«Путь к славе и драма жизни»: судьба Сайдашева и затянувшийся ремонт в его музее

Биография

Салих Замалетдинович Сайдашев – татарский композитор, дирижер, основоположник профессиональной национальной музыки. Он был первым, кто объединил традиции самобытного фольклора с современным звучанием профессиональных музыкальных инструментов, написал музыку к пьесам татарских драматургов. В его биографии были и успех, и слава, и запреты, и гонения. Не было лишь одного – забвения со стороны родного народа, который всегда считал Сайдашева своим выдающимся сыном.

Детство и юность

Салих Сайдашев родился 3 декабря 1900 года в Казани. Отец – Замалетдин Сайдашев, обувщик, мелкий торговец, умер незадолго до рождения Салиха, своего десятого сына. Мать – Махубжамал Сайдашева, домохозяйка.

image
Махубжамал Сайдашева, мать Салиха Сайдашева

Все дети супружеской пары умерли в раннем возрасте. В живых остались только двое – Амина и Салих. После смерти отца заботы о хозяйстве и оставшихся домочадцах, согласно завещанию, взял на себя Насретдин Хамитов – приказчик и помощник Замалетдина. Он женился на двоюродной сестре Салиха, и они зажили большой дружной семьей.

Уже в 5-6 лет родные заметили, что мальчик растет очень музыкальным. На семейных застольях он выстукивал мелодию на печной заслонке, да так, что девчонки пускались в пляс. Или хватал у старших гармонь и выводил что-то на свой лад. Впоследствии тетя научила его в совершенстве играть на этом инструменте.

image
11-летний Салих Сайдашев с семьей Насретдина Халитова

В 8 лет мальчик отправился учиться в медресе. В это же время Насретдин начал приобщать его к торговым делам в лавке. Мальчик не любил этого и всячески отлынивал. Спасение пришло в виде нового члена семьи: старшая сестра Салиха, Амина, вышла замуж за Шибгая Ахмерова – журналиста и педагога, к тому времени уже широко известного.

Человек образованный и интеллигентный, Шибгай заменил мальчику отца. Он заметил увлечение музыкой юного шурина и освободил его от всех дел по дому, чтобы тот мог чаще играть, более того, купил ему безумно дорогой по тем временам рояль, и Салих стал брать уроки у народного музыканта Загидуллы Яруллина.

Загидулла Яруллин, первый учитель музыки Салиха Сайдашева

Главное – мальчик погрузился в ту творческую среду, что царила в доме: к Ахмерову приходили видные личности того времени – поэт Габдулла Тукай, писатель Фатих Амирхан, драматург Галиаскар Камал и другие.

В 1914 году Салих поступает в Казанское музыкальное училище по классу фортепиано, в 1916-м начинает играть в оркестре. А в 1918-м – через год после окончания училища – Сайдашев организует собственный оркестр.

Музыка

После добровольной службы в рядах Красной армии и работы в Оренбургской музыкальной школе Сайдашев в 1922 году возвращается в Казань, где начинает деятельность в качестве заведующего музыкальной частью в Татарском государственном театре имени Красного Октября (сегодня ТГАТ имени Камала).

Карим Тинчурин и Салих Сайдашев

Сайдашев вместе с режиссером театра Каримом Тинчуриным стал основоположником татарской музыкальной драмы. Салих написал музыку к первым спектаклям на татарском языке: «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»), «Кандыр буе» («На реке Кандре»), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце»). Отдельно стоит в этом списке пьеса «Наемщик» Т. Гиззата, в которой звучит невероятной красоты вальс в исполнении Сайдашева.

Какой же театр без оркестра – композитор лично занялся созданием постоянного односоставного симфонического театрального оркестра. И в 1923 году коллектив начал свою работу, дирижером стал сам Салих Сайдашев.

Композитор Салих Сайдашев

Впрочем, деятельный артист живет не только театром. В 1927 году в Казани впервые начинает работать радиовещание, которое организуют близкие друзья Сайдашева, они и приглашают его занять пост музыкального редактора. Этой работе артист отдает всего 2-3 года, но за это время проделано многое: редактор ввел в эфир русско-татарские передачи, на радиоволнах зазвучали песни на разных языках, он привлек к работе молодежь, организовал хор.

С конца 1920-х годов Сайдашев много выступает и гастролирует: в 1929-м в Казани дирижирует оперой «Сания», а в 1930-м в Москве – оперой «Эшче», музыкальной драмой «Ил», которую написал с Тинчуриным. На каждом выступлении ему рукоплещут, берут интервью, фотографируют. Это был зенит славы музыканта.

Композиция Салиха Сайдашева «Марш Советской армии»

В январе 1934 года начался московский период творчества Сайдашева. Он приехал в союзную столицу учиться в студии при Московской консерватории и пробыл тут 4 года, совмещая обучение и работу – написал много произведений, песен, маршей, в том числе его знаменитый «Марш Советской армии», за который получил именные часы от наркома обороны Климента Ворошилова.

В сентябре 1939 года Салиху Сайдашеву присвоено звание заслуженного деятеля искусств Татарской АССР. Но это был последний триумф маэстро. Далее начались годы гонений. Его отстраняют от работы в театре, сослав в поселок Ливадия поднимать местный Дом творчества. Вместе с тем резкой критике подвергают сочинения автора на конференции композиторов в Казани. В то время как вся республика готовится к проведению декады татарской культуры и искусства в Москве, Салих Замалетдинович – в стороне от этой кипучей работы.

Дирижер Салих Сайдашев

Во время войны ситуация отошла на второй план, Сайдашев вернулся в театр, много работает, выступает в концертных залах города и на гастролях. Однако послевоенный мир приносит с собой холодный ветер перемен для работников культуры.

В 1948 году влиятельный идеолог тех лет Андрей Жданов выступил с резкой критикой таких композиторов, как Д. Шостакович, А. Хачатурян, С. Прокофьев и др. Это не могло не отразиться на других советских композиторах даже в других уголках страны. Нападки на работу Сайдашева возобновились, его уволили из театра, отлучили от дирижерского пульта, перестали ставить его музыку в радиоэфире, не приглашали на концерты и гастроли.

Памятник Салиху Сайдашеву в Казани

Салих Замалетдинович перебивался случайными гонорарами, которых становилось все меньше. Черная депрессия подкосила здоровье композитора. Чтобы не сойти с ума, он каждый день выходил из дома, одетый и выбритый, словно на работу. Доходил до родного театра и останавливался, глядя на афиши.

Завидев любимого артиста, народ подходил нему, люди разговаривали, подбадривали, приглашали на чашку чая. В защиту Сайдашева были проведены множественные общественные кампании, инициируемые как его поклонниками, так и друзьями-музыкантами. Именно они организовали торжество по поводу 50-летия маэстро и добились того, что на этом праздновании Салиху Замалетдиновичу было присвоено звание «Народный артист Татарской АССР».

Личная жизнь

Первый творческий взлет Салиха Сайдашева связан с успехом в личной жизни. В начале 20-х годов музыкант познакомился с красавицей Валентиной, приехавшей в Казань из Костромы. Валя, хоть и поступила на медицинский, была невероятно творческим человеком, обожала музыку, поэзию, театр. У них было слишком много общего, чтобы они не смогли пройти мимо друг друга.

Салих Сайдашев и Сафия Алпарова в день свадьбы

В 1925 году влюбленные поженились, а через год жена подарила мужу первенца – сына Альфреда. Однако женщина не смогла оправиться от заражения крови после родов и скончалась 3 ноября 1926 года. Маэстро очень тяжело пережил потерю любимой.

Второй супругой композитора стала приехавшая из Астрахани Сафия Алпаева. Они познакомились на работе – девушка служила кассиром в театре. Молодые поженились в мае 1929 года и прожили вместе до 1943-го, затем развелись.

Салих Сайдашев с сыном Эмилем и женой Сафией

В третий раз Сайдашев взял в жены Асию Казакову – представительницу известной татарской купеческой династии. С ней мужчина прожил до самой смерти.

Помимо старшего Альфреда (впоследствии стал заслуженным юристом), у артиста было еще три сына – Науфаль (умер в 2000-х годах), Эмиль и Реляф (умерли в детстве).

Смерть

В 1954 году племянник, заметив ухудшение здоровья дяди, положил Сайдашева в больницу. Обнаружили кисту в легком. Врачи побоялись оперировать в Казани и направили пациента в Московский институт хирургии имени А. Вишневского. Операция была успешной, больного перевели в обычную палату.

В один роковой день Сайдашев решил встать, но не удержался, упал, швы разорвались, возникло внутреннее кровотечение. Салих Замалетдинович умер 16 декабря 1954 года.

Могила Салиха Сайдашева

Прощание с истинно народным композитором прошло в его родном театре под похоронную музыку, которую он написал сам для своей любимой жены Валентины. Похоронили артиста на казанском кладбище в Ново-Татарской слободе. На могиле музыканта стоит скромный памятник из черного гранита.

25 июня 1993 года в Казани, в доме композитора, открыт музей Салиха Сайдашева. Экспозиция сохранила рабочую обстановку, в которой жил и творил маэстро. Также именем выдающегося соотечественника татарстанцы решили назвать один из аэропортов республики – «Бегишево». По итогам голосования имя музыканта вошло в тройку лидеров.

Произведения

  • «Наемщик»
  • «Голубая шаль»
  • «Галибану»
  • «Ил»
  • «На Кандре»
  • «Марш Советской армии»
  • «Эдрен дингез»
  • «Динар тавы»
  • «Бала кош»

Сайдашев Салих Замалетдинович (1900—1954) известный татарский композитор, Народный артист Татарской АССР, Заслуженный деятель искусств Татарской АССР родился 3 декабря 1900 года в Казани.

Музыкальное дарование Салиха Сайдашева проявилось рано. Первым инструментом, на котором он начал играть, была гармоника. Затем родственники приобрели для него рояль. Первым учителем его был народный музыкант Загидулла Яруллин, а затем видные педагоги Казанского музыкального училища.

Салих Сайдашев является основоположником татарской профессиональной музыки, обобщил опыт первых народных композиторов, многовековые традиции народа сумел органически соединить с опытом европейской музыки, с фольклором и создать на этой основе подлинно национальное и профессиональное искусство.

Театральная музыка:

Песни: «САНДУГАЧ (Соловей)» ХУШ, АВЫЛЫМ (Прощай, мой край)» КАРА УРМАН (Дремучий лес)» «ӘДРӘН ДИНГЕЗ (Адриатическое море)»

Признание:

В этот день,120 лет назад, 3 декабря 1900 года, родился выдающийся татарский композитор, пианист и дирижёр Салих Сайдашев.

Сайдашев Салих Замалетдинович (3 декабря 1900 – 16 декабря 1954) – татарский композитор, Народный артист Татарской АССР. 35 лет своей жизни Салих Сайдашев посвятил развитию татарской музыки и занял важнейшее место в культуре и истории татарского народа.

В Татарском академическом театре он пишет музыку к спектаклям. Его мелодии, сохраняя тесную связь с национальным фольклором, содержат много нетрадиционных черт и отмечены яркой авторской индивидуальностью. В результате творческой деятельности Салиха Сайдашева в татарском искусстве появился новый жанр – музыкальной драмы. В сотрудничестве с выдающимися татарскими драматургами: К. Тинчуриным, Ф. Бурнашем, Т. Гиззатом, Г. Кутуем, Х. Такташем он сочинил более 60 музыкальных произведений.

Музыка, написанная на сюжет драм К. Тинчурина «Казанское полотенце», «Голубая шаль», «На Кандре» и Т. Гиззата «Наемщик» являются вершиной творчества великого татарского композитора.

Салих Сайдашев так же и основоположник татарской профессиональной музыки, он обобщил опыт первых народных композиторов и многовековые традиции татарского народа, сумел органически соединить их с опытом европейской музыки, с фольклором и создать на этой основе подлинно татарское национальное и профессиональное искусство.

–>

Первый татарский профессиональный композитор, основоположник татарской профессиональной музыки Салих Сайдашев – наш земляк, уроженец Казани.

Салих Сайдашев.

Салих Сайдашев родился 3 декабря 1900 года в Казани, на улице Большой Мещанской (ныне улица Нариманова) в доме  №1. Его отец умер, так и не увидев сына, своего последнего, десятого ребенка. Маленький Салих рано начал интересоваться музыкой. Первым инструментом, который он освоил была гармоника, позже родственники, видя необыкновенные способности мальчика, купили ему рояль. Музыке Салиха поначалу учил народный музыкант Загидулла Яруллин, позднее – педагоги Казанского музыкального училища. В 13-летнем возрасте Салих Сайдашев начал выступать в качестве музыканта в татарской театральной труппе «Сайяр», которая в будущем стала основой татарского театра имени Галиаскара Камала. Во время спектаклей он аккомпанировал на рояле, а в антрактах выступал в оркестре, переложения татарских национальных песен для которого писал сам. Сестра Сайдашева была замужем за Ш.Ахмеровым, который был вхож в интеллигентные татарские круги Казани, дружил с Габдуллой Тукаем, Галиаскаром Камалом, Фатихом Амирханом, Г.Кулахметовым, Г.Ибрагимовым. Друзья часто бывали в гостях в доме Ахмеровых, слушали игру маленького Салиха на рояле. Особенно ценил музыкальное дарование Сайдашева Габдулла Тукай. В 1918 году Салих Сайдашев организовывает свой оркестр. В 1922 поступает дирижером и музыкальным руководителем в театр имени Г.Камала. Он пишет музыку к пьесам «Голубая шаль» К.Тинчурина, «Галиябану» М.Файзи, «Башмагым» Х.Ибрагимова, «Наемщик» Т.Гиззата. Сайдашев много сделал для становления нового жанра в татарском национальном театре – музыкальной драмы. В это же время он пишет знаменитый «Марш Советской Армии», другие произведения в разных жанрах, выступает на концертах в качестве пианиста и дирижера.

После учебы в Москве в студии татарской оперы Сайдашев продолжает работу в театре имени Г.Камала, пишет музыку к новым спектаклям. Салих Сайдашев сумел соединить народные музыкальные традиции с традициями европейской музыки и создать новое национальное татарское искусство. Салих Сайдашев – самый знаменитый татарский композитор, до сих пор он очень любим народом, который ласково называет его Сайдаш. По значимости для татарского искусства он стоит рядом с Габдуллой Тукаем, Баки Урманче.

В последние годы жизни Сайдашев был отлучен от театра, жил в глубокой депрессии, его музыка к спектаклям К.Тинчурина была запрещена. Умер Сайдашев 16 декабря 1954 года, похоронен в Казани.

Музей С.Сайдашева.

В 1993 году в нашем городе был открыт музей Салиха Сайдашева, на улице Горького, в доме  № 13. Сайдашев жил в этом здании с 1930 по 1954 год. Экспозиция музея необычна, она сочетает в себе музыку, свет, изобразительный ряд. Во время экскурсии звучит музыка Сайдашева. В 2000 году Большому концертному залу присвоено имя Сайдашева. В 2005 году перед зданием Педагогического университета был установлен памятник Салиху Сайдашеву (скульптор М.Гасимов).

Памятник С.Сайдашеву.

–> Сохраните себе в: Facebook Вконтакте Одноклассники Заголовок

  • 19 мая, четверг

    Экспозиция дома-музея Ш.А. Худайбердина

    История

  • 19 мая, четверг

    Экспозиция дома-музея Ш.А. Худайбердина

    История

  • 19 мая, четверг

    Экспозиция дома-музея Ш.А. Худайбердина

    История

Отель дня

Отель Максим Горький

В самом центре города

Забронировать

–> Экскурсии Обзорная экскурсия по Казани с посещением Казанского Кремля Обзорная экскурсия по Казани с посещением Казанского Кремля Обзорная экскурсия по Казани с посещением Казанского Кремля –>

Узнать цены на гостиницу Booking.com
Есть вопросы? Задай их!
Полезные советы Показать все советы
09.12.2015 17:01 Примерное время чтения: 10 минут 3140 Еженедельник “Аргументы и Факты” № 50. АиФ-Татарстан 09/12/2015 Сюжет Знаменитые татарстанцы imageМария Зверева / АиФ image Статья по теме Рубин Абдуллин об уроках доброты, халтуре и вечной музыке

В Казани музыканта ждали тяжёлые времена. Тех, с кем он сотрудничал, назвали врагами народа. Сайдашева не посадили, но жить стало невозможно. А ведь были планы, был талант, росли дети… У Сайдашева имелась квартира в доме на ул. Горького. Здесь располагалось с 1928 г. коммунальное общежитие  работников казанских театров.  

«Я там не раз бывала. Это жуть! Комнатушка у Сайдашева была тёмная, туалет – в театре, который был тут же, рядом. В общем, условия унизительные. А в общежитии жили знаменитые и тогда, и сейчас люди», – делится воспоминаниями Ю. Исанбет. Среди них – Х. Салимжанов и его сын Марсель (известный театральный деятель РТ в дальнейшем. – Прим. авт.),  Ш. Биктимиров, Р. Тазетдинов.

Рассказывает Эльвира Низамутдинова, директор музея С. Сайдашева, размещённого ныне в этом доме: «Сайдашев  подолгу гостил у казанских родственников, где условия лучше. Он был бескорыстным человеком. Когда ему предложили квартиру в центре города на ул. Профсоюзной, он отдал её певице и актрисе Г. Кайбицкой, которая находилась тогда в сложной жизненной ситуации. Театр был для него родным домом. Музицировал, работал в подвале, пианино появилось у него незадолго до смерти». 

image
Фото: АиФ/ Мария Зверева

image Статья по теме Непокоренный. Знаменитый поэт-герой Муса Джалиль в воспоминаниях дочери Нельзя сказать, что республиканские власти не замечали его. Он стал заслуженным деятелем искусств (1939 г.), его приняли в Союз композиторов (1940 г.), состоялся и его творчский вечер с участием лучших артистов и симфонического оркестра. А в 1941-м  в Москве должна была пройти Декада татарского искусства, но началась война. 

Концерты военного времени, которые для всех деятелей культуры стали не обязанностью, а долгом перед Родиной, были посвящены Победе, все сборы шли на помощь фронту. «Боевые командиры, бойцы, направлявшиеся на фронт или вернувшиеся оттуда, хотят «хоть на часок» послушать Сайдаша. Ни одного места в зале нет! Своими песнями он воевал на передней линии огня, был солдатом Великой Отечественной!»  – рассказывает Гази Каш­шаф, известный казанский учёный и журналист. 

image
Фото: АиФ/ Мария Зверева

Наедине со всеми

image Статья по теме Симфония войны: как татарские композиторы дрались с врагом в годы ВОВ В 1948 г. началась очередная волна преследований творческой интеллигенции. В печальном перечне (рядом с Д. Шостаковичем, обвинённом в «сумбуре вместо музыки») оказался и С. Сайдашев. Хотя он не создал никаких модернистских произведений. Композитора не посадили и не расстреляли. Но отовсюду уволили под различными предлогами. Его отлучили от творчества, и это была самая страшная казнь.

«В то время я видела его часто, потому что жила поблизости. Почти ежедневно он стоял у входа в театр с улыбкой на лице, в белоснежной рубашке с галстуком-бабочкой. Франт! Люди тогда так не одевались. Это был человек невероятной красоты, от которого шёл какой-то внутренний свет. Ему просто нечем было тогда заниматься. Он разговаривал со всеми, кто к нему, узнав, обращался», – не скрывает слёз Ю. Исанбет. 

Потомки

Сайдашев женился трижды. Сын Альфред (1926 г.) – от первого брака с В. Мухиной. Она умерла 5 ноября 1926 г. после родов. Сайдашев тяжело переживал, считал, что утрата горестно повлияла на его судьбу. Сын в 1943-м добровольно ушёл на фронт. Салих Сайдашев не хотел, чтобы Альфред стал музыкантом, хотя сын прекрасно играл на пианино, сочинял музыку, песни. Он окончил юрфак КГУ, стал заслуженным юристом РФ и РТ, написал замечательную книгу воспоминаний об отце. Из трёх его детей только двое выбрали музыку. 

image Статья по теме О подвиге – в красках. Кто вдохновил художников РТ написать картины о войне «У брата Валерия не было слуха, он окончил физфак КГУ, стал одним из первых в Казани программистов. Мы с сестрой окончили специализированную музыкальную школу, Казанскую консерваторию. Светлана живёт в Кирове, она музыковед, а я пианистка, концертмейстер, преподаю в Казанской  консерватории», – говорит дочь Альфреда Сайдашева Альфия.       Её сын Айдар работает концертмейстером в театре им. К. Тинчурина. Дочь Гульнара, которая тоже окончила музыкальную школу, преподаёт современные социальные танцы (сальса и др.). «Музыкальность у нас в крови», – констатирует Альфия Альфредовна.

Памяти поэта посвящается

Музей Салиха Сайдашева – первый музыкальный музей РТ. Находится в Казани на ул. Горького, д. 13.

image
Дом, где жил Сайдашев, стал музеем. Фото: АиФ/ Мария Зверева

Он был открыт 25 июня 1993 г. по решению правительства республики. Здание построено в конце XIX – начале XX в. и является памятником регионального значения. Мемориальная доска на здании указывает, что С. Сайдашев жил здесь с 1930 по 1954 год. Из этого дома его проводили в последний путь. Более 20 экспонатов, непосредственно связанных с композитором. В частности, нотный автограф 17-летнего музыканта, его партитуры с личными пометками, дирижёрская палочка из дуба, которую С. Сайдашев сделал собственноручно, его посмертная маска, трельяж матери и отца, восемь портретов композитора работы разных авторов… 

Фото: АиФ/ Мария Зверева

Более 9 тыс. посетителей ежегодно принимает музей. В 2016 г. его хотят отреставрировать, обновить экспозицию. Правительство РТ обещает найти деньги на такие работы не только в музее С. Сайдашева, но и в музеях Габдуллы Тукая и Шарифа  Камала. 

Где можно узнать о татарских писателях и композиторах? Абрек Абзгильдин. Жизнь коротка, искусство- вечно! Рубин Абдуллин об уроках доброты, халтуре и вечной музыке Его «университеты». Максим Горький увековечил Казань в 60 произведениях

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий