Вся правда о Монтессори. Фашизм, отказ от своего ребенка и жадность.

image

Сложно переоценить вклад Марии Монтессори в развитие мировой педагогики. Она навсегда изменила отношение взрослых и детей, поменяла отношение к образованию и создала сильное сообщество единомышленников. Сегодня мы кратко расскажем, как была создана знаменитая итальянская методика, разберем основные постулаты школы М. Монтессори и обсудим современных авторов книг о подходе.

Деятельность и профессиональное развитие Марии Монтессори

С самой юности выборы Марии бросали вызов обществу и порядкам того времени. В конце 19 века потолком женского развития считалось педагогическое образование и успешное замужество, а о самостоятельности женщин никто и подумать не мог, но Марии удалось пошатнуть устои и проделать нелегкий путь к профессиональному успеху.

Становление личности и образование

в 1890 году Мария Монтессори принимает решение заниматься наукой и поступить на медицинский факультет Римского Университета.

image

Безусловно, такой путь не был встречен одобрительно ни семьёй, ни однокурсниками, ни преподавателями. В течение всей учебы она сталкивается с враждебностью коллег-мужчин, ей запрещают посещать анатомический зал, а зачастую и открыто оскорбляют женщину. Несложно догадаться, что мысль о том, чтобы бросить учебу посещает Марию не один раз, но, тем не менее, она перебарывает себя и становится первой в Италии женщиной-врачом.

Личный опыт притеснений делает Марию активным борцом за свободу и права женщин, она выступает на конгрессах по правам женщин в Германии и Великобритании. Эта деятельность окончательно формулирует ценности Марии Монтессори: равноправие, свобода, развитие.

В 1900 году Мария поступает на работу в клинику для детей с отставанием в развитии. Именно это место даёт начало методике Марии Монтессори. Она осознает, что в клинике нет даже базовых игрушек и материалов для развития детей, на которых все просто махнули рукой. Она создает первые Монтессори материалы и приступает к планированию занятий. В скором будущем многие из учеников её экспериментальной программы сдадут экзамены лучше, чем обычные здоровые дети.

Осознав свой интерес и способности в области педагогики, в 1901 году Мария поступает на обучение антропологии и психологии и уже спустя 3 года становится востребованным лектором по направлению. В 1910 году выходит её первая книга «Педагогическая антропология».

В 1907году Мария открывает собственный садик «Дом Ребенка», который вполне можно назвать первым Монтессори центром в мире.

Больше чем учитель

В 1910 году Мария начинает формировать сообщество и обучает Монтессори методике педагогов. Уже в 1911 году Мария оставляет медицинскую практику и работу преподавателем в университете, чтобы посвятить всё своё время работе с детьми и обучению педагогов. Начинается создаваться международное сообщество: школы по методике Монтессори появляются в Великобритании, Швейцарии и других странах. Мария начинает проводить обучение для педагогов по всему миру, наносит визиты в Великобританию, США, Нидерланды, переезжает в Барселону и основывает там садик, школу и центр обучения педагогов.

Бурное развитие и установление связей с педагогами со всего мира продолжается вплоть до 1932 года. В этот год идеи Марии Монтессори окончательно расходятся с идеологией фашизма, и все школы и сады в Германии и Италии закрываются буквально в одночасье.

Цепь приглашений и знакомств приводит Марию в 1939 году в Индию, где они с сыном Марио участвуют во множестве образовательных программ для детей.

В течение трёх лет подряд Мария Монтессори была номинирована на Нобелевскую премию мира, и была одним из самых востребованных лекторов педагогических конгрессов и конференций. До самого последнего года своей жизни она находила в себе силы на популяризацию Монтессори принципов и преподавание для педагогов.

Всю свою жизнь Мария Монтессори положила на борьбу с неравноправием и насилием. Она своим примером показала, что у каждого есть шанс и право на развитие и свободу. Все эти идеалы она воплотила в авторском педагогическом подходе, и сразу же была окружена единомышленниками, благодаря которым Монтессори школы были открыты по всему миру ещё при жизни своего создателя.

Теория Марии Монтессори

Среди ключевых идей подхода можно выделить пять основных постулатов:

  • Впитывающий ум

В своих работах Мария Монтессори всегда подчеркивала, что маленькие дети учатся через впитывание буквально всей информации, с которой они сталкиваются: устройство материалов, явления природы, речь взрослых и других детей. Чем более насыщенный и разнообразный будет у малыша опыт, тем более разнообразные связи образуются в его мозге, что, в свою очередь, сделает ребенка адаптивнее, смелее и сообразительнее.

  • Теория сенситивных периодов

Наблюдения за детьми быстро дают понимание, что в разном возрасте малыши имеют разные естественные стремления. Именно вокруг этих стремлений и строится методика работы Монтессори.

Так, уже с рождения малыши чувствительны к сенсорным стимулам, речи и порядку, который сперва представляется в форме режима дня, после года малыш начинает активно исследовать пространство и манипулировать с предметами, чуть позже появляется интерес к мелким предметам и только в 2,5 года появляется фокусировка на расширении социальных контактов.

  • Монтессори пространство

Обычно красивые деревянные наборы – это первое, что приходит на ум, если вас спросят про Монтессори. На самом деле разнообразие гораздо больше: это самодельные подборки, специальные материалы, мебель по росту малыша, продуманные зоны для различных занятий, внимание к дизайну и эстетике пространства для детей. Ребенок меньше и слабее взрослых, поэтому ему неудобно в среде, созданной для взрослых, и это тормозит его развитие. Наша задача исправить это и предложить малышу пространство, соответствующее его потребностям в каждый момент развития.

  • Контроль ошибок

Малыши учатся на собственном опыте и понятной обратной связи. Именно поэтому развивающие материалы должны быть разработаны таким образом, чтобы дети могли заметить свою ошибку и исправить её самостоятельно.

  • Развитие бытовой самостоятельности

В методике Марии Монтессори много времени уделяется обучению ребенка различным бытовым навыкам от чистки зубов до приготовления пищи. Педагоги школы считают, что эти действия не только дают ребенку больше свободы и независимости, но и прекрасно влияют на все сферы развития ребенка. Чистка зубов даёт возможность отработать координацию рук; застёжки и шнуровки развивают мелкую моторику; крупная моторика развивается при уборке и переноске вещей; навыки сортировки, развитие крупной и мелкой моторики, разнообразный сенсорный опыт ребенок получает на кухне.

Девиз Монтессори педагогики – «Помоги мне сделать это самому!». Действительно основной целью Монтессори становится создание среды, в который ребенок может сам находить интересующие его задачи и самостоятельно обращаться к взрослым за помощью, а не пассивно следовать указаниям старших.

Методисты, последователи Марии Монтессори

Ещё при жизни Марии Монтессори у подхода появилось много сторонников и последователей, а школы открывались по всему миру. Противились им только тоталитарные режимы, именно поэтому в советские времена педагогика Монтессори на территории СССР не развивалась.

Международные и региональные организации Монтессори

Сама Мария и её сын Марио основали международную Монтессори ассоциацию, в которой ведется научная работа, обучение педагогов и разработка уроков и материалов. Ассоциация существует и по сей день, а получение сертификации с помощью её авторизированных партнёров в среде педагогов считается очень престижным.

Помимо Международной Ассоциации Монтессори, существуют также и локальные объединения внутри стран и регионов. В России это Ассоциация Монтессори педагогов России, Межрегиональная Монтессори ассоциация, Международный институт Монтессори-педагогики и более маленькие структуры. Представители всех организаций ведут тесное сотрудничество и регулярно обмениваются опытом на конференциях и совместном обучении.

Выдающиеся современные Монтессори педагоги. Кого почитать?

Российским родителям Монтессори педагогику в 1990-х годах открыла Елена Хилтунен. Именно она организовала первые Монтессори семинары, а также создала несколько выдающихся работ по методике работы Монтессори.

Марина Сорокова начинала свой путь на мехмате МГУ, но позже перешла в педагогику и на данный момент преподаёт математику и методику дошкольного образования в Московском Государственном Психолого-Педагогическом Университете. Её книги отличаются систематичным подходом и структурированностью материала.

Среди зарубежных специалистов можно выделить Полу Порк Лиллард, которая вместе с дочерью Линн являются действующими Монтессори педагогами и пишут книги о воспитании детей в духе Монтессори. Некоторые их работы переведены на русский язык, другие можно достать на английском языке на Амазоне.

Интересные работы на русском языке можно найти под авторством Кьяры Пиродди, будучи настоящим учёным, она создаёт интересные книги о нашей планете и её обитателях в духе Монтессори подхода.

Симона Дэвис известна благодаря своей книге Монтессори для малышей, а также популярным инстаграм каналом на английском языке. Она освещает как вопросы родительства и философии Монтессори педагогики, так и варианты активностей для малышей разного возраста.

Вывод

Мария Монтессори отдала всю свою жизнь на реформу образования во всём мире. Многие постулаты педагогики, кажущиеся сегодня очевидными, появились только благодаря этой смелой и эрудированной женщине.

Ребенку нужна развивающая среда, малыши учатся через свой чувственный опыт, дети могут обучаться свободными – без всех этих открытий современная педагогика была бы совсем другой. Мария Монтессори смогла обогнать время, открыть возможность совсем другого отношения к ребенку, как к личности, существу уже имеющему чувство собственного достоинства, свои интересы, желания и стремления. Всем этим открытиям Мария Монтессори смогла найти применение в своей авторской школе.

Результаты воспитанников Марии так впечатлили современников, что развитие авторского метода в целое педагогическое направление стало вопросом времени. К счастью, основательница и её сын застали это превращение, они сами смогли организовать международную ассоциацию, разработать стандарты для Монтессори материалов, обучения педагогов и ведения научной деятельности.

На сегодняшний день Монтессори подход зарекомендовал себя как один из самых действенных и гуманных методов воспитания, а школы, садики и детские центры открыты буквально во всех странах мира.

Заключение

Детский центр «Созвездие» был создан под впечатлением от успехов Монтессори педагогов и поразительной самостоятельности Монтессори деток. Наша миссия – предоставить всем желающим дошкольное образование по всем стандартам метода, и дать малышам максимально качественную среду для развития.

В нашей сети клубов развито родительское и педагогическое сообщество, регулярно проводятся мероприятия для родителей и педагогов. Мы делаем всё, чтобы профессионализм наших сотрудников постоянно повышался, а дети всегда возвращались домой с улыбкой.

Для знакомства с нами можно записаться на бесплатное пробное занятие в любом центре «Созвездие». Объединим наши усилия для счастливого будущего наших детей!

Статью подготовила Монтессори-педагог Соколова Оксана

Биография

Биография Марии Монтессори никого не оставит равнодушным. Она буквально изменила мир для детей и их родителей. Мария обладала достаточной волей, уверенностью и силой духа, чтобы вынести все испытания, что приготовил для нее XX век, продолжать дело всей своей жизни и не сдаваться.

Детство и юность

Мария Монтессори родилась 31 августа 1871 года в Италии в семье чиновника. Ее мать имела аристократические корни, была хорошо образованна и занималась воспитанием дочери. В 1875 году Мария поступила в начальную школу в Риме, куда на два года раньше перевели ее отца.

В 13 лет она поступила в среднюю техническую школу. Примечательно, что это заведение имели право посещать только мальчики, и Мария стала первой девушкой, доказавшей свое право на обучение и переступившей его порог.

Успешно закончив школу через три года, Мария продолжила учебу в техническом институте. Там сфера ее интересов сместилась с алгебры и инженерии на естественнонаучный цикл предметов. По окончании института девушка хотела продолжить изучение медицины. Это было смелое решение, отец не смог его принять, и несколько лет они не разговаривали.

Мария Монтессори в детстве / The History Chicks

Для удивительной и умной девушки не было закрытых дверей. В 1890 ее приняли в университет Сапиенца вольным слушателем на курс по естественным наукам. Вскоре, однако, она стала полноправным студентом. В 1892 году Мария получила диплом, который позволил в том же университете поступить в медицинскую школу. Трудности начались на занятиях по вскрытию, куда ее не допускали вместе со студентами-мужчинами, — пришлось проходить практику в нерабочее время в одиночку. Тем не менее Мария Монтессори освоила курс и даже была награждена академической премией.

Все время учебы студентка работала (в том числе потому, что была лишена материальной поддержки) в клинике, в службе скорой помощи. В 1895 году она получила должность ассистента в больнице. Последние два года учебы будущее светило педагогики изучала педиатрию и психиатрию, работала в кабинете педиатрического консультирования, в итоге стала экспертом в детской медицине.

В 1896 году Мария окончила университет, стала доктором медицины. На ее выпускной лекции присутствовал отец, который осознал, что дочь не зря получала образование и достойна уважения. Родные наконец-то помирились.

Даже если бы после учебы Мария Монтессори не совершила ни одного открытия, достойно уважения уже то, что ее упорство и жажда знаний создали прецедент для получения девушками высшего образования.

Наука и педагогика

Интерес к педагогике у Марии Монтессори возник во время работы с «френастеническими» (умственно отсталыми) детьми в 1896–1901 годах. Чтобы двигаться дальше, доктор изучила и собственноручно перевела на итальянский язык работы Эдуарда Сегена и Жана Итара. По результатам исследования стало ясно, что у четверти отсталых детей есть шанс стать полноценными членами общества.

Для своих пациентов от 2 до 7 лет Мария Монтессори разработала особые условия, в частности маленькие легкие стулья, а также специальные учебные пособия, целью которых было формирования навыков самообслуживания, работы по дому (вытереть пыль, помыть посуду, почистить обувь) и ухода за садом. Благодаря четко организованному режиму дня, но при этом свободе перемещения и выбора занятий дети, по ее наблюдениям, «проявляли спонтанную самодисциплину».

Система воспитания Монтессори имела успех, поскольку некоторые особенные дети показали лучшие результаты, чем их нормотипичные ровесники. Правительство дало добро на создание Ортофренического института, где готовили учителей для работы с умственно отсталыми детьми. Марию назначили его содиректором, и она оставалась на этой должности до 1901 года. Институт имел успех и поддерживался чиновниками.

В 1907 году благодаря финансовой поддержке Мария Монтессори открыла «Дом детей», где обучались уже здоровые дети. Дом оборудовали по типу современных детских садов (точнее, сады сделаны по его типу), с удобным для детей пространством. Дети могли свободно перемещаться и выбирать себе занятие. Мария не участвовала в деятельности детей, но наблюдала за ними. Так доктор установила, что дети чаще выбирают практические занятие, нежели игровые. Методика раннего развития Монтессори была основана на собственной инициативе ребенка, его впитывающем разуме и развитии естественных способностей. Результаты наблюдений описаны в книге «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка».

Очевидным преимуществом такой системы воспитания является ранняя социализация и самостоятельность ребенка. Для решения поставленных задач дети опирались на инстинкты, сами искали решения. К минусам относят недостаток детского творчества и игры в обучении. Считалось, что так дети не развивают фантазию. В то же время в XXI веке было доказано, что для развития фантазии нужны примитивные игрушки.

Система воспитания Марии Монтессори доказала, что признание детей личностями позволяет полнее реализовать потенциал каждого ребенка. Педагог разработала 19 заповедей для родителей, смысл которых — «детей учит то, что их окружает» и «помоги ребенку сделать это самому». Список заповедей по сей день разбирают на цитаты. Педагог была уверена, что в детстве закладываются основы здоровой психики и определяются границы возможностей ребенка. Все ограничения человек ставит себе сам.

До 30-х годов XX века педагогика Монтессори бурно развивалась по всему миру, но в родной Италии дело сдвинулось с мертвой точки только в 1923 году после письма Бенито Муссолини. Глава государства даже лично посетил педагогические курсы, сохранились фото визита. Но по мере развития нацистской идеологии отношение к системе Монтессори и ее создателю становилось все хуже. В 1934 году Марии с сыном пришлось покинуть страну. В последующие годы Мария Монтессори путешествовала по разным странам, читала лекции и продвигала свою методику.

Личная жизнь

Свою любовь Мария Монтессори встретила еще во время учебы в университете. Это был коллега — врач Джузеппе Монтессано. Семья вовремя не дала разрешения на брак, но 31 марта 1898 года у них родился сын Марио. Мария хотела сохранить отношения в тайне с условием, что никто из них не создаст семью с другим человеком. Джузеппе не сдержал обещания и вскоре женился. Мария, в свою очередь, покинула университетскую клинику и погрузилась в работу.

Мария Монтессори и Джузеппе Монтессано / Nationaal Archief

Марию порой осуждают за то, что, занимаясь развитием чужих детей, сына она отдала. Однако младенец был незаконнорожденным, мать попала в сложную ситуацию. У дальних родственников по отцовской линии ее сын провел только первые годы. Потом Мария забрала его, и путешествовала семья уже вместе. К тому же никаких обид к матери у Марио Монтессори не осталось, он поддерживал ее при жизни и продолжил дело после ее смерти.

Смерть

Мария Монтессори прожила 81 год и умерла в Голландии в 1952 году. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. До последнего она вела активную жизнь, путешествовала, участвовала в конгрессах и конференциях (в 1950 году представляла Италию на конференции ЮНЕСКО), публиковала книги («Полный курс воспитания» 1949 года).

Дело выдающейся женщины продолжается: в 1929 году Мария с сыном инициировали создание Международной ассоциации Монтессори (АМИ), которая существует до сих пор. Вклад Монтессори в педагогику неоценим.

Цитаты

  • «Первый инстинкт ребенка – действовать самостоятельно, без помощи окружающих, поэтому его первый сознательный шаг к обретению независимости – защититься от тех, кто пытается ему помочь.»
  • «Обучение по-прежнему понимают только как развитие рассудка, в то время как оно должно стать источником сил обновления и созидания.»
  • «Вся жизнь ребенка это движение к совершенствованию себя, к завершению созидания в себе человека.»

Библиография

  • 1909 — «Мой метод»
  • 1910 — «Научная педагогика»
  • 1916 — «Самовоспитание и самообучение в начальной школе
  • 1922 — «Ребёнок в Храме»
  • 1923 — «От ребенка к подростку»
  • 1923 — «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка»
  • 1934 — «Математика по методу Монтессори для детей 5-8 лет»
  • 1936 — «Секрет детства»
  • 1949 — «Впитывающий разум ребёнка»
  • 1949 — «Полный курс воспитания»

Интересные факты

  • Еще при жизни Мария была трижды номинирована на Нобелевскую премию мира (в 1949, 1950 и 1951 годах), но не получила ее. Тем не менее в 1988 году ЮНЕСКО назвало ее одним из четырех педагогов, определивших путь развития педагогической науки в XX веке.
  • Портреты Монтессори и изображения ее школ можно найти на монетах и банкнотах Италии, на марках Нидерландов, Индии и еще нескольких стран.

Мария Монтессори (1870-1952)  Биография

Мария Монтессори (итал. Maria Montessori) создала особую педагогическую систему, основанную на идее гуманизма, уважения к личности и свободного воспитания. Она итальянский врач, педагог, учёный, решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле, она была единственным pебенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи. Ее отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали ученые.

О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что ее pодители делали все, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению женщины.

Родители Марии Монтессори

Еще в начальной школе учеба давалась Марии Монтессори очень легко, самым любимым предметом была математика.  Ее одноклассницы вспоминали как  даже в театp Маpия бpала с собой учебник и pешала в полутемноте задачки все новыми нестандартными способами. 

В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, котоpую посещать лицам женского пола запpещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была пpинята в техническую школу для юношей. Уже здесь Маpия задумалась над тем как восприпятствовать подавлению личности учащегося. Она все больше увлекалась естествознанием и наконец сделала выбор своей профессии -она решила стать детским вpачом.

Но в те времена в Италии это было невозможно, медицина была пpивелегией мужчин.

Чем громче вы свистите, тем выше я поднимусь

М. Монтессори

  Упоpство Маpии Монтессоpи дало свои плоды – она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии.

  В 1896 она начала работу в унивеpситетской клинике, где получала частную пpактику. Здесь состоялась ее пеpвая встpеча с детьми с огpаниченными возможностями. Никто не занимался развитием этих детей, они были пpедоставлены себе – после пpиема пищи больные дети ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Врачи, работающие в клинике считали это показателем умственной отсталости, только Мария Монтессори увидела как им нужен материал для развития!!

Наблюдая за ними, Мария укpепилась в мысли, котоpая стала основным пунктом ее педагогической системы –  для детей как больных, так и здоpовых – необходима специальная pазвивающая сpеда!

Мария Монтессори

 Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв – Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Она сама переводит их работы, переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради «я читала медленно и внимательно, пытаясь проникнуть в самый дух автора», – так потом вспоминала она об этой работе. Эти труды вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми». Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие – это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует pешать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

  После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и сдали их лучше нормальных детей, правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года. 

Мария Монтессори

Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее пpивлекала антpопология, а именно, вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодые фактоpы, влияющие на умственное pазвитие pебенка.

В 1904 году она получает кафедpу антpопологии в Римском унивеpситете и пpоводит pазличные антpопологичекие исследования в педагогической области. Паpаллельно изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. Она много pаботает с дидактическими матеpиалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению.

Мария Монтессори

Ее заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией! Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми детьми и она pешает пpодолжить учиться дальше. Тепеpь она изучает педагогику pазвития здоpового pебенка.

Марио Монтессори

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она  работала в психиатрической клинике Рима. Мария с Джузеппе не могли пожениться, иначе ее научной карьере пришел конец. Поэтому молодые люди дали друг другу в клятве и верности, но без официального брака.

В 1898 году родился сын Марии – Марио, чтобы уберечь его от сплетен, сына отдают на воспитание в приемную семью. Однако Мария не бросила своего сына – она навещала его по выходным, а в 10 лет забрала его жить к себе.

С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей М. Монтессори по всему миру!!

Марио Монтессори “Дом ребенка” Монтессори

В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский.

После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.

Во время второго путешествия в США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает 2 золотые медали Панамско-Тихоокеанской выставки в сфере образования.

Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в “Дом ребенка” группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.

  Популярность метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомиться с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори – известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиансе, а Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен».

  Муссолини, вдохновившись идеями Марии, приказал открыть Монтессори – сады по всей Италии. Однако, нормализованные дети не поддавались муштре. Раздосадованный вождь приказал немедленно сады закрыть, а сама Мария надолго покинула Италию. Друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой либо стране – она считала себя человеком мира. Мария Монтессори живет сначала в Испании, потом в Голландии, начало Второй мировой войны застало ее в Англии, из которой её интернируют как гражданина государства – противника. Спасает предложение теософского общества посетить Индию. Там она вместе с сыном провела 7 лет. Читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода –  для детей 6 – 12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития.

У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование – оружие мира

М. Монтессори

После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г., М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие!

Ее номинировали на получение Нобелевской премии мира.

Мария Монтессори умерла в 1952 году за несколько месяцев до своего 82-летия. Она похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище. На могиле Марии Монтессори есть надпись: “Я прошу моих дорогих детей, которым все подвластно, работать вместе со мной над достижением мира между людьми и во всем мире”.

Могила Марии Монтессори

Её сын Марио возглавлял АМИ до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори, Антон Макаренко.

На итальянской купюре в 1000 лир до введения Евро был изображён портрет не президента и не полководца, а доктора Марии Монтессори.

imageАнна 6 лет

Жила – была в Италии Мария Монтессори, врач, педагог, а также яростная феминистка. По воспоминаниям современников, Мария Монтессори обладала чрезвычайной харизмой, но пожалуй самой сильной стороной ее личности была черта, которую можно назвать напором.

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Ее семья принадлежала к элитным кругам – отец происходил из знатного аристократического рода Монтессори, ему было пожаловано звание Кавалера Ордена Короны Италии. Мать происходила из семьи крупных помещиков Стоппани. В роду Стоппани очень приветствовался либерализм, мать была воспитана в духе либерализма и феминизма, и в этом же духе бесконечного либерализма воспитала и дочь Марию, своего единственного ребенка.

Родственные связи и положение в обществе семьи Монтессори-Стоппани были очень высокими. Чрезвычайно влиятельным в Италии человеком был дядя матери, Антонио Стоппани. Он был очень уважаемым и признанным ученым ( в Милане Антонио Стоппани возведен памятник), кроме науки занимался философией и богословием, увлекался педагогикой. Собственно и первоначальную идею своего педагогического метода Мария позаимстовала из дядиных разработок – а именно идею научного позитивизма как методики преподавания.

Мария заканчивает школу и с помощью возможностей семьи получает высшее образование, что для женщины в традиционном итальянском обществе того времени было неслыханным делом. Закончив Римский университет, Мария становится первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Еще в период учебы в университете Мария подалась в феминистическойе движение, где развернула предельно активную деятельность. Ее заметили, можно даже сказать, что она прославилась своими феминистичекими идеями пусть в узких, но очень влиятельных кругах. О Марии пишут газеты, а позже и сама Мария начинает издавать журнал под названием “Жизнь итальянских феминисток”.

Результаты примененных Марией в ортофренической школе педагогических приемов были весьма впечатляющими. Успешным было и продвижение по феминистической линии. В 1896 году она представляет женщин Италии на феминистическом конгрессе в Берлине и выступает на конгрессе с пламенной речью, настолько эмоциональной, что аудитория в голос рыдает, зал аплодирут ей стоя. Итальянская поэтесса Ада Негри – в то время еще незамужняя бедная учительница в школе, защитница прав обездоленных, а позже, после замужества с итальянским олигархом – защитница фашисткого режима Муссолини и прав олигархов – вскочила с места, выкрикивая сквозь рыдания “Браво! Браво!”. Так Мария Монтесссори впервые опробовала на публике свое дарование харизматичного и убедительного оратора, что впоследствии ей очень пригодилось в продвижении своего педагогического метода.

Роман с Джузеппе Монтесано

Короче говоря, Мария отдала ребенка приемным родителям, а успокоившийся Джузеппе, забыв о данной Марии клятве безбрачия, женился на следующий же год на баснословно богатой римской аристократке. Впоследствии Джузеппе Монтесано стал знаменитым ученым-психиатром с мировым именем, много занимался общественной деятельностью, принимал активное участие в политической жизни Италии.

В основу метода для обучения нормальных детей Мария ввела уже опробованные способы работы с умственно-отсталыми детьми и некоторые антропологические идеи, которые вместе составили некую псевдо-биологическую, абсолютно гностическую по своей сути, педагогическую концепцию. При этом критический подход ученого, и раньше то не особенно востребованный ею, был окончательно заменен на эмоциональный бабский стиль. Акцент на индивидуальность обосновывался Марией генетической предопределенностью. “Мы так же малоспособны создавать внутренние качества человека, как и внешние формы его тела” – заявила Мария, то есть ребенок, по ее мнению, уже рождается с определенным генетическим набором личностных качеств, поэтому воспитывать его совершенно излишне. Ребенок научится всему, что ему надо, сам, и заодно самовоспитается. Роль педагога – лишь помочь ему в этом, обеспечить оптимальную среду для занятий; причем оптимальная среда должна быть такая, чтобы максимально помогала развитию сенсорных данных (органов чувств). Сенсорному тренингу Мария отводила ведущую роль в своей системе; чтобы добиться наибольшей изощренности каждого из органов чувств, она рекомендовала при упражнении одного органа “выключать” остальные ( например, для более тонкого развития у детей осязания завязывать им глаза и т. п.). При этом умственное развитие Монтессори фактически приравняла к развитию органов чувств.

Мария Монтессори не приветствовала творчество (это принципиально для гностического мировоззрения). Она отвергала сказки для дошкольников и игру как основную деятельность ребенка дошкольного возраста, хотя как раз в дошкольном возрасте развитие интеллекта происходит за счет образного мышления и фантазии, для чего совершенно необходимы как игры, так и сказки. Собственно само содержание ее методики опровергает принцип развития творческого мышления, поскольку для ребенка создается искусственная среда, где ребенок оперирует определенными формами, извлеченными из представленного ему набора. Таким образом, по методике Монтессори развитие качества интеллекта подменяется развитием практического навыка.

Резюмируем этот период ее жизни – Мария, в очередной раз развернув бурную деятельность, в 1907 году в Сан-Лоренцо открывает “Дом ребенка” для бедных детей и своих педагогических экспериментов над ними; через несколько лет Монтессори издает книгу своих педагогических опытов “Дом ребенка. Метод научной педагогики”, где она излагает свою систему дошкольного воспитания; определенные элитные круги, сочуствующие феминистическому движению, осуществляют поддержку высказанных Монтессори идей – и начинается триумфальное шествие Монтессори по миру.

Марио было 16 лет, когда он стал тесно контактировать с матерью, а потом и взаимодействовать в качестве ее личного секретаря. При этом Мария не признавала сына официально. Она представляла его обществу как племянника и упомянула его как сына лишь на смертном одре, в своем завещании.

Приступаем к страницам жизни Марии Монтессори, игнорируемым монтессори-официалом, как вызывающие к сусальному высокодоходному образу ненужные вопросы. Мария Монтессори с ее благополучным аристократически-буржуазным происхождением соприкасалась с бедностью лишь в период своих педагогических экспериментов над детьми из бедных слоев общества. Между тем Италия была страной бедняков, положение усугублялось еще и последствиями Первой мировой войны и назревающей Великой Депрессией. Италию трясло социально-экономическими проблемами – безработица, инфляция, огромный государственный долг, словом все, как сегодня.

Широкие бедняцкие массы были крайне озлоблены на капиталистический строй, коммунистические идеи нового мироустройства все больше и больше увлекали народ. Новая, коммунистическая формация угрожала опрокинуть старый недобрый капитализм и буржуазия увидела свое спасение в фашизме как в действенном способе не допустить поступательной смены формаций. Открытая передача власти в руки фашизма произошла в 1922 году, к власти пришел дуче Муссолини.

С этого времени начинается бурный двенадцатилетний роман Марии Монтессори с фашизмом. Муссолини, придя к власти, в октябре 1922 года сформировал кабинет, где министром образования стал известный итальянский философ Джованни Джентиле, подрядившийся интеллектуально обслуживать фашизм. Ему была поручена реформа образования и Мария Монтессори решает воспользоваться открывающимися возможностями.

Мать и сын Монтессори добиваются личной встречи с дуче Муссолини. Муссолини соглашается поддержать Монтессори и Мария пишет Муссолини благодарственное письмо за оказанную ей высокую честь. Мария называет Муссолини человеком, “кто дал Италии новую жизнь” и подчеркивает “чувства глубокого благочестия”, которые вызывает у нее деятельность дуче.

В ответ Муссолини дает добро на внедрение метода Монтессори в государственных школах и поддерживает создание организации, которая бы проводила в жизнь синтез идей Монтессори с фашисткими идеалами. Эту организацию называют Opera Montessori (Общество Монтессори), дают ей государственное финансирование и государственный статус. В 1926 году Opera Montessori выбирает дуче почетным президентом и Муссолини не только выделяет на 6-месячные тренинговые курсы этого общества 10000 лир из собственного фонда, но и сам присутствует на этих курсах.

Дуче назначает Марию Монтессори правительственным инспектором школ, а чуть позже Муссолини основывает педагогическое училище Монтессори, с базовой школой, построенный по проекту Марии Монтессори лучшими архитекторами и инженерами Италии. В 1929 году Мария и ее сын Марио, который усиленно помогал маме развернуться при фашистком режиме, создают Международную ассоциацию Монтессори (AMI).

Я встречала в интернете оживленную дискуссию по поводу того, что в этот период Марии Монтессори был вручен почетный членский партийный билет Национальной Фашисткой Партии. Так ли это, мне доподлинно установить не удалось, существуют разные точки зрения на этот счет, могу только сказать, что такого рода факт вполне укладывается в логику взаимодействия фашисткого режима и Монтессори

Вся эта идиллия продолжалась до 1930 года. И тут незадача – министром образования стал Джулиано Бальбино, который 1930 году начал реформу профессионального образования. Согласно этой реформе, государство стало формировать “образовательный заказ”, финансируя через местные органы определенные направления обучения, чтобы привести в соответствие школьное образование и практические потребности конкретного региона. Такая избирательная финансовая поддержка была не в интересах Марии Монтессори, так как деньги теперь стали проплывать мимо Монтессори-школ в школы с профильным обучением.

По официальным адресам посыпались письма от Марии и Марио Монтессори (денежной стороной занимался конечно же подпольный сын Марии, он очень любил денежную сторону и всегда вел активную деятельность по этому поводу). В финансовом споре по реформе Бальбино чиновники встали на сторону министра образования. Однако Мария и Марио Монтессори были весьма настойчивы в своих требованиях, что вызывало еще большее раздражение чиновников. Чиновники критикуют Марио и Марию Монтессори как “дельцов от педагогики”; дошло до того, что главный инспектор министерства образования Джузеппе Ломбардо Радиче обвинил Марию Монтессори в том, что она украла у педагогов-новаторов сестер Розы и Каролины Агацци педагогические идеи и исказила их.

Мария как представительница элиты просто не могла обойти теософию стороной, так как это “учение” было очень модно в высших социальных сферах. Теософы собственно и были элитным сообществом, в котором женщины составляли большинство (феминистическое движение очень интересовалось всякими модными штучками вроде спиритизма, учениями разных “гуру”, масонством, учением Блаватской и т.п.)

Основательница теософии – Елена Блаватская, человек с некоторым душевным расстройством, но большого мошеннического таланта. Порвав с православием, Блаватская ударилась в оккультизм, каббалу, гностицизм индуизм и буддизм вкупе с брахманизмом; из этой смеси Блаватская и создала свое “учение”.

Блаватскую также называют одной из родоначальниц феминизма, по крайней мере Теософское Общество и феминизм шли в то время рука об руку. После смерти Блаватской Теософское Общество возглавила англичанка Анни Безант и по приглашению Безант урезанная в финансировании своей мировой деятельности Мария Монтессори поехала духовно совершенствоваться в Индию, вместе с сыном.

Теософы “познавали Бога” через мистический опыт, то есть непосредственное общение с “Божеством” в состоянии экстаза. По части экстаза Мария Монтессори была очень даже профессиональна, ее лекции всегда отличались накаленной энергетикой, заводившей публику. Монтессори не только сама стала последовательницей “мистических опытов”, но и призвала преподавательский состав своих школ совершенствовать “безграничный восторг мистически настроенной души” и “пламенную душу мистика”.

Мария Монтессори щедро приправляет свою педагогическую философию еще и теософией. Все, что происходит в мире, считает теперь Мария Монтессори, определено космическим планом. Ребенок рождается с определенным набором личностных качеств (за этот постулат Монтессори держится крепко), его миссия в мире предопределена свыше и главная задача взрослых – не разрушить своим вмешательством эту предписанную ребенку свыше миссию (это уже пошли теософские приправы).Теперь обновленная версия ее метода звучит так: родился у вас ребенок – не вздумайте его воспитывать и разъяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Это угнетает свободную личность ребенка. Ребенок знает сам, что делать, не мешайте ему – вся его дальнейшая дорога уже предопределена Космосом. Ваша обязанность – лишь создать ребенку оптимальную среду для обучения.

Вскоре концепция космического воспитания стала применяться в официальной педагогике Монтессори. Мария придумала “игру в молчание” – в начале учебного дня дети погружались в некое подобие медитации. Космическое воспитание присутствует также в виде некого изучения окружающего мира и принципа индивидуализации каждой отдельной детской личности.

Впоследствии внук Марии , Марио Монтессори 2.0., развил мировоззренческую суть космической концепции, как это водится у Монтессори, с биологическими примерами из жизни животных – в книге “Erziehung zum Menschen” он на многочисленных примерах из жизни животных очень убедительно доказывает наличие космического плана.

Увлечение теософией помогло Марии еще и в чисто личном практическом плане. Дело в том, что теософы очень любят шлифовать свои биографии, чтобы предстать перед миром во всей своей святости. Мария вполне уподобилась в этом плане теософам, некрасивые страницы своей биографии Мария плотно закрыла, а остальные страницы отлакировала до блеска.

В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. С 1952 года AMI – Международную Монтессори-Ассоциацию (центр в Амстердаме) возглавил ее сын Марио. После его смерти (февраль 1982 года) президентом AMI стала внучка Марии Монтессори – Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время. Отсюда, из Амстердама, AMI протягивает свои гностические щупальца по всему миру.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий