Творчество и биография Мажита Гафури

Биография

Мажит Гафури – советский поэт, писатель и публицист, писавший на татарском и башкирском языках. Его творчество оказало колоссальное влияние на национальную литературу Башкортостана и Татарстана и являлось зеркалом социальных взглядов прогрессивных слоев населения начала XX века.

Детство и юность

Габдельмажит Нурганиевич Гафуров, так звучит полное имя Мажита Гафури, родился 8 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Уфимской губернии (сейчас это место относится к республике Башкортостан). Отец будущего поэта работал деревенским учителем. Чтобы прокормить большую семью (а Мажит был пятым ребенком), Нургани Гафуров вел небольшое хозяйство и учил детей только зимой – летом мужчина занимался пчеловодством.

image
Мажит Гафури в молодости

Уже в детстве будущий поэт демонстрировал недюжинный интеллект: программу сельского мектебе, начальной мусульманской школы, освоил за 2-3 года, с 8 лет читал религиозные книги. В итоге отец взял его к себе в школу, и 11-летний мальчик помогал Нургани обучать других детей.

Желая сыну лучшей жизни и видя его острый ум, отец в 1893 году устроил сына в медресе – так называется аналог средней школы у мусульман – в соседней деревне Утяшево. Вскоре после этого Нургани Гафуров умер, а еще через полгода скончалась и мать юноши, оставив его круглым сиротой.

image
Дом, где родился Мажит Гафури

После этого Мажит попробовал учиться в медресе Уфы, но для поступления ему не хватило денег. Осенью 1898 года юноша отправился пешком в Троицк, чтобы продолжить образование у ишана Зайнуллы Расулева. Там он проучился до 1904-го, хотя система религиозно-схоластического образования ему совершенно не нравилась и побуждала упорно заниматься самообразованием.

Юноша изучал языки: арабский, турецкий, иранский и русский, не пренебрегал историей и географией, интересовался восточной поэзией и классической русской литературой. Под конец учебы в троицком медресе Гафури уже позволял себе открытые высказывания против неудовлетворительной системы образования и нравов школы, а свободный нрав и харизма юноши даже сформировали вокруг него группу последователей.

Творчество

Первое стихотворение Гафури было опубликовано в 1902 году. В «Шакирдам ишана» молодой поэт высмеял порядки медресе и преклонение учеников перед учителем, в чьих «высоких» моральных качествах Мажит сомневался. Разгневанный ишан запретил юноше жить в школе, и он вынужден был снять частную комнату, которая вскоре стала местом для сбора социально активной молодежи.

Мажит Гафури в 1911 году

Затем была написана и первая поэма автора – «Сибирская железная дорога», содержание которой критиковало косное общество российских мусульман и призывало их оглядеться по сторонам и начать учиться у просвещенных людей и народов. С этого периода началась жизнь Гафури в качестве поэта и писателя просветительского толка.

Уехав в 1905 году в Казань, Мажит познакомился с татарскими интеллигентами: драматургами и писателями. В этот период творчество поэта приобретает еще более выраженную политическую и революционную окраску. Воодушевленный первой революцией, Гафури написал «Стихи радости», в 1906-м – остросоциальный рассказ на татарском «Голодный год, или проданная девушка», в котором поднял страшную тему сексуального рабства женщин из низших слоев общества.

Мажит Гафури с драматургами Хабибуллой Ибрагимовым и Даутом Юлтыем

После реакции на события Петра Столыпина Мажита занесли в список людей, вызывающих подозрение, что вынудило Гафури бежать сначала в казахские степи, а затем – в Уфу. Преследования поэта по политическим мотивам закончились только в 1917 году.

В 1907-м Гафури нашел учебное заведение, отвечающее его воззрениям: благодаря полусветскому медресе «Галия» в 1909 году Мажит, наконец, сумел получить высшее образование. После этого поэт занялся, помимо собственного творчества, сбором национального фольклора. Также в его поэзии появляется басенный жанр, причем Гафури наполняет свои басни национальным колоритом.

Мажит Гафури и революционер Шагит Худайбердин

В период с 1909 по 1913 годы в творчестве Мажита появляется и романтическая составляющая, но даже при этом идеи патриотизма и борьбы против несправедливости продолжают лидировать и в лирических произведениях. Сильное влияние на творческую биографию поэта оказала Первая мировая война. В этот период в произведениях Гафури начинают подниматься вопросы существования Аллаха, что привело к негативному восприятию поэта мусульманским духовенством тех времен.

Великую Октябрьскую революцию Мажит встретил с воодушевлением, возлагая и на нее, и на гражданскую войну большие надежды. В стихах и рассказах Гафури появились оптимистические мотивы – он искренне верил, что состоялось освобождение народа и угнетенных слоев населения. Это ярко видно в торжественных одах «Своему сердцу», «Дни освобождения», «В честь свободы».

Мажит Гафури среди писателей и журналистов Башкирии

Вот цитата оттуда:

В 1923 году Башкирский центральный исполком оценил вклад Гафури в национальную культуру. Мажиту присвоили звание народного поэта Башкирской Республики, а также оказали всемерную поддержку, чтобы поэт мог заниматься написанием книг. С 1924 по 1929 годы Мажит, помимо поэтической и писательской деятельности, трудился в редакции татарской газеты «Новая деревня» (Яна Авыл).

Памятник Мажиту Гафури

Этот период оказался богатым на прозу: Гафури написал повести «Ступени жизни» и «Черноликие», причем последняя признана шедевром национальной литературы. Также творчество мужчины соприкоснулось с театром: он создал пьесу «Красная звезда», написал либретто к опере «Эшсе».

В первой половине 1930-х годов в творчестве Гафури, помимо социалистических мотивов, появилась критика зарубежного политического строя. В произведениях «За океаном», «Заграничные враги» и «В мире капитала» он клеймил империализм, колониальную политику и ущемление прав человека.

Личная жизнь

В личной жизни Мажита Гафури было место только для одной женщины – его жены Зухры Камалетдиновны Насыровой, которую поэт в письмах называл Зухра-ханум. Она происходила из семьи портных, была очень образованной, преподавала в уфимском приюте для девочек национальную литературу и татарский язык. Также для поддержания семьи Зухра продолжала шить.

Мажит Гафури с семьей

Мажиту Гафури супруга стала самым близким человеком, помощницей во всех начинаниях, близким другом и музой. В браке родились двое сыновей: Анвар и Халит. Судя по семейному фото 1922 года, нравы в семье, несмотря на религиозное образование Гафури, были светскими – Зухра одета в обычный женский костюм.

Смерть

Мажит Гафури умер 28 октября 1934 в Уфе, причиной смерти стал туберкулез. Поэта похоронили в городском ЦПКиО имени Александра Матросова.

Могила Мажита Гафури

Дом поэта на улице Гоголя впоследствии стал музеем Мажита Гафури. Также в Уфе, где поэт прожил 11 лет, ему в 1978 году установили памятник, ставший культурным достоянием города.

Библиография

  • 1904 – «Жизнь в бедности»
  • 1909 – «Забытое преступление»
  • 1914 – «Части литературы»
  • 1920 – «Дикий гусь»
  • 1923 – «В когтях голода»
  • 1932 – «На золотых приисках поэта»
  • 1933 – «Черноликие»
  • 1934 – «Сейчас хорошо, раньше было трудно»

ГАФУРИ Мажит (Габдель-мажит Нурганиевич Гафуров, 1880–1934), поэт, классик двух литератур – башкирской и татарской. Первый народный поэт Башкирии (1923). Родился в д. Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Гафурийский р-н РБ), в семье сельского учителя. В 13 лет осиротел, скитался по аулам, вел трудовую жизнь. Учился в медресе, работал учителем. Писать начал в 1902 на татарском языке (стих. «Шакирдам ишана»). В 1905 уехал в Казань, участвовал в студенческих выступлениях. Сборники стихов «Моя молодая жизнь», «Любовь к нации» были конфискованы цензурой. В 1906 вернулся в Уфу. С 1911 над поэтом установлен полицейский надзор, ему запрещен выезд из города. Просветительский пафос, идеи национального возрождения составляют основное содержание его творчества предреволюционного периода (рассказ «Жизнь, пройденная в нищете», поэма «Сибирская железная дорога» и др.). В поэзии сильны мотивы социальной борьбы (стих. «В дни свободы», «Песня радости», «Перемена» и др.). В годы I мировой войны поэт выступает как активный пацифист («Плач», «В один печальный день», «Судьба», «Печальный байрам» и др.). Значительная часть литературного наследия относится к советскому периоду. Наряду с поэзией он обращается к прозе, драматургии, пишет произведения различных жанров для детской аудитории. Талант Гафури многогранен.

Дом-музей Мажита Гафури. Здесь были написаны повести «Черноликие», «Ступени жизни», «На золотых приисках поэта», драма «Красная звезда», либретто к опере «Труженик» по мотивам своей одноименной поэмы, многие стихотворения и рассказы. В доме восстановлена подлинная обстановка квартиры поэта. В музейном фонде находятся 1400 экспонатов. Уфа. Фото Сергея Синенко

В 20–30-е им были написаны поэма «Рабочий», впоследствии переработанная для оперы, автобиографические повести «Черноликие», «На золотых приисках поэта», «Ступени жизни», пьеса «Красная звезда», много стихов, басен и др. Трагедия «Черноликие», созданная по мотивам повести Гафури, в течение более чем полувека идет на башкирской и татарской сценах, стала классикой репертуара Башкирского академического театра драмы. На становление Гафури как писателя значительное воздействие оказала башкирская и татарская устная словесность, классическая восточная поэзия. Значительную ценность представляет публицистика Гафури. Его реалистические традиции были восприняты и развиты следующими поколениями писателей.

Лит.: Рамазанов Г.З. Творчество Мажита Гафури. – Уфа, 1970.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Дом-музей Мажита Гафури. Здесь были написаны повести «Черноликие», «Ступени жизни», «На золотых приисках поэта», драма «Красная звезда», либретто к опере «Труженик» по мотивам своей одноименной поэмы, многие стихотворения и рассказы. В доме восстановлена подлинная обстановка квартиры поэта. В музейном фонде находятся 1400 экспонатов. Уфа. Фото Сергея Синенко

Толкование

Мажит Гафури
Мажит Гафури
башк. Мәжит Ғафури, тат. Мәҗит Гафури
Имя при рождении:

Габдельмажит Нурганиевич Гафуров

Дата рождения:

20 июля 1880(1880-07-20)

Место рождения:

Зилим-Караново, Стерлитамакский уезд, Уфимская губерния, Российская империя

Дата смерти:

28 октября 1934(1934-10-28) (54 года)

Место смерти:

город Уфа, СССР

Гражданство:

 Российская империя  СССР

Род деятельности:

поэт, писатель

Язык произведений:

старотюркский[1], татарский[2]

Награды:
Герой Труда
(неофициальный) mazhit-gafuri.ru

Мажи́т Гафури́ (башк. Мәжит Ғафури, тат. Габделмәҗит Нургани улы Гафуров, Мәҗит Гафуров), полное имя — Габдельмажи́т Нургани́евич Гафу́ров, (20 июля 1880, деревня Зилим-Караново[3] Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Гафурийский район Башкортостана) — 28 октября 1934, Уфа, похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им. А.Матросова) — народный поэт Башкирской АССР(1923), классик советской башкирской и татарской литературы, поэзии, фольклорист, драматург.

Биография

Родился в семье хальфы (учителя) из д. Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии[4] пятым ребенком. По национальности татарин[5][6]. В то же время, Р. Г. Кузеев в работе «Башкирские шежере», приводит родословную Мажита Гафури, согласно которой он происходит из башкирского рода кальсер-табынцев, восходящего к полулегендарному Майки-бию[7].

Семья

  • Отец — Нургани, учитель, мать — Марзия.
  • Братья — Нурислам, Махадий, Ахсан. Сестры — Суфия и Фатима.
  • Супруга — Насырова Зухра Камалетдиновна (1892—1938), родом из Килимова[8].
  • Сыновья — Анвар (1910—1977) и Халит (1919—1935).
  • Внуки — Раиф Анварович Гафури — выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор технических наук, профессор; Халит Анварович Гафури — профессиональный массажист и автор стихов и рассказов для детей.[9]

Образование

Начальное образование получил у отца. Маленький Мажит в течение двух-трех лет осваивает «программу» сельского мектебе и в одиннадцать лет начинает помогать отцу в обучении детей. Видя большие способности своего сына, Нургани осенью 1893 года устраивает Мажита в медресе соседней деревни Утяшево (Большой Утяш).

Медресе в деревне Утяшево было религиозно-схоластической школой. В декабре 1893 года отец Мажита умер, а весной умерла и мать. Оставшись без родителей, Мажит не бросил учения. С осени 1898 года до весны 1904 года учился в медресе «Расулия» г. Троицка у Зайнуллы-ишана.

В свободное от учёбы время работал на приисках золотопромышленников Рамеевых, где знакомится с жизнью старателей. Позже М. Гафури учительствует в казахских степях, занимается сбором образцов народного творчества, проявляет в эти годы интерес и к русской литературе.

В 1905 году поступил в медресе «Мухаммадия» (Казань), в конце 1906 года вернулся в Уфу и до 1909 года учился в медресе «Галия».

Творчество

Первое стихотворение — «Шакирдам ишана» (Ишан шәкерттәренә) — было написано Гафури в 1902 году.

В 1904 году в Оренбурге вышла его первая книга «Сибирская железная дорога, или положение нации» (Себер тимер юлы йәки әхүәле милләт).

Первая русская революция и её последствия меняют мировоззрение М. Гафури. В стихах «Наши дни», «Две птицы», «Богач» (1905—1907) отражается резкое столкновение социальных классов. Глубокие перемены в мировоззрении поэта отчетливо проявляются особенно в стихах «Завещание 1906 года 1907 году» и «Ответ 1907 года».

В апреле 1912 г. в Уфе состоялась встреча двух поэтов: Габдуллы Тукая и Мажита Гафури. На смерть Тукая М. Гафури посвятил стих: «Ты не умер, будешь жить в веках».

После Октябрьской революции много усилий прилагает для организации периодической печати автономной Башкирской республики — газет «Наш путь», «Свобода», «Борьба», «Красный путь», «Бедняки Востока», «Урал», «Башкортостан», «Новая деревня».

В годы Гражданской войны основная тема творчества — героизм, революционная самоотверженность.

В 1925 году в свет выходит его драма «Красная звезда» об участии рабочих и крестьян в революционной борьбе. За неё автор удостоен первой премии Башнаркомпроса.

В 1928—1929 годах поэт пишет либретто оперы «Труженик», оказавшее влияние на развитие национальной музыкальной драматургии.

До 1928 года Мажит Гафури работал в газете «Яна Авыл» (до 1924 года — «Башкортостан») корректором, журналистом, писал стихи, прозу, пьесы, публицистику.[10][11]

В доме по ул. Гоголя 28, который был подарен Правительством Башкирии поэту в связи с 20-летием творческой деятельности, Гафури прожил последние 11 лет своей жизни. Здесь родились многие его известные произведения.

Библиография

Харисов А. И. в своей монографии «Литературное наследие башкирского народа» отметил «…Гафури — писатель одноязычный: он писал на татарском языке, но одновременно служил двум народам — татарам и башкирам.»[12] В настоящее время его произведения переведены и на другие языки народов мира.

Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури

Произведения на башкирском языке

  • Красная звезда. Драма. 1925
  • На золотых приисках поэта. Повесть Уфа, 1932, 68 стр.
  • Черноликие. Повесть. Уфа, 1933, 108 стр.[1]
  • Сейчас хорошо, раньше было трудно. Рассказы для детей. Уфа, 1934, 60 стр.
  • Избранные произведения. Уфа, 1935, 372 стр.
  • Избранные стихи. Уфа, 1940, 290 стр.
  • Избранные рассказы. Уфа, 1940, 230 стр.
  • Произведения в 6 томах. Уфа, 1 т., 1954, 267 стр., 2 т., 1953, 382 стр., 3 т., 1955, 322 стр., 4 т., 1955, 398 стр., 5 т., 1956, 381 стр., 6 т., 1957, 416 стр.

Произведения на татарском языке

  • Жизнь в бедности. Рассказы. Казань, 1904, 32 стр.
  • Молодая жизнь. Стихи. Казань, 1906, 70 стр.
  • Голодный год. Рассказ. Казань, 1906, 42 стр.
  • Любовь к нации. Стихи. Казань, 1907, 56 стр.
  • Национальные стихи. Казань. 1907, 32 стр.; Уфа, 1908; Уфа, 1909; Уфа, 1911; Казань, 1913; Уфа, 1914.
  • Сироты. Рассказ. Казань, 1908, 82 стр.
  • Стихи М. Гафури. Казань, 1909, 46 стр.
  • Бедняки. Рассказ. Казань, 1909, 112 стр.
  • Стихи времени. Уфа, 1909, 24 стр.
  • Забытое преступление. Рассказ. Казань, 1909. 52 стр.
  • Человек и дьявол. Поэма. Уфа, 1910, 24 стр.
  • Заятуляк и Сусылу. Легенда. Уфа, 1910, 24 стр.
  • Специальные национальные стихи для девушек. Уфа, 1910; Уфа, 1912; Уфа, 1914.
  • Впечатления. Стихи. Уфа, 1940, 40 стр.
  • Несчетное богатство. Рассказ. Уфа, 1911, 36 стр.
  • Страдание. Стихи. Уфа, 1911; Уфа, 1914.
  • Любовные письма. Рассказ. Уфа, 1912, 31 стр.
  • Что такое земство? Публицистика. Уфа, 1912, 36 стр.
  • Басни. Казань, 1913, 36 стр.
  • Части литературы. Рассказы. Уфа, 1914, 43 стр.
  • Солдатская вдова Хамида. Рассказ. Уфа, 1917, 60 стр.
  • Красное знамя. Стихи. Уфа, 1917, 24 стр.; Казань, 1922, 29 стр.
  • Пылающее сердце. Стихи. Уфа, 1918, 31 стр.
  • Золотоволосая. Рассказ. Казань, 1919; Казань, 1921.
  • Наемник. Рассказ. Уфа, 1921; Казань, 1922; Уфа, 1934.
  • Рабочий. Поэма. Казань, 1921; Казань, 1922.
  • На горах Урала. Рассказ. Казань, 1922.
  • В когтях голода. Стихи. Уфа, 1923, 41 стр.; Казань, 1929, 31 стр.
  • Красные кисти. Стихи. Москва, 1925, 47 стр.
  • Красная звезда. Пьеса. Уфа, 1926, 71 стр.
  • Черноликие: Повесть. Казань, 1927, 140 стр.
  • Ночная смена. Стихи. Казань, 1927, 40 стр.
  • В детстве. Рассказы. Уфа, 1927, 36 стр.
  • Сейчас хорошо, раньше было трудно. Рассказ. М., 1927; Уфа. 1934; Казань, 1935.
  • Ступени жизни. Повесть. Уфа, 1930, 101 стр.
  • Потерянная собака. Рассказ. Казань, 1930, 59 стр.
  • На золотых приисках поэта. Повесть. Казань, 1931, 100; Уфа, 1932, 68 стр.
  • Избранные произведения М. Гафури. Казань, 1932, 252 стр.
  • Стихи. Уфа, 1934, 110 стр.
  • Избранные рассказы. Уфа, 1935, 170 стр.
  • Избранные произведения. Казань, 1939, 240 стр.
  • М. Гафури. Произведения. Казань, 1941, 270 стр.
  • Сборник произведений. 4 том. Казань, 1949, 340 стр.
  • Избранные произведения. Казань, 1965, 354 стр.

Произведения на старотюркском языке

  • «Сибирская железная дорога» Стихи. Оренбург, 1904, 15 стр.[13][14]
  • «Красный флаг» Уфа, 1917[14][15]
  • «Дикий гусь» Рассказ. Уфа, 1920, 24 стр.[14]

Произведения на русском языке

  • На золотых приисках поэта. Повесть. Уфа, 1936, 133 стр.
  • Труженики. Поэма. М., «Художественная литература», 1936, 46 стр.
  • Опозоренные. Повесть. Уфа, 1938.
  • Стихи. М., «Правда», 1940, 48 стр.
  • Избранные стихи. Уфа, 1946.
  • Стихотворения. М., «Советский писатель», 1948.
  • Повести. М., «Советский писатель», 1952, 315 стр.
  • Избранные стихотворения. М., Гослитиздат, 1953, 176 стр.
  • Рассказы о прошлом. Казань. 1953, 52 стр.
  • Опозоренные. Повесть. Казань, 1954
  • Избранное. Уфа, 1955, 563 стр.
  • Ступени жизни. Повесть. М., «Советский писатель», 1958.
  • Повести. Уфа, 1963, 317 стр.
  • Избранная лирика («Библ-чка башкирской поэзии») редактор-составитель В. А. Трубицын. Предисловие Павло Тычины. Уфа, 1966, 64 стр.
  • Черноликие. На золотых приисках поэта. Ступени жизни. Повести. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1975, 416 стр.
  • Избранное: Стихи. М.: Художественная литература. 1980, 270 стр.
  • Стихотворения. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1980, 127 стр.
  • Утро свободы: Стихи и поэмы. М.: Советская Россия, 1980, 448 стр.
  • Из прошлого: рассказы. М.:Детская литература, 1980,60с.
  • Повести. М.: Советский писатель, 1981, 352 стр.
  • Рассказы.Уфа:Башкирское книжное изд-во, 1984, 128с.
  • Избранное. /Сост. Л.М.Камаева, Уфа, Китап, 2008, 320с.

Музеи и память

Музей Мажита Гафури в Уфе

  • Имеется мемориальный дом-музей поэта в Уфе.
  • Дом-музей на родине народного поэта в Зилим-Каранове.
  • Именем Гафури названы улицы в Уфе, Ишимбае, Белорецке, Салавате, Стерлитамаке, Давлеканово, Казани, Кривом Роге, Снежинске и в других городах, Башкирский академический театр драмы, парк культуры и отдыха в Уфе, а также Гафурийский район Башкортостана и село в Буздякском районе Башкортостана.
  • Неотъемлемой частью Уфы стал памятник Мажиту Гафури перед зданием театра, скульптура создана народным художником СССР, лауреатом Ленинской премии Львом Кербелем и архитектором Львом Хихлухой.
  • В городе Ишимбае в 1967 году открыт бюст Гафури (ныне перенесён ко Дворцу детского (юношеского) творчества), имелся сад им. Гафури (ныне уничтожен, застроен домами).
  • В Уфе имеется мемориальный Дом-музей поэта (находится на улице Гоголя, 28).
  • В Уфе действует общественный фонд культуры имени Мажита Гафури[16]
  • В честь Мажита Гафури в Уфе назван парк.

Награды и звания

Полезное

Смотреть что такое “Мажит Гафури” в других словарях:

  • ГАФУРИ Мажит — (наст. имя и фам. Габдулмажит Нурганиевич Гафуров) (1880—1934), башкирский и татарский советский писатель, народный поэт Башкирской АССР (1923). Сб. стихов «Сибирская железная дорога» (1904), «Любовь к нации» (1907), «Красное знамя» (1917);… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Гафури (значения) — Гафури: Гафури, Франкино, Франкино Гафури, или Франкин Гафурий (Franchinus Gaffurius/Gafurius, Franchino Gaffurio/Gafori etc.) (1451 1522)  итальянский теоретик музыки и композитор. Мажит Гафури (башк. Мәжит Ғафури, тат. Мәҗит… …   Википедия

  • Гафури (Буздякский район) — Село Гафури башк. Ғафури Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • Гафури (Гафуров), Мажит (Габдельмажит) Нурганиевич — (20.07 (01.08.).1880, дер. Зилим Караново Уфимской губ. 28.10.1934, Уфа), башк.писатель. Нар. поэт БАССР (1923). Род. в семье хальфы. Учился в Троицке в медресе Расулия (1898 1905), в Казани в медресе Махаммадия (1905 1906) и Уфе в медресе Галия… …   Уральская историческая энциклопедия

  • ГАФУРИ Мажит Нурганиевич — ГАФУРИ (Гафуров) Мажит (Габдулмажит) Нурганиевич (1880 1934), башкирский и татарский писатель, народный поэт Башкирии (1923). Сборники революционных стихов «Красное знамя» (1917), поэма «Рабочий» (1921), повесть «Ступени жизни» (1930),… …   Энциклопедический словарь

  • Гафури Мажит Нурганиевич — Гафури Мажит (Габдулмажит) Нурганиевич [20.7(1.8).1880, деревня Елем Караново, ныне Гафурийский район Башкирской АССР, 28.10.1934, Уфа], башкирский и татарский советский поэт, основоположник башкирской советской литературы, народный поэт… …   Большая советская энциклопедия

  • Гафури —         Мажит (Габдулмажит) Нурганиевич [20.7(1.8).1880, деревня Елем Караново, ныне Гафурийский район Башкирской АССР, 28.10.1934, Уфа], башкирский и татарский советский поэт, основоположник башкирской советской литературы, народный поэт… …   Большая советская энциклопедия

  • ГАФУРИ Мажит Нурганиевич — ГАФУРИ (Гафуров) Мажит (Габдулмажит) Нурганиевич (1880 1934) башкирский и татарский писатель, народный поэт Башкирии (1923). Сборники революционных стихов Красное знамя (1917), поэма Рабочий (1921), повесть Ступени жизни (1930),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гафури Мажит (Габдулмажит) Нурганиевич — (Гафуров) (1880 1934), башкирский и татарский писатель, народный поэт Башкирской АССР (1923). Сборник революционных стихов «Красное знамя» (1917), поэма «Рабочий» (1921), повесть «Ступени жизни» (1930), автобиографическая повесть «На золотых… …   Энциклопедический словарь

  • Гафури Мажит (Габдулмажит) Нурганиевич — (Гафуров) (1880—1934), башкирский и татарский писатель, народный поэт Башкирской АССР (1923). Сборник революционных стихов «Красное знамя» (1917), поэма «Рабочий» (1921), повесть «Ступени жизни» (1930), автобиографическая повесть «На золотых …   Большой Энциклопедический словарь

Редактировать

Биография

20 июля (1 августа) 1880 года — 28 октября 1934 года Добавить фотографию Башкирский и татарский писатель-просветитель, основоположник башкирской советской литературы, народный поэт Башкирской АССР (1923). Мажит Гафури (Габдулмажит Нурганиевич Гафуров) родился 20 июля (1 августа) 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне в Гафурийском районе Республики Башкортостан) в семье хальфы (сельского учителя) Нургани (ум. 1893). Начальное образование М. Гафури получил под руководством отца. Освоив программу сельского мектебе, с 11-летнего возраста помогал отцу в обучении детей. В 1893-1898 годах М. Гафури учился в медресе близлежащей деревни Утяшево (ныне Большой Утяш). В 1898-1905 годах М. Гафури учился в медресе «Расулия» ишана Зайнуллы Расулева в Троицке, уездном городе Оренбургской губернии. Материальное положение будущего литератора в период обучения было тяжелым. Чтобы его поправить, ему приходилось прислуживать богатым шакирдам (студентам медресе), а в летние месяцы трудиться чернорабочим на торфяных разработках, на золотых приисках, в хозяйствах кулаков, учительствовать в казахских кочевьях. В 1901-1903 годах М. Гафури упорно занимался самообразованием, изучал арабский, турецкий, персидский и русский языки, историю и географию, восточную поэзию, просветительскую татарскую и классическую русскую литературу. Занятия расширили его кругозор и укрепили в нем критическое осмысление окружающей действительности. К весне 1902 года относится литературный дебют М. Гафури. Им было написано сатирическое стихотворение «Шакирдам ишана», в котором высмеивались внутренние порядки медресе, и деспотическое отношение ишана к шакирдам (студентам медресе). В списках оно быстро разошлось среди учащейся молодежи и вызвало в ее среде большое возбуждение. Ишан запретил М. Гафури жить в медресе, и ему пришлось переехать на частную квартиру в городе. Летом 1902 года им был написан первый художественный рассказ «Жизнь, прошедшая в нищете». Таким образом, М. Гафури вступил в литературу одновременно и как поэт, и как прозаик. В том же 1902 году им была написана первая поэма «Сибирская железная дорога, или положение нации», вышедшая в свет в Оренбурге в 1904 году. М. Гафури видел в строительстве железной дороги результат больших достижений науки и техники, как проявление силы и мощи России, с которой должны брать пример мусульманские народы страны, в первую очередь – татары и башкиры, живущие на Волге, на Урале и в Сибири. Осенью 1905 года М. Гафури оставил учебу в медресе в Троицке, переехал в Казань и поступил в новометодное медресе «Мухаммадия» крупного казанского муллы Галимджана Баруди. В Казани он познакомился с представителями передовой татарской интеллигенции: основоположником татарской драматургии Г. Камалом, преподавателем русского языка, революционным писателем-драматургом Г. Кулахметовым и революционером-большевиком Х. Ямашевым. М. Гафури принимал активное участие в шакирдских и студенческих забастовках и демонстрациях, в митингах, распространял листовки и прокламации, сотрудничал в новых татарских газетах. В период революции 1905-1907 годов им был создан ряд стихотворений на злободневные политические темы («Стихи радости», «Богач», «Перемена», «Настало время», «В период свободы», «Открылась первая дума», «Наши дни», «Две птицы», «Завет 1906 года 1907 году», «Ответ 1907 года» и др.). Весной 1906 года, избегая преследования полиции, М. Гафури, вместе с татарским поэтом М. Укмаси, уехал в казахские степи, а потом, осенью того же года, переселился в Уфу, где и прожил до конца своей жизни. Осенью 1907 года М. Гафури поступил вольнослушателем высшего медресе «Галия», которое успешно окончил в 1909 году. В творчестве М. Гафури 1909-1913 годов, особенно в его прозе, появились романтические мотивы и образы. Таковы его рассказы-легенды: «Заятуляк и Сусылу», «На берегу Белой», «Впечатления», «Булгар кызы Айхылу» и др., написанные на основе фольклорных материалов. В романтизме М. Гафури заметно влияние революционной романтики А. М. Горького. Для властей Российской империи М. Гафури оставался носителем «сомнительных», «бунтовщических» идей. Два сборника его стихов «Моя молодая жизнь» (1906) и «Любовь к нации» (1907), а также рассказ «Дети-сироты» были конфискованы. В 1911-1917 годах он жил под надзором полиции. Весной 1912 года М. Гафури устраивается на работу в типографию «Шарек» («Восток») в качестве корректора. В этой типографии он работал до 1919 года. М. Гафури приветствовал революции 1917 года. Большинство его революционных стихов вошло в сборник «Красное знамя» (1917). В первые послереволюционные годы М. Гафури прилагал много усилий для организации периодической печати Башкирской АССР – газет «Наш путь», «Свобода», «Борьба», «Красный путь», «Бедняки Востока», «Урал», «Башкортостан», «Новая деревня». В дни Гражданской войны 1918-1920 годов основной темой его творчества стали героизм и революционная самоотверженность. В июне 1923 года общественность Советской Башкирии отметила двадцатилетие творческой деятельности М. Гафури. ЦИК Башкирской АССР ему было присвоено звание народного поэта Башкирии и созданы необходимые условия для его дальнейшей плодотворной творческой работы. В 1924–1929 годах М. Гафури работал в редакции татарской газеты «Новая деревня». В советское время были созданы лучшие произведения М. Гафури: поэма «Рабочий» (1921), пьеса «Красная звезда» (1926), повести «Черноликие» (1927), «Ступени жизни» (1930), автобиографическая повесть «На золотых приисках поэта» (1931). Мажит Гафури умер 28 октября 1934 года в Уфе. Он похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им. А. М. Матросова.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Республика Башкортостан, Гафурийский район, село Зилим-Караново Родился 20 июля (1 августа) 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Проживал здесь до 1893 года. Республика Башкортостан, Гафурийский район, деревня Большой Утяш В 1893-1898 годах учился в медресе деревни Утяшево Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Большой Утяш). Челябинская область, город Троицк В 1898-1905 годах учился в медресе «Расулия» ишана Зайнуллы Расулева в Троицке, уездном городе Оренбургской губернии. Республика Татарстан, город Казань В 1905-1906 годах жил в Казани, учился в медресе «Мухаммадия» казанского муллы Галимджана Баруди. Принимал активное участие в шакирдских и студенческих забастовках и демонстрациях, в митингах, распространял листовки и прокламации, сотрудничал в новых татарских газетах. Республика Башкортостан, город Уфа Жил и работал в Уфе в 1906-1934 годах. Умер 28 октября 1934 года, похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им. А. М. Матросова в Уфе.

Биография Мажита Гафури интересна и увлекательна. Это татарский и башкирский писатель, который считается классиком литературы этих двух народов.

Биография писателя

image

Биография Мажита Гафури берет свое начало в 1880 году. Он появился на свет в деревне Зилим-Караново под Уфой. В каком году родился Мажит Гафури, вы теперь знаете из этой статьи.

Его отец был учителем. У героя нашей статьи было еще четверо братьев и сестер. Интересно, что не сохранилось достоверных сведений о том, какой национальности был Гафури. Некоторые исследователи указывают на его татарское происхождение. Другие утверждают, что он урожденный башкир.

Образование поэта

image

Биографию Мажита Гафури вы можете досконально узнать из этой статьи. Первоначальное образование будущий поэт получил, благодаря своему отцу. Тот его научил читать и писать.

На протяжении двух или трех лет юный Мажит усердно осваивал программу сельской школы, в Башкирии она называлась мектебе. Когда ему было 11 лет, он уже начал сам помогать отцу учить самых маленьких ребят. Отец по достоинству оценил выдающиеся способности героя нашей статьи. Поэтому принял решение в 1893 году устроить его в медресе, который располагался в соседней деревне под названием “Утяшево”. По сути, это учебное заведение в Утяшево было своеобразной религиозно-схоластической школой.

В конце 1893 года в жизни Мажита произошло трагическое событие – скончался его отец. А спустя несколько месяцев умерла и мать. Так он буквально в один момент остался сиротой. Даже после таких серьезных потрясений Мажит не бросил учебу. Он твердо решил для себя исполнить мечту отца и вырасти в образованного человека.

В 1896 году Гафури уезжает из деревни в Уфу. Там он поступает в медресе под названием “Гусмания”. Это мусульманское учебное заведение, существовавшее с 1887 года. Детей в нем обучали на протяжении 12 лет. Это весьма престижное учебное заведение, среди его выпускников доктор медицинских наук Шариф Загидуллин, башкирский историк Риф Раимов, артист Абдулла-Амин Зубаиров.

Правда, обучение в этом заведении требовало денег, а их у Гафури не оказалось. Поэтому вскоре медресе пришлось бросить. Тогда герой нашей статьи вернулся в родную деревню.

С 1898 по 1904 годы он проходил обучение в менее престижном медресе под названием “Расулия”, которое располагалось в городке Троицке.

Чтобы содержать себя, герою нашей статьи пришлось рано узнать, что такое тяжелый физический труд. Он работал на приисках у крупных местных золотопромышленников Рамеевых. Там будущий поэт познакомился с жизнью старателей, этот эпизод сыграл большую роль в биографии Мажита Гафури. Он познал ценность труда и честно заработанных денег.

Примерно в то же время он подрабатывал репетиторством, начал собирать местные образцы народного творчества, проявил неподдельный интерес к классической русской литературе.

Уже с 1904 по 1906 год учился в медресе “Мухаммадтия”, находившимся в Казани, а завершил свое образование в уфимском медресе “Галия”.

Творчество поэта

image

Свои первые стихи Мажит Гафури написал в 1902 году. Это произведение называлось “Шакирдам ишана”. Спустя два года в Оренбурге вышла в свет его книга, которая называлась “Сибирская железная дорога, или Положение нации”.

Большое впечатление на него произвела первая русская революция 1905 года. Ее последствия сильно влияют на его мировоззрение. В творчестве Мажита Гафури много стихов, популярных среди его современников. Это “Две птицы”, “Наши дни”, “Богач”. В них отразилось столкновение социальных классов. Изменения, произошедшие в его мировоззрении, заметны также в текстах “Ответ 1907 года” и “Завещание 1906 года 1907 году”.

Гафури изучал башкирский фольклор. Например, в 1910 году опубликовал народный эпос под названием “Заятуляк и Хыухылу”.

В 1912 году Гафури встретился с другим известным писателем, Габдуллой Тукаем, в Уфе.

После Октябрьской революции

image

В 1917 году герой нашей статьи начал активную работу для организации собственных средств массовой информации в Башкирии. При участии Гафури появились газеты “Борьба”, “Бедняки Востока”, “Наш путь”, “Урал”, “Новая деревня”.

Во время Гражданской войны главными темами в его творчестве стали революционная самоотверженность и героизм. Большой популярностью пользовалась его драма “Красная звезда”, в которой подробно рассказывалось о непосредственном участии рабочих и крестьян в революционной борьбе. Произведение высоко оценили не только читатели, но и чиновники. Гафури получил первую премию Башнаркомпроса.

Успехи в написании либретто

image

В разных областях литературы проявил себя Мажит Гафури. Краткая биография писателя приведена в этой статье. Из нее мы можем узнать, что в 1928-1929 годах он поучаствовал в создании оперы “Труженик”. Гафури выступил в непривычном для себя качестве, написав либретто для этого произведения. Эта опера, написанная в рамках метода социалистического реализма, оказала заметное влияние на развитие всей национальной музыкальной драматургии в молодом советском искусстве.

С 1928 году Гафури активно работает в газете “Яна Авыл”. До 1924 года это издание называлось “Башкортостан”. В нем он освещает проблемы башкир, пишет не только публицистические материалы, но и прозу, стихи, пьесы, трудится корректором над всем выпуском.

Басни

image

Хорошо также известны басни Мажита Гафури. В них находят свое отражение мудрость башкирского народа, особенности характера и мировосприятия этих людей.

Самые известные басни героя нашей статьи – “Петух и соловей”, “Алмаз”, “Осел”, “Кто съел овцу”, “Кошка и мыши”, “Зло”, “Два гуся”.

В этих произведениях он рассказывает о нравственных проблемах, с которыми в своей жизни сталкивается практически каждый человек. Говорит о них простым и доступным языком, делая главными героями своих произведений животных.

Например, в басне “Кошки и мыши” мышонок узнает о том, что кошка станет царицей. Мыши организуют совещание. Они размышляют о том, как этого не допустить, как противостоять самодержавию. Как мы видим, в этой басне автор поднимает политические вопросы, актуальные для россиян, живущих в начале XX века.

Смерть поэта

Мажит Гафури умер в 1934 году. Ему в тот момент было 54 года. Поэта похоронили в Уфе, в Центральном парке культуры и отдыха, который носит имя Матросова.

Сегодня сохранилось множество памятных знаков и мемориалов, посвященных герою нашей статьи. Например, в самой Уфе действует мемориальный дом-музей поэта. Он расположен по адресу улица Гоголя, дом 28. По случаю 20-летия творческой деятельности здание передало поэту советское правительство. В нем Гафури и провел 11 последних лет своей жизни, именно в этих стенах родились замыслы и были написаны многие его произведения.

Перед зданием театра в Уфе установлен памятник Гафури, который сегодня стал одним из символов города. Над созданием трудились архитектор Лев Хихлуха и народный художник СССР Лев Кербель.

Сегодня многие начинающие поэты и литераторы получают помощь и поддержку в фонде культуры имени Мажита Гафури.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий