Почему великого Серова называли «беспощадным художником», и из-за чего он отказывался рисовать царскую семью

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Валентин Александрович Серов (Valentin Alexandrovich Serov; родился 19 февраля 1865 г. — умер 5 декабря 1911 г.) — знаменитый русский художник, гениальный мастер портрета, в его работах наблюдается поразительное сходство с моделями. Картины Валентина Серова отражают внутренний мир героя, честно раскрывая его черты. Творчество живописца не ограничивается каким-либо направлением: художника смело можно назвать многогранным, универсальным автором.

image

Биография Валентина Серова

Валентин Серов родился 19 февраля 1865 года в Санкт-Петербурге в семье творческих личностей. Его родители — Александр Николаевич Серов и Валентина Владимировна Серова — были композиторами. С самого детства мальчика окружали люди искусства. В гости к Серовым приходили Иван Тургенев и Алексей Толстой, временами отец одалживал деньги у Федора Достоевского. Творческая среда дарила много ярких впечатлений, но был и минус: ребенку не хватало банального общения с одногодками.

image

Валентин Серов рано лишился отца: тот умер в 1871 году от сердечного приступа. Тогда мать уехала в Мюнхен, чтобы продолжать обучение музыкальному искусству, а мальчик остался на родине и жил в коммуне. Спустя год ребенка перевезли к матери. Но и там он был предоставлен сам себе, поскольку Валентина практически все время уделяла искусству. А когда она занималась воспитанием сына, то действовала жестко и требовательно.

В 1874 году, будучи еще 9-летним мальчиком, Серов начал обучаться живописи у Ильи Репина. Поначалу будущий живописец сомневался в своих художественных способностях, глядя на то, как ловко работает Репин, но занятия не бросал. Позже Валентин Серов учился в Академии художеств, а также в студии Павла Чистякова. В то время сомнения художника лишь усилились, поскольку он сравнивал себя с другим учеником Чистякова — талантливым Михаилом Врубелем.

Путь к славе был нелегким, но мастер продолжал упорно трудился и это дало плоды. Портретист подмечал такие детали в характере или внешности людей, которые увидит далеко не каждый. Благодаря этому в его работах присутствовало буквально магическое сходство с моделями. Но ситуация осложнялась тем, что Серов работал медленно, а далеко не каждый натурщик выдерживал по несколько сеансов.

Художник часто получал заказы и от императора Николая II. Однажды Александра Федоровна начала давать живописцу советы, и тогда он предложил ей дописать картину самой. Работа так и не была завершена, а эта история привлекла всеобщее внимание, что способствовало еще большей популярности автора. Но такой нрав не всегда шел на пользу Валентину Серову: он с трудом сходился с людьми.

Личная жизнь мастера сложилась счастливо: в 1889 году он женился на Ольге Трубниковой. У пары родилось шестеро детей. Несмотря на хорошую семью и востребованность, живописец часто пребывал в печали. Серову поднимали настроение только поездки в Италию: он очень любил эту залитую солнцем страну. Но по возвращении домой вновь впадал в уныние.

Со временем к плохому настроению добавилась ипохондрия. У художника были проблемы с сердцем, и он переживал, что это наследственное. К сожалению, опасения были оправданными. 5 декабря 1911 года Валентин Серов покинул этот мир. Его жизнь оборвалась из-за сердечного приступа.

Самые известные картины Валентина Серова

Картины Валентина Серова, особенно портреты, привлекают внимание своей точностью: художник словно заглянул в душу каждому из героев. Вот самые известные произведения автора:

  • «Девочка с персиками» (1887) — моделью послужила Вера — дочь мецената и коллекционера Саввы Мамонтова. В усадьбе Мамонтовых художник проводил время в детстве.
  • «Девушка, освещенная солнцем» (1888) — запечатлена Мария Симонович — кузина живописца. Ей приходилось часами позировать в жаркие летние дни.
  • «Портрет Николая II» (1900) — написан в основном по фотографиям. Последний законченный портрет императора, созданный художником.
  • «Портрет Марии Акимовой» (1908) — живописная работа на грани между реализмом и импрессионизмом.
  • «Портрет Ивана Морозова» (1910) — выполнен в манере Анри Матисса (Henri Matisse), картина которого заметна на заднем плане.

Некоторые работы мастера можно приобрести на мировых аукционах. В каталогах сайта Very Important Lot представлены как произведения современных художников, так и предметы антиквариата. Также здесь можно недорого купить картины живописцев прошлых эпох.

Биография

Уже ранние шедевры Валентина Серова, среди которых знаменитая «Девочка с персиками», открыли миру талантливого портретиста. Прошло несколько лет, и мастер достиг пика совершенства, найдя лаконичные и выразительные способы изображения характера персонажей.

Портрет Валентина Серова

Техника живописи Серова позволяла художнику достигать портретного сходства даже без рисования лица, а карандашные портреты с его легкой руки впервые стали полноценными произведениями искусства. Пейзажи, картины на исторические и мифологические темы, анималистика – все удавалось мастеру. Но главное, он мог с первого взгляда уловить суть человека или явления.

Детство и юность

Родился художник в январе 1865 года в Санкт-Петербурге. Родители Серова – композиторы и музыканты. Мама Валентина Бергман – из еврейской семьи, содержавшей в Москве лавку колониальных товаров. Увлечение музыкой привело 18-летнюю девушку в петербургскую консерваторию, но из-за противоречий с руководителем Валентина оставила учебу.

Частные уроки у 43-летнего музыканта Александра Серова окончились браком с репетитором, который старше москвички на 26 лет. Валентина Серова – первая женщина-композитор России.

Валентин Серов в молодости

Через год у пары родился первенец, которого назвали Валентином, для домашних – Тошей. В 4 года мальчик побывал в Европе. Он рос в богемной среде, где все дышало искусством. Иван Тургенев, Илья Репин, Марк Антокольский были частыми гостями в хлебосольном доме Серовых.

Счастливое детство окончилось для Валентина Серова в 6 лет со смертью отца. Мама, нигилистка и поклонница Николая Чернышевского, отправила мальчика в Смоленскую губернию, где на хуторе Никольском жила подруга Нина Друцкая. Сама уехала в Мюнхен писать оперу и повышать мастерство.

Автопортрет Валентина Серова

Воспоминания о коммуне последователей Чернышевского, куда определила мальчика Друцкая, тягостные. Не сложились и отношения с тетушкой: за мелкую шалость женщина порвала рисунок маленького художника, в отместку он изрезал любимое платье княгини.

Спустя год Валентин Серов отправился к матери. Женщина заметила способности сына к рисованию и определила 8-летнего мальчика на учебу к мюнхенскому граверу Карлу Кеппингу. Но и здесь юный художник не задержался: через год, в 1874-м, мать по совету художника Антокольского перевезла сына в Париж, доверив обучение Тоши Репину, находившемуся в зените славы после «Бурлаков на Волге».

Через год скитания Валентина Серова продолжились. В 1875 году он с матерью вернулся в Россию и поселился в подмосковном имении князей Мамонтовых в Абрамцево, где провел лето.

Осенью у матери вспыхнул роман с нигилистом Василием Немчиновым. Пара, прихватив Тошу, отправилась в Киев, а потом на хутор Немчиновых в Харьковскую губернию. С сыном гражданской супруги у Василия Ивановича сложились дружеские отношения. Вскоре в семье появился мальчик, которого назвали Сашей.

В 1878 году Валентина Серова с детьми покинула хутор из-за разразившейся чумы и уехала в столицу. Муж остался, чтобы лечить заболевших крестьян. В Москве Серова родила дочь Надю и узнала о смерти заразившегося чумой гражданского супруга.

Весной женщина оставила старшего сына в столице на попечение Ильи Репина и уехала с детьми в Новгородскую губернию. Валентин Серов отправился в 3 класс столичной гимназии, где учился из рук вон плохо, зато карандашные рисунки мальчика восхищали всех.

Автопортрет Валентина Серова

Первые портреты 14-летний Серов написал в 1879 году, изобразив мецената Савву Мамонтова и Репина. Произведения чрезвычайно понравились, но из гимназии нерадивого ученика выгнали. Валентин Серов отправился с учителем путешествовать. Они проехали Украину, побывали в Крыму, а летом остановились в Абрамцево.

Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова.

Обоюдное восхищение Серова и Чистякова закончилось через 5 лет: молодой художник, не окончив курс, отправился в самостоятельное плавание: учебу продолжил в Европе, изучая полотна мастеров в итальянских и голландских музеях.

Живопись

На художественные взгляды Валентина Серова повлияла жизнь в Абрамцево. В имении Мамонтова появился портрет дочери мецената – 12-летней Веры Мамонтовой, названный «Девочка с персиками». Вера позировала художнику полтора месяца.

Картина Валентина Серова «Девочка с персиками»

Валентин Серов, рисуя девочку, добился цели – «той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Юная натурщица на полотне и правда сияет детской свежестью.

В работу «Девушка, освещенная солнцем» молодой мастер вложил еще больше труда. На картине изображена Мария Симонович, двоюродная сестра Серова. Главное на полотне – игра солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву. Художник мечтал о легкости восприятия нарисованного им. Ему претило, что «в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного».

Картина Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем»

Перед Машей Валентин Серов поставил задачу: вспоминать о приятном. Глядя на полотно, зрители и вправду «тонут» в безмятежности натурщицы, чувствуя теплоту солнечных «зайчиков».

Обе картины ценители живописи впервые увидели в 1888 году на московской выставке передвижников. Импрессионисты оценили новаторство мастера, смело смешавшего жанры портрета, интерьера и пейзажа.

В Абрамцеве Серов создал портрет Ольги Трубниковой, невесты. В начале 1889 года пара обвенчалась и отправилась на выставку в Париж. Вернувшись через полгода в Россию, Валентин Серов путешествовал по стране и в основном трудился над портретами.

Картина Валентина Серова «Портрет Ольги Трубниковой»

Серова недаром называют портретистом царской семьи. В 1892-м дворяне Харьковской губернии в честь чудесного спасения императорской семьи при крушении состава на станции Борки заказали картину. С Александром III Валентин Серов встретился один раз, поэтому работать пришлось по фотографиям царя, а эскизы портретов царских отпрысков – Ксении, Михаила и Ольги – рисовал с натуры.

Живописцу позволили присутствовать на коронации царя Николая II в Успенском соборе. Так в 1896-м появилась картина «Миропомазание Государя Императора».

Картина Валентина Серова «Миропомазание Государя Императора»

Позже Валентин Серов создал парадные портреты Александра III и Николая II, а по заказу императрицы Александры Федоровны художник нарисовал «домашний» портрет царя в тужурке. Позже коллега Серова – Константин Коровин – заметил, что Серов первый, кто заметил и отобразил на полотне мягкость, интеллигентность и слабость императора.

Благодаря гению художника современники знают, как выглядели Илья Репин, Исаак Левитан, Николай Лесков и десятки деятелей искусства начала ХХ века.

С 1898 по 1909 годы Валентин Серов руководил мастерской Московской школы живописи. Учителем его назвали Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян.

Картина Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Рисуя портреты, Валентин Серов полагал важнейшей задачей передать эмоции, чувства персонажей. Ярчайшее доказательство достижения поставленной цели – «Портрет Мики Морозова», написанный в 1901 году и признанный современниками и потомками гениальным.

В 1910-е годы мастер сотрудничал с антрепренером и организатором «Русских сезонов» Сергеем Дягилевым. Валентин Серов изобразил театрального деятеля, создал афишу для выступления балерины Анны Павловой, написал портрет обнаженной танцовщицы Иды Рубинштейн.

Картина Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»

Изображение танцовщицы удивило современников Серова. В конце творческого пути художник уходил от реализма передвижников в сторону модернизма. Деформированное тело Иды, лишенное плоти, с неестественно длинными руками и ногами Репин назвал «гальванизированным трупом».

Тогда же ценители искусства получили от мэтра картину «Похищение Европы», навеянную посещением в компании Льва Бакста острова Крит. В рисунке Валентин Серов использовал яркую гамму: рыжий бык на фоне фиолетово-синих волн. На полотне просматриваются первые намеки на абстракционизм.

Картина Валентина Серова «Похищение Европы»

Один из последних шедевров мэтра – портрет княгини Ольги Орловой, которую называли «первейшей при дворе дамой» и «самой элегантной женщиной Петербурга». Над полотном светской львицы живописец трудился с 1909 года, закончил работу после перерыва в 1911-м и был чрезвычайно доволен портретом, что для Серова не характерно.

Тонкие ценители искусства уловили в портрете Орловой насмешку художника над персонажем, некую пародию на даму.

Картина Валентина Серова «Портрет княгини Орловой»

Знатные люди мечтали о портрете работы Валентина Серова и одновременно побаивались, ведь живописец слыл отличным физиономистом. Он видел человека насквозь, изображая даже то, что натурщик пытался скрыть. Таков портрет юного Феликса Юсупова, самодовольного и капризного наследника миллионного состояния, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина. Даже мопс Феликса подчеркивает своенравие хозяина.

О жизни и творчестве гениального портретиста снято несколько фильмов. В 2015 году вышла документальная лента «Валентин Серов. Биография и география – Абрамцево».

Личная жизнь

С любовью всей своей жизни Ольгой Трубниковой живописец познакомился у Симоновичей, родственников по материнской линии, воспитавших сироту. 9 лет влюбленные переписывались и ждали часа, когда смогут соединить судьбы.

В январе 1889 года пара обвенчалась: Валентин Серов продал полотно «Девушка, освещенная солнцем» и сыграл на полученные деньги свадьбу. На венчании в петербургском храме присутствовал Илья Репин. Серовы поселились в Москве. Один за другим у них родилось шестеро детей.

О личной жизни и семье портретиста снят фильм, вышедший в рамках программы цикла «Больше, чем любовь».

Смерть

Ранним утром в начале декабря 1911 года Валентин Серов собирал краски и кисти, чтобы отправиться в дом князей Щербатовых рисовать семейные портреты. Неожиданный сердечный приступ свалил его с ног. 46-летний художник умер мгновенно. Супруга пережила любимого мужа на 11 лет.

Могила Валентина Серова

Смерть художника в России восприняли так же трагично, как смерть Александра Пушкина и Льва Толстого. Похоронили Валентина Серова на Донском кладбище, но позже перенесли прах на Новодевичье.

Произведения

  • 1875 – «Синяя ваза»
  • 1885 – «Автопортрет»
  • 1885 – «Портрет О. Ф. Трубниковой»
  • 1887 – «Девочка с персиками»
  • 1888 – «Девушка, освещенная солнцем»
  • 1889 – «Портрет П. А. Мамонтовой»
  • 1892 – «И. Е. Репин»
  • 1893 – «И. И. Левитан»
  • 1899 – «А. С. Пушкин»
  • 1899 – «Александр III»
  • 1900 – «Николай II»
  • 1901 – «Мика Морозов»
  • 1902 – «З. Н. Юсупова»
  • 1904 – «С. П. Дягилев»
  • 1909 – «Анна Павлова»
  • 1910 – «Похищение Европы»
  • 1910 – «Ида Рубинштейн»
  • 1911 – «Портрет О. К. Орловой»

Содержание

Серов Валентин Александрович – русский художник, в творческом наследии которого портреты и пейзажи, графические и живописные работы, выполненные в стилях реализма и импрессионизма. В начале ХХ века – один из популярнейших художников, имя которого было на слуху в самых высоких кругах.

Происхождение

Валентин Серов родился 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге. Отец его, Александр Николаевич Серов (1820-1871) был композитором. В зрелом возрасте он женился на Валентине Семёновне Бергман (1846-1924), увлечённой пианистке – позже она станет первой в истории России женщиной, признанной как композитор.

В семье сына называли Тошей (чтобы различать мать и ребёнка с одинаковыми именами). Близкие так его и называли всю жизнь – Тоша и даже Антон.

В доме Серовых всегда было многолюдно от разношерстных гостей. Со стороны отца это были серьёзные писатели, музыканты, тогда как к матери наведывались студенты-нигилисты (она была приверженкой Чернышевского). Случались жаркие либеральные споры, и Тоша часто был предоставлен сам себе.

Без отца

Ему было 6 лет, когда отца не стало. Мать ушла из консерватории и уехала в Мюнхен – здесь тогда была сильная композиторская школа. Сына пристроила к своей подруге, Н.Н. Друцкой-Соколинской, которая в своём имении Никольское Смоленской губернии основала экспериментальную коммуну (из детей растили идеальных граждан). Единственное, что здесь нравилось мальчику, так это природа. Тогда же он начинает рисовать, особенно привлекали лошади, которые стали его любовью на всю жизнь. Однажды воспитательница в наказание порвала рисунки – в биографии художника Серова обида на эту неумную женщину сыграла особую роль, она застряла занозой, и он навсегда запомнил, что к детям надо быть чутким и внимательным. Коммуна долго не продержалась, и Тошу отвезли к матери в Мюнхен.

Но он был помехой в занятиях матери музыкой, и его снова пристроили к чужим людям. Фрау Риммершмидт была доброй женщиной – Серов всю жизнь её вспоминал с благодарностью.

Начало

В А Серов Автопортрет 1885 г.

Уроки рисования художника Карла Кёппинга, которые он посещал в 1873 году, дали результаты. Валентина Семёновна отправила рисунок сына «Лев в клетке» Антокольскому, скульптору, с которым была знакома ещё по Петербургу. В ответном письме её уверили в несомненном таланте сына. С этого момента мать займётся его художественным образованием.

На зиму они уехали в Париж. Здесь учителем начинающего художника стал Репин, стажирующийся тогда от Академии художеств во Франции. Между тем пора было подумать о гимназии – в Москву 9-летний Валентин Серов, художник начинающий, но чрезвычайно увлечённый, увёз два десятка альбомов со своими рисунками.

Учиться – только художественному мастерству

Обучение в гимназии не давалось. Валентин её так и не окончил, он ни о чём не хотел думать, кроме рисования. Правда, много лет спустя он высказывал матери упрёки в том, что она не сумела заставить его получить образование.

Отчисленный из гимназии в 1879 году, Антоша с удовольствием переехал к Репину. Илья Ефимович был чутким учителем – он только направлял ученика, а тот, следуя собственному вкусу, изображал по наитию. И пришло время, когда Репин понял, что ученик готов к испытанию в Академию художеств. Осенью 1880 года зачисленный вольнослушателем, Серов одновременно посещает занятия в студии П.П. Чистякова, знаменитого профессора портретной живописи и гениального педагога, у которого и Репин учился. Впоследствии именно Чистякова как своего педагога Серов будет ценить и чтить более всего. И Чистяков будет отмечать ученика, как одного из наиболее понятливых и талантливых. Мастерство Серова, автопортрет которого работы 1881 года, выполненный карандашом, уже впечатляет, росло заметными темпами. «Говорят, что похож» – написано под автопортретом. С каждым новым произведением похвал и признания будет всё больше.

В 1882 году успешно сдал экзамены и был переведён в «академисты» на 3-й курс (вольнослушатели учениками не считались). Учёба в стенах Академии перемежалась с разъездами: к тётке, Аделаиде Семёновне Симонович-Бергман, к известному меценату Савве Мамонтову в Абрамцево, в путешествия на Кавказ и Крым. Везде много работает, появились первые карандашные портреты: Репина и Чистякова, любимых учителей, четы Мамонтовых, у которых подолгу жил. Живописный портрет их дочки Верушки, известный как «Девочка с персиками», восхитил весь абрамцевский кружок. Серов портретами увлекался всё больше – азарт вызывала задача точно подметить характер и настроение модели.

Мысль покинуть Академию возникла в 1884 году – ценным педагогом для Серова был только Чистяков, учиться стало скучно и как-бы незачем. Ещё весной 1885-го получил в Академии за этюд с натуры серебряную медаль, а осенью не вернулся на занятия с каникул. Молодой художник смело решил действовать самостоятельно: искать заказы, много работать, выставляться, делать себе имя и карьеру.

Личная жизнь в биографии Валентина Серова

Девочка с персиками 1887 г.

В 1879 году в доме тётки Валентин познакомился с Ольгой Трубниковой, сиротой-воспитанницей, родители которой были пациентами мужа Аделаиды Семёновны и умерли от туберкулёза. Ольга была милой, спокойной и трудолюбивой девушкой – Валентин, не выносивший твёрдых и властных, в мягкую Лёлю влюбился сразу. Два года понадобилось, чтобы и он, и Ольга поняли, что хотят быть вместе. Свадьбу пришлось ждать долгих восемь лет – стремящиеся к самостоятельности и независимости, при этом не имеющие средств, молодые люди трудились, чтобы соединиться. Ольга отправилась учительствовать в Одессу, а Серов пишет на заказ всё, что просят, даже лошадей.

В 1889 году Валентин с Ольгой обвенчались. Семейная жизнь складывалась на бегу – художник то в Москве, то в Петербурге, то в Европе. Поначалу жена его сопровождала, но с появлением детей это стало невозможно.

В семье родилось шесть детей – четыре сына и две дочери.

Годы признания

К началу 1890-х биография и творчество Валентина Серова чрезвычайно насыщены – он стал известен не только в кругах, близких к искусству, но и в высших. Так, художник написал картину «Александр III с семьёй», групповой портрет для павильона у часовни, поставленной на месте крушения поезда, в котором ехал император (29 октября 1888 года). На картину впоследствии крестились, как на икону – спасение царской семьи было принято за чудо. Какой Серов художник, восхищало многих Романовых – он написал более десяти портретов особ царствующей династии. При работе часто приходилось писать не с натуры, а с фотоснимков. Но картины Серова не были их живописным дубликатом – используя всего два-три сеанса позирования (сколько выделяли), художник умело схватывал самые тонкие нюансы характеров и настроений.

С 1890 года начал преподавать, сначала в частном порядке, с 1901 года в Училище живописи и школе-мастерской Е.Н. Званцевой. В 1905-м отказался от звания академика в знак протеста (январский расстрел его шокировал). В 1909-м покинул московское Училище живописи, ваяния и зодчества после почти десяти лет преподавания – это тоже был протест, когда градоначальник своей властью исключил из училища талантливейшую Анну Голубкину как неблагонадёжную.

Репин сагитировал его в Товарищество передвижников – Серов у них выставлялся, а в 1894 году стал членом ТПХВ (вышел из него в 1909, когда Товарищество исчерпало себя). Иллюстрировал М.Ю. Лермонтова, собрание сочинений поэта, изданное к 50-летию его гибели, басни Крылова и другие книги. Работал над афишами и декорациями, по заказу Дягилева в 1911 году создаёт великолепный занавес, сказочное начало и окончание балета «Шахерезада».

Портретная плеяда

Среди картин Валентина Серова всегда выделялись портреты – тщательная подготовка, выбор позы портретируемого и поставленная перед собой задача подметить и отобразить суть натуры, а не просто внешнее сходство, привели к созданию великолепной и обширной галереи известных личностей, современников живописца. Биография художника Серова и его картины – ценнейшие источники знаний и красноречивые средства знакомства с людьми, причастными к истории России, её культуре и искусству. Кроме членов императорской фамилии ему позировали Шаляпин и Ермолова, Горький и Дягилев, Станиславский и Третьяков, Репин и Левитан… Это лишь краткий список.

Хороший друг, верный муж, порядочный человек

Девушка, освещённая солнцем 1888 г.

Он ценил дружбу и искренность в отношениях. Надёжный товарищ, Серов с самым близким другом Константином Коровиным был тесно связан всю жизнь, хотя они были совсем непохожи по темпераменту, привычкам. Неразлучную парочку друзья в шутку называли «Коров и Серовин».

Богемным художником в привычном понимании Серов не был: аккуратный, сдержанный, немногословный. В мастерской чистота и порядок. Верный и любящий супруг – обожал свою семью, детей и никогда не заводил романов на стороне. «Я не развратим» – с присущим ему юмором говорил Серов матери. Детские портреты из галереи Серова прекрасно демонстрируют, каким нежным он был отцом.

Принципиальный во всём, что, по его убеждениям, недопустимо, кристально честный – его уважали, с его мнением считались, к его словам прислушивались. «Совесть «Мира искусства» – так называл его Александр Бенуа.

Имя Серова неотрывно от Третьяковской галереи. Художника связывает с музеем не только личное знакомство с его основателем и приятельские отношения с наследниками. Живописец – член Совета галереи, в своё время повлиявший на появление в Третьяковке произведений многих художников Серебряного века. Собственная скромность не позволяла пользоваться положением – свои картины рекомендовать Серов считал неэтичным.

Последние годы

В 1908 году хлопоты новоселья (семья переехала в Ваганьковский переулок) совместились с заботами в связи с рождением дочери Наташи. Художник много работает, в основном пишет портреты. Уход в 1909-м из МУЖВЗ даёт мастеру много времени для творческих процессов, и он активен – наброски Серова этого периода и законченные произведения живописи свидетельствуют об огромных планах художника. Но всё чаще подводит здоровье.

5 декабря 1911 года 46-летнего Валентина Серова, мужчины в самом расцвете сил и молодого отца, не стало. Причиной смерти был приступ стенокардии.

Самые известные произведения Серова, художника двух столетий

Серов – мастер, соединивший искусство XIX и ХХ века. Не отрицая и очень взвешенно применяя приёмы импрессионизма и методы модернизма, всегда оставался реалистом и искуснейшим мастером психологического портрета.

Наиболее известны его картины под названиями:

  • «Яблоки и листья» (1879);
  • «Автопортрет» (живописный, 1880-х) – визитная карточка Серова;
  • «Девочка с персиками» (1887);
  • «Девушка, освещённая солнцем» (1888);
  • «Заросший пруд. Домотканово» (1888);
  • «Дети» (1899);
  • «Портрет Мики Морозова» (1901);
  • «Пётр I» (1907);
  • «Портрет Иды Рубинштейн» (1910);
  • «Похищение Европы» (1910) .

Валентин Серов и им написанные творения – настоящий клад, ценность которого с течением лет только возрастает. Всё дальше по времени становятся герои картин художника, реальные люди, тем важнее для истории сохранить образы этих некогда важных для отчизны людей и понять их характеры.

Топ известных картин Серова, смотреть подборку

Смотрите также:

Девушка с сережкой

Исаак Ильич Левитан биография

Юрий Пименов Новая москва

Великий русский живописец Валентин Серов был знаменитым портретистом уже при жизни. Многие именитые семейства стремились заказать у него портреты всех членов семьи. В разные годы он запечатлел в красках Репиных, Мамонтовых, Юсуповых и даже членов императорской семьи Романовых. При этом художник иногда не упускал случая злоупотребить привилегиями своей известности и востребованности. Он не церемонился с заказчиками, даже весьма влиятельными. Об этом в свое время ходили легенды. Дошли они и до наших дней.Серов принадлежит к числу тех немногих художников, которые всегда вызывали повышенный интерес. Современники называли его «Львом Толстым русской живописи» за умение проникновенно и точно передать натуру, заглянув под маску, где некоторые искусно могли скрывать особенности своего характера. От его пронзительного взгляда мало кому из портретируемых удавалось укрыться. «У меня проклятое зрение, я вижу всякую мелочь, каждую пору на теле. Это гадость». «У меня аппарат фо-то-гра-фический… Глаз дрянной!»– говорил В.А. Серов, который мог заглянуть в саму душу портретируемого и вынести её сущность на всеобщее обозрение. За что его откровенно многие побаивались. Валентин Серов и его портретная живопись.ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему русские дворяне опасались заказывать портреты у Серова.

Как всё начиналось

В 1869 году семья Серовых с четырёхлетним Валентином уехала из России во Францию, а в 6 лет мальчик остался без отца. Его мать, Валентина Семёновна, потеряв поддержку мужа, решила сразу приучить сына к какому-либо ремеслу и отдала его учиться в коммуну художников. Но вскоре коммуну закрыли. И он оказался в учениках тогда еще совсем молодого Ильи Репина, жившего в Париже. Детские портреты Валентина Серова.Позже, занимаясь в гимназии, юный Серов все так же находился под присмотром своего учителя. И в свободное от учебы время молодой художник и юный ученик вместе рисовали натурщиков, ходили на этюды, зарисовывали античные статуи. А ведь именно Репин первым разглядел талант будущего Серова-портретиста. Позже он скажет: «…его искусство подобно редкому драгоценному камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования». Вера Репина – супруга Ильи Репина. 1881 год. / Портрет И.Е. Репина. 1892 год. Третьяковская галерея. Автор: Валентин Серов. ( Первые портреты Серова).Свой бунтарский характер Валентин проявил очень рано. Считая, что гимназия не может дать ему больше, чем уже дала – Серов в 1880-м ушел из неё. И вновь оказался рядом Илья Репин, благодаря прошению которого, 15-летнего Серова зачислили вольнослушателем, а через год учеником в Академию художеств Санкт-Петербурга. Наставником будущей знаменитости стал П.П. Чистяков, который не мог нарадоваться на талантливого студента. Но спустя шесть лет Серов принял решение оставить академию – взял там все, что мог, и пустился в свободное плавание, зарабатывая на жизнь живописью. И нужно сказать вполне успешно. Выбрав портретный жанр своим основным направлением, молодой художник имел немало заказов. А со временем желающих иметь портрет от Серова уже было сколько, что художнику приходилось даже многим отказывать.

Сотни часов позирования

Серов слыл беспощадным художником: работал медленно и героям своих творений никогда не льстил. К тому же изматывал портретируемых длительностью сеансов. Если другие коллеги-художники старались закончить сеансы побыстрее, Серову приходилось позировать для одной картины до ста раз. Валентин Александрович не мог работать над портретом без позера и без того, чтобы подобрать идеальный интерьер и позу. Нередко заставлял он портретируемых дам переодеть с десяток, а то и больше платьев. Порой он много раз переделывал уже начатую работу в поисках лучшего ракурса и цветового решения. Девушка, освещенная солнцем, 1888 год. / Мария Яковлевна Львова (Симонович). 1895 год. Автор: Валентин Серов.Так, работая над картиной «Девушка, освещенная солнцем», живописцу и модели пришлось работать в течение 90 сеансов. Мария Симонович, двоюродная сестра художника, послужившая моделью к этому образу вспоминала, как позировала Серову: «… Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения… В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение; часто художник, желая достигнуть еще более совершенного, портит то, что есть. Я этого боялась и потому со спокойной совестью сбежала, именно сбежала в Петербург под предлогом своих занятий по скульптуре в школе Штиглица». Удивительная история, связанная с этой картиной, в нашей публикации: История одного портрета кисти Серова: как сложилась судьба «девушки, освещенной солнцем»

Портреты членов семьи Мамонтовых

Относительно быстро велась работа в том случае, если модель была хорошо знакома самому живописцу. Тогда Серову хватало всего нескольких дней или недель, чтобы понаблюдать за моделью в привычной для нее среде и создать живописный портрет. Так еще в отрочестве Валентин Серов познакомился с купцом-филантропом Саввой Мамонтовым. Тогда юный художник не просто жил и творил за счёт мецената — постепенно он стал другом его семьи. А позже, учась в академии, он нередко летом гостил подмосковном имении Мамонтовых в Абрамцево. Тогда и появился портрет кисти Серова, на котором художник запечатлел старшую дочь Саввы, Людмилу, а потом и самого отца. Годами позже он напишет и меньшую дочь мецената – Верочку. Портрет Людмилы Мамонтовой. 1982 год. / «Девочка с персиками». 1887 год. Автор: Валентин Серов.Серов позже писал о том периоде: «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти». Любопытно, что 12-летняя Вера Мамонтова согласилась неделям позировать для картины «Девочка с персиками» только в обмен на ежедневное катание на лошадях с Валентином Александровичем.Именно этот, портрет написанный 22-летним художником, справедливо станут называть гимном юности, чистоты, свежести, жажды жизни. Именно он прославил автора ещё при жизни и привлек к нему внимание августейших особ царской фамилии. Портреты Прасковьи Мамонтовой – племянницы Савы Мамонтова в 1887 и в 1889 году. Автор: Валентин Серов.ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как сложилась судьба «девочки с персиками»: 7 удивительных фактов о самой известной картине Серова.

Портреты Романовых кисти Серова

В конце 80-х и начале 90-х Серов был приглашен в Императорский дом и создал целую галерею образов. Начиная с правящего императора и заканчивая его детьми. Портрет Александра III в мундире датской Королевской лейб-гвардии (1899). Копенгаген. / Портрет великой княжны Ксении Александровны, старшей дочери императора. (1893). Автор: Валентин Серов. Портрет великой княжны Ольги Александровны в детстве. (1893). / Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. (1893). Автор: Валентин Серов.Затем последовал длительный перерыв в связи с плохим самочувствием и смертью Александра III. В дом Романовых художник вернулся весной 1900 года. Художник по случаю вступления на престол Николая II начал работать над его портретом в форме шефа шотландских драгун. А когда на холсте, по мнению художника, был поставлен последний штрих, Серов предложил царю написать его “домашний портрет” для императрицы. Николай хотя и был утомлен длительным позированием для первого портрета, все же согласился. И на эту работу, судя по дневникам императора, у портретиста ушло всего пять дней. Портрет императора Николая II в форме шефа Шотландских серых драгун. / Домашний портрет Николая II.(1900). Третьяковская галерея. Автор: Валентин Серов.Правда, во время последнего сеанса произошел инцидент после которого живописец больше никогда не писал в доме Романовых:”В этом доме я больше не работаю”,- ответит он пару лет спустя на приглашение написать еще один портрет императора. Все попытки Николая II вернуть расположение непокорного художника были тщетны. Ведь Серов никогда не считал себя придворным живописцем Что же произошло и почему Серов так был категоричен, читайте в нашей публикации: Бунтарский дух Валентина Серова: Художник, осмелившийся предложить императрице подправить портрет Николая II

Юсуповы кисти Серова

Начиная с 1900года и до конца своих дней художник напишет еще множество портретов богатых и знаменитых людей Российской Империи. Тех, кому симпатизировал и тех, которые вызывали в нем иронию и сарказм. Проводя много времени в среде высшего общества, живописец неизбежно сближался со своими натурщиками. Поэтому число сеансов позирования напрямую зависело от того, насколько хорошо художник знал модель. Если это был кто-то из его знакомых, кого он мог наблюдать в быту и чей характер был хорошо ему известен, работа над портретом могла занять всего от считанных дней до нескольких недель. Княгиня Зинаида Юсупова. 1902 год. Русский музей. Автор: Валентин Серов.К примеру, работая над серией портретов представителей княжеской фамилии Юсуповых. Он жил с ними в подмосковной усадьбе, поэтому дело продвигалось довольно быстро. Так, на создание портрета княгини Юсуповой ушла всего лишь одна неделя, младшего сына князя Юсупова он писал чуть более двух недель, а на главу семьи ушло три недели. Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон. 1903 год. Русский музей. Автор: Валентин Серов.А вот с портретом старшего сына Серову долго пришлось помучиться. Николай категорически не хотел позировать, да и с самим Серовым они с самого начала не поладили. У художника долго не поднималась рука нанести даже первый штрих из-за «капризности выражения его лица». В итоге портрет вышел как будто бы незаконченным, а выражение лица отпрыска княжьего рода – весьма непривлекательным. Чего нельзя сказать о меньшем из семьи Юсуповых. Князь Феликс Юсупов. 1903 год. / Князь Николай Юсупов. 1903 год. Русский музей. Автор: Валентин Серов.

Сарказм, ирония и карикатуризм в портретах Серова

Ну, а если Серову не нравилась модель, то он и вовсе мог превратить портрет в завуалированный шарж, при этом заказчик об этом мог даже и не догадаться. Как правило, это замечало окружение и тогда портретируемый оказывался в неловком положении. Именно так художник поступил с княжной Ольгой Константиновной Орловой, написав с нее, по ее собственному заказу, ростовой портрет, а по сути – шарж, и притом не очень-то дружеский. Светская львица была одной из первых модниц, имела репутацию эффектной и элегантной дамы. Серов же в ее глаза был всего лишь «модным портретистом», инструментом для увековечивания ее изящества. Но Серов думал иначе: чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Он считал княгиню пустой, надменной и не слишком привлекательной. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской. 1911 год. Автор: Валентин Серов.Подробнее об этой истории вы можете узнать из публикации: Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова Еще более дерзким художник оказался по отношению к скандально известной танцовщице Иде Рубинштейн, не имеющей ни балетного, ни театрального образования. Ее танцы многие называли бездарными и вызывающими. А её саму сравнивали с героиней модерна. У нее была нестандартная внешность, которая по тем временам считалась весьма далекой от канонов красоты: очень высокая, субтильная и угловатая Серов сознательно использовал в изображении стилизацию, отдавая дань новомодному течению в искусстве – модерну: чрезмерно удлинил ноги танцовщицы, деформировав все ее тело, заостряет контур, превращая обнаженную женщину в бесплотное существо, лишенное женственности и чувственности. В. Серов. Портрет Иды Рубинштейн, 1910.ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:Скандальный «Портрет Иды Рубинштейн»: почему Серова обвинили в надругательстве над красотой. Выдающийся портретист и один из наиболее значительных мастеров России заслужил свою популярность, действительно, той правдой, которую он искал в людях. Брюсов в свое время писал о портретах художника: «Портреты Серова – всегда суд над современниками… Собрание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени». Но каким бы там ни был жестким и бескомпромиссным художник, “серовской кисти” вожделели очень многие, и вопреки всему знатные аристократы выстраивались к нему в очередь.

P.S. О личном и сокровенном

Портреты Ольги Трубниковой-Серовой.Повествование о гениальном живописце России не было бы полным если бы мы не коснулись его личной жизни. Оленька Трубникова, воспитанница тетушки Серова, всю жизнь посвятила творчеству своего мужа, его детям и внукам. А он, без памяти любящий свою Лёленьку был всецело предан ей. Об удивительной истории их любви вы узнаете из нашей публикации: Почему художник Серов ждал свадьбы с сиротой целых 9 лет. В их счастливом браке родилось шестеро детей, меньших из которых после ранней смерти художника, пришлось самой поднимать Ольге Фёдоровне. Как впоследствии сложились судьбы наследников Валентина Серова в нашем обзоре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий