«У нее есть четкое понимание того, что такое ад» Семейная и политическая преисподняя Людмилы Петрушевской

Биография

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем. Произведения этого автора затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах. Петрушевская — человек с удивительной судьбой, живший вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередными трудностями. Долгое время часть работ драматург писала в стол, поскольку те не проходили советскую цензуру. Но Людмила Стефановна не отчаялась и открыла в себе талант сценариста.

Детство и юность

Людмила родилась в мае 1938 года в Москве в семье студентов. Впоследствии ее отец Стефан Петрушевский стал доктором философских наук, а мать Валентина Яковлева трудилась редактором. Раннюю биографию писательницы счастливой не назовешь. Связано это в первую очередь с репрессированными родственниками, среди которых партийный деятель Евгений Вегер, расстрелянный за год появления внучатой племянницы на свет.

Дед по материнской линии Николай Яковлев, лингвист-кавказовед, участник борьбы с неграмотностью, настаивал на том, чтобы маленькую внучку не учили читать. Будучи сторонником марризма, тяжело переживал разгром этой теории Иосифом Сталиным. После увольнения со всех занимаемых должностей Николай Феофанович на нервной почве заработал психическое расстройство.

Еще в начале ХХ столетия в доме Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Людмила в детстве и не мечтала о карьере литератора, а грезила о сцене и хотела выступать в опере. Она занималась в вокальном кружке, но грезы так и не сбылись.

image
Людмила Петрушевская в детстве / @dashkravtsova

В 1941 году Люся Петрушевская с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев. С собой семья прихватила только четыре книги, среди которых попались стихотворения Владимира Маяковского и учебник по истории ВКП(б).

Девочка с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы. Бабушка часто рассказывала внучке, что в молодости Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но родственница выбрала лингвиста Яковлева.

По сведениям, опубликованным на официальном сайте Петрушевской, во время Великой Отечественной войны Люся тяжело голодала, ведь близким не давали работу из-за темных пятен в родословной. Кроме того, после Победы Людмила попала в детский дом под Уфой, где поправляли здоровье дети-инвалиды и ребята, больные туберкулезом.

Однако Людмила потом вернулась в столицу и даже окончила школу с серебряной медалью. А затем поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова изучать журналистику. Получив диплом, Петрушевская устроилась корреспондентом в издательство, а затем перешла на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».

Литература

Еще на журфаке МГУ Людмила Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров. Но только лишь в 1972 году в журнале «Аврора» впервые представила короткий лирический рассказ «Через поля».

В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении, где делала отзывы о серьезных экономических и политических передачах вроде «Шагов пятилетки». Но вскоре на Людмилу Стефановну стали писать жалобы. Через год автор уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на подобную работу.

В середине 1970-х драматург начала создавать сценарии для мультфильмов. Первым проектом послужил популярный среди советских ребят цикл «Веселая карусель». Петрушевская придумала сюжет эпизода «Лечение Василия». Сказка о великане, который не любил мыться, запомнилась и детям, и взрослым. Не меньше понравилась публике и лента «Краденое солнце».

Творчество Петрушевской по достоинству оценивали и небольшие театры. В 1979 году Роман Виктюк на сцене Дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Эфрос похвалил работу, но отметил, что это представление никогда не пройдет цензуру — столь радикальны мысли, высказанные автором. И Эфрос оказался прав: «Уроки» запретили и даже разогнали труппу.

image
Людмила Петрушевская в молодости / @zagadochnaya_radost

Позднее во Львове коллектив, созданный студентами местного политеха, поставил «Чинзано». На профессиональных подмостках произведения Людмилы Стефановны появились только в 1980-х годах: сначала Театр на Таганке поставил спектакль «Любовь», затем в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».

В библиографии Петрушевской есть сказки для разных возрастных групп. Это и лингвистический цикл «Пуськи бятые», и такие работы, как «Волшебные очки», где при желании вполне можно рассмотреть взрослый подтекст, сатиру и даже жестокость. Но что бы автор ни писала, источником вдохновения, как делилась Людмила Стефановна в интервью Владимиру Познеру, выступала реальная жизнь.

Из персонажей, созданных Петрушевской, неожиданную популярность обрел поросенок Петя. К слову, прообразом героя является внук сценариста, которого родители часто оставляли у бабушки. Крепкий подвижный малыш не давал Людмиле Стефановне покоя. Стоит отметить, что желание сказочного парнокопытного покинуть Россию не принадлежит замыслу драматурга. Склонностью к миграции и другими подобными чертами Петю наградили пользователи Сети.

В 2017 году вышла повесть Петрушевской «Нас украли». Это отнюдь не детектив о подмене детей, как кажется на первый взгляд, а своеобразное наблюдение за тем, как кто-то «наверху» придумывает нелепые правила, по которым вынуждены жить «низы». Книга вошла в шорт-лист литературной премии «НОС».

Политика и общественная деятельность

Впервые открыто о своих политических взглядах писательница заявила в начале 1990-х. Людмила Стефановна даже находилась под следствием с февраля по август 1991 года из-за оскорбления Михаила Горбачева. Произошло это после публикации письма сценариста о вводе танков в Вильнюс. Делопроизводство остановили после отставки Горбачева.

В XXI веке Петрушевская тоже не оставалась в стороне от текущих событий, выступая гостьей радио- и телепередач. Нередко голос автора звучал в 2020-м, когда драматурга возмутили поправки к Конституции России.

В 2021 году больной темой для Петрушевской оказалось закрытие правозащитного центра «Мемориал».

Личная жизнь

В браке с журналистом Евгением Харатьяном у писательницы родился сын Кирилл. Позднее первенец подарил матери внучку Маши, которая, к несчастью, скончалась в 18 лет от астмы. После трагической смерти мужа Людмила Стефановна связала личную жизнь с Борисом Павловым, который руководил Галереей на Солянке.

Людмила Петрушевская с детьми / «Музей современного искусства»

В этой семье появились сын Федор Павлов-Андреевич и дочь Наталья. Сыновья стали журналистами, позднее Федор попробовал себя и как художник. Наташа выбрала музыку и основала фанк-группу C.L.O.N.E. В 2009 году Петрушевская овдовела во второй раз.

Людмила Петрушевская сейчас

В 2022 году писательница продолжает заниматься творчеством. Произведения Людмилы Стефановны актуальны и сейчас, причем не только на родине автора. Так, книга с рассказами Петрушевской вышла в далекой солнечной Индии. Переводчицу Манурадху Чаудхари привлекла женская тематика работ литератора.

Библиография

  • 1989 — «Три девушки в голубом»
  • 1992 — «Время ночь»
  • 1995 — «Тайна дома»
  • 2001 — «Время Ночь Мост Ватерлоо»
  • 2001 — «Чемодан чепухи»
  • 2002 — «Поросёнок Пётр и машина»
  • 2002 — «Поросёнок Пётр и магазин»
  • 2002 — «Поросёнок Пётр едет в гости»
  • 2002 — «…Как цветок на заре»
  • 2002 — «Где я была»
  • 2002 — «Случай в Сокольниках»
  • 2002 — «Приключения поросёнка Петра Черное пальто»
  • 2003 — «Невинные глаза»
  • 2003 — «Незрелые ягоды крыжовника»
  • 2004 — «Номер Один, или В садах других возможностей»
  • 2005 — «Город Света: волшебные истории»
  • 2006 — «Маленькая девочка из “Метрополя”»
  • 2006 — «Пуськи бятые»
  • 2006 — «Квартира Коломбины»
  • 2008 — «Черная бабочка»
  • 2008 — «Книга принцесс»
  • 2012 — «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем»
  • 2017 — «Нас украли. История преступлений»

Интересные факты

  1. Есть версия, что профиль Петрушевской был использован в изображении центрального персонажа из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом, хотя мультипликатор Юрий Норштейн озвучивал другую версию создания героя.
  2. Среди проектов литератора — «Кабаре одного автора». В рамках шоу Петрушевская исполняет знаменитые песни ХХ века, читает стихи собственного сочинения и даже записывает сольные альбомы. Она лауреат Государственной премии России.
  3. Помимо прочего, Людмила Стефановна пишет картины и продает, а вырученные деньги передает детским домам.
  4. Петрушевская признавалась, что не работает по графику. Писательница носит с собой бумагу и ручку и делает записи, когда ее настигает вдохновение.
  5. В соцсетях автор сообщала, что при рождении имела имя Долорес, но представлялась Люсей, так как страдала из-за травли со стороны других детей. При получении паспорта драматург официально стала Людмилой.

09:30 26.05.2013 (обновлено: 10:21 01.03.2020) © РИА Новости / Михаил Фомичев Читать ria.ru в Сегодня день рождения Людмилы Петрушевской – ей исполняется 75 лет.

Прозаик, драматург, поэт Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Внучка советского лингвиста Николая Яковлева, создателя письменности для ряда народов СССР. В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой.

В 1961 году окончила факультет журналистики Московского государственного университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, редактором на Центральной студии телевидения. В середине 1960-х годов Петрушевская начала писать стихи, рассказы. Первым опубликованным ее произведением был рассказ “Через поля”, появившийся в 1972 году в журнале “Аврора”. После этого проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

Первые пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса “Уроки музыки” (1973) была поставлена Романом Виктюком в 1979 году в театре-студии ДК “Москворечье” и почти сразу была запрещена (напечатана лишь в 1983 году). Постановка пьесы “Чинзано” была осуществлена театром “Гаудеамус” во Львове.

Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса “Любовь” в Театре на Таганке, “Квартира Коломбины” в “Современнике”, “Московский хор” во МХАТе.

Только в 1980-е годы имя Петрушевской стало известно широкому кругу читателей. С этого времени стали публиковаться сборники ее пьес и прозы: “Бессмертная любовь: Рассказы” (1988), “Песни XX века: Пьесы” (1988), “Три девушки в голубом: Пьесы” (1989), “По дороге бога Эроса: Проза” (1993), “Тайны дома: Повести и рассказы” (1995), “Дом девушек: Рассказы и повести” (1998) и др.

В начале XXI века Петрушевская публикует новые сборники повестей и сказок, среди них: “Где я была. Рассказы из иной реальности” (2002), “Богиня Парка” (2004), “Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые” (2004), “Рассказы о любви” (2011).

В 2003 году писательница выпустила свой “Девятый том” – сборник статей, интервью, писем, воспоминаний.

В 2010 году Петрушевская стала соавтором альтернативного школьного учебника по литературе “Литературная матрица. Учебник, написанный писателями”.

Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.

По ее сценариям был поставлен ряд фильмов и фильмов-спектаклей: “Любовь” (1997), “Свидание” (2000), “Московский хор” (2009) и др.

По сценариям Людмилы Петрушевской созданы мультфильмы “Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник” (1976), “Краденое солнце” (1978), “Сказка сказок” (1979), “Заячий хвостик” (1984), “Кот, который умел петь” (1988), “Куда идут животные (из альманаха “веселая карусель №34″)” (2012).

Она создала “Студию ручного труда”, в которой самостоятельно рисует мультфильмы с помощью мышки. В студии были сделаны фильмы “Беседы К. Иванова”, “Пенсне”, “Хоррор”, “Улисс: ехали-приехали”, “Где ты” и “Муму”.

Людмила Петрушевская пишет и выставляет картины, принимает участие в различных художественных проектах.

Создала маленький театр “Кабаре одного автора”, в котором исполняет со своим оркестром лучшие песни ХХ века в собственных переводах.

Объединив свои усилия с московским фри-джаз-рок ансамблем Inquisitorium, Петрушевская в 2003 году выпустила альбом “№ 5. Середина Большого Юлиуса”, где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак.  В 2010 году Петрушевская представила сольный альбом “Не привыкай к дождю”, который был записан для проекта “Сноб”.

Людмила Петрушевская — член СП СССР (1977), Русского ПЕН-центра. Академик Баварской академии изящных искусств.

Она лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства (2002), отмечена Пушкинской премией фонда Альфреда Тепфера (1991), премиями журналов “Октябрь” (1993, 1996, 2000), “Новый мир” (1995), “Знамя” (1996), премиями “Москва-Пенне” (1996), “Звезда” (1999), “Триумф” (2002), премией фестиваля “Новая драма” (2003), театральной премией имени Станиславского (2004).

В 2008 году в Москве, а в 2009 году – в Санкт-Петербурге был проведен “Петрушевский фестиваль”, приуроченный к нескольким юбилейным датам писательницы – 70 лет со дня рождения, 20 лет со дня выхода первой книги “Бессмертная любовь”, выход 10-го тома собрания сочинений под названием “Черная бабочка”.

В 2010 году Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези – World Fantasy Award (WFA) – за лучший сборник рассказов, опубликованных в 2009 году. “Жила-была женщина, которая пыталась убить ребенка своей соседки: страшные рассказы” (There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor’s Baby).

В 2013 году она стала лауреатом ежегодной Премии Олега Табакова за достижения в области культуры, получив награду “За вклад в русскую драматургию”.

Людмила Петрушевская вдова, у нее трое детей: сыновья Кирилл Харатьян и Федор Павлов-Андреевич — журналисты, дочь Наталья Павлова занимается музыкой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Биография Людмилы Петрушевской приведена в этой статье. Это знаменитая отечественная поэтесса, писатель, сценарист и драматург.

Детство и юность

Узнать биографию Людмилы Петрушевской вы можете из этой статьи. Русская писательница родилась в Москве в 1938 году. Ее отец был служащим. Дедушка был широко известен в научных кругах. Николай Феофанович Яковлев был знаменитым лингвистом-кавказоведом. В настоящее время он считается одним из основателей письменности для ряда народов СССР.

Во время Великой Отечественной войны Петрушевская Людмила Стефановна жила некоторое время у родственников и даже в детском доме, расположенном под Уфой.

Когда война закончилась, поступила на факультет журналистики Московского государственного университета. Параллельно стала работать корреспонденткой в столичных газетах, сотрудничать с издательствами. В 1972 году заняла пост редактора на Центральной студии телевидения.

Творческая карьера

Людмила Стефановна Петрушевская в раннем возрасте начала писать сценарии для студенческих вечеринок, стихи и короткие рассказы. Но при этом совершенно в то время еще не задумывалась о карьере писателя.

В 1972 году было опубликовано ее первое произведение в журнале “Аврора”. Им стал рассказ под названием “Через поля”. После этого Петрушевская продолжила писать, но рассказы ее перестали публиковать. Трудиться в стол пришлось на протяжении не менее десяти лет. Печатать ее произведения стали только после перестройки.

Помимо прозаических произведений героиня нашей статьи работала в качестве драматурга. Ее постановки шли в самодеятельных театрах. Например, в 1979 году Роман Виктюк в театре-судии дома культуры “Москворечье” поставил ее пьесу “Уроки музыки”. Театральный режиссер Вадим Голиков – в театре-студии Ленинградского государственного университета. Правда, практически сразу после премьеры постановка была запрещена. Напечатали пьесу только в 1983 году.

Еще одна знаменитая постановка по ее тексту под названием “Чинзано” была поставлена во Львове, в театре “Гаудеамус”. Массово профессиональные театры начали ставить Петрушевскую начиная с 80-х годов. Так, зрители увидели одноактное произведение “Любовь” в театре на Таганке, в “Современнике” вышла “Квартира Коломбины”, а во МХАТе – “Московский хор”.

Писательница-диссидент

Биография Людмилы Петрушевской содержит немало печальных страниц. Так, на протяжении многих лет ей фактически приходилось писать в стол. Редакции толстых литературных журналов имели негласный запрет не печатать произведения писательницы. Причина этого была в том, что большинство ее повестей и рассказов были посвящены так называемым теневым сторонам жизни советского общества.

При этом Петрушевская не опускала руки. Она продолжала работать, надеясь, что когда-нибудь эти тексты увидят свет и найдут своего читателя. В тот период ею были созданы пьеса-шутка “Анданте”, пьесы-диалоги “Изолированный бокс” и “Стакан воды”, пьеса-монолог “Песни XX века” (именно она дала название ее более позднему сборнику драматических произведений).

Проза Петрушевской

Прозаическое творчество Людмилы Петрушевской, по сути, продолжает ее драматургию во многих тематических планах. Также в нем используются практически те же художественные приемы.

По сути, ее произведения представляют собой настоящую энциклопедию женской жизни начиная от юности и заканчивая старостью.

Сюда можно отнести следующие романы и повести – “Приключения Веры”, “История Клариссы”, “Дочь Ксени”, “Страна”, “Кто ответит?”, “Мистика”, “Гигиена”, а также многие другие.

В 1992 году она написала одно из своих самых известных произведений – сборник “Время ночь”, незадолго до этого вышел еще один сборник “Песни восточных славян”.

Интересно, что в ее творчестве много сказок для детской и взрослой аудитории. Среди них стоит отметить “Жил-был будильник”, “Маленькая волшебница”, “Кукольный роман”, сборник “Сказки, рассказанные детям”.

На протяжении всей своей творческой карьеры Петрушевская живет и работает в российской столице.

Личная жизнь Людмилы Петрушевской

Петрушевская была замужем за руководителем галереи на Солянке Борисом Павловым. Он скончался в 2009 году.

Всего у героини нашей статьи трое детей. Старший – Кирилл Харатьян родился в 1964 году. Он журналист. Одно время работал заместителем главного редактора издательского дома “Коммерсантъ”, затем был одним из руководителей газеты “Московские новости”. В настоящее время работает заместителем главного редактора газеты “Ведомости”.

Второго сына Петрушевской зовут Федор Павлов-Андреевич. Он родился в 1976 году. Он также журналист, продюсер, телеведущий и художник. Дочь писательницы Наталья Павлова – известный музыкант, один из основателей столичной фанк-группы.

Поросенок Петр

Не все знают, но именно Людмила Петрушевская является автором мема про поросенка Петра, который на красном тракторе бежит из страны.

Все началось с того, что в 2002 году писательница издала сразу три книги под названием “Поросенок Петр и машина”, “Поросенок Петр едет в гости”, “Поросенок Петр и магазин”. Спустя 6 лет был снят одноименный анимационный фильм. Именно после его выхода в свет этот персонаж и превратился в мем.

На всю страну он получил известность после того, как в 2010 году один из пользователей интернета по прозвищу Lein записал музыкальную композицию “Поросенок Петр съе…”. Вскоре после этого другой пользователи Артем Чижиков наложил на текст яркий видеоряд из одноименного мультфильма.

Есть еще один интересный факт о писательнице. По некоторым версиям, профиль Людмилы Петрушевской послужил прототипом для создания заглавного персонажа в мультфильме Юрия Норштейна “Ежик в тумане”.

Подтверждением этому служит то, что сама Петрушевская в одном из своих произведений прямо описывает этот эпизод именно так. В то же самое время Юрий Норштейн по-другому описывает появление этого персонажа.

При этом достоверным образом известно, что Петрушевская стала прообразом для режиссера при создании другого мультфильма – “Журавль и цапля”.

“Время ночь”

Ключевое произведение в биографии Людмилы Петрушевской – сборник рассказов “Время ночь”. В него вошли ее различные повести и рассказы, причем не только новые произведения, но и уже давно известные.

Примечательно, что героями Петрушевской являются обычные среднестатистические люди, с большинством из которых каждый из нас может встретиться каждый день. Они являются нашими коллегами по работе, каждый день встречаются в метро, живут по соседству в одном подъезде.

При этом необходимо задуматься, что каждый из этих людей – это отдельный мир, целая Вселенная, которую автору удается уместить в одно небольшое произведение. Рассказы Людмилы Петрушевской всегда отличались своим драматизмом, тем, что содержали в себе сильный эмоциональный заряд, которому могли бы позавидовать некоторые романы.

Большинство критиков и сегодня отмечают, что Петрушевская остается одним из самых необычных явлений в современной российской словесности. Она умело сочетает в себе архаику и современность, сиюминутное и вечное.

Рассказ “Шопен и Мендельсон”

Рассказ “Шопен и Мендельсон” Людмилы Петрушевской служит ярким примером ее яркого и неповторимого творчества. По нему можно судить о ней как об уникальном отечественном прозаике.

В нем удивительным образом сравниваются два этих композитора, а главной героиней рассказа становится женщина, которая постоянно жалуется, что за стеной у нее каждый вечер играет одна и та же надоедливая музыка.

Людмилу Петрушевскую с уверенностью можно назвать одним из выдающихся отечественных писателей прошлого века. Она является автором значительного количества рассказов и детских книг, по ее произведениям поставлены театральные пьесы, сняты фильмы. Ее творчество стало открытием для многих: автор достаточно жестко, а порой и просто безжалостно, без прикрас описывает все трудности жизни.

Детские годы

Петрушевская Людмила Стефановна появилась на свет 26 мая 1938 года в Москве. Ее родители были хорошо образованными людьми. Мама работала редактором, папа был лингвистом. Дедушка Петрушевской – Николай Яковлев, советский ученый, профессор языкознания.

Детство писательницы проходило в нелегкое военное и послевоенное время, что, несомненно, наложило свой отпечаток на ее судьбу. Девочка, спасаясь от войны, вынуждена была жить у дальних родственников, а затем и вовсе воспитывалась в одном из детских домов неподалеку от Уфы.

Повзрослев, Людмила решила связать свою жизнь с журналистикой. А потому после получения школьного аттестата девушка поступает в МГУ, на факультет журналистики. Обучение она закончила в 1961 году и устроилась работать журналистом. После Петрушевская несколько раз меняла место работы. В начале 70-х годов она устраивается работать в Центральную студию телевидения редактором.

Творческий путь

Первые стихи Людмила Петрушевская стала сочинять еще в юности. Они были достаточно простыми, легкими. Сама поэтесса в то время относилась к своему творчеству несерьезно, она не намерена была становиться писательницей. Однако талант не так легко спрятать: во время учебы в университете Петрушевская писала сценарии для различных студенческих мероприятий. В середине 60-х годов появились и первые пьесы, но долгое время она не решалась их публиковать.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Первым напечатанным произведением Петрушевской стал рассказ «Через поля», опубликованный в журнале «Аврора» в 1972 году. Несмотря на то что рассказ был воспринят читателями с интересом, следующее произведение напечатали лишь спустя несколько лет. Но вместе с тем Людмила продолжала активно писать.

Рекомендуем: Людмила Улицкая: книги и личная жизнь

Ее пьесы были интересны, жизненны, близки многим. Поэтому не удивительно, что их заметили режиссеры. Конечно же, знаменитые театры не могли взять для постановки произведение малоизвестного автора. А вот театры небольшие охотно работали с ее произведениями. Так, в 1979 году в театре Р. Виктюка поставили спектакль «Уроки музыки». А львовский театр «Гаудеамус» представил зрителям спектакль «Чинзано».

Лишь после 1980 года на творчество Людмилы Петрушевской стали обращать внимание более известные театры. Это были постановки:

  • «Любовь» – Театр на Таганке.
  • «Квартира Коломбины» – «Современник».
  • «Московский хор» – МХАТ.
  • «Кабаре одного актера» – Театр им. А. Райкина.

Примечательно, что на протяжении длительного времени Людмила Петрушевская не могла печататься. Ее рассказы и пьесы не были официально запрещены, однако редакторы издательств не хотели принимать для публикации произведения на довольно тяжелые социальные темы. А Петрушевская именно их и писала. Впрочем, отказ в печати поэтессу не остановил.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Только в 1988 году была издана книга Людмилы Стефановны Петрушевской. После этого она начинает писать еще активнее – произведения появляются одно за другим. Именно тогда была написана одна из известнейших ее книг – «Три девушки в голубом», повествующая о нелегких судьбах трех родственниц.

Несмотря на то что книги на социальные темы, поэмы и стихи Петрушевская писала очень легко (чего стоит один ее цикл о жизни женщин!), постепенно она поменяла сферу деятельности. Писательница увлеклась созданием детских книг, а также пробовала сочинять любовные романы.

Рекомендуем: Эдит Пиаф: судьба знаменитой певицы

В 1984 году выходит ее новый цикл – лингвистические сказки «Пуськи бятые». В 1990-2000 годах она написала «Лечение Василия», «Сказки про азбуку», «Настоящие сказки». Чуть позже были изданы «Книга принцесс», «Приключения поросенка Петра». По мотивам сказок про поросенка Петра было создано несколько мультипликационных фильмов.

Произведения Людмилы Петрушевской переведены более чем на 20 языков мира и издаются сегодня во многих странах. Последняя книга писательницы «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем» была выпущена в 2012 году. После Людмила Стефановна переключилась на другие виды творчества, по-прежнему продолжая писать, но уже в меньших объемах.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Семья

Людмила Петрушевская несколько раз была замужем. О первом муже писательницы известно немного – он умер, оставив жену с маленьким сыном Кириллом. После Петрушевская вышла замуж за искусствоведа Бориса Павлова. В этом браке родилось еще двое детей – сын Федор и дочь Наталья.

Талантливый человек талантлив во всем

Биография Петрушевской содержит достаточно много интересных фактов. Так, к примеру, мало кто знает, что Людмила Стефановна не только писательница. Она обожает петь, а когда-то даже занималась в оперной студии. Более того, в 2010 и 2012 годах были записаны сольные альбомы Петрушевской. Правда, в свободную продажу они так и не поступили, но продавались вместе с журналом «Сноб».

Рекомендуем: Урсула Ле Гуин: жизненный путь писательницы

Петрушевская занималась созданием мультфильмов по собственным сказкам. Она основала анимационную «Студию ручного труда», в которой проводила достаточно много времени, рисуя мультфильмы при помощи современных компьютерных технологий.

Есть у писательницы еще один талант – она увлекается живописью и даже окончила профессиональные курсы. Петрушевская пишет картины и продает их, а полученные средства передает благотворительному фонду, опекающему детей-сирот.

В 1991 году Людмила Петрушевская находилась под следствием, даже некоторое время была вынуждена скрываться, проживая за границей. Ее обвиняли в оскорблении президента Горбачева.

Дело было так: писательница направила письмо литовскому правительству, ее послание было переведено и опубликовано в одной из газет. В этом письме содержались достаточно неприятные для власти, в частности для Горбачева, высказывания. Однако дело закрыли, после того как Горбачев был отстранен от власти. Автор: Наталья Невмывакова

В данном разделе собраны биографии писателей различных жанров с указанием интересных фактов из жизни автора, его наград, премий. Здесь же Вы можете найти информацию о библиографии того или иного автора и экранизациях его произведений.

Раздел постоянно наполняется и в этом нам помогают участники проекта. Если у Вас есть желание присоединиться к работе по наполнению раздела, Вы можете это сделать здесь.

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 0-9 А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все авторы

Автор дня

Все авторы

В этот день в истории

Литературный календарь

Популярные биографии

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий