Стефан Цвейг биография

Биография

Стефан Цвейг – австрийский писатель, автор новелл «24 часа из жизни женщины» и «Письмо незнакомки». У владельца текстильной фабрики в Вене Морица Цвейга в ноябре 1881 года родился наследник, которого назвали Стефаном. Воспитанием ребенка занималась мать по имени Ида Бреттауэр. Женщина происходила из семьи банкиров. Период детства практически не изучен биографами Стефана Цвейга.

image
Портрет Стефана Цвейга

В это же время молодое дарование создает сборник стихов, который назвал «Серебряные струны». Влияние на творчество Стефана Цвейга в этот период оказывал Гуго фон Гофмансталь и Райнер Мария Рильке. С поэтом Рильке у Стефана завязалась дружеская переписка. Мужчины обменивались собственными сочинениями и писали отзывы на работы.

image
Стефан Цвейг в молодости

Учеба в Венском университете подошла к концу, началось большое путешествие Стефана Цвейга. За 13 лет автор «Письма незнакомки» посетил Лондон и Париж, Италию и Испанию, США и Кубу, Индию и Индокитай, Панаму и Швейцарию. Постоянным местом жительства молодой поэт выбрал Зальцбург.

Окончив Венский университет, Цвейг отправился в Лондон и Париж (1905), затем путешествовал по Италии и Испании (1906), посетил Индию, Индокитай, США, Кубу, Панаму (1912). Последние годы Первой мировой войны жил в Швейцарии (1917—1918), а после войны поселился близ Зальцбурга.

Литература

После переезда в Зальцбург Стефан Цвейг сел за создание новеллы под названием «Письмо незнакомки». Эта работа произвела впечатление на читателей и критиков того времени. Автор рассказывает удивительную историю о незнакомке и писателе. Девушка отправила письмо, в котором поведала о всепоглощающей любви и перипетиях судьбы, пересечениях дорожек главных героев.

Первая встреча писателя и незнакомки произошла, когда девушке исполнилось 13 лет. Романист проживал по соседству. Вскоре случился переезд, из-за которого девочке-подростку приходилось страдать в гордом одиночестве, не видя любимого человека. Долгожданное возвращение в Вену позволило незнакомке вновь окунуться в романтический мир.

Писатель Стефан Цвейг

Неожиданно леди узнает о беременности, но об этом важном событии отцу ребенка неизвестно. Очередная встреча с возлюбленным произошла уже через 11 лет, но писатель так и не признал в женщине ту единственную, роман с которой длился три дня. Незнакомка решилась написать письмо единственному мужчине, о котором дама думала всю жизнь, уже после гибели ребенка. Проникновенная история, трогающая за душу самого черствого человека, легла в основу фильмов.

Цвейг обладает невероятным мастерством, которое раскрывается постепенно. Но пик карьеры пришелся на выход новелл «Амок», «Смятение чувств», «Мендель-букинист», «Шахматная новелла», «Звездные часы человечества», то есть на период с 1922 по 1941 годы. Что же в словах и предложениях автора такого, что тысячи людей в довоенные времена с удовольствием листали томики с произведениями Цвейга?

Все, без исключения, считали, что необычность сюжетов дают возможность размышлять, задумываться над происходящим, над тем, какой иногда бывает несправедливой судьба по отношению к простым людям. Стефан считал, что человеческое сердце невозможно защитить, но оно способно заставить идти на подвиги.

Книги Стефана Цвейга

Новеллы Цвейга разительно отличались от работ современников. Долгие годы Стефан работал над собственной моделью произведения. За основу автор брал путешествия, которые становились то утомительными, то приключенческими, то опасными.

Происшествия с героями у Цвейга происходили не в дороге, а во время остановок. По мнению Стефана, для судьбоносного момента не нужны дни и месяцы, достаточно несколько минут или часов.

Писать романы Цвейг не любил, так как не понимал жанр и не был способен уместить в событие в пространственное повествование. Но среди работ писателя присутствуют книги, выполненные в этом стиле. Это «Нетерпение сердца» и «Угар преображения». Последний роман автор не закончил из-за гибели. Впервые это творение увидело свет в 1982 году, а перевели на русский язык только в 1985 году.

Книги Стефана Цвейга

Время от времени Стефан Цвейг предпочитал отдавать всего себя созданию биографий современников и исторических героев. Среди них Жозеф Фуше, Мария Стюарт, Фернан Магеллан, Эразм Роттердамский. Эти работы представляли интерес для литераторов, так как Цвейг для сюжета брал официальные бумаги, но иногда автору приходилось включать фантазию и психологическое мышление.

В работе под названием «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» писатель показал близкие своему «я» чувства и эмоции. Автору нравилась позиция Эразма о гражданине мира. Описываемый ученый предпочитал жить обычной жизнью. Мужчине оказались чужды высокие должности и другие привилегии. Роттердамскому не нравилась светская жизнь. Главной целью жизни ученого оказалась независимость.

Стефан Цвейг показал Эразма как порицателя невежд и фанатиков. Представитель эпохи Возрождения выступал противником разжигателей розни между людьми. Европа превратилась в кровавое побоище на фоне возрастающей межнациональной и межклассовой розни. Но Цвейг предпочел показать события с другой стороны.

Стефан Цвейг в военной форме

В концепции Стефана присутствовала идея, что Эразм ощущал внутреннюю трагедию из-за невозможности предотвратить происходящее. Цвейг поддерживал Роттердамского и верил, что первая мировая война – лишь недоразумение, которое никогда не повторится. Стефан с Анри Барбюсом и Роменом Ролланом пытались добиться этого, но спасти мир от войны друзьям не удалось. Во время создания книги об Эразме в доме писателя проходил обыск, за которым стояли немецкие власти.

О книге «Мария Стюарт», которая была написана в 1935 году, Стефан заявлял, как о романизированной биографии. Цвейг изучил многочисленные письма, написанные Марией Стюарт к английской королеве. Ненависть на расстоянии – так можно описать отношения двух коронованных особ.

Новелла «24 часа из жизни женщины» появилась в 1927 году. Через четыре года книгу экранизировал режиссер Роберт Ланд. Современные кинематографисты оценили новеллу и представили свой вариант. Новый фильм вышел на экраны в 2002 году.

Стефан Цвейг

Стефан Цвейг познакомился с русской литературой в гимназии. Писатель влюбился с первого взгляда в труды классиков. Главным достижением автор новелл и романов считает перевод сборника сочинений на русский язык.

Максим Горький считал Цвейга первоклассным художником, среди талантов которого присутствует дар мыслителя. Русский писатель заявлял, что Стефан может передать всю гамму переживаний обычного человека.

Впервые Цвейг посетил Советский Союз в 1928 году. Визит был связан с празднованием 100 лет со дня рождения Льва Толстого. В России Стефан познакомился с Владимиром Лидиным и Константином Фединым. Вскоре мнение Цвейга о Советском Союзе поменялось. Недовольство высказывал писатель Ромену Роллану. Автор новелл сравнивал растреляных ветеранов Революции с бешеными собаками. По мнению Стефана, такое обращение с людьми недопустимо.

Личная жизнь

Первой супругой Стефана Цвейга стала Фридерика Мария фон Винтерниц. Бракосочетание молодых людей состоялось в 1920 году. 

Стефан Цвейг и его жена

Спустя 18 лет брака Фридерика и Стефан оформили развод. Прошел год и в паспорте писателя появился новый штамп о заключении союза с секретаршей Шарлоттой Альтман.

Смерть

Еще в 1934 году Цвейг вынужден уехать из Австрии из-за прихода ко власти Гитлера. Новый дом Стефан обустроил в Лондоне. Через 6 лет Цвейг с супругой отправились в Нью-Йорк. Надолго останавливаться в городе небоскребов писатель не планировал. Молодые люди поехали в Петрополис, что находится в пригороде Рио-де-Жанейро.

Жизнь вдали родины и отсутствие мира во всем мире ввергали Стефан Цвейга в депрессию. Разочарование привело писателя к самоубийству. С женой автор новелл принял смертельную дозу лекарственных препаратов. Супругов нашли мертвыми. Они держались за руки.

Позже в доме, где смерть настигла Стефана Цвейга, организовали музей. А в Австрии к вековой годовщине появилась почтовая марка в честь писателя.

Цитаты

Нет ничего более ужасного, чем одиночество среди людей.

Человек ощущает смысл и цель собственной жизни, лишь тогда, когда сознаёт, что нужен другим.

Сердце умеет забывать легко и быстро, если хочет забыть.

Если бы все мы знали всё то, что говорится обо всех нас, никто ни с кем не разговаривал бы.

Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.

Библиография

  • 1901 – «Серебряные струны»
  • 1911 – «Гувернантка»
  • 1912 – «Дом у моря»
  • 1919 – «Три мастера: Диккенс, Бальзак, Достоевский»
  • 1922 – «Амок»
  • 1922 – «Письмо незнакомки»
  • 1926 – «Незримая коллекция»
  • 1927 – «24 часа из жизни женщины»
  • 1942 – «Шахматная новелла»

Стефан Цвейг./ Фото: histnote.ru Его стихами, гармонично звучащими под музыку Штрауса, восхищался Рильке. Над его новеллами проливали слезы тысячи женщин. Его проза приводила в восторг Роллана и Герцля. Казалось, судьба благоволит к нему. Но начавшаяся война испортила всё: пацифист Цвейг бежал в тихий Зальцбург и оказался и изоляции. Да ещё судьба сыграла с ним злую шутку – его соседом оказался Адольф Гитлер, правда, тогда его ещё никто не знал.

Серебряные струны

Стефан Цвейг и его пророческие слова./ Фото: detik.bidСтефан Цвейг родился в столице Австрии в семье богатого фабриканта. Его дед по материнской линии был известным банкиром. Мальчик с детства гордился своим происхождением и ни в чем не знал отказа. Позже, уже став известным писателем, он утверждал, что детских воспоминаний у него нет. Эти годы прошли, как и у всех детей европейской интеллигенции. В 19 лет Цвейг окончил гимназию и поступил в Венский Университет. Здесь он всерьез увлекся философией и по окончании учебного заведения уже имел докторскую степень. Стефан и Фредерика./ Фото: izbrannoe.comМолодой человек не прекращал заниматься поэтическим творчеством, и сам спонсировал выход своего первого сборника стихов “Серебряные струны” в 1901 году. Этот сборник имел большой успех в Австрии, критики отзывались о нем весьма благодушно. Несколько стихотворений были положены на музыку Иоганном Штраусом. Стефан отправил первый экземпляр сборника Райнеру Рильке, известному тогда поэту-модернисту. В знак признательности и уважения к таланту молодого дарования Рильке прислал Цвейгу свои сочинения. Так началась дружба двух единомышленников, которая длилась много лет.

В поисках истины

Стефан Цвейг: более 10 лет в путешествии./ Фото: listelist.comПо окончании Университета Стефан отправился в путешествие по миру, которое продлилось более десяти лет. К тому времени его взгляды на жизнь значительно изменились. Если раньше в людях на первое место он ставил происхождение, то теперь Цвейг понял, что это не самое главное. Переоценка жизненных ценностей повлекла за собой желание найти смысл человеческого бытия. Длительное путешествие по разным странам принесло несказанный творческий опыт, который повлиял на новеллистику писателя. В перерывах между странствиями Цвейг создавал произведения совершенно нового типа. События его новелл происходят, чаще всего, во время опасных, но увлекательных путешествий, где на первый план выходят человеческие качества. Цвейг в своём загородном доме./ Фото: ucrazy.ruВ драматический момент жизни герой Цвейга произносит монолог, который становится пиком каждого рассказа. И столько в этих словах человеческой мудрости, страсти, способности к самопожертвованию, что читатель чувствует себя участником происходящего. Позади остались Франция, Англия, Италия, Испания, Америка, Куба, Индокитай, Панама и Индия и тринадцать лет скитаний по миру в поисках истины. А истина заключалась в том, что за это время Цвейг сформировался как опытный аналитик исторических документов, знаток человеческой психологии и мастер слова. Все это он виртуозно сочетал в своих новеллах.

Крушение идеалов

Стефан и Шарлотта./ Фото: huffingtonpost.frДо Второй Мировой войны жизнь писателя складывалась довольно успешно. Он женился на аристократке, которая стала его верным союзником на долгие восемнадцать лет. Они познакомились по переписке и за короткое время стали духовно близки друг другу. Хотя их брак не был образцом супружеской верности со стороны Стефана, Фредерика всегда проявляла женскую мудрость и ангельское терпение. Она была хорошим советчиком мужу и сама много писала и печаталась. Семья переселилась в Зальцбург, подальше от войны. По иронии судьбы их соседом оказался тогда еще не очень известный Адольф Гитлер. Значительно позже, когда этот человек возглавит немецкий фашизм, здесь будет резиденция фюрера, а домик писателя разгромят. В уединении и тиши Цвейг хотел найти идеальное место для работы, но жизнь повернулась иначе. Здесь, в живописном месте Австрии он познал лишь голод и холод. Шарлотта помогает Мастеру./ Фото: goodreads.comРазочарование в идеалах отнюдь не способствовало его творчеству. Если раньше Стефан скрупулезно изучал исторические факты, дневники и рукописи великих людей, то теперь он был доведен до нищеты, которая отнимала последние силы. К тому же и в личной жизни писателя произошли изменения. Жена Цвейга застала его с секретаршей, занимавшихся в его кабинете далеко не корректировкой новелл. За этим последовал развод, и Стефан с молодой возлюбленной Шарлоттой уехал в предместье Рио-де-Жанейро. Одна из книг Цвейга./ Фото: games.reocities.comНовая жена была безликой и молчаливой, поклонялась писателю, словно божеству, смотрела на него восторженными глазами. Была преданным человеком, но духовно далеким. Все чаще Цвейг чувствовал себя разбитым и потерянным. Его убеждения рушились, моральные ориентиры были потеряны. Огнем жгла тоска по семье и родным местам. Воспоминания о счастливом прошлом приносили нестерпимую боль. Он с горечью наблюдал, как фашистская коричневая чума уродует мир и насаждает свою идеологию. Трагическое фото./ Фото: booltun.suВ письмах бывшей жене Цвейг признавался, что его разочарование в жизни достигло предела, и работает он вполсилы, да и то по привычке. В таком состоянии возможно написать только депрессивные романы, а это – моральное преступление для творческого человека. Все чаще он жаловался Фредерике, что устал от жизни, а прошлого уже не вернуть. Именно тогда и родилась его крылатая фраза о том, что смысл жизни – это когда человек осознает, что необходим другим. Так в феврале 1942 года Стефан и Шарлотта Цвейг, приняв смертельную дозу снотворного, оставили этот мир, принесший им страдания и отчаяние. Их нашли на следующее утро держащимися за руки и уснувшими навсегда. БОНУС Этот многоликий Цвейг./ Фото: newyorker.com

Огромный интерес вызывает и ещё одна личность – гениальный художник Леонид Пастернак, оставшийся в тени всемирно известного сына.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

22 февраля 2022, 13:10 Культура

Биография Стефана Цвейга, по чьим рассказам сняли «Отель «Гранд Будапешт»

close 100%

Стефан Цвейг (1881-1942)

Imagno/Getty Images Писатель Стефан Цвейг скончался 80 лет назад — 22 февраля 1942 года в бразильском Рио-де-Жанейро. В возрасте 60 лет он совершил совместное самоубийство со своей супругой. «Газета.Ru» рассказывает о последних годах жизни Цвейга, его поездке в СССР, дружбе с Максимом Горьким и тоске из-за войны, которая привела писателя к депрессии.

Ранние годы

Австрийский писатель-новеллист родился 28 ноября 1881 года в Вене в богатой еврейской семье. Сам он делил свою жизнь на два периода — довоенный, когда жилось «беззаботно и легко», и послевоенный.

«Родившись в зажиточной буржуазной семье в Вене, я с нетерпением учился в средней школе, с радостью — в университете. В эти годы я начал писать стихи, выпустил одну, а за ней и вторую книжки», — написал Цвейг в мемуарах «Взгляд в зеркало моей жизни».

Во время учебы в Венском университете он за собственные деньги выпустил первый сборник стихотворений «Серебряные струны» (1901). Книга была написана под влиянием одного из самых значимых модернистов XX века Райнера Рильке, которому Цвейг рискнул отправить свои стихи. В ответ Рильке прислал ему собственную книгу — так между авторами завязалась дружба.

В 1904 году Цвейг получил докторскую степень по философии и отправился путешествовать. Он побывал в Париже, Лондоне, Флоренции, Берлине, Риме, а также ездил по Испании, Шотландии, Индии, Китаю, Африке, Северной Америке и Кубе. Писатель отмечал, что в тот период испытывал «равнодушие к собственному творчеству», которое дало возможность отдаться изучению произведений других авторов.

Он легко заводил знакомства и дружил с Эрихом Ремарком, , Бертольд Брехтом, , , Роменом Ролланом и другими знаменитостями.

До войны Цвейг успел написать стихотворный сборник «Ранние венки» (1906), цикл «Первые переживания: четыре новеллы из страны детства» (1911) и трагедию «Дом у моря» (1912).

close 100%

Стефан Цвейг

AP

Война в жизни Цвейга

В годы Первой мировой войны Цвейг опубликовал очерк о Ромене Роллане, а также посвятил эссе Максиму Горькому, , Марселю Прусту и Йозефу Роту. В 1918 году он написал поэму «Иеремия», которую назвал своим «протестом против кровавых событий». Писатель отметил, что к этой книге отнеслись с «некоторой несправедливостью» — из-за цензуры ее напечатали только в нейтральном Цюрихе. После окончания войны Цвейгу пришлось «выстраивать свой мир заново», потому что многое из прежней жизни было утеряно.

«Утеряны легкость прежних времен, шутливая легкость, с которой давалось творчество, с которой без устали и напряжения делались путешествия из одной части света в другую; утеряны были еще и некоторые внешние вещи — деньги, материальная беззаботность», — объяснил Цвейг.

При этом у него остались несколько ценных друзей, опыт, страстная любовь к знаниям, смелость и чувство ответственности за свою жизнь. По словам Цвейга, это было достаточным багажом для того, чтобы «начинать жизнь сначала».

Послевоенный период

В 1918 году Цвейг переехал в Зальцбург, женился на Фридерике Марии фон Винтерниц и принялся за планомерную работу. Он поставил перед собой задачу написать два больших цикла из нескольких томов, которые выходили бы параллельно, освещая «зарождение и развитие отдельных представителей человеческого гения».

Том «Три мастера» он посвятил Оноре де Бальзаку, и , «Борьба с демоном» — Фридриху Гельдерлину, и Генриху фон Клейсту, «Три певца своей жизни» — Джакомо Казанове, Стендалю и Льву Толстому, «Психика и врачевание» — Францу Антону Месмеру, Мэри Бекер-Эдди и .

Знаменитым на весь мир Цвейга сделали новеллы «Амок» (1922), «Смятение чувств» (1927), «Мендель-букинист» (1929), цикл «Звездные часы человечества» (1927), «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» (1934) и «Шахматная новелла» (1941). В 1935 году писатель закончил книгу «Мария Стюарт» о судьбе королевы Шотландии и Франции.

По мотивам произведений автора впоследствии были сняты фильмы «Отель «Гранд Будапешт», «Кларисса», «Письмо незнакомки», «Смятение чувств», «Королевская игра» и многие другие.

Поездка в СССР

После войны Цвейг путешествовал по Европе и Америке, но особенно «волнующей и поучительной» назвал поездку в «новую Россию». Он подчеркнул, что из-за деятельности большевиков эта страна стала для него «самой притягательной».

«Не имея точных сведений, одни безудержно восхищались ею, другие — питали к ней столь же фанатичную вражду, — написал Цвейг. — Никто достоверно не знал — из-за пропаганды и бешеной контрпропаганды, — что там происходило. Однако было ясно, что там затеяли нечто совершенно новое, нечто такое, что может повлиять на судьбы всего будущего мира».

Долгие годы он был наиболее популярным и издаваемым австрийским писателем в СССР. Весной 1928 года Цвейг получил приглашение выступить на праздновании столетнего юбилея рождения в качестве представителя литераторов из Австрии. По словам писателя, он впервые ехал на поезде по русской земле и не чувствовал ее чужой благодаря произведениям отечественных авторов. Во время поездки Цвейг встретился с , , Владимиром Лидиным, а также посетил Ясную поляну и могилу Толстого.

«Две недели пробыл я в России, не переставая ощущать этот внутренний подъем, этот легкий туман духовного опьянения. Но что же, что вызвало такое волнение? Вскоре я понял: дело было в людях и в порывистой сердечности, которую они излучали», — отметил Цвейг.

Самым ценным событием этой поездки писатель назвал первую встречу с Максимом Горьким. Позднее они увиделись в Сорренто, куда Горький приезжал на лечение. Несмотря на любовь к русской культуре, в 1936 году Цвейг отправил писателю Ромену Роллану письмо с критикой советского строя.

close 100%

Стефан Цвейг

ullstein bild/Getty Images

Последние годы

За несколько лет до смерти Цвейг пребывал в депрессии из-за приближения Второй мировой войны. Его последней книгой стали мемуары «Вчерашний мир». Незадолго до оккупации Австрии гитлеровцами Цвейг переехал из Зальцбурга в Лондон. Там он женился на молодой, но страдающей астмой секретарше Шарлотте Альтманн. В 1940 году они отправились в Латинскую Америку, затем — в США, а вскоре семья решила поселиться в небольшом бразильском городе Петрополис.

«Самая священная задача, которой я всей силой своей убежденности служил в течение 40 лет — мирное единение Европы, — оказалась неразрешимой, — писал в мемуарах Цвейг. — То, чего я страшился больше, чем собственной смерти, — война всех против всех была развязана вторично. И тот, кто целую жизнь страстно стремился к духовному и человеческому единению, ощутил себя в этот час, как никакой другой требовавший несокрушимого единства, из-за этой неожиданной изолированности бесполезным и одиноким, как никогда в своей жизни».

Постепенно теряя связь с друзьями из Европы, Цвейг почувствовал пустоту. Он старался отвлечься от переживаний с помощью работы: опубликовал неудачную книгу «Бразилия — страна будущего» и сидел над биографией Бальзака, которую писал уже около 30 лет.

Писатель напряженно следил за борьбой СССР с гитлеровской Германией и с большим теплом рассказывал в мемуарах о своей поездке в Советский Союз. Понимая, что в мире действуют новые социальные факторы, Цвейг не мог вырваться из круга идей буржуазного либерализма.

Последние месяцы жизни Цвейг провел в глубокой депрессии. Он чувствовал себя одиноким, не мог найти никого, с кем можно было бы поговорить, пропускал культурные мероприятия. По сравнению с роскошью, к которой он привык на своей вилле в Зальцбурге, дом в Петрополисе казался маленьким сарайчиком. Мебель была простой, и для каждого приема ванны приходилось с большим трудом нагревать воду. Кроме того, к 1942 году Цвейгу пришлось вырвать все зубы.

22 февраля 1942 года писатель принял решение уйти из жизни. Это произошло на следующий день после карнавала в Рио-де Жанейро.

«Хочу выполнить последнюю обязанность — сердечно поблагодарить эту замечательную страну Бразилию, которая оказала мне радушный прием и предоставила для моей работы такие хорошие условия. С каждым днем я все больше и больше учился любить эту страну и нигде не смог бы так основательно заново перестроить свою жизнь после того, как мир моего языка стал потерянным для меня, и моя духовная родина — Европа — самоуничтожилась, — писал Цвейг незадолго до этого. —

В моей жизни высшей ценностью на Земле являлась духовная работа, постоянная радость и личная свобода. Я приветствую всех моих друзей. Может быть, они смогут после долгой ночи увидеть рассвет».

Его жена испытывала схожие переживания. Супруги покончили с собой в один день. Их тела были найдены 23 февраля на двух узких диванах, которые они сдвинули вместе, чтобы получилась двуспальная кровать. Стефана и Шарлотту Цвейг похоронили в бывшей летней резиденции бразильских императоров в Петрополисе.

По мнению Ремарка, если бы они могли «излить кому-нибудь душу хотя бы по телефону, несчастья, возможно, не произошло бы. Но Цвейг оказался на чужбине среди чужих людей».

28 Ноября 1881 – 22 Февраля 1942 гг. (60 лет) 4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 148.

Стефан Цвейг (1881–1942) — австрийский писатель, драматург, журналист, литературный критик. Приобрёл мировую известность прежде всего как автор новел и художественных биографий. Стефан Цвейг, биография которого будет полезна при изучении литературы, полна драматических событий. Интересные факты из жизни и творчества писателя позволят лучше понять его личность, самостоятельно составить исторический портрет.

Ранние годы

Будущий писатель появился на свет 28 ноября 1881 года в Вене в богатом еврейском семействе. Отец мальчика владел текстильной фабрикой, а мать была дочерью влиятельного еврейского банкира.

О детских годах Цвейга известно очень мало, сам писатель подчёркивал, что оно было ничем не примечательным периодом в его жизни. Будучи отпрыском еврейских интеллигентов, он получил прекрасное домашнее образование, после чего продолжил обучение в гимназии.

В 1900 году Стефан поступил в Венский университет, где изучал философию. Спустя 4 года получил докторскую степень.

Литературная карьера

Ещё во время учёбы, в 1901 году, Цвейг опубликовал дебютный сборник стихов под названием «Серебряные струны». Первые произведения Стефана были написаны под влиянием известного поэта-модерниста Райнера Рильке. Цвейг отправил Рильке свой сборник, тот прислал в ответ свою книгу. Так между двумя поэтами завязалась дружба, которая продлилась четверть века.

По окончании учёбы Цвейг отправился путешествовать. За 8 лет странствий он исколесил почти всю Европу, побывал в Индии, США, Кубе, Панаме. Некоторое время жил в Швейцарии, после чего обосновался в Австрии.

При изучении краткой биографии Стефана Цвейга стоит отметить, что в годы Первой мировой войны он работал служащим архива Министерства обороны. В этот период на него большое влияние оказал французский писатель и общественный деятель Ромен Роллан, которого Цвейг называл «совестью Европы». Свободный доступ к военным документам и влияние Роллана сделали из Цвейга убеждённого пацифиста. Он написал немало статей, пьес и новелл антивоенной тематики. Но главными его работами в этот период стали эссе об известных личностях, среди которых были Роллан, Пруст, Манн, Горький и другие.

Новеллистика Цвейга

В 1920–1930 гг. Стефан Цвейг работал над биографиями известных людей, которые в дальнейшем были объединены в цикл под названием «Строители мира». Одновременно с этим Цвейг занялся написанием новелл, благодаря которым приобрёл мировую известность.

Стефан Цвейг выстраивал новеллы по собственной модели, которая в дальнейшем стала отличительной чертой его творчества. В основе его новелл неизменно лежат путешествия: опасные, захватывающие, утомительные, выматывающие. Все важные происшествия с героями произведений происходят или во время путешествий, или во время остановок в пути. По мнению писателя, судьбоносные события могут произойти с человеком в самый неожиданный момент и занять всего несколько минут.

Новеллы «Амок», «Смятение чувств», «Мендель-букинист», «Шахматная новелла», а также цикл исторических новелл «Звёздные часы человечества» принесли Цвейгу мировую известность. Его произведения были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык.

Стефан Цвейг не любил писать романы, поскольку не понимал этот литературный жанр. Лишь дважды он сделал попытки создать масштабную картину человеческих судеб. Это были романы «Нетерпение сердца» и «Угар преображения», причём последний был так и не дописан из-за смерти писателя.

Личная жизнь

В 1920 году Стефан Цвейг связал себя узами брака с Фридерикой Марией фон Винтерниц, у которой уже было двое дочерей от первого брака. Спустя 18 лет супруги развелись, и Цвейг женился на своей секретарше Шарлотте Альтманн.

С приходом к власти фашистов Стефану Цвейгу, еврею по национальности, было небезопасно оставаться в Австрии. В 1934 году он переехал в Лондон, но и там он не чувствовал себя свободно. В 1940 году вместе с Шарлоттой он покинул континент, обосновавшись в Бразилии.

Всё это время Цвейг пребывал в глубочайшей депрессии. Он был оторван от родины, друзей, и будущее рисовалось ему в чёрных красках. В итоге 22 февраля 1942 года Стефан Цвейг и его жена приняли огромную дозу снотворного, решив добровольно уйти из жизни.

Тест по биографии

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    Кем был Стефан Цвейг?

    Начать тест

Стефан Цвейг – австрийский писатель, который жил и творил в период между двумя мировыми войнами. Он много путешествовал в начале ХХ века. Творчество Стефана Цвейга часто обращается в прошлое, пытаясь вернуть золотой век. В его новеллах выражена надежда на то, что война никогда больше не вернется в Европу. Он был ярым противником всех военных действий, тяжело переживал наступление Второй мировой войны, выражая свой протест и мысли в литературных произведениях. Книги Стефана Цвейга до сих пор не оставляют равнодушными читателей. Они останутся актуальными еще долгое время.

Биография

Стефан Цвейг – легендарный австрийский писатель (драматург, поэт, прозаик) и журналист. Родился 28 ноября 1881 года. За 60 лет своей жизни написал огромное количество романов, пьес, биографий в жанре беллетристики. Попробуем разобраться в биографии и узнать интересные факты из жизни Стефана Цвейга.

Родиной Цвейга была Вена. Он родился в богатой семье евреев. Его отец Мориц Цвейг был владельцем текстильной фабрики. Мать Ида была продолжательницей рода еврейских банкиров. О юности писателя Стефана Цвейга мало что известно. Сам писатель говорил о ней скупо, ссылаясь на то, что жизнь его была похожа на жизнь всех интеллигентов того времени. В 1900 году он выпустился из гимназии. Затем учился в Венском университете на отделении философии.

После выпуска из университета Цвейг отправился путешествовать. Был в Лондоне и Париже, путешествовал по Испании и Италии, был в Индокитае, Индии, Кубе, США, Панаме. Жил в Швейцарии, когда заканчивалась Первая мировая война. После нее поселился около Зальцбурга (западная Австрия).

После прихода Гитлера к власти покидает Австрию. Он переезжает в Лондон. В 1940 году некоторое время живет с женой в Нью-Йорке, затем оседает в пригороде Рио-де-Жанейро Петрополисе. 22 февраля 1942 года Цвейга и его жену нашли мертвыми в их доме. Они лежали на полу, держась за руки. Супруги были жестоко разочарованы и давно находились в депрессии из-за отсутствия мира во всем мире и потому, что вынуждены были жить вдали от дома. Пара приняла смертельную дозу барбитуратов.

Эрих Мария Ремарк в своем романе «Тени в раю» писал так: «Если бы в тот вечер в Бразилии, когда Стефан Цвейг с женой покончили с собой, они могли бы излить кому-то душу хотя бы по телефону, трагедии, может, не случилось бы. Но Цвейг оказался в чужой стране среди незнакомых людей».

image

Дом Цвейга в Бразилии был превращен в музей, известный как Casa Stefan Zweig.

Творчество

Первый стихотворный сборник Цвейг опубликовал уже во время учебы. Им стали «Серебряные струны» – стихи, написанные под впечатлением от модернистских произведений австрийского писателя Райнера Марии Рильке. Набравшись смелости, Цвейг отправил свою книгу поэту, а в ответ получил сборник Рильке. Так завязалась дружба, закончившаяся в 1926 году со смертью Рильке.

В годы Первой мировой войны Цвейг много рассуждает о других писателях. Публикует очерк о французском писателе Ромене Роллане, которого называет «совесть Европы». Много размышлял о таких великих писателях, как Томас Манн, Марсель Пруст, Максим Горький. Каждому из них посвящено отдельное эссе.

Семья

Как уже говорилось, родился писатель в богатой еврейской семье. В молодости Стефан Цвейг был очень красив. Молодой человек пользовался небывалым успехом у женщин. Первый долгий и яркий роман начался с таинственного письма незнакомки, подписанного загадочными инициалами ФМФВ. Фредерика Мария фон Винтерниц, как и Цвейг, была писательницей, а кроме того, женой важного чиновника. После окончания Первой мировой войны в 1920 году они поженились, прожили почти 20 счастливых лет, и развелись в 1938-м. Уже через год Стефан Цвейг женился на своем секретаре Шарлотте Альтманн. Она была моложе его на 27 лет, была предана ему до смерти, причем, как выяснилось позднее, в буквальном смысле.

image

Литература

Осев в Зальцбурге, Стефан Цвейг плотно занялся литературой. Одним из первых сочинений была новелла «Письмо незнакомки». Новелла поразила критиков и читателей своей искренностью и пониманием женской сути. Произведение описывает историю любви незнакомки и писателя. Сделана она в виде письма девушки, в котором она рассказывает об огромной любви, превратностях судьбы, пересечении жизненных путей двух героев. Первый раз они встретились, когда жили по соседству. Девушке тогда исполнилось 13 лет. Потом последовал переезд. Девушке пришлось в одиночестве страдать без любимого и дорогого человека. Романтика вернулась, когда девушка снова оказалась в Вене. Она узнает о беременности, но ничего не сообщает об этом отцу ребенка.

image

Следующая их встреча происходит лишь спустя 11 лет. Писатель не признает в женщине ту единственную, роман с которой произошел столько лет назад. Незнакомка рассказывает эту историю только тогда, когда погибает ее ребенок. Она решается написать письмо мужчине, в которого была влюблена всю свою жизнь. Цвейг поразил читателей чуткостью по отношению к женской душе.

Пик карьеры

Мастерство Цвейга раскрывалось постепенно. На пике своего творчества он пишет такие новеллы, как «Смятение чувств», «Амок», «Звездные часы человечества», «Мендель-букинист», «Шахматная новелла». Все эти произведения написаны с 1922 по 1941 год, в период между двумя мировыми войнами. Именно они сделали писателя знаменитым. Что же находили люди в книгах австрийского писателя?

Особенности творчества

Читатели считали, что необычность сюжетов позволяет им размышлять, думать о происходящем, задумываться о важных вещах, о том, какой несправедливой бывает временами судьба, особенно по отношению к обыкновенным людям. Автор считал, что сердце человека невозможно уберечь, что только оно может заставить людей совершать подвиги, благородные поступки, вершить справедливость. И что человеческое сердце, сраженное страстью, готово на самые безрассудные и рискованные поступки: «Страсть способна на многое. Она может разбудить в человеке невозможную сверхчеловеческую энергию. Она может своим непрерывным давлением выжать даже из самой спокойной души титанические силы».

Он активно развивал тему сострадания в своей литературе: «Есть два рода сострадания. Первое — сентиментальное и малодушное, оно, в сущности, не что иное, как волнение сердца, торопящегося поскорее избавиться от тяжелого ощущения при виде чужого несчастья; это не сочувствие, а лишь инстинктивное желание оградить свое спокойствие от терзаний ближнего. Но есть и другое сострадание — настоящее, которое нуждается в действиях, а не в сантиментах, оно знает, чего желает, и полно решимости, страдая и сострадая, совершить все, что в его силах и даже свыше их».

Произведения Цвейга сильно отличались от работ других писателей того времени. Он долгое время разрабатывал свою собственную модель повествования. В основе модели писателя – произошедшие с ним события во время странствий. Они неоднородны: сюжет путешествия меняется – оно то утомительно, то полно приключений, то опасно. Такими должны были быть и книги.

image

Важным Цвейг считал то, что судьбоносный момент не должен ждать дни, месяцы. Ему достаточно нескольких минут или часов, для того чтобы стать самым главным в жизни человека. Все, что случается с героями, происходит во время коротких остановок, передышек от дороги. Это моменты, в которые личность проходит настоящее испытание, проверяет свою способность к самопожертвованию. Центр каждого рассказа – монолог героя, произнесенный в состоянии аффекта.

Цвейг не любил писать романы – не понимал такого жанра, не мог уместить событие в долгое повествование в пространстве: «Как в политике одно колкое слово, одна деталь часто воздействует куда надежнее целой демосфеновской речи, так и в литературном творчестве миниатюры зачастую живут дольше толстых романов».

Все его новеллы похожи на конспект масштабных произведений. Тем не менее есть книги, похожие на жанр романа. К примеру, «Нетерпение сердца», «Угар преображения» (не был завершен из-за смерти автора, впервые опубликован в 1982 году). Но все равно его работы этого жанра больше похожи на многословные растянутые новеллы, поэтому романы о современной жизни не встречаются в его творчестве.

Историческая проза

Иногда Цвейг бросал художественную литературу и полностью погружался в историю. Он посвящал созданию биографий современников, исторических героев целые дни напролет. Были написаны биографии Эразма Роттердамского, Фернана Магеллана, Марии Стюарт и многих других. В основе сюжета лежали официальные истории, основанные на различных бумагах и данных, но чтобы заполнить пробелы, автору приходилось включать свое психологическое мышление, фантазию.

image

В своем сочинении «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» Цвейг показал, какие чувства и эмоции волнуют лично его. Он говорит, что ему близка позиция Роттердамского о гражданине мира – ученом, который предпочел обычную жизнь, избегал высоких должностей и прочих привилегий, которому не нравилась светская жизнь. Целью жизни ученого стала его собственная независимость. В книге Цвейга Эразм показан как человек, порицающий невежд и фанатиков. Роттердамский выступал противником разжигания различных розней между людьми. Пока Европа превращалась в огромное побоище с постоянно возрастающей межклассовой и межнациональной рознью, Цвейг показывал события совершенно с другой стороны.

Концепция Стефана Цвейга была такова. По его мнению, Эразм не мог предотвратить происходящее, поэтому в нем росло ощущение внутренней трагедии. Как и Роттердамский, сам Цвейг хотел верить, что Первая мировая война – всего лишь недоразумение, из ряда вон выходящая ситуация, которая никогда больше не повторится. Спасти мир от второй войны не удалось Цвейгу и его друзьям: Анри Барбюсу и Ромену Роллану. Пока Цвейг писал книгу о Роттердамском, в его доме проходил обыск, инициатором которого выступили немецкие власти.

В 1935 году вышла книга Стефана Цвейга «Мария Стюарт». Он назвал ее романизированной биографией. Писатель изучил письма Марии Стюарт к королеве Англии, между которыми пролегали не только огромные расстояния, но еще и чувства жгучей ненависти. В книге использована переписка двух королев, полная оскорблений и колкостей. Для того чтобы вынести беспристрастный вердикт обеим королевам, Цвейг обращался еще и к свидетельствам друзей и недругов королев. Он приходит к выводу, что мораль и политика идут по разным путям. Все события оцениваются различно в зависимости от того, с какой стороны мы о них судим: с точки зрения политических преимуществ или с точки зрения человечности. На момент написания книги этот конфликт для Цвейга был не умозрительным, а носил вполне ощутимый характер, который непосредственно касался самого писателя.

image

Особенно Цвейг ценил подлинные факты, которые кажутся нереальными, тем самым превознося человека и человечество: «Нет ничего прекраснее правды, которая кажется неправдоподобной! В самых значимых подвигах человечества, именно из-за того, что они всегда так высоко возносятся над привычными бытовыми делами, заключено нечто совершенно непонятное. Но только в том необъяснимом, что оно совершило, человечество обретает веру в себя вновь и вновь».

Цвейг и русская литература

Особой любовью Цвейга была русская литература, с которой он познакомился в гимназии. В период учебы в Венском и Берлинском университетах он внимательно зачитывался русской прозой. Он был влюблен в произведения русских классиков. Он посетил СССР в 1928 году. Визит был приурочен к празднованию столетия со дня рождения русского классика Льва Николаевича Толстого. Во время визита Цвейг познакомился с Константином Фединым, Владимиром Лидиным. Цвейг не идеализировал Советский Союз. Ромену Роллану он высказывал недовольство, сравнивая ветеранов революции, которых расстреляли, с бешеными собаками, отмечая, что такое обращение с людьми недопустимо.

Главным своим достижением австрийский новеллист считал перевод целого сборника своих сочинений на русский язык. Например, Максим Горький называл Цвейга художником первого класса, особенно выделяя среди его талантов дар мыслителя. Он отмечал то, что Цвейг талантливо передает даже самые тонкие оттенки всей гаммы чувств и переживаний обычного человека. Эти слова стали предисловием к книге Стефана Цвейга в СССР.

Мемуарная проза

По всему вышесказанному может быть понятно, как тяжело Стефан Цвейг переживал надвигавшуюся Вторую мировую войну. В этом ключе интересна его мемуарная книга «Вчерашний мир», которая стала последним написанным им произведением. Посвящена она переживанием писателя, прежний мир которого исчез, а в новом он чувствует себя лишним. Последние годы своей жизни он с женой буквально скитается по свету: бежит из Зальцбурга в Лондон, пытаясь найти безопасное место для жизни. Потом переезжает в Соединенные Штаты Америки и в Латинскую Америку. В конце концов, останавливается в бразильском Петрополисе, неподалеку от Рио-де-Жанейро. Все эмоции, которые испытывал автор, нашли отражение в его книге: «После шестидесяти требуются новые силы, чтобы начинать жизнь заново. Мои же силы утомлены годами скитаний и странствий далеко от родины. К тому же я думаю, что будет лучше сейчас, с высоко поднятой головой, поставить точку в своем существовании, высшей ценностью которого была личная свобода, а главной радостью – интеллектуальная работа. Пусть другие увидят зарю после длинной ночи! А я чересчур нетерпелив, поэтому уйду раньше остальных”.

Экранизации произведений Стефана Цвейга

Спустя пять лет после публикации новеллы «24 часа из жизни женщины» по ее мотивам был снят фильм. Сделал это немецкий режиссер Роберт Ланд в 1931 году. Стоит отметить, что это была первая экранизация работ Цвейга. В 1933 году режиссер Роберт Сьодмак экранизирует «Жгучую тайну». В 1934 году русский режиссер Федор Оцеп экранизирует новеллу «Амок». Все три фильма вышли при жизни писателя.

После войны, в 1946 году, в Великобритании выходит фильм «Остерегайтесь жалости», который становится экранизацией романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца» (режиссер Морис Элвей). В 1979 его ремейк снял француз Эдуард Молинаро под названием «Опасная жалость».

image

Немецкий режиссер Макс Офюльс в 1948 году снимает романтическую драму по мотивам новеллы «Письмо незнакомки», а в 1954 году легендарный итальянский режиссер Роберто Росселлини снимает фильм «Страх» (или «Я больше не верю в любовь»).

Немец Герд Освальд в 1960 году сделал экранизацию и по мотивам одной из самых известных новелл Стефана Цвейга – «Шахматной новеллы».

Бельгиец Этьен Перье снял фильм по мотивам «Смятения чувств». А фильм Эндрю Биркина «Жгучая тайна» получил призы сразу двух кинофестивалей.

Цвейг не теряет свою актуальность и популярность даже в XXI веке. Француз Жак Дерэ представляет свою версию «Письма незнакомки», Лоран Буника – «24 часов из жизни женщины». В 2013 году вышло сразу же два фильма – «Любовь за Любовь» Сергея Ашкенази, по мотивам романа «Нетерпение сердца» и мелодрама «Обещание» Патриса Леконта, по мотивам новеллы «Путешествие в прошлое».

Интересно, что по мотивам произведений Цвейга снят фильм «Отель “Гранд Будапешт”». На его создание Уэса Андерсона вдохновили новеллы Стефана Цвейга «Нетерпение сердца», «Вчерашний мир. Записки европейца», «Двадцать четыре часа из жизни женщины».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий