Поль Гоген – биография и картины художника в жанре Символизм, Постимпрессионизм – Art Challenge

Биография

Он был успешным предпринимателем и за несколько лет умудрился сколотить крупное состояние, которого хватило бы для обеспечения всей семьи – жены и пятерых детей. Но в один момент этот человек пришел домой и заявил, что хочет надоевшую финансовую занятость променять на масляные краски, кисти и холст. Таким образом, он покинул биржу и, увлекаясь любимым делом, остался ни с чем.

image
Художник Поль Гоген

Сейчас постимпрессионистские полотна Поля Гогена оцениваются не в один миллион долларов. Например, в 2015 году картина художника под названием «Когда свадьба?» (1892), изображающая двух таитянок и живописный тропический ландшафт, была продана на аукционе за $300 млн. Но получилось так, что при жизни талантливый француз, как и его коллега по цеху Ван Гог, так и не удостоился заслуженных признания и славы. Ради искусства Гоген сознательно обрек себя на существование бедного скитальца и променял богатую жизнь на неприкрытую бедность.

Детство и юность

Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.

image
Автопортрет Поля Гогена

Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье. Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии». Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.

Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.

Портреты Поля Гогена

Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.

Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека. За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры. Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.

Поль Гоген

Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий. В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии. Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.

После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.

Молодой Поль Гоген

Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище. Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом. Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.

Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни. Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию. В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.

Эпатажный Поль Гоген

Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.

Живопись

Талантливый Гоген преуспел в своей профессии, у мужчины начали водиться деньги. За десять лет карьеры он стал почтенным человеком в обществе и сумел обеспечить семью комфортабельной квартирой в центре города. Подобно своему опекуну Гюставу Арозе, Поль стал скупать картины знаменитых импрессионистов, а в свободное время вдохновленный полотнами Гоген начал пробовать свой талант.

Картина Поля Гогена «Когда свадьба?»

В период с 1873 по 1874 годы Поль создал первые яркие пейзажи, в которых отражалась перуанская культура. Одна из дебютных работ молодого художника – «Лесная чаща в Вироффе» – была выставлена в Салоне и получила восторженные отзывы критиков. Вскоре начинающий мастер познакомился с Камилем Писсарро, французским живописцем. Между этими двумя творческими людьми завязались теплые дружеские отношения, Гоген часто заходил в гости к своему наставнику в северно-западном пригороде Парижа – Понтуазе.

Картина Поля Гогена «Бретонская деревня под снегом»

Художник, ненавидящий светскую жизнь и любящий уединение, все чаще проводил свободное время за рисованием картин, постепенно брокера начинают воспринимать не как работника крупной компании, а как одаренного художника. Во многом на судьбе Гогена сказалось знакомство с неким Эдгаром Дега, оригинальным представителем импрессионистского движения. Дега поддерживает Поля как морально, так и материально, скупая его экспрессивные полотна.

Картина Поля Гогена «Шьющая женщина»

В поисках вдохновения и отдыха от шумной столицы Франции мастер собрал чемоданчик и отправился в путешествие. Так он бывал в Панаме, жил у Ван Гога в Арле, посещал Бретань. В 1891 году, вспоминая счастливое детство, проведенное на родине матери, Гоген уезжает на Таити – вулканический остров, просторы которого дают волю фантазии. Он любовался коралловыми рифами, густыми джунглями, где произрастают сочные плоды, и лазурными морскими берегами. Поль старался передавать все увиденные природные краски на полотнах, за счет чего творения Гогена получались самобытными и яркими.

Картина Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»

Художник наблюдал за происходящим вокруг и подсмотренное чутким художественным взором запечатлевал в своих произведениях. Так, сюжет картины «А, ты ревнуешь?» (1892) предстал перед глазами Гогена в реальности. Только что искупавшиеся две сестры-таитянки легли в непринужденных позах на берег под палящим солнцем. Из девичьего диалога о любви Гоген услышал раздоры: «Как? Ты ревнуешь!». Позже Поль признавался, что это полотно является одним из любимейших его творений.

Картина Поля Гогена «Дух мертвых не дремлет»

В том же 1892 году мэтр написал мистическое полотно «Дух мертвых не дремлет», выполненное в мрачных, загадочных фиолетовых тонах. Взору зрителя предстает обнаженная таитянка, лежащая на кровати, а позади нее дух в мрачном одеянии. Дело в том, что однажды в светильнике художника закончилось масло. Он чиркнул спичкой, чтобы осветить пространство, тем самым напугав Техуру. Поль начал размышлять, могла бы эта девушка принять художника не за человека, а за привидение или духа, которых очень боятся таитяне. Эти мистические раздумья Гогена навеяли ему сюжет картины.

Картина Поля Гогена «Женщина, держащая плод»

Через год мастер пишет другую картину под названием «Женщина, держащая плод». Следуя своей манере, Гоген подписывает этот шедевр вторым, маорийским, названием Euhaereiaoe («Куда [ты] идёшь?»). В этом произведении, как и во всех работах Поля, человек и природа статичны, будто бы сливаются воедино. Первоначально это полотно приобрел российский купец Морозов, в настоящее время произведение находится в стенах Государственного Эрмитажа. Помимо прочего, автор «Шьющей женщины» в последние годы жизни написал книгу «НоаНоа», опубликованную в 1901 году.

Личная жизнь

Поль Гоген в 1873 году сделал предложение руки и сердца датчанке Мэтте-Софи Гад, которая ответила согласием и подарила возлюбленному четверых детей: двоих мальчиков и двух девочек. Гоген обожал своего первенца Эмиля, который родился в 1874 году. Многие полотна мастера кистей и красок украшает изображение серьезного мальчика, который, судя по работам, увлекался чтением книг.

Поль Гоген с женой

К сожалению, семейная жизнь великого импрессиониста не была безоблачной. Картины мэтра не продавались и не приносили былого дохода, а супруга художника не придерживалась мнения, что с милым рай и в шалаше. Из-за бедственного положения Поля, который еле сводил концы с концами, между супругами часто возникали ссоры и конфликты. После приезда на Таити Гоген взял в жены молодую местную красавицу.

Смерть

Пока Гоген находился в Папеэте, он работал весьма продуктивно и умудрился написать около восьмидесяти полотен, которые считаются лучшими в его послужном списке. Но судьба готовила талантливому мужчине новые препятствия. Гоген не сумел удостоиться признания и славы в кругу почитателей творчества, поэтому окунулся в депрессию.

Могила Поля Гогена

Из-за черной полосы, которая настала в его жизни, Поль не раз предпринимал попытки самоубийства. Душевное состояние художника породило угнетение здоровья, автор «Бретонской деревни под снегом» заболел проказой. Великий мастер скончался на острове 9 мая 1903 года в возрасте 54 лет.

Дональд Сазерленд в роли Поля Гогена

К сожалению, как часто это и бывает, слава пришла к Гогену только после смерти: через три года после кончины мэтра его полотна выставили в Париже на всеобщее обозрение. В память о Поле в 1986 году был снят фильм «Волк на пороге», где роль художника исполнил знаменитый актер Голливуда Дональд Сазерленд. Также британский прозаик Сомерсет Моэм написал биографическое произведение «Луна и грош», где прототипом главного героя стал Поль Гоген.

Произведения

  • 1880 – «Шьющая женщина»
  • 1888 – «Видение после проповеди»
  • 1888 – «Кафе в Арле»
  • 1889 – «Жёлтый Христос»
  • 1891 – «Женщина с цветком»
  • 1892 – «Дух мёртвых не дремлет»
  • 1892 – «А, ты ревнуешь?»
  • 1893 – «Женщина, держащая плод»
  • 1893 – «Её звали Вайраумати»
  • 1894 – «Забава злого духа»
  • 1897–1898 – «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
  • 1897 – «Больше никогда»»
  • 1899 – «Сбор плодов»
  • 1902 – «Натюрморт с попугаями»

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Updated: 16.08.2020

Поль Гоген (Eugène Henri Paul Gauguin; родился 7 июня 1848 — умер 8 мая 1903 гг.) был французским живописцем, чье имя неразрывно связано с зарождением и развитием постимпрессионизма. Наряду с Полем Сезанном (Paul Cézanne), Ван Гогом (Vincent van Gogh) и Анри Тулуз-Лотреком (Henri de Toulouse-Lautrec), Поль Гоген впитал уроки импрессионистов, а затем — отрекся от стиля, создав на его «обломках» собственную художественную манеру.

Биография и творчество Поля Гогена

Эжен Анри Поль Гоген появился на свет в Париже, теплым летним днем 7 июня 1848 года. И практически сразу младенец оказался вовлеченным в вихрь политических событий: после поражения революции отец семейства, обозреватель либеральной газеты «Le National», Кловис Гоген решил перевезти семью в Перу. Начать новую жизнь в Южной Америке ему не довелось — в пути он внезапно скончался от разрыва аневризмы. Овдовевшая мать нашла пристанище у богатых родственников в Лиме: там прошли ранние годы будущего художника, оставившие в душе самые яркие впечатления.

Когда для Поля Гогена подошла пора обучения, семья вернулась во Францию. В Орлеане он сменил несколько школ и закончил католическую семинарию, которую ненавидел. Юноша мечтал о мореходном училище, которое открыло бы ему возможность путешествовать по миру, знакомиться с другими странами. Однако экзамен он провалил, в 1865 году завербовался в торговый флот матросом и в этом качестве плавал в Бразилию, Чили, Европу.

После франко-прусской войны знакомства помогли ему стать биржевым маклером. Молодой человек сумел добиться благосостояния и высокой репутации в деловых кругах и в 1873 году вступил в брак с датчанкой Метте Гад. К этому же времени относятся первые опыты Поля в живописи. Он посещал класс в частной академии Коларосси, где постигал азы рисунка с натуры.

В 1876 году Гоген выставил свою первую картину на Салоне — ежегодной парижской выставке. Работу Гогена заметил патриарх импрессионизма Камиль Писсарро (Jacob Abraham Camille Pissarro), о котором Поль в конце жизни написал: «Он был одним из моих учителей, и от этого я не отрекусь».

В 1883 году, уже будучи отцом пятерых детей, Гоген потерял работу из-за кризиса на биржевом рынке и принял решение целиком посвятить себя искусству. Надежды преуспеть на новом поприще быстро развеялись как дым, жена забрала детей и уехала к родителям в Данию.

В 1891 году, после нескольких лет проживания в Бретани, где вокруг него сгруппировались молодые художники понт-авенской школы, живописец отправляется на Таити, где обретает «второе дыхание». За один только следующий год он написал более 80 произведений.

После краткого визита в Париж в 1895 году Гоген возвращается во Французскую Полинезию — на этот раз навсегда. Здесь, в сочиненном им самим тропическом раю, он нашел упокоение 8 мая 1903 года — не признанный, одинокий, покинутый близкими.

Самые известные картины Поля Гогена

Картина Поля Гогена — «Когда свадьба?» — одна из самых известных работ. Создана в 1892 году, в период наибольшего творческого подъема автора. Моделью послужила юная Техаману, возлюбленная художника. Гогену удалось выразить неспешное течение таитянской жизни, гармонично согласованное с ритмами природы.

Картина два года удерживала рекорд, считаясь самым дорогим произведением искусства в мире, после того как владелец, швейцарский коллекционер, продал ее в 2015 году королевской семье Катара за $300 млн.

Художественным завещанием мастера принято считать произведение, в название которого он вынес три извечных вопроса: «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?». Работая над ним, творец одновременно пытался побороть желание покончить счеты с жизнью. Это был период глубокой депрессии: он получил известие о том, что в Копенгагене от пневмонии умерла его любимая дочь Алина.

Огромное, почти четырехметровое полотно создано в 1897 году в форме фриза: изображенные на нем фигуры олицетворяют жизненный путь человека от рождения до смерти и настраивают зрителя на символическое прочтение. Многие образы панно являются мотивами отдельных произведений художника, а все оно в целом словно обобщает вопросы, которые звучали в прежних его картинах.

Завершив работу, Гоген все же совершил попытку суицида. Поднявшись в горы, он принял мышьяк, однако слишком большая доза яда вызвала неукротимую рвоту, что и спасло его. Оправившись, несостоявшийся самоубийца почувствовал давно забытую жажду жить и творить.

На закате жизни художник создал ряд значительных произведений:

  • «Белый конь», 1898;
  • «Сбор плодов», 1899;
  • «Великий Будда (Идол)», 1899;
  • «Золото их тел», 1901;
  • «Юная девушка с веером», 1902;
  • «Натюрморт с попугаями», 1902.

Как это часто бывает, мастер не был по достоинству оценен современниками, и лишь после его смерти у всех будто раскрылись глаза. На ретроспективной выставке работ Гогена, прошедшей через три года после его кончины, запоздалая слава догнала живописца.

Масштаб таланта и незаурядность личности Гогена впоследствии не раз вдохновляли литераторов и кинематографистов. У Сомерсета Моэма в «Луне и грош» он выведен под именем Чарльза Стрикленда, Марио Варгас Льоса посвятил ему роман «Рай — немного дальше». В биографических фильмах о художнике на главную роль приглашались такие звезды как Дональд и Кифер Сазерленды (в разных кинолентах), Венсан Кассель.

Современные художники также черпают идеи в наследии мятежного романтика. Приобрести их работы вы можете на аукционах площадки Very Important Lot или напрямую у авторов. Кто знает, быть может, в будущем они составят славу вашей коллекции.

Поля Гогена можно корить за многое – измены официальной супруге, безответственное отношение к детям, сожительство с несовершеннолетними, богохульство, крайний эгоизм.

Но что это значит в сравнении с величайшим талантом, которым наградила его судьба?

Гоген – это сплошь противоречие, неразрешимый конфликт и жизнь, похожая на приключенческую драму. А ещё Гоген – это целый пласт мирового искусства и сотни картин. И совершенно новая эстетика, которая до сих пор удивляет и восхищает.

Жизнь обычная

Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в весьма незаурядной семье. Матерью будущего художника была дочь известной писательницы. Отец – журналистом политического журнала.

В 23 года Гоген находит хорошую работу. Он становится преуспевающим биржевым маклером. Но по вечерам и в выходные он рисует.

В 25 он женится на голландке Метте Софи Гад. Но их союз – не история о великой любви и почётном месте музы великого мастера. Ибо искреннюю любовь Гоген испытывал лишь к искусству. Которую жена не разделяла.

Если и изображал Гоген супругу, то редко и довольно специфично. Например, на фоне стены серо-коричневого цвета, отвернувшейся от зрителя.

Поль Гоген. Метте спит на диване. 1875 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Однако супруги родят пятерых детей, и, пожалуй, кроме них их в скором времени ничего не будет связывать. Метте считала занятия живописью мужа пустой тратой времени. Она выходила замуж за обеспеченного маклера. И хотела вести комфортную жизнь.

Поэтому однажды принятое мужем решение бросить работу и заниматься только живописью для Метте было сильнейшим ударом. Их союз, конечно, не выдержит такого испытания.

Начало искусства

Первые 10 лет брака Поля и Метте прошли спокойно и благополучно. Гоген был лишь любителем в живописи. И рисовал только в свободное от биржи время.

Более всего Гогена прельщали импрессионисты. Вот одна из работ Гогена, написанная с типичными для импрессионизма бликами света и милым уголком сельской местности.

Поль Гоген. Птичник. 1884 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Гоген активно общается с такими выдающимися живописцами своего времени как Сезанн, Писсаро, Дега.

Их влияние чувствуется в ранних работах Гогена. Например, в картине “Сюзанна за шитьем”.

Поль Гоген. Сюзанна за шитьем. 1880 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. The-athenaeum.com

Девушка занята своим делом, а мы словно подглядываем за ней. Вполне в духе Дега.

Гоген не стремится ее приукрасить. Она сгорбилась, что сделало ее осанку и живот малопривлекательными. Кожа же “безжалостно” передана не только бежевым и розовым, но и синим и зелёным цветами. А это уже вполне в духе Сезанна.

А некоторая безмятежность и умиротворение взяты явно у Писсарро.

1883 год, когда Гогену исполняется 35 лет, становится переломным в его биографии. Он ушёл с работы на бирже, уверенный, что быстро прославится, как живописец.

Но надежды не оправдались. Накопленные деньги быстро закончились. Супруга Метте, не пожелав жить в бедности, уезжает к родителям, забрав детей. Это означало крах их семейного союза.

Гоген в Бретани

Лето 1886 г. Гоген проводит в Бретани на севере Франции.

Именно здесь Гоген выработает свой индивидуальный стиль. Который уже будет мало меняться. И по которому он так узнаваем.

Простота рисунка, граничащая с карикатурой. Большие участки одного цвета. Яркие краски, особенно много желтой, синей, красной. Нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими. А ещё таинственность и мистичность.

Все это мы видим в одном из главных шедевров Гогена бретонского периода – “Видение после проповеди или Борьба Иакова с Ангелом”.

Поль Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с Ангелом). 1888 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Реальное встретилось с фантастическим. Бретонские женщины в характерных белых чепцах видят сцену из Книги Бытия. Как Иаков борется с Ангелом.

Кто-то смотрит (в том числе корова), кто-то молится. И все это на фоне красной земли. Как будто дело происходит в тропиках, перенасыщенных яркими красками. Однажды Гоген уедет в настоящие тропики. Не потому ли, что его цвета более там уместны?

В Бретани был создан ещё один шедевр – «Жёлтый Христос». Именно это картина является фоном к его автопортрету (в начале статьи).

Поль Гоген. Желтый Христос. 1889 г. Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало. Muzei-Mira.com

Уже по этим картинам, созданным в Бретани, видно существенное отличие Гогена от импрессионистов. Впечатленцы изображали свои зрительные ощущения, не внося никакого скрытого смысла.

А вот для Гогена иносказательность была важна. Недаром он считается зачинателем символизма в живописи.

Посмотрите, насколько спокойны и даже равнодушны бретонки, сидящие вокруг распятого Христа. Так Гоген показывает, что жертва Христа давно забыта. И религия для многих стала лишь набором обязательных ритуалов.

Зачем же художник изобразил себя на фоне своей же картины с желтым Христом? За это его многие верующие не любили. Считая такие “жесты” богохульством. Гоген считал себя жертвой вкусов публики, которая не принимает его творчество. Откровенно сравнивая свои страдания с мученичеством Христа.

А публика на самом деле с трудом его понимала. В Бретани мэр одного городка заказал портрет своей жены. Так появилась “Прекрасная Анжела”.

Поль Гоген. Прекрасная Анжела. 1889 г. Музей д’Орсе, Париж. Vangogen.ru

Реальная Анжела была в шоке. Она и представить себе не могла, что будет такой “прекрасной”. Узкие поросячьи глазки. Распухшая переносица. Огромные костлявые руки.

А рядом экзотическая статуэтка. Которую девушка расценила, как пародию на своего мужа. Ведь он был ниже ее ростом. Удивительно, что заказчики не растерзали полотно в порыве гнева.

Гоген в Арле

Понятно, что случай с “Прекрасной Анжелой” заказчиков Гогену не прибавил. Нищета вынуждает его согласиться на предложение  Ван Гога  о совместной работе. Он поехал к нему в Арль, юг Франции. Надеясь, что совместный быт будет легче.

Здесь они пишут одних и тех же людей, одни и те же места. Как, например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Хотя стилистика разная. Думаю, вы легко догадаетесь (если раньше не видели этих картин), где рука Гогена, а где – Ван Гога.

Информация о картинах в конце статьи*

Но властный, самоуверенный Поль и нервный, вспыльчивый Винсент не смогли ужиться под одной крышей. И однажды, в пылу ссоры Ван Гог едва не убил Гогена.

С дружбой было покончено. А Ван Гог, терзаемый угрызениями совести, отрезал себе мочку уха.

Гоген в тропиках

В начале 1890-х художником овладевает новая идея – организовать мастерскую в тропиках. Обосноваться он решил на Таити.

Жизнь на островах оказалась не такой радужной, как представлялась Гогену поначалу. Туземцы его приняли холодно, да и «нетронутой культуры» осталось мало – колонисты давно привнесли в эти дикие места цивилизацию.

Местные жители редко соглашались позировать Гогену. А если и приходили в его хижину, то прихорашивались на европейский лад.

Поль Гоген. Женщина с цветком. 1891 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. Wikiart.org

Всю свою жизнь во французской Полинезии Гоген будет искать «чистую» туземную культуру, селясь как можно дальше от обустроенных французами городов и деревень.

Диковинное искусство

Несомненно, Гоген открыл новую эстетику в живописи для европейцев. С каждым пароходом он отправлял свои картины на «большую землю».

Полотна, изображавшие голых темнокожих красавиц в первобытном антураже вызывали большой интерес у европейского зрителя.

Таитяне были сторонниками свободной любви. Поэтому чувство ревности им практически не свойственно. Одна девушка на картине скорее всего провела ночь с возлюбленным другой. И искренне не понимает, почему её подруга при этом ревнует.

Более подробно о картине читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

Перейти на главную страницу сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

” data-medium-file=”https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?fit=595%2C444&ssl=1″ data-large-file=”https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?fit=900%2C672&ssl=1″ loading=”lazy” class=”wp-image-2781 size-full” title=”Картина Гогена “А, ты ревнуешь?”” src=”https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?resize=900%2C672″ alt=”Гоген а ты ревнуешь” srcset=”https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?w=1124&ssl=1 1124w, https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?resize=595%2C444&ssl=1 595w, https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?resize=960%2C717&ssl=1 960w” sizes=”(max-width: 900px) 100vw, 900px” data-recalc-dims=”1″/>

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Гоген же скрупулёзно изучал местную культуру, обряды, мифологию. Так, в картине “Потеря девственности” Гоген иносказательно иллюстрирует предсвадебный обычай таитян.

Поль Гоген. Потеря девственности. 1891 г. Художественный музей Крайслер, Норфолк, США. Wikiart.org

Невесту накануне свадьбы крали друзья жениха. Они “помогали” ему сделать девушку женщиной. То есть по сути первая брачная ночь принадлежала им.

Правда, этой обычай к моменту приезда Гогена был уже искоренен миссионерами. О нем художник узнал по рассказам местных жителей.

Ещё Гоген любил пофилософствовать. Так появилась его знаменитая картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».

Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. Vangogen.ru

Личная жизнь Гогена в тропиках

Про личную жизнь Гогена на острове ходит много легенд.

Говорят, художник был весьма неразборчив в связях с местными мулатками. Страдал от многочисленных венерических заболеваний. Но имя некоторых возлюбленных история сохранила.

Самой известной привязанностью была 13-летняя Техура. Юную девушку можно увидеть на картине “Дух мертвых не дремлет”.

Поль Гоген. Дух мертвых не дремлет. 1892 г. Галерея искусств Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк. Wikipedia.org

Гоген бросил её беременную, уехав во Францию. От этой связи родился мальчик Эмиль. Воспитывал его местный мужчина, за которого Техура вышла замуж. Известно, что Эмиль дожил до 80 лет и умер в нищете.

Признание сразу после смерти

Гоген так и не успел насладиться успехом.

Многочисленные болезни, непростые отношения с миссионерами, безденежье – всё это подтачивало силы живописца. 8 мая 1903 года Гоген умер.

Вот одна из его последних картин “Заклинание”. В которой особенно заметно смешение туземного и колониального. Заклинание и крест. Обнажённая и одетая в глухую одежду.

И тонкий слой краски. Гогену приходилось экономить. Если вы видели работы Гогена вживую, то наверняка обращали на это внимание.

Как насмешка над нищим живописцем развиваются события после его смерти. Дилер Воллар организовывает грандиозную выставку Гогена. Салон** посвящает ему целый зал…

Но Гогену не суждено искупаться в этой грандиозной славе. Он не дожил до неё всего чуть-чуть…

Однако искусство живописца оказалось бессмертно – его картины до сих пор поражают своими упрямыми линиями, экзотическим колоритом и неповторимой стилистикой.

Гоген в России

Андрей Аллахвердов. Поль Гоген. 2015 г. Коллекция художника

В России работ Гогена много. Все благодаря доволюционным коллекционерам Ивану Морозову и Сергею Щукину. Они привезли на родину немало картин мастера.

Один из главных шедевров Гогена “Девушка, держащая плод” хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Читайте также о шедевре художника «Белая лошадь».

* Слева: Поль Гоген. В ночном кафе. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Справа: Ван Гог. Арлезианка. 1889 г.

** Организация в Париже, которая выставляла работы официально признаннных художников для  широкой публики.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Главная иллюстрация: Поль Гоген. Автопортрет с желтым Христом. 1890 г. Музей д’Орсе.

Жена, белокурая датчанка Метте была довольна мужем: спокойный, работящий, непьющий. Правда коллегу, в шутку сбившего с него цилиндр, он чуть было не придушил прямо в зале парижской биржи. Пять прекрасных детей, уютный дом, антикварная мебель, собственный выезд и безвинное хоби. Рисование.

Однако, бедная Метта не подозревала, что и особнячок, и выезд, и банковский счет, дети, да и она сама были недоразумением, случайностью, не имеющей отношения к настоящему Гогену.

Поль и Метте Гоген

Все началось просто: он бросил работу. Биржевому маклеру Полю Гогену надоело заниматься всей этой суетой. И тут, так удачно для него, в 1884г в Париже случился финансовый кризис. Несколько сорванных сделок, пара громких скандалов, и вот, Гоген на улице. Ничего больше не мешает ему полностью погрузится в живопись, превратить хобби в профессию, писать, выставляться, продавать картины. Это была авантюра чистой воды: ни опыта, ни образования, ни нужных связей, ни поддержки жены и близких.

Куриная стая, 1875г. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания

В Париже холодная зима, свободный художник Поль Гоген занимается живописью. Старший сын, не пожелавший уехать с матерью постоянно простужается, а у отца нет ни гроша, чтобы купить лекарство, теплые башмаки и краски. Их с ребенком подкармливают друзья, иногда Гоген что-то зарабатывает, расклеивая афиши. Его картины никто не покупает.

Женщины купаются, 1885г. Национальный музей западного искусства, Токио, Япония

А публика на самом деле с трудом его понимала. В Бретани мэр одного городка заказал портрет своей жены. Так появилась «Прекрасная Анжела». Реальная Анжела была в шоке: она и представить себе не могла, что будет настолько прекрасной! Узкие поросячьи глазки. Распухшая переносица. Огромные костлявые руки. А рядом экзотическая статуэтка. которую девушка расценила как пародию на своего мужа, ведь он был ниже ее ростом. Удивительно, что Анжела не растерзала полотно в порыве гнева!

Он был не принят, он был беден, но ни о чем не жалел. Гоген твердо знал, что впереди его ждет слава.

Есть у человека такая иллюзия — хорошо там, где нас нет. Именно эта иллюзия полностью завладела помыслами Гогена. Уехать. От обязательств, от необходимости зарабатывать на кусок хлеба. Туда, где люди чисты и наивны, природа прекрасна и первозданна. Раем ему казались острова Океании, Таити. Там он напишет шедевры и докажет консервативному европейскому обществу свою гениальность!

Таитянские горы1893г. институт искусств Миннеаполиса, Миннесота, США

В феврале 1891 Гоген устраивает большую выставку-продажу своих работ. Ему удалось собрать почти 10 тысяч франков, сумму более чем достаточную для покупки билета и начала новой жизни. И для грандиозной прощальной пирушки! Метте и детям из этих денег не досталось ни единого су, только письмо с обещанием того, что скоро все устроится.

В апреле 1891 Поль Гоген отправляется в Папеэте, столицу Таити. Он обеспечен деньгами и полон надежд: совсем скоро все проблемы отступят и он сможет беззаботно писать прекрасных туземок в райских кущах! В Париже художник оставил бывшую натурщицу и любовницу Жюльетту Юэ, которая ждала от него ребенка.

В день высадки на остров своей мечты Гогену исполнилось 43 года. Поначалу художник был принят в столице очень хорошо, многие подозревали, что он приехал с тайной проверкой и старались всячески угодить ему. Но…быстро выяснилось, что как художник он весьма своеобразен: повторилась история прекрасной Анжелы. Никто больше не хотел заказывать у него портреты. Резкий, самовлюбленный, неуживчивый, Гоген быстро испортил отношения практически со всеми европейцами, проживавшими в таитянской столице. Вдобавок ко всем сложностям Гоген заболел: тяжелые приступы удушья, кровохарканья, слабость, ему требовалось лечение в столичной больнице.

Папеэте, фото 1980г

Деньги растаяли, столица разочаровала… И Гоген уезжает по приглашению вождя племени маори на побережье. Заводит себе синюю набедренную повязку, рисует и наслаждается местным обычаем: каждую ночь в хижину белого незнакомца приводят новую девушку. Но вскоре замечает, что такое обилие любви угнетает, обкрадывает его плотна. Ему хочется найти свою женщину, и он ее находит. В маленькой прибрежной деревушке ему предложили недорого купить девушку, почти девочку 13-ти лет, звали ее Техура.

У Техаманы много предков, 1893г. Чикагский институт искусств, США

Гоген очарован! Золото кожи, чернота длинных волос, покорность, невинность, инаковость, все это принадлежит теперь ему! Техура переезжает к нему в хижину, и в его жизни наступает самый хороший период мира, спокойствия и довольства.

Красавица Техура была музой Гогена, его моделью, он писал и писал ее! Учил язык, познавал обычаи ее народа, красоту природы и первобытной жизни.

Браки французов с местными красотками бы привычным делом. Такие браки заключались и рассторгались за один день, как мужем, так и женой. Девушка в любой момент могла вернуться к родителям или выйти замуж за другого приглянувшегося ей жениха. Никаких обязательств. Брак с Техурой принес Гогену и практическую пользу: жена и ее родня обеспечивали художника бесплатной едой: фрукты, свежая рыба, мясо диких свиней, аборигены были прекрасными охотниками и рыболовами!

Техура оказалась идеальной женщиной для Гогена. Молчаливая, покорная, ласковая, почти девочка. не просившая и не требовавшая, дарящая любовь и восхищающая им! Он называл ее ноа-ноа — благоухание: она втирала в кожу и волосы кокосовое масло с лепестками гортензии, и наве-наве — сладострастие. Гоген написал о ней трогательную книгу, “Ноа-Ноа”.

Синие деревья, 1888г. Музей Ордрупгард, Копенгаген.

Он уже не смог вернуть Техуру, которая вышла замуж. Узнав, что Гоген вернулся, она приехала к нему, посмотрела на его больные ноги и …вернулась к своему новому мужу. А Гоген пустился в разгул с местными женщинами. «Все ночи напролет отчаянные девчонки не вылезают из моей постели. Вчера у меня их было сразу три», – вспоминал он.

Гоген много пишет, вырезает по дереву. Насытившись любовью, находит себе непривередливую молоденькую девочку, Пахуру. Ей 14. Нет, он уже не любит ее, но она дала ему тепло, покой и дом. У них родилось двое детей, первый ребенок умер, второй остался жить. В Эрмитаже есть картина «Материнство», где изображена Пахура, кормящая грудью их сына.

Деньги на кусок хлеба и крышу над головой Гоген зарабатывает копируя чертежи в захудалой конторке. Болезнь прогрессирует: высокая температура, удушье, незаживающие язвы (лечили язвы втираниями мышьяка). Временами он полностью теряет зрение. В короткие периоды улучшений он по-прежнему пишет, именно в этот период создано его полотно «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».

Варварские сказки, 1902г. Фолькванг, Эссен, Германия

Вновь женился, 14-летняя Ваеохо родила ему дочь. Нравы в племени свободные, и многие туземки приходят к нему в хижину, одни в качестве модели, другие становятся его любовницами. Но любимой моделью Гогена была рыжеволосая Тохотуа с соседнего острова, жена местного колдуна. Знаменитая «Девушка с веером» теперь находится в музее Фольксванг в Эссене.

Девушка с веером, 1902г. Музей Фолькванг, Эссен, Германия

Слава Гогена начиналась уже тогда, за десятки тысяч километров от Таити, во Франции. Его картины стали покупать, о нем писали статьи. А он ничего об этом не знал и развлекался сварами с местными чиновниками, издавал газетку тиражом 20 экземпляров (теперь каждый ценится на вес золота). Он много пил, рисовал, резал по дереву, занимался любовью и чувствовал, как улетучивается то, что владело им все годы. Человека, считающего себя Господом Богом, больше не существовало.

Он умер в ночь на 9 мая 1903 года. В изголовье его постели лежал огромный шприц со следами морфия. На его мольберте осталась последняя картина. Епископ отпел покойника, жандарм продал с торгов его имущество (наиболее непристойные рисунки целомудренный сержант отправил на помойку), колониальные власти похоронили несчастного и закрыли дело…

Метте Гоген с детьми

Затем пришел черед сокрушаться потомкам трактирщиков, кормившим его чем похуже и селивших в худшие каморки. Гоген расплачивался своими полотнами, которые шли на подстилки котам и собакам, на ремонт домашних туфель, служили вместо половиков — люди не понимали мазню чудака…Их внуки и правнуки из года в год роются на чердаках и в подвалах, перетряхивают старье, в надежде, что там, среди пропахшего мышами тряпья, сокрыты груды золота — полотно нищего бродяги художника…

Таитянский пейзаж, бумага, акварель, 1897г

P.S.Сын Гогена от Пахуры, Эмиль, сильно гордившийся своим прославленным отцом, сам надеялся стать художником, но умер в нищете, в январе 1980 года, в возрасте 80 лет.

P.P.S. Его полотно «Когда свадьба» продано в 2015 году на аукционе за 300 миллионов долларов

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий