Щедрин Родион Константинович / Биографии композиторов / Музыка о родине / Спецпроект портала Культура.рф

Детство и юность

16 декабря 1932 года в Москве родился будущий композитор Родион Щедрин. Удивительно, но в тот же день, только намного раньше, появился на свет выдающийся композитор Бетховен.

С первых дней своей жизни Родион просто «утопал» в мире музыки. У его отца, выпускника духовной семинарии, был удивительный дар. Имея абсолютный слух, он с одного раза запоминал музыкальное произведение и мог сыграть его на любом инструменте. Кроме этого, отец любил петь.

Щедрин-младший с раннего детства был очень талантлив. Заметив это, в семье не настаивали на том, чтобы мальчик стал священнослужителем, как его дед. При участии великой актрисы В.Пашенной, он окончил Московскую консерваторию.

У матери композитора, Конкордии Ивановны, не было музыкального образования, но она также была не безразлична к этому прекрасному виду искусства. Его бабушка училась в Смольном институте, где обучение игре на музыкальных инструментах было обязательным предметом.

image

Когда юный Родион учился в школе при консерватории, началась война, что сказалось на учебе. Щедрин, как и многие другие ребята, не раз сбегал из дома, чтобы попасть на фронт.

Только стараниями его дяди, который в то время занимал высокий пост, парнишку возвращали домой. Позже другой дядя, брат матери и по совместительству помощник самого Д. Шостаковича, вывез семейство в Куйбышев.

В своих воспоминаниях Щедрин рассказывал, как однажды ему повезло присутствовать на генеральной репетиции знаменитой Седьмой симфонии.

Чтобы воспитать в сыне серьезность и степенность, родители приняли решение отправить мальчика на учебу в Нахимовское училище.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Биография Марата Башарова.

Музыкальное образование

Но, как известно, спорить с судьбой бесполезно. Если мальчику было суждено стать музыкантом, обстоятельства складывались именно так, чтобы он начал учиться музыке.

image

Когда в 1944 году отца Родиона пригласили преподавать историю и теорию музыки в новом московском хоровом училище, которым руководил дирижер А.В. Свешников, К.М. Щедрин попросил принять в училище его сына.

Как оказалось, отец принял правильное решение. Пение в хоре мальчиков не только увлекло сына, но и позволило открыть в нем настоящие музыкальные способности.

Именно с этим временем связано написание первых музыкальных композиций. Ученикам посчастливилось не один раз слушать в стенах училища Шостаковича, Хачатуряна, Флиера, Рихтера, Гилельса и Козловского. Через 3 года после зачисления в училище, юный Родион стал победителем организованного среди учащихся композиторского конкурса.

Сомнений в том, что Щедрин-младший имеет удивительные способности, ни у кого не возникало. Дальнейшая дорога юного композитора лежала в консерваторию.

С 1950 года Щедрин начинает учиться в Московской государственной консерватории им. Чайковского. Кстати, он выбрал сразу два факультета – фортепианный и теоретико-композиторский. Молодому человеку очень повезло, так как его педагогом по классу фортепиано был Народный артист СССР Я.В. Флиер.

Будучи именитым композитором, Щедрин не упускал возможности рассказать о своей удаче стать учеником самого Флиера. Благодаря стараниям педагога, Родион не только овладел фортепиано, но и познал закономерности и смысл музыкального искусства.

Судьба свела юношу еще с одним замечательным педагогом, Ю.А. Шапориным. Знаменитый композитор и дирижер давал студентам знания по классу композиции.

После окончания консерватории (в 1955 г.) Щедрин в течение 4-х лет был аспирантом Шапорина.

Творчество

Являясь представителем поколения шестидесятых, Щедрин выступал за индивидуальность в творчестве. Он смело уходил от устоявшихся норм и не делал чего-то в угоду критикам. Композитор считал, что музыка всегда должна оставаться музыкой.

Даже если рецензии оказывались нелестными, он не спешил перерабатывать свое произведение. Более того, по утверждениям самого Щедрина, он уже около 20 лет не читает отзывы о своих работах.

Русская классика – это результат колоссального труда выдающихся поэтов и писателей. Родион Константинович предпочитает работать именно по мотивам классических произведений, написанных на «великом и могучем» языке.

Перед ним никогда не стояла проблема выбора национальности ни в жизни, ни в творчестве. Все русское он считает своим – своими истоками, своей культурой, своей ментальностью и языком. Опера, по мнению композитора, это жанр искусства, который был, есть и будет всегда.

Щедрин создавал музыкальные произведения и писал либретто. «Не только любовь» — его первая опера. Помощь в работе над ней оказывал В. Катанян, супруг Л. Брик.

Премьера состоялась в Большом театре. Главную женскую партию исполнила великая оперная певица И. Архипова, дирижировал Е. Светланов. За постановку оперы также брались Б. Покровский и Ю. Александров.

Следующими работами композитора стали оперы «Боярыня Морозова», «Левша» и «Рождественская сказка». «Левшу» Щедрин писал именно для В. Гергиева и легендарной Мариинки.

«Очарованный странник», одна из следующих работ композитора, была посвящена американскому дирижеру и блистательному скрипачу Лорину Маазелю, который имеет в своем арсенале три премии «Грэмми». Большой честью для Щедрина был тот факт, что на премьере «Лолиты» за дирижерским пультом стоял великий М. Ростропович.

Среди вокальных произведений Родиона Константиновича стоит отметить: хоры из «Евгения Онегина», написанного по мотивам произведения А.С. Пушкина, а также сочинения на стихи А. Твардовского и А. Вознесенского, исполняемые акапельно.

Композитора влекло все новое, поэтому он стремился работать в разных направлениях, а не замыкаться только на академической музыке. В его творческой копилке есть прекрасная музыка, написанная к кинокартинам знаменитого советского режиссера А. Зархи: «Анна Каренина» с участием Т. Самойловой и В. Ланового, «Люди на мосту» с В. Меркурьевым. А знаменитую песню из кинофильма «Высота» знали все, от мала до велика.

Советские режиссеры Ю. Райзман и С. Юткевич не раз обращались к творчеству знаменитого композитора. Не обошлись без его талантливых творений и советские мультипликаторы. Кто не помнит музыку Щедрина в «Колобке» и «Петушке-золотом гребешке»?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Евгений Миронов: личная жизнь.

Личная жизнь

Личная жизнь композитора сложилась очень удачно. Его верной супругой и истинной музой на протяжении 57 лет была великая русская балерина Майя Плисецкая.

Родион Константинович безумно любил супругу. Не забывая дарить цветы, он часто делал такие подарки, которым можно только позавидовать. Для своей жены и талантливейшей балерины он создал «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой» и удивительную «Кармен-сюиту».

Их первая встреча состоялась во время вечера, который Лиля Брик устроила в честь французского актера Ж. Филиппа.

Именно Брик предложила Щедрину присмотреться к очаровательной девушке, которая очень точно напевала музыку из балета, написанного С. Прокофьевым. Тогда они просто познакомились, а вот на свидание пошли только через 3 года. Отпуск, который они провели вдвоем, стал началом их долгой совместной жизни.

Несмотря на то, что Щедрин часто оставался незамеченным в свете сияния славы его супруги, он никогда по этому поводу не огорчался. Плисецкая боготворила супруга и считала, что их встреча – подарок судьбы.

О том, как развивались их отношения, и как зародилась великая любовь, супруги рассказали в своих книгах. Балерина стала автором двух книг: «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя». Перу ее мужа принадлежат «Автобиографические записи».

К сожалению, детьми гениальная балерина и знаменитый композитор так и не обзавелись. Однажды, присутствуя на передаче В. Познера, Щедрин дал понять, что всю свою жизнь они откладывали появление детей, так как слишком много времени уделяли карьере. Родион Константинович всегда мечтал о детях, но так случилось, что он остался без наследников.

Их пара была настолько известной, что о них ходило много легенд и слухов. Поговаривали, что квартиру в Мюнхене Щедрин получил в подарок от немецкой актрисы Марии Шелл, сестры М. Шелла, бывшего супруга Н. Андрейченко. Композитор подтверждает дружбу с семьей Шеллов, но был ли сделан такой дорогой подарок, он не уточняет.

Когда возникли слухи о том, что якобы актриса пыталась покончить с собой, так как композитор не отвечал ей взаимностью, — он их также не подтвердил.

По его словам, в то время, когда произошло это неприятное событие, он жил в Англии. О том, что случилось, говорилось во всех СМИ.

После смерти Плисецкой в его доме в Мюнхене не осталось иных фотографий, кроме снимков любимой супруги. Хотя одно дорогое ему фото он все же оставил.

На нем Щедрин запечатлен вместе с Леонардом Бернстайном. Он очень уважительно и с трепетом относится к творчеству выдающегося музыканта, считая его человеком, обладающим абсолютной свободой во всем: и в поступках, и в словах, и в чувствах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Биография Валерия Леонтьева.

Родион Щедрин сейчас

В 2017 году Щедрин отметил 85-летний юбилей. Этому событию был посвящен выход документального фильма «Страсти по Щедрину». В столице и других городах страны организовывались фестивали, на которых выступали талантливейшие российские музыканты.

Среди них стоит отметить симфонический оркестр Мариинки под руководством В. Гергиева, Российский национальный оркестр под руководством М. Плетнева и другие знаменитые коллективы.

В свои солидные годы Щедрин не собирается просто почивать на лаврах славы. Он все также пишет музыку. К собственному юбилею он представил новое произведение – «Сочинение для хора. А капелла».

В 90-е годы композитор переехал в Германию. Когда в 2018 году проходили выборы Президента РФ, Щедрин вместе с балетмейстером И. Зеленским пришел на выборный участок, находившийся в Генеральном консульстве РФ, и отдал свой голос.

Родион Константинович по-прежнему полон творческих сил и идей, но от новых контрактов он отказывается. Предложений поступает столько, что выполнить их просто невозможно.

Посмотрите видео. Главная роль. Родион Щедрин:

Биография

Свою жизнь Родион Щедрин посвятил продвижению музыки в массы. Чтобы сыграть его произведения, оркестры и дирижеры выстраиваются в очередь, опубликовать партитуры сочтет за честь любое издательство. Родиона Константиновича именуют классиком при жизни, а выполненные им оркестровки – гениальными хитами с минимальным набором средств при максимальной выразительности.

Детство и юность

Родион Щедрин – москвич, родился в декабре 1932 года, в один день с Бетховеном. Музыка окружала мальчика с раннего возраста. Отец Константин Михайлович закончил духовную семинарию, любил петь и обладал абсолютным слухом.

Композитор Родион Щедрин

Благодаря Вере Пашенной он не стал священником, как дед, а отучился в Московской консерватории. Мать Конкордия Ивановна, хотя и не имела специального образования, музыку любила. Бабушка – выпускница Смольного института, что тоже предполагало умение играть на музыкальных инструментах.

Учебе Родиона в школе при консерватории помешала война. Мальчик два раза пытался бежать на фронт, и оба раза дядя, высокопоставленный чиновник, помогал вернуть беглеца. Затем другой брат матери вывез семью в эвакуацию в Куйбышев, где работал помощником у Дмитрия Шостаковича. Композитор помнил, что побывал на генеральной репетиции его Седьмой симфонии.

Родион Щедрин в детстве

Чтобы хоть как-то умерить пыл и шалости, родители вознамерились отдать ребенка в Нахимовское училище. Но когда отца позвали преподавать в хоровое училище Александра Свешникова, Щедрин-старший устроил туда и сына. Образование, полученное в этом учебном заведении, оказалось настолько всеобъемлющим, что к его окончанию у Родиона имелась программа как у выступающего пианиста.

В консерватории Щедрин учился на двух факультетах – фортепианном и композиторском, у профессоров Якова Флиера и Юрия Шапорина. Родион прекрасно играл на фортепиано, и в какой-то момент исполнительство захватило настолько, что Щедрин решил, что больше сочинять музыку не будет. К счастью, отговорили.

Родион Щедрин в молодости

В область интересов попали не только Шопен, Бах и Рахманинов, но и народный фольклор. У Родиона, как ни у кого, получалось гармонично вплетать этнические элементы в общую композицию. Первый концерт для оркестра, написанный в 1963 году, Щедрин назвал «Озорные частушки».

На 4 курсе Родиона включили в Союз композиторов. Позднее, став его руководителем, стремился следовать принципам прежнего, Дмитрия Шостаковича, – помогать коллеге-музыканту в чем только можно.

Концерт Родиона Щедрина «Озорные частушки»

Творческая биография самого Щедрина складывалась довольно счастливо. Родион Константинович говорил, что при советской власти подавляющему большинству композиторов грех было жаловаться.

Творчество

Смелость творчества Щедрина обусловлена тем, что он – представитель поколения шестидесятников, времени, когда отвергались догмы и во главу угла ставилась индивидуальность. Собственное высказывание о том, что музыка всегда должна оставаться музыкой, композитор подкреплял тем, что не пытался прогнуться под мнение критиков и «что-то там подправить». А последние 20 лет, по собственному признанию, Родион Константинович вообще перестал читать рецензии.

Композитор Родион Щедрин

Щедрин любит писать по мотивам русской классики, считает, что нет смысла ходить проторенными тропами и искать «больше того, что написано великими людьми на материнском языке». Своей музыкой Родион давно снял вопрос о национальности, ведь русское –

«это уже моя данность, моя культура, язык, ментальность, мои предки, мои истоки».

Опера как жанр – вечна. Таково мнение Родиона Щедрина. Композитор писал не только музыку, но и либретто. С первой оперой, «Не только любовь», помог муж Лили Брик – Василий Катанян. Премьера прошла в Большом театре, за дирижерским пультом стоял Евгений Светланов, а главную партию исполняла Ирина Архипова. Позднее постановки осуществляли Борис Покровский и Юрий Александров.

Сюита к балету Родиона Щедрина «Кармен». Танцует Майя Плисецкая

Затем из-под пера Щедрина вышли «Боярыня Морозова», «Рождественская сказка», «Левша». Последняя, к слову, написана специально для Валерия Гергиева и Мариинского театра. «Очарованного странника» Родион Константинович посвятил американскому виртуозу, обладателю трех «Грэмми» Лорину Маазелю. Первой постановкой «Лолиты» дирижировал Мстислав Ростропович.

Есть в копилке маэстро и вокальные произведения. Среди них – шесть хоров из «Евгения Онегина» Пушкина, акапельные сочинения на стихи Александра Твардовского и Андрея Вознесенского.

Музыка Родиона Щедрина к фильму «Анна Каренина»

Щедрин не запирается в рамках академизма. Композитор написал музыку для трех кинофильмов Александра Зархи – «Анна Каренина» с Татьяной Самойловой и Василием Лановым, «Люди на мосту» с Василием Меркурьевым, а слова «Не кочегары мы, не плотники» из «Высоты» напевали по всему Союзу. Творчество Родиона Константиновича пришлось по душе режиссерам Юрию Райзману и Сергею Юткевичу. Прозвучали щедринские произведения и в классике советской мультипликации «Петушок-золотой гребешок» и «Колобок».

Личная жизнь

Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал, что на протяжении 57 лет женой Родиона Щедрина была сама Майя Плисецкая, эпоха в балете. Для любимой женщины композитор писал шедевры и дарил вместо банальных букетов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Хотя свежие цветы в доме появлялись каждый день.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая

Щедрин и Плисецкая познакомились в доме у Лили Брик, на вечере, устроенном в честь Жерара Филипа. Лиля обратила внимание гостя на девушку, которая напевала музыку из балета Сергея Прокофьева, при этом абсолютно точно попадая в ноты. Но до первого свидания прошло 3 года. После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались.

Родион всю жизнь оставался на вторых ролях рядом со звездной супругой, но ничуть от этого не страдал. Майя относилась к мужу как к божеству и считала, что их свело провидение. Каждый изложил свою историю любви, а также множество других интересных фактов из совместной жизни в книгах. Прима написала две – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя», а ее муж – «Автобиографические записи».

Родион Щедрин в программе Владимира Познера

Детей, о которых так мечтал Щедрин, в семье не было. Будучи гостем на программе у Владимира Познера, Родион рассказал, что этот деликатный вопрос решался по принципу:

«Вот станцую премьеру, не зря же столько репетировали. А потом подумаем о детях».

Вокруг знаменитой пары постоянно плодились слухи. По одному из них, любимую квартиру в Мюнхене Щедрину подарила актриса Мария Шелл. Звезда немецкого кино приходилась сестрой Максимилиану Шеллу, мужу Натальи Андрейченко. Родион, впрочем, никогда не отрицал, что дружил с Шеллами, но не более того.

Мария Шелл и Родион Щедрин

Позднее в интервью Щедрин расскажет, что, когда актриса пыталась отравиться якобы из-за безответной любви к русскому композитору, он жил в Англии и о случившемся узнал из прессы.

В мюнхенском доме Щедрина не осталось иных фотографий, кроме изображений Майи Плисецкой. Единственное исключение – совместное фото с Леонардом Бернстайном, которого Родион Константинович считает величайшим музыкантом и самым свободным человеком во всем – в проявлении чувств, высказываниях, поступках.

Родион Щедрин сейчас

В конце 2017 года к юбилею композитора выпустили документальный фильм «Страсти по Щедрину». В Москве и городах России прошли фестивали. На сценических площадках выступали Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, прочие известные коллективы и музыканты.

Родион Константинович по-прежнему активен, он профессиональный долгожитель. К собственному дню рождения Щедрин преподнес новинку – «Сочинение для хора. А капелла».

Родион Щедрин в 2018 году

Весной 2018-го маэстро, с 90-х годов постоянно проживающий в Германии, участвовал в голосовании по выбору президента России. Вместе с балетмейстером Игорем Зеленским Родион Щедрин проголосовал на участке в Генеральном консульстве РФ.

Новых контрактов композитор не заключает, но признается, что количество предложений превосходит его физические возможности.

Дискография

  • «Shchedrin: Music for Cello and Piano». Raphael Wallfisch, Родион Щедрин
  • «The Lady with a Lapdog». Оркестр Большого театра п/у Александра Лазарева
  • «Shchedrin: Carmen-Suite – Satie: Gymnopédies». Dennis Russell Davies, Stuttgart Chamber Orchestra
  • «Shchedrin: Carmen Suite & Respighi: La Boutique fantasque». Anton Nanut, Sofia Symphony Orchestra, Slovenian Symphony Orchestra, Ivan Marinov
  • Родион Щедрин. Тетрадь для юношества. Эхо-соната. Автопортрет
  • Родион Щедрин. «Левша». Симфонический оркестр Мариинского театра
  • Rodion Shchedrin: The Little Humpbacked Horse & Chamber Suite. The Moscow Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Musical Theatre Orchestra

Цитаты и афоризмы

Русская литература — пускай это не звучит чрезмерно патриотично — самая богатая литература в мире.

Безразличие, которое, конечно, есть в каждой стране («нет пророка в своем отечестве»), в нашей всегда принимает болезненные формы. Ведь самые крупные силы уехали из страны и находили признание на Западе.

Люди приходят, уходят, негодуют, бросают то камни, то чепчики в воздух, но опера вечна. Все уйдет, конечно, может быть, и Земля погибнет — мне тогда очень жалко будет и Бетховена, и Баха, и Чайковского, и Вагнера.

Мне кажется, умнее Толстого никто не сказал. Он говорил: «Какое современное? Я пишу для вечности».

Музыка владеет какой-то такой могучей, необъяснимой силой воздействия на эти все наши приоткрытые нервы, эмоции, солнечное сплетение, сердце, кровообращение и прочие наши органы.

Я стремлюсь быть самим собой и думаю, это – главное, что мне удалось за прожитую жизнь, несмотря на все перемены географические, социологические, экономические.

Я думаю, что в первую очередь совершенно необходимо быть оснащённым знанием того, что делали люди до тебя. Ну как можно построить автомобиль, не зная, как делали этот автомобиль до вас, не зная, что нужно четыре колеса, мотор, клапаны, руль и так далее.

Каждый идёт своим путём. В любые века, никогда никто художнику, кроме Господа Бога, не помогал, не разжёвывал, не кормил с ложечки. Каждому художнику надо было пробивать лбом стену по разным причинам.

Классическая музыка — это никакая не элитарная музыка. Может быть, ныне воинствующие люди, верующие в эту «религию» авангарда, выделяют музыку в такую тайну за семью печатями. «Вы не поймёте, вы глупые, но через сто пятьдесят лет нас вспомнят и будут играть». Не вспомнят! И играть не будут!

03:22 16.12.2017 (обновлено: 03:23 16.12.2017) © РИА Новости / Владимир Вяткин Перейти в фотобанк Читать ria.ru в

Советский и российский композитор Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье музыканта-теоретика.

Музыкой Родион Щедрин был окружен с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев.

В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории, но с началом Великой Отечественной войны семья Щедриных была эвакуирована в Самару.

После возвращения в Москву Родион Щедрин продолжил обучение в Московском хоровом училище имени Свешникова (ныне Академия хорового искусства имени В.С. Попова), которое окончил в 1950 году.

В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета — фортепианный, в класс Якова Флиера, и теоретико-композиторский, в класс профессора Юрия Шапорина.

В 1959 году окончил аспирантуру Московской консерватории.

С 1965 по 1969 год Родион Щедрин работал преподавателем Московской консерватории.

По окончании аспирантуры Щедрин имел в своем творческом активе балет “Конек-Горбунок” (1955), фортепианные сочинения, хоры, Первую симфонию (1958).

В 1960-е годы композитор создал свое самое исполняемое сочинение — балет “Кармен-сюиту” (1967), впервые обратился к опере “Не только любовь” (1961), начал серию концертов для оркестра “Озорные частушки” (1963) и “Звоны”(1968), сочинил оратории “Поэтория” (на стихи поэта Андрея Вознесенского, 1968) и “Ленин в сердце народном” (1969), а также 24 прелюдии и фуги.

Щедрин рано завоевал известность в театральных жанрах: его балеты “Конек-Горбунок”, “Кармен-сюита”, опера “Не только любовь” (1961) были поставлены в Большом театре. Впоследствии там же увидел свет балет “Анна Каренина” (1972).

Значительной вехой в творчестве Щедрина стала опера “Мертвые души” по произведению Николая Гоголя (1976) на либретто самого композитора. Постановку оперы осуществил в Большом театре в 1977 году режиссер Борис Покровский.

В 1983 году композитор создал двухчасовое произведение “Музыкальное приношение” для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, посвященное немецкого композитора Иоганна Баха.

В 1980-е годы Щедрин написал балеты “Чайка” (1979) и “Дама с собачкой” (1985), “Автопортрет” для симфонического оркестра (1984). 1000-летию принятия христианства на Руси посвящены “Стихира на тысячелетие крещения Руси” (1987) и “Запечатленный ангел” (1988) — хоровая музыка по произведению писателя Николая Лескова на канонические церковно-славянские тексты для смешанного хора а сарреllа со свирелью (флейтой).

Среди значительных произведений 1990-х годов — опера “Лолита” по одноименному роману Владимира Набокова на либретто самого композитора (1994), поставленная в Шведской королевской опере в Стокгольме. Созданы три концерта — для виолончели, скрипки и альта, посвященные известным музыкантам Мстиславу Ростроповичу, Максиму Венгерову и Юрию Башмету. В 1999 году Щедрин написал один из самых значительных своих концертов — Пятый концерт для фортепиано с оркестром, посвященный финскому пианисту и дирижеру Олли Мустонену.

В 2002 году в нью-йоркском концертном зале “Карнеги-холл ” состоялась премьера симфонических этюдов для оркестра “Диалоги с Шостаковичем”. В декабре того же года в Линкольн-центре в Нью-Йорке прошла мировая премьера оперы Щедрина “Очарованный странник” по повести Николая Лескова.

В 2006 году композитором была закончена “Боярыня Морозова” — русская хоровая опера для четырех солистов, хора, трубы, литавр и ударных.

В 2000-х годах Родион Щедрин написал симфонический фрагмент для оркестра “Гейлигенштадтское завещание Бетховена” (2008), произведение “Поездка в Айзенштадт” для скрипки и фортепиано (2009), Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера “Апокалипсис” для трех органов и трех труб (2010), драматическая сцена для сопрано и симфонического оркестра “Клеопатра и змея” (2011).

Для XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского в 2011 году по предложению оргкомитета композитором была создана концертная пьеса “Чайковский-этюд” для фортепиано, ставшая обязательной в качестве современного произведения.

Специально для Мариинского театра композитором были созданы оперы “Левша” (2013) и “Рождественская сказка” (2015).

Композитор написал музыку к нескольким кинофильмам, среди них “Высота” (1957), “Коммунист” (1957), “Нормандия — Неман” (1959), “Анна Каренина” (1967), “Сюжет для небольшого рассказа” (1969).

Родион Щедрин вел активную общественную деятельность. С 1973 по 1990 год занимал пост председателя Союза композиторов РСФСР.

В 1989 году Щедрин был избран в Верховный Совет СССР.

Является автором книг: “Монологи разных лет” (2002) и “Автобиографические записи” (2008).

Творческие заслуги Родиона Щедрина были отмечены многочисленными наградами. В 1981 году ему было присвоено звание народный артист СССР. Композитор был удостоен Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии России (1992). Награжден российскими орденами “За заслуги перед Отечеством” III степени (2002), II степени (2007) и IVстепени (2012). Он является лауреатом Премии имени Д.Д. Шостаковича (1992), Премии Crystal Award Всемирного экономического форума (1995), Российской

Национальной театральной премии “Золотая Маска” (2009).

В декабре 2012 года Щедрину были вручены диплом и медаль лауреата премии Москвы.

В 2016 году он был награжден медалью “Заслуженный деятель музыкального искусства”.

Композитор является почетным профессором Московской консерватории (1997), Санкт-Петербургской консерватории (2005), Пекинской центральной консерватории (2008).

Родион Щедрин с 1958 года был женат на известной балерине Майе Плисецкой (1925-2015).

Родион Щедрин

imageБольшое видится на расстоянии и давать оценки искусству современников всегда сложнее, чем тем, кто отдалился от нас на года и даже столетия. Сегодня Родион Щедрин практически единственный крупный российский композитор, широко известный за пределами страны и занимающий место в центре мировой музыкальной культуры. Не примкнув ни к каким общепризнанным стилям и направлениям, он имеет свой музыкальный образ, в основе которого русское искусство – как классическое, так и народное.

Краткую биографию Родиона Щедрина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

Краткая биография Щедрина

Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье, где музыка была не просто развлечением, а одной из основных составляющих жизни. Отец Родиона и его дяди собирались в трио «Оркестр братьев Щедриных» и часто устраивали домашние концерты. Родители пытались заинтересовать сына музыкой, и Родион выдержал экзамен в Центральную музыкальную школу (ЦМШ).

image

Однако началась война, отец ушел в ополчение, а Родя с мамой были эвакуированы в Куйбышев. После возвращения в Москву мальчик начал учебу в ЦМШ, откуда не раз отчислялся из-за поведения – дважды убегал на фронт. Его дядя, крупный ученый, имевший вес и связи, разыскал племянника, успевшего уже добраться до Кронштадта, и вместе с товарищем по побегу Родиона в арестантском вагоне доставили домой. Хулигана и непоседу родители решили отправить в ленинградское Нахимовское училище. Но в то же время возобновился набор в Московское хоровое училище, куда Константин Михайлович устроил сыну прослушивание. Родиона приняли, 6 лет он жил в музыкальном интернате с полуармейской дисциплиной. Но именно в этом суровом мужском коллективе юный шалопай понял, что его будущее – в музыке. В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию на два факультета – фортепианный и композиторский, 9 лет спустя закончил и аспирантуру.

image

В 1955 году Родион в гостях у Лили Брик познакомился с молодой балериной Майей Плисецкой. Несколько лет спустя они встретились в Большом театре, работая над балетом «Конек-горбунок», и в октябре 1958 года поженились. Майя Михайловна стала не только единственной спутницей жизни композитора, но и главной музой – специально для нее Родион Константинович написал несколько балетов, посвящал ей многие другие произведения. 

В 60-е Щедрин преподавал на композиторском факультете Московской консерватории. С 1973 по 1990 работал председателем правления Союза композиторов СССР, был Депутатом Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета СССР. Имеет звания почетного профессора нескольких консерваторий. С 1990-х годов проживает в Мюнхене.

Годы творчества Родиона Щедрина

Свою первую композиторскую награду Щедрин получил еще в хоровом училище из рук А.И. Хачатуряна в 1947 году. Однако уже через год после постановления о композиторах-формалистах, в числе которых был упомянут и Хачатурян, некоторые педагоги училища причислили музыку молодого сочинителя к порицаемому искусству.

image

К моменту окончания аспирантуры у Щедрина были уже написаны фортепианные и хоровые сочинения, Концерт №1 для фортепиано с оркестром, Симфония №1 для большого симфонического оркестра. Премьера первого концерта прошла в Варшаве и была встречена неоднозначно. Включение в классическое произведение народных частушек посчитали необоснованной дерзостью. Но уже в одном из самых первых произведений Щедрин заявил о себе как о композиторе, творчество которого базируется на русской культуре.

Исполнение первого концерта позволило ему даже без заявления стать членом Союза композиторов, а Д.Д. Кабалевский рекомендовал его Большому театру для написания балета «Конек-Горбунок». Начиная работу над балетом, он и не предполагал, какое судьбоносное произведение создает в начале карьеры. «Конька» заказал Большой театр, и балетмейстер Александр Радунский пригласил композитора на занятие в балетный класс, чтобы ближе познакомить Щедрина с особеннностями этого вида искусства. На занятии Родион увидел ту самую Майю Плисецкую. Однако премьеру в 1960 году танцевала Римма Карельская, поскольку Плисецкая накануне травмировала колено.

image

В 1961 году была поставлена первая опера Щедрина «Не только любовь», которую сам автор назвал «колхозным «Евгением Онегиным»». Откровенная тема женской тоски по любви, говорившая с высокой сцены простым языком частушек, вызвала недоумение властей: после 4 представлений спектакль закрыли. Почти 10 лет композитор работал над «Мертвыми душами», попытавшись перенести на сцену не только историю похождений Чичикова, но и лирико-философские страницы поэмы. Желание написать эту вещь было так велико, что он делал это только для себя – сам подготовил либретто, не договаривался ни с театрами, ни с режиссерами. Но как только культурная общественность узнала об окончании работы над произведением композитору не удалось утаить свое детище. Предложение поставить работу на сцене приходило и от режиссеров, и даже от министра культуры. Премьеру в Большом театре готовил Борис Покровский, на репетиции из Ленинграда ездил Юрий Темирканов, которому Щедрин доверил работу с оркестром. Премьера прошла 7 июня 1977 года с оглушительным успехом. Композитору удалось соединить, казалось бы, несоединимое – додекафонию с русской песней, оперу буффа с речитативами и плачем. В оркестре не нашлось места скрипкам – их партии отданы женскому хору, а по сцене ходят 32 героя и у каждого свое музыкальное лицо. Через год Темирканов перенес постановку в Кировский театр. «Мертвые души» сошли со сцен в середине 80-х, долгое время нигде не исполнялись, пока в 2012, юбилейном для их создателя году, не были вновь открыты зрителю Мариинским театром в постановке Василия Бархатова.

image

В 90-е родилась «Лолита» по Набокову и 4 оперы – в 21 веке: «Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Левша», «Рождественская сказка». Премьеры двух последних прошли в Мариинском театре, для которого и были написаны. История «Очарованного странника» также тесно связана с Мариинкой – именно Валерий Гергиев принял решение ставить спектакль по этому произведению, которое было создано для исполнения в зале Нью-Йоркской филармонии. Гергиева многие отговаривали от постановки, однако концертная версия переросла в сценическую, с 2008 года находящуюся в регулярной афише Мариинского театра. «Боярыня Морозова» – опера-оратория, которая с момента московской премьеры 2006 года так и не получила театрального воплощения.

 

«Кармен-сюита» появилась на свет благодаря стремлению и упорству Майи Плисецкой, которая хотела станцевать Кармен и даже сама написала либретто балета. Первым композитором, к которому она обратилась, был Д.Д. Шостакович, но тот сомневался, что сможет написать музыку, способную конкурировать с работой Бизе. А Хачатурян, которому балерина рассказала о замысле, спросил: «Зачем вы просите меня, у вас же дома есть композитор». Этот совет вкупе с необходимостью написать балет за 20 дней позволил взяться за музыку Родиону Щедрину. Опираясь на то, что в Большом театре были сильные группы струнных и ударных, он создал партитуру балета с этими солирующими инструментами, без духовых, обработав и скомпилировав соответствующим образом музыку Бизе. Балет вышел на сцену 20 апреля 1967 года. Последующие 25 лет никто кроме Плисецкой не танцевал Кармен, и с окончанием карьеры великой балерины образ, казалось, ушел в вечность. Только в 2005 году Большой театр решился на возобновление постановки, на подготовку которого пригласил хореографа А. Алонсо. В 2010 балет поставил и Мариинский театр, предложив две версии Кармен в исполнении крупнейших танцовщиц современности – Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишневой.

image

Тогда же в конце 60-х Щедрин и Плисецкая принимают участие в создании кинофильма «Анна Каренина» в качестве композитора и актрисы (роль Бетси Тверской). Майя Михайловна поняла, что эта история очень пластична, ее можно перенести на язык танца. За творческой поддержкой композитор обратился к своему великому предшественнику, П.И. Чайковскому, который, как он считал, «понимал» Толстого, будучи его современником, дыша с ним одним воздухом. Именно поэтому одним из лейтмотивов Анны стала тема из Второго струнного квартета Чайковского. Через сопротивление худсовета балет вышел на сцену Большого театра 10 июня 1972 года, его партитура получила высокие оценки критики и профессионального сообщества. За годы сотворчества со своей великолепной супругой родилось на свет еще два балета по чеховским произведениям: «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985), оба в Большом театре, автором хореографии и исполнительницей главных партий выступила сама Плисецкая.

image

Через все десятилетия творчества Щедрина красной нитью проходят частушки – эти короткие народные припевки он использовал в опере «Не только любовь», концерте для оркестра «Озорные частушки». В 1983 году к 300-летию Баха Щедрин создал «Музыкальное приношение» в честь великого коллеги, произведение для органа, флейт, фаготов и тромбонов длительностью исполнения более 2 часов. С конца 80-х Щедрин работает и по заказу из-за рубежа. После отъезда в Германию из-под его пера стало появляться больше концертов для солирующих инструментов с оркестром.

В 2019 году в Мариинском театре прозвучала «Месса поминовения» – хоровое сочинение с посвящением: «Майе Плисецкой – Вечная память».

Интересные факты

  • Одним из величайших композиторов современности Родион Константинович считал Леонарда Бернстайна. Фотография с ним – единственная в доме Щедрина, на которой нет Майи Михайловны.
  • В основу своих крупных произведений Щедрин кладет творчество русских писателей и поэтов – Толстой, Чехов, Пушкин, Лесков, Маяковский, Вознесенский, а также народные сочинения, частушки и сказки.
  • Если бы Родион Константинович смог взять на необитаемый остров только одну партитуру, это было бы «Искусство фуги» Баха.
  • Щедрин написал музыку к нескольким фильмам А. Зархи, но последняя совместная работа «Анна Каренина» их развела – музыка к фильму по воле режиссера была значительно урезана, что привело к конфликту.
  • Опера «Левша» была написана к открытию второй сцены Мариинского театра и 60-летию Валерия Гергиева.
  • Большой временной разрыв сопровождает не только оперы, но и симфонии композитора – вторая была написана в 1962 году, а третья, имеющая название «Лица русских сказок» – в 2000.
  • В состав оркестра оперы «Очарованный всадник» введены несимфонические инструменты – гусли и балалайка.
  • Щедрин признается, что всего несколько раз вносил изменения в законченные партитуры. Один из них – по рекомендации жены.
  • Оперы Щедрина исполняются около 30 раз за театральный сезон.
  • Мариинский театр – единственный в мире, в котором были поставлены на театральной или концертной сцене все оперы и балеты Щедрина, кроме «Лолиты», «Чайки» и «Дамы с собачкой».
  • Премьера оперы «Лолита» состоялась в Стокгольме на шведском языке из-за ограничений правообладателя наследия Набокова. Дирижировал спектаклем М. Ростропович.
  • Для написания музыки Щедрину нужны стол, партитурная бумага и тишина – без инструмента.

Музыка Щедрина в кино

В 1957 году журнал «Советский экран» признал фильм «Высота» А. Зархи лучшим фильмом года. Музыку к картине и едва ли не самую известную советскую кинопесню 20 века «Марш монтажников» («Не кочегары мы, не плотники…») написал 25-летний Родион Щедрин.

Его музыка также звучит в картинах:

  • «Коммунист», 1957 год, режиссер Юлий Райзман
  • «Люди на мосту», 1959 год, режиссер Александр Зархи
  • «Нормандия – Неман», 1959 год, режиссер Жан Древиль
  • «А если это любовь?», 1961 год, режиссер Юлий Райзман
  • «Анна Каренина», 1967 год, режиссер Александр Зархи

«Я хотел бы быть вечно с моей женой» – трижды ответил Родион Щедрин на вопрос о том, каким были бы его желания, если бы он мог исполнить любые. Великий композитор еще и герой красивой истории любви, одного из самых крепких супружеских союзов. С 2015 года композитор совершает земной путь в одиночестве, и единственное произведение, написанное им за этот период, создано в память о его музе.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Родион Щедрин

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий