Творчество и биография Эдварда Мунка. Норвежский художник Эдвард Мунк

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Эдвард Мунк (Edvard Munch; родился 12 декабря 1863 г. — умер 23 января 1944 г.) — это всемирно известный норвежский художник, экспрессионист и символист, автор «живописного хоррора», создатель прославленной картины «Крик». Творчество Эдварда Мунка проникнуто мотивами тревоги, ужаса, смерти, ревности, отчаяния, но при этом во многих его произведениях звучит гимн жизни, присутствуют надежда и попытки вырваться из психологической бездны. Мунк вошёл в историю искусства как яркий живописец и эмоциональный график, отец экспрессионизма и один из предтеч сюрреализма.

image

Эдвард Мунк создал свыше тысячи картин, многие темы повторяя в нескольких вариациях (например, «Крик» написан в четырёх версиях). Большинство тем — трагичны, их воплощение болезненно-эмоционально. Не случайно Мунка называют «сумрачным норвежским гением». Но всё было не так однозначно.

image

Эдвард Мунк был сложной и многогранной личностью. Несмотря на пережитые трагедии, психологические кризисы и попытку суицида, он всё-таки не был человеком, намертво погружённым в пучину депрессии. Этот человек любил жизнь, и его творчество, по-видимому, было отчасти личной психотерапией, помогающей справиться с душевными надломами. А ещё — философским исследованием сущности людей, изучением глубин человеческой психики и поиском путей к солнцу — из бездны. Поэтому есть и вещи (преимущественно пейзажи), в которых экспрессионист воспевает жизнь. Это, к примеру, такие произведения, как «Под яблоней», «Солнце», «Танец жизни». Впрочем, даже в этих работах в эмоциональную мелодию вплетаются нотки тревоги.

Биография Эдварда Мунка

Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 года в небольшом городке Лётен в Норвегии. Его отцом был военный доктор — человек небогатый, но происходивший из семьи, известной в культурных кругах норвежского общества. Так, дед Эдварда был проповедником, дядя — историком, а одним из родственников был живописец Якоб Мунк (Jacob Munch), обучавшийся у знаменитого французского неоклассициста Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David).

Семья была бедной и часто перебиралась из одного недорогого жилья в другое, порой ещё более дешёвое. В квартирах, которые приходилось снимать, было сыро, не хватало света и воздуха. Из-за этого заболели туберкулёзом мама и старшая сестра Эдварда.

Мальчик рано потерял мать — в пять лет. Его воспитанием занялась старшая сестра Софи. Эдвард был сильно к ней привязан и пережил сильный душевный надлом, когда чахотка унесла и сестру. Ему в тот момент было пятнадцать.

Немалое влияние на психику подростка оказали и проповеди религиозного отца. Они заставляли ребёнка мучиться от ночных кошмаров с видениями ада.

Переживания детства и юности оказали сильное психологическое воздействие на Мунка и впоследствии отразились в творчестве художника.

Здоровье самого Эдварда Мунка тоже было хрупким, что мешало учебным занятиям. Тем не менее, в шестнадцать лет юноша поступил в технический колледж. Он продемонстрировал впечатляющие успехи в точных и естественных науках, но через год бросил обучение, чтобы воплотить мечту — стать живописцем. Это решение вызвало гнев отца, но другие родственники поддержали молодого человека, поскольку он обладал явным художественным даром. К тому же в роду уже был пример успешной карьеры на этом поприще.

В 1881 году юноша начал учиться в Королевской школе рисования. Через два года он представил публике свои первые работы, которые были написаны в традиционной реалистичной манере.

На полученную стипендию начинающий живописец отправился в Париж, где познакомился с новейшими тенденциями в искусстве. Он начинает экспериментировать, стиль молодого художника становится смелее. В итоге «Больная девочка» (1886), написанная в память об умершей сестре, стала новаторской и вызвала шквал критики. В этой работе уже заметна сильнейшая эмоциональность, которая станет ключевой в творчестве Эдварда Мунка. Картина пронизана чувством боли, безысходности и желания жить. Лишь позднее зрители оценили этот трагичный образ гибнущей юности.

В 1898 году художник снова отправляется во Францию. Наибольшее влияние на него оказали импрессионисты и пуантилисты.

В 1890-е годы стиль художника-экспрессиониста окончательно сформировался. После того, как в 1892 году его произведения высоко оценил влиятельный живописец-консерватор Адельстен Норманн (Eilert Adelsteen Normann), что было довольно неожиданно, критика стала благосклонней к молодому автору. Постепенно он завоёвывает признание.

В 1892-1893 году мастер начинает работать над своим знаменитым циклом «Фриз», в котором создаёт произведения на вечные темы, размышляя о любви и смерти. Именно в рамках этой серии был написан главный шедевр автора — «Крик» (1893).

Начало XX века прошло для Эдварда Мунка под знаком сильного душевного надлома из-за трагического романа с Матильдой Ларсен (Matilda Larsen), которую в дружеском кругу называли Туллой. Художник даже пытался застрелиться, но, к счастью, неудачно. В 1908 году он полгода провёл в психиатрической лечебнице. Возможно, сыграла роль и наследственность, так как вторая сестра мастера была больна шизофренией.

Тем не менее, поздние образы Мунка менее драматичны. Возможно, в это время художник, дважды оказывавшийся на грани жизни и смерти (сначала из-за попытки самоубийства, потом — заболев «испанкой») стал острее любить жизнь. Но отголоски тревожных настроений звучат и в его поздних произведениях.

Эдвард Мунк покинул мир 23 января 1944 года, прожив 80 лет. Последние его годы были неспокойны: фашистский режим, установившийся в период Второй мировой войны в Норвегии, сначала назвал творчество художника-экспрессиониста «арийским», но через некоторое время — «дегенеративным».

Мунк всерьёз опасался репрессий и конфискации картин, но этого не произошло: судьба сохранила наследие гения для потомков. Свои произведения живописец завещал городу.

Самые известные картины Эдварда Мунка

Картины Эдварда Мунка — предмет вожделения коллекционеров и преступников. Большая часть наследия художника-экспрессиониста хранится в музее Мунка. Значительной коллекцией располагает музей Стенерсена в Осло, откуда в 2018 году были украдены сразу шесть произведений гения. К числу наиболее известных работ художника относятся:

  • «Крик» (1893). Знаковая картина Мунка, известная в четырёх вариациях. Одна из них находится в частных руках, причём на момент продажи в 2012 году был установлен рекорд: на тот момент это была самая дорогая работа в истории открытых аукционов. Коллекционер приобрёл «Крик» за $119,9 млн.
  • «Танец жизни» (1899). Неоднозначная вещь, в которой мелодия жизнелюбия оттенена нотами скрытой угрозы и тревоги.
  • «Мадонна» (1894). Скандальное произведение, в котором живописец максимально очеловечил и десакрализировал каноничный образ.
  • «Меланхолия» (другие названия — «Ревность», «Вечер») (1894). На картине изображён друг автора — Яппе Нильсен, переживающий любовную трагедию. Считается, что это одна из первых работ, воплотивших характерные особенности стиля Мунка.
  • «Вечер на улице Карла Юхана» (1892). Философская вещь. Художник идёт против толпы, наперекор течению. Звучит тема одиночества, нонконформизма, столкновения с враждебным миром.
  • «Солнце» (1916). Одна из поздних работ Мунка, воплощающая сияние жизни и стремление человечества к свету. Но сияние это чрезмерно яркое, обжигающее, слепящее, поэтому многим критикам оно кажется «адским».

Творчество Эдварда Мунка оказало огромное влияние на развитие искусства XX века, причём благодаря «Крику» это влияние вышло за пределы живописи и распространилось на другие сферы культуры, включая литературу и кинематограф. Идеи, заложенные Мунком, отражаются и в работах современных творцов.

На сайте VeryImportantLot всегда можно найти современные картины, выполненные в экспрессионистской манере. Это известная в десятках стран интернет-площадка, где проводятся аукционы антиквариата и продаются работы современных художников. Здесь предоставляется отличный шанс недорого купить картину, рисунок, графику, икону или скульптуру перспективного автора, который, возможно, обретёт в будущем известность Эдварда Мунка.

Биография

С картиной Эдварда Мунка «Крик» сейчас знакомы гораздо лучше, чем с биографией норвежского художника. Жизнь его, мрачная и мучительная, была наполнена смертью, психическими расстройствами, разочарованием. На закате своих дней Эдвард Мунк оставил запись в дневнике:

«Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».

Детство и юность

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана — военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.

Эдвард Мунк и его сестра Ингер

Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.

Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм. Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал. Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.

Эдвард Мунк

В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере. В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь. Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».

Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.

Автопортрет Эдварда Мунка

Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика. Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми. Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.

В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки».

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.

А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.

На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

«Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…».

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.

Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»

Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.

Картина Эдварда Мунка «Крик»

В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями, солнце садилось, неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом, мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.

Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»

Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

«Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы».

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина Эдварда Мунка «Созревание»

1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.

Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»

В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Личная жизнь

Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.

В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.

Станислав и Дагни Пшибышевские

В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.

Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.

Тулла Ларсен и Эдвард Мунк

Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.

До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.

Смерть

Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.

Эдвард Мунк на смертном одре

Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.

После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.

Музей Эдварда Мунка

Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.

Картины

  • 1886 — «Больная девушка»
  • 1892 — «Отчаяние»
  • 1893 — «Крик»
  • 1893 — «Смерть в комнате больного»
  • 1894 — «Мадонна»
  • 1894 — «Пепел»
  • 1895 — «Вампир»
  • 1895 — «Ревность»
  • 1896 — «Голос» («Летняя ночь»)
  • 1897 — «Поцелуй»
  • 1900 — «Танец жизни»
  • 1902 — «Четыре возраста в жизни»
  • 1908 — «Автопортрет на фоне голубого неба»
  • 1915 — «У смертного одра» («Лихорадка»)
  • 1919 — «Автопортрет после испанского гриппа»

Эдвард Мунк был одним из немногих художников, чьё интимное самовыражение положило начало новому направлению модернистского искусства. Опираясь на свою собственную беспокойную жизнь, его всемирно известные произведения стирают тонкие грани между страхом, желанием, страстью и смертью, тем самым вызывая различного рода воспоминания, мысли и ощущения.

1. Трудное детсво

Эдвард Мунк. Фото: google.com.ua.Он родился в Адальсбруке и примерно через год семейство переехало в Осло. Когда Эдварду исполнилось пять лет, его мать скончалась от туберкулёза, а через девять лет умерла и его старшая сестра. Его младшая сестра страдала психическими расстройствами и была помещена в психиатрическую лечебницу, в то время как его деспотичный отец был склонен к приступам ярости. Мунк с матерью. Фото: livelib.ru.Все эти малоприятные события привели к тому, что художник стал частенько изображать их в своих работах, упоминая о том, что болезнь, безумие и смерть были чёрными ангелами, которые охраняли его колыбель, сопровождая на протяжении всей жизни. Будучи хрупким ребёнком, Эдварду часто приходилось месяцами не ходить в школу, но он нашёл спасение в рассказах о привидениях Эдгара Аллена По и в том, что научился рисовать. Мунк в молодости и в старости. Фото: onedio.com.

2. Богема Кристиании

Больной ребёнок (дань памяти сестре Эдварда Мунка). Фото: musey.net.Сначала Эдвард изучал инженерное дело, но в конце концов бросил учёбу, к большому разочарованию своего отца, и поступил в Королевскую школу искусств и дизайна Осло. Живя в Осло, он подружился с богемной группой художников и писателей, известной как Богема Кристиании. Группу возглавлял писатель и философ Ханс Хенрик Йегер, который верил в дух свободной любви и творческого самовыражения. Художественные интересы Эдварда поощрялись различными старшими членами клуба, которые убеждали его рисовать на основе личного опыта, как это видно в ранних, убитых горем работах, таких как «Больной ребёнок», дань памяти умершей сестре Мунка.

3. Влияние импрессионизма

Вечер на улице Карла Юхана. Фото: medicinaonline.co.После поездки в Париж Эдвард перенял стиль французского импрессионизма, рисуя более светлыми красками и свободными, плавными мазками кисти. Всего лишь год спустя он был привлечён к Постимпрессионистскому стилю Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Тулуз Лотрека, переняв их обостренное чувство реальности, яркие цвета и свободные, блуждающие линии. Ночь в Сен-Клу. Фото: muzei-mira.com.Интерес к синтетизму и символизму побудил его ещё глубже проникнуть внутрь себя в поисках художественного вдохновения и изучения внутренних страхов, а также самых сокровенных желаний. После смерти отца он написал в своей памяти интроспективную и меланхоличную «Ночь в Сен-Клу».

4. Скандал в Берлине

Танец жизни. Фото: pinterest.com.К 1892 году Эдвард разработал фирменный стиль свободных плавных линий в сочетании с интенсивными, повышенными цветами и выразительно обработанными красками, элементами, которые добавляли драматический эффект его эмоциональным предметам. Переехав в Берлин, он провёл персональную выставку в союзе берлинских художников, но откровенные изображения наготы, эротизма и смерти в сочетании с грубо нанесёнными красками вызвали такой шум, что выставку пришлось закрыть. Однако художник извлёк выгоду из скандала, который сделал его довольно известным в Германии. Он продолжал развивать и демонстрировать свои работы в Берлине в течение следующих нескольких лет.

5. Фриз жизни

Два человека (Одинокие). Фото: nieblaeterna.blogspot.com.1890-е годы были самым плодотворным периодом в карьере Эдварда, когда он закрепил свои навязчивые идеи о эротизме, изоляции, смерти и потере в огромном количестве картин и рисунков. Он использовал различные новые средства для выражения своих идей, в том числе гравюры в форме офортов, ксилографии и литографии, а также фотографии. Расставание. Фото: bibliochino.github.io.С 1893 года он начал работать над своей огромной сюитой из двадцати двух картин под названием «Фриз жизни». Серия следовала повествовательной последовательности от пробуждения любви между мужчиной и женщиной до момента зачатия, как это видно в эротической «Мадонне», до их упадка в смерть. В конце 1890-х годов он предпочитал изображать фигуры в воображаемых, символических пейзажах, которые стали представлять путешествие жизни, хотя места часто основывались на сельской местности вокруг Осло, куда он часто возвращался.

6. Переменчивое искусство

Вампир. Фото: gallerix.ru.Эдвард никогда не был женат, но он часто изображал отношения между мужчинами и женщинами, которые были наполнены напряжением. В таких произведениях, как «Два человека», каждая фигура стоит особняком, как будто между ними пролегла пропасть. Он даже изображал женщин как фигуры угрозы, как видно из его серии вампиров, где женщина кусает мужчину за шею. Художник и его модель. Фото: style.rbc.ru.Его искусство отражало меняющиеся времена, в которые он жил, поскольку традиционные религиозные и семейные ценности были заменены новой, богемной культурой по всей Европе. Самый известный мотив Мунка «Крик», из которого он сделал несколько версий, стал воплощением культурных тревог того времени и был сопоставлен с экзистенциализмом ХХ века.

7. Нервный срыв

Солнце. Фото: iskusstvo-info.ru.Декадентский образ жизни Эдварда и чрезмерная загруженность в конце концов настигли его, в результате чего он перенёс нервный срыв. Художник был госпитализирован в Копенгаген и провёл восемь месяцев на строгой диете и электрошоковой терапией. Находясь в больнице, он продолжал создавать различные произведения искусства, в том числе серию «Альфа и Омега», в которой исследовал свои отношения с окружающими его людьми, включая друзей и любовников. После выхода из больницы Эдвард вернулся в Норвегию и жил в тихой изоляции по указанию своих врачей. Смерть в комнате больного. Фото: teoriasdelarte.wordpress.com.Его работа перешла в более спокойный, менее напряжённый стиль, поскольку он захватил естественный свет норвежского пейзажа и его красоту, как видно на картине «Солнце». Различные автопортреты того времени имели более мрачный, меланхоличный тон, показывая его постоянную озабоченность смертью. Несмотря на это, он прожил долгую, плодотворную жизнь и умер в возрасте восьмидесяти лет в маленьком городке Экели под Осло. Музей Мунка был построен в Осло в 1963 году в его честь, прославляя огромное и обширное наследие, которое он оставил после себя.

8. Наследие

Пепел. Фото: ru.wikipedia.org.Работы Мунка находятся в музейных коллекциях по всему миру, а его картины, рисунки и гравюры достигают ошеломляюще высоких цен на аукционах, достигающих нескольких миллионов за картину, что делает его фаворитом среди государственных и частных коллекционеров. Несмотря на то, что Эдвард никогда не был женат, у него была бурная личная жизнь. Однажды из-за своей связи с богатой молодой женщиной по имени Тулла Ларсен, художник получил огнестрельное ранение в левую руку. Ревность. Фото: google.com.ua.Он купил свой первый фотоаппарат в Берлине в 1902 году и часто фотографировал себя, как обнажённого, так и одетого, что может быть одним из самых ранних примеров селфи, когда-либо записанных. Поцелуй. Фото: ru.wikipedia.org.За свою карьеру Эдвард создал огромное количество работ, в том числе более тысячи картин, четырёх тысяч рисунков и почти шестнадцати тысяч гравюр. Хотя он наиболее известен как художник, Эдвард совершил самую настоящую революцию в современной гравюре, открыв среду для нового поколения. Методы, которые он исследовал, включали офорты, ксилографии и литографии. Летняя ночь. Ингер на берегу. Фото: yandex.ua.Будучи увлечённым писателем, он писал дневниковые записи, рассказы и стихи, размышляя на такие темы, как природа, отношения и одиночество. Самый известный мотив Эдварда, «Крик», был предметом более чем четырёх различных работ. Существуют две раскрашенные версии, и ещё две сделаны пастелью на бумаге. Он также воспроизвёл изображение в виде литографической печати, с небольшим тиражом. Поцелуй у окна. Фото: overstockart.com.В 1994 году двое мужчин средь бела дня проникли в музей Осло, украв картину «Крик» и оставив записку, где высмеяли охрану. Преступники потребовали выкуп в размере одного миллиона долларов, который музей отказался выплатить, а норвежская полиция в конце концов вернула неповреждённую работу в том же году. Буря. Фото: reprodart.com.Наряду со многими своими современниками-авангардистами, искусство Мунка было признано «дегенеративным искусством» Адольфом Гитлером и нацистской партией, в результате чего восемьдесят две его картины были конфискованы из немецких музеев в начале Второй мировой войны. Семьдесят одна из работ были восстановлены в норвежских музеях после войны, в то время как последние одиннадцать, так и не были найдены. Девушки на мосту. Фото: 112.ua.Спустя много лет после своей смерти художник был удостоен чести на родине в Норвегии, тем, что его изображение было напечатано на банкноте в тысячу крон в 2001 году, а на реверсе была изображена деталь его культовой картины «Солнце». Несомненно, творчество Эдварда Мунка бесценно, а его вклад в искусство – неоспорим. Но тем не менее, работы Паоло Веронезе и по сей день мало кого оставляют равнодушным. Пожалуй, он один из немногих художников, который может похвастаться столь огромной популярностью как при жизни, так и после неё, а его картинами восхищался сам Гёте.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Эдвард Мунк – норвежский художник, прославившийся на весь мир благодаря своим завораживающим и одновременно ужасающим картинам. Автор знаменитого «Крика» создал уникальный стиль. Каждое его полотно является попыткой высказаться и поделиться своими переживаниями. Однако не все знают, что музами художника были депрессия и алкоголь.

Происхождение

Эдвард Мунк родился в городе Лётен 12 декабря 1863 года. Его фамилия была известна в культурном сообществе благодаря прославившимся родственникам – это Якоб Мунк, художник-неоклассист, и Петер Андреас Мунк, известный норвежский историк. Родители Эдварда – Кристиан Мунк и Лаура Катрина Мунк. Отец занимал должность военного врача, был известным проповедником. У Эдварда было три сестры: Юханна София, Ингер и Лаура, брат Андреас.

Детство и юность

Детство маленького Эдварда нельзя назвать счастливым и безоблачным. У семьи Мунк не было постоянного места жительства, они переезжали из города в город из-за службы отца. Финансовые проблемы не раз заставляли семью менять съемные квартиры.

Уже в пятилетнем возрасте маленький Эдвард познал горечь потери близкого человека: мать скончалась от туберкулёза. Через 10 лет за ней последовала Софи, которая была очень дорога Эдварду. Это было переломным моментом в его жизни. Немного позднее Лаура, страдающая шизофренией, скончалась в приюте для душевнобольных.

Религиозные убеждения Кристиана Мунка лишь усугубляли положение: его проповеди были настолько негативными, что впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам.

Рисовать будущий художник начал очень рано. Для ребенка это была своего рода терапия, помогающая справится со всеми эмоциональными потрясениями.

image

Эдвард Мунк с сестрой Ингер

Творческий путь

В 1879 году юноша по настоянию отца поступает в технический колледж, но в 1881 году он переходит в Королевскую школу рисования, чтобы учиться живописи. Первым наставником художника стал Кристиан Крог.

С его помощью Эдвард знакомится с представителями элиты творческого сообщества. Популярный на тот момент писатель-анархист Ханс Егер оказал сильное влияние на мировоззрение художника. Он был противником религиозных убеждений и моральных границ, считая физическое наслаждение превыше всего. Эдвард погрузился в богемную жизнь и стал много выпивать.

В 1883 году Мунк дебютирует с работой «Этюд головы». Не заставила себя долго ждать и его «Девушка, разжигающая огонь в печи», поражавшая своей реалистичностью.

В 1884 году Мунк продолжает обучение в Париже. В его полотнах стали проявляться элементы французского импрессионизма.

В 1886 году бурные эмоции общественности вызвала «Больная девочка». Картина была посвящена покойной Софи, поэтому имело огромное значение для Эдварда. Художник использовал тёмные тона для основного фона, символизирующие скорбь и трагедию, а главную героиню выделил более светлыми тонами, подчеркивая ее внутренний свет и невинность. Именно такими были болезненные детские воспоминания Эдварда о произошедшей трагедии.

Натурщице «Больной девочки» было всего лишь 11 лет. В первую их случайную встречу девочка была расстроена и взволнована. Черты юного лица были настолько прекрасны, а эмоции неподдельны, что Эдвард был поражен до глубины души. Он сразу же предложил ей позировать.

Картина Мунка вызвала возмущение критиков и нелицеприятные отзывы. Эту работу назвали «выкидышем» и «намалёванным этюдам», а художника обвинили в отсутствие собственной техники и нежелании творчески развиваться.

Однако его первый наставник Кристиан Крог был другого мнения:

“Он пишет (вернее, видит) предметы не так, как другие художники. Он видит только суть, и, естественно, пишет только суть. Вот почему картины Мунка обычно выглядят, как любит подмечать публика, “незавершенными”. Но они завершены, именно завершены – это его оригинальные завершенные работы. Произведение искусства завершено тогда, когда автор откровенно выразил все, что у него на душе…”

Из-за негатива общественности художник замкнулся в себе. Его последующие картины были выполнены в более консервативном стиле.

image

Эдвард Мунк в 1912 году

Смерть отца. Затяжная депрессия. Переосмысление творчества

Осенью 1889 года Мунк снова отправляется в Париж. Он пробует себя в различных стилях работы кистью. В его манере письма стали появляться геометрические раздельные мазки, дающие картинам оптический эффект. Эдвард посещает галереи и культурные мероприятия, однако не отказывается от выпивки и увеселений.

В это время умирает Кристиан Мунк. Эдвард не успевает на похороны отца. Очередное потрясение и потеря родного человека ввергают Мунка в депрессию. На некоторое время он прекращает общение с внешним миром и усердно работает. Своему покойному отцу он посвящает холст «Ночь в Сен-Клу».

После персональной выставки 1892 года Эдвард получил предложение от художника Адельстена Нормана выставить свои работы в Берлине.

image

Тулла Ларсен и Эдвард Мунк

Болезнь и последние годы жизни

Художник страдал от постоянных депрессий. Он очень много пил и довел себя до нервного истощения. В результате нервного срыва Мунк был помещен на лечение в психиатрическую клинику в 1908 году. Лечение пошло на пользу, и Эдвард отказался от алкоголя.

В 1930 году Эдвард ослеп на правый глаз, однако не прекратил свою работу. Искажённые формы его этюдов, написанные в эти годы, объясняются проблемами со зрением.

23 января 1944 Эдвард Мунк умер в собственной постели. Причиной смерти стал паралич сердца. Его тело погребено в почётной роще церкви Спасителя в Осло.

image

Музей Эдварда Мунка

Интересные факты из жизни художника Эдварда Мунка

В жизни художника было много интересных фактов:

  1. «Крик» написан художником в сорока версиях, четыре из которых живописные, а прочие – графические. Мунк экспериментировал с разными стилями в попытке максимально выразить свои переживания;
  2. Эдвард был поклонником творчества Федора Достоевского. Его романы вдохновили художника на написание нескольких работ. Некоторые искусствоведы, например, предполагают, что знаменитый «Крик» является иллюстрацией к «Преступлению и наказанию». Любимым произведением Эдварда была повесть «Кроткая», вдохновившая его на написание одноименной картины. Она висела над кроватью художника в спальне;
  3. Мунк стал героем книг уже в 31 год. Немногие художники удостоились такого внимания в столь раннем возрасте;
  4. Лечение в клинике и отказ от алкоголя полностью изменили стиль рисования. Мастер перестал использовать темные тона и писал исключительно светлые и оптимистичные пейзажи. Ни одна из этих картин не получила признания, равного его ранним полотнам.

Эдвард Мунк прошел свой нелегкий жизненный путь в полном одиночестве, окруженный толпами почитателей. Результатом его жизни, полной страданий, страхов и разочарований, стали шедевры мирового уровня. Сегодня картины Эдварда Мунка оцениваются миллионами долларов, хотя раньше вызывали лишь возмущение публики.

Надеемся, статья была полезной и достаточно полной. Будем рады обсудить ее с читателем в комментариях.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий