Светлана Фомичева: сценический псевдоним, биография, творчество, фильмы, личная жизнь, признания и награды

Биография

Светлану Тому нельзя назвать актрисой одной роли, ведь на ее счету множество ярких образов. Но, едва услышав ее имя, зрители вспоминают темпераментную цыганку Раду из экранизации рассказов Максима Горького. С режиссером фильма, Эмилем Лотяну, знаменитость связывали не только рабочие, но и личные отношения.

Детство и юность

Родители будущей знаменитости познакомились в Кишиневе, куда приехал учиться отец, выходец из семьи русских крестьян. Мать оказалась там в послевоенные годы. В ее роду были представители нескольких национальностей: евреи, венгры, румыны и французы. Образование Идес Шойловна получала в медицинском институте, но так и не доучилась, хоть наследница называла ее врачом от Бога.

В мае 1947 года у пары родилась старшая дочь, ставшая впоследствии великой актрисой. Ранний период биографии девочки прошел в деревне — туда отца отправили после института. Он был зоотехником, а мама работала в местной библиотеке. Родители с детства приучали Светлану к работе. Она и шила, и вязала, и за огородом ухаживала.

Когда у будущей артистки родилась младшая сестра Фалина, она стала больше времени проводить в Кишиневе у тетушек по матери, которые обожали племянницу. После окончания школы Тома приехала к ним, чтобы поступать в местный юридический институт. Получить эту профессию ей посоветовала другая родственница, окончившая Сорбонну.

Но судьбу юной абитуриентки решил случай. Стоя на остановке, она привлекла внимание ассистента режиссера Эмиля Лотяну, предложившего ей попробовать силы в кино. В то время Светлана собирала открытки с фото актрис и даже представить не могла, что станет одной из них. Они казалась ей красавицами, она же считала себя обычной.

Поэтому в тот день Тома не обрадовалась предложению, решила, что перед ней жулик. Но режиссер так просто не сдался, сумел обаять сперва тетушек, а затем и родителей девушки, которые дали согласие на то, чтобы их несовершеннолетняя дочь снималась в его фильме.

После громкого успеха о юридической карьере не могло быть и речи. Светлана поступила на целевой курс ЛГИТМиКа, созданный на базе Кишиневской консерватории. В период учебы артистка продолжала сниматься, обогащая фильмографию интересными работами.

Начало карьеры

Первый фильм исполнительницы назывался «Красные поляны» — трогательная любовная история, развернувшаяся на фоне деревенских проблем. Светлане Андреевне досталась главная роль Иоанны. По воспоминаниям актрисы, от случайного знакомства с Эмилем Владимировичем до начала работы над лентой прошла всего неделя.

Съемки проходили в Карпатах, куда Тома отправилась в одной машине с режиссером. По дороге они едва не попали в аварию: навстречу резко выехал автобус с надписью «Дети». Только молниеносная реакция Лотяну позволила избежать серьезных травм. Но это стало для начинающей актрисы не единственным испытанием.

image
Эмиль Лотяну и Светлана Тома / @sputnikkinozritelya

На площадке Эмиль Владимирович оказался на редкость требовательным. В одной из сцен исполнительнице нужно было взбежать на горку в тяжелых резиновых сапогах, но у нее никак не получалось сделать это с той легкостью, которой хотел от нее режиссер. Тогда Лотяну разозлился и распорядился привязать к ногам актрисы грузы, с которыми она проходила час. После этого Светлана не взбегала, а вспархивала вверх. Урок о том, что нужно приспосабливаться к игровому костюму, независимо от его удобства, Тома усвоила на всю жизнь.

Старания в итоге окупились сполна, фильм был тепло принят зрителями и критиками. На Всесоюзном кинофестивале молодая артистка удостоилась приза за лучший дебют, а сотрудничать с ней пожелали и другие именитые кинематографисты.

Когда Светлана училась на третьем курсе, ее пригласили на пробы для картины «Живой труп» по Льву Толстому. До этого на роль цыганки Маши пробовалось множество артисток, но, едва посмотрев фотопробы Томы, режиссер сразу определился с выбором. Партнером исполнительницы стал Алексей Баталов, который был ее кумиром.

Чтобы воплотить свой первый цыганский образ, Светлана Андреевна некоторое время жила в семье настоящих цыган, актеров театра «Ромэн». Это позволило больше узнать об особенностях их быта и поведения, перенять традиции и привычки. В кадре актриса смотрелась убедительно, но как только фильм увидел Лотяну, то пообещал, что в будущем она сыграет цыганку в его картине и поймет, каково это на самом деле.

«Табор уходит в небо»

Обещание Эмиль Владимирович все-таки исполнил, но, прежде чем приступить к работе над картиной «Табор уходит в небо», артистке, как и другим претенденткам на главную роль, пришлось пройти все этапы проб. Режиссер хотел убедиться, что она подойдет идеально, а когда окончательно понял это, яростно отстаивал кандидатуру Светланы Андреевны перед худсоветом и даже угрожал, что откажется от участия в фильме.

Важным моментом было то, чтобы члены табора, участвовавшего в создании драмы, приняли актрису за свою. Поэтому перед началом съемок Лотяну пошел на хитрость и представил ее им как настоящую цыганку. Исполнительница в полной мере задействовала актерское мастерство и была убедительна настолько, что жители окрестных деревень приходили к ней погадать.

image
Светлана Тома в молодости / кадр из фильма «Табор уходит в небо»

Дабы придать образу цыганки больше достоверности, знаменитость пошла на жертвы. Она окрашивала волосы в смоляной цвет, гримеры ежедневно накручивали локоны и вплетали дополнительные пряди. К концу съемок от пышной копны почти ничего не осталось. Но это было не единственной сложностью.

Работа над проектом вновь велась в Карпатах, которые режиссер всегда считал местом силы. Снимали под открытым небом с утра до вечера, часто импровизировали. При этом от артистки требовалось не столько учить текст, сколько демонстрировать пластику, грациозность, темпераментность, свойственные ее Раде. Все трюки она выполняла сама.

Однажды Тома чуть не утонула во время съемок сцены в горной реке. Перед началом работы ассистенты тщательно измерили глубину, но все равно просчитались, актеров начало уносить течением. Дальше снимать было невозможно, поэтому в итоговую версию вошел единственный дубль.

Последовавшая далее по сюжету сцена с раздеванием не была прописана в сценарии, но исполнительница была согласна с режиссером, что она необходима. Кадры с полуобнаженной артисткой получились революционными для того времени, их даже хотели вырезать из ленты. Но Лотяну вновь сумел настоять на своем.

Фильм «Табор уходит в небо» в итоге стал культовым, права на показ приобрели в 120 странах мира. В рамках тура Светлана Андреевна успела побывать во многих европейских городах, ее с восторгом принимали во Франции, Италии, Германии.

Фильмы

После успеха «Табора…» режиссеры то и дело предлагали артистке играть иностранок. Но она не желала становиться заложницей одного образа, уверенно ломала стереотипы, пробуя себя в разных амплуа и жанрах. Только для своего любимого мастера Лотяну она сделала исключение, сыграв цыганку Тину в его фильме «Мой ласковый и нежный зверь».

Светлана Тома и Олег Лачин / «Кино-Театр.ру»

Позднее Эмиль Владимирович пригласил исполнительницу на съемочную площадку «Анны Павловой», где главную роль сыграла его новая муза — Галина Беляева. Тома воплотила ее экранную мать, и, вопреки домыслам журналистов, между ними не было борьбы за внимание режиссера, дуэт получился гармоничным.

Звезда фильма «Табор уходит в небо» Светлана Тома: детали личной жизни актрисы

В дальнейшем фильмография знаменитости продолжала пополняться. В тяжелые для кино 90-е Светлана Андреевна зарабатывала тем, что гастролировала с концертами, а с приходом нового века вновь вернулась на экраны. В ее копилке появились «Бедная Настя» и «Фонограмма страсти». Каждая работа была принята поклонниками с восторгом.

Личная жизнь

Лотяну был не только главным режиссером в карьере Светланы Андреевны, но и наставником, учителем и даже возлюбленным. Между ними были сложные отношения, которые так и не переросли в брак. Но актриса относилась к своему мастеру с особой, бескорыстной любовью, в ней не было места ревности и собственническим чувствам. Тома хотела только, чтобы Эмиль Владимирович был счастлив, неважно, с кем, и оставалась в его жизни до последних дней.

Но она успела познать и семейное счастье. Первым мужем знаменитости стал Олег Лачин, которому она родила дочь Ирину Лачину. Но жизнь избранника унесла трагедия. Их наследница пошла по стопам родителей, стала актрисой.

Светлана Тома с дочерью / @lachinairina_official

Позже Тома пробовала обрести счастье в личной жизни, выйдя замуж за драматурга Андрея Вишневского. Брак продлился только пять лет, закончился разводом. После этого артистка сосредоточилась на воспитании внучки Марии, которая, став взрослой, посвятила себя актерству и режиссуре.

Светлана Тома сейчас

Сейчас знаменитость появляется на экранах не так часто, как в молодости, но остается активной. В 2022 году она была занята работой над третьим сезоном сериала «Шифр», где сыграла Зинаиду Ивановну. А в мае Светлана Андреевна отметила юбилей — ей исполнилось 75 лет. Но поклонники отмечают, что артистка выглядит моложе своего возраста.

Фильмография

  • 1966 — «Красные поляны»
  • 1968 — «Живой труп»
  • 1976 — «Табор уходит в небо»
  • 1978 — «Мой ласковый и нежный зверь»
  • 1979 — «Прерванная серенада»
  • 1980 — «Благочестивая Марта»
  • 1982 — «Падение Кондора»
  • 1986 — «Дикий ветер»
  • 1989 — «Сувенир для прокурора»
  • 1991 — «Блуждающие звёзды»
  • 2001 — «Воровка»
  • 2016 — «Джинн»
  • 2021 — «Струны»
  • 2022 — «Шифр-3»

Интересные факты

  1. Настоящая фамилия артистки — Фомичёва. Псевдоним Тома, с ударением на последний слог, она позаимствовала у своей прабабушки-француженки по настоянию Лотяну.
  2. В фильме «Живой труп» актрису озвучила Людмила Гурченко, о чем Светлана Андреевна узнала уже на премьере. При всем уважении к звездной коллеге решением режиссера Тома осталась недовольна, поскольку считала, что голос Людмилы Марковны не соответствует образу юной и нежной Маши.
  3. Актриса всю жизнь весит около 50 кг при росте 165 см. Оставаться стройной и бодрой ей помогают занятия спортом, летом она катается на велосипеде, зимой — на лыжах. К тому же исполнительница много лет придерживается принципов вегетарианства, а в ее рационе преобладают натуральные продукты.

Несмотря на суровые испытания, Тома сумела вернуть себе жизнерадостность и оптимизм. Знакомые называют ее женщиной без возраста: стройная и активная, Светлана Андреевна сохранила юношеский задор. Ну а сберечь точеную фигуру артистке помогают ежедневные занятия спортом и правильное питание, кроме того, более 30 лет она практикует вегетарианство.

«Возраста нет, — уверяет актриса. — Его придумал человек. Наше состояние зависит от внутреннего ощущения. Надо любить себя и вести здоровый образ жизни».

По материалам «АиФ», «Собеседник», babilon.md, bulvar.com.ua.

    Имя: Светлана Тома (Svetlana Toma) Дата рождения: 24 мая 1947 г. Знак зодиака: Близнецы Возраст: 72 года Место рождения: Кишинёв Рост: 170 см Вес: 60 кг Деятельность: актриса театра и кино Образование: ЛГИТМИКа Семейное положение: разведена

    Светлана Тома: биография

    Очень талантливая и красивая актриса Светлана Тома является Заслуженной артисткой России и Народной артисткой Молдовы. В кинематографической биографии у Светланы Андреевны 56 фильмов. Она справлялась с любой ролью, но самая яркая роль цыганки Рады в картине «Табор уходит в небо».

    На фото актриса Светлана Тома

    Детство Светланы Томы

    Светлана Тома имеет настоящую фамилию по отцу – Фомичёва. Родилась в Кишинёве. Отец занимал немалый пост, он работал в колхозе председателем. Девочка родом из многонациональной семьи. Прабабушка – француженка, отец – еврей, а мать – русская. Кроме этого, имеются венгерские и австрийские корни. Отец увидел свою будущую жену во времена своего студенчества. Он учился в сельскохозяйственном институте. Его возлюбленная трудилась там же секретарём. В доме у родителей в деревне Светлана была свободна ото всего, мама и папа очень любили свою дочь. Когда девушка на каникулы уезжала к родственникам матери, то там о вольностях деревенской жизни приходилось забыть. Светлана Тома никогда не мечтала о том, чтобы её биография была связана с актёрским мастерством. Девушка хотела стать следователем или адвокатом, она и выбрала для поступления после средней школы юридический факультет.

    Карьера Светланы Томы

    Как-то Светлана стояла на остановке и ждала своего троллейбуса. К девушке подошёл режиссёр Эмиль Лотяну и пригласил сниматься в своём фильме. Тома отказалась, так как имя ей было неизвестно, серьёзность намерений показалась подозрительной. Будущий работодатель приехал к родителям Светланы, поговорил с ними и заручился их поддержкой.

    Табор уходит в небо

    Первый опыт с режиссёром Лотяну был хорошим, но не звёздным дебютом. А вот вторая режиссёрская работа была очень успешной. Роль цыганки Рады из «Табора уходит в небо» во многом наложила свой отпечаток на однотипности артистки Томы. Но каким бы ни было стандартным амплуа, успех картины режиссёра из Молдовы обеспечил весь ансамбль средств, занятых в съёмках фильма: актёры, сценарий по произведениям М.Горького, музыка Евгения Доги. Снимали картину в Карпатах, ранний подъём и сильное напряжение на весь день. Режиссёр добивался сильных эмоций. Это было сложно для всех. Актрисе Томе было в советское время очень трудно решиться на откровенную сцену, хотя всё было выверено до мелочей, чтобы никакой пошлости и вульгарщины. Снимали сцену с минимумом персонала. Сложности с гримом, с поведением – всё пришлось испытать актрисе. Самым главным режиссёром для Светланы надолго стал Лотяну. Сейчас тот рекорд, который установил фильм «Табор уходит в небо», не удалось побить ни одному фильму советского времени, да и настоящие российские картины не могут похвастаться тем, что 112 стран выкупили фильм для просмотра у себя в кинотеатрах. Все роли Томы были необычными. Часто режиссёры применяли при озвучке героини чужие голоса, но это не оскорбляло Светлану. С возрастом Светлане Андреевне предлагали другие роли: мать балерины Анны Павловой, русская пленная. Постепенно роли превратились в эпизодические, но актриса продолжала быть востребованной. А биография кинофильмов пополнялась. Она счастлива как мать, потому что играла со своей дочерью.

    Личная жизнь Светланы Томы

    Творческий союз Светланы Андреевны перестал быть просто профессиональным. В течение 10 лет Тома и Лотяну пытались ужиться друг с другом. У Светланы мягкий характер, но со сложным режиссёрским подходом к супружеской жизни Лотяну трудно было смириться даже мудрой и покладистой женщине. Замуж Светлана вышла за актёра Олега Лачина. Супруг рано погиб, оставив Светлану с годовалой дочерью. Приходилось трудно, нужно было работать, поэтому Ирину приходилось подкидывать бабушке и дедушке. Чтобы восполнить недостаток материнского внимания, Светлана уделяет больше времени своей внучке Машеньке. Второй раз женщина вышла замуж за Андрея Вишневского, они прожили 5 лет. Мария пошла по стопам своей бабушки. Первая совместная работа дочери и внучки актрисы – фильм «Экипаж».

    Светлана Тома сейчас

    В настоящее время актриса находится в преклонном возрасте. Её дочь и внучка, Ирина и Мария Лачины, стараются сопровождать свою мать и бабушку во многих мероприятиях. На открытии Московского кинофестиваля все звёздные женщины были как всегда, вместе. Светлана Андреевна до сих пор стройна и элегантна. У актрисы Томы очень активный образ жизни. Она занимается гимнастикой, увлекается ездой на велосипеде и лыжным бегом. В кино для актрисы по-прежнему продолжают поступать предложения.

    Другие проекты Светланы Томы

    Светлана Андреевна никогда не отказывалась попробовать себя в любых ролях. Когда Виктор Мережко сделал предложение актрисе принять участие в проекте «Поют звёзды театра и кино», актриса с удовольствием приняла это предложение, исполняла на проекте ретро-песни. Участники проекта давали концерты, выпустили диск с песнями, помогли им в этом США и «Радио МПС». Актриса не отказывается приходить на телевизионные проекты, на которых можно немного пооткровенничать и рассказать о себе.

    Читайте еще по этой теме:

    Вас заинтересуют так же следующие новости

    • Андрей Руденский
    • Евгений Цыганов
    • Александр Баширов
    • Никита Волков
    • Дмитрий Астрахан
    • Владимир Носик
    • Дмитрий Назаров
    • Ксения Алферова

    Опубликовано пользователем сайта

    Про звезд

    Светлана Тома (настоящая фамилия Фомичёва; род. 24 мая 1947 года, Кишинёв, Молдавская ССР) — советская, молдавская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка России (2001), Народная артистка Молдовы (2008).

    Наибольшую известность  получила благодаря главной роли в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», принёсшем актрисе большой успех и признание у зрителей.

    Мать, абсолютно городской человек, в которой были смешаны венгерские, молдавские и французские корни, была родом из Бухареста. У нее были светские знакомства, элегантность, манеры. И вот такая дама отправляется за мужем в село – поднимать вместе с ним хозяйство. Летом там было пыльно и душно, осенью все утопало в непролазной грязи, зимой – заметало снегом. И все-таки деревня Надушита, а потом село Николаевцы оставили самые ясные и чистые чувства в душе у Светланы Томы. Светлана Тома, биография которой началась в самой глубинке Молдовы, вспоминает об этом времени, как о самой счастливой поре жизни. Мама и хлеб пекла, и держала кур, уток, поросят. А Света работала в поле, знала все растения, умела их сажать, пропалывать, собирать урожай. Позже, в школе, у нее были подшефные: теленок и жеребенок. Вот так день за днем летела радостная жизнь. А какими замечательными были игры! К кирзовым сапогам подвязывались коньки, в руки брали палку, и получался хоккей. С первого класса она ходила в различные спортивные секции и навсегда подружилась со спортом. 

    У сестер матери, к которым Света приезжала на каникулы, было все не так. Какой строгий этикет царил в доме, вспоминает Светлана Тома. Биография ее начинала течь по заданным канонам хорошего тона. За столом надо было держать спину, руки, локти. Требовалось разобраться во всех видах ложек и вилок, которые лежали на столе. Безусловно, было необходимо читать всю русскую классику и вести дневник. А уж с каким пиететом тетушки рассказывали о сестре, закончившей Сорбонну и ставшей доктором права! Другого занятия, кроме юриспруденции, и не мыслила Светлана Тома. Биография, однако, сложилась совсем иначе. Случай вмешался в ее жизнь и все расставил по своим местам.

    Собираясь на экзамен в юридический институт, Светлана спокойно стояла на автобусной остановке. Она была одета нарядно и ярко в одежду, которую прислали из Бухареста. Прямо на остановке, когда с ней заговорил мужчина о съемках в кинофильме, пришлось принимать решение. Подошел ослепительный Лотяну и потребовал телефон. А потом был звонок с киностудии, и тетушка, провожавшая девушку на пробы, ворчала, что ей это совсем не требуется. Однако они прошли успешно. На роль утвердили. Была ли счастлива Светлана Тома? Биография об этом умалчивает. А вот родные, кроме мамы, огорчились. Но она снялась в 1966 году в своем первом фильме «Красные поляны» и оставила, не доучившись, юридический институт и стала учиться на актерском факультете в Ленинграде, параллельно снимаясь у Лотяну. 

    На съемках режиссер был очень строг, даже груб, зато между ними излучал невероятное обаяние. До встречи со Светланой он был два раза женат, был старше ее на 12 лет и умел ухаживать. А девушка до него ни с кем не встречалась. Она влюбилась и потеряла голову. Он очаровал Светлану, а супружеская жизнь у них не сложилась, хотя он выпестовал из нее, казалось бы, свой идеал и актрисы, и женщины 

    Заботясь о юной девушке, он умудрялся обращать внимание и на других женщин. Со стороны Светланы стала появляться обида и отчужденность. После каждого инцидента с ее стороны следовало прощение, но забыть тягостного чувства она не могла.

    И после окончания института биография Светланы Томы меняется.  Как всякой девушке, ей хотелось и белого платья, и фаты, и свадьбы. Все это предложил ей однокурсник, Олег Лачин, светловолосый красавец, который, как и она, уехал в Тирасполь, в новый театр.

    Но их счастье было недолгим. Когда их дочке Ирише исполнилось 8 месяцев, он погиб: Олег не справился с управлением моторной лодки и врезался в катер.  Но и в это сложное для себя время Светлана не перестала сниматься. У режиссера Я. Бургиу она исполнила роль в картине «Дом для Серафима», а дочку пришлось отдать для присмотра и воспитания родителям.

    В 1973 году она снова работала с Лотяну на фильме «Лаутары».

    А еще через три года он утвердил Светлану на главную роль Рады в картине «Табор уходит в небо». Съемки для артистки были сложными.

    Режиссер часто срывался, требовал невероятно много. За этим наблюдали настоящие цыгане, которые тоже снимались. Однажды к плачущей Светлане подошла цыганка и предложила погадать. Она сказала, что Лотяну принесет еще много горя молодой женщине, но так никогда на ней и не женится. Не менее чем в 55 фильмах снялась актриса Светлана Тома. Биография ее больше не знала такого невероятного взлета, как в романтическом фильме о любви гордой цыганки Рады и конокрада Лойко Зобара. Этот фильм с триумфом прошел не только по экранам страны, но и всего мира. Его купили 112 стран. Такого в СССР больше не повторилось. Да и сейчас, сорок лет спустя, он смотрится на одном дыхании. 

    Постепенно дороги с Лотяну действительно стали расходиться. Артистка много работала, воспитывала дочь. Был и второй брак с драматургом А.А. Вишневским. Но и он распался. Главным остались работа, дочь и внучка. 

    Фильмография

    Светлана Тома снималась во многих фильмах молдавского, в дальнейшем российского, режиссёра Эмиля Лотяну. Известные фильмы — «Красные поляны» (1965), «Лаутары» (1972), «Табор уходит в небо» (1976), «Анна Павлова» (1983).

    Я. Б. Фрид — «Благочестивая Марта» (1982)

     П. Г. Чухрай — «Люди в океане» (1979)

     В. П. Басов — «Семь криков в океане» (1981)

     В. Б. Ахадов — «Семейные дела Гаюровых» (1974) и др.

     В 1990-х годах выступала с большой концертной программой, а также гастролировала с антрепризой.

    В 1999 году вместе с другими артистами приняла участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где выступила как исполнительница песен ретро. Итогом проекта стали концерты и компакт-диск, выпущенный в США и на «Радио МПС».

    Участвует в спектакле «Заложники любви» (антреприза, драм. Наталья Демчик, реж. Геннадий Шапошников, продюсерский центр «Руссарт»).

    Фото Светланы Тома

    Оставьте свой голос:1134 + –>

    Светлана Тома
    молд. Svetlana Toma
    image В Вене, 10 декабря 2016 года
    Имя при рождении Светлана Андреевна Фомичёва
    Дата рождения 24 мая 1947(1947-05-24)[1][2][3](75 лет)
    Место рождения Кишинёв, Молдавская ССР, СССР
    Гражданство image СССРimage Россия
    Профессия актриса
    Карьера 1965 — наст. время.
    Награды
    image
    image
    image image

    Народная артистка Молдавии (2008)

    IMDb ID 0866336
    image Медиафайлы на Викискладе

    Светла́на Андре́евна Тома́ (настоящая фамилия Фомичёва, молд. Svetlana Toma (Fomiciova), род. 24 мая 1947 года[4][5][6][7][Комм. 1], Кишинёв, Молдавская ССР) — советская, молдавская и российская актриса. Заслуженная артистка Молдавской ССР (1979), заслуженная артистка Российской Федерации (2001)[11], народная артистка Республики Молдова (2008).

    Мать актрисы Ирины Лачиной.

    Получила международную известность благодаря главной роли в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», принёсшем актрисе большой успех и признание у зрителей; права на показ картины купили 112 стран[12].

    Артистический псевдоним актрисы обычно произносится с ударением на первом слоге — То́ма. Сама актриса, однако, указывает, что исходно Тома́ (с ударением на втором слоге) была фамилией её прабабушки по материнской линии, французского происхождения[13].

    Биография

    Родилась 24 мая 1947 года в Кишинёве.

    Отец — Андрей Васильевич Фомичёв (8 октября 1913 — ?), родом из деревни Сомовка Добринского района Липецкой области, участник Великой Отечественной войны[14], был председателем колхоза «Правда» в Бельцком районе МССР[15]. Мать — Идес Шойловна (в быту Ида Сауловна) Сухая (29 декабря 1913 — 27 апреля 1987)[16][17][18] — в 1930-е годы была участницей коммунистического подполья (связной) в Бессарабии; вместе с сёстрами Бертой, Сарой, Ревеккой, Адой и Анной она держала в подвале своего дома склад запрещённой литературы[19][20][21][22]. Родители познакомились во время учёбы отца в Кишинёвском сельскохозяйственном институте, где мать работала секретарём.

    В 1965 году окончила среднюю школу № 16 в Бельцах, затем актёрский факультет — целевой курс ЛГИТМиКа. Диплом Кишинёвского института искусств имени Музическу. Снималась во многих фильмах молдавского, в дальнейшем российского, режиссёра Эмиля Лотяну. Известные фильмы — «Красные поляны» (1965), «Лаутары» (1972), «Табор уходит в небо» (1976) (роль цыганки Рады), «Анна Павлова» (1983).

    Член КПСС с 1978 года[23].

    Снималась у других известных режиссёров: В. Я. Венгеров — «Живой труп» (1968), Я. Б. Фрид — «Благочестивая Марта» (1982), П. Г. Чухрай — «Люди в океане» (1979), В. П. Басов — «Семь криков в океане» (1981), В. Б. Ахадов — «Семейные дела Гаюровых» (1974), Р. М. И. Ибрагимбеков — «Соло для баритона с оркестром» (1977) и др.

    В 1990-х годах выступала с большой концертной программой, а также гастролировала с антрепризой[24].

    В 1999 году вместе с другими артистами приняла участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где выступила как исполнительница песен ретро. Итогом проекта стали концерты и компакт-диск, выпущенный в США и на «Радио МПС».

    Участвует в спектакле «Заложники любви» (антреприза, драм. Наталья Демчик, реж. Геннадий Шапошников, продюсерский центр «Руссарт»), с 2019 года — в спектакле МОГТЮЗ «Карусель».

    Светлана Тома, конец 1960-х годов

    Личная жизнь и семья

    • Первый муж — Олег Лачин (1947—1972[25]), актёр, сокурсник в Кишиневском институте искусств. Погиб в апреле 1972 года.
      • Дочь — Ирина Олеговна Лачина (род. 1971[25] или 1972[26] ), актриса.
        • Внучка — Мария Олеговна Будрина (род. 1991), актриса[27].
    • Второй муж (с 2000 по 2005) — Андрей Александрович Вишневский (рd. 1965), драматург.
    • Тётя (сестра матери) — Сара Сауловна Сухая — активистка просоветского подпольного коммунистического движения в довоенной Бессарабии. 16 ноября 1933 года Сара Сухая была осуждена на десять лет тюремного заключения и 100 тысяч леев штрафа; срок отбывала в «Дофтане»[28]. В 1950—1960-е годы работала редактором и заведующей отделом[29] в Государственном издательстве политической литературы (рум. Editura de Stat pentru Literatură Politică) в Бухаресте[30][31].

    В 1964 — 1967 и 1972 — 1977 годах состояла в отношениях с Эмилем Лотяну (1936 — 2003).

    Признание и награды

    России:

    Эта страница в последний раз была отредактирована 15 августа 2022 в 11:19.

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Егор Новиков
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий