Советская красотка Людмила Марченко. Зачем ей мстил Пырьев, почему осталась бездетной и кто испортил ее лицо

Биография

Биография Людмилы Марченко – это готовый сценарий увлекательной мелодрамы. Здесь есть всё, что требуется для жанра: несчастная любовь, яркий взлёт к вершинам славы, интриги, сплетни, море поклонников, тайная страсть престарелого могущественного покровителя, который легко ломает жизнь несговорчивому предмету своей маниакальной страсти, ревность, ставшая причиной трагедии, пагубное пристрастие и медленное угасание звезды.

Детство и юность

Она действительно родилась актрисой. Едва научившись выговаривать слова, девочка заявила, что будет артисткой. В этом никто не сомневался. В 135-ой столичной школе, где училась Люда, она была примой самодеятельного театра.

image
Людмила Марченко в молодости

Поэтому после вручения школьного аттестата она, как и планировала, отправилась в лучшие московские театральные вузы. Прошла во все знаменитые: ВГИК, Щепкинское и Щукинское училища. Но ей посоветовали остановить выбор на ВГИКе. Марченко прислушалась и не ошиблась.

Людмиле несказанно повезло. Она училась у самого Михаила Ромма. Вместе с ней в его мастерской постигали тайны киноискусства Андрей Кончаловский и Владимир Ивашов. В 1963-м, когда молодой артистке вручили диплом, она уже была знаменитостью.

Фильмы

Сразу же после окончания ВГИКа Людмилу Марченко приняли в «Эктемим» – Экспериментальный театр-студию пантомимы, которым руководил Александр Румнев. Забегая наперёд, скажем, что на сцену «Эктемим» артистка выходила лишь 2 года. С 1965 по 1984 годы она работала в Театре-студии киноактёра. Марченко всегда был ближе кинематограф, а не театральные подмостки.

image
Людмила Марченко в фильме «Добровольцы»

Кинематографическая биография Людмилы Марченко началась довольно рано. Уже на 2-ом курсе ВГИКа обаятельную девушку со вздёрнутым носиком заметил Григорий Козинцев. Он предложил ей небольшую роль в своей эпохальной ленте «Добровольцы», прогремевшей на всю страну. Люде достался образ пламенной комсомолки, работницы метростроя.

Спустя год, в 1959-ом, третьекурснице предложили звёздную роль в картине Льва Кулиджанова «Отчий дом». В одночасье Людмила Марченко превратилась в звезду. Режиссёр не прогадал. Юная актриса сумела передать всю палитру чувств, полагающуюся её героине. Удивительно, но и боль, и несчастную любовь она сыграла блестяще, хотя ничего подобного в своей жизни не переживала.

Людмила Марченко в фильме «Отчий дом»

Теперь её знал весь Советский Союз. За рубежом её прозвали «советской Одри Хепберн». Вряд ли в Голливуде подозревали, что звезда обитает в однокомнатной квартире, где ютится 7 человек.

На внутренний свет и невероятное обаяние Марченко слетались не только безобидные поклонники и очарованные красотой молодые коллеги. 19-летняя девушка попала в поле зрения могущественного, талантливого и деспотичного режиссёра Ивана Пырьева, создателя Союза кинематографистов, без стука входившего в кабинеты первых лиц государства. О нём говорили, что ему под силу сделать звездой даже прачку.

Иван Пырьев и Людмила Марченко

Именно такой человек обратил своё пристальное внимание на юную студентку. Это оказалось причиной стремительного взлёта Людмилы Марченко до заоблачных высот и одновременно бедой всей её жизни. 58-летний Пырьев неожиданно пригласил юную студентку к себе.

Он увидел её в «Отчем доме» и понял, что эта талантливая девушка, как никто иной, подходит на роль Настеньки в вынашиваемом им проекте «Белые ночи» по произведению Ф. Достоевского. Грубовато подтрунивая над курносым носиком девушки, Пырьев всё же утвердил её на роль без единой пробы.

Людмила Марченко в фильме «Белые ночи»

Врождённое режиссёрское чутьё не подвело мэтра. Молодая артистка блестяще перевоплотилась в предлагаемый образ. Играя в этом фильме, она настолько глубоко вошла в роль, что постоянно плакала и часто находилась в подавленном состоянии духа. С другими эмоциями играть образы Достоевского на экране сложно.

Актриса, жившая ролью, не сразу услышала сплетни и пересуды за своей спиной. Новую страсть всемогущего Пырьева заметили все. Да и он особо не скрывался. Людмиле, когда она поняла причину странных взглядов коллег, поначалу было смешно. Она не верила, что человек возраста её дедушки действительно влюбился в неё.

Людмила Марченко и Олег Стриженов в фильме «Белые ночи»

Впрочем, девушке не было дела до страсти престарелого режиссёра. Она влюбилась в своего партнёра по фильму Олега Стриженова. Их кино-любовь перетекла в реальную жизнь. Её мало волновало, что актёр был женат и старше неё на 11 лет. Артистка была уверена, что он бросит семью. Всё остальное для Людмилы не имело значения.

Возможно, поэтому она приняла ключи от квартиры, которую снял для неё Пырьев в Малом Демидовском проулке. Но когда он потирал руки, его юная возлюбленная встречалась в любовном гнёздышке с Олегом Стриженовым. Когда к жилищу подходил режиссёр, от пары и след простывал.

Людмила Марченко в фильме «Мой младший брат»

Это была опасная игра. Марченко не осмеливалась сказать всемогущему Пырьеву категорическое «нет», но и «да» не говорила. Кажется, это распаляло режиссёра, который не привык к отказам, ещё больше. Сестра Людмилы Марченко в своих воспоминаниях позже напишет, что Пырьев маниакально преследовал актрису. Например, он внезапно явился на съёмки картины «Мой младший брат». В ленте снимались начинающие актёры Олег Даль, Андрей Миронов и Александр Збруев.

На тот момент отношения Людмилы и Олега Стриженова закончились. Актриса вышла замуж за студента МГИМО Владимира Вербенко. Когда муж приехал на съёмки и увидел кружащихся вокруг его жены молодых красавцев Даля, Миронова и Збруева, а потом и пристально наблюдающего за ней Пырьева, он ушел от супруги.

Актриса Людмила Марченко

Творческая биография Людмилы Марченко неумолимо двигалась к своему страшному финалу. Однажды друзья привели к артистке геолога Валентина Березина. Серьёзный и мужественный человек сразу же понравился ей. Он красиво играл на гитаре и увлекательно рассказывал об экспедициях. Вспыхнул роман.

Молодые люди начали жить вместе. Когда об этом доложили Ивану Пырьеву, он в гневе запретил всем режиссёрам снимать Марченко. Ослушаться всемогущего мэтра не посмел никто. Леонид Гайдай, пробовавший артистку на роль Нины в «Кавказскую пленницу», взял Наталью Варлей. Людмилу не пускали в Дом кино и на «Мосфильм»: все её пропуска были аннулированы.

Людмила Марченко в фильме «Стряпуха»

В квартире артистки наступила гнетущая тишина, которую не тревожил ни один звонок. Поговаривают, при встрече с Пырьевым Марченко гневно заявила ему, что будет жаловаться. На что тот рассмеялся ей в лицо: «Куда? В ДОССАФ?».

Пырьев успокоился лишь за несколько месяцев до своей смерти. Он женился на актрисе Лионелле Скирде. Лишь тогда режиссёр Эдмонд Кеосаян осмелился предложить Марченко небольшую роль в фильме «Стряпуха». Но даже тогда тень Пырьева промелькнула над воспрявшей актрисой, навсегда и окончательно перечеркнув её дальнейшую карьеру.

Однажды Березину, гражданскому супругу Людмилы Марченко, в пьяном разговоре намекнули, что кооперативная квартира, в которой они живут, это подарок Пырьева. И хотя в этом была лишь часть правды, ревнивец пришел домой и жестоко избил актрису.

Актриса Людмила Марченко

Врачи института Склифосовского едва спасли изуродованную актрису. Жизнь Людмиле Марченко они действительно вернули, но страшные шрамы, которые невозможно было скрыть даже под толстым слоем грима, остались на всю жизнь. Женщина ни словом не обмолвилась следователям о том, кто её избил. Она заявила, что попала в автомобильную катастрофу.

Докапываться до истины никто не хотел, ведь на тот момент всемогущий Пырьев ещё был жив. Так, в 26 лет окончилась кинематографическая биография Людмилы Марченко, талантливой актрисы, которая находилась в расцвете своих творческих сил.

Личная жизнь

Спустя 2 года актриса узнала, что у избившего её Березина имеется внебрачный ребёнок. Она молча собрала его вещи и выставила за дверь. К несчастью, женщина не могла родить ребёнка сама. Из-за прерванной в домашних условиях беременности в период романа с Олегом Стриженовым актриса услышала страшный вердикт от врачей: она бесплодна.

Людмила Марченко в последние годы

Личная жизнь Людмилы Марченко ещё дважды делала крутые повороты. Её третьим мужем стал администратор Москонцерта Виталий Войтенко. Он попытался помочь женщине и нашел пластического хирурга. Но его мастерство оказалось сомнительным. После нескольких операций эффект получился ужасающим.

Тем не менее, любящий муж помог жене найти хоть какое-то применение её талантам. Он организовывал творческие встречи со зрителями. А потом Марченко вместе с Владимиром Высоцким отправилась в гастрольный тур по стране. Но главным вопросом, которым истязали поклонники звезду, был один, которого она боялась больше всего: «Над чем вы сейчас работаете?». И актриса сломалась окончательно. Она начала пить и снова осталась одна.

Людмила Марченко в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»

В 1977-ом и 1980-ом Людмила Марченко мелькнула на экране. Она сыграла в двух эпизодах: в картине «Служебный роман» Эльдар Рязанов дал ей крошечную роль гостьи Самохваловых, а в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» она сыграла провинциальную актрису.

Бывшую звезду ненадолго приютил Театр-студия киноактера. Здесь артистке доверили играть небольшие роли в двух спектаклях. Но начала сказываться травма головы: женщина заметила, что ухудшается слух.

Людмила Марченко с мужем Сергеем Соколовым и сестрой

И всё-таки личное счастье к ней заглянуло ещё раз. Артистка вышла замуж за художника-графика Сергея Соколова. Они прожили вместе 21 год, до самой смерти Сергея. Людмила была его музой. Он боготворил её. Черты Марченко появились во многих его картинах. Их узнавали в его княжне Мери, купринской Олесе и Суламифи.

Соколов приложил максимум сил, чтобы излечить жену от алкоголизма. Каждую весну и на всё лето супруги уезжали в деревню под Тверью, где художник рисовал свои картины, а Людмила копалась в огороде, кормила птиц, читала книги и разговаривала со своими кошками. В одно жаркое лето Сергея не стало. Похоронили его на деревенском кладбище.

Смерть

Через несколько месяцев после ухода мужа не стало и Людмилы Васильевны. Она умерла зимой, 21 января 1997 года, от банального гриппа.

Незадолго до смерти Марченко с нескрываемой горечью призналась, что кинематограф ей ничего не дал. Она умирает в бедности, без детей, с изуродованным лицом и поломанной жизнью. Вытянутый в молодости счастливый билет оказался пустой бумажкой.

Могила Людмилы Марченко

Кажется, актриса, прожив неполных 57 лет, хотела умереть. Она запретила своим родным проведывать её, чтобы те не заразились гриппом. При этом не вызывала врача и не принимала никаких лекарств.

Союз Кинематографистов, когда-то возглавляемый Пырьевым, выделил на похороны актрисы 200 рублей.

Фильмография

  • 1958 – «Добровольцы»
  • 1959 – «Белые ночи»
  • 1959 – «Отчий дом»
  • 1960 – «До будущей весны»
  • 1962 – «Без страха и упрёка»
  • 1962 – «Мой младший брат»
  • 1965 – «Стряпуха»
  • 1967 – «Человек бросает якорь»
  • 1968 – «Разведчики»
  • 1982 – «Кто стучится в дверь ко мне…»

Опубликовано пользователем сайта

Говорят, что…

Она умерла в январе 1997. На её похороны пришли единицы. В тот день провожали великую сильную женщину Тамару Макарову, а о смерти Людмилы Марченко, давно сошедшей с пьедестала, до сих пор не знают даже “друзья”. Родилась 20 июня 1940 г. в селе Архипово – Осиповка Краснодарского края. Окончила ВГИК (1963, мастерская М. Ромма). С 1963 г. – актриса Экспериментального театра-студии пантомимы “Эктемим” под руководством А. Румнева. В кино – с 1958 г., в 1965-1984 гг. – актриса Театра – студии киноактёра. Юное симпатичное личико с чуть вздёрнутым носиком. Такой увидели её кинозрители в 59-м году. Второкурснице ВГИКа Людмиле Марченко было всего 19. Нашли и зажгли эту звездочку классики нашего кино Григорий Козинцев и Иван Пырьев. 58-летний мэтр влюбился в студентку. Люсе казалось это смешным и странным. Она смела ему отказать. Обидчивый гений не простил девчонку. Простодушная и наивная, она даже не понимала, в какие сети попалась. Пырьев преследовал её до конца своих дней. Тень Ивана Александровича следовала за ней и после его смерти. С самого нежного возраста Люду все называли “артисткой”. И когда спрашивали: “Кем будешь?”, она, по-детски шепелявя, отвечала: “Атисткой”. В 135-й московской школе она была примой школьного театра, а в 10-м классе даже режиссёром. Никто и не удивился, что девочка параллельно прошла все отборочные туры в Щепкинском и в Щукинском училищах. Но кто-то из преподавателей посоветовал ей пойти во ВГИК. “Для театральной актрисы у тебя слабоват голосок”, – сказали ей. Она послушалась. Льву Кулиджанову Людмила тоже понравилась: именно такой он представлял свою героиню в “Отчем доме”. Пырьев сразу же предложил дебютантке главную роль в “Белых ночах”. Увидев её милое лицо, он понял, что никаких проб не нужно, что только эта девочка сыграет Настеньку. Жизнь для Люси разворачивалась столь красиво и стремительно, что школьная влюблённость в курсанта Женю Пешкова меркла среди комплиментов и заигрываний кумиров, чьи лица не сходили с экранов. Она видела, что нравится Ивану Александровичу, хотя принимала это за профессиональное любование, к тому же Ивану Александровичу было уже под 60, и он был женат на самой Марине Ладыниной! В “Белых ночах” её партнером стал 31-летний Олег Стриженов, в те годы кумир и любимец женщин. Незаметно для себя Люда в него влюбилась. Не очень афишируя свои отношения (Стриженов был женат на актрисе Марине Стриженовой), влюблённая парочка стала снимать комнату в Демидовском переулке. Совсем скоро Люся поняла, что беременна. – Ни мама, ни я ничего не знали, – вспоминает её сестра Галина Васильевна. – Люда всегда была очень скрытной. Лишь спустя годы она призналась, что Олег вроде и не был против ребенка. Но потом молодые решили, что сейчас это некстати: он не разведён, жить негде, её карьера только начинается. Люда тайно сделала аборт у какой-то бабки, как выяснилось позже, неудачно. В общем, это была её первая и последняя беременность. Не стало ребенка, и любовь вместе с героем – любовником куда-то улетучилась. А Иван Александрович словно ждал такой развязки. Он стал активно её преследовать. Настолько активно, что его вызвали в ЦК партии. Авторитетный седовласый режиссёр, словно не понимая о чём речь, смело, не юля, сказал, что любит девушку, хочет жениться и все эти разбирательства крайне унизительны. Из ЦК он вышел победителем! Но эта девчонка!.. Она никак не шла навстречу. – Мы были так воспитаны, – говорит Галина Васильевна, – что взрослому человеку не могли нагрубить, сказать дерзкое слово. На все домогательства Пырьева (а ведь и для неё он был миф, легенда) Люда уважительно отвечала, что между ними огромная разница в возрасте, она не может стать его женой, потому что он сверстник её дедушке и мама никогда её не поймет. И тогда, не знающий поражений, Пырьев пошёл к 45-летней маме. Бросил оценивающий взгляд на маленькую, нищенскую квартирку, смекнул, что “тёща” должна обрадоваться столь заманчивому предложению, и начал “свататься”. Потенциальная тёща, не испугавшись пырьевского гнева, указала на дверь. – Кем Люда была для него? – задаётся вопросом Галина Васильевна. – Музой, вдохновительницей, ностальгией по молодости? До сих пор мне трудно это понять. Но чем больше она отказывала, тем яростнее он её добивался. Однажды она пришла домой и сказала, что выходит замуж. Это было громом среди ясного неба: ни с кем вроде и не встречалась, никто не обхаживал, ни о каком потенциальном женихе и речи не было. Она назвала его имя – Владимир Вербенко, студент МГИМО. И хоть мама понимала спонтанность её решения, но браку противиться не стала. Прожили они вместе недолго: имя Пырьева, сплетни и пересуды шлейфом тянулись за молодой супружеской парой. Владимиру это не нравилось – семья распалась без слёз и истерик. Однажды Иван Александрович сказал Людмиле: – Строится кооперативный дом. Могу помочь вступить в кооператив. Был ли это его добрый жест или он по-прежнему играл ею, устраивая, в первую очередь, помешение для желаемых свиданий, сказать трудно, но вскоре 23-летняя выпускница ВГИКа въехала в однокомнатную квартиру по улице Черняховского. Теперь Иван Александрович всё чаще стал наведываться в гости с бутылкой водки. Для Людмилы это было началом беды. Однажды, когда Пырьеву никто не открыл дверь, он взломал её. Квартира была пуста. В гневе он крушил и ломал всё, что попадалось под руки. А жила вчерашняя студентка, выложившая все сбережения на кооператив, очень скромно. Соседи-актёры видели буйство своего начальника, но вызвать милицию или хотя бы вмешаться боялись. – Он забрал всю её одежду. Помню, Людмиле в тот день нужно было идти на встречу со зрителями, а у неё осталось одно-единственное платье, в котором она явилась в разорённую квартиру, – вспоминает Галина Васильевна. – По натуре очень спокойная, Люда, в отчаянии крикнула: – Я на вас жаловаться буду! – На ме-е-ня? – по-царски выговорил он. – На меня можно жаловаться только в ДОСААФ! Среди Люсиных друзей был актёр Владимир Гусев. Он и познакомил Людмилу со своим приятелем Валентином Березиным, начальником геологоразведочной партии. Он хорошо играл на гитаре, пел песни, интересно рассказывал о своей романтической профессии, нравился женщинам. Валентин красиво ухаживал за Людой, познакомился с родней невесты. Речь зашла о свадьбе. Пырьев был вне себя от гнева. Вскоре все режиссёры “Мосфильма” получили строгую команду: впредь Гусева не снимать! А Людмила снималась в кино, ездила на гастроли, Валентин – в свои экспедиции. Когда возвращался, со всех сторон слышал шушуканья про Пырьева, его развод с Ладыниной и приставания к Марченко. Это длилось три года, и однажды Валентин взорвался: в приступе ревности он стал избивать жену. Она кричала, звала на помощь. Среди криков люди слышали фамилию “Пырьев”. Когда опомнился, Валентин вызвал “скорую”. И там, не то боясь суда, не то стыдясь своего варварства, он уговорил жену сказать, что она якобы попала в автокатастрофу. Так она и сделала. Врачи видели, что это не транспортная травма, вызвали следователя, но та стояла на своём. Миф, смешанный с именем Пырьева, жил до сих пор. 26-летняя женщина вышла из больницы со шрамами, изуродованным подбородком, изорванными губами. Она уже не была похожа на ту Людмилу Марченко, которую знали и любили зрители. С Валентином они прожили ещё два года. Теперь он даже предложил официально оформить их брак, но она отказалась. А потом “доброжелательница” сказала, что у него есть другая женщина и там растёт ребенок. Люда не кричала и не возмущалась. Она даже виду не подала, что знает об этом. Просто в очередное возвращение из экспедиции молча собрала его вещи и попросила уйти. Навсегда. Это был 68-й год, год смерти Ивана Александровича Пырьева. Людмилу Марченко всё реже приглашали сниматься в кино. А она о себе не напоминала. – Это черта её характера, – говорит Галина Васильевна. – Гордыня ведь великий грех. Я постоянно ей это внушала. Однажды один мой знакомый рассказывал, что в конце жизни, когда Лионелла Скирда женила Пырьева на себе, молодая жена позвонила домработнице и попросила передать Ивану Александровичу, чтобы тот прислал за ней машину. “Всё время что-то ей надо! – пробурчал Пырьев. – Сама доедет. Вот эта, – постучал он тростью по любимой чеканке с профилем курносой девушки, очень похожим на Люсин, – ни-и-когда ничего не попросит”. В тот период в фильмографии Марченко действительно немного работ: “Цыган”, “Разведчики”, маленькие эпизоды. Постепенно она впала в депрессию. Правда, находились сочувствующие, которые шли к ней с бутылкой подбодрить. Может, в этот самый тяжелый период и возник в её жизни мужчина, который изо всех сил попытался спасти её, – Виталий Войтенко, администратор Москонцерта. В 70-е годы пластической хирургии у нас ещё не было, но он нашёл хирурга, который пробовал делать первые операции. – Виталька заплатил огромные деньги, но результат был ужасным. Хуже, чем после “Склифа”, – вздыхает Галина Васильевна. – Пробовали переделать, и опять неудачно. Назначили ещё операцию, но Люда отказалась, она понимала, что наши врачи бессильны. Не падающий духом Виталий предложил вместе ездить с её фильмами на гастроли. И правда, в Людмилиных альбомах куча фотографий, запечатлевших её встречи со зрителями. От Украины до дремучей тайги. На снимках поезда, самолёты, вертолёты, тайга, костры, черноморские пляжи, цветы, объятия, улыбки… Но в один из серых дней она вдруг сказала мужу: “Больше не могу! Не могу больше слышать этот традиционный вопрос: “Над чем вы сейчас работаете?” Стыдно жить старыми заслугами…” Виталий продолжал ездить с концертами, но уже без неё. В 1975-м они расстались. – В Люсе живут два человека: очень добрая, нежная женщина, которая может быть несгибаемо сильной, и слабенький человечек, которым управляют злые духи, – говорил боготворивший её известный художник-иллюстратор Сергей Соколов. Он любил её первую – ту, которая была его музой. В княжне Мери, купринской Олесе и Суламифе – во всех его работах видны её черты. А со второй Сергей решил бороться. Нашёл врача. Люся согласилась на эти сеансы, но потом случайно узнала, что у хвалёной докторши муж – законченный алкоголик, и больше к ней не пошла…Так и жил с ней художник. Двадцать один год любил, страдал, мучился, отступал и снова боролся. Теперь Людмила работала в Театре-студии киноактёра. В театре с каждым годом работы становилось всё меньше и меньше. Марченко была задействована только в двух спектаклях в крошечных ролях. Но актриса ими очень дорожила. Со временем сказалась травма головы: она стала терять слух и ужасно тяготилась этим. В начале перестройки в театре начались сокращения. Администрация тактично напомнила актрисе, что её давно не снимали в кино. Люся расценила это как предложение уйти по собственному желанию. И ушла. Ушла на “Мосфильм” ассистентом режиссёра по актерским кадрам. У актёров с работой было тяжело, а от Люси, как считали они, кое-что зависело, и они дружно пошли к ней с бутылками. Соколов сначала стыдил «заслуженных и народных», потом бесцеремонно стал гнать всех. Но вскоре и этой должности не стало. Сергей Александрович тяжело заболел. Да и сама она была нездорова. Спасала их только дача сестры, Галины Васильевны. Каждую весну они уезжали под Тверь, Соколов писал картины, она читала, разговаривала со своими кошками, кормила птиц, копалась на огороде. В день, когда умер Соколов, было настолько жарко, что его не рискнули везти в Москву, там, в деревне, и похоронили. Наступила длинная-длинная зима, которую Люся никогда не любила. По Москве пополз какой-то страшный грипп… В Люсиной квартире раздался звонок. Трубку взял племянник. Мужской голос спрашивал Люду, Людмилу Васильевну. – Её нет. Она умерла… – сказал Саша. На том конце замолчали. Потом чуть слышно сказали: – Я завтра… Теперь трубку подняла Галина Васильевна. Это был звонок из далёкой юности. Звонил Женя, курсант Женя Пешков. Она его, конечно же, помнила. Теперь полковник, прошедший Афганистан, боевой друг генерала Громова, женатый, имеющий двоих детей… – А где лежит Люся? – неожиданно спросил он. Галина Васильевна объяснила, как на Ваганьковском найти её могилу. Но он не нашел. Позвонил ещё. Она опять объяснила. Потом Галя поняла, почему он не может найти Люсю: на солнце до неузнаваемости выцвела её фотография. Но Женя больше не звонил, а когда позвонил, она, не надеясь на успешные поиски, сразу же выпалила: – Я обязательно заменю фотографию. – Не нужно, – ответил он. – Нет-нет, обязательно, – скорее давая обещание себе, настаивала Галина Васильевна. – Я все уже сделал… Заказал мраморный памятник, теневой портрет… У меня ведь много её фотографий… Вот только не успел посмотреть, как установили… Звоню из больницы. Галина Васильевна поехала на кладбище. На могиле сестры стоял роскошный обелиск. Конечно, ей такой был бы не по карману. А через несколько дней Евгений опять позвонил. Сказал, что и ему, и жене памятник тоже понравился. Вот только умолчал, что жена купила роскошный букет цветов и подарила его Люсе, девочке, которую когда-то любил её муж. Фильмография: 1. Добровольцы – 1958 – девушка Кайтанова-младшего 2. Белые ночи – 1959 – Настенька 3. Отчий дом – 1959 – Таня 4. До будущей весны – 1960 – Вера Николаевна 5. Леон Гаррос ищет друга – 1960 – Маша 6. Дмитро Горицвит – 1961 – Югина 7. Годы девичьи – 1961 8. Без страха и упрёка – 1962 9. Мой младший брат – 1962 – Галка 10. Люди остаются людьми – 1965 11. Стряпуха – 1965 – Таисия 12. Айболит-66 – 1966 – эпизод 13. Туннель – 1966 14. Цыган – 1967 – жена Будулая 15. Разведчики – 1968 16. Человек бросает якорь – 1968 – Нина 17. Дети – 1970 18. Кто стучится в дверь ко мне?.. – 1982

Оставьте свой голос:432 + –>

Талант не умирает – он продолжает жить в творчестве: в ролях, в образах. Именно такими словами хочется начать историю о том, как сложилась жизнь актрисы Людмилы Марченко. Она была восхитительной, чарующей, нежной, но такой несчастной. Ее судьба – «это танго белого мотылька». Трагическое, но дерзкое.

Счастливое начало

Людмила Марченко – актриса, не только обладавшая обворожительной внешностью. Она была очень талантливой, да только в полной мере проявить свой талант ей попросту не дали.

В юности ей завидовали все подружки, а мальчишки невольно заглядывались на хрупкую красавицу. Однако она, с детства лелеющая мечту об актерской карьере, усердно готовилась к выпускным экзаменам. По окончании школы она пошла поступать сразу в несколько театральных вузов. И во все была принята. Люда остановила свой выбор на ВГИКе и спустя два месяца учебы на 1 курсе получила предложение от знаменитого Льва Кулиджанова сняться в “Отчем доме”, на которое, безусловно, ответила согласием.

imageВыход фильма на экран сделал 19-летнюю Людмилу Марченко знаменитой. Армия поклонников увеличилась. Был среди ее ухажеров и Иван Пырьев, являвшийся к тому моменту председателем Союза кинематографистов, директором “Мосфильма”, депутатом Верховного Совета. Влюбившись, как мальчишка, маститый режиссер утвердил Людмилу на роль Настеньки в фильме «Белые ночи». Он был уверен, что, будучи безмерно благодарной, молоденькая неопытная актриса согласится на многое…

image

Настойчивость или одержимость?

Пырьев стал частым гостем квартиры в Демидовском переулке, которую снял для Людмилы. Всеми своими поступками он демонстрировал, что является хозяином не только жилья, но и самой квартирантки. Поняв это, Л. Марченко переехала жить к родным (маме и сестре). Но и это не остановило настойчивого режиссера. Людмила Марченко – актриса начинающая – очень боялась вызвать гнев своего высокопоставленного начальника. Поэтому не отвечала ни «да», ни «нет», надеясь, что его увлеченность пройдет. Но не тут было. Настойчивость Пырьева постепенно переросла в одержимость. Он уже не от кого не скрывал своих чувств к молоденькой актрисе, а ее все больше подпаивал в шумных компаниях, надеясь, что под воздействием алкоголя она наконец-то сдастся. Люда понимала, что ситуация накаляется. Все знакомые наперебой советовали согласиться на притязания Пырьева, ведь он слыл жестоким и злопамятным и при желании мог испортить Людмиле жизнь. Но Марченко не смогла переступить через отвращение, ведь Иван Пырьев был ровесником ее дедушки, да еще и мужем любимой актрисы Люды, Марины Ладыниной.

imageДаже представители ЦК партии не могли повлиять на упрямого режиссера. Он заявил, что эта девушка стала его последней любовью и работать без нее он просто не сможет. После этого уже никто не мог на него воздействовать.

Отказ Людмилы вызвал в нем такой взрыв эмоций, что он всерьез решил испортить Людмиле жизнь.

Первое замужество

Марченко Людмила – актриса, безусловно, выдающаяся, осталась почти без работы, ведь без «повеления» Ивана Пырьева пригласить ее сниматься никто не смел.

Вскоре она вышла замуж. Ее муж, студент МГИМО, Владимир Вербенко, жену любил, но ревновал безумно. А слухи о влюбленном режиссере, ходившие по всей Москве, еще больше распаляли его. Он не пускал ее на работу. Устраивал жуткие сцены, скандалы.

imageНе испугавшись гнева высокопоставленного начальства, Александр Зархи предложил Л. Марченко роль в картине «Мой младший брат». Съемки проходили в Прибалтике. Пырьев, все еще надеявшийся на то, что Люда передумает, периодически появлялся на площадке, как бы напоминая, что ее жизнь в его руках. Приезжал иногда и муж. Однажды они столкнулись, и Владимир Вербенко, неправильно расценив присутствие Пырьева, собрал вещи и ушел от жены.

Несостоявшаяся Наташа Ростова

Пырьев выбил для Людмилы кооперативную квартиру в доме, построенном специально для актеров. Он стал часто наведываться к ней, продолжая уговаривать на замужество с ним. Именно в это время Пырьев пишет сценарий «Войны и мира». Людмиле он обещал роль Наташи Ростовой. Получив очередной отказ, он передал работу над сценарием Бондарчуку.

image

Новая любовь и новая боль

Вскоре произошло знакомство Людмилы с Валентином Березиным. Он занимал высокий пост в геологоразведочной партии, был вполне обеспеченным человеком. Став его гражданской женой, Людмила Марченко, актриса, еще мечтавшая о банальном женском счастье, даже представить не могла, какую роковую роль сыграет этот мужчина в ее судьбе.

Зная многих представителей московской богемы, Березин частенько слышал сплетни о его жене и знаменитом режиссере. Будучи человеком подозрительным и неуравновешенным, он не понимал, что большинство слухов в ходе обсуждения обрастало несуществующими подробностями. Он стал устраивать внезапные проверки, допросы. Однажды, наслушавшись «грязных» разговоров, он сорвался и набросился на Людмилу. Он не просто ее избил, он покалечил и изуродовал, причем не только здоровье, но и жизнь.

Когда агрессия отступила, он отвез ее в больницу, умолчав, что сам натворил такое. Березин придумал легенду, что она попала в ДТП. Как ни странно, но Людмила подтвердила эту версию, но все понимали, что это зверство рук самого Березина.

Чужой ребенок

Врачи смогли спасти Людмилу, но ее лицо, изуродованное жестоким ревнивцем, теперь навсегда покрывали шрамы. Испуганный Валентин старался все время находиться рядом с женой, боясь, что она может кому-нибудь рассказать об истинных обстоятельствах случившегося. Делал вид, что сильно жалеет о своем поступке, просил прощения. И она простила.

Но ее ждало новое потрясение. В 1968 году Людмила узнает, что у Березина есть другая семья, подрастает ребенок. Этого предательства она, простившая физическое насилие, вынести не смогла. Она собрала вещи гражданского мужа и выгнала его. Возможно, ей было так больно, потому что у нее самой не могло быть детей.

Свою боль актриса Людмила Марченко, личная жизнь которой приносила ей только несчастья, стала заглушать выпивкой.

image

Депрессия

Одиночество и забвение совсем подкосило моральное состояние актрисы. Изуродованная и больная, она никому не была нужна. Она стала много пить.

Ей помог Виталий Войтенко, администратор Москонцерта. Он смог вытащить ее из депрессии, организовал концерты по стране. Она ездила по городам Советского Союза, но в каждом зале ловила во взглядах зрителей не восхищение, а жалость. Потом последовал срыв, она отказалась продолжать поездки, ведь каждый раз ей задавали один и тот же вопрос: «Над чем Вы сейчас работаете? Где Вы сейчас снимаетесь?». А ответить было нечего.

Снова последовала депрессия, в которой было много алкоголя, боли и слез.

image

За каменной стеной

Вскоре (в этом же 1975 году) актриса Марченко Людмила, биография которой полна трагических и грустных событий, познакомилась с Сергеем Соколовым. Он тоже был человеком творческим, прославился как талантливый художник-график. Сергей влюбился в Людмилу. Чувства были взаимными. Спустя некоторое время они поженились. Теперь бывшая актриса стала домохозяйкой. Она прекрасно справлялась с обязанностями хранительницы семейного очага: держала в порядке дом, готовила воскресные обеды… Впервые в жизни Людмила была за мужем, как за каменной стеной. Нельзя сказать, что она была абсолютно счастлива. Ей не хватало театра, кино, зрителей. Она хотела проявить себя в работе, но люди, повстречавшиеся ей на жизненном пути, сломали ее судьбу.

В июле 1996 года у мужа Л. Марченко, художника Сергея Соколова, случился сердечный приступ, после которого последовала скоропостижная смерть. Это событие потрясло его жену. Она не могла представить свою дальнейшую жизнь в одиночестве. Успокоение она опять пыталась найти в спиртном.

Актриса Людмила Марченко (фото в статье) пережила Сергея Соколова ровно на шесть месяцев. То ли увлечение алкоголя подкосило и без того слабое здоровье, то ли одиночество и тоска по единственному, по-настоящему любившему ее мужчине сократили ее дни. Как бы то ни было, 23 января 1997 года ушла из жизни восхитительная, несправедливо забытая Марченко Людмила. Актриса, причина смерти которой, – банальный грипп. Она намеренно запустила болезнь, не принимала лекарств, а родственников просила не приезжать, чтобы, якобы, не заразились простудой. Она не представляла свою жизнь в одиночестве, она не видела в ней смысла. Она ушла тихо и незаметно. Проститься с когда-то известной актрисой пришли всего несколько человек.

Звонок из прошлого

Спустя некоторое время раздался телефонный звонок в квартире, где раньше жила Людмила Марченко, актриса, отвергшая знаменитого поклонника и поплатившаяся за это собственным счастьем. Трубку поднял племянник Людмилы Васильевны. Это звонил друг юности Л. Марченко, Евгений Пешков. Он не видел Людмилу почти полвека и не знал, что ее уже нет в живых. Сестра актрисы, взявшая трубку у сына, конечно же, помнила курсанта Женю Пешкова, который в далекой юности был влюблен в ее сестру Люсю. Теперь же полковник, прошедший войну в Афганистане, женатый, имеющий двоих детей… Узнав, о том, что Людмила Васильевна умерла, он спросил у сестры, где она похоронена. Галина Васильевна объяснила, где на Ваганьковском кладбище расположена могила. А когда Пешков позвонил вновь и сообщил, что не смог найти могилку, объяснила вновь. Только спустя несколько дней Галина Васильевна поняла, что из-за выцветшей на солнце фотографии узнать Людмилу на ней было невозможно. Тогда она сама отыскала телефон полковника и позвонила. Оказалось, что он все же смог отыскать место захоронения Л. Марченко. Мало того, он и его жена заказали мраморный памятник и теневой портрет. Конечно же, у Галины Васильевны не было материальной возможности сделать это.

Хочется верить, что все-таки остались люди, как и полковник Евгений Пешков, не забывшие, какой талантливой личностью была Марченко Людмила. Актриса, могила которой расположена на 25 участке Ваганьковского кладбища, навсегда останется в памяти сильной, непоколебимой и принципиальной женщиной, которая прожила не слишком долгую, не слишком счастливую, но зато честную жизнь.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий