевских лауреатов Питирим Сорокин. «Властолюбие — самый опасный порок». Пророк не в нашем Отечестве Питирим Сорокин. Ближний семейный круг любви и альтруизма: университет в миниатюреЕсли Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни» Добавиться в друзья Главная / Статьи /Вы здесь Сухарников Евгений • 1/23/2018

23 января (ст. ст.) 1889 года родился Питирим Александрович Сорокин, великий мыслитель XX века, русско-американский социолог и культуролог, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Путь в науку

Питирим родился в семье церковного реставратора, мастера золотых и серебряных дел. После смерти матери в 1894 году, Питирим с братом остались при отце, вместе они странствовали по селениям в поисках работы. После окончания второклассной церковно-приходской школы с отличием в 1904 году, Питирим по рекомендациям поступил в церковно-учительскую духовную семинарию в деревне Хреново Костромской губернии. В 1906 году он уже член партии эсеров. За революционную деятельность в том же году он получил трехмесячный тюремный срок. Вскоре Сорокин переехал в Петербург, затем участвовал в этнографических экспедициях, вернулся, с 1910 по 1914 год обучался в Петербургском университете на юридическом факультете, впоследствии сам преподавал.

Революция

Февральские события 1917 года в России привели Сорокина на пост редактора эсеровской газеты «Дело народа». Он участвовал в работе I Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, был избран членом ЦИК, женился. Октябрьскую революцию Питирим Александрович встретил предосудительно. От партии эсеров он вошел в состав депутатов Учредительного собрания – последней надежды революционных сил на демократический путь развития страны. Сорокин боролся против большевиков, но разочаровался в деятельности эсеров и написал Ленину покаянное письмо, что спасло ученого от расстрела. Впрочем, серьезному социологу, оппонирующему Ленину, уже было невозможно оставаться в России. В 1922 году Питирим Сорокин на «Философском пароходе» был выслан из Страны Советов. Вместе с семьей он обосновался в США, где в 1931 году стал основателем социологического факультета Гарвардского университета и руководил им до 1942 года. До 1959 года он занимал должность профессора этого университета, а в 1965 году стал президентом Американской социологической ассоциации.

Наследие

За годы жизни Сорокин создал русскую школу социологии уголовного права и криминологии, оказал колоссальное влияние на американскую школу социологии и на развитие данной науки в целом. Он предложил определять преступность деяния по переживаниям субъекта деяния. Сорокин уделял огромное внимание соотношению морали и права, понятию национальности и вопросам социальной организации. В годы Великой Отечественной войны Сорокин создал благотворительный фонд помощи Советскому Союзу, а одной из центральных идей великого гуманиста (то, что должно спасти человечество) стала «альтруистическая любовь и поведение». Скончался Питирим Александрович 10 февраля 1968 года.

История музыки Новейшая история Политическая история Сфрагистика

Рекомендуем

Книги

Все

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

Все

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст…

Спецпроект: Женщины-герои

Проект посвящен женщинам, чьи поступки могут служить примером всем нам.

Толкование

Питирим Сорокин
image Питирим Сорокин в 1917 году

Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (23 января 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния — 11 января 1968, Уинчестер, Массачусетс, США) — русско-американский социолог и культуролог. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Биография

Детство и отрочество

Питирим Сорокин родился 23 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда, Вологодской губернии (ныне Республика Коми) в доме учителя Турьинского земского училища А. И. Панова, где семья будущего учёного остановилась зимой. Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, уроженец Великого Устюга, прошёл обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянского крестьянского рода, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году.

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.

Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.

Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то, работая в селе Палевицы, он окончил школу грамоты. А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в своё время помогал ему освоиться в Коми-крае. Он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в сёлах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их лёгкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Победоносно пройдя все испытания, он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковнославянский язык, закон Божий, церковное пение, чистописание, русский язык, природоведение, арифметика. 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.

Благодаря отличным рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, занявшего после смерти Покровского пост директора школы, Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской духовной семинарии села Хреново Костромской губернии.

Революционная юность

В 1906 году Питирим вступает в партию социалистов-революционеров (эсеров) и активно включается в процесс распространения революционных идей. В декабре этого же года он был арестован полицией, осуждён и заключён в тюрьму города Кинешма. Тюремный режим был довольно либеральным. Политические заключённые могли свободно общаться, было разрешено чтение книг. Сорокин знакомится с работами Михайловского, Лаврова, Маркса, Энгельса, Бакунина, Кропоткина, Толстого, Плеханова, Чернова, Ленина, Дарвина, Спенсера. Тюремный опыт подсказал будущему учёному и выбор темы первой научной монографии. Через три с половиной месяца Сорокин был выпущен под гласный надзор полиции.

Заключение не избавило Питирима Сорокина от революционных идей, и он сбежал из-под полицейского надзора в Иваново-Вознесенск, где продолжил пропагандистскую деятельность под псевдонимом «Товарищ Иван». Однако тяжёлая жизнь «бродячего миссионера революции», постоянная угроза ареста, ухудшившееся здоровье потребовали взять передышку и отправиться к родственникам в деревню Римью.

Переезд в Петербург

Осенью 1907 года отсутствие каких-либо перспектив на хорошую работу или учёбу в родных местах подталкивают Питирима на переезд в Санкт-Петербург. В Петербурге старый приятель Фёдор Коковкин помогает Питириму найти место репетитора с проживанием в семье. Решив неотложные проблемы, буквально в тот же день, Питирим приступает к достижению своей основной цели — поступлению в университет. Следует отметить, что с этим были определённые трудности. Было необходимо сдать экзамен на аттестат зрелости за восемь классов гимназии, включающий некоторые дополнительные знания, требуемые от экстернов, не имеющих классического образования. Такой экзамен Питирим не мог выдержать, так как не знал латинского или древнегреческого языка, французского или немецкого языка, а также математики. Для восполнения пробелов в образовании и сдачи экзамена было необходимо поступить в вечернюю школу, но это требовало значительной оплаты. В сложившейся ситуации Питирим решает попробовать поступить на известные Черняевские курсы. Для поступления на курсы Питирим решил воспользоваться протекцией профессора Каллистрата Жакова, своего земляка. В своём автобиографическом романе «Долгий путь» он передаёт рассказ жены Жакова, Глафиры Николаевны, об этом событии: “Открываю я дверь и вижу: стоит парень в косоворотке, с небольшой котомкой в руках. На мой вопрос, кого ему угодно видеть, он ответил, что он приехал от коми народа и хотел бы видеть Коми профессора. Когда я спросила, где он оставил багаж, юноша показал на котомку и сказал: «Всё здесь». На вопрос, есть ли у него деньги на жизнь, он жизнерадостно ответил: «Да, у меня ещё осталось пятьдесят копеек, уже есть где жить, и двухразовое питание ежедневно. О деньгах я не беспокоюсь. Если будет нужно, заработаю». За свою смелость молодой человек был вознаграждён. Каллистрат Фалалеевич действительно помог ему поступить на курсы, а также пригласил его бывать своём доме. На Черняевских курсах преподавал блестящий состав педагогов. Среди профессоров, читавших лекции — Кареев, Бауман, Введенский, Венгеров, Мальчевский, Жаков, Золотарев, Ксенофонтов, Ковалевский, Линген, Смирнов, Сербинов, Флейшер. Такая среда способствовала интеллектуальному и культурному развитию Питирима. Он не только посещал занятия, но и читал классические труды, посещал музеи, спектакли, концерты симфонической музыки, участвовал в работе различных кружков и обществ, вёл просветительскую работу среди рабочих петербургских заводов. Продолжается и дружба с профессором Жаковым. В 1908 году они вместе участвуют в экспедиции по изучению Печорского края.

Университетские годы

После трёх семестров учёбы, в феврале 1909 года Питирим уезжает к родственникам в Великий Устюг, где уже самостоятельно готовится к сдаче выпускного экзамена за гимназический курс. В мае 1909 года он успешно сдаёт этот экзамен и после летнего отдыха, в сентябре возвращается в Петербург, чтобы продолжить образование. В Петербурге Сорокину удалось преодолеть последнее препятствие на пути в высшую школу — в канцелярии губернатора он получает «свидетельство о благонадёжности». Поступать Питирим решил в Психоневрологический институт, открытый в 1908 году по инициативе В. М. Бехтерева. В институте читались лекции по широкому спектру дисциплин: анатомии, физиологии, химии, физике, биологии, психологии, философии, логике, социологии, литературе, искусству, математике, праву. В выборе Питирима сыграли роль не только его более гибкая по сравнению с университетом система обучения, но и то, что в Психоневрологическом институте была открыта первая кафедра социологии, основателями которой были два всемирно известных социолога начала XX века — М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти. Впрочем, не обошлось и без сложностей. Обучение в институте было платным, и было необходимо внести 150 рублей за год учёбы. Питирим сумел найти только 30 рублей, а остальные 45 рублей за первое полугодие учёбы обещал внести в сентябре под поручительство профессора Жакова. В 1910 году перешёл на юридический факультет Петербургского университета. Окончил в 1914 году, оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. С 1916 года — приват-доцент.

Годы революции

После Февральской революции принимает активное участие в политической деятельности. Один из редакторов центральной газеты партии эсеров «Дело народа». Участник Всеросийского съезда Советов крестьянских депутатов. Осудил Октябрьскую революцию, активно выступал против большевиков. Избран депутатом Учредительного собрания от Вологодской губернии по списку партии эсеров.

26 мая 1917 года П. А. Сорокин женился на Елене Петровне Баратынской (1894—1975), с которой познакомился ещё в 1912 году на литературных вечерах в доме К. Ф. Жакова. Е. П. Баратынская, дочь поместного дворянина Таврической губернии, окончила Бестужевские курсы, по образованию ботаник-цитолог.

Эмиграция

По постановлению коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 г выслан за границу. Первоначально выехал в Берлин. Затем проживал в Чехословакии, редактировал журнал «Крестьянская Россия». В октябре 1923 г выехал в США, читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 г принял американское гражданство. В 1931 г основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 г. В 1931—1959 гг. профессор Гарвардского университета. С 1960 г президент Американской социологической ассоциации.

Взгляды и научные достижения

Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры.

Ключевые понятия и термины

  • Идеациональная культура — культурная система, для которой в качестве приоритетной реальности выступает сверхъестественное. Фактически является синонимом религиозной культуры, развившейся до масштабов социально-культурной суперсистемы.

Библиография

Основные издания трудов П. Сорокина

  1. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1914.
  2. Сорокин П. Система социологии. Т.1-2. Пг., 1920.
  3. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Главный труд Сорокина в четырех томах в 1937—1941 гг. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологи.
  4. Сорокин П. А. Социология революции. — М.: Территория будущего : РОССПЭН, 2005.
  5. Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. — Москва: Academia : LVS, 2005.
  6. Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства.-СПб.:Изд-во С.-Петерб.ун-та,2009.

Литература о П. Сорокине

  • Ленин В. И. Ценные признания П. Сорокина // Ленин В. И. Полн.собр.соч. — Т.37. — С.188-197.

Полезное

Смотреть что такое “Питирим Сорокин” в других словарях:

  • Питирим Александрович Сорокин — Питирим Сорокин в 1917 году Питирим Александрович Сорокин (23 января 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния  11 января 1968, Уинчестер, Массачусетс, США)  русско американский социолог и культуролог. Один из родоначальников теорий… …   Википедия

  • СОРОКИН —         Питирим Александрович (1889 1968) социолог и культуролог. С детства работал маляром, декоратором и золотых дел мастером, занимаясь поновлением церквей в селах и городах вологод. севера. Окончив школу, учительскую семинарию и сдав… …   Энциклопедия культурологии

  • Сорокин, Питирим Александрович — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • СОРОКИН Питирим Александрович — (23.01 (4.02). 1889, с. Турья Яренского у. Вологодской губ. (ныне Жешарт, Республика Коми) 10.02.1968, г. Уинчестер, США)    рус. амер. социолог и культуролог. За революционную деятельность (был связан с эсерами) в 1906 г. исключен из церковно… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ — (21.01.1889, Жешарт, ныне Коми АССР, 10.02.1968, Уинчестер, США) американский социолог русского происхождения. После эмиграции в 1922 г. занял видное положение в западной социологии. Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию… …   Энциклопедия социологии

  • СОРОКИН —         (Sorokin) Питирим Александрович (21.1. 1889, Жешарт, ныне Коми АССР, 10.2.1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско амер. социолог. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской революции 1917 секретарь А. Ф. Керенского и гл.… …   Философская энциклопедия

  • СОРОКИН Питирим Александрович — (1889 1968) социолог. Родился в России. Лидер правых эсеров; с 1920 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сорокин, Питирим — Александрович (1889 1968) политолог, социолог. Родился в России. Лидер правых эсеров; с 1920 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую… …   Политология. Словарь.

  • Сорокин, Питирим Александрович — СОРОКИН Питирим Александрович (1889 1968), социолог. Лидер правых эсеров. В 1922 выслан из России, жил в США. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Сорокин Питирим Александрович — Сорокин (Sorokin) Питирим Александрович (21.1.1889, Турья, СССР, ‒ 10.2.1968, Уинчестер, штат Массачусетс, США), русско американский социолог. Окончил Петербургский университет. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской революции 1917… …   Большая советская энциклопедия

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий