Таблица: Биография Бородина Александра Порфирьевича

10:00 12.11.2013 (обновлено: 17:04 01.03.2020) image © РИА Новости / В. Шияновский Перейти в фотобанк Читать ria.ru в 12 ноября 2013 года исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося русского композитора, ученого-химика и доктора медицины Александра Порфирьевича Бородина.

Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября (31 октября по старому стилю) 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном князя Луки Гедианова. Мать Александра, Авдотья Константиновна Антонова, была дочерью простого солдата. Рожденный вне брака, Александр был записан сыном дворового человека Гедиановых, Порфирия Бородина.

Александр Бородин получил домашнее образование. Играл на флейте, фортепиано, виолончели.

В 1856 году Бородин окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге (ныне Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова). В 1858 году получил степень доктора медицины.

Хор и оркестр ГАБТа исполняют “Половецкую пляску” из оперы “Князь Игорь” 12 ноября 2013, 10:00

Вскоре после окончания академии и прохождения обязательного врачебного стажа Бородин начал многолетние исследования в области органической химии, принесшие ему известность в России и за рубежом. Защитив докторскую диссертацию, он в 1859 году уехал в научную командировку за границу. Три года Бородин провел в Германии, Франции и Италии.

С 1862 года — адъюнкт-профессор, с 1864 года — ординарный профессор, с 1877 года был академиком Медико-хирургической академии.

В 1872-1887 годах читал курс химии на Петербургских женских врачебных курсах, одним из организаторов которых он являлся.

В 1868 году он стал одним из учредителей Русского химического общества.

Бородин — автор более 40 работ по химии. Разработал оригинальный способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль (наиболее известный представитель альдегидоспиртов) и реакцию альдольной конденсации.

Ему принадлежат также исследования в области физиологической химии и санитарно-химических проблем: предложил способ определения азота в моче (1875), сконструировал прибор для количественного определения мочевины азотометрическим методом, исследовал дезинфицирующие средства.

Оркестр под управлением Светланова исполняет симфонию Бородина № 2 12 ноября 2013, 10:00

Музыкальные произведения Бородин начал сочинять еще в юности. Первыми опытами композитора стали полька Helene для фортепиано, Концерт для флейты, Трио для двух скрипок и виолончели на темы из оперы “Роберт-дьявол” Джакомо Мейербера (1847). Во время пребывания в Медицинской академии Бородин сочинил несколько фуг, романс на слова “Красавица-Рыбачка”, трио “Чем тебя я огорчила” и скерцо. За границей он сочинил секстет для струнных инструментов, квинтет в манере Глинки и скерцо для фортепьяно в четыре руки в манере Мендельсона.

Ознакомившись с творчеством Бородина, Балакирев сразу объявил молодому ученому, что истинным его призванием является музыка. Вместе с композиторами Цезарем Кюи, Модестом Мусоргским, Николаем Римским-Корсаковым и художественным критиком Владимиром Стасовым Бородин вошел в Балакиревский кружок, названный “Могучей кучкой”.

В 1867 году он закончил Первую симфонию, которая была с успехом исполнена 4 января 1869 года в концерте Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Балакирева.

Во второй половине 1860-х годов Бородин создал ряд романсов, разных по тематике и характеру музыкального воплощения, — “Спящая княжна”, “Песня темного леса”, “Морская царевна”, “Фальшивая нота”, “Отравой полны мои песни”, “Море”. Большая часть из них была написана на собственный текст.

Квартет им. Бородина исполняет фрагмент из квартета ре мажор (Allegro) 12 ноября 2013, 10:00

Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его Вторая (Богатырская) симфония (1876).

К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат Первый (1879) и Второй (1881) квартеты Бородина.

Наиболее значительным произведением композитора является опера “Князь Игорь” (1869–1887), создававшаяся в течение 18 лет из-за большой загруженности научной и педагогической работой. Опера написана по сюжету памятника древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” и не была окончена. Сценарий, предложенный автору Стасовым, был существенно видоизменен самим композитором. “Князя Игоря” Бородин писал не по порядку сцен, а вразбивку. Сначала был создан “Сон Ярославны”, в 1874 году — “Половецкий марш” и “Плач Ярославны”, в 1875 году – “Половецкие пляски с хором”, “Песнь Владимира Галицкого”. Последними страницами “Игоря”, написанными композитором в феврале 1887 года, были хор половецкого дозора и речитатив Игоря с Кончаком.

15 февраля 1887 года Бородин скончался от разрыва сердца. Композитор был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Квартет им. Бородина исполняет фрагмент из квартета ре мажор (Notturno) 12 ноября 2013, 10:00

Сразу же после смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов приступили к подготовке к печати его незаконченные произведения. Они завершили работу над оперой: Глазунов воссоздал по памяти увертюру, как она намечалась Бородиным, и сочинил на основе авторских эскизов музыку третьего акта. Римский-Корсаков инструментовал большую часть номеров оперы. 23 октября 1890 года “Князь Игорь” был поставлен на сцене Мариинского театра и вызвал горячий прием у публики.

Александр Бородин был женат на пианистке Екатерине Протопоповой.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Аудио предоставлено ФГУП “Фирма “Мелодия”

1. Хор и оркестр Государственного академического Большого театра СССР исполняют “Половецкую пляску” из оперы Бородина “Князь Игорь”. Хормейстеры: Александр Рыбнов, Александр Хазанов. Дирижер Марк Эрмлер. Запись 1969 года.

2. Государственный академический симфонический оркестр СССР под управлением Светланова исполняет симфонию Бородина № 2 си минор “Богатырская. Запись 1983 года.

3. и 4. Квартет имени Бородина — Ростислав Дубинский 1-я скрипка, Ярослав Александров 2-я скрипка, Дмитрий Шебалин альт, Валентин Берлинский виолончель исполняют фрагменты из квартета ре мажор I. Allegro moderato и III. Notturno. Andante.

image

Возможно, вы искали краткую биографию А. П. Бородина. Ведь его музыка осталась в нашей душе с детства. Но не многие могут легко рассказать, чем же так знаменит этот человек.

Александр Бородин – выдающийся человек, который оставил след и в русской культуре, и в науке, и в общественной жизни того времени. В его творчестве ощущается любовь к своей стране, широта души, лиричность и нечто эпическое, что захватывает дух. Удивительно, как этот человек мог одновременно творить и при этом активно заниматься наукой. Постараемся описать биографию Бородина кратко. Уверены, это запомнится каждому читателю надолго.

Юность композитора

Александр Бородин обладает необычной родословной. Он был внебрачным сыном грузинского князя и мещанки, разница в возрасте и в сословии бросалась в глаза. Документы оформили так, будто он родился в семье крепостных слуг, но вскоре ему дали вольную. Мать была выдана замуж за врача. Возможно, это повлияло на то, что позже Александр Порфирьевич увлечется медициной и станет врачом, как его отчим. У него были два брата, с которыми Александр сохранял хорошие, дружеские отношения.

Обучение А. П. Бородин проходил на дому, так как его происхождение не позволяло ему учиться в гимназии. Особенно ему хорошо давались языки и музыка. Александр Порфирьевич с детства учился играть на фортепиано, виолончели, флейте, сочинял свои мелодии уже с восьми лет. Мать приглашала учителей на дом, а позже при помощи взятки пристроила его в Медико-хирургическую академию. Бородин учился на отлично. Однако был один предмет, который вызвал у него трудности, — Закон Божий. Александр Порфирьевич проявил смелость, был готов поспорить с текстами священного писания. И только поэтому вместо диплома он получил похвальный лист при окончании академии.

Но это не надолго огорчило его и не останавливало в желании учиться. В 1858 году Бородин стал доктором медицины. Свою профессию он совмещал с творчеством: писал романсы, ансамбли, пьесы.

Биография композитора Бородина удивляет. Ведь он успевал так много всего!

В двадцать три года он стал ординатором Военно-сухопутного госпиталя и поступил ассистентом на кафедру общей терапии и патологии. Еще спустя два года Александр Порфирьевич получил звание доктора наук. Раньше писали и защищали свои диссертации лишь на латыни. Его же работа стала первой в своем роде – он выступал на русском языке.

Как вы видите, у композитора Бородина интересная биография. Но самое интересное впереди.

Путешествия и личная жизнь

В 1859 году Бородин получил направление в Гейдельберг для повышения квалификации. Там у него была возможность путешествовать, пробовать новое, развиваться и в науке, и в музыке. Ему выпала возможность работать с такими знаменитыми учеными, как И. Сеченов и Д. Менделеев.

Однажды в Гейдельберге он познакомился с пианисткой Екатериной Протопоповой, у них были общие взгляды и вкусы на музыку, они были рады проводить много времени вместе, насколько это позволял суровый график. В 1862 году они вернулись в Россию, Бородин стал преподавать химию, получил должность адъюнкт-профессора. Но климат Петербурга не подходил Екатерине по состоянию здоровья, она много болела, ей приходилось уезжать, поэтому влюбленные часто были в разлуке. Они поженились, но детей у них не было. Александр и Катерина взяли к себе на воспитание четырех девочек и заботились о них, как о родных.

Могучая кучка

На музыкальном вечере в доме С. Боткина Александр Порфирьевич знакомится с Балакиревым — известным деятелем культуры. Они обсуждали традиции народного творчества и искусства, быстро стали друзьями. Также они стали много общаться с Римским-Корсаковым, Мусоргским и другими, их интересы совпали. Позже их стали называть «могучей кучкой», это содружество прочно вошло в историю классической музыки. Именно эта дружба помогла Александру Боткину поверить в свои силы и больше посвящать времени творчеству. Если говорить кратко в биографии Бородина, то эти встречи стали судьбоносными.

Творческий путь

В 1867 году Бородин написал и закончил первое значительное произведение, позже его исполнили на концерте, и пришел настоящий успех. Его первая симфония положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Она передавала индивидуальный стиль композитора, его самобытность, широкий размах.

После этого Бородин стал работать над романсами. Каждое произведение рассказывало свою историю, порой слова к ним композитор писал сам.

Чуть позже Бородин начал Вторую симфонию и приступил к опере «Князь Игорь». Александр Порфирьевич продолжил дело Глинки – стал приверженцем русской национальной школы в музыке.

«Князь Игорь»

Ни одна краткая биография Александра Порфирьевича Бородина не может обойтись без упоминания этого произведения. Опера «Князь Игорь» является вершиной его творчества. Она основана на «Слове о полку Игореве», представляет национальный героический эпос, яркий национальный колорит. Бородин сам написал либретто в сотрудничестве со Стасовым. Нередко черпал вдохновение во Владимирской области, любовался храмом Покрова на Нерли, общался с простыми людьми, слушал народные песни. Посетил те места, где предположительно проходили события “Слова”. Восемнадцать лет — ровно столько потребовалось композитору на создание произведения, но смерть не позволила ему закончить оперу. Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов дописали произведение, сделали оркестровку, чтобы можно было представить публике.

Бородин также создавал русские классические симфонии, квартеты, камерную вокальную лирику, романсы и другие произведения.

Другая деятельность

Бородин был прекрасным ученым, сделал ряд открытий, много работал, выступал с лекциями. Например, он изобрел покрытие для партитур, которые позволили им сохраниться в идеальном состоянии до сих пор. Он же первым описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами. Известно, что сам Менделеев сожалел о том, что Бородин увлекается музыкой и недостаточно сил отдает науке.

В ноябре 1872 года он открыл женские врачебно-акушерские курсы. Бородин преподавал и поддерживал студенток, помогал найти место работы, устраивал благотворительные музыкальные вечера.

Он также занимался редакторской работой в журнале «Знание», и там впервые была опубликована работа Дарвина в России. После чего пришлось оставить эту должность, так как теории дарвинизма возмутили общественность и Министерство внутренних дел.

Смерть Александра Бородина

Не так просто написать биографию Бородина кратко. Ведь было так много творчества, достижений и интересных моментов.

Александр Бородин умер от сердечного приступа в феврале 1887 года. В тот момент он танцевал и вдруг упал, схватившись за сердце. Он скончался в окружении близких друзей. Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. На этом заканчивается краткая биография композитора Бородина.

Александр Бородин оказал большое влияние на классическую музыку России, Средней Азии и других стран. Позже Прокофьев, Хачатурян и другие известные композиторы продолжили его дело. И сейчас концерты с его произведениями собирают полные залы, откликаются в душах самых разных людей. Прокофьев – наша гордость, наше наследие. Пример одаренного человека, который сочетал в своей жизни науку, музыку и помощь людям.

Мы постарались представить биографию Бородина кратко, собрать самые интересные моменты, но о таком человеке можно рассказывать долго.

русский композитор и ученый-химик 12 ноября 1833 189 лет назад  —  27 февраля 1887 135 лет назад

Александр Порфирьевич Бородин

Александр Порфирьевич Бородин родился (31 октября) 12 ноября 1833 года в Петербурге. Его родители – 62-летний грузинский князь из рода князей Имеретинских и 25-летняя Евдокия Антонова – не были женаты. При рождении он был записан сыном крепостного слуги князя – Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До семи лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырехэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. Нравы первой половины 19 века не допускали внебрачных связей, поэтому имена родителей скрывались и в обществе мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одаренность. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией.

Окончил Медикохирургическую академию (1856) в Петербурге. Химия в дальнейшем стала наряду с музыкой делом его жизни: Бородин подготовил, провел и напечатал 21 химическое исследование. Имя его в химии может быть поставлено наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Западной Европы.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объему, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Он считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Он работал над ней 18 лет и не успел завершить. Она была закончена Римским-Корсаковым и Глазуновым после смерти Бородина.

Александр Порфирьевич Бородин скончался (15) 27 февраля 1887 года в Петербурге.

ВконтактеОдноклассникиМой мир

12.11.2018 12:20 Примерное время чтения: 6 минут 6850
А. П. Бородин. Портрет работы Ильи Репина (1888). Public Domain

12 ноября исполняется 185 лет со дня рождения русского композитора, ученого-химика и активного общественного деятеля Александра Бородина. Бородин считается одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца XIX — начала XX в. Он — автор многих романсов, фортепианных пьес, а также известной оперы «Князь Игорь».

После смерти Бородина в 1887 году это произведение осталось неоконченным, по записям композитора работу над ним завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Глазунов воссоздал увертюру и сочинил на основе авторских эскизов музыку III акта, а Римский-Корсаков инструментовал большую часть номеров оперы.

Между наукой и искусством: химик и композитор Александр Бородин

Биография

Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном грузинского князя Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили) и 25-летней мещанки Авдотьи Константиновны Антоновой. При рождении его записали сыном камердинера Гедианова Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

Александр Порфирьевич Бородин в 14-летнем возрасте. С портрета, написанного Деньером в 1848 году. Фото: Public Domain

До 8 лет мальчик являлся крепостным Гедианова, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырехэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, которая вышла замуж за военного врача Клейнеке. Из-за своего происхождения Бородин не посещал гимназию, а проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки.

Химик

В 1856 году Бородин окончил Медико-хирургическую академию, а в 1858 году стал доктором медицины, защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

После окончания учебы он занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. В 1859 году он написал научный труд по бальнеологии, раскрывающий лечебные свойства минеральных вод.

С 1859 года по 1860 год Бородин совершенствовал свои знания в Германии и Франции, участвовал в международном конгрессе химиков в Карлсруэ., занимался научной работой, слушал лекции известных ученых. По возвращении в Россию он получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии, преподавал в Лесной академии и занимался переводами.

С 1874 года Бородин был руководителем химической лаборатории, а с 1877 года — академиком Медико-хирургической академии.

С 1883 он был почетным членом Общества русских врачей, а с 1868 года стал членом-учредителем Русского химического общества. 

Основатели Русского химического общества. 1868 год. Фото: Public Domain

Среди его основных достижений в области химии — разработка способа получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот (1861); получение фтористого бензоила (1862), а также разработка метода получения фторангидридов карбоновых кислот (1862). Бородин занимался исследованиями в области органической химии, в частности он изучал продуты конденсации альдегидов.

Статья по теме Офицер «Могучей кучки». История известных произведений Модеста Мусоргского

Композитор

Бородин широко известен как композитор. Интересоваться музыкой он начал еще в детстве. В 9 лет Бородин написал свое первое произведение — польку «Helen». Игре на музыкальных инструментах он обучался на дому, вначале это были флейта и фортепиано, а с 13 лет он научился играть на виолончели и создал первое музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано. Находясь за границей, Бородин познакомился с молодой пианисткой-любительницей, ставшей впоследствии его женой, Екатериной Сергеевной Протопоповой. Исполняя вместе с ней музыкальные произведения Бородин открыл для себя Шопена, Листа, Шумана и других композиторов. 

В 1862 году Бородин стал участником Балакиревского кружка («Могучая кучка»), члены которого оказали влияние на его музыкально-эстетические взгляды в музыке. В его произведениях стали преобладать темы величия русского народа, патриотизма и свободолюбия. Самым известным его произведением является опера «Князь Игорь», над которой он работал в течение 18 лет. Впервые ее поставили после смерти композитора в 1890 году на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Произведение имело большой успех и до настоящего времени остается одним из шедевров отечественного оперного искусства.

Другими известными произведениями Бородина считаются 1-я симфония (1867), которая положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма и 2-я (Богатырская) симфония (1876), а также его Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. 

Статья по теме Триумф дилетанта. Римский-Корсаков задал формат мировой музыки XX века

Поэт

Бородин писал не только музыку, но и стихи. В числе его лиричных произведений элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина, романсы «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Морская царевна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Море», а также ряд сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Общественный деятель

В России Бородин активно продвигал идеи получения женщинами высшего образования. Он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 до их ликвидации в 1885 году. Занимая руководящие посты в медицинской академии, он защищал студентов от политических преследований.

Бородин оказал огромное влияние на русских и зарубежных композиторов. Он ушел из жизни довольно рано, в 1887 году. Причиной его смерти стал разрыв сердца во время костюмированной вечеринки по случаю празднования Масленицы. Бородин внезапно потерял сознание и упал. Похоронен композитор на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Биография

Александр Бородин – прославленный ученый и великий композитор, ставший уникальным явлением в русской действительности 19 века. Академик, сделавший ряд фундаментальных открытий в области органической химии, считавший науку и медицину главной профессией, прославился как создатель оперы «Князь Игорь», «Богатырской» симфонии и других музыкальных произведений, известных всему миру.

Детство и юность

Александр Порфирьевич Бородин, родившийся 12 ноября 1833 года, был внебрачным сыном представителя грузинского княжеского рода Луки Гедеванишвили и крепостной девушки. С младенчества до 8 лет мальчик оставался холопом своего предка, а родителями маленького Саши считались Порфирий Бородин с супругой Татьяной. Перед кончиной князь дал вольную Александру и его матери, отданной в жены военному доктору по фамилии Клейнеке, и устроил их будущее, подарив просторный дом.

image
Александр Бородин в юности

Не имея права на получение академического образования в стенах гимназии, Бородин обучался дома, приобрел знания по многим дисциплинам школьного курса. Мальчик испытывал интерес к музыке и проявлял склонность к композиции. Когда Саше исполнилось 9 лет, он сочинил миниатюрную танцевальную пьесу и начал осваивать флейту, виолончель и фортепиано, а к 13 годам стал автором полноценного концертного произведения, навеянного оперой «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера.

image
Александр Бородин в молодости

Увлечение искусством не ограничивалось музыкой – юный композитор увлеченно рисовал и занимался прикладным творчеством. Параллельно мальчик увлекся химией, наукой, которая помогала понять состав и природу интересных явлений. Первые опыты Бородин проводил дома. Глядя на это и беспокоясь о сохранности жилища, мать решила, что сыну необходимо окончить гимназию и пойти учиться дальше.

С помощью канцеляристов казенного учреждения юношу определили в купечество и послали в Медико-хирургическую академию Петербурга, где он, осваивая профессию врача, усиленно занимался химией под началом Николая Николаевича Зинина.

Медицина и химия

По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год он защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.

image
Александр Бородин

В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении 2 лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина, Дмитрия Менделеева, молодой исследователь участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».

Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу.

На родину Александр вернулся в начале 1863 года. Он сдал отчет о проделанной научной работе и занял должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где он продолжал заниматься научными исследованиями.

image
Александр Бородин среди основателей Русского химического общества

В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования.

В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.

Музыка

Несмотря на то, что Бородин много времени уделял научной работе, музыка продолжала быть значительной частью его биографии. Будучи студентом, Александр Порфирьевич сочинял миниатюрные пьесы для фортепиано и романсы, самыми популярными из которых стали «Арабская мелодия», «Спящая княжна» и «Песня темного леса». Путешествуя за границей, он ходил на концерты, знакомясь с творчеством европейских композиторов Ференца Листа, Феликса Мендельсона, Фредерика Шопена, Рихарда Вагнера, Роберта Шумана и других.

image
Композитор Александр Бородин

В Петербурге молодой ученый познакомился с видным музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое литературным критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции Михаила Глинки.

Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в особняке Митрофана Беляева, где собиралась российская творческая элита. Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Бородин стал одним из родоначальников симфонии и героико-эпических тенденций в русской музыке.

Опера Александра Бородина «Князь Игорь»

Первое крупное произведение композитора нового жанра, исполненное в 1869 году оркестром под управлением его друга дирижера Милии Балакирева, принесло автору европейскую славу и известность. Композитор сочинил 16 романсов, 3 симфонии, пьесы для фортепиано, инструментальные миниатюры, музыкальную поэму «В Средней Азии», а также оперы «Богатыри» и «Князь Игорь».

Истинное величие таланта Бородина раскрылось во 2-й «Богатырской» симфонии, воспевающей былинную силу русского народа. В этом эпическом произведении плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами и, постепенно нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.

Симфония Александра Бородина «Богатырская» (Симфония №2)

С «Богатырской» симфонией перекликается неоконченная опера «Князь Игорь», над которой автор трудился 18 лет. Она стала эталоном героико-эпического стиля в музыке, поражая масштабностью сцен в исполнении народного хора и целостным воплощением отдельных образов. Интересен тот факт, что эти великие творения создавались композитором параллельно, и материалы, предназначенные для одного сочинения, иногда становились частью другого.

Личная жизнь

Во время пребывания за границей Бородин ухаживал за юной пианисткой Екатериной Протопоповой, проходившей в Германии курс лечения от хронической астмы. Девушка, обладавшая абсолютным слухом, часто музицировала в компании ученого, знакомя его с сочинениями европейских композиторов. Молодые люди много времени проводили вместе, посещали концерты в Баден-Бадене, вскоре полюбили друг друга и решили пожениться.

image
Екатерина Протопопова, жена Александра Бородина

Свадьба состоялась весной 1863 года. Пара поселилась в Санкт-Петербурге, в доходном доме на Бочарной улице.

Из-за хронических проблем с легкими Екатерина Сергеевна не могла подолгу оставаться в северной столице. Ее отъезды в Москву в дом матери омрачали личную жизнь Бородина. Многие факты биографии ученого и композитора потомки почерпнули из писем, которыми обменивались супруги во время разлуки. Пара не имела детей и скрашивала одиночество заботами о взятых на попечение воспитанницах, которых считали родными дочерьми.

Смерть

В конце жизненного пути Бородин активно занимался общественной работой, был членом различных организаций, руководителем студенческого хора и симфонического оркестра академии, участвовал в приемах и костюмированных вечерах, популярных в научной среде.

image
Портрет Александра Бородина

В 1880 году скончался друг и учитель композитора Николай Зинин, а через год не стало любимого коллеги Модеста Мусоргского. Напряженная работа, личные потери и заботы о больной жене наложили отпечаток на физическое и психологическое состояние Бородина.

27 февраля 1887 года, на праздновании широкой масленицы композитор весело проводил время в обществе друзей и коллег, много танцевал и шутил. В самый разгар гуляний Александр Порфирьевич запнулся на полуслове и замертво рухнул на пол. Причиной смерти великого ученого и композитора стал разрыв сердца.

image
Могила Александра Бородина

Бородина похоронили в некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры. На могиле установлен памятник с портретом покойного, окруженный нотными фрагментами его творений в обрамлении молекулярных формул.

Смирившись с утратой, друзья Бородина доработали некоторые из его незавершенных творений. Николай Римский-Корсаков и другие представители музыкального сообщества дописали оперу «Князь Игорь», которую представили публике в 1890 году, Александр Глазунов сделал оркестровку 3-й симфонии a-moll.

Произведения

  • 1849 – «Патетическое адажио (As-dur)»
  • 1850-е – «Слушайте, подруженьки, песенку мою»
  • 1862 –«Струнный квинтет (f-moll)»
  • 1866 – «Симфония № 1 Es-dur»
  • 1867 – «Спящая княжна»
  • 1868-1872 – «Мужской вокальный квартет без сопровождения «Серенада четырёх кавалеров одной даме»
  • 1868 – «Богатыри»
  • 1869-1887 – «Князь Игорь»
  • 1875 – «Симфония № 2 h-moll «Богатырская»
  • 1887 – «Симфония № 3 a-moll»
  • 1880 – «Симфоническая картина «В Средней Азии»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий