Талант и драма жизни художника Караваджо – жестокого человека из жестоких времён

Биография

Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.

Детство и юность

В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.

Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.

Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.

image
Художник Караваджо

В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.

В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.

Живопись

Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом. Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино. Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».

image
Картина Караваджо «Больной вакх»

Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».

Картина Караваджо «Лютнист»

В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.

Картина Караваджо «Нарцисс»

Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».

Картина Караваджо «Юдифь и Олоферн»

В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».

Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла». Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии». Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.

Картина Караваджо «Положение во гроб»

Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.

Картина Караваджо «Бичевания Христа»

Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.

Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря»

В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.

Картина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»

В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.

Картина Караваджо «Кающаяся Магдалина»

В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.

Картина Караваджо «Медуза»

Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.

Картина Караваджо «Иоанн Креститель»

В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни Иисуса Христа. С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.

Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»

В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.

Личная жизнь

Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.

Шон Бин в фильме «Караваджо»

В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер Шон Бин. Это его первая роль такого характера.

Смерть

В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.

Караваджо

Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.

Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта. На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку. Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.

Могила Караваджо

Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал. Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии. Великому художнику было 39 лет.

Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.

Портреты Караваджо

Произведения

  • 1593 — «Юноша с корзиной фруктов»
  • 1595 — «Музыканты»
  • 1596 — «Мальчик, укушенный ящерицей»
  • 1597 — «Кающаяся Магдалина»
  • 1597 — «Медуза»
  • 1598 — «Юдифь и Олоферн»
  • 1599 — «Нарцисс»
  • 1600 — «Мученичество Святого Матфея»
  • 1601 — «Распятие Святого Петра»
  • 1602 — «Амур-победитель»
  • 1603 — «Погребение Христа»
  • 1604 — «Иоанн Креститель»
  • 1605 — «Портрет папы Павла V»
  • 1606 — «Мария Магдалина в экстазе»
  • 1607 — «Семь деяний милосердия»
  • 1608 — «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
  • 1609 — «Воскрешение Лазаря»
  • 1610 — «Давид с головой Голиафа»

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Updated: 25.08.2020

Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio; родился 29 сентября 1571 — умер 18 июля 1610 гг.) — знаменитый итальянский художник конца XVI — начала XVII века, выдающийся мастер бытового и религиозного жанров, крупнейший реформатор европейской живописи эпохи Барокко. Картинам Караваджо характерно контрастное противопоставление света и тени, а также сильное эмоциональное напряжение.

Караваджо отличался вспыльчивым характером, часто провоцировал скандалы и на протяжении многих лет имел серьезные проблемы с законом. Великий мастер является автором первого итальянского натюрморта и основателем реалистического направления в европейской живописи.

Биография Караваджо

Караваджо (настоящее имя — Микеланджело Меризи) родился в Милане 29 сентября 1571 года в семье архитектора. В пятилетнем возрасте от эпидемии чумы умер отец мальчика. Это печальное событие заставило мать уехать из столицы герцогства и поселиться с детьми в небольшом городке Караваджо. Название этого населенного пункта впоследствии стало знаменитым прозвищем художника.

В 1584 году Караваджо начал обучение живописи в мастерской Симоне Петерцано (Simone Peterzano) — одного из многочисленных учеников Тициана (Tiziano). В то время в Италии господствующим стилем искусства был маньеризм, а реалистическое направление только зарождалось.

Молодой Караваджо успевал совмещать учебу со скандалами и драками. После очередной стычки его даже обвинили в убийстве, что стало причиной поспешного бегства живописца в Рим в 1591 году. В течение первых двух лет пребывания в вечном городе мастер еле сводил концы с концами, не имел собственного жилья, но не терял надежды на лучшее будущее.

В 1593 году художника приняли на работу в мастерскую Джузеппе Чезари (Giuseppe Cesari), где молодому человеку посчастливилось познакомиться со многими живописцами и меценатами искусства. Спустя несколько месяцев жизнь Караваджо чуть было не оборвалась из-за тяжелой болезни — малярии. Но молодой организм справился с недугом, а выздоровевший художник создал свой первый автопортрет — картину «Больной Вакх».

Будучи бунтарем по своей натуре, Караваджо сознательно бросает вызов традиционным стилям искусства того времени — маньеризму и академизму. Он начинает писать картины в реалистическом жанре, на которых изображает простых людей (музыкантов, уличных торговцев, мальчишек и даже цыганок).

Несмотря на вздорный характер у художника появляется влиятельный покровитель — кардинал Франческо дель Монте (Francesco del Monte). Караваджо поселяется на загородной вилле мецената и в течение 6 последующих лет ведет вполне обеспеченную жизнь.

Создание нескольких новаторских картин на библейскую тематику приносит художнику громкую славу. Он получает ряд заказов от церкви и выполняет их в новаторской манере. Многие авторские произведения духовенство принимает в штыки и живописцу приходится переделывать работу.

Занятие живописью не помешало Караваджо вести разгульный образ жизни. Во время одной из потасовок он убил человека и был объявлен вне закона. Художник вынужден бежать из Рима сначала в Неаполь, а затем на Мальту. Он много работает и создает новые шедевры, но постоянно конфликтует с людьми. В результате очередного инцидента живописей попадает в тюрьму, откуда ему вскоре удается бежать.

Преследуемый мальтийскими властями Караваджо часто переезжает из одного города в другой. Он побывал в Мессине, Палермо и Неаполе, где чудом избежал смерти после покушения. Влиятельные покровители Караваджо ходатайствуют перед Папой римским о помиловании художника. Но внезапно 18 июля 1610 года живописец умирает при таинственных обстоятельствах.

Творчество Караваджо оказало огромное влияние не только на итальянскую, но и на европейскую живопись. Во многих странах после смерти мастера появились его последователи — караваджисты, а в наши дни картины гения украшают экспозиции лучших музеев мира.

Самые известные картины Караваджо

В список самых известных картин Караваджо можно включить несколько десятков достойных работ. И все же особо выделяются в творческом арсенале мастера следующие произведения:

  • «Корзина с фруктами» (1596) — первый натюрморт в истории итальянской живописи. Художник даже в этом жанре сумел создать по-настоящему реалистическое произведение. «Медуза» (1597) — уникальный шедевр великого мастера в форме выпуклого щита, оригинальный автопортрет художника. Живописцу пришлось использовать особую технику рисования, чтобы создать трехмерное изображение известного персонажа древнегреческих мифов.
  • «Ужин в Эммаусе» (1606) — картина, которая знаменовала собой начало позднего периода творчества художника. Именно в этом шедевре впервые появилась знаменитая тень Караваджо, которая послужила точкой отсчета для формирования нового направления в живописи — караваджизма.
  • «Успение Божией матери» (1606) — потрясающая своим реализмом работа автора. Живописец осмелился вопреки всем канонам изобразить Богоматерь в образе простой смертной женщины. Шедевр подвергся яростной критике со стороны церковников.
  • «Давид с головой Голиафа» (1607) — удивительное произведение, в котором отрезанная голова Голиафа представляет собой шокирующий автопортрет художника. Эту картину живописец держал при себе в изгнании до самой смерти.

Шедевры Караваджо и сегодня завораживают ценителей искусства. А портал Very Important Lot предоставляет всем желающим уникальную возможность принять участие в тематических аукционах. Здесь же можно недорого купить картины напрямую у современных художников.

Горячий характер Караваджо был так же известен, как и его полотна. Он был жестоким человеком, но он жил в жестокие времена. Его противоречивость раскрывается в биографии (он часто принимал участие в преступных действиях и попадал под тюремный срок) и продолжается в его работах (глубокая реалистичность и крайняя жестокость проявлялась даже в религиозных работах, что приводило к неоднозначной оценке церкви как заказчика этих картин).Микеланджело Мериси да Караваджо (29 сентября 1571–18 июля 1610) – противоречивый и один из наиболее влиятельных художников XVI века. Говоря о биографии, важно отметить что все драматические события находили отражение в цветах и сюжетах его полотен. Драматичность началась практически сразу после рождения художника, которое произошло за неделю до битвы при Лепанто, кровавого конфликта, в котором турецкие захватчики были изгнаны из христианского мира. Когда Караваджо было шесть лет, бубонная чума прокатилась по его жизни. Хотя художник и его семья отступили в деревню Караваджо, к октябрю 1577 года его отец, дедушка, бабушка по отцовской линии и дядя умерли от чумы. К 1592 году в возрасте 21 года Караваджо также потерял свою мать и младшего брата. По словам писателя Эндрю Грэхема-Диксона, автора биографии 2011 года «Караваджо: «Он будто не может избежать преступления. Как только его покровительствует знатное лицо, приветствует Папа, приглашают рыцари Мальты, он должен что-то сделать, чтобы все испортить. Это почти роковая ошибка». Действительно, несмотря на свой талант и гениальные работы, Караваджо многое пришлось преодолеть. После смерти всех родных художник переехал работать в Милан и зарабатывал на жизнь с помощью портретной живописи. Работы КараваджоОн переехал в Рим, Его карьера, однако, была недолгой. Караваджо убил человека во время драки и сбежал из Рима. Он умер вскоре после этого, 18 июля 1610 года. Милан в конце XVI века был опасным, жестоким местом. Он был обстановкой, созревшей для искушения и провокации молодого и уже травмированного темпераментного художника. После участия в убийстве художник бежал в Рим в 1592 году и оставался там до 1606 года. Здесь Караваджо провел несколько месяцев в качестве помощника художника Джузеппе Чезари, популярного художника фрески. У Чезари Караваджо научился изображать фоновые цветы и фрукты, что позволило ему обращать внимание на детали и нюансы натюрмортов. Натюрморт кисти КараваджоТакже в Риме его работа стала популярной благодаря технике тенебризма – использование тени, чтобы подчеркнуть светлые области. Время Караваджо в Риме закончилось драматическим образом. Караваджо был замешан в многочисленных преступлениях и несчастных случаях насильственного характера, часто защищался от судебного преследования. В одном из наиболее ярких эпизодов, 24 апреля 1604 года, Караваджо начал драку с официантом, в ходе которой разбил его лицо тарелкой. Эмоциональный характер Караваджо и проблемы с законом достигли своего апогея 28 мая 1606 года, когда Караваджо убил своего бывшего друга Рануччо Томассони, возможно, в контексте дуэли из-за супруги второго. Караваджо бежал из Рима до того, как против него были выдвинуты официальные обвинения в убийстве: он был приговорен к бессрочному изгнанию, осужден как убийца и в последующем приговорен к смертной казни. Караваджо. Призвание апостола Матфея, 1599Затем художник провел девять месяцев в контролируемом испанцами городе Неаполе, прибыв туда к сентябрю 1606 года. В этот период Караваджо начал больше экспериментировать с цветом и контрастом. В 1607 Караваджо переехал на Мальту и получил покровительство генерала Фабрицио Сфорца Колонны. За время своего пребывания на Мальте Караваджо добился больших успехов и выдающегося положения, и 14 июля 1608 года он был призван в Орден Рыцарей Мальты. Его работы этого периода являются отличительными (опять же сказываются изменения в жизни) – он начал рисовать более быстрыми мазками и использовал более красно-коричневые оттенки. Художник вернулся на Апеннинский полуостров только для того, чтобы умереть.

Влияние

Хотя только 21 работа была приписана художнику, Караваджо оказал огромное художественное влияние на своих коллег в те года и сегодня. К 1605 году другие римские художники начали подражать его фирменному стилю. Рембрандт и Диего Веласкес, включили драматические световые эффекты Караваджо в свои собственные работы. Стиль Караваджо быстро приобрел преданных последователей «караваджистов», которые наполнили свои композиции его принципами живописного искусства. Работа Караваджо сформировала работу многих более поздних художников: от Рембрандта в Голландии и Диего Веласкеса в Испании до Теодора Жерико во Франции. Его драматическое чувство постановки и инновационная обработка света и тени также непосредственно вдохновили многих ведущих деятелей кино, в том числе Пьера Паоло Пазолини и Мартина Скорсезе. Караваджо был идентифицирован как образец стиля позднего маньеризма или как предвестник эпохи барокко. Орацио Джентилески и Де Фьори (караваджисты)Караваджо очеловечил божественных личностей, сделав их людьми низшего класса. Таким образом, Караваджо критиковал и идеализированные фигуры итальянского ренессанса и римских классических традиций. Временами его «натурализм» был слишком велик для его покровителей. Чувствовалось, что его изображение религиозных деятелей иногда граничило с «вульгарным». Но передавая правду, его картины смогли передать глубокие эмоции и духовность. В течение 5 лет его религиозные картины считались самыми захватывающими в Риме. Его натуралистический стиль должен был хорошо соответствовать потребностям католического контрреформационного искусства, как это было установлено Советом Трента, но некоторые из них считались церковными властями слишком жестокими и отвергались. Кровавые драмы далекого священного прошлого художник изображал так реалистично, будто они происходили в наши дни. Он подчеркивал бедность и общую человечность Христа и его последователей, апостолов, святых и мучеников. Подчеркивая их рваную одежду и грязные ноги. Он также разработал оригинальную технику кьяроскуро, используя экстремальные контрасты света и темноты, чтобы подчеркнуть детали жеста или выражения лица: вытянутая рука, выражение отчаяния или тоски. Полотно «Обращение Савла» – одна из двух картин, заказанных Тиберио Серази, казначеем Климента VIII (правил в 1592-1605) для его часовни в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Другой картиной было “Распятие Св. Петра”. Эти работы – обе из которых до сих пор висят в часовне – были вторыми версиями, поскольку первые версии Караваджо были отклонены. Другая версия говорит о том, что сам Караваджо, обнаружив, что капелла, для которой предназначалась первая картина, перестроена, счел его неподходящим к новому архитектурному пространству и решил изобразить сюжет иначе. Картина описывает эпизод, произошедший с Савлом (будущим апостолом Павлом) на пути из Иерусалима в Дамаск и описанный в Новом Завете (Деяния святых апостолов: Деян. 9:3—7). Караваджо запечатлел момент, когда на земле лежит Савл, свалившийся с коня, оглушенный падением и ослепленный слепящим сиянием. Этот свет символизирует Глас Божий. И именно этот свет, превосходящий солнечное сияние, прежде всего опишет Караваджо. Свет такой интенсивности, что вне его – все тьма. Самой поразительной выглядит фигура коня: занимая всю верхнюю и среднюю часть картины, она нарушает классический канон искусства, который возбраняет на исторической или религиозной картине животное. Как всегда, Караваджо демонстрирует свое мастерство кьяроскуро – затенение, используемое для придания объема фигурам, а также тенебризм – драматическое использование тени и света, чтобы сфокусировать внимание зрителя на ключевых областях работы. После его смерти эти живописные элементы станут отличительными чертами «караваджизма», и вдохновят художников по всей Европе. «Обращение Савла». Второй вариант (1601)В архиве церкви Санта-Мария дель Пополо хранится запись любопытного диалога между настоятелем церкви и художником: — Почему у вас лошадь посредине, а Савл, будущий апостол Павел, лежит на земле? — Так надо. — Значит ли это, что лошадь должна заменить у вас Бога? — Нет, она лишь освещена божественным светом. Несмотря на то, что Караваджо был забыт после его смерти, он в конечном итоге стал признанным отцом-основателем современной живописи. Он был ключевым художником в переходе искусства от сухого маньеризма к новому стилю барокко, который повлиял на период Ренессанса и на многих будущих мастеров, от Диего Веласкеса до Рембрандта.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

28 сентября 2018, 17:18 Культура

Великий распутник: жизнь и загадочная смерть Караваджо

close 100%

Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год/Wikimedia Commons Гений, распутник, убийца — великий итальянский художник Караваджо оставил колоссальное культурное наследие человечеству и стал одним из крупнейших реформаторов в изобразительном искусстве. Его смерть окутана тайной, а в течение последнего полувека искусствоведы продолжают спорить насчет сексуальной ориентации художника. «Газета.Ru» в день рождения Караваджо рассказывает, каким был гений барокко.

28 сентября 1571 года родился великий итальянский живописец Караваджо. Фигура художника до сих пор кутана тайнами и искусствоведы продолжают исследовать его жизнь, творчество и непростой характер.

Урожденный родился в Милане. В пятилетнем возрасте он потерял от чумы отца и деда, и мать будущего художника переехала с сыном на свою родину — в небольшой городок Караваджо.

Согласно обычаю итальянских художников той эпохи, получив определенную известность, Меризи дали прозвище, связанное с местом рождения. Так, выросший на родине матери, он стал известен под тем именем, которое знают любители живописи до сих пор — Караваджо.

close 100%

«Мученичество святой Урсулы» (1610)

Караваджо

Работая на рубеже XVI и XVII веков, Караваджо стал одной из ключевых фигур в истории живописи, оказав значительное влияние на его последователей и став без всякого преувеличения настоящим реформатором. Именно Караваджо считается основателем реализма. Он также одним из первых в мире применил резкий контраст в техники живописи, противопоставляя свет и тень.

Ранний период творчества художника ознаменован работами, во основном выполненными в стиле Эпохи возрождения под влиянием , Тициана и Джорджоне. Но затем со временем Караваджо стал больше обращаться к бытовым сюжетам, его героями стали обычные люди с улицы и картины были выполнены в гораздо более темных тонах, нежели привычные произведения великих классиков.

Первая, дошедшая до нас картина мастера, — «Мальчик, чистящий фрукт». Она написана в 1593 году и на ней уже заметна склонность Караваджо к более реалистичному отображению людей и окружения. Он продолжал писать и на библейские сюжеты, однако делал это в своем уникальном стиле, что не раз подвергалось критике со стороны традиционалистов.

close 100%

Меризи да Караваджо. Спящий Купидон. 1608

Wikimedia Commons

«Давид с головой Голиафа», «Положение во гроб», «Обращение Савла», «Взятие Христа под стражу», «Воскресение Лазаря» — все эти великие картины повлияли на творчество выдающихся художников со всей Европы. Темные тона и резкий контраст Караваджо отчетливо заметны в работах Рембрандта, Веласкеса, Рубенса и многих других великих художников.

Помимо выдающегося таланта Караваджо обладал очень непростым характером. Он умудрялся между написанием настоящих шедевров мирового искусства вести крайне скандальную, распутную. Причем, это было присуще ему еще в юношеские годы. Даже будучи просто Микеланджело Меризи, художник постоянно влезал в драки, употреблял много алкоголя и неоднократно садился в тюрьму.

close 100%

Караваджо. «Положение во гроб» (1603)

Wikimedia Commons

Однако ему многое сходило с рук, так как Караваджо пользовался благосклонностью папского двора. Он занимался росписями церквей, его искусством восхищались высшие представители церковной власти, и поэтому за свои проступки художника наказывали не слишком строго.

Тем не менее в 1606 году лопнуло терпение даже у самого папы Павла V. 29 мая во время игры в мяч спор на площадке перерос в настоящую драку, в результате которой погиб один из ее участников. В убийстве обвинили Караваджо и папа объявил живописца вне закона. Караваджо оказался в изгнании. Он переехал на Мальту и стал рыцарем Мальтийского ордена, однако и там умудрился угодить в тюрьму, несмотря на заслуги в искусстве.

Ватикан не смог долго терпеть отсутствие Караваджо в Риме, и в 1610 году было принято решение помиловать художника. Однако вернуться в Вечный город художнику так и не удалось — по дороге домой он умер 18 июля. 31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо.

close 100%

Караваджо, «Христос у колонны». 1607

Beaux-Arts de Rouen/Wikimedia Commons

Причина смерти художника долгое время оставалась загадкой. Долгое время считали, что он умер от сифилиса, однако последние исследования опровергли эту версию. Был проведен радиоуглеродный анализ скелета, который показал, что Караваджо заразился стафилококком.

Также до сих пор ведутся споры на тему сексуальной ориентации художника. В наши дни он считается гомосексуальной иконой, и именно таким изобразил его в своем знаменитом фильме «Караваджо» британец . Причем, в картине ориентация художника не подвергается никакому сомнению. Благодаря популярности фильма и влиянию поп-культуры на жизнь людей, у многих устоялось убеждение, что Караваджо был геем.

Тем не менее не то, что стопроцентной уверенности в этом нет, но многие историки как раз оспаривают это утверждение. Гипотеза о гомосексуальности художника основана на его творчестве. Известно, что он практически не писал женских персонажей и не работал с натурщицами. Были факты, что в качестве натурщиков он приглашал кастратов, обладавших характерной женственной внешностью.

close 100%

Микеланджело Меризи да Караваджо. «Юноша с лютней». Холст, масло Италия, 1595 -1596 гг.

Тем не менее многие эксперты считают, что это не может быть стопроцентным доказательством, так как в ту эпоху нравы в Италии — тем более в Риме — были совершенно иными, чем сегодня. И даже так называемые гомосексуальные пин-апы, которые писал Караваджо по заказу, однозначно говорят только о том, что художнику порой были нужны быстрые деньги.

В любом случае, недостаток задокументированных свидетельств его жизни так и оставляет вопрос о сексуальной ориентации Караваджо открытым. И мы можем судить о художнике только по его картинам.

10:00 28.09.2013 (обновлено: 11:03 28.09.2013) image © Меризи да Караваджо / public domain

В 1595 году в лице кардинала Франческо Мария дель Монте Караваджо нашел влиятельного покровителя, который ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — “Корзина с фруктами”, “Вакх” и “Лютнист”. В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как “Концерт”, “Амур-победитель”, “Гадалка”, “Нарцисс”. Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к “чистому” натюрморту и “авантюрному” жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.

Среди ранних религиозных произведений Караваджо — картины “Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной”, “Святая Екатерина Александрийская”, “Святая Мария Магдалина”, “Экстаз святого Франциска”, “Отдых на пути в Египет”, “Юдифь”, “Жертвоприношение Авраама”.

image © Фото : public domain

На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597-1600 годах для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею. Из них сохранились только две — “Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея” (1599-1600). Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — “Обращение Савла” и “Распятие апостола Петра”.

image © Фото : Микеланджело да Караваджо

В 1602-1604 годах художник написал “Положение во гроб” (“Снятие с креста”) для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В 1603-1606 годах создал композицию “Мадонна ди Лорето” для церкви Сант-Агостино. В 1606 году написана картина “Успение Марии”.

В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Раннуччо Томмазони Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался в 1607 году на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию.

В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.

В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе он написал большие алтарные картины “Семь дел милосердия” (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), “Мадонна Розария” и “Бичевание Христа”. На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна “Усекновение главы Иоанна Крестителя” и “Святой Иероним”, на Сицилии — “Погребение святой Луции” для церкви Святой Луции, “Воскрешение Лазаря” для генуэзского купца Ладзари и “Поклонение пастухов” для церкви Санта Мария дельи Анджели. К последним произведениям Караваджо относится также картина “Давид с головой Голиафа”, на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника.

В 1610 году, получив прощение от кардинала Гонзага, художник погрузил свои вещи на корабль, намереваясь вернуться в Рим, но так и не добрался до места назначения. На берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.

18 июля 1610 года Караваджо скончался от приступа малярии в итальянском городке Порто-Эрколе в возрасте 37 лет.

Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу, а также породило новое направление в искусстве — караваджизм.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий