Путешествия по миру, романы, творчество и богемная жизнь: главное о судьбе Александра Вертинского

Биография

Александр Вертинский — певец и актер, которого до сих пор называют феноменом. Песни Вертинского могут вызывать искренние слезы или скупую усмешку, однако равнодушных к его творчеству, пожалуй, не найти. И даже несмотря на то, что судьба отнеслась к Александру Николаевичу достаточно сурово (биография сложилась далеко не безоблачно), певец не опустил руки и продолжал радовать поклонников выступлениями.

Детство и юность

Александр Вертинский родился в Киеве 19 марта 1889 года. Отец Николай Петрович подрабатывал журналистикой и являлся частным поверенным. Мать Евгения Сколацкая была из дворянского рода. Неприятность заключалась в том, что родители Вертинского не были женаты, что в то время считалось недопустимым. Законная жена Николая Петровича, зная о романе мужа на стороне, тем не менее не давала согласия на развод.

С Евгенией Николай Петрович встречался в доме, который снял для возлюбленной. Там родилась первая дочка Надя, там же чуть позже появился на свет и Саша Вертинский. С раннего детства Александру пришлось встретиться с испытаниями судьбы. Евгения Сколацкая умерла, когда сыну исполнилось три года. Спустя два года ушел из жизни и отец Вертинского.

Детей, Надежду и Александра, забрали на воспитание сестры Евгении Сколацкой, ненавидевшие Вертинского-старшего за «развращение» их Женечки. Брат и сестра оказались разлучены, а вскоре Александра потрясло известие о смерти Надежды. Это была ложь, которую придумали тетки Вертинского, чтобы воспрепятствовать общению брата и сестры. О том, что Надежда жива, Александр узнал годами позже.

Учился маленький Александр в Александрийской императорской гимназии, однако вскоре Вертинского отчислили за неподобающее поведение — дело в том, что мальчик начал воровать. Возможно, Александр подобным образом пытался компенсировать отсутствие родительского внимания, которого так не хватало. Как бы то ни было, заработав репутацию воришки, будущий певец продолжил школьное образование в Киевской классической гимназии № 4, но и там проучился недолго.

Постоянные придирки тетки, неприятности с учебой — единственной отдушиной для Александра, помогавшей отвлечься от реальности, стал театр. Уже в то время Вертинский начал выступать в любительских спектаклях. Воровать деньги у тетки Александр не перестал, и та выгнала юношу из дома. Чтобы выжить, Вертинскому пришлось работать и продавцом, и типографским корректором, и даже грузчиком.

Казалось, подобная жизнь вскоре пойдет по наклонной, однако здесь судьба решила улыбнуться Вертинскому. Александр познакомился с Софьей Зелинской, давней подругой матери. В доме Софьи Николаевны Вертинский восполнил пробелы в образовании, познакомился с Марком Шагалом, Казимиром Малевичем, Натаном Альтманом и другими талантливыми людьми. В это же время Вертинский начал подрабатывать в газетах, публикуя собственные рассказы, которые вскоре подарили Александру первую известность.

Театр и кино

Первые гонорары вселили в молодого человека уверенность в собственных силах и разбудили желание прославиться. В это же время Александр узнал, что сестра Надежда жива и работает в московском театре. В 1913 году Вертинский, в поисках лучшей доли и славы, отправился в Москву.

Театральная карьера Александра Вертинского началась с маленьких студий и любительских театров. В то время среди молодежи было модным ставить собственные постановки. Вскоре Вертинского пригласили в Театр миниатюр, что на Тверской улице. Коллективом руководила Арцибушева Мария Александровна. Первое же выступление Вертинского вызвало шквал зрительского восторга. После этого Александр продолжил выходить на сцену, а также писать злободневные сценки и пародии.

В том же 1913-м Вертинский пробовал поступить в Московский художественный театр Станиславского, однако великий мастер не принял Александра из-за его дикции: Вертинский нечетко выговаривал букву «р». Пробовал Вертинский силы и в кино. Первая картина с участием Александра Николаевича – «Обрыв». Роль Вертинскому досталась небольшая, однако это был неоценимый опыт.

Кинокарьеру Александра Вертинского прервала война. Александр Николаевич в конце 1914-го записался санитаром-добровольцем на фронт, где и провел около года. В январе 1915-го певец и актер получил ранение и был вынужден возвратиться в Москву. Там Вертинского уже ждала новость о смерти сестры, которую Александр считал самым близким человеком. Есть информация, что девушка умерла из-за передозировки наркотиков.

Музыка

После возвращения Вертинский продолжил сниматься в кино и играть в театре Арцибашевой. Тогда-то и появился легендарный образ Пьеро. Миниатюры, «Песенки Пьеро», романсы “Я сегодня смеюсь над собой”, “Панихида хрустальная”, “Кокаинетка”, «Желтый ангел» подарили Александру Николаевичу огромное количество поклонников. Даже строгие критики отзывались неизменно положительно о выступлениях Вертинского.

Причина такой популярности — искренность автора. Вертинский не боялся говорить и петь о том, что беспокоило каждого человека. Вопросы жизни и смерти, безответная любовь, духовный и культурный кризис общества — эти проблемы нашли отражение в песнях Вертинского. Александр Николаевич исполнял композиции как на собственные стихи, так и на поэзию Александра Блока, Марины Цветаевой, Игоря Северянина.

Александра Николаевича отличал собственный стиль, характерное грассирование и, конечно, тексты, неизменно берущие за душу. Образ страдающего Пьеро породил массу последователей и пародистов, но никому и близко не удалось подойти к мастерству Вертинского.

Подобная откровенность текстов подарила Вертинскому не только преданных поклонников. Певцом заинтересовалась так называемая Чрезвычайная комиссия, представители которой прозрачно намекнули Александру Николаевичу, что стоит быть осторожнее в творчестве. Есть мнение, что именно постоянное внимание цензоров толкнуло Вертинского на эмиграцию. Однако сам Александр Николаевич много лет спустя напишет:

«Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность».

Как бы то ни было, в конце 1917 года Вертинский отправился в большой гастрольный тур, продлившийся два года. Артист посетил множество городов, а затем, купив греческий паспорт, покинул страну и уехал сначала в Румынию, а затем в Польшу. В последующие годы домом для Александра Николаевича становились Париж, Берлин, даже Палестина. И везде Вертинский продолжал собирать полные залы. Поклонников таланта Александра можно было встретить в любом городе мира.

В 1934-м Вертинский приехал в Америку. Первый же концерт в заокеанской стране собрал под одной крышей весь цвет русскоязычной эмиграции, соскучившейся по родной речи. Спустя год Вертинский уехал в Шанхай, и даже там встретил огромное количество поклонников. На родину Александр Николаевич вернулся только в 1943 году.

Личная жизнь

Первый брак Александра Вертинского продержался семь лет. Избранницей певца стала еврейская красавица Рахиль (Раиса) Потоцкая, после замужества сменившая имя и ставшая Иреной Вертидис. С девушкой Вертинский познакомился в Польше.

Более удачно личная жизнь Вертинского сложилась только спустя 19 лет. Будучи в Шанхае, Александр Николаевич познакомился с очаровательной Лидией Циргвавой. Девушка была моложе Вертинского на 34 года, однако этот факт не помешал влюбленным. В 1942-м году Вертинский женился на Лидии.

Вскоре жена подарила Вертинскому дочку Марианну, а затем, спустя год, вторую дочь, которую назвали Анастасией. Обе девочки унаследовали талант и артистизм отца, став впоследствии известными актрисами. И даже дочь Марианны, Дарья Вертинская (Хмельницкая), удачно начала актерскую карьеру, от которой, к сожалению, через некоторое время отказалась.

Смерть

После возвращения в Москву Вертинскому приходилось постоянно сниматься в фильмах и гастролировать, чтобы прокормить семью. Поклонники, как оказалось, не забыли кумира, однако, несмотря на популярность, в последние годы жизни актер терзался из-за происходящего в стране. В 1956 году Александр Николаевич написал жене:

«Я перебрал сегодня в уме всех своих знакомых и друзей и понял, что никаких друзей у меня здесь нет! Каждый ходит со своей авоськой и хватает в неё всё, что ему нужно, плюя на остальных. И вся психология у него авосечная, а ты — хоть сдохни, ему наплевать!»

Последний концерт Вертинский дал в день собственной смерти. Вечером 21 мая 1957-го актеру стало плохо. Спустя пару часов Вертинский ушел из жизни. Причиной смерти врачи объявили острую сердечную недостаточность: возраст и переживания сделали свое дело. Могила Вертинского находится на Новодевичьем кладбище, что в Москве.

Память

Памяти Вертинского посвящена витрина Музея одной улицы в Киеве. Здесь можно увидеть фото певца, автографы, коллекцию альбомов на грампластинках. Также поклонникам в наследство после гения осталась книга воспоминаний «Дорогой длинною…».

В 1982 году один из обнаруженных астероидов стал носить имя артиста — небесное тело открыла Людмила Карачкина. Память легендарной личности в столице Украины поставили в 2019 году.

Наследница актера Анастасия еще в начале 2010-х годов предложила Константину Эрнсту снять фильм о биографии отца. Тот с радостью согласился и привлек для написания сценария Авдотью Смирнову. Проект «Вертинский» был готов к съемкам еще в 2014-м, однако из-за экономических соображений оказался замороженным.

Долгожданная премьера мини-сериала была анонсирована только в 2021 году. Главную роль певца и композитора сыграл Алексей Филимонов. Актрису Веру Холодную, которой Вертинский посвятил свои первые композиции, исполнила Паулина Андреева. Также в каст попали Анна Виллер, Анастасия Немец, Юлия Марченко и др.

Фильмография

  • 1913 — «Обрыв»
  • 1915 — «Медовый месяц»
  • 1916 — «Чем люди живы»
  • 1916 — «Король без венца»
  • 1916 — «Шахматы любви»
  • 1917 — «Золотой вихрь»
  • 1928 — «Тайны Востока»
  • 1930 — «Конец мира»
  • 1950 — «Заговор обреченных»
  • 1954 — «Анна на шее»
  • 1955 — «Пламя гнева»
  • 1956 — «Кровавый рассвет»

image

Родоначальник династии Вертинских, Александр Николаевич Вертинский, остался в истории российского искусства как певец, поэт и артист театра и варьете. С годами только возрастает интерес к песням и стихам, которые написал Александр Николаевич Вертинский. Биография его трагична, как и у многих творческих личностей, рожденных в эпоху грандиозных перемен и событий грозных лет перед революцией 1917 года.

image

Начало жизни

Дитя любви дворянки Сколацкой Евгении Степановны и частного поверенного Вертинского Николая Петровича появился на свет 9 марта 1889 года. Это был Александр Вертинский. Биография младенца началась со статуса незаконнорожденного. Родители будущего артиста страстно любили друг друга, но жили вне официального брака, так как отец не мог получить развод от своей первой жены. Выход он нашел в усыновлении своих малолетних детей – Надежды и Александра.

В свои три года мальчик стал сиротой, его мать умерла. Отец не смог пережить надолго смерть любимой женщины, и через два года маленький Саша стал круглым сиротой, умер отец. Тетки разделили детей и растили их в разных семьях. Александру сказали, что его сестра Надежда умерла. Брат и сестра встретились, когда уже стали взрослыми. Надежда была танцовщицей варьете. До самого конца жизни они были очень привязаны друг к другу.

Маленький Александр не хотел учиться, хулиганил, его воспитывала улица, и перед ним маячила перспектива стать босяком. Но врожденный талант и любовь к искусству не позволили ему стать уличным мальчишкой. Его исключили из двух гимназий. Днем он работал грузчиком, пытался писать заметки в газеты, позднее работал статистом в Соловецком театре.

Первые шаги на сцене

Дом Зелинской Софьи Николаевны, жены брата Луначарского, стал для Александра местом, где он сошелся близко с богемой искусства того времени. Кумирами молодежи тогда был Оскар Уайльд и герои его романов, молодежь увлекалась декадентством. Путь на театральные подмостки был открыт для любого, кто имел смелость показать окружающим что-нибудь особенное. В салоне Софьи Николаевны во фраке с фиалкой в петлице он пил вино и впитывал атмосферу высокого искусства.

Начало творческой деятельности в Москве

Арцыбушевский театр миниатюр был первым местом в Москве, где Вертинский начал проявлять свой артистический талант. Большой успех получила его пародия на танго, танец, который только входил в моду в России. В «Русском слове» появились первые несколько строк рецензии на номер. Через год Александр Вертинский предпринял попытку поступления в МХТ, но его оригинальное грассирование буквы «р» не пришлось по душе Станиславскому, который принимал у него экзамен.

Период войны 1914 года

Началась война в 1914 году. Это заставило молодого артиста принять посильное участие в защите Отечества. Молодой доброволец в бригаде санитарного поезда сделал 36 тысяч перевязок до своего ранения и вынужденного возвращения в Москву.

Время, когда Вертинский исполнял свои романсы и стихи под маской Пьеро, было благодатным для артиста. Эти его выступления были положительно отмечены критиками. В любой аудитории Вертинский был неизменно популярен. В своих циклах стихов того времени он пытался показать зрителям, как снять давление материальности мира. Постепенно Вертинский перестал интересоваться традиционным русским романсом. Его увлекли авторские художественные песни. Вертинский выступал в гриме с трагической маской Пьеро, которая стала образом утонченности. Внутренний мир Александра прорывался наружу в образе страдающего шута, что пробуждало у зрителей необходимые эмоции. Для этого были специально созданы декорации, и сцена освещалась мертвенно-бледным желтым светом, выделяя темную фигуру и белую маску лица.

После возвращения с фронта Вертинский снова встретился с Верой Холодной, с которой был знаком с 1913 года. К тому времени она уже была женой молодого юриста Владимира Холодного. Александр Николаевич принял активное участие в ее судьбе и помог ей стать актрисой. Он был тайно влюблен в ее роковую красоту. Так можно объяснить его мрачность на их совместном фото. В творчестве Вертинского появились посвященные ей песни: “Ваши пальцы пахнут ладаном”, “Маленький креольчик” и “За кулисами”.

Революция в России

К 1917 году Вертинский, который пользовался популярностью у публики, выступал во всех крупных городах России. Революция рабочих и крестьян была чуждой интеллигенции страны, к которой принадлежал и Александр Николаевич Вертинский. Биография его творческая пополнилась несколькими песнями, которые в ЧК посчитали контрреволюционными. После того как он спел романс, посвященный гибели московских юнкеров, полный сочувствия к погибшим молодым людям, его вызвали в ЧК. Грубость и непримиримость революционеров произвела тяжелое впечатление на артиста. Тогда ему казалось, что эта страна не имеет будущего, потому что в ней нет свободы слова. Любое мнение, которое отличается от “диктатуры пролетариата”, будет преследоваться законом. И хотя он гастролировал какое-то время еще по России, мысли об отъезде из страны стали посещать его все чаще и чаще.

Отъезд Вертинского в Турцию

А весной 1920 года в биографии Александра Николаевича Вертинского произошел новый поворот. Он уплыл на пароходе в Турцию, подальше от разрухи и нищеты, которая охватила Россию после войны и революции. Александр Николаевич объясняет этот поступок желанием путешествовать, но возможно, что беспощадная классовая борьба, которая развернулась в стране, стала для него угрозой жизни и свободы.

В Константинополе он выступал перед русскими эмигрантами и пел им свои песни. Из Турции его дорога вела в Румынию, затем его выслали из страны за антирумынские выступления. Его путь прошел через Польшу, где он предпринял первую попытку вернуться на родину. Вертинский подал прошение вернуться в Россию в советское посольство в Польше, но ему ответили отказом. Еще в Турции он достал себе греческий паспорт и после запрета вернуться в Россию отправился на гастроли по странам Европы. До 1925 года Александр Николаевич жил в Германии. Личная жизнь Александра Вертинского биографии того периода мало известна. Женитьба на Потоцкой Раисе (Рахиль), дочери российских эмигрантов, была неудачной и закончилась разводом.

Вторичное обращение с просьбой вернуться в Россию ждала та же судьба, что и первое. Ему было опять отказано. Куда теперь? Его ждал прекрасный город Париж! Во Франции его творчество расцвело новыми красками. Появились новые песни, каждая из которых имела свою тайную легенду и была связана с его жизнью. В Париже Александр Николаевич познакомился с Шаляпиным, Рахманиновым, Чарли Чаплиным, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо и другими знаменитостями того времени. Ему очень хотелось поехать в Америку.

Гастроли в Америке

Осенью 1934 года начался американский период в биографии Александра Николаевича Вертинского. В многочисленных гастролях по городам Америки его песни пользовались неизменным успехом в среде русских эмигрантов. Александр Николаевич свободно владел французским языком, хорошо знал немецкий, но совершенно не владел английским. Его пригласили на съемки в Голливуд, ему была предложена роль в фильме на английском языке. Но, увы! От съемок пришлось отказаться. Артист чувствовал непреодолимое отвращение к чужому ему языку, и английский язык был неподвластен Вертинскому Александру Николаевичу. Биография и фото артиста часто появляются в Америке на страницах русскоязычных газет.

Жизнь в Китае

В биографии Вертинского Александра Николаевича национальность сыграла не последнюю роль. Уже пылали печи гитлеровских концлагерей, когда он выехал в Китай. Только так можно объяснить появление артиста в чуждой для него стране в предвоенное время. Поездка в Китай не оправдала надежды Вертинского, жить пришлось на маленькое жалованье. Известность в других странах не принесла артисту славу в Китае. Когда ему неожиданно поступило предложение о возвращении в Россию с официальным приглашением ВЦИК, певец с радостью согласился. Долги не позволяли Вертинскому покинуть Китай немедленно, и он, желая решить денежную проблему своей семьи, решил стать совладельцем кабаре, еще больше усугубив свое материальное положение. Судьба готовила резкий перелом в биографии Александра Вертинского. Личная неприязнь к Советам сменилась непреодолимым желанием воссоединиться с многомиллионной семьей Советского Союза в его борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Тогда Вертинский начал проявлять себя лояльным гражданином, выступая перед советскими людьми, сотрудничая с советскими газетами. Тогда же он создал цикл песен с патриотическим звучанием.

Жизнь в ожидании возвращения

На территории Советского Союза шла война. В 1942 году 17-летняя Лидия Владимировна Циргвава, дочь советского служащего Китайской железной дороги, стала женой артиста, которому к тому времени исполнился 51 год. Творчество Вертинского стало совсем другим. Годы шли, и любовные песни приобрели оттенок безысходности. Мысли о приближающейся старости и неумолимости времени просвечивали сквозь строчки последних его произведений. Японская оккупация ухудшила и без того тяжелое положение семьи Вертинских. В 1943 году отчаявшийся Вертинский написал Вячеславу Молотову, умоляя позволить его семье вернуться, и обещал служить Родине до конца своих дней. И наконец пришло долгожданное разрешение. Биография жены Александра Николаевича Вертинского тесно связана с его жизнью. Его семья с маленькой Марианной выехала из Китая в Россию и стала жить в Москве. Младшая дочь Александра Николаевича, Анастасия, родилась в 1944 году.

Жизнь на Родине

Вначале он чувствовал себя счастливым и с энтузиазмом готовился к выступлениям. Семье дали номер в гостинице «Метрополь», там они прожили три года, до тех пор, пока не получили квартиру в Москве. Цензура прикрыла большую часть его песен. Ему явно не доверяли, концерты были редкими, на радио приглашений не было, было издано всего несколько его пластинок, критики молчали. Актер и певец не был признан в Советском Союзе, но, несмотря на это, творческая биография Александра Николаевича Вертинского пополнилась более чем тремя тысячами концертов. Он объехал страну несколько раз и встречал каждый раз восторженные аплодисменты публики.

Последние годы жизни Вертинского

Духовное и душевное одиночество усугубляло состояние Александра Николаевича, который привык иметь много друзей среди элиты европейских стран. На родине у него не было друзей. Вертинский искренне был возмущен, когда правда о расстрелянных невинных людях, объявленных врагами народа в 1937 году и замученных в лагерях, стала известна общественности.

21 мая 1957 года Вертинский покинул этот мир в гостинице «Астория» в Ленинграде. Ему было 68 лет. В Москве на Новодевичьем кладбище покоится его прах. Биография Вертинского закончилась на этой странице. Лидия Вертинская пережила мужа на 56 лет. Она умерла в 2013 году, слушая песню мужа до последнего вздоха. Их могилы находятся рядом.

9 (21) марта 1889 года родился Александр Вертинский, поэт, композитор, певец, актер, создатель знаменитого образа «Русского Пьеро».

Личное дело

Александр Николаевич Вертинский (1989 – 1957) родился в Киеве в семье частного поверенного Николая Петровича Вертинского, который не мог жениться на его матери из дворян Евгении Степановне Сколацкой, поскольку его первая жена не давала развода. Отец «усыновил» собственных детей несколько лет спустя. Родители умерли, когда Вертинский был еще ребенком, после чего он и его сестра Надежда оказались в разных семьях у родственников матери, причем брата уверяли в том, что сестра мертва. Они встретились только во взрослом возрасте.

Театром Александр увлекся еще в гимназии, из которой, правда, был исключен. Затем приобщился к литературе – писал рецензии на выступления знаменитостей и небольшие рассказы. В это время он познакомился с Михаилом Кузминым, Константином Малевичем и Марком Шагалом.

В 1913 году Вертинский переехал в Москву, где начал выступать в литературных и драматических сообществах. Он пытался поступить в Московский художественный театр, но Константин Станиславский лично отказал в приеме из-за картавости. Однако это не помешало его дебюту в Театре миниатюр и в кинематографе в фильме «Обрыв».

На войну начинающий артист отправился добровольцем – в санитарный поезд, где сделал (по записям в журнале) 35 тысяч перевязок. Был легко ранен и вернулся в Москву.

Программа «Песенки Пьеро» впервые прозвучала со сцены в 1915 году – тогда сложился первый образ: специальный костюм и грим в «лунном» свете рампы. Грассирование стало теперь неотъемлемой частью стиля артиста. Позже появился образ «черного Пьеро», язвительнее и ироничнее: мертвенно-белый грим на лице сменила маска-домино, на смену белому костюму Пьеро пришло черное одеяние с белым платком на шее. Теперь Вертинский сознательно стремился создавать песни-пьесы или песни-новеллы с коротким законченным сюжетом.

В конце 1917 года Вертинский выехал на гастроли по южным городам России, чтобы уже не вернуться в Москву до эмиграции. Она началась в 1920 году с Константинополя. Купив греческий паспорт, обеспечивающий свободу перемещения, он отправился в Румынию, затем в Польшу. Вместе с соотечественниками Вертинский начал гастролировать по европейским странам, где постепенно завоевывал популярность. Он также продолжал сниматься и выпускать стихотворные сборники.

Прожив некоторое время в Берлине, в 1925 году Вертинский переехал во Францию, на которую, по мнению некоторых исследователей, приходится расцвет его творчества («В синем и далеком океане», «Концерт Сарасате», «Сумасшедший шарманщик», «Мадам, уже падают листья», «Палестинское танго», «Желтый ангел»).

С осени 1934 года Вертинский обосновался в США, где на регулярных гастролях нередко давал по два концерта в день. Репертуар Вертинского стал меняться: на смену экзотическим сюжетам пришли ностальгические мотивы («Чужие города», «О нас и о Родине»), несколько «картонные» персонажи, исполненные надрывных страстей, стали уступать место обычным людям, испытывающим простые человеческие чувства.

Уже через год Вертинский перебрался сначала в Харбин, а затем в Шанхай, где проживала большая русская колония. Здесь он женился на Лидии Владимировне Циргвава, у которой в Китае родилась дочь Марианна. В эти годы он впервые в эмиграции столкнулся с нуждой, особенно после вторжения в Китай японских войск.

Александр Вертинский

Во второй половине 1930-х годов Вертинский неоднократно обращался в советские представительства с просьбой разрешить ему вернуться на родину. В 1937 году А. Вертинского пригласили в советское посольство в Китае и предъявили «официальное приглашение ВЦИКа, вдохновленное инициативой комсомола». Но документы так и не были оформлены из-за начала Второй мировой войны. Вернуться Вертинский смог только в конце марта 1943 года; ровно через год родилась вторая дочь – Анастасия (обе дочери Вертинского стали известными актрисами). Вертинский гастролировал на фронте, исполнял патриотические песни – как советских авторов, так и собственного сочинения («О нас и о родине», «Наше горе», «В снегах России», «Иная песня», «Китеж»).

Несмотря на огромную популярность певца в народе, официальная пресса к его творчеству относилась со сдержанной враждебностью, концерты в Москве и Ленинграде были редкостью, на радио Вертинского не приглашали, пластинок почти не издавали. Однако он продолжал сниматься в кино – среди самых известных его уже советских картин «Анна на шее», «Заговор обреченных» и «Великий воин Албании Скандербег».

Вертинский скончался 21 мая 1957 года от острой сердечной недостаточности. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Официально непризнанного в СССР певца без преувеличения знала вся страна. Начало известности Вертинского совпало с началом ее новейшей истории: его бенефис состоялся в Москве 25 октября 1917 года. 

О чем надо знать

По некоторым данным, именно Вертинскому Вера Холодная была обязана своим стремительным взлетом. Он первым разглядел в ней «демоническую красоту» и талант актрисы и привел ее на кинофабрику Ханжонкова.

Из-за романса «То, что я должен сказать» о гибели трехсот московских юнкеров Вертинский был вызван в ЧК. Согласно легенде, сказав там: «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!», он услышал в ответ: «Надо будет, и дышать запретим!»

Единственная награда Вертинского – Государственная (Сталинская) премия СССР (1951) за роль в фильме «Заговор обреченных».

7 фактов об Александре Вертинском 

  • В первый раз Вертинский женился в 1923 году на Раисе (Рахиль) Потоцкой. Брак распался через семь лет, но развод был оформлен только в 1941 году.
  • Первую просьбу о возвращении в Россию Вертинский написал еще в 1923 году.
  • В Шанхае Вертинскому приходилось каждый раз после выступления сдавать фрак в ломбард, а перед концертом выкупать его.
  • В СССР Вертинский давал по 24 концерта в месяц, в том числе на заводах, в шахтах, детских домах и госпиталях, а общее число выступлений составило, по разным данным, от 2 до почти 3 тысяч.
  • Из ста с лишним песен из репертуара Вертинского к исполнению в СССР было допущено около тридцати, а на каждом концерте присутствовал цензор. 
  • Последний концерт артист дал в день своей смерти.
  • В память артиста назван астероид (3669) Vertinskij, открытый 21 октября 1982 года.

Прямая речь 

Об эмиграции: «Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность». 

О работе за границей: «Все наши актерские капризы и фокусы на родине терпелись с ласковой улыбкой. Актер считался высшим существом, которому многое прощалось и многое позволялось. От этого пришлось отвыкать на чужбине. А кабаки были страшны тем, что независимо от того, слушают тебя или нет, артист обязан исполнять свою роль, публика может вести себя как ей угодно, петь, пить, есть, разговаривать или даже кричать». 

Об СССР: «Я перебрал сегодня в уме всех своих знакомых и ”друзей” и понял, что никаких друзей у меня здесь нет! Каждый ходит со своей авоськой и хватает в нее все, что ему нужно, плюя на остальных. И вся психология у него ”авосечная”, а ты – хоть сдохни – ему наплевать! <…> Ты посмотри эту историю со Сталиным. Все фальшиво, подло, неверно. <…> На съезде Хрущев сказал: ”Почтим вставанием память 17 миллионов человек, замученных в лагерях”. Ничего себе?! Кто, когда и чем заплатит за ”ошибки” всей этой сволочи?! И доколе будут измываться над нашей Родиной?»

О советской культуре: «По всему Союзу строят ”Дворцы культуры”, а сортиров не строят. Забывают, что культура начинается с них».

О репутации в Советском Союзе: «Странно и неприятно знать, что за границей обо мне пишут, знают и помнят больше, чем на моей родине. До сих пор за границей моих пластинок выпускают около миллиона в год, а здесь из-под полы все еще продают меня на базарах ”по блату” вместе с вульгарным кабацким певцом Лещенко».

Материалы об Александре Вертинском

Страница об Александре Вертинском в Википедии

Страница стихов

Правила жизни Александра Вертинского

Category:
  • 0″ ng-click=”catSuggester.reacceptAll()”> Cancel

«Жизнь надо выдумывать, создавать. Помогать ей, бедной и беспомощной, как женщине во время родов. И тогда что-нибудь она из себя, может быть, и выдавит! Не надо на нее обижаться и говорить, что она не удалась. Это вам не удалось у нее ничего выпросить. По бедности своего воображения. Надо хотеть, дерзать и, не рассуждая, стремиться к намеченной цели. Этим вы ей помогаете. И ее последнее слово, как слово матери вашей, всегда будет за вас» Александр Вертинский Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских. image На концертах Александра Вертинского, вернувшегося на родину в 1943 году, после четвертьвековой эмиграции, ошеломленная советская публика увидела живьем совершенно несоветского человека. Он носил на сцене фрак так непринужденно, как будто родился в нем, да еще с гвоздикой в петлице и торчащим из кармана белым треугольничком платка с монограммой, чтобы, как кокетливо шутил, не потеряться. Но как этот ирреальный человек, певший о лиловых неграх, которые подают манто в притонах Сан-Франциско, мог потеряться среди гимнастерок, френчей, топорщащихся пиджаков «Москвошвея» с могучими ватными плечами и крепдешиновых платьиц с накинутыми на них оскаленными чернобурками? Уникальность Вертинского была в его полной непредставимости среди декораций сталинской эпохи – колхозов, совхозов, парткомов, облпрофсоюзов, жэков… В глазах параноидально опасливых идеологов он был кем-то вроде булгаковского Воланда, роскошным жестом бросающего в зал соблазняющие советских граждан песенки, как фальшивые ассигнации, где вместо портретов Ильича и видов Кремля – какие-то пани Ирены с медно-змеиными волосами и бананово-лимонные Сингапуры. Неслучайно из ста его песен советская цензура разрешила к исполнению только тридцать. Главным у Вертинского был даже не голос, а руки – то воздеваемые и мучительно заламываемые, то порхающие. Поначалу им были привычны ласково мягкие рукава белого балахона Пьеро, принесшего Вертинскому первую славу еще до революции, а потом – рукава черного фрака, откуда выглядывали подмороженные крахмалом белоснежные манжеты, на одной из которых Марлен Дитрих карандашом для подведения бровей записала как-то свой телефон. О, руки Вертинского – то создававшие стремительными стригущими движениями длинных бледных пальцев иллюзию, что на сцене не он сам, а маленькая балерина, которая «всегда нема», то рисовавшие в воздухе царственным жестом никем не замечаемых актрис, которые «только в горничных играли королев». image Вообразить в аристократических руках Вертинского какие-либо рабочие инструменты было невозможно. в крови и гное. image Его «советская привилегированность» тоже во многом преувеличена сплетнями. Встречали Вертинского на личном уровне гостеприимно, но на официальном – весьма сдержанно. По радио его песен не передавали, первая пластинка в СССР вышла лишь посмертно. Несмотря на три тысячи сольных концертов, которые он дал по всей стране, рецензий практически не было. Иногда газета «Культура и жизнь» печатала «письма читателей» с такими пассажами: «на сцене советских театров из мира теней появился воскресший, истасканный пошляк»; «одряхлевший эстет проституирует искусство». Правда, ему присудили Сталинскую премию, цинично использовав в фильме «Заговор обреченных» в роли кардинала, участвующего в попытке антикоммунистического переворота. image С профессиональной точки зрения Вертинский сыграл блистательно. Но – увы! – это был пропагандистский фильм, откровенно подстегивавший «холодную войну». Изысканный соус не станет гордиться, если им приправляют человечье мясо. «То, что я должен сказать» image Пронзительной силой обладает и другая, может быть, лучшая и чистейшая по слову, музыке и исполнению песня Вертинского «В степи молдаванской» (1925). За эту песню его даже арестовала знаменитая «сигуранца», обвинив в пробольшевистской пропаганде. Однако по возвращении Вертинского на родину советская цензура настояла, чтобы в строчках «И российскую горькую землю Узнаю я на том берегу» заменить «горькую землю» – на «милую землю». Мол, как это может быть горькой земля самой счастливой в мире страны?! Говорят, когда Вертинский, вернувшись на родину с красавицей женой – грузинкой Лидией Циргвава и первой из двух будущих красавиц дочек – четырехмесячной Марианной, в то время как гриновская Ассоль – Анастасия еще и не брезжила на горизонте, сошел с поезда в Чите и опустил чемоданы на перрон, чтобы поцеловать его, то чемоданы исчезли. «Узнаю тебя, Россия», – якобы сказал Вертинский. За это не ручаюсь, но все молодые артистки читинской филармонии, в том числе и моя мама, были «брошены» на срочное обшивание многочисленных чемоданов всемирной знаменитости, прибывшей из Шанхая, как нашептывала молва, по личному разрешению Сталина. image Приехав в Москву со станции Зима в 1944 году и увидев на театре Ермоловой афишу Вертинского, песни которого мне напевал отец, я упросил его купить билеты. Концерт был одним из моих первых московских потрясений. Вертинский грассировал, но совсем без ораторской агрессивности, как Ленин, а с милой элегантностью. Он двигался по сцене легко, грациозно – не как человек, который привык пробивать себе локтями путь сквозь вязкую толпу в трамвай или к прилавку магазина. В нем была мягкая женственность, но и особая горделивая мужественность любовника, привыкшего позволять, чтобы его любили. Стихи его собственных песен были похожи на лоскутное одеяло влияний – по лоскутку от Блока, от Северянина, от Гумилева (Георгия Иванова я тогда по незнанию не приметил). А уж чьими разноцветными нитками они были сметаны – не разберешь, да и зачем? Это была сплошная почти цитатная антология Серебряного века. imageчитать Но поразительно – плагиатом или даже безликой компиляцией ее нельзя было назвать. Ведь она вошла в состав его крови, стала частью его самого – неповторимо самостоятельного человека, избалованного успехом, но не судьбой. Надтреснутый голос Вертинского, почти фаянсово ломающийся надвое на высоких нотах, был как его надтреснутая жизнь – и даже вокальные дефекты становились метафорой эпохи. Кроме Марселя Марсо, я ни у кого не видел такой красноречивой, но деликатно сдержанной пластики. Вертинский был как неожиданно запевший великий мим. Ни у кого я не видел и такого естественного позерства. Но он и не скрывал, что это позерство, а прямо предлагал его как условие игры. Он своим исполнением иногда облагораживал даже почти пародийную пошлость текста. Но, бывало, и сам наслаждался насмешливым пародированием, и далеко не всё, что он пел, пелось всерьез. Вертинский был не поэт, не композитор, не певец, не актер. Вертинский был человек-спектакль. image В субботу меня пригласили в оперетку в одиннадцать утра. Будет зачитываться речь Хрущева на съезде, посвященная этому ужасу… Семнадцать миллионов утопили в крови для того, чтобы я слушал «рассказ» в оперетке? Нечего сказать! Веселенькая «оперетка»! Веселее «Веселой вдовы»! Кто, когда и чем заплатит нам – русским людям и патриотам – за «ошибки» всей этой сволочи? И доколе они будут измываться над нашей Родиной? Доколе?» «Жизнь надо выдумывать, создавать. Помогать ей, бедной и беспомощной, как женщине во время родов. И тогда что-нибудь она из себя, может быть, и выдавит! Не надо на нее обижаться и говорить, что она не удалась. Это вам не удалось у нее ничего выпросить. По бедности своего воображения. Надо хотеть, дерзать и, не рассуждая, стремиться к намеченной цели. Этим вы ей помогаете. И ее последнее слово, как слово матери вашей, всегда будет за вас». Лучше не скажешь… Евгений ЕВТУШЕНКО Александр Николаевич Вертинский появился на свет 21 марта 1889 года в Киеве. Обстоятельства его рождения были печальными. Отец мальчика, известный в городе адвокат и журналист, не мог оформить брак с любимой женщиной, подарившей ему сына. Первая жена Николая Петровича не давала ему развода, и Вертинскому пришлось усыновить собственного ребенка. Пятилетний Саша оказался у сестры матери, которая хотя и любила племянника, но не могла заменить ему родителей. Наверно, недостаток внимания и любви привел к тому, что мальчик очень плохо учился в гимназии — его даже исключали из нее по причине неуспеваемости. Вертинский делает первые робкие литературные шаги, и достаточно успешно — газета «Киевские ведомости» печатает его рассказы. Кроме того, он увлекся театром и музыкой, брал уроки сценического мастерства. Юноша постепенно попал в богемные круги Киева, в которых он, впрочем, не любил рассказывать о том, что в поисках куска хлеба ему приходится хвататься за любую работу — грузить арбузы или продавать газеты… Затем Вертинский решил перебраться в Москву и там добиться славы и богатства. Первопрестольная отнюдь не встретила его пирогами и пышками — бедный провинциал оказался никому не нужен. Но постепенно Александр оброс знакомыми -такими же уверенными в своем будущем успехе молодыми людьми, начал понемногу играть в любительских спектаклях. На жизнь он зарабатывал тем, что учил началам актерского мастерства купеческих дочек…

Фильм посвящен Александру Вертинскому – поэту, музыканту, исполнителю. Вертинский был олицетворением, певцом русской эмиграции. По личной просьбе Сталина Вертинский вернулся из Франции в СССР. Вертинсий это эпоха 1940х-1950х годов. Фильм сделан в проекте “Исторические хроники”. Режиссер Виктор Тарасов
              СЛУШАТЬ ……. Александр Вертинский – Золотая коллекция. Лучшие песни. Мадам уже падают листья. Трек-лист сборника: 01 00:03​ Танго “Магнолия” 02 02:50​ Лиловый негр 03 05:32​ Пей, моя девочка 04 08:20​ Мадам, уже падают листья 05 12:50​ Без женщин 06 16:35​ Желтый ангел 07 20:00​ То, что я должен сказать 08 23:10​ Я сегодня смеюсь над собой 09 26:02​ Маленькая балерина 10 28:50​ Доченьки 11 34:45​ Классические розы 12 37:45​ Ваши пальцы пахнут ладаном 13 40:27​ Бал Господень 14 43:28​ За кулисами 15 46:05​ Рафинированная женщина 16 49:45​ Прошальный ужин 17 55:50​ Бразильский крейсер 18 58:30​ Дорогой Длинной 19 1:01:22​ Палестинское танго 20 1:04:40​ Ты успокой меня 21 1:07:00​ Над розовым морем 22 1:10:20​ Дни бегут 23 1:14:50​ Чужие города 24 1:17:50​ Только раз бывают в жизни встречи 25 1:20:40​ Маленький креольчик Песни в исполнении Александра Вертинского.

Биография– краткая биография, написанная его дочерью Анастасией.

Стихи и песни Вертинского

Песни на стихи других поэтов

Вертинский в кино

Дискография

Печатные издания

Вертинские. Наследство Короля. К 125-летию легендарного артиста Александра Вертинского. Ему рукоплескали король Густав Шведский, Альфонс Испанский, принц Уэльский, миллионеры Вандербильты и Ротшильды, а он мечтал об одном — вернуться в  Россию. К счастью, мечта Александра Вертинского сбылась. Его ждал грандиозный успех на родине, а горечь от отсутствия официального признания ему помогали пережить три его хрупкие и беззащитные “девчонки” – жена и две дочери. Александр Николаевич предвидел, что его песням суждена долгая жизнь. Он писал: “Утверждают, что Вертинский — не искусство. А вот, когда вашим внукам через 50 лет за увлечение песенками Вертинского будут продолжать ставить двойки в гимназиях и школах, тогда вы поймете, что Вертинский — это искусство!”.

}
Киевские истории Александра Вертинского.
Александр Вертинский. Слушать

Александр Вертинский – Доченьки.

Видео на песни Александра Вертинского. Вертинский Александр Николаевич — «Чтобы Помнили»

ДАЛЕЕ……. Фильмография 1913 — Обрыв — кадет; 1915 — Медовый месяц — художник; 1915 — Неврастеники — актёр Аржевский; 1915 — Поборницы равноправия — секретарь; 1915 — Убийство балерины Пламеневой — сыщик; 1916 — Чем люди живы — ангел; 1916 — До дна осушенный бокал — Сергей Сорин; 1916 — Дочь Нана — Кут; 1916 — Король без венца — Анатоль Северак; 1916 — От рабства к воле — антиквар; 1916 — Шахматы любви — Александр; 1916 — Как это было (Студенты-соперники) — Павел; 1916 — Падающего толкни — Ставрин (в роли больного); 1917 — Жизнь начинается завтра — Леонид Басманов; 1917 — Золотой вихрь 1917 — На грани трех проклятий — юноша; 1917 — Обломки крушения — Стефан; 1928 — Тайны Востока (киностудия «УФА», Германия) — визирь; 1930 — Конец мира (La fin de monde) — эпизод; 1950 — Заговор обречённых — кардинал Бирнч 1953 — Великий воин Албании Скандербег — дож Венеции 1954 — Анна на шее — князь 1955 — Пламя гнева — Пан Беневский / католический прелат 1956 — Кровавый рассвет — пан Савченко

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА БЕЗ РОДИНЫ

Страницы минувшего ________________ читать

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий