Преподобный Серафим Саровский и всея России чудотворец, духовный попечитель Троицкой Дивеевской обители

Биография

Преподобный Серафим Саровский — один из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Старец участвовал в зарождении Свято-Троицкого Дивеевского женского монастыря, духовным попечителем которого сегодня является. О чудотворце Серафиме, канонизированном в начале XX века, еще при жизни ходили легенды и домыслы. Не утихают разговоры и до сих пор.

Детство и юность

Будущий иеромонах Серафим (в миру Прохор Исидорович Мошнин) появился на свет в июле 1759 (по другим сведениям — 1754) года в городе Курске Белгородской губернии в обеспеченном роду. Отца звали Исидор, а мать — Агафия. Кроме Прохора в семье Мошниных уже подрастал старший сын по имени Алексей.

Отец Прохора, купец, владел небольшими местными кирпичными заводами и занимался строительством разного рода зданий. В то время глава семейства строил как обычные жилые дома, так и церкви. Исидор Иванович начал возведение храма в честь преподобного Сергия Радонежского, но довести дело до конца не успел. Когда сын был маленьким, Исидор Мошнин умер, а незаконченные дела продолжила супруга.

С детства мальчик тяготел к вере, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила на службу. По преданию, в возрасте около 7 лет Прохор взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты, однако остался цел и невредим. Насчет этого факта биографии существуют споры, основанные на мнении, что к тому времени колокольни либо еще не существовало, либо здание было низким, и опасность ребенку не грозила.

Позже Прохора одолел сильнейший недуг. Однажды утром сын рассказал матери о том, что во сне увидел Деву Марию, которая дала обещание исцелить его от болезни. Тогда неподалеку от дома Мошниных проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла отпрыска в забытьи на улицу, приложила к лику — и хворь отступила. С той поры Прохор твердо решил, что посвятит жизнь служению Богу.

Подвижничество

В 17 лет Прохор совершил путешествие в Киево-Печерскую лавру как паломник. Там путник встретил старицу Досифею, которая благословила парня на постриг и наказала отправляться в Саров. Мать не противилась выбору сына, понимая, что тот действительно каким-то образом связан с Богом. Спустя 2 года юноша уже готовился к монашеству в Саровской пустыни.

В 1786 году молодого человека наделили именем Серафим и посвятили в иеродиаконы, а спустя 6 лет — в иеромонахи. Попечение над местной сестринской общиной, называвшейся Казанской, священник взял в 1789-м. Позднее по благословлению отца Серафима и при его содействии рядом появилась Мельничная община. Земли объединились в одну территорию уже после смерти преподобного.

Серафиму был близок аскетичный образ жизни, как и большинству тех, кто избрал служение. Для единения с самим собой инок поселился в келье, которая находилась в лесу. Чтобы добраться до монастыря, Серафим преодолевал пешком расстояние около 5 км.

Из жития известно, что иеромонах носил в зимнее и летнее время одинаковые одежды, самостоятельно находил еду в лесу. Серафим Саровский непродолжительно спал, держал строжайший пост, перечитывал святое писание и часто предавался молитвам.

Годами Серафим ел лишь траву сныть. Кроме того, старец избрал особый вид подвига — столпничество, при котором 1000 дней и ночей непрерывно молился на валуне. Так Серафим стал именоваться преподобным, то есть схожим поведением с Иисусом Христом. Однако эта информация подвергается сомнению как светскими авторами, так и представителями Церкви.

В житии Саровского описан случай, как однажды разбойники, разузнав, что у Серафима бывают обеспеченные гости, посчитали, что инок успел разбогатеть. Пока иеромонах молился, грабители напали и избили его. Серафим не оказал никакого сопротивления, несмотря на силу, мощь и молодость. Но в келье аскета преступники никаких богатств не обнаружили. Преподобный выжил, но после произошедшего так и остался сгорбленным. Преступников поймали, но отец Серафим подарил виноватым прощение.

С 1807 года Серафим Саровский старался как можно меньше встречаться и говорить с людьми, начав новый подвиг — молчание. Через 3 года старец вернулся в монастырь, но на 15 лет ушел в затворничество, по окончании которого возобновил приемы. Серафим встречался не только с мирянами, но и с духовенством, обретя, как можно узнать из книг о его жизни, дар пророчества и целительства.

Стоит отметить, что, хотя детство и юность иеромонаха прошли в достатке, Серафим хорошо понимал, что простым людям приходится регулярно сталкиваться с тяжелым трудом. Возможно, поэтому преподобный рекомендовал мирянам придерживаться краткого молитвенного правила, дабы сильно не отвлекаться от земных хлопот.

Серафим Саровский скончался в 1833 году в своей келье. Событие произошло, когда старец совершал обряд коленопреклоненной молитвы. День памяти чудотворца — 2 января.

Житие

Описывать жизнь Серафима взялся иеромонах Сергий спустя 4 года после смерти преподобного. Впоследствии труд, который, впрочем, неоднократно редактировали, послужил основным источником сведений о Саровском. В качестве приложения к работе Сергия вышли рекомендации старца, дополненные и переизданные в 1838 году как «Духовные наставления инокам и мирянам».

Стоит отметить, что львиную долю поучений святого Серафима Саровского собрал помещик Николай Мотовилов. Однако достоверность записок Мотовилова подвергалась сомнению.

В 1841 году житие переписал митрополит Филарет. Сказалось желание клирика привести имеющиеся сведения в соответствие с требованиями цензуры того времени.

Редактором следующего издания выступил настоятель Николо-Борской пустыни Георгий. Монах дополнил книгу чудесными деталями: рассказами о зверях, которых кормил преподобный, о приумножении еды и явлениях Девы Марии.

Канонизация и обретение мощей

Почитать Серафима начали еще при жизни, а канонизирован старец был по настоянию супруги Николая II Александры Федоровны. Это случилось 19 июля 1902 года. По слухам, императорская чета верила, что именно благодаря молитвам отцу Серафиму в царской семье появился наследник. Кроме того, святого любили в народе, а Романовы в вопросах веры стремились не отдаляться от подданных.

Такое развитие событий вызвало целый скандал, во главе которого стоял Константин Победоносцев, занимавший пост представителя императора в Святейшем Синоде. Последний не считал распоряжение царя соответствующим церковным канонам.

Отчасти Серафима Саровского не спешили причислять к лику святых из-за сведений, указывающих на симпатию преподобного к старообрядцам. О том, как в действительности иеромонах относился к раскольникам, до сих пор ведутся дискуссии.

Осенью 1920-го уездный съезд Советов в Темникове постановил вскрыть раку с мощами старца, что и произошло в конце года. В 1922-м останки Серафима Саровского оказались в Музее религиозного искусства в Донском монастыре, где затем попросту потерялись.

В 1990 году в фондах Музея истории религии при Казанском соборе в Санкт-Петербурге обнаружились неизвестные человеческие кости. Благодаря сохранившемуся акту вскрытия раки удалось установить, что останки принадлежат Серафиму Саровскому. Обретение мощей состоялось 1 августа 1991 года после торжественной встречи гроба иеромонаха в Дивееве.

Наследие

Православные продолжают молиться Серафиму Саровскому. Пресса не раз сообщала об исцелениях от различных недугов людей, которые приходили к мощам святого, предсказаниях и других чудесах, связанных со старцем.

Верующие знают не одну молитву отцу Серафиму. Преподобный помогает в исцелении, почитатели просят чудотворца подарить гармонию и душевную стойкость. Зачастую к иконе приходят, чтобы святой наставил на путь истинный. Нередко бизнесмены молятся Серафиму, желая получить успех в делах и торговле. Молодые девушки просят послать спутника.

Сегодня храмы Серафима Саровского есть почти в каждом городе России, среди них Москва, Санкт-Петербург и Казань. Есть приходы в честь преподобного и в небольших селах. Акафисты святому звучат даже за океаном.

Пророчества

  • декабристское восстание
  • Крымская война 1853–1855 гг.
  • закон об отмене крепостных отношений
  • война между Россией и Японией
  • мировые войны
  • Великая Октябрьская социалистическая революция
  • Серафим считал, что до пришествия антихриста миру осталось шестьсот лет

Интересные факты

  • Известно, что отец Серафим разбил огород и обустроил пасеку рядом с кельей. Возможно, наличие меда у клирика и породило легенду о кормлении медведей с рук.
  • По слухам, первый гроб преподобного, выполненный из мрамора и серебра, был даром Николая II. Кроме того, существуют сведения, что покров на раку расшивала сама императрица.
  • Источником для написания иконы Серафима Саровского послужил портрет, созданный за 5 лет до смерти иеромонаха художником по фамилии Серебряков, ставшим впоследствии иноком.

Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых на Руси святых. Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам — в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим — это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать — целое учение): о благодати. Он учил: христианство — это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель — стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом — и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

image

Преподобный Серафим Саровский кормит медведя

Учение преподобного Серафима Саровского

В какой-то степени поучения — это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — это одно из самых известных изречений преподобного Серафима Саровского, которое просто и кратко доносит всю суть его учения.

Обретение мира на душе и стяжание благодати: вот главная цель для христианина, а не исполнение заповедей. Исполнять заповеди — это естественно для человека, и это надо делать в любом случае, но у человека есть более высокая цель на земле, нежели просто совершать хорошие поступки и не обижать близких. Эта цель — обожение: то есть изменение природы души уже здесь — на земле.

Фактически, преподобный Серафим Саровский старался донести идеи исихазма — «греческого» учения, одним из апологетов которого был в XIV веке святитель Григорий Палама, и которое по сей день созидается на Святой горе Афон. В основе идеи исихазма лежит именно делание ума, а не просто поступки.

image

святитель Григорий Палама

Преподобный Серафим Саровский напоминал, что жизнь христианина начинается не с поступков, и даже не с мыслей, а еще раньше — с природы его души. Поэтому православный христианин должен следить не только за мыслями (потому что все поступки идут от них), а устремлять свое упование и чаяния дальше — на состояние души. Души, которая плачет по Духу Святому и истинную свою целостность и истинное врачевание обретает лишь при стяжании Благодати и таким образом — во Христе.

Ну, а соблюдение заповедей, и благочестивая жизнь являются как раз одними из лучших инструментов для достижения этой высшей цели — стяжание «духа мирного».

Серафим Саровский: годы жизни — когда он жил

Преподобный Серафим Саровский жил в XVIII–XIX веках. Он родился в 1754 году, а скончался в 1833 году.

Он прожил 78 лет, и за это время страна, в которой он жил — Российская Империя — пережила шесть императоров и сильно изменилась: став из крупного государства настоящей Империей, которая смогла в конце концов одолеть самого Наполеона.

Правители, которых «застал» святой Серафим Саровский: императрица Елизавета; Петр II; Екатерина II; Петр III; Александр I; Николай I. Хотя, безусловно, сам преподобный Серафим меньше всего думал о царях земных и больше думал о Царстве Вечном, о чем и повествует его житие.

Серафим Саровский: краткая биография

Биографии святых в Церкви принято называть «житиями». Житие преподобного Серафима достаточно емкое, потому что старец вел очень простой образ жизни и иночества искал еще с юности.

Поэтому краткое житие святого Серафима можно изложить всего в нескольких фразах:

  • родился в 1833 году;
  • в 22 года покинул дом и стал иноком,
  • десять лет спустя был пострижен в монахи,
  • всю монашескую жизнь провел в лесах близ Саровской обители или в затворе в самом монастыре
  • и в 78 лет скончался.

Однако жизнь любого подвижника складывается не из внешних фактов, а из распорядка жизни и из устроения жизни внутренней — которую на страницах книг или сайта описать трудно. А жизнь Серафима Саровского как раз была наполнена подвигами внутренними, которые показали — при истинном единении с Господом силы человеческие поистине неисчерпаемы, и благодать может освятить человека так, что дикие животные пойдут к нему на поклонение, и никакие разбойники — ни небесные, ни тем более земные, ему страшны не будут!

Чудеса преподобного Серафима Саровского

Чудесные явления стали происходить с преподобным Серафимом, когда он еще был семилетним мальчиком Прохором. Он упал с колокольни на землю, но остался жив.

Настоящим чудом можно считать и те подвиги, которые он совершил, пребывая тридцать лет в лесу — но об этом чуть ниже.

Его святая жизнь делала кроткими самых грозных животных. Преподобный рассказывал, что к нему ночами приходили волки, зайцы, лисицы, змеи и мыши, и даже большой медведь. И всех он кормил, и для всех чудесным образом хватало угощений. «Сколько бы я не брал хлеба, — рассказывал подвижник, — он чудесным образом не убавлялся в корзине!»

Как и любой святой, преподобный Серафим Саровский не стремился творить чудеса, и в любом чудесном явлении видел прежде всего щедрость и Любовь Божию и пример того, каким бескрайним становится мир при жизни со Христом.

Нападки диавола усиливались. Сначала они проявлялись мистическим образом — во время молитвы старца Серафима могло подбросить вверх и кинуть обратно на землю — это бесы «развлекались». А однажды — во время подвигов в лесу, — на него напали самые настоящие разбойники. Это диавол, видя духовную твердость старца, напал теперь, используя земные «подручные» инструменты, — людей, — чтобы сломить дух монаха таким вот «приземленным» способом.

Грабители избили преподобного, сломали ему ребера, проломили череп и нанесли множество других ран. Раненого Серафима Саровского нашли спустя некоторое время, и доктора удивлялись: как он остался жив — непонятно. Сам преподобный рассказывал, что в один из этих дней преподобному явилась Богородица, и это окончательно успокоило его, помогло все предать воли Божией и тем самым — спасти жизнь.

Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому — тоже одно из чудес, которое происходило с ним неоднократно. По преданию, их было двенадцать. Первое — в детстве, когда Прохору было 9 лет — мальчик тяжело болел и Богородица обещала его исцелить. Именно после этого он решил для себя стать монахом. А последнее явление случилось за пару лет до смерти — когда Пресвятая Богородица явилась ему в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Подвиги преподобного Серафима Саровского

Первый видимый подвиг будущий старец Серафим совершил еще до пострижения в монахи — когда из Курска, где родился и жил, пешком отправился в Киево-Печерскую Лавру: поклониться мощам Печерских святых и получить благословение на монашество. Он не ехал на поезде, он не передвигался на машине и не летел на самолете. В те времена паломничество было не комфортным «туризмом», как сейчас, а действительно подвигом.

Киево-Печерская Лавра, XIX век

Но конечно, больше всего он прославился подвижничеством, которое нес, уже будучи монахом. С самого начала он выделялся из братии строгим уставом. И 30 лет своей жизни он провел либо в отшельничестве в лесу — в нескольких километрах от Саровской обители, либо — в самой обителе, но в затворе.

Образ жизни в лесу его кажется невероятным. Святой Серафим круглый год мог ходить в одной и той же одежде, на нем были вериги, временами он питался одной травой.

Самый известный его подвиг — это подвиг столпничества, когда он тысячу дней и тысячу ночей простоял в молитве попеременно на двух камнях.

Принимать посетителей к себе он начал только в последние годы своей жизни — и именно тогда о Серафиме Саровском узнал народ и прославил его как святого уже при жизни.

Мощи Серафима Саровского: где находятся?

Мощи преподобного Серафима Саровского сейчас хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре. Там им можно поклониться. Дивеевский монастырь находитя в Нижегородской области. Из Москвы, например, можно добраться поездом до Нижнего Новгорода и далее на автобусе до Дивеево. Расписание автобусов можно посмотреть здесь

На машине: 450 километров от Москвы.

При монастыре есть гостиницы и частные домики и всегда можно найти, где остановиться, но жилье лучше бронировать заранее — особенно в великие Церковные праздники или в дни памяти святого.

А в Москве есть Подворье Дивеевского Монастыря — оно располагается в двух минутах ходьбы от станции метро Проспект Мира-кольцевой — если идти по пути к Садовому Кольцу. Подворье с домовым храмом внутри располагается прямо на Проспекте Мира:

Домовый храм: что это такое и чем он отличается от обычного храма?

Дни памяти Серафима Саровского

Дни памяти Серафима Саровского в православной Церкви:

  • 1 августа (это день его рождения)
  • 15 января (день смерти).

Икона Серафима Саровского

А вот так выглядит один из самых распространенных образов преподобного Серафима. (На снимке икона, которая хранится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре):

Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых на Руси святых, поэтому его икону можно найти и поклониться ей практически в каждом храме.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило: «Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,

потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды

и, наконец Символ Веры единожды.

— Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

— Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, — читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.

— Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

— «Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Главная / Биографии /Вы здесь 1/4/1754 — 1/4/1833

Основной письменный источник исторических сведений о старце Серафиме — жизнеописание старца Серафима, составленное саровским иеромонахом Сергием. Родился П.И. Мошнин в 1754 году в городе Курске в семье местного купца Исидора Мошнина и Агафии. Рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим. Когда благочестивому юноше исполнилось семнадцать лет, он твердо решил оставить мир и, с благословения матери, напутствовавшей его медным крестом, с которым с тех пор никогда не расставался, посвятил себя иноческой жизни.

В 1776 году совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. Тепло принятый настоятелем пустыни, старцем Пахомием, юный Прохор сразу предался иноческим подвигам. И вот избранник Божий, взяв у старцев благословение, стал в свободное от послушания время уходить в лес. Строгость жизни Прохора привлекала к себе общее внимание братии и многие удивлялись силе его подвигов. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха. В иноческий ранг его посвятили с новым именем — Серафим. В переводе с древнееврейского оно означает «пламенный».

В 1794 году, стремясь к уединению, стал жить в лесу в кельи в пяти километрах от монастыря. Его подвижничество в это время сводилось к телесным ограничениям (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтению священных книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания), ежедневной долгой молитве, столпничеству. Около кельи Серафим возделал огород и устроил пчельник. «Житие» сообщает о чудесах, например, о случае, когда Преподобный из рук кормил медведя хлебом.

Однажды на него в лесу напали разбойники. Узнав, что к старцу часто приходят посетители, в том числе и вполне обеспеченные, бандиты решили ограбить келью. Напав на Серафима, они проломили обухом топора ему голову и сильно избили, в результате чего старец навсегда остался сильно сгорбленным. В кельи они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил их и упросил не наказывать.

В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в «Житии», дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I.

Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос Воскресе!». Покровительствовал Дивеевской женской обители. В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре, в своей келье во время молитвы.

Стоит отметить, что иконописное изображение Серафима Саровского писалось с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

В 1839 году в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета (Дроздова), вышло «Краткое начертание жизни» схимонаха Марка, книга включала «Духовные наставления отца Серафима». «Сказание о жизни и подвигах» отца Серафима (без «Духовных наставлений») было опубликовано в 1841 году. Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок купца Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С.А. Нилусом и изданных им в 1903 году. Впрочем, аутентичность некоторых фактов, изложенных Мотовиловым, оспаривается.

Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, еще при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал и должна рассматриваться в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение» (по выражению генерала А.А. Мосолова), якобы разъединявшее царя с народом, который «его искренне любит». Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 года — годом коронации Александра III. Затем, по свидетельству графа С.Ю. Витте, в 1902 году канонизации потребовал лично Николай II, видимо, по настоянию супруги. 11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось констатировать факт сохранности «остова» Саровского старца и выразить мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления. Летом 1903 года состоялись «Саровские торжества» при огромном (до 150000 человек) стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.

В 1920 году было произведено вскрытие мощей с составлением акта, а в 1922 году они были изъяты и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. А в храме в честь преподобного Серафима, освященном в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен один из первых в СССР крематориев. В 1990 году в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. Было установлено, что это были мощи преподобного Серафима Саровского. В 1991 году мощи Преподобного были перенесены в Дивеевский монастырь.

Рекомендуем

Книги

Все

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

Все

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст…

Спецпроект: Женщины-герои

Проект посвящен женщинам, чьи поступки могут служить примером всем нам.

Биография Серафима Саровского

Серафим Саровский (Прохор Исидорович Машнин, в ряде источниках – Мошнин) – великий русский подвижник, чудотворец, молитвенник, совершивший множество добрых дел, чудес и аскетических подвигов: тысячедневного стояния на камне, молчания, пустынножительства, затворничества, старчества. image Серафим СаровскийОн является одним из двух самых почитаемых в России святых из числа монашествующих, получивших при канонизации лик подобного богу, то есть преподобного (наряду с Сергием Радонежским).

Детство

Будущий иеромонах появился на свет 30 июля 1759 года в Курске и стал вторым сыном в благочестивой семье Мошниных. Его отец Исидор был именитым купцом и владельцем нескольких кирпичных заводов. Как и его жена Агафия, он слыл добрым и совестливым человеком, помогал бедным и сиротам. В 1752 году Исидор начал возведение храма преподобного Сергия. Однако завершить строительство не успел, в 1762 скончался, поручив перед смертью продолжить это богоугодное дело своей супруге. Вдова исполнила последнюю волю мужа, лично контролировала проведение всех работ. image Серафим Саровский в детствеМладший сын отличался глубокой верой, сообразительностью, пытливым умом и хорошей памятью. С интересом он учился грамоте, полюбил чтение духовной литературы. Его предназначение бог пожелал открыть с самого детства. Когда в 7 лет мальчик осматривал вместе с матерью строившийся храм и сорвался с высокой колокольни, то к величайшей радости и удивлению близких не разбился и остался абсолютно невредимым. Покровительство божье над ним проявлялось и позже. В 10 лет он серьезно заболел, что родные опасались за его жизнь. Но Пресвятая Дева явилась ему во сне и пообещала, что он будет исцелен. Так и случилось: его приложили к Курской иконе Богоматери «Знамение», и он быстро пошел на поправку.

Подвижничество

Старший брат Прохора Алексей с успехом занимался торговлей, а сам он с юности жил мечтой о монашестве и служении богу. Мать не препятствовала его стремлению и благословила простым крестиком, с которым он впоследствии никогда не разлучался. В 17-летнем возрасте молодой подвижник веры совершил путешествие как паломник в Киево-Печерскую лавру, где получил напутствие о прохождении послушнического испытания и монашеского пострига в монастыре Саровская пустынь на Тамбовщине известном строгостью соблюдения устава. В 1786 он стал там монахом с новым монашеским именем Серафим. image Преподобный Серафим СаровскийВ 1794 году он, в стремлении находиться наедине с господом и очистить сердце от всяких страстей, начал жить в пяти километрах от обители в лесном уединении у небольшой речушки, где построил себе келью. В летний и зимний период он облачался в одно и то же убогое одеяние, мало спал, соблюдал строжайший пост, питался только снытью, читал Библию, Псалтырь, Часослов. Возле своего жилища он выращивал овощи, организовал пасеку. В воскресные и праздничные дни являлся в обитель, причащался, слушал богослужения, давал наставления. Жития Святых. Преподобный Серафим Саровский О великом и сострадательном молитвеннике узнали люди и стали приходить к нему за советом и помощью. Среди них были состоятельные и знатные особы, поэтому дьявол надоумил бандитов ограбить подвижника, якобы имевшего богатые дары. Они напали на Серафима, избили, нанесли топором удары по голове, но ничего не нашли. От побоев и ран он едва не скончался, но снова был исцелен Пресвятой Богородицей, правда, остался сгорбленным, а пойманных впоследствии преступников простил. image Монах Серафим Саровский Труд пустынножительства Серафим объединил со столпничеством – непрерывной молитвой в течение тысячи дней и ночей, стоя на «столпе» (на возвышенности). Как святой Симеон, он простоял 1000 дней на камне в непрестанных молитвах. Очевидцы рассказывали, что к нему приходил из леса медведь, которого старец кормил с руки. В 1807-1810 гг. преподобный пребывал в безмолвии и молитве. За свои монашеские подвиги он удостоился редких и удивительных даров чудотворения и прозорливости. После пятнадцатилетнего периода затворнической жизни он возвратился в монастырь, и до 1825 года был в «затворе», то есть в постоянном уединении. Мультфильм о батюшке Серафиме Саровском После этого Серафим Саровский стал принимать страждущих людей, давал благословения, наставления, пророчества, излечивал душевные и телесные болезни, покровительствовал сестрам Дивеевской общины под Арзамасом. Каждому прибывшему человеку богоносный старец с любовью и смиренномудрием говорил «Радость моя!», здоровался «Христос воскресе!» и всех призывал к добру и непоколебимой вере. Знаменитый монах-священник советовал людям каждый день утром и вечером читать три раза «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», и один раз – «Верую во единого бога». По преданию, приезжал к мудрому старцу за советом сам император Александр I, а среди предсказаний было заверение о том, что всевышний помилует Россию и приведет путем страданий к огромной славе.

Смерть

Незадолго до смерти иеромонах удостоился посещения Царицы Небесной, призвавшей к терпению и стойкости. Он попросил ее об отпущении грехов своих и всех, любящих его. Скончался он в 1833 году в своей келье в Саровской пустыне за молитвословием перед иконой Девы Марии «Умиление».

Наследие

Народное почитание преподобного наблюдалось еще при жизни. По смерти к месту его захоронения с горем, просьбами и благодарностями продолжало приходить большое количество людей. Однако канонизация Серафима Саровского состоялось только по твердому повелению Николая II в 1903 году, в присутствии членов царской семьи и множества людей (около 150 тыс.). image Икона Серафима Саровского Император настоял на канонизации, так как, будучи глубоко религиозным человеком, твердо верил, что именно благодаря мантии Саровского молитвенника в свое время выздоровела семилетняя дочь Александра II. Он молился ему, чтобы у императрицы Александры Федоровны после четырёх дочерей родится сын (что действительно случилось в 1904 г.). После Революции, в 1920 году, мощи Саровского в Дивеево вскрыли и спустя два года передали для хранения в Донской мужской монастырь, превращенный в Музей религиозного искусства. 57 лет мощи старца пролежали на чердаке среди других предметов культа. В 1990 году в Казанском кафедральном соборе Северной столицы, в запасниках Музея, обнаружились останки, не проходившие по описи. Было установлено, что это мощи Серафима Саровского. Их установили для поклонения в московском Богоявленском храме, а затем перевезли на место захоронения в Серафимо-Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь. image Пророк Серафим Саровский По сей день верующие почитают Серафима Саровского и молятся ему о:

  • правильном выборе своего предназначения;
  • духовном и телесном исцелении;
  • стойкости перед жизненными невзгодами;
  • создании крепких брачных союзов и согласии в семьях;
  • умиротворении, избавлении от страстей, винопьянства, наркомании;
  • благополучии и успехах во всех делах.

image Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий