Презентация по литературному чтению “Биография Алексина А.Г.”

13:48 02.05.2017 (обновлено: 13:56 02.05.2017) image © РИА Новости / А. Козьмин Перейти в фотобанк Читать ria.ru в

Классик советской детской и юношеской литературы Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве в семье участника Гражданской войны, репрессированного в 1937 году (впоследствии полностью реабилитированного).

В школьные годы Анатолий занимался в литературном кружке, печатался в журнале “Пионер” и газете “Пионерская правда” (некоторые стихотворений были опубликованы в сборнике “Флажок”, 1951).

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) вместе с матерью Алексин был эвакуирован на Урал. Еще не достигнув совершеннолетия, он стал литературным сотрудником, а затем ответственным секретарем в ежедневной многотиражной газете “Крепость обороны” на строительстве гигантского алюминиевого завода. Этот автобиографический материал позднее вошел в ряд повестей Алексина (“В тылу как в тылу”, “Ивашов”, “Запомни его лицо” и др.).

В 1950 году окончил индийское отделение Московского института востоковедения. Тогда же издал сборник повестей “Тридцать один день”, определивший Алексина как создателя так называемой “юношеской повести”.

В 1950-1966 годах Анатолий Алексин писал произведения преимущественно для детей младшего возраста (повести “Саша и Шура”, 1956; “Необычайные похождения Севы Котлова”, 1958; “Коля пишет Оле, Оля пишет Коле”, 1965; “В стране вечных каникул”, 1966 и др.).

Новый этап творчества Алексина начался с 1966 года. Он писал повести, рассказы и пьесы, адресованные юношеству и тем, кто его воспитывает, — взрослым читателям. Были опубликованы повести “А тем временем где-то” (1966), “Мой брат играет на кларнете” (1967), “Поздний ребенок” (1968), “Очень страшная история: Детективные повести, которые сочинил Алик Деткин” (1969), “Звоните и приезжайте” (1972), “Действующие лица и исполнители” (1972), “Позавчера и послезавтра” (1974), “Третий в пятом ряду” (1975), “Безумная Евдокия” (1976), трилогия “В тылу как в тылу” (1978), “Раздел имущества” (1979), “Сердечная недостаточность” (1979), “Дневник жениха” (1980), “Домашний совет” (1980), “Здоровые и больные” (1982), “Сигнальщики и горнисты” (1982), “Игрушка” (1988), “Прости меня, мама” (1989) и др.

В этот же период вышли пьесы “Молодая гвардия” (по роману Александра Фадеева), “Обратный адрес”, “Десятиклассники”, а также пьесы и киносценарии, созданные по одноименным повестям “Звоните и приезжайте”, “Пойдем в кино”, “Поздний ребенок” и др.

Признанный и публикой и критикой (в том числе зарубежной — произведения Алексина изданы во многих странах мира), писатель вел активную литературно-общественную деятельность. В 1970-1989 годах был секретарем Союза писателей РСФСР, членом редколлегии журнала “Юность”, заместителем председателя Советского комитета защиты мира, президентом ассоциации “Мир — детям мира” и др.

Вел популярную телепередачу “Лица друзей”.

С 1993 года писатель жил в Израиле, с 2011 года — в Люксембурге.

Среди его позднейших произведений — детская остросюжетная повесть “Покойник оживает и начинает действовать. (Вторая очень страшная история)” (1992), роман-хроника “Сага о Певзнерах” (1994) о судьбах еврейской семьи в России, книга воспоминаний “Перелистывая годы” (1997), сборник документальных рассказов “Террор на пороге” (2004, совместно с Татьяной Алексиной) и др.

Анатолий Алексин был удостоен звания лауреата многих премий, как советских, так и международных, диплома Ганса Христиана Андерсена и дважды был включен в почетный список имени великого датского писателя.

Среди наград писателя — премия Ленинского комсомола (1970, за сценарий документального фильма “Право быть ребенком”), Государственные премии РСФСР (1974, за пьесы, поставленные на сцене Центрального детского театра) и СССР (за ряд повестей). Был членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР (1982).

Являлся членом Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба и Союза русскоязычных писателей Израиля. 1 мая 2017 года Анатолий Алексин скончался в Люксембурге на 93-м году жизни.

Анатолий Алексин бы женат, дочь — Алена Зандер.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

советский и российский писатель и общественный деятель 3 августа 1924 98 лет назад  —  1 мая 2017 5 лет назад

Анатолий Георгиевич АлексинАнатолий Георгиевич Алексин

Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия – Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Его отец – старый большевик – участвовал в революционных событиях и гражданской войне в Сибири и на Дальнем Востоке. Впоследствии поселился в Москве, работал редактором партийного журнала. Но в 1937 году был репрессирован.

Детство будущего писателя прошло в Москве и на даче в Серебряном бору, где он познакомился с Самуилом Яковлевичем Маршаком. В годы Великой Отечественной войны Анатолий заведовал заводской многотиражкой, а после её окончания он поступил в один из самых престижных институтов в стране – Московский институт востоковедения. К этому же времени принадлежат его первые печатные произведения.

Вскоре Анатолий Алексин становится одним из самых широко известных и печатаемых авторов в стране, он принимает участие в читательских конференциях, на которых встречается с детьми и взрослыми.

Из-под пера писателя выходят сборники повестей и рассказов о детстве и юности, о связи детей с миром взрослых: «А тем временем где-то…» (1967), «Мой брат играет на кларнете» (1968), «Действующие лица и исполнители» (1975), «Поздний ребенок» (1976), «Третий в пятом ряду» (1977), «Безумная Евдокия» (1978), «Сигнальщики и горнисты» (1985) и другие. Эти книги долгое время были настоящими отечественными бестселлерами, они входили в перечень книг, рекомендованных для внеклассного чтения в школе. И сейчас книги этого писателя как никогда современны.

Анатолий Алексин является лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР, премии Ленинского комсомола, удостоен почётной медали Н.К. Крупской, Международной премии социалистических стран имени А.М. Горького, Международного диплома имени Андерсена. В разные годы он был членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, секретарем Правления Союза писателей РСФСР, президентом ассоциации «Мир – детям мира!», заместителем председателя Советского комитета защиты мира, членом Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба, Союза русскоязычных писателей Израиля, почетным членом Союза писателей Америки и Канады.

Книги Алексина изданы на сорока восьми языках мира, тираж которых превысил сто двадцать миллионов экземпляров. Имя писателя включено во многие российские и зарубежные академические издания.

В 1993 году Алексин переехал жить в Израиле, с 2011 года жил в Люксембурге и продолжал писать.

Скончался классик детской литературы Анатолий Георгиевич Алексин 1 мая 2017 года в Люксембурге на 93-м году жизни.

ВконтактеОдноклассникиМой мир

Сортировка:

Анатолий Алексин. Циклы произведений

  Необычайные похождения Севы Котлова (для детей)  

8.00 (22)

  • Под чужим именем  [= Необычайные похождения Севы Котлова под чужим именем] (1957)  

8.14 (28)

  • «Тайный сигнал барабанщика», или Как я вёл дневник (1958)  

7.96 (28)

  • Сева Котлов за Полярным кругом  [= Я «убиваю любовь…»] (1963)  

8.00 (15)

  • + Новый адрес  [= Девчонка из нового дома] (1954)  

8.00 (4)

  • + Про мою сестрёнку  [= Про Маринку; Про сестрёнку] (1956)  

8.00 (3)

  В тылу как в тылу  [= Прости меня, мама…]  

9.20 (5)

  • В тылу как в тылу…  [= Прости меня, мама…] (1978)  

8.87 (23)

  • Ивашов (1980)  

8.84 (19)

  • Запомни его лицо… (1985)  

9.00 (6)

  Очень страшные истории  [= Детективные повести, которые сочинил Алик Деткин]  

7.08 (12)

  • Вместо предисловия (1992)  

7.57 (7)

  • Очень страшная история  [= Повесть Алика Деткина; Тайна старой дачи] (1969)  

7.76 (96)

2 отз.

  • Покойник оживает и начинает действовать  [= Вторая очень страшная история (ещё пострашней первой!)] (1992), написано в 1987  

7.16 (19)

  Про Валерика  
  • Мой сосед Валерик и кино (1959)  
  • Валерик проходит литературу (1960)  
  • Валерик задаёт вопросы (1961)  

Анатолий Алексин. Участие в межавторских проектах

Все отзывы на произведения автора (19 отзывов) | Все издания автора (308 изданий) Литературные премии автора (3 награды) | Экранизации (6 фильмов)

  Формат рейтинга   Библиографы

Анатолий Алексин «Детство живет только в хороших людях»

Люди

Изображение: архив Книги Анатолия Алексина известны не одному поколению юных читателей советского периода, на который пришелся пик его творческой активности. Советские школьники буквально зачитывались его «Безумной Евдокией», «Разделом имущества», иными творениями, уносящими в неповторимый мир детства с простодушными и злыми поступками, печалью и весельем, преданностью и коварством.

Детские и юношеские годы

Анатолий родился в Москве летом 1924 в еврейской семье Гоберманов, артистки Марии Михайловны и педагога, экономиста Георгия Платоновича. Первым тяжелым потрясением для мальчика стал в 1937 арест отца. Тринадцатилетний подросток любил и уважал своего деятельного родителя, разносторонне развитой личности, идейного коммуниста. Георгий Платонович работал в сфере экономики, обучал студентов Экономического института красной профессуры, занимал должность уполномоченного Госплана в Уральском регионе. Подобная биография интересовала компетентные органы, часто приводя к репрессиям. После того как отца арестовали, мать уволили из театра как «жену» врага народа, что привело к бедственному положению небольшого семейства. Спасением оказались гонорары юного литератора, которые ему платили за заметки, стихотворения в «Пионерской правде». Безусловно, редакция газеты сильно рисковала, публикуя произведения несовершеннолетнего сына «врага народа». Впоследствии Алексин отмечал, что даже ответственные лица хотели быть людьми вне зависимости от сложившихся обстоятельств. Это касалось и тех, кто не побоялся публиковать творения юного дарования в детских журналах, в газете «Комсомольская правда». В 1939 Гоберман-старший был оправдан и отпущен на волю. А спустя несколько лет уже не только для шестнадцатилетнего юноши, но и для всей советской страны страшным испытанием стали военные годы Великой Отечественной. Вместе с матерью он отправился в эвакуацию на Урал. В Каменск-Уральском Анатолий начал работать в газете «Крепость обороны», которая выходила ежедневно. В 1945 молодой Гоберман стал студентом индийского отделения столичного института востоковедения. Спустя пять лет завершил обучение. Желание творить не покидало молодого человека все эти годы.

Творчество

В 1950 вышел 1-й сборник повестей уже Анатолия Алексина под названием «Тридцать один день». Так сценическая фамилия матери-актрисы стала тем творческим псевдонимом, который прославил писателя. Интересно, что редактировал первый сборник знаменитый русский писатель Константин Паустовский, знакомство с которым произошло при весьма забавных обстоятельствах. Однажды как слушатель семинара С. Я. Маршака молодой литератор декламировал свои стихотворения, которые не понравились знаменитому поэту. Расстроившись, он все же решил реабилитироваться и прочел свой рассказ. Он затронул душевные струны присутствующих, включая и Маршака, который дал совет автору писать только прозаические произведения. На семинаре присутствовал и К. Паустовский, предложивший Алексину редакторские услуги. Молодой автор прислушался к советам мастеров слова и стал писать прозу для детей. До 1966 он творил для дошкольников и младших школьников. Дети с удовольствием читали и перечитывали «Сашу и Шуру», «В стране вечных каникул», многие другие его повести. А вот в так называемые «застойные» 1970-е писатель творил уже для юношеской и молодежной аудитории. Тематика его повестей и рассказов касалась взаимоотношений взрослых и детей, проявлений детского себялюбия, жестокости, а также испытаний совестью, милосердием, гордостью. «Мой брат играет на кларнете» – повесть, в которой для успешного продвижения в карьере брата-музыканта, удовлетворяя свое тщеславие, его сестра Женя делает все, чтобы лишить близкого человека доступных жизненных радостей. Она отбирает даже возможность общаться с девушкой, которая ему нравится. «Звоните и приезжайте!» – повесть от лица шестиклассника. Вместе с ним читателями переживается страх от возможного развода родителей, гордость за отца-врача, спасающего людей от тяжелых болезней, первая робкая любовь к однокласснице Лиле. Позже произведение станет пьесой, награжденной Государственной премией. «Безумная Евдокия» – работа мастера, получившая многочисленные отклики. В центре ее сюжета находятся взаимоотношения образцовой ученицы Оленьки, ее родителей, потакающих своей любимой доченьке, с классным руководителем Евдокией Савельевной, не желающей замечать талантливую школьницу, а обращающую внимание на посредственность. В конце концов, отец после непоправимого случая, произошедшего по вине дочери, понял, что он смотрел на мир глазами своего эгоистичного ребенка. Удивительно, с какой ясностью и простотой говорит Алексин о серьезных вещах. Это касается и «Раздела имущества», и «Сердечной недостаточности», и других повестей, созданных в семидесятые годы минувшего столетия. Каждое произведение, особенно в «Юности», членом редколлегии которой стал знаменитый литератор, с восторгом встречалось читателями. В 1980 писатель получил Международную премию им. Максима Горького. Таким образом было оценено его мастерство в среде европейских писателей, создающих произведения для юношества. В 1980-е выходит «Собрание сочинений в 3-х томах», а также сборник «Очень страшная история и другие повести».

Публичная деятельность

Будучи в течение 19 лет (1970-1989) секретарем Союза писателей, Алексин принимал деятельное участие в общественной жизни, ездил в составе творческих делегаций за рубеж. После визита в США журналистами был окрещен «русским Марком Твеном». Часто председательствовал на Московском международном фестивале детских и юношеских фильмов. Писателя знали как ведущего телепередачи «Лица друзей», где он появлялся в течение 14 лет. Совместно с миротворцем Патрицией Монтадон Анатолий Георгиевич открывал первый в Советском Союзе клуб Мира.

Иммиграция в Израиль и дальнейшее творчество

В 1993 году Алексин с супругой покинули СССР. Это стало неожиданностью для многих хорошо знавших его людей. Ведь признанный при жизни классик оставался востребованным писателем и нелегкие 1990-е. Уехал он очень тихо. Даже близкие друзья считали, что мастер просто отправился на отдых в Кисловодск. Супруги стали жить в Тель-Авиве. Алексин продолжил свою творческую деятельность, адресуя ее в основном взрослым читателям. В 1990-е появляются его романы «Сага о Певзнерах», «Смертный грех», другие малые эпические формы. Впрочем, не изменяет он детям и юношеству, написав для них «Смешилку», «Не родись красивой». На Земле Обетованной появились и его мемуары «Перелистывая годы». На обложке издания – фото Алексина с его женой Татьяной – любимой женщиной, которую мастер считал своей музой. Последним его произведением стал рассказ 2008 года, получивший название «Смотри мне в глаза».

Последние годы

В 2011 приемная дочь писателя Алена, журналистка, телеведущая, забрала своих родителей в Люксембург. Там же первого мая 2017 Анатолий Георгиевич ушел из жизни, перед этим перенеся два онкологических заболевания. Добрые книги Алексина, считавшего, что детство живет только в хороших людях, будут жить в сердцах тех людей, которые на них выросли и которые должны передать эстафету памяти о своем детстве потомкам. Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Анатолий Алексин – представитель так называемой юношеской прозы. Его произведениями зачитывались советские школьники. Современные дети, к сожалению, читают не так много. А потому и рассказы «Страшная история», «Поздний ребенок», «Я ничего не сказал» известны далеко не каждому из них. Но стоит сказать, что эти произведения, несмотря на излишний пафос, способны привить юному читателю лучшие человеческие качества. А потому каждый ребенок или подросток должен прочитать хотя бы два-три произведения из тех, которые создал Анатолий Алексин. Творчество и биография писателя – тема статьи.

Происхождение

Алексин Анатолий Георгиевич родился в 1924 году в Москве. Настоящая фамилия писателя – Губерман. Он родился в семье активного участника гражданской войны. Губерман-старший принадлежал к первому поколению коммунистов, среди которых большая часть в конце тридцатых годов прошлого века была репрессирована. Не избежал печальной участи и отец будущего прозаика. В 1937 году Георгий Губерман был арестован. Впрочем, спустя два года его освободили.

Отец писателя полтора года провел в камере смертника. Об этом времени Алексин напишет много лет спустя в эмиграции, будучи всемирно известным прозаиком. Быть может, если бы дело Губермана не пересмотрели, а его самого не освободили в 1939 году, сын его не написал бы такое количество замечательных произведений о детях и для детей. Ведь отпрыски «врагов народа» не имели права не только публиковать свои сочинения, но и получать образование, иметь достойную работу.

Мать писателя была по образованию актрисой, однако в театре работала недолго. В 1937 году в связи с арестом мужа была уволена, больше на сцену не вернулась. Георгий Губерман несколько лет проработал в редакции одной из томских газет. В годы войны был комиссаром батальона.

Эвакуация

Годы войны провел в эвакуации Анатолий Алексин. Книги его отчасти автобиографичны. Достаточно вспомнить повесть «В тылу как в тылу». Герой этого произведения – школьник, который в условиях военного положения вынужден повзрослеть раньше времени. Алексину в 1941 году исполнилось семнадцать. Во время войны он работал на уральской стройке, сочинял стихи и небольшие заметки для местной газеты.

Анатолий Алексин, биография которого сложилась весьма удачно, сменил фамилию. Публиковать произведения он стал под псевдонимом. Фамилия Губермана в советской прозе не прижилась бы. Но порой у взрослого читателя, того, кто много лет назад зачитывался рассказами Алексина, опубликованными в журнале «Юность», возникает вопрос, почему автор «В тылу как в тылу» и многих других проникновенных рассказов не попал на фронт. У Алексина не было «белого билета», как не было его у Юлии Друниной, Василя Быкова, Бориса Васильева. Но, в отличие от своих коллег, Алексин знал о войне лишь понаслышке.

После войны

Алексин поступает в институт востоковедения, заканчивает индийское отделение. В этот период своей биографии он продолжает писать стихи. Но его поэтические произведения посвящены не экзотическим восточным странам, а реалиям советского общества, в котором, как известно, кроме труда и мечты, не было ничего.

На последних курсах герой нашего повествования активно посещает литературные вечера. Молодые писатели и поэты читают свои произведения, делятся впечатлениями, критикуют друг друга. Однажды собрание литераторов посещает Самуил Маршак. Со знакомства Алексина с советским писателем и начался его творческий путь. Самуил Маршак прослушал небольшое стихотворение молодого поэта и остался недоволен этим опусом, о чем не преминул сказать. Но дело в том, что студент института востоковедения одновременно с сочинением восторженных стихотворений писал рассказы, что называется, в стол. К моменту встречи с Маршаком у Алексина накопился не одни десяток произведений малой прозы. В тот знаменательный вечер одно из этих сочинений Алексин взял с собой и после гневной рецензии автора «Двенадцати месяцев» решил взять реванш и зачитать его.

Рассказ Маршаку понравился. Более того, его одобрил сам Паустовский, неожиданно оказавшийся на литературном вечере. Впоследствии писатель определил молодого Алексина как автора «юношеской прозы».

Начало творчества

В пятидесятые годы прошлого века писатель создавал книги преимущественно для детей младшего возраста. Среди этих произведений «Саша и Шура» – рассказ, изданный в 1956 году. К раннему периоду творчества также относятся такие произведения, как «Светлая дорога», «Маленькая Лайма», «Два портрета», «Близкий город», «Неправда».

Юношеская проза

Анатолий Алексин, рассказы которого в конце пятидесятых прошлого века были уже чрезвычайно популярны у юных читателей, решил не ограничиваться написанием книг для детей младшего возраста. В 1966 году писатель начал новый этап литературной деятельности. Стал писать преимущественно для подростков Анатолий Алексин. Книги, изданные в конце шестидесятых, – «Поздний ребенок», «Мой брат играет на кларнете», «Звоните и приезжайте!».

Читатель Алексина повзрослел. Произведения, написанные в конце шестидесятых годов 20-го века, ориентированы на юношество. Например, в повести «Поздний ребенок» речь идет о девушке, которая родилась с неизлечимым недугом, но благодаря упорству и любви близкого человека смогла адаптироваться в обществе. Повествование в книге, как и в большинстве произведений Алексина, ведется от первого лица.

Книги для детей и взрослых

На семидесятые годы 20-го века приходятся такие повести, как «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду», «В тылу как в тылу». Эти произведения интересны как школьникам, так и представителям взрослого поколения.

Характерная манера письма Алексина – повествование от первого лица, неожиданная развязка, обилие кратких и емких фраз, являющихся ключевыми в произведении и словно несущими в себе основную мысль. В «Безумной Евдокии» один из героев говорит: «Глупый и жестокий человек противен, умный и жестокий – страшен». С этим высказыванием нельзя не согласиться. В повести «В тылу как в тылу» мать главного героя видит плакат со словами «В тылу как на войне», и это вызывает у нее возмущение. Женщина произносит фразу, которая и послужила названием произведения, тем самым подчеркивая, что в эвакуации не может быть так же страшно, как на фронте.

Общественная деятельность

К началу семидесятых годов 20-го века книги, которые создал Анатолий Алексин, были признаны как читателями, так и критиками. В это время писатель начал активную общественную деятельность. Он стал одним из создателей популярного детского журнала, возглавлял редколлегию периодического издания «Юность». Анатолий Алексин был удостоен множества премий, среди которых «Орден Ленина».

Эмиграция

В 1993 году Алексин Анатолий Георгиевич уехал в Израиль. Здесь он написал роман о жизни одной еврейской семьи в условиях советского тоталитаризма, книгу воспоминаний под названием «Перелистывая годы». За границей писатель издал несколько сборников рассказов.

Личная жизнь

Многие годы Анатолий Алексин был счастлив в браке с Татьяной Фейнберг. С супругой они создали совместно книгу «Неужели это было?». У Татьяны Фейнберг была непростая судьба. Отец ее был арестован и расстрелян в 1938 году. Воспоминаниям детства и юности супруги писателя посвящено несколько глав книги. Приемная дочь прозаика – Алена Зандер, бывшая жена – Карена Шахназарова. Согласно одной из версий, именно она является прототипом героини Марии Шукшиной в фильме «Американская дочь». В 2014 году Татьяна Фейнберг ушла из жизни. Писатель сейчас проживает в Люксембурге, где продолжает литературное творчество.

Похожие статьи

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий