«Плачущая тигрица»: история дрессировщицы Маргариты Назаровой, которая могла усмирить любого хищника, но не свое одиночество

Биография

Маргарита Назарова – легендарная артистка цирка, советская дрессировщица хищников, ее называли «королева тигров» и «принцесса цирка». Миниатюрная красавица с голубыми глазами и лучистой улыбкой с легкостью входила в клетку с медведями, помещала руку в пасть тигру, невозмутимо давала львам подкормку из своего рта. Но последние 20 лет жизни звезда манежа провела отгородившись от мира, не пережив потерю любимого мужа.

Детство и юность

Маргарита Назарова родилась в Царском Селе Ленинградской области, который сейчас называется город Пушкин. Ее отец Петр был лесником, а мать Ольга – учительницей младших классов. У Маргариты было две младшие сестры – Галина и Вера. Начиная с 7 лет девочка посещала местный Дом пионеров, где занималась танцами в балетной студии.

image
Маргарита Назарова в молодости (кадр из фильма «Полосатый рейс»)

Когда Маргарите исполнилось 15 лет, семья переезжает в город Даугавпилс, куда по службе перевели отца. Там же их застает Вторая мировая война. Главу семьи призывают в ряды Советской армии, а Маргарита с матерью и сестрами отправляется к тете в Павловск. Когда война пришла и туда, началась эвакуация, но Маргарита попала в плен к фашистским захватчикам и была отправлена в Германию.

Сначала девушка служила прислугой в доме богатых господ в Гамбурге, где к ней, по ее словам, относились хорошо, а затем ее отдали в местное кабаре в качестве танцовщицы. После окончания войны Маргарита Назарова возвращается в Латвию, где находит выживших сестер и мать. Но отец во время одного из сражений пропал без вести, и о его судьбе семье так и не удалось узнать.

Цирк

Чтобы как-то выжить в тяжелое время, Рита отправляется работать в кордебалет Даугавпилсского театра, а позже – в коллектив «Цирк на сцене», где выступала с акробатическими номерами. Постепенно Маргарита начинает использовать в выступлениях животных, в основном это были собаки, кошки и лошади.

Через 8 лет работы в цирке артистке захотелось нового вызова, и она решает сделать номер с использованием гоночных мотоциклов. Следующим этапом артистки цирка стала карьера дрессировщицы тигров, которая и принесла ей всесоюзную популярность, так как Маргарита стала первой женщиной, вошедшей в клетку к этим животным.

В 1957 году на 6-м Всемирном фестивале молодежи и студентов Маргарита Назарова в паре с Константином Константиновским представила программу «Водная феерия», за которую смогла получить первую премию фестиваля и золотую медаль.

Успех Назаровой в работе с крупными хищниками не случаен. Она одна из первых дрессировщиц советской школы, которая стала использовать не только рефлекторную методику, основанную на учении знаменитого физиолога Павлова, но и грамотно учитывать психологию животных, подходить к каждому животному-артисту индивидуально.

Несмотря на то, что во всех номерах Маргариты Назаровой ее страховал супруг Константин Константиновский, сама дрессировщица неоднократно получала тяжелые раны от подопечных. В первый раз прыгающая через артистку тигрица Рада во время трюка чуть не сорвала скальп с головы Маргариты, во второй – любимец Пурш, играя с бантом на голове дрессировщицы, повредил ей височную артерию.

Последнее выступление Маргариты Назаровой на арене цирка состоялось в конце 70-х годов в Пензе и тоже оказалось трагическим. Один из тигров неожиданно испугался шума публики, убежал за кулисы, но сразу вернулся и напал на артистку, которая стояла к нему спиной. Маргарита была доставлена в больницу, где оказалось, что физического ущерба животное не нанесло, тем не менее врачи запретили уже немолодой артистке работать с хищниками. Вновь менять амплуа Назарова не захотела и вскоре покинула арену цирка навсегда.

Фильмы

Первым опытом на съемочной площадке для Маргариты Назаровой стал приключенческий кинофильм «Случай в тайге» 1953 года, в котором она исполняла эпизодическую роль и участвовала в массовке. В 1954-м на экраны кинотеатров выходит приключенческий шпионский фильм «Опасные тропы», в котором, помимо «обычных» актеров, участвуют и уссурийские и бенгальские тигры. В одном из эпизодов актриса Лилия Юдина должна была войти в клетку к животным, но категорически отказалась. И режиссер позвал профессиональную дрессировщицу Назарову в качестве дублерши.

image
Маргарита Назарова (кадр из фильма «Укротительница тигров»)

Сразу после этого ее пригласили в яркую кинокомедию «Укротительница тигров» в качестве дублерши знаменитой актрисы Людмилы Касаткиной, исполнявшей главную роль. В этом фильме Маргарита играет все эпизоды, снятые на арене цирка и с участием полосатых хищников.

Настоящую популярность Маргарите Назаровой принесла комедия «Полосатый рейс», которая вышла в 1961 году. Здесь дрессировщица сыграла главную женскую роль буфетчицы Марианны, сумевшей успокоить и укротить вырвавшихся из клеток животных. Фильм имел оглушительный успех у телезрителей и по праву входит в список золотой классики советского кино. О биографии молодой и яркой дрессировщицы заговорили поклонники циркового искусства.

Маргарита Назарова (кадр из фильма «Полосатый рейс»)

Еще во второй кинокартине, в которой снималась актриса, она познакомилась с тигром по кличке Пурш. Животное воспитывалось в домашних условиях, на руках у сотрудницы Рижского зоосада, поэтому характер у него оказался практически ручным. Тигр стал любимцем Маргариты Назаровой, с ним она готовила большинство сложных номеров. Смерть зверя, которая последовала в 1964 году из-за осложнений сахарного диабета, дрессировщица переживала тяжело.

Последним появлением на экране для актрисы-дрессировщицы стала короткометражная лента «Стюардесса» 1967 года, в которой она, как и в своем первом фильме, исполняла роль статистки и участвовала в массовке. В 1969 году ей присвоено звание «народная артистка РСФСР».

Личная жизнь

О личной жизни артистки с глазами цвета незабудки ходили легенды. Есть сведения, что в Германии девушка пережила первую любовь. Именно избранник Маргариты повлиял на судьбу советской узницы. Благодаря его стараниям жизнь будущей звезды цирка была спасена. Позднее история этого романа будет использована в сюжете сериала «Маргарита Назарова», который выйдет на телеэкраны в 2016 году. Встреча бывших влюбленных произойдет после войны только однажды, во время гастролей дрессировщицы в Италии.

Главной любовью всей жизни артистки цирка стал дрессировщик Константин Константиновский, который был старше избранницы на 6 лет. С ним Маргарита познакомилась в Даугавпилсском театре, где молодой человек работал одним из режиссеров. В 1946 году влюбленные расписались. Позже они будут вместе выступать на арене цирка, вместе дрессировать тигров. В этом браке родился сын Алексей, который пошел по стопам родителей и также стал артистом цирка и дрессировщиком.

Отношения между супругами складывались непросто. По воспоминаниям коллег, Константин не без основания ревновал свою супругу. Очаровательная дрессировщица привлекала внимание многих мужчин и нередко пользовалась этим. Ей приписывали романы с актером Владимиром Кореневым, с исполнителем главной роли в фильме «Полосатый рейс» Иваном Дмитриевым.

Иван Дмитриев и Маргарита Назарова (кадр из фильма «Полосатый рейс»)

В 1962 году Константиновский пытался уйти от жены. Он создал свой номер с тиграми, но в руководстве цирка дрессировщику посоветовали не торопиться, не составлять конкуренцию Назаровой и не разрушать семью. Сама Маргарита признавалась, что отношения между ней и мужем напоминали итальянский фильм – бурные скандалы заканчивались страстным примирением. Расставаться с Константином она не хотела.

В 1972 году одна из тигриц во время игры случайно поранила Константиновского, у него началось воспаление мозга, и спустя неделю он скоропостижно скончался в возрасте 52 лет. Назарова тяжело перенесла смерть мужа, у нее наступила депрессия, и только спустя полтора года она смогла вернуться к трудовой деятельности.

Еще через год Маргарита Петровна снова выходит замуж и опять за своего коллегу – Мераба Гарсеванишвили, артиста цирка грузинского происхождения, который был младше ее на 15 лет. Этот брак просуществовал всего несколько месяцев.

После того как Маргарита прекратила выступать, ее сын Алексей Константиновский уехал во Францию, где начал карьеру дрессировщика. Он женился на русской артистке Ольге Страховой и подарил матери двух внуков. Детей он назвал в честь родителей – Маргаритой и Константином. Девочка продолжила династию и стала дрессировщицей кошек. Внук Назаровой тоже выбрал профессию, связанную с цирком.

Смерть

Маргарита Петровна после выхода на заслуженный отдых более 20 лет жила в одиночестве в собственной квартире в Нижнем Новгороде. В старости она не поддерживала отношения с бывшими коллегами и знакомыми. Она даже отказывалась от помощи, которую ей предлагали Людмила Касаткина и сын Алексей.

Смерть народной артистки РСФСР наступила 26 октября 2005 года по причине сердечного приступа. Маргарите Петровне было 79 лет. Тело актрисы смогли обнаружить только 3 дня спустя. Дверь квартиры вскрыли сотрудники МЧС по просьбе соседки, поднявшей тревогу.

Похоронена Маргарита Назарова в пригороде Нижнего Новгорода, на кладбищенской Аллее героев. Надгробие украшено фото, на котором артистка позирует вместе с тигром. Позднее нижегородскому цирку было присвоено имя легендарной соотечественницы.

Фильмография

  • 1953 – «Случай в тайге»
  • 1954 – «Опасные тропы»
  • 1954 – «Укротительница тигров»
  • 1961 – «Полосатый рейс»
  • 1967 – «Стюардесса»
Life&LoveЗнаменитостиИстории жизни

Первая в мире женщина-укротительница тигров Маргарита Назарова прожила сложную и интересную жизнь, у нее были любовь, признание и… одинокая смерть в забвении.

Жизнь Маргариты Назаровой — мечта любого сценариста, даже выдумывать специально ничего не надо. Неудивительно, что история великой дрессировщицы стала сюжетом для биографического многосерийного фильма, который в 2016 году назад вышел на Первом канале.

«Пятно в биографии»

Звездой Маргарита Назарова стала благодаря мужу, — в этом уверены почти все, кто ее знал. Если бы не его статус, дальше кордебалета и «Цирка на сцене» Рита не продвинулась бы. «Еще бы, с ее-то пятном в биографии», — саркастически замечали коллеги по цеху. «Пятном» была работа в немецком кабаре в годы войны. Жестокое замечание, если учесть, что попала девушка туда не по своей воле, еще будучи несовершеннолетней — ее угнали на работы в Германию в самом начале войны, в 15-летнем возрасте. Кабак не был пределом ее мечтаний, в детстве она училась в балетной школе и мечтала стать балериной. Но 4 года войны и голод перечеркнули планы. Вернувшись на родину и разыскав в Даугавпилсе маму и сестер (отец пропал без вести в одном из боев), Рита поняла, что танцевать — единственное, что она умеет очень хорошо, и устроилась в кордебалет местного театра, директором которого тогда был Константин Константиновский. Эта встреча изменила всю ее жизнь.

Майор НКВД

Общий снимок труппы Даугавпилсского театра. Впереди сидят Евгения Пузеп, Константин Константиновский и Маргарита Назарова.

Константин Константиновский, в отличии от Риты, уже был личностью почти легендарной. До войны он возглавлял кинологическую службу Дальневосточного пограничного округа, а в военное время, будучи блестящим кинологом, занимался обучением собак-санитаров и собак-камикадзе, которые во время боя подрывали военную технику противника. Дрессура не перестала быть его страстью и после войны. К моменту знакомства с Маргаритой майор НКВД Константиновский уже был знаменит, сотрудничал с «Мосфильмом», ставя для картин сложные трюки с животными. Он-то и стал для Назаровой тем самым Пигмалионом, который вылепил из нее цирковую Галатею.

Дрессировщица поневоле

О том, что она может легко управляться с самыми опасными хищниками, Маргарита Назарова выяснила на съемках фильма «Случай в тайге» в 1952 году, где работал ее супруг, а она его сопровождала. Когда на Константиновского бросился медведь, Рита, спасая любимого, находчиво и смело переключила внимание зверя на себя при помощи… банки со сгущенкой. Медведь ушел вслед за молодой женщиной в клетку, забыв о своих кровожадных намерениях. Похожий эпизод произошел через год при работе над лентой «Опасные тропы»: на ее мужа прыгнул тигр, но Рита среагировала еще быстрее — и хищника в полете остановила мощная струя холодной воды. Девушке сразу же предложили работу в качестве дублерши главной героини в этой картине (после происшествия с тигром, актриса Макагонова наотрез отказалась рисковать своей жизнью), и Назарова блестяще исполнила опасный трюк, спасаясь от тигра на дереве, как и было положено по сценарию.  

После съемок Константиновский предлагает ей стать его ассистенткой и начинает полноценное обучение азам дрессуры. Но впечатлила Маргарита не только мужа, но и главного консультанта картины — старейшего укротителя хищников Бориса Эдера, который сразу вспомнит про Назарову, когда встанет вопрос о дублерше в «Укротительнице тигров».

«Укротительница тигров»

В 1954-м Назарова еще не знаменитость, но потенциал будущей звезды уже очевиден. Идет работа над фильмом, который принесет невероятную популярность Людмиле Касаткиной. И мало кто догадывается, что всякий раз, когда ее героиня входит в клетку к тиграм, актрису сменяет дублерша Назарова.

Эта картина во многом очень личная для Маргариты. Шикарный бархатный костюм, в котором девушка Лена выходит на манеж — это мечта Назаровой, ее идея фикс и фирменный стиль, которому она потом будет верна долгие годы. Четверка полосатых актеров — это ее личные первенцы Ахилл, Рада, Байкалочка и, конечно же, Пурш, которому даже кличку ради кино менять не стали. А еще — невероятно сложные трюки, придуманные Назаровой вместе с консультантами специально для этой картины. Нам, зрителям, избалованным компьютерными спецэффектами, трудно даже вообразить, насколько сложными были те живые съемки с хищниками и людьми. Чтобы понять уровень работы Назаровой в этой ленте, нужно еще раз внимательно пересмотреть все сцены с тиграми. Людмила Касаткина, к слову, зашла к хищникам лишь однажды, ради одного крупного плана, вышла на ватных ногах, а потом расплакалась на плече у Назаровой. Рита гладила перепуганную актрису по голове и думала о том, что, вероятно, сейчас не только Люда, но и она сама делает важный шаг на пути к собственной славе.

Цирковая выскочка

Вскоре после успеха «Укротительницы тигров» Маргарите Назаровой предложили работу в цирке с готовым аттракционом — номерами, которые уже успела подготовить со своими тиграми к съемкам в кино. Зрители восприняли дебют артистки на ура, коллеги по манежу — холодно, очень уж невиданным был зигзаг Назаровой, пришедшей в насквозь династический цирк из кино. А вот супруг Маргариты Константин Константиновский, пожалуй, впервые почувствовал укол ревности: ведь в успехе жены была большая доля его работы, но все лавры доставались только ей.

«Костя всю жизнь готовил для Маргариты аттракционы, работал с животными, страховал жену, — вспоминала после смерти Назаровой ее цирковая подруга Энгелина Рогальская. — И, хотя на манеж с хищниками выходила Маргарита, мы-то знали, что за этими прекрасными номерами стоит труд Кости. Именно его тигры воспринимали как хозяина».

Итальянская страсть

Это была красивая пара — Назарова и Константиновский. Они удивительно дополняли друг друга, и мало кто из тех, кто знал влюбленных, мог поначалу догадаться, какие страсти кипели в этом союзе. «Маргарита признавалась, что мирились они в постели», — вспоминала потом в интервью КП ее приятельница Рогальская. —  Их союз у нас называли браком по-итальянски: бурные выяснения отношений сменялись страстной любовью».

Константиновскому трудно было смириться с ролью мужа знаменитости. Бесконечные поклонники, в том числе и из «партийной ложи». Но когда он решил уйти от Назаровой и сделать собственный номер с животными, его вызвали «наверх» и настойчиво попросили «не разрушать советскую семью». На самом же деле, волновала всех не семья, а карьера Назаровой, уже провозглашенной «первой в мире женщиной — укротительницей тигров». А, как выяснилось, без Константиновского «за кадром» трюки с хищниками у Маргариты получались не так хорошо.

«Полосатый рейс»

Говорят, что фильм появился благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву, который имел неосторожность в присутствии подчиненных и короля Эфиопии бросить про Назарову фразу: «Такие героические женщины есть только в Советском Союзе. О них кино нужно снимать!» Разумеется, помощники генсека восприняли это как руководство к действию. Сценарий, правда, никак не складывался, пока однажды не всплыла история про белых медведей на морском судне, которых нужно было перевезти с острова Врангеля в Мурманск. На полпути мишки вырвались из своих клеток и… Этот-то сюжет и стал основой для фильма, «заказанного» Никитой Сергеевичем. «Мы снимем очень смешной фильм, если останемся живы», — шутил тогда режиссер Владимир Фетин.

Все трюки в картине ставил Константиновский. В работе с животными не бывает дублей, есть «варианты». Животное не в состоянии дважды сделать одно и то же. Самым забавным из таких «вариантов» стала сцена с ванной, в которой «мылся» герой Евгения Леонова. Изначально планировалось, что в этом эпизоде его заменит Константиновский — сев спиной к камере. Но дрессировщик уперся: «Спиной — это не смешно, нужно, чтобы актер сел лицом к тигру и к камере». Леонова уговаривали несколько дней. И он согласился на один единственный дубль, при условии, что между ним и тигром поставят закаленное стекло. Однако в тот момент, когда актер намылил лицо, коварная съемочная группа убрала стекло и выпустила зверя. Тигр вальяжно подошел к ванне и ткнулся носом в актера. «Я не в кадре?» — спросил Леонов и смыл пену с глаз. Увидев перед собой тигриную морду, актер громко икнул, сполз в ванну, а затем пулей выскочил из нее, в чем мать родила. В сценарии ничего подобного не было, но кадры вышли настолько потрясающими, что съемочная группа рискнула показать их Фурцевой. «Я не ханжа, оставляйте», — с этими словами министр культуры одобрила первый в советском кино мужской стриптиз.

Эта картина стала звездным часом в карьере Маргариты Назаровой. Никогда ни до, ни после у нее не было такого невероятного успеха у публики.

За кадром красивой картинки

Какими бы дрессированными и послушными ни были тигры Назаровой, несколько раз она едва не погибла от их лап. Однажды ее опасно ранила тигрица Рада. В 1955 году, выполняя прыжок над дрессировщицей, зверь случайно сдвинул лапами сбил тумбу — траектория прыжка изменилась ровно настолько, чтобы тигрица в полете когтями скальпировала Риту. Как потом рассказывала сама Назарова, вернувшись из больницы она обнаружила сильно похудевшую Раду — как выяснилось, тигрица очень переживала случившееся и отказывалась есть до возвращения хозяйки. А в другой раз любимец Пурш ранил Маргариту в висок — когда всего-то играючи пытался снять лапой с головы хозяйки бант. Об остальных шрамах Назарова вспоминала так: «Да, конечно, всякое бывало, это же тигры, царапали часто, спасибо, что мышцы при этом не рвали — замазал зеленкой и работаешь дальше». 

Время потерь

Первым от дрессировщицы ушел Пурш. С этим бенгальским тигром она бок о бок проработала больше 10 лет, он был полноценной самостоятельной звездой и в цирке, и на экране. Маргарита любила эпатировать публику, выгуливая Пурша на поводке и катая на заднем сидении автомобиля. Пурш ни разу не напал на человека, это был исключительный тигр. А еще он главным среди ее животных. Когда в 1964 году он умер от сахарного диабета, управлять хищниками Маргарите стало намного сложнее.

Еще через 6 лет, не дожив до своего 50-летия, умер Константин Константиновский. Данные о причинах этой трагедии разнятся — то ли у Константиновского было воспаление мозга, вызванное травмой, полученной на работе, то ли онкология, но ясно одно — после плановой операции он не пришел в себя, и, пробыв несколько дней в коме, умер. Назаровой даже не дали проститься с ним — Назарова в тот момент находилась на гастролях. После смерти мужа Маргарита поняла, какую огромную роль Константиновский играл в ее карьере. Эти двое — Пурш на арене, и муж — по ту строну, фактически обеспечивали ее безопасность во время выступлений на сцене…

Точку в карьере дрессировщицы положил случай на гастролях в Пензе. Уходя со сцены, один из тигров набросился на повернувшуюся к нему спиной Маргариту. Залечивая страшные раны, врачи запретили ей выходить на арену.  Назарова не сопротивлялась: к тому моменту ей уже нечего и некого было терять.

«Мне ничего не надо»

Маргарита Назарова стала матерью незадолго до съемок в самой звездной ее картине — «Полосатый рейс», так что, первые годы жизни сына пришлись на пик популярности его матери, и, при всей любви к нему, Назарова проводила больше времени с хищниками, нежели с ребенком. Видимо, потому действительно теплых и глубоких отношений у матери с сыном не сложилось: выросший сын эмигрировал во Францию, оставив мать один на один с образовавшейся вокруг нее внезапной пустотой.

Выйдя на пенсию, Маргарита Назарова в буквальном смысле ушла в затвор. Поселившись в Нижнем Новгороде, она около 20 лет вела жизнь обычной пенсионерки, избегала интервью и съемок, бедствовала, экономила деньги и распродавала имущество. Когда ей пытались помочь, она повторяла лишь: «Мне ничего не надо». Ей было почти 79 лет, когда она умерла — до своего очередного дня рождения дрессировщица не дожила всего месяц. Тело Назаровой обнаружили милиционеры, вызванные по сигналу сердобольной соседки. Свой последний приют Маргарита Назарова нашла на кладбище недалеко от Нижнего Новгорода. На надгробном камне она изображена с тигром — вероятнее всего, с любимым Пуршем, ведь только ему она доверчиво могла класть в пасть свою руку.

А на цирковой сцене сейчас царит новая Маргарита Назарова — внучка великой дрессировщицы. Девушка, правда, не рискует работать с тиграми, предпочитая кошек. Но, говорят, талант своей бабушки она, несомненно, унаследовала.

Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб, кадры из к-ф

26 ноября 1926 года, ровно 95 лет назад, родилась советская артистка цирка, дрессировщица тигров, актриса Маргарита Назарова. Она была известна на весь мир. Ею восхищались обычные люди и политики, коллеги и конкуренты. Это была первая женщина в СССР, которая не побоялась завести дружбу с полосатыми хищниками. В архивах кинопленок Маргарита навсегда останется «Королевой тигров» – невероятно красивой женщиной со стальным характером и железными нервами. Однако мало кто знает, как на самом деле чувствовала себя звезда на арене: чего она боялась, кто помогал ей справиться со стрессом и что происходило в семье Назаровой. Несмотря на славу и признание, судьба народной любимицы сложилась весьма трагично.

Бесстрашная красавица Маргарита Назарова прожила очень яркую жизнь, почти как в остросюжетных фильмах судьба начала ее испытывать уже в детстве. Будущая циркачка родилась 26 ноября 1926 года в Царском Селе. Семья у девушки была самая обычная: мама – учитель начальных классов, папа – лесник (возможно, именно это и предопределило ее любовь к диким животным). Рассказывают, что однажды отец принес домой бурого медвежонка из леса, его мать убили браконьеры, а ухаживать за детенышем было некому. Тогда Маргарита выходила зверька и даже пыталась научить его танцевать, но медвежонка отдали в зоопарк. Помимо любви к животным, Назарова уже в детстве тяготела к творчеству: она посещала балетную студию и прекрасно умела танцевать, что однажды даже спасло ей жизнь.

Когда девочке было 15 лет, в стране началась Великая Отечественная война, и семью Назаровых разлучили. Отец отправился на фронт, а мать с тремя дочерьми эвакуировали в Павловск. Отца они больше никогда не видели. Уже будучи в Павловске, Маргарита попала в плен к немцам – оттуда ее отправили в Германию. Благодаря знанию немецкого языка и отличной танцевальной подготовке, девушку по тем меркам неплохо устроили – сначала она служила в доме богачей в Гамбурге, а затем назначили танцовщицей в кабаре. Тогда для девушки это был лучший расклад. И когда однажды в заведение ворвались советские солдаты и узнали в ней русскую, Маргарите удалось вырваться из плена и вернуться к семье.

Семья Назаровой тогда жила в Латвии, денег на пропитание не было. И молодой артистке Маргарите пришлось устроиться в кордебалет в местном театре – это помогло семье выжить. Там за смелость и безбашенные трюки будущую дрессировщицу прозвали «отчаянной балериной». Бесстрашность Маргариты возрастала и однажды девушка перешла работать в цирк – там она впервые подготовила настоящий танцевально-акробатический номер. Там же девушка постепенно стала вводить в свои цирковые номера животных. Сначала это были собаки и кошки, а затем и лошади. Девушка любила экспериментировать и придумывать новые трюки, однако о тиграх она тогда еще не думала. Лишь спустя 8 лет работы в цирке Маргарита решилась на первый поистине смертельный номер: проехать по вертикальной стене на гоночном мотоцикле, совершенно не умея им управлять.

Фото: Великжанинов Леонид/ТАСС

Девушкой восхищались не только поклонники (а их уже тогда было немало), но и коллеги. Один из них, дрессировщик тигров Константин Константиновский, высокий статный мужчина, предложил Маргарите поработать вместе. Девушка, неравнодушная к животным и готовая не эксперименты, согласилась без раздумий. Сначала новоиспеченной дрессировщице можно было только кормить тигров и категорически нельзя было проводить время с хищниками без своего наставника. Нарушая правило, Маргарита втайне сидела у клеток и разговаривала с тиграми. Довольно быстро у девушки стало получаться находить общий язык с хищниками и она стала незаменимой помощницей Константиновского. Оба были молоды и красивы, между ними вскоре завязался страстный роман, который в итоге перерос в семейные отношения. Маргарита и Константин поженились, несмотря на протесты его матери: она считала дрессировщицу плохой нехозяйственной женой.

Первое выступление Маргариты Назаровой в качестве укротительницы тигров прошло феерично. Выступление состоялось в Калуге, местные газеты тогда писали: «Изящная женщина в поблёскивающем костюме входит в клетку и щёлкает бичом. Ей навстречу медленно, один за другим, мягко ступая большими лапами, пробираются тигры… Опасно? Конечно. Но женщина не страшится зверей. Легко, словно играючи, заставляет их выполнять сложные трюки… Но вот один из тигров разозлился. Бьёт хвостом, становится всё грознее. Тогда дрессировщица подходит к зверю и спокойно просовывает ему в пасть руку, заставляя замолчать. Мертвая тишина стоит в цирке. Зрители ошеломлены мужеством дрессировщицы».

С тех пор в паре дрессировщиков-молодоженов все больше внимания приковывала к себе именно жена. Несмотря на свой строгий и бесстрашный внешний вид, лишь немногие коллеги знали, что на самом деле стоит за мужеством Маргариты. В своем личном дневнике Назарова признавалась: «В клетке мне не бывает страшно. Это, наверное, как на фронте: пугаться некогда, надо действовать. Смелость ли это? Не знаю. Мне ещё очень помогает и то, что на каждом представлении за моей спиной стоит Константин. В случае чего он мгновенно придет мне на помощь. Может быть, еще и поэтому мне не бывает страшно в клетке».

Порой укротительница тигров и сама не осознавала, насколько большую роль в ее карьере играет муж. Он не переставал учить ее новым приемам, ставил номера и страховал во время каждого выхода на арену. Константиновский скромно стоял за каждой победой жены, был автором всех ее впечатляющих трюков. Он был главным ее поклонником и делал все, чтобы жена купалась в лучах славы. Но по-настоящему большой успех пришел к Маргарите Назаровой после выхода фильма «Укротительница тигров». В киноленте дрессировщица даже не играла роль, а была всего лишь дублершей Людмилы Касаткиной, но и этого хватило, чтобы девушку заметили. Фильм стал культовым, во многом благодаря трюкам с животными. Тогда создатели кинокартины не стали скрывать имя истинной звезды, и поклонникам фильма хотелось увидеть королеву тигров вживую – они массово шли на представления Назаровой. К тому моменту дрессировщице было всего 29 лет.

Так и начались бесконечные гастроли супругов – Маргариты Назаровой и Константина Константиновского. Пара блистала на весь мир: радовала публику на выступлениях и побеждала на фестивалях. По всему Советскому Союзу тогда продавались открытки с изображение Маргариты и тигров. Рассказывают, что в это время дрессировщика Константиновского стала удручать второстепенная роль и такое теневое присутствие в успехе жены, в семье начались конфликты. Супруги ссорились громко, бурно, со слезами и больными подколами. Помимо уязвленного самолюбия, Константиновского беспокоили многочисленные поклонники жены, он ревновал.

«Влюблялись ли в меня? Да, часто, – делилась Назарова. – В каждом городе был артист местного цирка, который выступал в моем аттракционе. Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце. Но я отвечала: «Зачем бросать семью? Можно дружить и так».

Константиновский, в свою очередь, тоже обзавелся молодыми поклонницами. Назарова бесилась – каждый раз, когда видела мужа в компании девушек, она закатывала истерики и даже отправляла мужа в милицию. Однажды по воле жены дрессировщик провел месяц в психиатрической лечебнице. Однако, несмотря ни на что, супруги воссоединялись, мирились и прощали друг другу обиды.

Однажды Константиновский все-таки решился уйти от жены. Он задумал устроить собственный аттракцион с животными, но в прошлом цирке перестали ладиться дела и дрессировщику пришлось вернуться. Супруги снова были вместе и решили больше не расставаться. Через некоторое время у них родился сын Алеша – он стал настоящим спасением для этих непростых отношений. Счастью не было предела. Это была уже вторая попытка родить ребенка, своего первенца Маргарита потеряла при родах. Поэтому на этот раз она даже была готова отказаться от карьеры ради воспитания сына. Отношения в семье наладились.

Фото: Ун Да-Син Вячеслав/ТАСС

С грудным ребенком на руках супруги отправились на съемки «Полосатого рейса». Говорят, сценарий писали специально под Назарову: мол, сам Никита Хрущев, восхитившись выступлением девушки в цирке на Цветном бульваре, распорядился снять фильм про первую советскую дрессировщицу. Через три месяца сценарий был готов и начались съемки. Все участники киногруппы, за исключением Назаровой и Константиновского, были очень напряжены: со всех сторон их окружали тигры. Маргарита тогда была как никогда расслаблена, ее «партнером» по фильму стал ее любимец – тигр Пурш. Это была особенная любовь между женщиной и хищным зверем. Но вскоре после выхода «Полосатого рейса» Пурш умер от сахарного диабета, это был серьезный удар для Назаровой. Коллеги рассказывали, что психическое здоровье дрессировщицы в тот момент сильно пошатнулось и артистка уже не смогла прийти в себя после этой травмы.

В 1970 году Маргарита перенесла еще одну потерю: умер муж Константин Константиновский. Трагедия случилась на арене цирка – тигрица Юлька поранила дрессировщику голову, у него началось воспаление мозга, а после неудачной операции мужчину спасти не удалось. Говорят, руководство цирка не отпустило Назарову повидаться с мужем перед операцией, и после новости о смерти супруга у нее случился серьезный нервный срыв. Их сыну Алексею тогда было всего 10 лет.

Спустя полтора года королева тиров попыталась вернуться на арену, но без мужа выступления проходили уже не так блестяще: Маргарита больше не чувствовала за спиной поддержки и была не уверена в своих силах. Выступать стало сложнее, тигры начали нападать на артистку, но она не сдавалась – еще 12 лет смело выходила на арену с хищниками. Однажды на глазах у зрителей, во время финального поклона, на Маргариту напал тигр, артистка чудом выжила. Врачи настрого запретили ей общаться с животными, то выступление стало последним.

Завершив блестящую карьеру в цирке, Маргарита переехала в Нижний Новгород и стала вести обычный скромный образ жизни. Бывшая королева тигров осталась одна. Сын уже вырос и переехал жить за границу, там завел свою семью. Дети пошли по стопам родителей. Дочь Маргарита сейчас выступает в цирке с кошками и змеями, а сын Константин работает воздушным гимнастом.

До конца своих дней Назарова жила одна, череда трагичных событий пагубно сказалась на ее рассудке. Она редко выходила из дома в магазин и за пенсией, ни с кем не общалась и вела закрытый образ жизни. Соседи отмечали, что выглядела бывшая дрессировщица хорошо и опрятно. Маргарита ушла из жизни 25 октября 2005 года. О смерти королевы тигров узнали только спустя три дня, когда соседи обратили внимание на тишину в квартире. В декабре 2017 года Нижегородскому цирку присвоили имя Маргариты Назаровой.

Стиль жизни / НовостиСвободное время

На Первом канале идет сериал о судьбе известной дрессировщицы. Насколько он близок к реальности? Ведь биография артистки до сих пор хранит много тайн.

21 апреля 2016

В проекте показан путь Назаровой от юношеских лет, со времен войны до момента ее ухода со сцены и жизни в затворничестве. Судьба Маргариты Назаровой действительно была насыщена событиями, в том числе и драматическими.

Когда началась война, будущей артистке не исполнилось и 15 лет. Отца забрали на фронт, Рита с мамой и ее сестрами поехали к тетке в Павловск. Там девушка попала в плен к фашистам. Об этом этапе своей биографии Назарова потом вспоминать не особенно любила. Из-за чего, возможно, и возникли слухи – мол, стала она работать на КГБ, а в плену вынужденно спала с немецкими солдатами…

– Да, Риточка была в плену, я тоже была, – говорит заслуженная артистка России Энгелина Рогальская, подруга Назаровой. – Об этом периоде жизни Назарова упоминала вскользь. Но при немецких солдатах на столах она голая не отплясывала, не надо наговаривать.

– Я видел в анонсе сериала такой эпизод: к Назаровой подходит парень и говорит: «Ты, шалава, отдавалась немцам, а со мной не хочешь», – вступает в разговор народный артист России Михаил Багдасаров, известный дрессировщик, который много лет дружил с Назаровой и ее мужем. – Такого не могло быть. Мужчины обращали на Маргариту Петровну внимание, но дальше букета цветов и поцелуя руки дело не доходило. Для чего ей делать подобную рекламу? Я единственный оставшийся в живых человек из тех, кто долгие годы работал с Маргаритой Петровной, и знаю ее лучше всех. Назарова заметила меня в бакинском цирке в 1962 году, когда ее тигры за 10 минут до начала представления вырвались из клетки, как в «Полосатом рейсе». Я был тогда еще пацаном, работал униформистом. Помог зверей загнать, представление началось… Затем расхрабрился, пришел и попросил взять меня на работу.

А КГБ под Назарову копало, это да. Когда мы гастролировали в Италии, с нами поехал какой-то мужчина. А потом на выступлениях в Украине Назарову вызвали в киевский КГБ, и этот товарищ сидел там в костюме полковника…

Итальянские страсти дрессировщиков

В центре сериала – непростая история любви Назаровой и ее супруга и коллеги Константина Константиновского. Также на экране покажут тайный роман дрессировщицы с немцем, с ним Маргарита Петровна встретилась в конце 60-х на гастролях в Италии.

В реальности Назарова и Константиновский прожили вместе около 20 лет, у них родился сын Алексей, ныне он тоже дрессировщик. Супруги любили друг друга, но, по воспоминаниям очевидцев, страсти в семье кипели.

– С Маргариткой и Константином мы с мужем познакомились на съемках «Укротительницы тигров» в Ленинграде, – рассказывает Рогальская. – Они уже были женаты. А встретились они, когда работали над фильмом «Случай в тайге». Назарова снималась в массовке, а Костя дрессировал там животных. Красивый, высокий, хорошо сложенный, он произвел впечатление на Риту. Хотя на нее смотрели многие мужчины. Режиссер «Укротительницы тигров» пытался за ней приударить, известный дрессировщик Эддер тоже. Но она их будто не замечала. Говорила: «А зачем они мне? Никогда не пойду против Кости. Он родной».

Маргарита Назарова

– Обычно в начале репетиций у них была тишь да гладь, Маргарита Петровна с Константином Александровичем называли друг друга мамочкой и папочкой, но потом могли сильно спорить, кричать, – вспоминает Багдасаров. – Однажды, помню, они так разругались, что Назарова вызвала скорую и объявила, что у мужа белая горячка. И Константиновского забрали в психушку! Через пару дней разобрались и выпустили. Пару раз Маргарита Петровна его и в милицию на 15 суток определяла. Но при этом они искренне любили друг друга и жить врозь не могли. Я бы назвал их союз итальянской семьей.

– Нельзя сказать, что Константиновский сделал Назарову дрессировщицей, наоборот, она ему во многом помогала, – настаивает Михаил Ашотович. – Когда на съемках «Полосатого рейса» бурый медведь выбежал из клетки и пошел на мужа, Назарова не растерялась, банкой сгущенки отвлекла зверя и заманила его в клетку. У обоих супругов были сильные характеры.

Тигр на поводке

В сериале Ольга Погодина, исполнительница главной роли, повторяет трюки дрессировщицы: поднимается на качелях с тигром под купол цирка, кормит хищников изо рта, кладет голову в пасть полосатой кошки и даже плавает с животными в аттракционе под названием «Водная феерия». Пурша, любимого тигра Назаровой, играют пять зверей из цирка братьев Запашных.

– Пурш, я бы сказал, был первым ручным тигром в Советском Союзе, – говорит Багдасаров. – Родился в рижском зоопарке, мать от него отказалась, и тигренка взяла домой служащая по уходу за животными. Тут приехали на гастроли Назарова и Константиновский, к ним пришла эта женщина, рассказала про тигренка, так что им он достался ручным. А назвали его так за характерное нежное урчание «пурр-пурр». В «Полосатом рейсе» в 99% сцен снимался Пурш, остальные тигры ему чуть подыгрывали. Пурша дрессировщики водили на поводке по городам нашей страны и за границей, жили с ним в гостинице, возили в машине, ужинали в ленинградском ресторане «Астория»… Константиновский был гениальным человеком, он прекрасно понимал, что надо делать, чтобы о нем и Маргарите Петровне писали и говорили еще больше. Прогулки были великолепным рекламным трюком. После такого все билеты на их аттракцион раскупались.

В конце жизни – затворница

Сериал затронет и драматичный период в судьбе Назаровой – уход из жизни Константиновского в 1970 году, ее отшельничество. Но смерть артистки (она ее настигла в 2005 году) зрителям не покажут.

– Конечно, Назарову надломила смерть мужа, – считает Багдасаров. – За год до этого, когда мы вернулись после гастролей в Италии, у Константина Александровича начались головокружения и обнаружили опухоль мозга, которую надо было удалять. Светило того времени профессор Думбадзе сделал Константиновскому трепанацию черепа в ленинградской клинике. Но дрессировщик скончался, сказалась еще и полученная во время войны контузия от взорванной гранаты. Плюс во время съемок «Полосатого рейса» Константин, борясь с Пуршем на корабле, раза три сильно ударился о люк.

Назарова и Константиновский на манеже

– Через несколько лет после смерти мужа Назарова замкнулось, скрылась от всех, сидела в квартире, впуская к себе только двух близких подруг, – вспоминает Багдасаров. – Пошли сплетни, дрязги… Говорили, что она сошла с ума. Но с психикой у нее было все в порядке, просто ей стало тяжело работать, рядом уже не было человека, который мог ее спасти в любую минуту. Работа дрессировщика очень опасная, каждый день ты идешь на смерть. Правую руку, которой для нее являлся Константиновский, ей оторвали. Когда его не стало, она начала меньше доверять и мне, ее левой руке, да и другим тоже. Человек просто устал, все ей надоело.

А вот Энгелина Рогальская считает: «У нее было тихое помешательство».

– Когда я встретила Риту после похорон Кости, то уже было заметно что-то странное в глазах, – говорит артистка. – Тогда в ее жизни появился джигит Мераб Гарсеванишвили, он помогал с животными, но, по слухам, хотел прибрать аттракцион Риты к рукам. Назарова решила ввести в свою программу новых животных. Но на репетиции звери буквально начали рвать друг друга в клочья. Рядом не было уже надежного Константиновского, а Мераб оказался непрофессионалом. Назарова чудом спаслась, но больше на манеж не вышла. Аттракцион передали их с Константином сыну Алексею, вернувшемуся из армии, а Рита уединилась в квартире в Нижнем Новгороде. Мы на съемках «Укротительницы тигров» подружились с Людмилой Касаткиной и хотели помочь Рите. Но когда мы к ней приехали, она нам не открыла, в итоге передали деньги женщине, которая их просунула в дверную щель. Когда я в последний раз была в Нижнем Новгороде, мне сказали, что Рита лежит в психиатрическом диспансере.

В сериале Константиновского сыграл Андрей Чернышов

– Я видел Назарову примерно за год до смерти в кабинете директора горьковского цирка, – вспоминает Багдасаров. – Зашла женщина, обмолвилась с директором парой фраз. Я поднял голову и вижу: это пожилая похудевшая Назарова. Бросился на колени, извинился, что не признал сразу. А она: «Мишенька, сиди, занимайся делом». Вместе с рядом артистов цирка я выхлопотал ей государственную пенсию президента Ельцина. Но Маргарита Петровна от нее отказалась, считала, что и обычной ей хватает. Она была гордой женщиной…

До конца этого года в цирке Нижнего Новгорода, который я сейчас возглавляю, появится монумент Назаровой, и цирк станет носить ее имя. Для этого нам нужно около 5 млн рублей. Но сделать это – мой долг, я стал дрессировщиком через семью Назаровой – Константиновского. В нашем цирке будут и музей Назаровой, и школа. А придет время, и я сниму свой фильм о Маргарите Петровне и обо всех советских дрессировщицах.

Больше чем любовь

Ольга Погодина, сопродюсер и исполнительница главной роли:

— Это были неповторимая картина в моей жизни и самая дорогая мне героиня. Их отношения с Константиновским я бы назвала векторным браком. Там и измены были с обеих сторон – это не тайна, но любили они всю жизнь только друг друга.

Ольга Погодина в роли Маргариты Назаровой

— Я лично эти эмоции понимаю. Когда чувства сильны, люди могут совершать немыслимые вещи – подчас даже жестокие. Жизнь ведь сильнее вымысла. В финальных сериях у нас разворачивается большая драма. Возможно, Маргарита Петровна посмотрела бы и сказала: «А это я по-другому воспринимала». Но, к сожалению, с ней не встретиться, не в этой жизни…

Алексей Пиманов, сопродюсер:

— Вся группа была влюблена в сценарий! Конечно, это художественное кино, но мы постарались как можно бережнее восстановить всю историю – от немецкого плена и до последних дней Маргариты Петровны. Общались с ее коллегами, нашли и сына. Алексей Константиновский сейчас живет в Болгарии, у него свой передвижной цирк. В конце жизни Назарова жила затворницей. Нам кажется, чтобы никто не беспокоил, изображала некую неадекватность, продолжая «жить» мужем Константином Константиновским. Ведь про их великую любовь мы и снимали фильм. И думаем, мы нашли ответ, почему Назарова обрекла себя на такое затворничество.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий