Три недели счастья: как сложилась жизнь вдовы Александра Кайдановского, с которой он состоял в браке около месяца

Биография

Александр Кайдановский — советский и российский актер, кинорежиссер и сценарист. Помимо работы над кинокартинами Александр Леонидович преподавал режиссерское мастерство.

Детство и юность

Актер и режиссер Александр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону. Его детство пришлось на тяжелые послевоенные годы. Тяга к искусству передалась мальчику с генами — мама работала режиссером детских спектаклей. И хотя папа служил инженером, дед Саши по отцу, Лев-Иезекииль Кайдановский, был артистом в Народном театре Екатеринослава.

С детства Александр рос свободолюбивым ребенком, характер у него был сложный. Мальчишка принимал решения сам, находился в постоянном поиске, ничьей власти не признавал. Мама мальчика поступила в московский институт культуры и уехала учиться в надежде стать актрисой, оставив семью и никого не предупредив. Когда мать вернулась, не добившись успеха в столице, семейная жизнь так и не наладилась. Супруг едва не застрелил ее на глазах у сына.

В 1960 году родители развелись. Александр несколько месяцев прожил с матерью, а затем решил жить с отцом и его новой супругой. Но у них появились собственные дети, мать также вышла замуж — ребенок оказался никому не нужен. Будущему актеру пришлось жить у бабушки, а потом и вовсе в интернате. После восьмилетки он уехал в Днепропетровск учиться на электросварщика, но уже через год понял, что это не его профессия.

Александр забрал документы из техникума и поступил в Ростовское училище искусств. И снова помешал его взрывной характер: он рассорился с режиссером и заканчивал курс уже у другого преподавателя — Михаила Бушнова, который стал его наставником. Позднее Бушнов вспоминал, что неуправляемый характер Кайдановского его не пугал, более того, они ни разу не поссорились.

В 1965 году Александр окончил училище и переехал в Москву. В столице он поступил в МХАТ, проучился пару месяцев и перевелся в Щукинское училище. Там Кайдановский познакомился и подружился с Леонидом Филатовым. Тот вспоминал, как виртуозно матерился ростовчанин, как легко он говорил на бандитском жаргоне и как ночами напролет увлеченно беседовал о литературе, демонстрируя такие знания, которыми не каждый специалист может похвастаться.

Театр

Театральный дебют Кайдановского состоялся, когда он учился на 2-м курсе Щукинского училища. Студент сыграл Гамлета — по-своему, нестандартно. Некоторым критикам такой подход к классике не понравился, но интеллектуальную игру и талант студента они признали безоговорочно.

После Щукинского училища Александр устроился в Театр имени Евгения Вахтангова. Его пригласили в труппу неслучайно и пророчили образ князя Мышкина в спектакле «Идиот», но не случилось. Вместо этого актер играл роли второго плана. Он терпел 3 года, но в 1972 году нервы сдали. Кайдановский уволился из театра, заявив, что «вахтанговская корпорация отравила в нем любовь к театру».

Начались тяжелые времена безденежья, жизни в полуподвальном помещении. В Александра не верили ни актеры, ни режиссеры, взрывной характер нередко становился причиной конфликтов и однажды едва не привел молодого человека в тюрьму. Михаил Ульянов даже посоветовал ему вернуться в Ростов и там устроить свою жизнь. Кайдановский же поступил по-своему — ушел служить в армию. Это решение стало поворотным в его судьбе.

Фильмы

Александр служил в кавалерийском полку при «Мосфильме». Тогда-то его и пригласили в драму «Свой среди чужих, чужой среди своих». В картине он сыграл поручика Лемке и проснулся знаменитым. Образ Лемке получился настолько удачным, что многим режиссерам захотелось повторить его в своих картинах. В 70-х Кайдановский снялся в фильмах «Жизнь Бетховена», «Золотая речка» и других. Сам актер от штампа «белого офицера» был не в восторге, ему хотелось играть сложные психологические роли.

Знаковой стала картина «Сталкер» Андрея Тарковского — актер сыграл в ней главного персонажа. Его герой получился настолько многогранным и неоднозначным, что зрители, затаив дыхание, следили за ним у телеэкранов. По словам артиста, он ленту не любил. После этой роли Кайдановский решил сам снимать фильмы.

Его первой работой стала картина «Простая смерть», удостоенная приза на кинофестивале в Испании. Затем Александр снял ленты «Гость» и «Жена керосинщика», сыграл в «Дыхании дьявола» и «Десяти негритятах».

В 1992 году режиссер получил звание «Заслуженный деятель искусств РФ».

Последней актерской работой Кайдановского стала выпущенная в 1995 году картина «Свадебный марш». Она вышла как часть киноальманаха под названием «Прибытие поезда». В этом же году появилась и последняя работа Александра как режиссера. Это оказался не фильм и даже не короткий метр, а музыкальный клип на песню «Гарсон № 2» Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум».

В 90-х актер перестал снимать и сниматься — говорил, что наступила эра дурного кино. Артист зарабатывал на жизнь написанием сценариев и лекциями на драматических курсах. В последние годы жизни Александр Леонидович начал работать над фильмом «Восхождение к Эрхарду», но так и не закончил его.

Личная жизнь

Кайдановский был женат 4 раза, а вот детей за все 4 брака родилось трое, по одному ребенку от разных жен в первых 3 браках. С первой супругой Ириной актер познакомился в Ростове, там же они расписались, вместе переехали в Москву. Их брак длился 9 лет — это было сложное время, и в итоге пара рассталась. В этом браке у Александра родилась дочь.

Первую семью разрушил роман Кайдановского с Валентиной Малявиной — на тот момент она была замужем за режиссером Павлом Арсеновым. Супруга артиста, узнав об измене, уехала с дочерью в Ростов.

Роман Валентины и Александра длился 6 лет, но свадьбой так и не закончился. Эти отношения были отравлены скандалами, ревностью и болезненной страстью, Кайдановский не раз поднимал на любовницу руку, а Малявина даже резала себе вены. Впрочем, измены, рукоприкладство и тяжелый характер актера стали причиной разрушения и последующих браков.

Второй супругой режиссера стала актриса Евгения Симонова, знакомство с которой состоялось на съемках фильма «Пропавшая экспедиция». Брак продлился 5 лет. У Кайдановского и Симоновой есть дочь Зоя. Она пошла по родительским стопам и стала актрисой.

Третья супруга Александра — балерина Большого театра Наталия Судакова. У пары родился сын Андрей, он, как и мать, стал артистом балета. Молодой человек учился в Московском хореографическом училище, а потом продолжил заниматься хореографией за границей.

Сын Кайдановского совершенствовался в балетных школах в австрийском Санкт-Пельтене и в Вене, а также в немецком Штутгарте. В Австрии Андрей остался и после учебы – молодого артиста приняли на работу в балет Штатсоперы в Вене.

Актер развелся с третьей женой незадолго до смерти, а за 3 недели до трагического дня расписался с Инной Пиварс. Гостей на свадьбе практически не было — друзья артиста не приняли эту свадьбу всерьез. Четвертая супруга была младше Кайдановского на 26 лет, она только начинала актерскую карьеру. До свадьбы они встречались на протяжении 2 лет.

Долгое время актер жил в коммунальной квартире. В середине 1995 года Кайдановский наконец получил долгожданный ордер на собственное жилье и приглашение в жюри Каннского фестиваля. К сожалению, здоровье мэтра уже было подорвано.

Болезнь и смерть

Александр перенес 2 инфаркта подряд. Утром 3 декабря 1995 года у актера случился 3-й инфаркт, который и стал причиной смерти Кайдановского. По словам его супруги Инны, 49-летний режиссер очень боялся этого рубежа — его отец и мать умерли от сердечного приступа именно в этом возрасте.

Могила артиста находится на 10-м участке Кунцевского кладбища в городе Москве, на захоронении установлен каменный православный крест без фото.

Через 3 года после этого трагического события в память о творчестве Кайдановского режиссер Евгений Цымбал презентовал биографическую картину «Сны Сталкера».

В 2000 году вышла первая книга, в которой была описана биография актера «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели» авторства Раззакова. А через 2 года издательство «Искусство» выпустило еще одну биографическую книгу об артисте «Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях».

Режиссеру посвящены документальные фильмы «Трагедия Сталкера» (2005), «Жажда крови» (2019) и «По лезвию бритвы» (2021), где раскрываются тайны личной жизни и карьеры Кайдановского на основании архивов и воспоминаний бывших жен и любовниц, детей, друзей и коллег.

Фильмография

  • 1967 — «Анна Каренина»
  • 1970 — «Спокойный день в конце войны»
  • 1972 — «Четвертый»
  • 1973 — «Крах инженера Гарина»
  • 1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих»
  • 1975 — «Пропавшая экспедиция»
  • 1975 — «Под крышами Монмартра»
  • 1975 — «Бриллианты для диктатуры пролетариата»
  • 1978 — «Жизнь Бетховена»
  • 1979 — «Телохранитель»
  • 1979 — «Сталкер»
  • 1981 — «И с вами снова я»
  • 1982 — «Кафедра»
  • 1992 — «Дыхание дьявола»
  • 1995 — «Исповедь незнакомцу»

Интересные факты

  • Голосом Кайдановского говорят герои мультфильмов «Вперед, время!», «Возвращение», «Контракт» и пр.
  • Внешность Александра в образе главного героя фильма «Сталкер» разработчики игры «S.T.A.L.K.E.R. Чистое небо» использовали в качестве прототипа главного протагониста.

23 июля могло бы исполниться 74 года известному актеру театра и кино, кинорежиссеру, сценаристу, педагогу Александру Кайдановскому, но уже 25 лет его нет среди живых. Его называли одним из самых загадочных советских актеров, который и на зрителей, и на знакомых, и на женщин действовал магнетически – все попадали под влияние его таланта и своеобразного отрицательного обаяния и называли встречу с ним самым незабываемым впечатлением. Правда, однажды роман с известной актрисой едва не стоил жизни им обоим… Актер и режиссер Александр Кайдановский | Фото: kino-teatr.ruО сложном характере актера говорили все, с кем он был знаком. Кайдановский был человеком страстным, прямолинейным, нетерпимым, бескомпромиссным и непримиримым – если что-то не соответствовало его взглядам, уходил не раздумывая. Те, кто близко знал актер, были уверены в том, что таким его сделало несчастливое детство: отец с матерью постоянно ссорились, и однажды он сбежал от них к бабушке, откуда угодил в интернат. Порядки, царившие там, сделали его агрессивным – по любому поводу он бросался в драку. Позже эта черта трансформировалась в привычку рвать все связи, если они в чем-то его не устраивали. Актер и режиссер Александр Кайдановский | Фото: kino-teatr.ruТак было и в профессии, и в личной жизни. Так, например, после 8-го класса Александр поступил в Днепропетровский сварочный техникум, но через год бросил учебу. Когда он окончил Ростовское училище искусств и попал по распределению в местный драмтеатр, без промедлений заявил главному режиссеру о том, что рассчитывает на главную роль в новом спектакле. После того, как не получил желаемого, ушел из театра и уехал в Москву. А там, поступив в Школу-студию МХАТ, через месяц бросил учебу, жалуясь на скуку. В театре им. Вахтангова, не получив роль князя Мышкина, о которой мечтал, Кайдановский немедленно уволился из театра. Александр Кайдановский и его первая жена Ирина Бычкова | Фото: stuki-druki.comТаким же он был и в отношениях с женщинами. Со своей первой супругой Ириной Бычковой он познакомился в Ростове, там же они и расписались. Позже он забрал ее к себе в Москву. Правда, условия жизни там были очень сложными: супруги поселились в подвальной комнате старого, разрушающегося дома с прогнившими половицами и затхлым духом из подвала. В таких условиях растить новорожденную дочь Дашу было очень непросто. Непримиримый характер мужа не давал его спутнице надежды на то, что когда-нибудь у него появится постоянная работа и хоть какая-то уверенность в завтрашнем дне. В семье не прекращались ссоры. Ирина грозилась ухать к родным в Ростов, если муж не остепенится, но и эти угрозы не возымели действия. Актриса Валентина Малявина | Фото: vokrug.tvОднажды актер просто не пришел домой. На тот момент у него уже начался бурный роман с коллегой, актрисой Валентиной Малявиной, и он остался жить с ней. Кайдановский вначале познакомился с ее мужем, режиссером Павлом Арсеновым, тот часто звал его в гости, но актер не соглашался. Позже он признался Малявиной, что уже тогда был в нее влюблен и боялся встреч с ней. Для его жены этот период стал страшным сном. Позже она рассказывала: «Однажды Саша пришёл домой с актрисой, своей коллегой по съёмкам. Это была Валя Малявина. Она в наш дом вошла как друг семьи… А закончилось тем, что однажды мы легли спать – и вдруг звонок в дверь. Саша говорит: «Это Валентина. Не будем открывать». Она звонила, долго стучала в дверь, а потом просто открыла шпингалет форточки и влезла в окно. Глубокой ночью, к женатому человеку… После недолгого разговора с Сашей она собралась уходить. Саша пошёл её провожать и… вернулся под утро в невменяемом состоянии, неся на вытянутой руке оторванный рукав собственного пиджака… Как показала жизнь, все Сашины бурные романы проходили по одному сценарию – он влюблялся в своих партнёрш. Сначала это была я, потом Валя Малявина, затем Женя Симонова…». Актриса Валентина Малявина | Фото: kino-teatr.ruИх отношения были очень страстными, неоднозначными и изматывающими. Поначалу оба оставались в семьях, хотя об их романе уже было всем известно. Однажды Малявина пришла к жене Кайдановского и заявила, что из семьи его не уводит и сама разводиться со своим мужем не собирается. Арсенов был готов ей все простить и просил ее одуматься, но сохранить семьи так и не удалось. Однако даже совместная жизнь не приносила Кайдановскому и Малявиной счастья. После очередной бурной ссоры они решили вместе уйти из жизни. Малявина тут же полоснула себя лезвием по венам, а Кайдановский все не мог решиться. И тогда это сделала актриса. Следующие два дня они оба провели в больнице. Евгения Симонова и Александр Кайдановский в фильме *Пропавшая экспедиция*, 1975 | Фото: aif.ruТакие отношения не могли продлиться долго. Спустя 6 лет оба начали уставать друг от друга. Кайдановский чувствовал себя одиноким даже в отношениях, и разрыв был неизбежен. После их расставания какое-то время актер находил утешение в случайных романах, пока однажды, на съемках фильма «Пропавшая экспедиция», не познакомился с молодой актрисой, студенткой Щукинского училища Евгенией Симоновой. Она была полной противоположностью Валентины Малявиной – наивной, светлой, чистой и домашней. Она преклонялась перед его талантом и готова была следовать за ним повсюду. Евгения Симонова и Александр Кайдановский в фильме *Под крышами Монмартра*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru Евгения Симонова и Александр Кайдановский в фильме *Под крышами Монмартра*, 1975 | Фото: stuki-druki.comСимонова, наверное, была идеальной женой для Кайдановского – ради семьи она не раз отказывалась от съемок, даже упустив возможность сниматься у Никиты Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Она тогда ждала ребенка и решила поберечь силы. И после рождения дочери Зои Симонова не вернулась в кино. Она сопровождала мужа в киноэкспедициях, в том числе на съемках легендарного «Сталкера» и не раздумывая отказывалась от продолжения собственной актерской карьеры. Но и это не стало залогом продолжительного и счастливого брака. Евгения Симонова и Александр Кайдановский | Фото: 24smi.orgНа протяжении 4 лет актриса пыталась мириться со сложностями характера мужа, с его частой сменой настроений, конфликтами на фоне его беспочвенной ревности, но в конце концов поняла, что ее супругу проще разорвать с ней отношения, чем пойти на уступки и попытаться хоть что-то изменить в себе. Их брак распался. Александр Кайдановский в фильме *Крах инженера Гарина*, 1973 | Фото: kino-teatr.ru Кадр из фильма *Свой среди чужих, чужой среди своих*, 1974 | Фото: kino-teatr.ruПосле этого у Кайдановского было еще несколько романов. В браке с балериной Большого театра Натальей Судаковой у актера родился сын Андрей. Казалось, к середине 1990-х гг. его жизнь наконец вошла в нужную колею – в профессии его дела пошли на лад: разочаровавшись в актерстве, он ушел в режиссуру. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, попробовал себя в этом качестве, преподавал в Щукинском училище, получил свой курс на сценарном факультете ВГИКа, а в 1994 г. вошел в состав жюри Каннского кинофестиваля наряду с Клинтом Иствудом и Катрин Денев. Бытовые вопросы тоже удалось решить – после 13 лет, проведенных в коммунальной квартире, он получил квартиру в центре Москвы. Кайдановский снова женился, его избранницей стала 23-летняя актриса Инна Пиварс. Александр Кайдановский и его последняя жена Инна Пиварс | Фото: stuki-druki.com Кадр из фильма *Огненный мост*, 1976 | Фото: kino-teatr.ruОднако мятущаяся душа Кайдановского так и не смогла обрести покой. Его здоровье было подорвано, он перенес два инфаркта. Последний брак актера продлился всего 3 недели: они поженились 11 ноября 1995 г., а 3 декабря Александр Кайдановский ушел из жизни после третьего инфаркта. Александр Кайдановский в фильме *Сталкер*, 1979 | Фото: kino-teatr.ruК сожалению, поиски счастья обернулись трагедией и для его бывшей избранницы: Несчастливая звезда Валентины Малявиной.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кайдановский Александр – советский актер, мастерство которого было признано во всем мире. Его сравнивали с Иннокентием Смоктуновским и Джеком Николсоном. Особую популярность актер получил благодаря главной роли в картине «Сталкер», которая считается классикой не только на просторах бывшего СССР, но и далеко за его пределами. Сегодня мы с вами узнаем, какой жизненный путь прошел Александр Кайдановский и как развивалась его карьера.

Детство

Александр родился 23 июля 1946 года в городе Ростове-на-Дону. Его отец, Леонид Львович, не имел отношения к искусству. Он служил летчиком на фронтах Великой Отечественной войны, где получил ранение. После войны Леонид Львович устроился работать в Ростовское МГБ на должность начальника радиолокационный станции. В 1945 году состоялась его свадьба с Верой Александровной Онищук. Девушка хорошо разбиралась в литературе и музыке, имела тонкий слух и красивый голос. Благодаря широкой, обаятельной улыбке, они с Леонидом были похожи друг на друга. Поначалу этот брак был очень счастливым.

Неподалеку от дома семьи находилось разрушенное во времена войны здание университетской библиотеки. В развалинах можно было отыскать самые разноплановые книги. Именно тогда у маленького Александра зародилась страсть к чтению, которая сопровождала его на протяжении всей жизни.

В конце 40-х Леонида Львовича уволили по так называемому «пятому пункту». Тогда молодой мужчина поступил в местный техникум и получил там образование специалиста по подводной сварке. Всю последующую жизнь он проработал по специальности на строительстве всяческих гидротехнических сооружений.

Вера Александровна сначала работала библиотекарем, но будучи студенткой Института культуры, увлеклась театром и решила попробовать себя в качестве театрального режиссера. В детских спектаклях, которые девушка вскоре начала ставить, не было места для ее родного сына. Она считала Сашу неартистичным. Возможно, именно скрытая обида на мать позже приведет к тому, что Александр выберет актерскую стезю.

Постепенно отношения между Леонидом и Верой начали усложняться тем, что мужчина был очень ревнив. Он не мог терпеть, когда вокруг его жены крутились молодые артисты, многие из которых были очень интересными. В конечном итоге в 1960 семейный союз был расторгнут. Вскоре Вера Александровна вышла замуж во второй раз. Саша остался жить с отцом.

Образование

Желая обрести свободу, Саша уехал в Днепропетровск и поступил там в сварочный техникум. Ему было все равно, где учиться, лишь бы избавиться от семейных драм. Отец был очень рад тому, что сын пошел по его стопам. Однако Кайдановский Александр задержался в техникуме всего на год. Вопреки негодованиям отца, будущий актер поступил в Ростовское театральное училище.

К учебе парень отнесся с крайней серьезностью. Он часами прослушивал пластинки художественного чтения и работал над своей дикцией. Его очень увлекало то, как великие поэты читали свои стихи. В начале 60-х Александр стал много общаться с ростовскими художниками Чарскими. Он быстро взрослел и становился все требовательнее как к самому себе, так и к окружающим. Быстро опередив своих сокурсников в интеллектуальном развитии, Александр Кайдановский перестал видеть толк в обучении. Дипломный руководитель отказался от него, поэтому парню пришлось искать ему замену. Устроившись после училища в ростовский театр, молодой актер быстро оттуда уволился из-за конфликта с режиссером.

Москва

После увольнения из тетра Кайдановский Александр отправился покорять столицу. Здесь он подал документы одновременно в четыре театральных училища, в три из которых его взяли благодаря удачно сданному творческому заданию. Александр предпочел школу-студию МХАТ, но больше чем на месяц он там не задержался. По словам актера, он постоянно чувствовал себя там под присмотром. После того как он поскитался без дела около месяца, молодому актеру повезло – ректор Щукинского училища взял его учиться на уже набранный курс.

В марте 1966 года Александр Кайдановский женился. Его супругой стала Ирина Бычкова, с которой они дружили еще со времен обучения в ростовском училище. Она переехала к мужу в Москву, где они долгое время жили в съемных комнатах.

Начало карьеры

В 1967 году Александр получил приглашение на роль Гамлета в Экспериментальном театре Аксеновой-Арди. Роль была сыграна блестяще. Кайдановский трактовал образ Гамлета по-своему, за что нарвался на настороженность критиков. Однако последние не могли устоять перед талантом, интеллектуальностью и жесткостью актера. С тех пор Кайдановский Александр стал заметным и начал получать приглашения на роли в кино. Актер пробовался на несколько ролей, но его постоянно отказывались утверждать. Режиссеры в один голос сетовали на то, что Александр не вписывался в привычное амплуа положительного героя.

Первые роли

В 21 год актер снялся в своем первом эпизоде. Картина называлась «Таинственная стена». Затем он получил небольшую роль в фильме «Анна Каренина». Таинственным образом первые роли, которые, так или иначе, были связаны с мистикой, наложили отпечаток на всю последующую карьеру Александра. В картине «Дворянское гнездо», режиссерами которой были Михалков и Кончаловский, актер сыграл в эпизоде «Певцы». Данный эпизод в конечном итоге не вошел в фильм, но именно он позволил Андрею Тарковскому рассмотреть в Александре талант. Однако сотрудничество мужчин состоится позже.

Закончив обучение, Кайдановский Александр был приглашен работать в театр им. Вахтангова. Приблизительно в это же время, в результате неудачной операции, совершенно неожиданно умер его отец Леонид Львович.

Еще во время учебы Кайдановский пробовал писать и даже ставить театральные композиции по Пушкину и Булгакову. Благодаря особому стилю мышления, он имел все задатки режиссера.

Расцвет карьеры

В 1970 году на экраны вышел двухсерийный фильм «Драма на охоте». Для Кайдановского он стал первой серьезной работой на телевидении. В этом же году актер стал отцом. У него родилась дочь Дарья. Александр был несказанно счастлив появлению дочери, но кино в его жизни обретало все более и более важное место. Картины с участием актера стали выходить одна за другой.

В те времена Александр Кайдановский завязал роман с Валентиной Малявиной – самой роковой дамой тогдашнего театрального бомонда. От этой нечаянной любви актер совсем потерял голову. Он отказывался от ролей и менял театры один за другим. А после этого мужчина и вовсе решил, что карьера актера не для него. Вскоре он развелся со своей женой, а чуть позже прервал злосчастный роман с любовницей.

Армия

Оставшегося без работы актера призвали в армию. Он попал в кавалеристский полк и стал неплохим наездником, благодаря физической силе, хорошей координации и ловкости. Позже навыки, полученные в армии, помогли актеру справляться с трюками на съемках без помощи дублеров. В картине «Свой среди чужих, чужой среди своих», Кайдановский Александр бегал по крыше поезда, несущегося на полном ходу. Затем он спустился вниз по веревкам и, разбив окно, запрыгнул в поезд. Его часто звали играть иностранцев, в том числе истинных аристократов. Кроме роли в упомянутом фильме Никиты Михалкова, этот период жизни актера запомнился также ролью в картине Алексея Баталова «Игрок».

По словам Михалкова, Александр умел «играть виртуозные мелодии на одной струне». Он умел сосредотачивать и концентрировать весь свой богатый внутренний мир. Фильм Михалкова принес актеру всесоюзную популярность. Его персонаж был благородным аристократом, с тонкостью реакций и хладнокровностью. Позже актер сыграл роль графа Воронцова в картине «Бриллиант для диктатуры пролетариата», которая также вызвала фурор.

Второй брак и роль в «Сталкере»

Вскоре актеру надоело постоянно играть поручиков. В рамках кино того времени ему было тесно. Он брался только за те роли, которые несли углубленный, порой безжалостный анализ личности. Мужчина стал подумывать о режиссуре, но судьба распорядилась иначе.

В это время Александр Кайдановский, личная жизнь у которого отошла на второй план, встретил молодую актрису Евгению Симонову. Она была такой же педантичной, ненавидела приблизительность и обобщенность. Вскоре взаимный интерес актеров перерос в любовь. В 1975 году они поженились. Последующие два года они старались сниматься вместе. 5 ноября 1976 года у пары родилась дочь Зоя. Приблизительно в это же время Андрей Тарковский пригласил Александра на главную роль в фильме «Сталкер».

Всю жизнь актер шел именно к такой роли. Как результат, он блестяще выполнил поставленную задачу. Тарковский смог рассмотреть в Кайдановском то, что он тщательно скрывал: ранимость, незащищенность и психологическую травмированность. Скорее всего, именно поэтому актер не любит пересматривать данную картину.

После роли в «Сталкере» актер брался за кино только в двух случаях – когда картина задевала его за живое или когда катастрофически не хватало денег. Вот таким своеобразным актером была Александр Кайдановский. Личная жизнь мужчины вскоре стала разрушаться. После восьми лет брака он развелся с Евгенией Симоновой.

Благодаря роли в фильме Тарковского, актера начали узнавать за границей и приглашать на кинофестивали. Однако единственной поездкой актера за пределы СССР стал выезд в Польшу, после которого КГБ запретил Александру покидать государство. Актеру даже не передавали приглашения из-за рубежа, считая это излишним. Когда он был утвержден на роль в новом фильме Тарковского «Ностальгия», ему не разрешили лететь в Италию. После этого Александр Кайдановский, биография которого полна спонтанных решений, раз и навсегда решил оставить карьеру актера.

Режиссура

Кайдановский поступил на курсы сценаристов и режиссеров, однако учить его уже давно не нужно было. В период с 1983 по 1988 год он снял пять картин. Все они были непривычными и местами даже странными, требующими умного зрителя, склонного к ироничности и сопереживанию. Александр комплексно создавал свои фильмы – не только писал сценарий, но и подбирал музыку, и режиссировал. Все его картины были фантасмагориями. Странные события в них происходили как данность и неотъемлемая часть реальности. Впрочем, в этом полностью отражалось мировоззрение, которое на протяжении всей жизни вынашивал в себе Александр Кайдановский. Биография (личная жизнь и карьера) Александра во многом напоминала его фильмы.

Стоит признать, что в первых картинах чувствовалось влияние стиля Тарковского, однако постепенно Александр от него отходил. Его фильмы пользовались уважением за границей. Однако на Родине ни массовая публика, ни кинокритики их не признавали. Впрочем, Кайдановского это не расстраивало, он думал сугубо об искусстве.

Александру было все равно, в какую одежду он одет, лишь бы она была чистой. Во время работы над сценариями он мог неделями есть одни бутерброды. Конечно, актер любил комфорт, но тратить ради него время и деньги он не хотел. Александр одинаково просто вел себя на Каннском кинофестивале и в коммуналке, в которой ему довелось прожить последние 14 лет жизни.

Личная жизнь

Отношения актера с женщинами были всегда запутанными, но простодушными. Он быстро влюблялся, создавая в своей голове такой образ девушки, который ему хотелось. А возлюбленные в действительности были мало похожи на представления актера о них. В результате он быстро терял к ним интерес. Если девушка ему нравилась, он сразу думал о свадьбе. Несмотря на то что Александр всегда крайне трезво смотрел на жизнь, в отношениях он был очень романтичен. Этот романтизм не выдерживал реальных жизненных обстоятельств. Девушки любили актера за эрудицию, непредсказуемость и талант, но со временем они начинали нуждаться в уюте, благополучии и возможности единолично обладать своим мужчиной. В результате плачевно закончились все браки, в которые вступал Александр Кайдановский. Дети при этом оставались в каждом из них, кроме последнего.

Помимо двух браков актера, которые мы уже обсуждали выше, было еще два. Третий брак Александра состоялся с Натальей Судаковой, а четвертый – с молодой актрисой Инной Пиварс. С последней девушкой актер заключил брак за три недели до смерти.

Возвращение к съемкам

В начале 90-х, как и многие другие кинематографисты, Кайдановский не мог найти финансов на свои картины. Он писал много сценариев, но все они оставались лежать на полке. Александр пытался создать свой театр, киностудию и даже фонд поддержки начинающих кинематографистов. Он был приглашен в качестве преподавателя в училище Щукина, однако особого удовольствия от этого не получил.

Поняв, что найти средства на съемку своих фильмов не получится, Александр Кайдановский, фото которого начали иллюстрировать его богатый жизненный опыт в виде морщин, опять начал сниматься. Благо, предложений было много. При этом властей, запрещающих ему выезд за границу, на тот момент уже не стало. Кайдановский снимался во Франции, в Польше, Испании и Венгрии. После картины «Дыхание дьявола» актер наконец-то купил себе квартиру. Оставшиеся деньги он приберег для съемок фильма, который вынашивал несколько лет. Но банк актера развалился, и деньги пропали. Для Александра это стало трагедией.

Последние годы

Заключение

Сегодня мы с вами познакомились с таким интересным человеком и замечательным актером, как Александр Кайдановский. Биография (личная жизнь и карьера) мужчины была насыщена событиями. В ней были взлеты и падения, отречения и мировое признание, одиночество и высокие чувства. Все это создавало образ актера, которому нет равных. По жизни Александр Кайдановский, фильмы которого хорошо иллюстрируют его характер, делал только то, что считал правильным, и это заслуживает отдельного уважения.

Похожие статьи

Александр Кайдановский родился в Ростове-на-Дону в непростой семье. Отец с матерью постоянно ссорились, а когда сын чуть подрос, мама стала позволять себе романы на работе — она была режиссером детских спектаклей. То один, то другой поклонник провожал ее до дома. Отец негодовал, устраивал скандалы. Однажды мальчик не выдержал и сбежал от родителей к бабушке, откуда угодил в интернат. Суровые, казарменные условия этого учреждения шокировали, сломали и без того своенравного малыша. Теперь маленький и щуплый Саша бросался в драку за каждое нечаянное слово оппонента.

Александр Кайдановский — талантливый советский актер, режиссер и педагог с яркой, богатой событиями биографией. Его театральная карьера не сложилась, зато в кинематографе он добился славы. Тяжелый характер Кайдановского был причиной многих конфликтов, а богемный образ жизни привел к трем разводам и прервал его земной путь в 49 лет.

image
Александр Кайдановский. Фото belcanto.ru

Александр родился 23 июля 1946 года в Ростове-на Дону. Его отец (по рождению Лейба Лейбович Кайдановский, впоследствии сменивший имя на Леонида Львовича) занимал высокий пост в управлении ростовского «Газнефтепровода», а мать — Вера Александровна Онищук была режиссером-постановщиком в детской театральной студии. Брак родителей продлился недолго, и после их развода мальчик остался жить с отцом.

image
Саша Кайдановский в детстве с родителями. Фото smutokilon.ru

Унаследовав от матери творческие гены, Саша с детских лет мечтал стать актером, но отец хотел, чтобы он получил надежную специальность. Когда юноша окончил 8 классов, Леонид Львович отправил его в Днепропетровск к своей сестре, где Саша пошел в техникум учиться на сварщика.

Проучившись там один год, Кайдановский в тайне от отца бросил техникум и поступил на актерский факультет Ростовского училища искусств. Леонид Львович простил сына только после того, как увидел его на IV курсе в спектакле «Молодая гвардия» — он признал талант Саши и его право самостоятельно выбирать жизненный путь.

Завершив учебу в 1965-м году, Александр поехал в Москву и с первой попытки успешно сдал экзамены в школу-студию при МХАТе. Но через месяц оттуда ушел — ему не понравились «менторское наставничество и дурацкие церемониальные ритуалы», которые, по его мнению, процветали в этом ВУЗе. Кайдановский перешел в Театральное училище имени Щукина в мастерскую Бориса Захавы, которое окончил в 1969-м году. Среди его однокурсников были Леонид Филатов (его Александр считал самым талантливым на курсе), Иван Дыховичный, Нина Русланова, Борис Галкин, с которыми он особенно сдружился в студенческие годы.

«Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни»

В этом же году Кайдановского приняли в труппу Театра имени Вахтангова. Здесь его карьера не сложилась: за 2 года, проведенные в этом театре, ему не дали сыграть ни одной значимой роли, а исполнять только «Кушать подано», было ниже его достоинства. Александр начал демонстративно приходить на работу в нетрезвом виде, и вскоре его уволили.

По словам первой жены актера Ирины Бычковой (на которой он женился в 19 лет), проблемы с алкоголем начались у Кайдановского еще во время учебы в «Щуке». Кроме того, в состоянии алкогольного опьянения, Александр несколько раз ввязывался в серьезные драки, одна из которых могла закончиться для него тюремным сроком.

После премьеры телевизионного спектакля «Драма на охоте» (1970 г.) по Чехову, где Кайдановский сыграл одну из главных ролей, они с Юрием Яковлевым и Владимиром Самойловым отправились отмечать это событие в ресторан.

Юрий Яковлев и Александр Кайдановский . «Драма на охоте» 1970 г.

Торжество закончилось дракой Александра с одним из работников заведения, который оказался ветераном войны. Только заступничество прославленного актера Вахтанговского театра Михаила Ульянова, выступившего на суде в качестве общественного защитника, и беременность жены спасли молодого актера от печальной участи.

Потом Кайдановский в течение двух лет работал в театрах на Малой Бронной и во МХАТе, но и там не смог добиться успеха. Тогда он принял неожиданное решение: пошел служить в армию и попал в кавалерийский полк при «Мосфильме».

И тут ему улыбнулась удача: режиссер Никита Михалков, набиравший команду для съемок картины «Свой среди чужих, чужой среди своих», предложил Александру  роль бывшего белогвардейского офицера, которая стала поворотным моментом в его кинокарьере.

Почему Иван Пырьев снял Кайдановского с роли Алеши Карамазова

Впервые Александр снялся в кино еще на втором курсе «Щуки» в драме режиссера Александра Зархи «Анна Каренина» (1967 г.). Роль была незначительной и прошла незамеченной, как и несколько его последующих небольших ролей в таких картинах, как «Первая любовь» (1968 г.), «И был вечер, и было утро» (1970 г.), «Пятнадцатая весна» и т.д.

Александр Кайдановский. «Пятнадцатая весна» 1971 г.

У Кайдановского был прекрасный шанс сыграть Алешу Карамазова в экранизации романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1968 г.) у режиссера Ивана Пырьева. Он успешно прошел пробы и был утвержден на эту роль. Но вульгарную шутку Александра по-поводу возраста пожилого режиссера, недавно женившегося на молодой актрисе Лионелле Скирде («Пырьев умрет на скирде»), довели до сведения злопамятного Ивана Александровича. Неудивительно, что он снял Кайдановского с роли и взял вместо него Андрея Мягкова.

Всесоюзная слава пришла к Александру после съемок у Никиты Михалкова в военном фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974 г.), где он блестяще сыграл налетчика Лемке, бывшего белогвардейца. С тех пор он был востребованным актером.

Лучшими его работами в кинематографе принято считать роли графа Воронцова в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата«, бывшего царского офицера Зимина в «Пропавшей экспедиции» (здесь он познакомился с Евгенией Симоновой, ставшей его второй женой) и ее продолжении — «Золотой речке».

«Сталкер»

Венцом его кинокарьеры стал фантастический фильм-притча «Сталкер», снятый режиссером Андреем Тарковским по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», в котором Кайдановский исполнил главную роль. В других ведущих ролях режиссер задействовал двух любимых актеров — Анатолия Солоницына и Николая Гринько, которых снимал почти во всех своих фильмах. Работа над картиной заняла более двух лет и тяжело далась всем участникам процесса.

С самого начала съемочную группу преследовали неудачи. В районе запланированных съемок в Таджикистане произошло землетрясение. Пришлось срочно искать новую площадку. В итоге, выбрали место под Таллином на реке Ягала, где обнаружили заброшенные плотину и электростанцию, идеально вписавшихся в сюжет.

Отношения Тарковского с его оператором Георгием Рербергом испортились еще до начала работы. Тарковский собирался взять на роль жены Сталкера свою супругу, а Георгий был категорически против и привел на пробы Алису Фрейндлих. Тарковский вынужден был согласиться, что Алиса — лучшая кандидатура.

image
Николай Гринько и Анатолий Солоницын. «Сталкер»

Когда фильм был снят, при проявке на «Мосфильме» пленка оказалась полностью испорченной. Режиссер обвинил в случившемся Рерберга и выгнал его из картины. Убедив руководство увеличить бюджет, Тарковский приступил к съемкам второй версии. Он пригласил нового оператора, но тот сбежал через две недели, не выдержав неопределенности — Тарковский перестраивал материал на ходу.

Лишь третий оператор и заново переписанный Стругацкими сценарий удовлетворили, наконец, придирчивого режиссера. Актеры, которым пришлось сниматься в бесконечном количестве дублей, были на грани нервного истощения. Один из них — Анатолий Солоницын за время съемок фильма успел не только жениться на девушке-гримере, но и дождаться рождения сына.

«Сталкер» не вышел в широкий прокат и не был отмечен в прессе. О фильме заговорили только после того, как на Каннском фестивале в 1980-м году он был удостоен специального приза.

Александр Кайдановский и Евгения Симонова. «Пропавшая экспедиция» 1975 г.

Общение с Тарковским произвело на Александра сильное впечатление: он решил сам снимать кино. Осознав, что роль, подобная Сталкеру, бывает раз в жизни, он утратил интерес к актерской карьере. Отныне Кайдановский снимался только тогда, когда нуждался в деньгах. В 1982-м году он поступил к Тарковскому на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР). Но доучиваться Александру пришлось уже у Сергея Соловьева — Тарковский эмигрировал в Италию. Там режиссер не забыл своего талантливого ученика — хотел снять Кайдановского в главной роли в своем новом фильме «Ностальгия», но неблагонадежного актера не выпустили из страны.

Александр Кайдановский. «Сталкер» 1979 г.

Как режиссер Кайдановский не успел найти свой стиль. Наиболее известной среди его немногочисленных работ стала картина «Жена керосинщика» (1988 г.), в которой явно прослеживается влияние Тарковского. Попробовал он заниматься и педагогической деятельностью — в 1989-м году вел режиссуру в Театральном училище имени Щукина, а в 1995-м — сценарную мастерскую в ВКСР.

Четыре брака знаменитого актера

Официальных браков у Кайдановского было четыре. Его первой женой стала Ирина Бычкова, с которой он познакомился еще в 16 лет во Дворце Культуры родного города. Через 3 года они сыграли свадьбу, после чего Александр уехал покорять Москву.

image
Александр Кайдановский и Ирина Бычкова (Кайдановская). Фото postila.ru

Ирина переехала к мужу, когда он стал студентом «Щуки». Годы учебы Кайдановского были самым счастливым временем за 9 лет их брака. Пару не пугало убожество съемных квартир и нищенские доходы (Ирина устроилась на работу в детский сад, а Александр учился и ходил на кинопробы). Они жили весело и дружно, а двери их дома были всегда открыты для однокурсников молодого актера.

Семейная жизнь дала трещину, когда Кайдановский стал популярным после фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Не прошло бесследно и общение с московской богемой: жизненные приоритеты Александра изменились. Семья, несмотря на рождение дочери Даши, отошла на последний план. Он стал больше пить и заводить отношения с другими женщинами.

Однажды Александр привел домой актрису Валентину Малявину (ставшую знаменитой после картины «Иваново детство»), представив ее жене, как коллегу по съемкам. По словам Ирины, потом был случай, когда Малявина ночью влезла к ним в квартиру через форточку — Кайдановский решил не открывать ей дверь (уже в молодости Валентина отличалась неадекватным поведением и много пила). Связь с Малявиной длилась несколько лет. Кончилось все тем, что Александр оставил обеих женщин: развелся с женой и ушел от Валентины (при этом, и с Ириной, и с Валентиной ему удалось сохранить дружеские отношения).

image
Валентина Малявина. Фото spletnik.ru

В 1974-м году на съемках картины «Пропавшая экспедиция», он познакомился с начинающей актрисой Евгенией Симоновой, которой было всего 18 лет. Завязавшийся между ними роман закончился браком. Вскоре у супругов родилась дочь Зоя. Но идиллия продолжалась недолго — Александр не собирался отказываться от своих привычек, а юная жена не смогла на него повлиять. Через 6 лет они расстались, причем, инициатором развода был Кайдановский.

image
Евгения Симонова. Фото kinopoisk.ru

В третий раз актер женился на балерине Большого театра Наталье Судаковой. За три года совместной жизни у них родился сын Андрей (у Натальи была еще дочь Аня от предыдущего брака), а потом пара разъехалась: балерина не выдержала богемного образа жизни мужа. Какое-то время они пытались жить в «гостевом» браке, но в итоге официально разошлись. Судакова впоследствии сожалела, что у нее не хватило сил сохранить этот брак.

image
Наталья Судакова (Кайдановская). Фото mosconsv.ru

Невероятно, но ни одна бывшая жена актера не сказала о нем плохого слова, хотя жизнь с ним была мучительной для каждой из них.

4-я жена Кайдановского и последние годы жизни

Последней женой Кайдановского стала актриса театра Ленкома Инна Пиварс, которая была его моложе на 22 года. Александр увидел ее на сцене и пригласил на пробы в свою картину «Восхождение к Эрхарту», которую готовился снимать (фильм не был закончен из-за развала советского кинематографа). По словам Инны, она влюбилась в Александра с первой встречи и, практически сразу, переехала к нему в коммуналку на Поварскую. В гражданском браке они прожили около двух лет (несколько раз актер ее выгонял), а узаконили отношения всего за три недели до смерти актера.

image
Инна Пиварс (Кайдановская) и Александр Кайдановский. Фото blognews.am

Кайдановский никогда не заботился о своем здоровье, хотя имел проблемы с сердцем, давлением и страдал язвой желудка. Инфаркт, перенесенный им в 47 лет, не заставил актера отказаться от курения и алкоголя. Не последнюю роль сыграла и неудача с «Восхождением», которую он переживал очень тяжело.

В 1995-м году у Александра случились еще два инфаркта — последний из них оказался для него роковым. 3 декабря 1995 года он скончался в своей комнате на Поварской от сердечного приступа в возрасте 49 лет. Бригада скорой помощи не смогла его спасти.

Похоронили знаменитого актера на Кунцевском кладбище Москвы.

Фото moscow-tombs.ru

4 года после ухода Александра, его вдова судилась с родственниками из-за наследства — приобретенной незадолго до его кончины 50-метровой квартиры в центре Москвы (в которую актер так и не успел переехать) и загородного дома. Никто из родственников и друзей покойного не воспринимал Инну как законную жену. В числе прочих, был выдвинут иск о признание их брака недействительным. Продав свою квартиру на Тимирязевской, актриса выкупила у детей Кайдановского их доли в спорной квартире и поселилась там с собакой Зиной и котом Носиком — любимцами мужа.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий