“Сила – в правде”: Биография Алексея Балабанова

Биография

За свою творческую биографию Алексею Балабанову удалось создать образ героя постсоветской эпохи с его легендами, желаниями и противоречивой судьбой. Фильмы режиссера навсегда зафиксировали образ давно ушедшего времени, войдя в число лучших отечественных кинокартин.

Детство и юность

Выдающийся отечественный кинорежиссёр Алексей Октябринович Балабанов появился на свет 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Детство Алексея прошло в родном городе, будущий мастер ничем не отличался от своих сверстников и не проявлял особого интереса к искусству. Как и многие дети, Балабанов мечтал о неизведанных дальних странах и путешествиях – возможно, именно этим объясняется его увлечение иностранными языками, знание которых он рассчитывал применять в будущих странствиях.

После школы юноша поступил в Горьковский педагогический институт иностранных языков, где освоил профессию переводчика. В 1981 году, после окончания института, вошел в ряды Советской армии.

Находясь в течении двух лет на посту офицера военно-транспортной авиации, Алексей получил жизненный опыт, который впоследствии воплотился в его кинематографических работах. С одной стороны, сбылась детская мечта о путешествиях: в составе своей воинской части офицер Балабанов выполнял различные задачи в странах Азии и на Африканском континенте. С другой стороны, Алексею довелось лично поучаствовать в афганской войне.

Противоречивые события, свидетелем которых стал будущий режиссёр, а также истории и армейские легенды, услышанные в кругу сослуживцев, позже легли в основу одной из самых тяжёлых для восприятия зрителем картин Балабанова «Груз 200». В родной город Алексей возвратился в 1983 году.

Октябрин Сергеевич Балабанов в то время работал на Свердловской киностудии. Будучи по образованию научным журналистом, он занимал должность главного редактора объединения научно-популярных фильмов. Отец устроил сына на киностудию в качестве ассистента режиссёра.

В то время Свердловск переживал расцвет андерграундной культуры. Находясь на достаточном удалении от столицы и властных кругов, в городе появилась своя особая школа рок-музыки. Алексей Балабанов был лично знаком с группой «Наутилус Помпилиус». Музыка этого коллектива впоследствии сопровождала многие картины великого режиссёра, сливаясь в единое целое с эстетикой Балабанова.

Фильмы

Четыре года Балабанов работал на Свердловской киностудии. Дебютной работой режиссера стала картина, снятая совершенно спонтанно в 1985 году. Как позднее вспоминал великий режиссёр, его попросил о помощи оператор, которому не хватало ресурсов на дипломную работу в связи с очень ограниченным бюджетом. Алексей за одну ночь написал сценарий фильма, в котором снял своих друзей из группы «Наутилус Помпилиус», а в качестве массовки задействовал посетителей ресторана, в котором происходило действие картины.

К моменту окончания учёбы в 1990 году у Балабанова уже было несколько работ, в которых он снимал в качестве приглашённых звёзд музыкантов Свердловского рок-клуба. Его первая профессиональная работа называется «Раньше было другое время». В 1990 году Алексей Балабанов переехал в Санкт-Петербург, увлеченный мечтой о серьёзном кинематографе.

В 1992-ом биография Алексея Балабанова пошла по большому режиссерскому пути. Совместно с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», благодаря которой и снял большинство фильмов.

В 1991 году он снял фильм «Счастливые дни», свой первый самостоятельный фильм. В картине воплотились некоторые сюжеты творчества Сэмюела Бэккета, основоположника «театра абсурда» в литературе. Главный герой картины — человек без имени, сыгранный Виктором Сухоруковым, скитается по Петербургу в поисках комнаты, при этом не имея ни памяти, ни прошлого, ни друзей. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Каннского фестиваля и был отмечен премиями на фестивалях в России.

К середине 90-х Алексей Балабанов уже стал весьма известной фигурой в творческих кругах Петербурга. Всенародную известность ему принес снятый в 1997 году фильм «Брат», получивший Гран-при фестиваля “Кинотавр” и призы фестивалей в Турине, Котбусе и Триесте. В фильме снялись Сергей Бодров-младший (главная роль), Виктор Сухоруков, Андрей Краско и др.

Следующая работа мастера под названием «Про уродов и людей», в которой Балабанов попробовал новую для себя смысловую плоскость, изначально не задумывалась для широкой аудитории. Несмотря на это, получившийся фильм был удостоен премии «Ника» и получил статус культового кино на постсоветском пространстве.

В 2000 году Алексей Балабанов снял фильм, повествующий о дальнейшей судьбе героя Сергея Бодрова — «Брат-2». Если первая картина являлась артефактом эпохи, то вторая лента была выполнена скорее как прощание с иллюзиями 90-х годов.

Фильм «Война» вызвал обвинения Балабанова в неполиткорректности, действия проходят на Северном Кавказе во время Второй чеченской войны. Дальнейшие крупные работы режиссёра выполнены в более лёгкой, ироничной манере. В 2005 году он снял чёрную комедию «Жмурки», где уже откровенно высмеивал прошедшие «лихие» 90-е. Через год в прокат вышла мелодрама с Ренатой Литвиновой «Мне не больно», отмеченная критикой и получившая главные кинопремии страны.

В следующем году Алексей Балабанов выпустил свой наиболее сложный проект в фильмографии — «Груз 200». Основная смысловая нагрузка картины содержится в контрастной демонстрации «ультранасилия» изнанки советского общества, которое внешне стремится казаться благополучным. Из-за обилия жестоких сцен картина была запрещена во многих городах России. Главные роли сыграли молодая актриса Агния Кузнецова и прославленный Алексей Серебряков.

В 2012 году режиссёр работал над фильмом-притчей «Я тоже хочу». Герои отправляются на поиски артефакта, мистической «колокольни счастья», расположенной где-то в Российской провинции. В этой картине Балабанов снялся в роли себя самого, режиссёра, который умирает, будучи отвергнутым этой колокольней. Настоящая покосившаяся колокольня, увиденная Балабановым на острове в Вологодской области, обрушилась через сорок дней после смерти режиссера.

Личная жизнь

Алексей Балабанов был дважды женат. От первой жены Ирины у него родился сын Фёдор. Личная жизнь Алексея Балабанова со второй супругой Надеждой Васильевой взяла начало во время работы над фильмом «Замок», где она была художником по костюмам.

В 1994 году у них родился сын Пётр. Вторая жена Алексея Балабанова была рядом с ним до последних дней его жизни.

Смерть

18 мая 2013 года в санатории «Дюны» сердце великого мастера перестало биться. Причиной смерти Алексея Балабанова была названа острая сердечная недостаточность. Отпевание режиссера состоялось в Санкт-Петербурге в Князь-Владимирском соборе 21 мая. На похоронах присутствовали около 200 человек — родные, коллеги и поклонники.

Легендарный режиссер покоится на Смоленском кладбище. В память о кинодеятеле в гимназии, где он учился, открыли мемориальную доску. А в 2020 году зрители увидели фильм «Найти своих и успокоиться», посвященный автору.

Фильмография

  • 1987 — «Раньше было другое время»
  • 1989 — «Настя и Егор»
  • 1992 — «Счастливые дни»
  • 1994 — «Замок»
  • 1997 — «Брат»
  • 2000 — «Брат 2»
  • 2002 — «Война»
  • 2005 — «Жмурки»
  • 2007 — «Груз 200»
  • 2012 — «Я тоже хочу»

Интересные факты

  1. Предположительно, последняя фотография режиссера была сделана с журналисткой за день до смерти — к слову, в интервью Алексей Октябринович говорил о готовящемся сценарии, но выразил уверенность, что снять новый фильм уже не успеет.
  2. Юрий Быков посвятил картину «Дурак» Балабанову.
  3. Алексей Октябринович хотел снять фильм о молодости Иосифа Сталина.

Биография Алексея Балабанова

Алексей Балабанов – талантливый российский режиссер, ставший одной из знаковых фигур в отечественном кинематографе. Многократный обладатель премии «Ника», в том числе за драму «Про уродов и людей» как лучшую режиссерскую работу и лучший фильм. image На фото: Алексей БалабановМногие работы Алексея Балабанова, такие как «Брат», «Брат 2», «Мне не больно», «Кочегар», «Замок», вошли в классику российского кинематографа нового времени еще при жизни автора. И даже после смерти режиссера не потеряли своей популярности, оставаясь актуальными до сих пор.

Детство и семья

Будущий режиссер появился на свет и вырос в провинциальном Свердловске, ныне город-миллионник Екатеринбург. Здесь прошло детство Алексея, о котором известно крайне мало. Еще со школьных времен он интересовался иностранными языками, мечтая много путешествовать в будущем. Не раздумывая, Алексей поступил в Горьковский институт иностранных языков, где впоследствии получил профессию переводчика. image Алексей Балабанов в детствеУмения и навыки, приобретенные в институте, оказались крайне полезны во время службы в армии. В этот период Алексей вместе с ротой военно-десантных войск, к которой был приписан, побывал во многих регионах Африки и Средней Азии. Некоторое время он принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Спустя годы именно эти переживания, связанные с военной службой, нашли свое отражение в фильме «Груз 200». Алексей Балабанов во время службы в армииВозможно, именно служба в армии и война научили Алексея Балабанова по-особенному полюбить жизнь. Он неустанно повторял:

«Жизнь – это искусство, искусство – это жизнь».

Вернувшись из армии в конце восьмидесятых годов, Балабанов начал свою карьеру в кинематографе. Алексей Балабанов в молодостиВ этот период Алексей устраивается на работу в Свердловскую киностудию в качестве помощника режиссера. Но все время быть на вторых ролях Балабанову не очень нравилось, поэтому накопив необходимый опыт, будущий мэтр российского кино поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, которые окончил в 1990 году.

Режиссерская деятельность

Свой первый фильм Алексей Балабанов снял еще в 1987 году в период работы на Свердловской киностудии. Дебютная картина получила название «Раньше было другое время» и была поставлена в небольшие сроки, например, сценарий режиссер написал за одну ночь. Алексей Балабанов – талантливый российский режиссерВ 1990 году, ведомый мечтой о режиссерском творчестве, Балабанов переехал в Ленинград. Здесь он берется за создание новых картин, а параллельно с этим начинает работать над организацией собственной кинокомпании, которая была образована спустя два года при помощи друзей и других начинающих режиссеров. Кадр из фильма Балабанова «Счастливые дни»Карьера режиссера складывалась удачно: в период с 1990 по 1995 год Алексей Балабанов поставил несколько новых игровых фильмов, над созданием которых часто работал не только как режиссер, но и как продюсер и сценарист. Наиболее яркими работами в раннем творчестве Балабанова являются ленты «Трофимъ», «Счастливые дни», «Замок». Последние две оказались особенно удачными и были отмечены престижными премиями. Алексей Балабанов и Сергей Бодров на съемках фильма «Брат»Таким образом, к середине девяностых годов Алексей Балабанов стал довольно известен в кинематографических кругах. Однако настоящая слава пришла к режиссеру только в 1997 году, когда на экраны вышел фильм «Брат», сразу же ставший культовым. В фильме снялись такие звезды, как Виктор Сухоруков и Андрей Краско, а также Сергей Бодров, для которого эта роль стала знаковой в актерской карьере. Многие актеры согласились работать за копейки либо вообще бесплатно, так как бюджет картины был ограничен 100 тысячами долларов. Данная картина принесла своему создателю Гран-при фестиваля «Кинотавр», а также призы фестивалей в Турине, Триесте и Котбусе. Алексей Балабанов о «Братьях» и Сергее Бодрове Окрыленный славой, Алексей взялся за реализацию новых проектов. Наиболее успешными работами конца девяностых – начала двухтысячных годов стали лента «Брат 2» – продолжение фильма «Брат». Лента собрала золотой актерский состав: Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий и многие другие. Особенно стоит отметить подбор музыкальных композиций, использованных Балабановым в фильме. Песни групп Би-2, Сплин, Океан Ельзы и Бутусова стали отражением той эпохи наряду с картинами Алексея. На съемках картины «Про уродов и людей» Балабанов не боялся снимать на провокационные темы, что часто встречалось публикой противоречиво. Фильм «Про уродов и людей», раскрывающий темы сексуальности и уродства человеческого тела, и «Война» о жестоких боевых действиях в Чечне, закрепили за работами режиссера ярлык «чернухи». На съемках фильма «Война» Скандальную славу режиссеру принес фильм «Груз 200», споры насчет которого не прекращаются до сих пор. Сюжет фильма описывает историю жестокого насилия и убийства, совершенного в провинции накануне перестройки. Известно, что актеры Евгений Миронов и Сергей Маковецкий отказались от своих ролей после прочтения сценарий. Долгое время «Груз 200» был запрещен к показу на российском телевидении. Клип по фильму А.Балабанова «Груз 200» Несмотря на спорные темы своих работ и неоднозначную реакцию критиков, многие из этих лент принесли своему создателю новые престижные номинации и кинопремии, в том числе «Кинотавр» и «Ника».

Личная жизнь Алексея Балабанова

Алексей был дважды женат. Со своей первой супругой Ириной он познакомился в Москве, когда приехал продолжать режиссерское образование на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Несмотря на рождение сына Фёдора, спустя два года Алексей и Ирина развелись. Алексей Балабанов со второй женой Надеждой Васильевой Со второй женой, Надеждой Васильевой, Балабанов познакомился во время съемок фильма “Замок”, где она работала художником по костюмам. В 1994 (по другой информации в 1995) году у них родился сын Пётр. Алексей Балабанов с сыновьями Последние годы своей жизни режиссер провел в окружении своих близких. Рядом с ним была его жена – Надежда Васильева, а также сыновья. Алексей Балабанов и его взрослые сыновья Несмотря на экономическое образование, старший сын Фёдор интересовался работой своего отца. После его смерти оба сына изъявили желание закончить начатые проекты Алексея при помощи его коллег.

Последние годы и смерть Алексея Балабанова

В 2012 году Алексей Балабанов поставил фильм «Я тоже хочу», в котором под особым ракурсом рассматриваются вопросы жизни и смерти. В фильме режиссер намеренно не снял ни одного профессионального актера, а обратился за помощью к тем, кто прошел войну в Афганистане, а также к бывшим бандитам – по замыслу автора герои должны были играть самих себя. «Алексей Балабанов. Найти своих и успокоиться» В кадре также появился сам мэтр (умирающий в финале фильма) и его младший сын Петр. Некоторое время спустя стало известно, что у Алексея Октябриновича обнаружено онкологическое заболевание. Фильм «Я тоже хочу» стал последним в творческой биографии режиссера. Похоронен Алексей Балабанов в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище В мае 2013 года режиссер скончался от затяжной болезни. Как говорят его знакомые и друзья, Балабанов знал о приближающейся кончине, а потому старался закончить все проекты.

Неоконченные работы

После смерти Алексея Балабанова друзья и коллеги режиссера изъявили желание взяться за реализацию его незаконченных проектов. На момент смерти в работе находилось сразу три фильма, над которыми Алексей трудился в качестве режиссера и сценариста. Одна из лент должна была посвящена ранним годам жизни Сталина. Балабанов – гениальный русский режиссер / вДудь

Лучшие фильмы

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Алексей Балабанов – последние новости и статьи

Еще новости Алексей Балабанов

Биографии

10:18 25.02.2014 (обновлено: 22:32 01.03.2020) 18 мая 2013, 20:37 Алексей Балабанов: режиссер, не любивший свои фильмыКинорежиссер Алексей Балабанов скончался под Петербургом на 55-м году жизни. В 1990 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где занимался на экспериментальном курсе “Авторское кино”. Дипломной работой Балабанова на Высших курсах стал документально-игровой фильм “Егор и Настя”. В картине он снял музыкантов Свердловского рок-клуба Игоря Белкина, Настю Полеву и Вячеслава Бутусова.

Творческий путь Алексея Балабанова в большом кинематографе начался в 1991 году, когда он снял свой первый полнометражный фильм “Счастливые дни” – вольную экранизацию прозы Самюэля Беккета. Картина была сделана при участии Студии первого и экспериментального фильма Алексея Германа.

Затем Балабанов выступил соавтором сценария фильма молодого режиссера Надежды Хворовой “Пограничный конфликт”.

В 1992 году Алексей Балабанов выступил в качестве соучредителя Кинокомпании СТВ, при участии которой он и снимал впоследствии почти все свои фильмы.

В 1994 году режиссер снял вторую полнометражную картину – экранизацию романа Франца Кафки “Замок”. В том же году Балабанов дебютировал и в качестве продюсера картиной “Исповедь незнакомцу”.

В 1995 году он принял участие в создании киноальманаха “Прибытие поезда”, посвященного 100-летию кинематографа. Режиссер снял новеллу “Трофимъ”, удостоенную нескольких кинематографических наград.

© РИА Новости

Известность Алексею Балабанову принесла картина “Брат” (1997) с Сергеем Бодровым в главной роли, ставшая культовым фильмом для поколения молодых конца 1990-х. В картине режиссер выступил и в роли сценариста. Фильм получил семь наград на различных международных кинофестивалях.

В 1998 году Балабанов снял фильм “Про уродов и людей”, который также принес автору множество наград и призов. В 2000 году он выпустил продолжение истории о судьбе Данилы Багрова “Брат-2”. После выхода на экраны картина сразу заняла первое место в рейтингах фильмов и саундтреков. С Сергеем Бодровым в главной роли Алексей Балабанов снял в 2002 году фильм “Война” о события второй чеченской войны.

5 фильмов Алексея Балабанова, которые стоит пересмотреть

Каждый фильм Балабанова не оставался незамеченным зрителем и кинокритиками. Режиссер предпочитал снимать картины по собственным сценариям. Среди его работ — картина “Жмурки” (2005), где одну из главных ролей сыграл Никита Михалков; фильм “Мне не больно” (2006) с Ренатой Литвиновой, Никитой Михалковым, Сергеем Маковецким и Дмитрием Дюжевым; “Груз 200” (2007), вызвавший неоднозначные оценки зрителей; картина “Морфий” (2008) по мотивам ранних рассказов Михаила Булгакова и сценарию Сергея Бодрова; фильм “Кочегар” (2010), получивший четыре премии “Белый слон”.

В 2012 году вышел в прокат последний фильм режиссера — реалистичная сказка “Я тоже хочу”.

18 мая 2013 года Алексей Балабанов скончался от острой сердечной недостаточности. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

21 мая 2013, 15:21 Прощание с режиссером Алексеем БалабановымОтпевание Алексея Балабанова прошло в Князь-Владимирском соборе Петербурга во вторник, проститься с режиссером пришли его близкие, друзья и коллеги, среди которых режиссер Никита Михалков и продюсер Сергей Сельянов. Балабанов был академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук.

Его фильмы получали призы на российских и международных кинофестивалях — “Дебют” (1992), “Кинотавр” (1994, 1995, 1997, 1998, 2002, 2007), “Сталкер” (2007), МКФ в Котбусе (1997), МКФ в Турине (1997) и др.

Алексей Балабанов был удостоен Национальной кинематографической премии “Ника” за 1998 год.

Режиссер был женат; его супруга Надежда Васильева – художник по костюмам. У Балабанова остались два сына – Федор и Петр.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Кинорежиссёр, сценарист и продюсер

Дата рождения: 25 февраля 1959 года

Дата смерти: 18 мая 2013 года

Возраст на момент смерти: 54 года

Место рождения: Свердловск

Знак зодиака: Рыбы

Деятельность: Кинорежиссёр, сценарист и продюсер

Профессия: Режиссер

Содержание

  • 1. Ранние годы и юность режиссёра
  • 2. Алексей Балабанов и кино
  • 3. Личная жизнь сценариста и режиссёра
  • 4. Последние дни и смерть Алексея Балабанова

Биография

Алексей Балабанов – талантливый российский актёр, а также кинорежиссёр, за своё вложение в современный российский кинематограф, стал многократным обладателем премии «Ника», первой из которых стала драматическая кинолента «Про уродов и людей» как за лучшую режиссёрскую работу и лучшую кинокартину. Его кинофильмы стали классикой русского современного кинематографа и достаточно популярны в наши дни.

Алексей Балабанов

Ранние годы и юность режиссёра

Будущий легендарный режиссёр Алексей Октябринович Балабанов родился 25 февраля 1959 года в промышленном городе, под названием Свердловск, на данный момент Екатеринбург. Своё детство Алексей провёл на своей малой родине, он был простым советским мальчишкой и не интересовался миром искусства. Больше всего его увлекали приключения, путешествия в дальние края, именно поэтому ему нравилось изучать иностранные языки для того, что они пригодятся ему в будущем, скорее всего давняя детская мечта повлияла на его выбор профессии.

Балабанов в детстве 

Окончив среднюю школу, молодой человек становится студентом Горьковского педагогического института иностранных языков, где старательно учится на переводчика. В какой-то мере его мечта сбылась, ведь он начинает заниматься своим любимым делом. После окончания университета, в 1981 году, он отправляется отбывать долг своей родине на военной службе в армии Советского союза.

Годы военной службы были достаточно трудными, поскольку он попал в ряды военно-транспортной авиации, что и сказалось в будущем на его кинолентах. Однако, опыт, который он получил, будучи офицером, действительно ему пригодился. На службе сбылась его детская мечта, он побывал в разных уголках земного шара, а именно в странах Африканского континента и в Азии, он выполнял разные боевые задачи и указы своих командиров, однако молодому офицеру пришлось побывать на войне в Афганистане, что оставило свой отпечаток на его творчестве в дальнейшем.

Балабанов в молодости служил в армии

Всё что происходило на глазах у Алексея, а также фронтовые истории его товарищей, сломанные судьбы погибших на фронте и рассказы суровых армейских будней, стали основой одного из самых драматичных и тяжёлых фильмов о военных действиях в Афганистане «Груз 200», картина была основана на реальных событиях и зрителями воспринималась очень тяжело.

По окончанию воинской службы на малую родину Балабанов вернулся только лишь в 1983 году. На тот момент, его родной отец Октябрин Сергеевич Балабанов был одним из сотрудников Свердловской киностудии. Отец Алексея по профессии был научным журналистом, однако был главным редактором объединения научно-популярных фильмов, он и помог своему сыну устроиться на киностудию, на должность ассистента режиссёра. Амбициозному Алексею не нравилось всё время находится на подхвате у режиссёра, поэтому он принял решение, что ему необходимо отучится на Высших курсах сценаристов и режиссёров, которые окончил будущий мастер российского кинематографа в 1990 году.

Алексей Балабанов в молодости

В те времена, в Екатеринбурге было положено начало андерграундной культуры. Несмотря на то, что город находился далеко от новомодных движений столицы советского союза в городе, появились собственные школы рок коллективов. В будущем режиссёру посчастливилось познакомиться поближе со всеми любимой группой «Наутилус Помпилиус». Во многих кинолентах Алексея Балабанова в качестве саундтреков использована музыка этого музыкального коллектива.

На протяжении четырёх лет, он трудился на Свердловской киностудии. Совершенно не планировано в 1985 году состоялся его первый кинодебют, он не думал, что так скоро сам попробует свои силы в режиссёрском кресле. В своём интервью, он заявлял, что оператор попросил его помочь, в связи с очень маленьким бюджетом, ему катастрофически не хватало средств на выполнение дипломной работы. Всего за одну ночь Балабанов сочинил сценарий ленты, в фильме приняли участие его близкие друзья из коллектива «Наутилус Помпилиус», он старался из всех сил, а для того, чтобы снять массовую сцену просто задействовал обычных посетителей ресторана, в котором, собственно говоря, и разворачивались действия кинофильма. Дебютная работа принесла ему достаточно опыта в амплуа сценариста и кинорежиссёра с первого плана.

Еще молодой Алексей Балабанов

К выпуску курсов 1990 года в его запасе уже имелся ряд кинолент, в которых снимались приглашённые звёзды местного Свердловского рок-клуба. Его первой профессиональной работой стала картина «Раньше было другое время». Он был влюблён в мечту о настоящем большом кинематографе и уже в 1990 году принимает решение уехать с родного города в культурную столицу России – Санкт-Петербург.

Балабанов – великий российский режиссер

Алексей Балабанов и кино

В 1992 году Алексей Балабанов начал свой путь в кинематографе, в качестве режиссёра. Вместе с известным продюсером Сергеем Сельяновым он стал основателем кинокомпании “СТВ”, в которой вышли большинство его произведений.

Режиссер Балабанов на съемках

В 1991 году он снимает фильм «Счастливые дни», свой первый самостоятельный фильм. В картине воплощаются некоторые сюжеты творчества Сэмюела Бэккета, основоположника «театра абсурда» в литературе. Главный герой картины — человек без имени, сыгранный Виктором Сухоруковым, скитается по Петербургу в поисках комнаты, при этом, не имея ни памяти, ни прошлого, ни друзей. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Каннского фестиваля и был отмечен премиями на фестивалях в России.

В творческой богеме Петербурга, Алексей был уже достаточно известной персоной в середине 90-х годов. Фильм «Брат», снятый в 1997 году, сделал своего создателя настоящей звездой кинематографа, того времени, за эту работу он получил Гран-при кинофестиваля “Кинотавр” и призы международных фестивалей в Турине, Котбусе и Триесте. Актёрами киноленты стали: Сергей Бодров-младший, он исполнил ведущую роль, Виктор Сухоруков, Андрей Краско.

Балабанов на съемках в Якутии

Потом последовала кинолента «Про уродов и людей», в ней Алексей попробовал совершенно другую манеру, которая не была предназначена для широкого круга зрителей. Однако, картина стала действительно легендарной, за что и получила премию «Ника» и была одной из самых популярных в постсоветском пространстве того времени. В 2000 году вышла вторая часть всеми любимой киноповести «Брат». Вторая часть, под названием «Брат 2» стала прощанием с суровой эпохой 90-х годов.

Балабанов и Бодров

Кинокартина “Война”, которая вышла на экраны в 2002 году вызвала массу критики со стороны критиков, режиссёра обвинили в не политкорректности, действия картины проходили на Северном Кавказе, в период Второй чеченской войны. Последующие работы стали более лёгкими для восприятия простыми зрителями. В 2005 году на экраны вышла чёрная кинокомедия «Жмурки», где уже с юмором показывают 90-е года. Год спустя вышла на экраны мелодрама, главную роль в которой сыграла Рената Литвинова, лента называлась «Мне не больно», она была настолько хорошей, что получила главные кинопремии того года.

Год спустя вышел самый сложный кинофильм в карьере режиссёра «Груз 200». В фильме показали излишки насилия советского общества, которое на первый взгляд желает показаться лучшим. Во многих российских городах картина была запрещена, из-за сцен жестокого насилия, главные роли исполнили: Агния Кузнецова и популярный Алексей Серебряков.

Балабанов, Бодров на съемках фильма “Брат 2”

«Я тоже хочу» стала кинопритчей и вышла в релиз в 2013 году. Главные персонажи отправляются в Российскую глубинку искать мистический артефакт, под названием «колокольня счастья». Уникальность картины в том, что Балабанов играет в ней самого себя, однако его герой погибает, поскольку магическая колокольня его не приняла. После смерти режиссера, колокольня, которой вдохновился Алексей Балабанов, рухнула на сороковой день его смерти.

Личная жизнь сценариста и режиссёра

Алексей Балабанов был дважды женат. За свою жизнь Балабанов два раза связывал себя узами брака. От первого брака у него родился сын Фёдор. Со второй супругой он познакомился на съёмках картины «Замок», где женщина была художником по костюмах. В 1994 году он второй раз стал отцом, у него появился на свет сын Пётр, вторая супруга был с ним вместе до его последнего вздоха.

Балабанов с женой

Последние дни и смерть Алексея Балабанова

18 мая 2013 года в санатории «Дюны», где режиссёр находился на отдыхе и лечении, его сердце пробило последний удар и остановилось на веки вечные. Причиной кончины великого мастера стала – сердечная недостаточность. Церемония погребения и отпевания происходила в Питере, в Князь-Владимирском соборе 21 мая. Проститься с любимым режиссёром пришли более 200 человек, с криками Браво и овациями Алексея Балабанова провели в последний путь. Он оставил большой след в истории русского кинематографа.

Фото с могилы Алексея Балабанова

ТИТОВ Борис Юрьевич Председатель 1 место ПРОКЛОВА Елена Игоревна Актриса 2 место ЛИТВИНОВА Рената Муратовна Актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, телеведущая 3 место ЛУТ Оксана Николаевна Заместитель министра сельского хозяйства 4 место ПЕЛЬШ Валдис Эйженович Телеведущий 5 место СУХОРУКОВ Виктор Иванович Актёр театра и кино 6 место ЯКУБОВИЧ Леонид Аркадьевич Советский и российский телеведущий, актёр, сценарист, писатель, продюсер 7 место РЯЗАНОВ Эльдар Александрович Режиссер 8 место БОДРОВ Сергей Сергеевич Актёр, кинорежиссёр, сценарист и телеведущий 9 место САЛТЫКОВА Ирина Ивановна Певица 10 место ЧАДОВ Алексей Александрович Актер 11 место МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич Актёр театра и кино 12 место ГАФТ Валентин Иосифович Актер 13 место БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич Лидер и вокалист рок-групп Nautilus Pompilius и «Ю-Питер», писатель, архитектор, общественный деятель 14 место ГЛАДКИХ Яна Юрьевна Актриса 15 место Смотреть все

Родились в один день

Дата рождения: 25.02.1959. Возраст: 54. Знак зодиака: Рыбы (Свинья) . Гороскопы для Рыбы: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год. До следующего дня рождения осталось дней: 190 дней. ЛУТ Оксана Николаевна Заместитель министра сельского хозяйства 1 место ГЕРАСИМОВ Евгений Владимирович Актер 2 место ЖВАКИН Иван Максимович Актер 3 место ФЕДИНЧИК Андрей Григорьевич Актер 4 место СОБОЛЕВ Илья Викторович 5 место СТОЛЯРОВ Алексей Блогер 6 место УСТЮЖАНИН Роман Эдуардович Телеведущий, полиграфолог 7 место ШЕВЧЕНКО Надежда Финалист 17 «Битвы Экстрасенсов», сильнейший специалист по проведению ритуалов, обрядов, маг, экстрасенс, парапсихолог, биоэнергет 8 место ГОРИСЛАВЕЦ Владимир Сергеевич Актер 9 место ЮННИКОВА Наталья Александровна Актриса 10 место КОЛЕСНИКОВ Сергей Анатольевич Совладелец и управляющий партнёр корпорации «Технониколь» 11 место УСТИНОВ Владимир Васильевич Полномочный представитель Президента в Южном федеральном округе 12 место ГУСЕЛЬНИКОВ Григорий Александрович Председатель Совета директоров «Вятка-банк» 13 место МАЦОЦКИЙ Сергей Савельевич Со-основатель IBS, основатель холдинга «ГС-Инвест» 14 место ХИРКОВСКИЙ Максим Андреевич Бизнесмен, маркетолог, бизнес-коуч 15 место Смотреть все

Статистика профиля

Упоминания Просмотры ГлобалМСК.ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона. Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы. Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке. Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации. «Деловые люди Москвы» – проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы. Потапова Алёна Директор по развитию image

Алексей Балабанов, известный широким массам в первую очередь как создатель кинокартины «Брат», режиссёр удивительный. За не столь долгую, но безусловно яркую творческую карьеру он сумел охватить широчайший диапазон жанровых и внежанровых работ, на зависть первым режиссёрам не только России, но и мира. Историческое кино, криминальный боевик, экранизации Кафки и Булгакова, кино о войне, мелодрама, чёрная комедия, кинопритча – это далеко не полный список жанров, где проявил себя этот выдающийся режиссёр. Вспомнив фильмографию Алексея Октябриновича, попробуем разобраться чем же примечательна каждая из его картин.

Раннее творчество

Первой профессиональной работой Балабанова считается короткометражная картина «Раньше было совсем другое время» (1987), снятая в Свердловске – на родине группы Nautilus Pompilius при её активном участии. Пока Вячеслав Бутусов (ставший надолго музыкальной «музой» режиссёра) поёт песни на фоне, на переднем плане разворачиваются короткие сценки, как будто выхваченные из жизни случайных людей.

image«Раньше было совсем другое время» (1987)

Следующая короткометражка «У меня нет друга» (1988), снятая также при непосредственном участии знаменитых советских рок-музыкантов, рассказывает историю школьницы, попавшей впервые на рок-концерт. После концерта её приглашает на пьянку и соблазняет лидер группы. Героиня чувствует себя использованной, но вместе с тем и изменившейся безвозвратно… Короткометражка «Настя и Егор» является логическим продолжением предыдущего фильма.

Первым же полнометражным фильмом Балабанова является картина «Счастливые дни» (1991), поставленная по мотивам произведений Сэмюэла Беккета. Главную роль в фильме исполняет Виктор Сухоруков, которому суждено надолго стать одним из актёров-талисманов режиссёра. Его персонаж – безымянный Он – блуждает по заброшенному во вневременье постперестроечному Петербургу в надежде найти свой угол. Каждый из встреченных на улице людей по необъяснимой причине узнаёт в нём кого-то другого… Здесь Балабанов впервые обозначивает свою тягу к абсурду, который мимикрируя и видоизменяясь будет присутствовать в подавляющем большинстве картин режиссёра.

image «Замок» (1994)

Последовавшая экранизация романа Кафки «Замок» (1994) также напрямую задействует абсурд. Главный герой картины, которого все называют Господин Землемер приезжает по приглашению из Замка и останавливается в некоей деревне, надеясь получить аудиенцию. Однако местечко это становится для Землемера болотом из которого нет никакого выхода; он путается в бюрократических препонах и непонимании деревенских жителей, попадая в абсурдистский «день сурка». Это первый фильм, спродюссированный независимой компанией СТВ, которая до конца жизни останется «амбассадором» режиссёра. Сняв новеллу «Трофим» для киноальманаха «Прибытие поезда», Балабанов берётся за фильм, сделавшийся культовым и прославивший режиссёра на всю страну.

Известность

image «Брат» (1997)

«Брат» (1997) – простая, на первый взгляд, криминальная история – производит на территории СНГ эффект разорвавшейся бомбы. История о «русском Иванушке», бесхитростном, но сильном и смекалистом Даниле Багрове западает в сердца миллионов зрителей. Здесь мы находим второе блестящее умение Балабанова – передавать времена великих сломов и потрясений; препарировать их, выворачивать наружу, не оставляя буквально ни одного белого пятна.

«Брат» рассказывает о последствиях такой геополитической катастрофы, как распад СССР, повлёкшей за собой массовое обнищание, колоссальный уровень преступности, и чудовищное неравенство. Уставший от этого народ, увидел в исполненном Сергеем Бодровым герое надежду на окончание беспредела, на возможность отомстить всесильным бандитам, разоряющим страну. Разбор скрытых смыслов и аллюзий, вложенных Балабановым в простую криминальную историю, заслуживает отдельной статьи. Добавим лишь, что фильм был отмечен на множестве европейских фестивалей, в том числе и на Каннской программе «Особый взгляд». Саундтрек фильма полностью состоял из песен группы Nautilus Pompilius.

image «Про уродов и людей» (1998)

Следующим успехом Балабанова стала картина «Про уродов и людей» (1998), задуманная им во время съёмок «Замка» и в большей степени похожая на его ранние фильмы. Действие происходит на сто лет раньше, чем в фильме «Брат» и его действие происходит в предреволюционном Петербурге, пока ещё не охваченном пламенем революции и тонущем в распутстве. Фильм рассказывает о небольшом предприятии, создающем фотографии садомазохистской направленности. На фоне этого «бизнеса» разворачиваются истории нескольких людей: самих фотографов, семьи доктора и проживающей вместе с ними пары сиамских близнецов… Фильм и режиссёр стали лауреатами премии «Ника» и других всемирно известных фестивалей.

После успеха первой части, Балабанов планировал создать продолжение в двух частях, но в конце концов объединил сценарии в один. Так и получился фильм «Брат 2» (2000). Эта картина одна из немногих в истории кинематографа, что может соревноваться в популярности с оригиналом. Отпраздновав своеобразный «реванш» на родине, зрители получили следующую порцию удовольствия – Багров нивелировал геополитическое поражение СССР и постперестроечной России – он отправился мстить обидчикам своего друга в самое сердце «вероятного противника» – США. При этом, не меньше чем недругов он находит среди простых американцев новых друзей, помогающих Даниле лучше собственного брата, в очередной раз наплевавшего на родственные узы.

image «Брат 2» (2000)

Именно за эту честность, а не майклбэевскую героику зритель полюбил Балабанова. Его Данила, при всей харизматичности и эпичности, сочетает в себе черты героя и антигероя, точнее, он выступает, ни много ни мало, неким орудием судьбы. Стоит вспомнить слова немца-бомжа Гофмана из первого фильма о том, что имя Данила означает «Бог мне судья». Однако Балабанов отличается от многих «умных» режиссёров тем, что умеет фасовать свои идеи в красивые и увлекательные обёртки, чтобы зритель сам мог выбирать, что ему нравится: первое, второе или всё вместе. Зрелищный динамичный фильм занял первое место по продажам на видеокассетах в России, обогнав всех зарубежных конкурентов.

Фильм «Война» (2002) касается ещё одной болевой точки в истории России – Чеченской войны. Главный герой – отсидевший чеченском плену и чудом выпущенный на волю солдат Иван Ермаков возвращается с затянувшейся для него войны и никак не может устроиться в новой жизни. Бывшая возлюбленная не вызывает прежних эмоций, пьяные посиделки с бывшими друзьями не веселят. Именно в этот момент его находит сидевший с ним в плену англичанин Джон Бойл. Возлюбленная Джона находится в заложниках у ожидающих выкупа чеченцев и он, испробовав все дипломатические пути в Англии и в России находит Ивана, чтобы предложить опасное путешествие, целью которого является освобождение любимой. Иван соглашается, надеясь заодно выторговать свободу для сидящего там же русского капитана. Два Ивана – английский и русский – отправляются в путешествие, итог которого неизвестен никому. Несмотря на присущий режиссёру динамизм и эффектность, именно здесь Балабанов достигает пика мастерства рассказчика.

image «Война» (2002)

«Война» близка к кавказским повестям и рассказам Толстого, передавая яркими быстрыми мазками атмосферу происходящего на экране. Одной реплики второстепенного персонажа достаточно, чтобы открыть перед зрителем его систему ценностей, а таких персонажей здесь предостаточно и при этом история не рассыпается на составные, а заставляет завороженного зрителя ждать неизбежного финала. Актёрские работы Алексея Чадова, Иэна Келли, Ингеборги Дапкунайте, Сергея Бодрова и других задают высочайшую планку для подобных картин. Режиссёр добивался максимальной правдоподобности показывая съёмочной группе кадры хроники от которых их буквально «трясло», а сам фильм снимался в непосредственной близости от мест идущих боевых действий.

Следующий фильм является одной из трагедий Балабанова как режиссёра. По свидетельствам очевидцев, фильм «Река» (2002), к съёмкам которого Балабанов приступил в 2000 году, должен был не просто укрепить славу уже признанного мастера, но и сделать его всемирно известным. Так это или нет, мы можем теперь только гадать, поскольку фильм навсегда остался незавершённым из-за гибели актрисы, игравшей главную роль. История, основанная на материале этнографа Вацлава Серошевского, рассказывала о Якутии конца 19 века и находящейся там колонии прокажённых, между поселенцами которой вспыхивали нешуточные страсти. В 2002 году была выпущена короткометражная версия фильма, смонтированная из уже отснятого материала и напоминавшая лишь бледную тень оригинальной задумки.

image«Река» (2002)

Следом Балабанова ждало новое потрясение. Задуманный как некий ответ «Брату» фильм «Американец», съёмки которого начались в 2003 году также не был завершён. В истории о разорившемся американце, который приехал искать счастья в Россию должен был снятся известный голливудский актёр Майкл Бин, который после ряда отснятых сцен впал в глубокий запой. Фильм решено было отложить, а режиссёр был вынужден вести тяжбы по финансовым вопросам. Сначала отказавшись от проекта, Балабанов десять лет спустя планировал переписать сценарий, но как и многие другие проекты, среди которых фильм о молодости Сталина, остался незавершённым в связи с гибелью режиссёра.

В 2005 году выходит новый фильм Балабанова – «Жмурки». Чёрная комедия, деконструирующая созданные самим режиссёром в «Брате» типажи, также стала народной, разойдясь на цитаты. История о нескольких нерадивых бандитах, коррумпированном милиционере и палаче, снятая на грани фола, показала миру Балабанова смеющегося, пусть не жизнерадостно, а саркастически, сардонически даже. Блестящий актёрский ансамбль, залихватский, «под тарантину» сюжет превращают картину в увлекательное и по-настоящему смешное «чтиво». Фильм кажется простым и легкомысленным до самой последней сцены, где вчерашние бандиты… Впрочем, сами увидете.

«Жмурки» (2005)

Продолжилась короткая серия «лёгких» фильмов картиной «Мне не больно», где одну из главных ролей, что не характерно для творчества режиссёра, исполнила женщина – Рената Литвинова. Фильм рассказывает о троих друзьях, пытающихся найти себя в жизни, поправить финансовое положение и найти свою любовь. Фильм не снискал громких отзывов, хотя было бы несправедливо назвать его неудачным. Просто в этом случае Балабанов, экспериментируя, видимо слишком далеко отошёл от центра своих интересов. Фильм получил в основном актёрские фестивальные номинации.

Следом за двумя «лёгкими» картинами, режиссёр принимается за один из самых сложных и противоречивых проектов, вызвавший громкую дискуссию в обществе и получивший огромное количество диаметрально противоположных оценок и отзывов. Речь, как вы могли, наверное, догадаться, идёт о фильме «Груз 200». Мрачная удушающая атмосфера Перестройки (и снова время сломов), на фоне которой показаны злодеяния маньяка, насильника и убийцы, скрывающегося под личиной милиционера. Мрачные краски, затхлость окружения, гротескные и до ужасного реалистичные типажи делают картину слепком эпохи, воссозданной рукой художника. Но «Груз 200» это не просто история о маньяке и даже не метафораа развала СССР – это притча о человеке, в которой преподаватель научного атеизма ищет дорогу к богу, а милиционер, призванный защищать людей терзает их, пока безликое большинство устраивает пир во время чумы.

«Груз 200» (2007)

От развала СССР Балабанов обращается сразу к развалу Российской Империи и создаёт свободную экранизацию «Записок юного врача» и рассказа «Морфий». Молодой врач приезжает в глубинку, где впервые сталкивается с косностью простого народа и своими «кровавыми» обязанностями. Судьба обрушивает на него множество сложнейших ситуаций, из которых он выходит с честью. Но однажды, чтобы побороть болезнь, доктор делает себе укол морфия и попадает в наркотическую зависимость…

Позднее творчество

Балабанов режиссёр настолько разный, что умещать его в некие рамки дело затруднительное, но два последних фильма, снятых мастером, заметно отличаются от предыдущих картин. Насыщенное «плотное» повествование под динамичную рок-музыку сменяется неторопливыми долгими планами под аккомпанемент Дидюли и АукцЫона. Насыщенные диалоги уступают молчанию и обычным бытийным репликам. Сложное сюжетное действо упрощается до 2-3 актового. Многие актёры имеют минимальный кинематографический опыт. Происходит видимый отход в сторону минимализма независимого или арт-хаусного кино.

«Кочегар» (2010) рассказывает о якутском солдате, контуженном в Афганистане. Работая кочегаром, он помогает бандитам, вводящим несчастного старика в заблуждение, избавляться от трупов. Его дочь работает в меховом бизнесе и почти не уделяет внимания отцу. Меняет всё их неожиданная «встреча», когда отцу привозят на сожжение труп его собственной дочери. Этот фильм напрямую отсылает к так и не завершённому фильму Балабанова «Река», а сам режиссёр создаёт своё альтер-эго в лице главного героя в фильме «Кочегар» и появляется как актёр в следующем, последнем своём фильме «Я тоже хочу».

«Я тоже хочу» (2012)

«Я тоже хочу» (2012) уже не пытается прикидываться жанровым кино – это притча, это крик режиссёра, подобно снятому не так давно Триером «Дому, который построил Джек». Самое страшное совпадение заключается в том, что «Джек» четырнадцатый фильм Триера – цифра на которой остановилась фильмография Балабанова. Для русского режиссёра этот фильм – предчувствие собственной смерти, если хотите, но не творческой, а физической, настоящей. Случайно собравшаяся компания в лице бандита, музыканта, проститутки и других колоритных персонажей отправляется к «Колокольне счастья», что находится в некоей аномальной зоне и благодаря которой, якобы, можно обрести счастье (по сути – попасть в Рай). Это не тот фильм, с которого стоит начинать знакомство с Балабановым, но, если вы считаете себя его поклонником и думаете, что поняли этого незаурядного человека – смотрите обязательно.

Со смертью Алексея Октябриновича Балабанова современный русский кинематограф осиротел, но имя его продолжает светить молодым талантливым режиссёрам, которые посвящают ему свои лучшие фильмы, как это произошло с «Дураком» Юрия Быкова, а документальные передачи о мастере снимают даже далёкие обычно от серьёзности блогеры, вроде Юрия Дудя.

18 апреля, 2019 Опубликовано в Кино

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий