Татьяна Черниговская: «Мир так устроен: барышня должна сопротивляться, а мужчина — проявлять настойчивость»

Биография

«Для того чтобы понять, как устроен мир, надо узнать, как устроен мозг», — в этом уверена Татьяна Владимировна Черниговская, всемирно знаменитый ученый и профессор кафедры языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Детство и юность

Черниговская родилась в феврале 1947 года в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье, где оба родителя — ученые. Постоянный пример служения науке, который демонстрировали отец и мать, а также то, что Таня училась в единственной в СССР школе, где преподавание шло на английском языке, определило будущее дочери.

По окончании школы Татьяна поступила в университет имени А. А. Жданова (сегодня СПбГУ), выбрав факультет английской филологии. Здесь студентка обучалась на кафедре экспериментальной фонетики.

Черниговская утверждала, что не планировала и не прогнозировала собственное будущее. Часто поступала импульсивно, что называется — по зову души. Поэтому, получив гуманитарное образование, еще в молодости ушла в биологию.

Наука

В 1977 году Татьяна Владимировна защитила кандидатскую диссертацию, а в 1993 году — докторскую. Тема звучит так: «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты». Черниговская — дважды доктор наук — биологических и филологических. До конца 90-х трудилась в Институте эволюционной физиологии и биохимии. Имеется и звание профессора. Предмет изучения чрезвычайно тонок и сложен, если коротко, то это — человеческий мозг.

В 2000 году по инициативе и настоянию Татьяны Владимировны на кафедре общего языкознания СПбГУ была открыта первая в стране специализация под названием «психолингвистика». По этой программе готовили первых российских магистров.

Профессиональная биография Черниговской включает тесное и плодотворное сотрудничество с рядом институтов Российской академии наук и с зарубежными вузами. Неоднократно Татьяну Владимировну приглашали в качестве лектора в крупнейшие университеты США и Европы.

Особой популярностью пользовалась лекция «Как научить мозг учиться?». С этим материалом Черниговская появлялась в эфире программы «Правила жизни», в лектории «Прямая речь» и участвовала в ряде научно-просветительских фестивалей.

Лекция Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться?»

Предметы, исследуемые Татьяной Владимировной, чрезвычайно сложные. В интересы профессора входят происхождение языка, его развитие и патология, теория эволюции и искусственный интеллект. На эту любопытную тему Черниговской написано больше 250 научных статей и монографий. Не только содержанием, но и названием выделяется книга «Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание». Работы печатаются как в российских, так и в иностранных изданиях.

Татьяна Владимировна — государственный стипендиат президента России и Фулбрайта (программа международных обменов). Помимо этого числится руководителем Петербургской школы психолингвистики. В январе 2010 года вышел указ президента, которым Черниговской присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ».

В апреле 2016 года телезрители получили возможность услышать любопытнейшие рассуждения Татьяны Владимировны в популярной программе Владимира Познера. Предмет разговора — устройство мозга. В беседе с телеведущим Черниговская затронула ряд волнительных вопросов: как функционирует человеческий разум, сможет ли это когда-нибудь досконально объяснить наука, как взаимодействуют мозг и личность, в чем состоит превосходство над компьютером.

В 2017 году нейролингвист получила очередное признание. РАН номинировала Татьяну Владимировну на золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. В этом же году Черниговская стала лауреатом золотой медали в номинации «Наука о жизни».

2020-й вызвал много публикаций различных экспертов на тему последствий пандемии коронавирусной инфекции. Не стала исключением и профессор, которая в конце лета дала интервью «Фонтанке». Черниговская предрекла глобальные перемены, с которыми не каждый сможет справиться. Зато более гибкие люди, напротив, смогут лучше проявить природные способности.

За годы научной деятельности Татьяна Владимировна объездила с выступлениями полмира, однажды даже читала лекции далай-ламе. Не удивительно, что такой успешный специалист обращал на себя внимание и подвергался критике. Обычно Черниговскую ругают за однозначные выводы и заявления. Ученая не любит разъяснять другие теории, с которыми не согласна.

Личная жизнь

Татьяна Владимировна посвящала монографии воспитанию билингвов, реабилитации детей с речевыми расстройствами и развитию когнитивных навыков у мальчиков и девочек, но о собственных отпрысках Черниговской прессе ничего не известно. Журналисты не знают, есть ли у профессора муж и наследники.

Татьяна Черниговская в программе «Познер»

Нейролингвист любит отдыхать в лесу или на побережье океана. Здесь Татьяна Владимировна попадает в ту среду, где женщине комфортно. Черниговская с улыбкой признает себя в некоторой мере снобом и эстетом. Например, читает книги только в бумажном, а не электронном варианте. Педагогу нравится держать их в руках, ощущать под пальцами текстуру страниц и «вдыхать» неповторимый «книжный» аромат.

Личная жизнь Черниговской — это, ко всему вышеперечисленному, слушание классической музыки и посещение театра. Источником удовольствия профессор считает обычные человеческие радости, такие как вкусная еда и хорошее вино. А еще Татьяна Владимировна уверена, что родная эпоха ученой — ушедший XIX век.

Татьяна Черниговская сейчас

Черниговская читает курсы «Психолингвистика», «Нейролингвистика» и «Когнитивные процессы и мозг» для студентов и аспирантов филологического и медицинского факультетов СПбГУ и факультета свободных искусств и наук. Параллельно сейчас преподаватель числится членом нескольких редколлегий научных журналов и организаций, среди которых Президиум Высшей аттестационной комиссии.

В начале весны 2021 года «Российская газета» сообщила, что организация «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» опросила педагогов учреждений разного профиля и установила, что Татьяна Владимировна — самая влиятельная женщина в Росси в области образования. Черниговская поблагодарила поклонников на странице в «Инстаграме».

Ученая с удовольствием делится рабочими фото с конференций и других мероприятий, дает советы и делится мыслями о Боге и жизни с подписчиками в социальной сети. Видеолекции Татьяна Владимировна иногда выкладывает на «Ютьюбе», среди которых пользователи выделяют «Сознание и мозг».

Награды и достижения

  • 1977 — защитила кандидатскую диссертацию
  • 1993 — защитила докторскую диссертацию «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты»
  • 2000 — по инициативе и настоянию Татьяны Черниговской на кафедре общего языкознания СПГУ была открыта первая в стране специализация под названием «Психолингвистика»
  • 2006 — избрана иностранным членом группы философии и филологии секции гуманитарных и социальных наук Норвежской академии наук
  • 2010 — указом Президента РФ Татьяне Владимировне Черниговской было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки РФ»
  • 2017 — лауреат Золотой медали РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний в номинации «Науки о жизни»

Интересные факты

  • Черниговская вела циклы телепередач на «Культуре» и других каналах. Рейтинговыми оказались программы под названием «Звездное небо мышления» и «Покажем зеркало природе».
  • Нейролингвист зачастую критикует принятые методы оценки интеллекта. Так, профессор утверждает, что тест IQ указывает лишь на развитие конкретных навыков, а обучение ребенка чтению в раннем детстве — глупость.
  • Татьяна Владимировна считает, что изучить мозг и уровень развития возможно только посредством объединения «нейронауки, лингвистики, математики и искусства».
  • Вклад Черниговской в науку признан мировым сообществом. Примером уважения служит и то, что ученая неоднократно становилась героиней биографических статей в британском издании International Biographical Center.
Рубрика: Краткие биографии

Татьяна Владимировна Черниговская (род. 1947) – советская и российская ученая в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки России.

Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.

image

В биографии Черниговской есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Татьяны Черниговской.

Биография Черниговской

Татьяна Черниговская появилась на свет 7 февраля 1947 года в Ленинграде. Она росла и воспитывалась в интеллигентной семье. Ее отец и мать были известными учеными.

Родители отдали дочь в школу, в которой все предметы преподавались на английском языке. Интересен факт, что в СССР это была единственная такого рода школа. После получения аттестата Татьяна поступила в местный университет, где обучалась на факультете английской филологии.

По словам Черниговской, в те годы биографии она не занималась планированием своего будущего. Нередко она поступала так, как ей хочется, а не как того требует общество. Именно поэтому, став дипломированным филологом, девушка, на удивление многих, решила заняться биологией.

Наука

В 1977 г. Татьяна Черниговская успешно защитила кандидатскую диссертацию, а спустя 16 лет удостоилась степени доктора биологических наук по теме «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты».

До 1998 г. женщина трудилась в Институте эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН в лабораториях биоакустики, функциональной асимметрии мозга человека и сравнительной физиологии сенсорных систем.

Кроме этого, Черниговская занимала должность замдиректора НБИК Центра Курчатовского института. В 2000 г. она добилась того, чтобы в стенах СПбГУ появилась новая учебная специализация – «Психолингвистика». К слову, под психолингвистикой подразумевается дисциплина, изучающая взаимоотношение языка, мышления и сознания.

image

Сегодня Татьяна Владимировна является признанным знатоком в сфере нейропсихологии, нейрофизиологии и психолингвистики, причем не только в России, но и в мире. Вследствие этого, она неоднократно выступала с лекциями в крупнейших американских и европейских вузах.

Черниговская часто входила в состав разных престижных форумов, на которых поднимались темы касательно устройства мозга, психологии, теории сознания, нейронауки и т. д. Одновременно с этим, она была организатором около полусотни международных встреч, проходивших в разных странах.

Стоит заметить, что Татьяна Черниговская обладает прекрасными организаторскими качествами, охотно сотрудничает с рядом научно-исследовательских центров, а также возглавляет множество научных проектов и выступает с лекциями перед разной аудиторией.

За годы научной биографии Черниговская участвовала во множестве телепроектов, где доходчиво доносила зрителю информацию о способностях и структуре человеческого мозга, наряду с другими подобными темами. Часто она побуждала публику задавать ей сложные вопросы, на которые пыталась отвечать так, чтобы ответ был понятен простому человеку.

Области, изучаемые Татьяной Черниговской, необычайно сложные: происхождение языка, его развитие и патология, теория эволюции, искусственный интеллект и др. В 2010 г. она удостоилась звания «Заслуженного деятеля науки РФ».

Через несколько лет Татьяна Владимировна стала лауреатом Золотой медали за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. Положением на сегодня она является автором или соавтором свыше 360 научных трудов.

Личная жизнь

О личной биографии Черниговской известно очень мало. Не смотря на то, что она постоянно находится на публике и дает сотни интервью, женщина ни разу не обмолвилась о своем муже или детях. По этой причине достоверно неизвестно, есть ли у нее вообще супруг и дети.

Татьяна Владимировна любит проводить отдых в лесу или на береге моря. Она предпочитает читать книги только в бумажном варианте, а также является поклонницей классической музыки и театра. Интервьюеры неоднократно спрашивали ее о том, с кем бы ей хотелось больше всего пообщаться из ныне живущих или умерших людей.

На этот вопрос Черниговская всегда отвечала одинаково – с Александром Сергеевичем Пушкиным. Любопытно, что она с удовольствием употребляет спиртное и даже самостоятельно изготавливает так называемую «хреновуху».

Татьяна Черниговская сегодня

Ученая читает курсы «Психолингвистика», «Нейролингвистика» и «Когнитивные процессы и мозг» для студентов, а также входит в состав нескольких редколлегий научных журналов и организаций, включая Президиум Высшей аттестационной комиссии.

В 2021 г. организация «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» провела соцопрос среди множества преподавателей различного профиля, который показал, что Татьяна Черниговская – самая влиятельная женщина в Российской Федерации в сфере образования. Она имеет страницы в разных социальных сетях, включая «Инстаграм».

Если вам понравилась краткая биография Черниговской – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку: Copyright © 2022

MAXCACHE: 0.56MB/0.00264 sec

Top495

Черниговская Татьяна Владимировна (07.02.1947) – ученый, исполняющий обязанности завкафедры проблем слияния естественных и гуманитарных наук, директор Института когнитивных исследований, доктор филологических и биологических наук, профессор. Обладатель звания заслуженный деятель науки Российской Федерации, автор более двух сотен научных публикаций и трудов.

Ранние годы

Родилась в северной столице в интеллигентной семье. Профессия матери и отца была связана с наукой. Училась в единственной в Советском Союзе школе, где преподавали на иностранном языке. Школа располагалась во Фрунзенском районе г. Санкт-Петербурга. Подростком Черниговская стала увлекаться английской филологией и осознанно начала готовиться к поступлению в университет.

Образование

После получения аттестата поступила в Санкт-петербургский государственный университет (до 1989 года Ленинградский ордена Ленина государственный университет имени Андрея Жданова). Изучала экспериментальную фонетику. Получив диплом филолога, некоторое время преподавала. По словам Татьяны Владимировны ей быстро наскучила работать на кафедре. Ушла с работы и продолжила обучение.

Дальнейшее образование Татьяны было связано с биологией. По ее словам, ей приходилось много наверстывать и учиться, чтобы сдать кандидатский минимум. В тридцатилетнем возрасте защитила кандидатскую диссертацию по специальности «физиология». Защитила докторскую по теме «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты» в 1997 году.

Профессиональная деятельность

В период работы над диссертацией, Татьяна Владимировна изучала возможности человеческого мозга. Работала ведущим научным сотрудником в Институте эволюционной физиологии и биохимии имени Сеченова Российской академии наук, вплоть до 1998 года. Параллельно осуществляла работу по экспериментальным и клиническим исследованиям ментального вокабуляра русского языка.

Через два года после получения докторской степени инициировала открытие новой специализации на базе филологического факультета Санкт-петербургского государственного университета. Занималась популяризацией новой дисциплины и раскрытием связи между мышлением, языком и сознанием. Интересу общественности во много способствовало умение Черниговской увлекательно и просто рассказывать о сложных процессах, происходящих внутри головного мозга.

Кроме работы в СПбГУ, Татьяна Владимировна преподавала в Европейском университете. Была инициатором международных программ подготовки аспирантов по психо- и нейролингвистике, читала лекции для посетителей лектория «Прямая речь». В настоящее время является директором Института когнитивных исследований, исполняет обязанности завкафедрой проблем слияния естественных и гуманитарных наук.

На счету Татьяны Черниговской более двухсот пятидесяти работ, посвященных темам происхождения языка, развитию и его патологиям, формированию искусственного интеллекта, исследованиям эволюции мозга и др. Является членом редколлегии: «Вопросы философии», «Вопросы искусственного интеллекта», «Нейрофилософия», «Шаги», «Язык и речевая деятельность» и др.

В 2006 году стала членом Норвежской академии наук, а через четыре года стала заслуженным деятелем науки России. Является почетным членом Семиотического общества Финляндии. Обладательница большого количества профессиональных и государственных наград, последняя из которых – Премия правительства г. Санкт-Петербург в номинации «физиология и медицина – имени Павлова», получена в 2021 году.

Помимо научной и преподавательской деятельности была ведущей таких телевизионных познавательных программ как: «Встреча на вершине», «Звездное небо мышления», «Ночь», «Интеллект», «Покажем зеркало природе» и др. Выступала в качестве гостя и принимала участие в таких проектах как: «Еще не Познер», «Правила жизни дома», «Познер», «Линия жизни», «Просто о сложном с Софико Шаварнадзе», «Стрелец-молодец!» и др.

У Татьяны Владимировны есть несколько страниц в социальных сетях. Так, на ее блог в Instagram подписано более шестисот пятидесяти тысяч человек. В своем блоге Черниговская делится с подписчиками мыслями на актуальные темы и рассуждает о происходящих в мире событиях, изредка добавляя личные фотографии. На ее официальную страницу в Facebook подписано более полумиллиона человек. Контент на ее страницах незначительно отличается.

Семья

Татьяна Владимировна не афиширует свою личную жизнь и не дает по этому поводу никаких комментариев. В интернете и СМИ нет информации и какого-либо упоминания о ее супруге и детях. При этом, Черниговская рассказывает иногда о своих личных предпочтениях и хобби. Так, в интервью петербургскому журналу о людях «Собака.ру» рассказала, что хотела бы освоить музыку и математику, но, по ее словам, не имеет к этому способностей.

Обожает читать художественную литературу и считает это занятие своей самой большой радостью в жизни. Любит экспериментировать и придумывать новые интерпретации известных блюд. Есть домашний питомец – британский кот, который по словам Татьяны обладает способностями понимать мысли и чувства своей хозяйки. Отдыхать предпочитает на природе: в лесу или у моря.

Награды и звания

  • 2010 — Заслуженный деятель науки РФ
  • 2017 — Золотая медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний
  • 2021 — Премия имени академика Павлова — Физиология и медицина
Татьяна Владимировна Черниговская
Дата рождения 7 февраля 1947(1947-02-07) (75 лет)
Место рождения Ленинград, РСФСР, СССР
Страна  СССР  Россия
Научная сфера нейролингвистика
Место работы СПбГУ
Альма-матер СПбГУ
Учёная степень доктор биологических наук
Учёное звание профессор, член-корреспондент РАО
Награды и премии

Татья́на Влади́мировна Черни́говская (род. 7 февраля 1947, Ленинград, РСФСР, СССР) — советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ (2010)[1]. Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.

По её инициативе в 2000 году впервые открыта учебная специализация «Психолингвистика» (на кафедре общего языкознания филологического факультета СПбГУ).

Биография

Родилась в Ленинграде. Сведений о родителях и семье нет. Окончила среднюю образовательную школу № 213 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Училась на отделении английской филологии филологического факультета Ленинградского государственного университета. Специализировалась в области экспериментальной фонетики. До 1998 года работала в Институте эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН в лабораториях биоакустики, функциональной асимметрии мозга человека и сравнительной физиологии сенсорных систем (ведущий научный сотрудник). Заместитель директора НБИК Центра Курчатовского института.

В 1977 году в Институте эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова АН СССР защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата биологических наук по теме «Особенности восприятия человеком низкочастотной амплитудной модуляции звука и амплитудно-модуляционные характеристики речи» (специальность 03.00.13 — физиология человека и животных). В 1993 году там же в форме научного доклада защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора биологических наук по теме «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты» (специальности 03.00.13 — физиология человека и животных и 10.02.19 — теория языкознания). Официальные оппоненты — доктор медицинских наук, профессор А. Н. Шеповальников, доктор биологических наук, профессор В. И. Галунов и доктор филологических наук, профессор Л. В. Сахарный. Ведущая организация — Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН.

Профессор факультета свободных наук и искусств СПбГУ; основное место работы — профессор филологического факультета СПбГУ. Заведует кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук и заведующая лабораторией когнитивных исследований. Член Ученого совета СПбГУ.

International Biographical Center регулярно публикует о ней биографические статьи, в частности в издании «2000 Outstanding Intellectuals of the 21st Century».

Научная деятельность

Т. В. Черниговская является специалистом в области когнитивных наук − психолингвистики, нейропсихологии и нейрофизиологии.

Читает курсы «Психолингвистика», «Нейролингвистика» и «Когнитивные процессы и мозг» для студентов и аспирантов филологического и медицинского факультетов СПбГУ, Факультета свободных искусств и наук.

Является лектором в лектории «Прямая речь».

Вела цикл телевизионных передач на канале «Культура» — «Звёздное небо мышления», «Покажем зеркало природе…», «Встреча на вершине», «Агора», «Правила Жизни» и «Петербург — Пятый канал» — «Ночь», рубрика «Интеллект»[2].

Являлась президентом Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований (2008—2010).

Членства

  • Член Президиума ВАК РФ
  • Член межведомственной рабочей группы «Приоритетные и междисциплинарные научные исследования» Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию
  • Член Президиума Российской ассоциации содействия науке (РАСН)
  • Член федерального реестра экспертов научно-технической сферы при Министерстве Образования и науки
  • Почетный член Семиотического общества Финляндии.
  • В 2006 году избрана иностранным членом группы философии и филологии секции гуманитарных и социальных наук Норвежской академии наук.
  • Член многих других российских и международных обществ.

Награды

9 января 2010 года указом Президента РФ присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

В 2017 году была лауреатом Золотой медали за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Премия Правительства Санкт-Петербурга «за выдающиеся научные результаты в области науки и техники в 2021 году» в номинации «физиология и медицина — премия имени И. П. Павлова» — за крупный вклад в исследование высших функций мозга человека — мышления, языка и сознания[3].

21 апреля 2022 года награждена Медалью Л. С. Выготского[4].

Библиография

Член редколлегий журналов РАН «Вопросы философии», «Вопросы искусственного интеллекта», «Социо- и психолингвистические исследования», «Нейрофилософия», «Человек», журнала ШАГИ/STEPS (журнал Школы актуальных гуманитарных исследований, издаваемый РАНХиГС), «The International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE)», «The International Journal of Engineering, Management and Information Sciences (IJEMIS)», Слово. РУ: «Балтийский акцент» (реферируемое издание Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта).

Монографии

  • Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание / Санкт-Петербургский гос. ун-т, Фак. свободных искусств и наук. — М. : Языки славянской культуры, 2013. — 447 с. — (Разумное поведение и язык; Language and reasoning). — ISBN 978-5-9551-0677-9.
    • Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание / Санкт-Петербургский гос. ун-т, Фак. свободных искусств и наук. — 2-е изд. — М.: Языки славянской культуры, 2016. — 447 с. — (Разумное поведение и язык; Language and reasoning). — ISBN 978-5-94457-259-2.
  • Черниговская Т. В. и др. Взгляд кота Шрёдингера: Регистрация движений глаз в психолингвистических исследованиях / Санкт-Петербургский гос. ун-т. — 2-е изд. — СПб : СПбГУ, 2019. — 228 с. — ISBN 978-5-288-05929-2.

Статьи

Ученым опубликовано более 360 статей, среди них:

  • Черниговская Т. В., Морозов В. П. Связь порогов слуха человека к амплитудно-модулированному звуку и амплитудно-модуляционным характеристикам речи // Биофизика. — 1974. — Т. 19. — № 6. — С. 1104—1106.
  • Морозов В. П., Черниговская Т. В. Об избирательной чувствительности слуха человека к амплитудно-модуляционным характеристикам речи // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. — 1975. — Т. 11. — № 5. — С. 469—473.
  • Черниговская Т. В., Розенблюм А. С. Влияние процесса научения на восприятие амплитудно-моделированных звуков // Физиология человека. — 1976. — Т. 1. — № 5. — С. 825—829.
  • Гершуни Г. В., Богданов Б. В., Вакарчук О., Мальцев В. П., Черниговская Т. В. Распознавание человеком разных типов звуковых сигналов, издаваемых обезьянами Cebus capucinus // Физиология человека. — 1976. — Т. 2. — № 3. — С. 407—418.
  • Черниговская Т. В. Зависимость восприятия низкочастотной амплитудной модуляции от возраста и тренировки // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. — 1976. — Т. 12. — № 4. — С. 387—389.
  • Морозов В. П., Черниговская Т. В. Особенности обнаружения человеком амплитудно-модулированного звука людьми с профессионально — музыкально тренированным слухом // Акустический журнал. — 1977. — Т. 23. — № 1. — С. 153—155.
  • Черниговская Т. В. Чувствительность слуха низкочастотной амплитудной модуляции у детей в норме и тугоухости // Физиология человека. — 1978. — Т. 4. — № 2. — С. 291—295.
  • Розенблюм А. С., Черниговская Т. В. Восприятие амплитудно-модулированного тона больными с периферическими нарушениями слуха // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. — 1978. — № 2.
  • Вартанян И. А., Черниговская Т. В. Влияние различных параметров акустической стимуляции на оценку человеком изменения расстояния от источника звука // Физиологический журнал. — 1980. — № 1. — С. 101—108.
  • Вартанян И. А., Розенблюм А. С., Черниговская Т. В., Пахомова О. Г. Оценка сложных сигналов слуховой системой человека (психофизический и клиникофизиологический аспекты) // Физиологический журнал. — 1981. — Т. 7. — № 6. — С. 984—1001.
  • Черниговская Т. В., Деглин В. Л., Меншуткин В. В. Функциональная специализация полушарий мозга человека и нейрофизиологические механизмы языковой компетенции // Доклады АН СССР. — Т. 267. — № 2. — С. 499—502.
  • Черниговская Т. В., Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Билингвизм и функциональная асимметрия мозга // Учёные записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. — 1983. — Вып. 16. — С. 62—83.
  • Черниговская Т. В., Деглин В. Л. Проблема внутреннего диалогизма (нефрофизиологическое исследование языковой компетенции) // Учёные записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. — 1984. — Вып. 17. — С. 48—67.
  • Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Нейропсихологические особенности обеспечения билингвизма в свете функциональной асимметрии мозга // Физиология человека. — 1984. — Т. 10. — № 4. — С. 525—530.
  • Деглин В. Л., Черниговская Т. В., Меншуткин В. В. Анализ лексического и грамматического материала в условиях преходящей инактивации левого и правого полушарий мозга // Физиология человека. — 1985. — Т. 11. — № 1. — С. 44—50.
  • Черниговская Т. В., Деглин В. Л. Метафорического и силлогистическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга // Учёные записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. — 1986. — Вып. 19. — С. 68—84.
  • Николаенко Н. И., Черниговская Т. В. Восприятие сложных цветовых образов и функциональная асимметрия мозга // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 107—112.
  • Черниговская Т. В. Латерализация языков и билингва // Вестник МГУ. — 1990. — № 2. — С. 15—25.
  • Деглин В. Л., Черниговская Т. В. Решение силлогизмов в условиях преходящей инактивации левого и правого полушарий мозга // Физиология человека. — 1990. — Т. 16. — № 5. — С. 21—28.
  • Вартанян И. А., Черниговская Т. В. Вокализационная и речевая системы мозга: эволюционно-нейробиологический анализ Журнал эволюционной биохимии и физиологии. — 1990. — № 6. — С. 826—836.
  • Вартанян И. А., Черниговская Т. В. Роль несущей частоты в восприятии сигналов с различной ритмической структурой (проблема асимметрии) // Сенсорные системы. — 1993. — № 1. — С. 36—39.
  • Наточин Ю. В., Меншуткин В. В., Черниговская Т. В. Общие черты эволюции функций гомеостатических и информационных систем // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. — 1992. — Т. 28. — № 5. — С. 623—637.
  • Chernigovskaya T. V. Amplitude modulation sensivity // Neuroscience and Behavioral Physiology. — 1977. — № 4.
  • Chernigovskaya T. V., Balonov L. J., Deglin V. L. Bilingualism and brain functional asymmetry // Brain and Language. — 1983. — Vol. 20. — P. 195—216.
  • Chernigovskaya T. V., Deglin V. L. Brain functional asymmetry and neural organization of linguistic competence // Brain and Language. — 1986. — Vol. 29. — № 1. — P. 141—155.
  • Vartanian I. A., Chernigovskaya T. V. Accustical space and speech perception // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. — 1991. — Vol. 13. — № 1. — P. 36—37.
  • Chernigovskaya T. V., Vartanian I. A. The role of hemispheric mechanisms in processing affective and linguistic prosody // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. — 1992. — Vol. 14. — № 1. — P. 92.
  • Vartanian I. A., Chernigovskaya T. V. Auditory processing of high and low frequencies and rthythyms of acoustic stimull // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. — 1992. — Vol. 14. — № 1. — P. 91—92.
  • Chernigovskaya T. V. Nominal realism and animistic thinking: Manifestations of the right hemisphere mentality // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. — 1993. — Vol. 15. — № 1. — P. 26.
  • Liska Jo, Chernigovskaya T. V., Vartanian I. A. Psychophysiological and neurolinguistic processing cross-species signs // Сенсорные системы. — 1993. — № 4.

Примечания

  1. Указ Президента РФ от 09.01.2010 № 33 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования „Санкт-Петербургский государственный университет“» // Официальный сайт Президента РФ Архивировано 17 апреля 2013 года.. — 14.01.2010.
  2.  Как устроен мозг Эрудита. Ночь Интеллект Черниговская №14 . Александр Друзь.
  3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.05.2021 № 328 “О присуждении премий Правительства Санкт-Петербурга «за выдающиеся научные результаты в области науки и техники в 2021 году» //Санкт-Петербургские ведомости. — 2021. — 2 июня.
  4. Татьяна Владимировна Черниговская награждена медалью Л. С. Выготского - Российская академия образования (неопр.). rusacademedu.ru. Дата обращения: 30 апреля 2022.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 31 июля 2022 в 21:42.

image
image
image
image
image

Биография

«Для того чтобы понять, как устроен мир, надо узнать, как устроен мозг». В этом уверена Татьяна Владимировна Черниговская, всемирно знаменитый ученый и профессор кафедры языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Татьяна Черниговская родилась в феврале 1947 года в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье, где оба родителя – ученые. Постоянный пример служения науке, который демонстрировали папа и мама, а также учеба в единственной в СССР школе, где преподавание шло на английском языке, определили будущее дочери.

image Ученый Татьяна Черниговская

По окончании школы Татьяна Черниговская поступила в местный университет (СПГУ), выбрав факультет английской филологии. Здесь студентка обучалась на кафедре «Экспериментальная фонетика». Как утверждает Татьяна Владимировна, женщина никогда не планировала и не прогнозировала собственное будущее. Часто поступала импульсивно, что называется – по зову души. Поэтому, получив гуманитарное образование, Черниговская ушла в биологию. До конца 90-ых трудилась в Институте эволюционной физиологии и биохимии.

Читайте также:  Арсений Попов: «На Земле нет человека без чувства юмора»

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача. Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту. По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Наука

В 1977 году Татьяна Черниговская защитила кандидатскую диссертацию, а в 1993 году докторскую. Тема диссертации звучит так: «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты». Татьяна Владимировна является доктором двух наук – биологических и филологических. У нее имеется звание профессора.

image Татьяна Черниговская

Предмет изучения профессора Черниговской чрезвычайно тонок и сложен. Если коротко – то это человеческий мозг. А если немного шире, то это психо- и нейролингвистика. Татьяна Владимировна уверена, что этот предмет невозможно качественно и глубоко изучить без взаимообогащения разных областей науки. Если мозг исследовать только в медицинском плане, то от понимания предмета изучения уйдет множество интереснейших аспектов. Поэтому для того, чтобы глубоко исследовать, по утверждению героя Леонида Броневого из «Формулы любви», такой «темный» предмет, как голова, нужны не только биология, но и лингвистика, психология, биология, медицина, химия и нейронауки.

В 2000 году по инициативе и настоянию Татьяны Черниговской на кафедре общего языкознания СПГУ была открыта первая в стране специализация под названием «Психолингвистика». По этой программе начали готовить первых российских магистров.

image Профессор, заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская

Сегодня Татьяна Черниговская читает курсы «Психолингвистика», «Нейролингвистика» и «Когнитивные процессы и мозг» для студентов и аспирантов филологического и медицинского факультетов СПбГУ, Факультета свободных искусств и наук, а также для аспирантов Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Научная биография Татьяны Черниговской – это тесное и плодотворное сотрудничество с рядом институтов Российской Академии Наук, а также с вузами Европы и Америки. Татьяна Владимировна – государственный стипендиат Президента России и Фулбрайта (программа международных обменов). А еще она является руководителем «Петербургской школы психолингвистики».

Предметы, исследуемые профессором Татьяной Черниговской, чрезвычайно сложные. Это происхождение языка, его развитие и патология, теория эволюции и искусственный интеллект. На эту любопытную тему ею написано больше 250 научных трудов. Они печатаются как в российских, так и в зарубежных изданиях.

Татьяна Черниговская

Неоднократно Татьяну Владимировну приглашали и продолжают приглашать в качестве лектора в крупнейшие университеты США и Европы.

Лекции Татьяны Владимировны доступны не только студентам профильных специальностей. Татьяна Черниговская также читает публичные лекции в лектории «Прямая речь».

Увидеть и услышать знаменитого ученого зрители смогли после выхода на канале «Культура» цикла передач. Татьяна Черниговская вела цикл научно-популярных передач на канале «Культура»: «Звёздное небо мышления», «Покажем зеркало природе…», «Встреча на вершине», «Наблюдатель», «Правила жизни» и другие. Особенно рейтинговыми оказались циклы под названием «Звездное небо мышления» и «Покажем зеркало природе».

Также особой популярностью пользовалась лекция «Как научить мозг учиться?». С этим материалом Татьяна Черниговская появилась в эфире программы «Правила жизни», в лектории «Прямая речь», а также участвовала с ней в ряде научно-просветительских фестивалей.

Также Татьяна Черниговская появилась на телеканале «Петербург — Пятый канал», где в передаче «Ночь» вела рубрику «Интеллект». Впоследствии рубрика трансформировалась в цикл авторских передач «Ночь. Интеллект. Черниговская».

Читайте также:  Софья Синицына — биография, личная жизнь, фото, фильмография, слухи и последние новости 2020

Полный список телепередач, лекториев и интервью размещен на официальном сайте Татьяны Черниговской. К списку прикреплены ссылки на видео тех выступлений ученой, запись которых производилась и была выложена в Интернет.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое. Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.

Личная жизнь

Татьяна Черниговская посвятила ряд научных работ воспитанию детей-билингвов, развитию когнитивных навыков детей и реабилитации детей с речевыми расстройствами, но о собственных детях Татьяны Владимировны прессе ничего неизвестно. Журналисты не знают даже, есть ли вообще у профессора дети и муж.

Татьяна Владимировна Черниговская обожает отдыхать в лесу или на побережье океана. Здесь Татьяна Владимировна попадает в ту среду, где женщине наиболее комфортно. А еще Татьяна Черниговская любит наблюдать за поведением собственного домашнего питомца – кота породы «Британец». Как утверждает хозяйка, это существо понимает женщину без слов. У них телепатическая связь.

Ученый Татьяна Черниговская

Татьяна Черниговская с улыбкой признает себя в некоторой мере снобом и эстетом. Женщина читает книги только в бумажном, а не электронном варианте. Татьяне Владимировне нравится держать в руках, ощущать под пальцами текстуру страниц и «вдыхать» неповторимый «книжный» аромат.

Личная жизнь Татьяны Черниговской – это, ко всему вышеперечисленному, слушание классической музыки и посещение театра. Источником удовольствия профессор считает простые человеческие радости, такие как вкусная еда и хорошее вино. А еще женщина уверена, что родная эпоха ученой – это ушедший XIX век.

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ. Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Татьяна Черниговская сейчас

В апреле 2020 года телезрители получили возможность услышать любопытнейшие рассуждения Татьяны Владимировны в популярной программе Владимира Познера. Предмет разговора – устройство нашего мозга. В беседе с телеведущим Татьяна Черниговская затронула ряд волнующих телезрителей вопросов: как функционирует человеческий мозг, сможет ли это когда-нибудь досконально объяснить наука, как взаимодействуют мозг и личность, в чем состоит превосходство мозга над компьютером.

В 2020 году Татьяна Черниговская получила очередное признание собственной научной деятельности. Российская академия наук номинировала Татьяну Владимировну на Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. В этом же году Татьяна Черниговская стала лауреатом Золотой медали в номинации «Наука о жизни».

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне. Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Из: stolitsa.ee

Награды и достижения

  • 1977 год – защитила кандидатскую диссертацию
  • 1993 год – защитила докторскую диссертацию «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты»
  • 2000 — по инициативе и настоянию Татьяны Черниговской на кафедре общего языкознания СПГУ была открыта первая в стране специализация под названием «Психолингвистика»
  • 2006 год — избрана иностранным членом группы философии и филологии секции гуманитарных и социальных наук Норвежской академии наук
  • 2010 — указом Президента РФ Татьяне Владимировне Черниговской было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки РФ»
  • 2017 – лауреат Золотой медали РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний в номинации «Науки о жизни»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий