«Я должна зло воплотить»: Елена Майорова перед ролью просила благословения у батюшки

Биография

Елена Майорова – звезда советского и российского экрана 80-90-х годов. Актриса стала популярной после того, как снялась в кинофильмах «Скорый поезд», «Макаров» и «Затерянный в Сибири». До сих пор не утихают разговоры вокруг причин смерти 39-летней артистки.

Елена родилась и провела школьные годы в Южно-Сахалинске. Семья принадлежала к классу рабочих. Отец работал на автобазе, а мама трудилась на мясокомбинате. А сама девочка с детства мечтала только о сцене. Уже в 9 лет Лена стала посещать театральную студию при Дворце пионеров и утвердилась в мысли, что быть актрисой – это тот жизненный путь, который она для себя хотела бы.

image
Актриса Елена Майорова

По окончании школы девушка отправляется в столицу и подает документы во все театральные вузы. И в каждом из них абитуриентку ждет фиаско. Но Майорова решает не возвращаться домой. Елена поступает в строительное ПТУ, причем не глядя на специальность: главным критерием было обеспечение студентов общежитием. На протяжении года девушка училась и работала, причем занималась тяжелым трудом. Так как Майорова попала на специальность изолировщиков, то будущей звезде приходилось на морозе всю смену наматывать на трубы стекловату, закреплять материал проволокой и бетонировать.

image
Елена Майорова

Тем не менее, за тот год Елена Майорова сумела не только окончить училище с красным дипломом, но и успешно подготовиться к вступительным экзаменам в театральный институт. В итоге девушка смогла убедить приемную комиссию ГИТИСа и в 1976 году вошла в число учениц мэтра экрана Олега Табакова. Как выразился мастер, в молодой абитуриентке его заинтересовали умение Елены наблюдать за проявлением чужого дара и жизненная эмоциональность. Во время учебы Елене предстояло избавиться от дефекта речи – девушка плохо выговаривала букву «р». Но уже на втором курсе Елена сумела преодолеть недостаток.

Первым театром новоиспеченной актрисы стал «Современник», а затем Майорова выступала на сцене Московского художественного академического театра, исполняя роли классического и современного репертуара.

Елена Майорова в театре

Особенно запомнилась театральной публике ее Маша из «Трех сестер» Антона Чехова. С партнерами по спектаклю «Орестея» Татьяной Догилевой и Евгением Мироновым Майорова поддерживала дружеские отношения до последних дней. Постановку полюбили не только в столице России, но и Европе и Японии, где МХАТ часто гастролировал. В Греции Елена Майорова, исполнявшая в спектакле роль Афины, удостоилась неофициального титула «русская Грета Гарбо».

В МХАТ актриса пришла по просьбе Олега Ефремова. Режиссер оказался неравнодушен к таланту Елены и к ней самой. Но отношения между ними складывались платонические. По словам коллег, Елена стала последней любовью мастера, и тот даже сделал артистке предложение в 1996 году, от которого Майорова отказалась.

Фильмы

Дебют актрисы Елены Майоровой состоялся в культовой подростковой мелодраме «Вам и не снилось…», где артистка сыграла соседку главной героини. А первая большая роль в фильмографии Елены появилась в 1981 году в фильме-катастрофе «34-й скорый». Режиссеры отмечали, что актриса всегда работала на пределе, не выходя из образа, даже во время отдыха.

Елена Майорова в фильме «Вам и не снилось…»

Вскоре Елене поступило предложение сыграть в комедии «Одиноким предоставляется общежитие» с Натальей Гундаревой и Александром Михайловым в главных ролях. Не одному поколению зрителей полюбилась история об одинокой свахе, которая устраивала судьбы подруг по несчастью простым способом, рассылая фото потенциальным женихам.

Появилась Майорова в социальной драме «Зина-Зинуля» с Евгенией Глушенко и мелодраме «Забытая мелодия для флейты», в которой также блистали Леонид Филатов и Татьяна Догилева. Популярностью пользовалась спортивная драма «Везучая», где актриса перевоплотилась в молодую спортсменку, бросившую карьеру ради рождения ребенка.

Елена Майорова в фильме «Странное время»

Елена Майорова успела за недолгую жизнь сняться в 47 фильмах, причем несколько работ вышло на экраны уже после кончины артистки. Примечательно, что в последней роли в киноповести «Послушай, не идет ли дождь…» актриса преобразилась в призрака Смерти.

Личная жизнь

Елена Майорова была замужем дважды. Первым супругом стал однокурсник по театральному институту Владимир Чаплыгин. Но этот союз оказался непрочным. Свекровь, коренная москвичка, не приняла в дом приезжую девушку. Муж и жена первое время прожили в общежитии МХАТа, после чего Владимир вернулся в родное гнездо. Впрочем, некоторые знакомые утверждают, что этот брак изначально был фиктивным: Елене были нужны соответствующие документы, чтобы после окончания вуза получить возможность остаться в Москве.

Актриса Елена Майорова

Вообще, это была любовь с первого взгляда. Однажды Елена сидела вместе с подругой и вдруг сказала, что сейчас в комнату войдет ее суженный. Буквально через мгновение там появился Шерстюк, с которым Елена раньше не встречалась. С Сергеем артистка прожила до последнего дня жизни, а вот детей у пары так и не было. Елена потеряла возможность иметь детей еще до учебы в ГИТИСе. Работая часами на морозе, девушка получила сильное воспаление.

Сергей Шерстюк и Елена Майорова

Было в жизни, по утверждению коллег Елены, еще одно увлечение, случившееся незадолго до трагедии. На съемках киноленты «Странное время» Майорова увлеклась молодым артистом Олегом Васильковым. Поначалу влюбленные не афишировали отношений, но вскоре не смогли сдерживать интерес друг к другу.

Актеры вместе проводили вечера, много беседовали, интересовались одной музыкой. Узнав о романе, супруг Елены сильно переживал, но не опускался до бытовых разборок. После съемок в отношениях между Олегом и Еленой наметилась трещина, что, скорее всего, и привело к затяжным депрессиям.

Смерть

23 августа 1997 года Елена Майорова решила прополоскать горло керосином для улучшения голоса. Капли горючего вещества попали на шифоновое платье. Выйдя в подъезд дома, чтобы покурить, актриса неаккуратно бросила спичку, которая и стала причиной возгорания ткани. Не сумев самостоятельно потушить огонь, Елена бросилась на улицу.

Елена Майорова

По официальной версии, эта трагическая смерть признана несчастным случаем. Но родственники, знакомые и соседи настаивали на своем мнении, которое основывалось на том, то Майорову уже несколько раз в течение последнего времени снимали с подоконников окон, с подножек мчащихся поездов, а однажды даже нашли у актрисы пистолет.

Могила Елены Майоровой

Шерстюк пережил супругу только на 9 месяцев, скончавшись от рака. Последней картиной художника стало полотно «Ты и я», посвященное его любви к Елене. Оба супруга похоронены на Троекуровском кладбище.

Со смертью актрисы связано еще одно мистическое событие. Через год после гибели Майоровой Олег Васильков был сильно избит неизвестными, актер получил перелом черепа. Нападение произошло в день рождения Елены.

Фильмография

  • 1981 — «Вам и не снилось…»
  • 1981 — «34-й скорый»
  • 1983 — «Одиноким предоставляется общежитие»
  • 1984 — «Парад планет»
  • 1986 — «Зина-Зинуля»
  • 1987 — «Забытая мелодия для флейты»
  • 1987 — «Везучая»
  • 1988 — «Скорый поезд»
  • 1991 — «Затерянный в Сибири»
  • 1993 — «Макаров»
  • 1996 — «Возвращение «Броненосца»
  • 1997 — «Странное время»
  • 1998 — «На ножах»
  • 1999 — «Послушай, не идет ли дождь…»

Биография Елены Майоровой

Елена Владимировна Майорова – актриса театра и кино, своей неординарностью и талантом обратившая на себя внимание ведущих режиссеров. Прима МХАТа, звезда фильмов «Одиноким предоставляется общежитие», «Скорый поезд», «Затерянный в Сибири», «Макаров». Актриса Елена Майорова

Детство и юношеские годы

Будущая актриса родилась и выросла на окраине Южно-Сахалинска, в простой советской семье. Мать трудилась на мясокомбинате, отец работал шофером на автобазе. Майоровы жили в промерзшем, отапливаемом лишь буржуйкой бараке, денег хватало лишь на вещи первой необходимости. Елена Майорова в детстве с родителямиВ раннем детстве Лена заболела туберкулезом и вынуждена была много времени проводить в специальном санатории. Ей казалось, что родители отдают ее туда за плохое поведение, поэтому изо всех сил старалась их не огорчать и быть примерной дочерью. Елена Майорова в молодостиВ школе девочка отлично успевала по всем предметам, особенно любила русскую литературу. Сочинения Майоровой зачитывали перед всем классом, а ее стихи регулярно появлялись в школьной стенгазете. В девять лет Лена записалась в театральную студию при местном Доме пионеров и со временем решила, что станет знаменитой актрисой. В 1975 году, после окончания школы, Майорова отправилась штурмовать театральные училища Москвы. Она отнесла документы сразу в несколько вузов и ни в один не прошла по конкурсу – «типаж не тот». Но возвращаться домой Елена не стала, поступила в строительное ПТУ (выбор на заведение пал из-за предоставляемого студентам общежития) на изолировщицу труб. Елена Майорова была примой МХАТаУчебный процесс строился следующим образом: 3 дня студенты изучали теорию, три дня работали на практике, в любую погоду – под дождем, на морозе. За год она освоила специальность и окончила ПТУ с красным дипломом. Следующим летом она снова повторила попытку поступить в театральный вуз, и в этот раз удача улыбнулась настойчивой абитуриентке. На приемных экзаменах в ГИТИС она приглянулась Олегу Табакову. Остальные члены приемной комиссии почти сразу «завернули» картавящую девушку со странным дальневосточным говором, но основатель «Современника» что-то почувствовал и дал ей возможность прочитать подготовленный ею монолог из Достоевского:

Она читала больше по настроению, по чувству. Очень не актерские интонации, странные мысли о жизни навевающие.

Майорова была зачислена на курс Табакова, и к второму курсу от ее дефекта речи не осталось и следа. Она первой из группы получила роль в кино (эпизодическая роль соседки Кати в фильме «Вам и не снилось»). Елена Майорова на курсе Олега ТабаковаВскоре после окончания ГИТИса в 1980 году она приняла приглашение Табакова в «Современник». В 1983 году, когда худрук театра Олег Ефремов перешел в МХАТ, она отправилась за ним, и была задействована во всех ведущих постановках. А ее Маша из «Трех сестер» покорила всех столичных театралов: грубая и нервная, непредсказуемая и живая, очень ранимая.

Кинокарьера

За дебютной работой в драме «Вам и не снилось» последовали яркие характерные образы в картинах «34-й скорый», «Зина-Зинуля», «Забытая мелодия для флейты», «Одиноким предоставляется общежитие», «Один и без оружия». «Вам и не снилось». ОтрывокЕе брали на эпизоды, но и эти небольшие роли она играла так, словно они склеивали весь фильм. «Она не выходила из роли. Когда начинался съемочный день, она была уже в характере и жила весь съемочный день, все дни, когда мы работали», – вспоминал режиссер Александр Митта. В 1988 году на экраны вышла драма «Скорый поезд». На эту картину приходится первая главная роль Майоровой, мгновенно сделавшая ее всесоюзно известной. За образ официантки Ольги Кореневой ей присудили приз фестиваля «Созвездие-89» в номинации «Лучшая женская роль». В том же 1989 она стала Заслуженной артисткой РСФСР. Елена Майорова в фильме «Скорый поезд»Затем последовали роли в политической драме «Затерянный в Сибири», криминальной ленте «Неустановленное лицо», грустном фильме-притче «Макаров». В 1996 году женщина снялась в фильме «Страное время», полном откровенных сцен ее героини с героем 27-летнего Олега Василькова. За свою недолгую кинокарьеру талантливая актриса успела сняться в сорока лентах. Последние работы Майоровой словно впитали ее все чаще проявляющиеся депрессии и неврозы. В ленте «Послушай, не идет ли дождь…» актриса сыграла предвестницу Смерти, а в сериале «На ножах» – одержимую демонами женщину-убийцу Глафиру. Параллельно она выходила на сцену МХАТа в спектакле «Тойбеле и ее демон», где ее героиня не устояла перед соблазнами демона Алханона.

Личная жизнь Елены Майоровой

В первый раз Майорова вышла замуж за своего однокурсника Владимира Чаплыгина, давно и страстно влюбленного в Елену. Этот брак продлился всего три месяца. Поговаривали, что он был фиктивным: актриса нуждалась в московской прописке, чтобы остаться в столице после окончания института. Встреча со вторым мужем состоялась в студенческом общежитии. Во время девичьих посиделок Майорова в шутку спросила у подруги: «Ну, где же мой принц?». «Уже идет», – в шутку ответила та. И тут в дверь комнаты постучали. На пороге стоял сын генерала, художник Сергей Шерстюк. С того момента они больше не расставались. Елена Майорова и Сергей ШерстюкОбщих детей у супругов не было: из-за перенесенного в детстве туберкулеза Елена стала бесплодной. Однако отсутствие детей не тяготило Елену. «У меня уже есть один большой ребенок – Шерстюк!», – шутила она. Несмотря на взлеты и падения, присущие любому браку, каждое утро супруги оставляли друг другу трогательные записки: «Я тебя очень люблю! Твой муж», «Боготворю тебя. Твоя жена Елена». Одна из картин Сергея ШерстюкаВ Елену был влюблен и Олег Ефремов. Чувство, которое он испытывал по отношению к своей актрисе, сложно описать одним словом: «платоническое по форме, чувственное по содержанию», – позже писали биографы Майоровой. За год до смерти Елены режиссер сделал ей, замужней женщине, предложение и получил мягкий отказ. Елена Майорова и Олег ЕфремовЗа год до смерти, на съемках фильма «Странное время», Майорова познакомилась с молодым актером Олегом Васильковым. Между ними вспыхнул бурный роман, который причинял неимоверные страдания как самой Елене, так и ее супругу. Возможно, эта роковая страсть и стала косвенной причиной ее трагического ухода из жизни.

Смерть Елены Майоровой

В последние годы жизни Елена Майорова, раньше часто выпивавшая во время дружеских встреч, стала прикладываться к бутылке все чаще. Она не была запойной алкоголичкой, но даже от крошечных доз впадала в депрессию. Проблемы начали замечать близкие люди, но заставить сходить актрису к специалисту им так и не удалось. У Елены случались попытки суицида, но, по словам ее друзей, они несли театрально-демонстративный характер. Поэтому твердой уверенности в том, что послужило причиной ее смерти – несчастный случай или же намеренность – нет до сих пор. 23 августа 1997 года сотрудники театра Моссовета с ужасом узнали в подбежавшей к входу в здание обожженной женщине приму МХАТа Елену Майорову. Актрису госпитализировали, но спасти не смогли – около 85% тела покрывали ожоги. Майорова скончалась в реанимации. Елена Майорова умерла от полученных ожоговВосстанавливая события того дня, становится ясно, что роковую роль в судьбе актрисы сыграла безобидная безделушка – винтажная керосинка, которую она привезла с гастролей в Греции. Чтобы проверить лампу в действии, она попросила мужа принести канистру с авиационным топливом. В тот роковой день она отпросилась с репетиции, сославшись на больное горло. Оставшись дома одна, она решила полечить его, выпив керосина из канистры. Немного жидкости пролилось на тонкое шифоновое платье. И когда Майорова вышла на лестничную клетку покурить и зажженная спичка выпала из рук, одежда мгновенно вспыхнула. Огонь перекинулся на волосы. Когда женщина добралась до театра Моссовета, ее кожа, волосы и остатки платья слиплись в жуткое месиво Могила Елена МайоровойСмерть актрисы стала для Сергея Шерстюка страшным ударом, от которого он так и не смог оправиться. Он всего на девять месяцев пережил жену, скончавшись от рака 4-й степени. Перед смертью он, еле держа кисть в руках, написал серию картин, посвященных их любви – она называется «Ты и я». Супруги похоронены на Троекуровском кладбище.

Лучшие фильмы

23 августа вспыхнула и сгорела в буквальном, а не переносном смысле Елена Майорова (1958-1997), актриса фантастического дарования и грандиозного душевного непокоя.

Случилось раз, сказала Майоровой цыганка: «Быть тебе богатой, знаменитой, если от себя самой убережешься, красавица!»

Только как от себя уйдешь?

Есть нечто, роднящее Майорову с Олегом Далем, – как бы ни была щедра судьба, даруя обоим возможность реализоваться по полной, внутреннюю пустоту все равно приходилось заполнять вещами разрушительными, – алкоголем да братанием со всякой швалью.

Но Даля перекорежила именно актерская профессия. Все наблюдающие его в начальный период свидетельствуют, что мальчик был добрый, открытый и солнечный. 

А в Майоровой достоевщинка появилась едва ль не с детства. 

Елена родилась в Южно-Сахалинске и в Москву впервые попала после восьмого класса. По словам Майоровой, ее распирала гордость, от сознания в какой большой и прекрасной стране она живет. Но стоя на Красной площади вполне себе советская девочка загадала далеко не советские желания, поклявшись, что станет известной актрисой и жить будет рядом с Кремлем. 

Так все и получилось.

Только счастья не принесло.

Огонь вошел в ее жизнь сразу, весомо, грубо, зримо. Маленькая Лена играла у портовых складов. Неподалеку бухали пацаны, приманивая чаек закусью. Одну приманили так, что попалась в лапы. На глазах девочки птицу окунули в ведро с отработанной соляркой, подожгли и отпустили. Горящая чайка полетела над водой, пронзительно крича. На фоне животного веселья остальных с Леной случилась истерика. 

А потом Лена подожгла на уроке химии самое себя. Круто смешала реактивы, вызвав взрыв, отчего вспыхнула школьная форма. По ее признанию, когда она бежала по коридору в горящем платье, то чувствовала немалый кайф.  

Да, эти истории мы знаем только с Лениных слов.

Но…

Человека ведь характеризует, что он рассказывает. Лена рассказывала не о ветре или там цветочках. Она повествовала об огне.

Уже к восемнадцати годам Лена была основательно надорвана. В пять лет ее сразил туберкулез, из-за сильнейших лекарств пошли осложнения по женской части. Врачи четко дали понять, – детей у девушки не будет. 

Никогда.

С пониманием этого Майорова вступила во взрослую жизнь.

Она была действительно классной актрисой. 

В 1976 ее взял на свой курс в ГИТИС Олег Табаков. После окончания училища Лена влилась в труппу МХАТА Олега Ефремова, разглядевшего в ней чеховскую героиню. «Дядя Ваня»… «Чайка»… «Иванов»… «Три сестры»… А еще произведшая международный фурор «Орестея» и «Бесноватая», где Майорова предстала в образе Настасьи Филипповны. 

Самым сложным стал для Майоровой спектакль по пьесе Исаака Зингера «Тойбеле и ее демон», о том, как еврейскую девушку соблазняет посланник греховного мира. Мало того, что репетиции шли трудно, так потом и актеров преследовали несчастья. Вячеслав Невинный упал в открытый люк и ребра поломал. Исполняющий роль демона Сергей Шкаликов от сердечного приступа умер. 

МАЙОРОВА В РОЛИ ТОЙБЕЛЕ

Ну и Лена…

Почему в ее самоубийство и верится и колется?

Потому что Лена неоднократно демонстрировала самоубийственные намерения. Но именно демонстрировала, выставляла перед свидетелями напоказ. Играла.

Особенно любила Майорова покочевряжиться в поездах, даром что ли один из лучших фильмов с ее участием называется «Скорый поезд»? Не раз ловили ее друзья в тамбуре с настежь открытой дверью, а однажды Лена чуть не застрелилась в купе, выманив у милиционера, в компании с которым бухала табельный «Макаров».

МАЙОРОВА В “СКОРОМ ПОЕЗДЕ”

А что с личной жизнью? Кого может привлечь гениальная, но взбалмошная провинциалка не способная к деторождению? Тем более, как мы помним, Лена претендовала на хату недалече от Кремля. 

Первый брак с сокурсником Владимиром Чаплыгиным споро развалился. Со вторым мужем художником – гиперреалистом Сергеем Шерстюком Елена нашла общий язык. У Сергея была дочка от первого брака (то есть на деторождение он не претендовал) и квартира в центре, до Кремля пешком дойти можно. 

За это кажущееся благополучие Майоровой приходилось вкалывать. Вот что говорила ее подруга Татьяна Догилева:

«Она была единственным кормильцем в семье. Ее муж Сережа Шерстюк, сын генерала и успешный в советское время художник, после 1991 года перестал быть востребованным. Счета, крупные и мелкие покупки, содержание Сергея и его матери — все это оказалось на ее плечах. Она тянула семью на себе».

КАРТИНА ШЕРСТЮКА. НЕ О СВОЕЙ ЛИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ?

Майорова зримо выдыхалась. Пошли слухи о ее романе с партнером по фильму «Странное время» Олегом Васильковым. Плюсом шли проблемы с алкоголем. 

В семье то и дело вспыхивали скандалы.  Одна из ссор разразилась в ночь с 22 на 23 августа. Утром Шерстюк уехал на дачу, оставив жену в расстроенных чувствах. 

Именно этого не мог он в дальнейшем себе простить и ушел всего через девять месяцев после смерти Лены. 

Что же случилось 23 августа 1997 года?

Утром Лена позвонила в съемочную группу сериала «На ножах», сообщив, что в связи с больным горлом на озвучание не придет. Поведала, что горло полощет керосином. В близлежащих аптеках не нашлось подходящих лекарств, или ностальгия по сахалинской юности взыграла, где лекарств не было в принципе и лечиться приходилось народными средствами?

Еще звонила Татьяне Догилевой и Евгению Миронову. 

Закончила Майорова тем, что вышла живым горящим факелом на улицу, добежала с криками о помощи до служебного входа находящегося в ее дворе театра Моссовета, где лишилась сознания. С 85% ожогов ее отвезли в СКЛИФ.

Увидевшая ее в реанимации медсестра воскликнула: «Как на артистку похожа!» Лена очнулась и сказала: «Да, я артистка». Это были ее последние слова.

В нечаянном самоубийстве Лены никто из близких не сомневался. Платье поджигала она на лестничной площадке, готовясь тут же бежать вниз. Дело шло туго, весь пол был усеян спичками.

Сестра Лены придумала для прессы версию о несчастном случае, – заправляла лампу, облилась, – но настаивающий на православном отпевании Сергей Шерстюк привел в патриархии другие аргументы:

«Она бежала вниз по лестнице и кричала: «Помогите! Помогите!» Значит, помутнение прошло, она хотела жить…»

Думаю, так и есть. 

Майорова попыталась еще раз воззвать к помощи, признаться в одиночестве, усталости, нервной истощенности, не догадываясь, что игра в горящую чайку будет последней.

Отпевали ее по православному обряду.

Биография, причина смерти Елены Майоровой в конце девяностых освещались часто в газетах. Прима ефремовского МХАТа, одна из наиболее востребованных актрис в отечественном кинематографе, любимая женщина талантливого художника – и внезапная гибель. Шокирующая, жуткая и в некотором смысле символическая. Биография Елены Майоровой завершилась у входа в театр, где она сыграла лучшие роли. Актриса сожгла себя. В этой истории и сегодня много неясного.

Биография и причина смерти актрисы Елены Майоровой – тема сегодняшней статьи. Начнем повествование с ранних лет героини. Не только потому, что так принято, но ещё и для того, чтобы понять, что побудило женщину, весьма успешную, поджечь себя 27 августа 1997 года.

Ранние годы

Биография Елены Майоровой началась в Южно-Сахалинске в 1958 году. В семье ее артистов не было. Елена родилась в обычной советской рабочей семье. Вероятно, уже с ранних лет она отличалась от своих сверстников. Биография Елены Майоровой, как и любого другого известного человека, составлена в основном из воспоминаний коллег, родственников.

Те, с кем актриса играла на одной сцене в МХАТе или оказывалась на одной съемочной площадке, не знали о том, какой она была в детстве. Но Константин Райкин однажды сказал, что уже в первые минуты знакомства с Еленой было понятно, что это человек необыкновенный, обладающий большим талантом. А познакомились они во время вступительных экзаменов в ГИТИС.

После окончания школы Елена неслучайно отправилась в Москву штурмовать лучшие театральные вузы. Об актерской карьере она мечтала с детства. С третьего класса посещала театральную студию, а в двенадцать лет впервые побывала в столице. Москва покорила девочку из Южно-Сахалинска. Этот город произвел на неё такое же впечатление, какое производит на многих юных жителей провинции. Они стремятся в Москву. Некоторым удается закрепиться в этом большом, жестоком городе. И только единицы становятся знаменитыми.

Впрочем, дело совсем не в способности прославиться. О том, насколько велик был талант Елены Майоровой, знают, пожалуй, хорошо только ее коллеги и завзятые театралы, посещавшие в 90-е годы МХАТ. На экране она всё чаще появлялась в образе простых, ничем не примечательных женщин: проводниц, милиционеров, матерей-одиночек. И тем, кто проживал далеко от Москвы, сложно было ее представить в роли чеховской героини. Именно потому у простых людей она вызывала симпатию. Она была близка, понятна, естественна.

Первая попытка

Московский период в биографии Елены Майоровой начался в 1975 году. Стоит сказать, что в школе она училась хорошо, была всеобщей любимицей, активисткой. То есть она не привыкла сомневаться в собственных силах. Но столичные вузы немного огорчили нашу героиню. Ее не приняли ни в один из них – не подходил типаж. Высокие и худощавые тогда не требовались. Советскому кинематографу нужны были девушки с пышной грудью и толстый русой косой. По крайней мере, нечто подобное абитуриентка услышала от одного из членов приемной комиссии.

Работа на стройке

В биографии актрисы Елены Майоровой присутствует год учёбы в ПТУ. Это не значит, что после неудачной сдачи вступительных экзаменов она отказалась от мечты стать актрисой и решила посвятить себя профессия изолировщицы. Елене нужно было каким-нибудь образом удержаться в Москве. Увидев объявление о наборе студентов в ПТУ с припиской: “иногородним предоставляется общежитие”, пока ещё никому не известная девушка из Южно-Сахалинска, недолго думая, отправилась по указанному адресу.

Через год Елена получила рабочую специальность. Даже успела немного поработать на стройке. Если не вдаваться в подробности, могут показаться вполне удачными биография, личная жизнь Елены Майоровой. Детей, однако, у неё не было. Существует предположение, что здоровье актриса подорвала еще в юности, тогда, когда трудилась на стройке.

О ключевых моментах из биографии, личной жизни Елены Майоровой сегодня можно узнать, как уже было сказано, на основе многочисленных интервью, которые давали для прессы и телевидения ее коллеги и друзья. У каждого из них была своя точка зрения. Какая из них наиболее приближена к истине, неизвестно.

Все же бездетность актрисы объясняет история, предоставленная достоверным источником. Елене, как и другим выпускницам ПТУ, приходилось работать при любой погоде. Но в отличие от своих коллег, Майорова отказывалась от телогрейки и неженственных ватных штанов. Работала в джинсах и короткой куртке. В результате тяжело заболела. Девушке сделали операцию, а после врач сообщил, что детей у неё никогда не будет. Вероятно, это первая печальная страница в биографии Елены Майоровой.

На фото ниже кадр из фильма, в котором дебютировала героиня сегодняшней статьи. Ей на второй год удалось поступить в ГИТИС. На этот раз приёмная комиссия не обратила внимания на неподходящий типаж. Педагоги поняли – перед ними настоящий талант. Среди студентов-первокурсников тогда Майорова стала первой, кого пригласили сняться в кино.

Театр

Елена Майорова окончила ГИТИС в 1980 году. Затем была принята в труппу театра “Современник”. Здесь она проработала всего год, до тех пор, пока главным режиссером являлся Олег Ефремов. Затем ушла вслед за ним во МХАТ. Отношения с Ефремовым у Майоровой складывались не всегда гладко. А в начале своего творческого пути она уже получала довольно значимые роли. Майорова играла Машу в “Трех сестрах” Чехова. На репетициях Ефремов был недоволен молодой актрисой. Впрочем, и об отношениях со знаменитым режиссером есть одна довольно интересная история.

Последней любовью Олега Ефремова была Елена Майорова. Их отношения были платоническими. Тем не менее однажды режиссёр своей любимой актрисе сделал предложение. Она отказалась, а после Ефремов не раз срывал на ней злость во время репетиции. Возможно, в этой истории есть вымысел. Но согласно воспоминаниям друзей актрисы, ей в действительности сложно далась роль чеховской героини. Бывали минуты, когда Майорова даже сомневалась в том, что правильно выбрала профессию.

Первое замужество

В советские времена действовал закон о распределении выпускников вузов. Выходцы из провинции отправлялись после получения диплома в родные города. Елена Майорова отнюдь не мечтала играть на сцене южно-сахалинского театра. Она заключила фиктивный брак с москвичом Владимиром Чаплыгиным, который, как позже оказалось, фиктивным был лишь для неё. Молодой человек долго и безответно любил Елену.

Но есть и другая версия. Елена вышла замуж за Владимира не по расчету, но позже не смогла найти общий язык с родственниками Чаплыгина. Молодожены переехали в общежитие. Жилось им непросто. Любовная лодка разбилась о бытовые проблемы, которые хорошо известны были каждому обитателю советского общежития. Коренному москвичу не удалось привыкнуть к подобным условиям, и скоро он вернулся в родной дом. Елена же, став москвичкой, получила возможность устроиться в любой столичный театр. Но, как известно, долго не перебирала. Поступив в труппу МХАТа, она проработала здесь до последних дней своей жизни.

Появление принца

Театральная карьера выпускницы ГИТИСа складывалась вполне успешно. Но для женского счастья, конечно, этого недостаточно. Свободное время Елена проводила в компании подруг. Подобные вечеринки сопровождались известными разговорами о принце. Однажды, будучи в гостях у одной из своих подруг, Майорова сетовала на свое одиночество, задавая риторические вопросы: “Где он? Когда же я его встречу?”. Подруга ответила: ” Сейчас! Вот он уже идет”. Удивительно, но в этот момент в дверь постучали. Уже через несколько секунд Елена увидела молодого человека, который впоследствии стал ее мужем.

Сергей Шерстюк был генеральским сыном, модным художником. У него не было отбоя от поклонниц, но, увидев Елену, он влюбился с первого взгляда. Затем узнал о том, где она живёт, и явился в гости. Так Елена Майорова встретила свою судьбу.

Семейное счастье

Миллионы советских женщин мечтали выйти замуж за генерала. Шерстюк был не генералом, а всего лишь его сыном. Но и это неплохо. Владел просторной квартирой в центре Москвы, кроме того, был довольно известен в творческих кругах. А главное, был любящим, заботливым мужем.

Несколько лет Елена прожила в комнате общежития, где клопы чувствовали себя куда более комфортно, нежели хозяйка. После замужества переехала в генеральские апартаменты. Картины Шерстюка в середине 80-х за границей хорошо продавались. На своих полотнах он изображал реалии советской жизни, а эта тема за рубежом пользовалась популярностью. Художник мечтал об эмиграции, но жена его в этом не поддерживала. Вне актерской профессии Майорова не смогла бы существовать.

Депрессия

Самый странный момент в биографии Елены Майоровой – причина смерти. На фото, имеющемся в статье, изображена актриса со своим любящим мужем, известным в те годы художником. Согласно воспоминаниям близких, между ними не было разногласий. Несмотря на то что у каждого из них время от времени возникали романы на стороне. Тем не менее Майорова нередко страдала депрессией – заболеванием, которое хорошо знакомо многим людям искусства. Но дело не только в излишней впечатлительности, свойственной актёрам.

В перестроечные годы Шерстюк хорошо зарабатывал. После распада СССР к теме советского искусства за границей потеряли интерес. Картины всё меньше покупали. Майорова при этом снималась регулярно в кино. В 90-е, когда многие артисты бросили профессию, она всего за два года смогла сыграть в 5-6 фильмах. И в театре, и на съемочной площадке она работала с большим напором. Даже небольшую роль исполняла так, как будто на ней держится весь сюжет. Елена очень уставала, при этом работала за двоих. Владимир Шерстюк же был одним из тех, кому не удалось приспособиться к новой жизни.

Судьбоносные роли

Одна из последних ролей, сыгранных Майоровой, женщина-убийца в экранизации произведения Лескова. Актёры весьма суеверны. Они полагают, что сыгранные персонажи накладывают отпечаток на судьбу. Каждый день перед съемками Майорова заходила в храм, ставила свечку и молилась о том, чтобы эта страшная роль не наложила отпечаток на ее жизнь. Она сыграла немало героинь с трагической судьбой. Но связь между кинообразами и жизнью актрисы едва ли существовала. Всё это, вероятно, домыслы, которые имеют место в актерской среде. Наконец перейдем к описанию последнего дня в биографии Елены Майоровой.

Причина смерти

За несколько недель до гибели Елена Майорова приобрела за границей антикварную керосиновую лампу. 27 августа 1997 года она дома была одна. Для чего понадобилось в этот день зажигать керосиновую лампу, неизвестно. Но есть версия, что, сделав это, она случайно пролила керосин на платье. Затем вышла на лестничную площадку и закурила. Когда загорелась, выбежала из подъезда в сторону родного театра. Там, у входа во МХАТ, за ней приехала скорая помощь.

Елена Майорова умерла в больнице спустя три часа. Некоторые полагают, что она подожгла себя намеренно. Другие утверждают, что это несчастный случай. Какие мысли посетили ее в этот августовский день? Об этом знал никто. Даже муж, ушедший из жизни спустя девять месяцев.

imageПолное имя: Елена Владимировна Майорова Дата рождения: Родилась 30 мая 1958 г. Возраст: 39 лет Дата смерти: 23 августа 1997 г. Образование: ГИТИС Деятельность: Актриса театра и кино Знак зодиака: Близнецы Рост: Рост 177 см Семейное положение: Была замужем

    Ее героини завораживали, пугали и влюбляли в себя одновременно. Как и она сама. Хрупкая, эмоциональная, порывистая – Елена Майорова любила жизнь, но все время пыталась заглянуть за грань. И не осознавала, что ходит по краю пропасти, в которую, в конце концов, сорвалась. image Известность к Елене Владимировне пришла после сыгранной роли в фильме “Вам и не снилось”. Последующие фильмы: “Скорый поезд”, “Макаров”, “Затерянный в Сибири”, и другие.., продолжали увеличивать её популярность и успех.

    Биография

    Елена Майорова родилась в 1958 году в холодном бараке на окраине Южно-Сахалинскав в семье рабочих. Мать работала на мясокомбинате, отец с утра до вечера крутил баранку, но денег все равно не хватало. Даже отопление было роскошью, что сказалось на здоровье маленькой Лены: она переболела туберкулезом и половина ее детства прошла в санаториях и больницах. Именно там девочка впервые ощутила горький вкус одиночества – чувства, от которого будет бежать всю свою жизнь. image Любовь девочки к театру началась со школьной театральной студии. Лене тогда было всего девять, но она уже твердо решила: станет актрисой. Родители холодно отнеслись к этому. У них никогда не было сильной душевной связи – слишком разные. Елена даже внешне отличалась от мамы и папы: высокая, худая и какая-то грациозно-нескладная. После окончания школы Лена отправилась покорять столицу, но во всех вузах, куда Елена подала заявление, ей отказали – типаж не подходит. Возвращение в Южно-Сахалинск означало поставить крест на мечте. И девушка подала документы в строительное ПТУ. Год работала на стройках, а весной снова отправилась на приемные экзамены. image Ей вновь отказали МХАТ и Щукинское. Да и в ГИТИСе, куда Лена пришла с последней надеждой, комиссия посматривала с неодобрением. Но Олега Табакова покорила жизнерадостная и эмоциональная девушка. Он взял ее на свой курс и этим, как говорила потом актриса, спас ей жизнь. «Я не знаю, что со мной было бы, если бы я не поступила», – признавалась Елена.

    Актерская карьера

    Коллеги актрисы вспоминали, что она все время металась, в ней с рождения была заложена драма. Нервная природа и подвижная психика позволяли ей легко вживаться в роли, но они же делали ее беззащитной перед суровой реальностью. Майорова покоряла зрителя одним взглядом, жестом. Узнавать ее стали после фильма «Вам и не снилось» (1981 г.) – она сыграла соседку главной героини. Потом были «34-й скорый», «Одиноким предоставляется общежитие», «Затерянный в Сибири» и другие работы. И каждый раз новый образ, новая судьба, которую Елена проживала как свою собственную. image Выходила из роли тяжело – наваливались одиночество, тоска. Не давал успокоения и алкоголь. Напротив, выпив, Елена становилась неуправляемой, все чувства в ней обострялись и звенели,как туго натянутая струна. В состоянии опьянения она не раз заявляла, что покончит с собой, а потом начала пытаться сделать это.

    Личная жизнь

    В личной жизни Елены тоже было немало переживаний. О своем первом муже, сокурснике Владимире Чаплыгине, она почти не говорила. Да и брак был скоротечным и несчастливым. По одной из версий, супруги не сошлись характерами, по другой – брак был заключен ради московской прописки. Так или иначе, через три месяца Елена снова оказалась одна. Встречу со своим вторым мужем – художником Сергеем Шерстюком – Елена предсказала. Она сидела с подружкой в комнате общежития, когда вдруг замерла и произнесла: «Сейчас откроется дверь, и войдет Он…» Дверь действительно открылась. На пороге стоял Сергей и виновато объяснял, что ошибся дверью. Но одного взгляда на Майорову было достаточно, чтобы понять – он не ошибся. image Их отношения были яркими, эмоциональными и страстными, какими они и должны быть у двух творческих натур. Но с Сергеем Елена не нашла ни покоя, ни стабильности, ни опоры в жизни. Возможно, эти, такие необходимые ей чувства мог дать ребенок, но Майорова не могла иметь детей. Еще одна боль талантливой актрисы… 23 августа 1997 года ничто не предвещало беды. Сергей уехал из города навестить больную маму. Когда Елене позвонила подруга Татьяна Догилева, та призналась, что приболела. «Но уже все хорошо, – бодро добавила Майорова в трубку. – Я иду на поправку. Танюш, я тебя люблю».

    Гибель Елены Майоровой

    Трагедия случилась через несколько часов. Елена выбежала из подъезда, охваченная пламенем. Ее чудесные волосы превратились в пепел, а синтетическое платье плавилось прямо на коже. Несчастная бежала по улице, моля о помощи, а прохожие замирали в немом ужасе. Актриса добежала до дверей театра имени Моссовета и рухнула на ступени. Кто-то побежал звонить в скорую, кто-то в оцепенении смотрел на обугленное, но еще живое тело. Когда приехали врачи, Елена была без сознания. Ее доставили в институт Склифосовского с ожогами 80% тела, но спасти не смогли. Актриса скончалась в тот же день, придя в сознание лишь однажды и пробормотав: «Прости, Сережа, прости, Господи». Следствие сразу выдвинуло версию: несчастный случай. На платье и волосах актрисы нашли следы керосина. Возможно, Майорова лечила горло по старинке – полоскала керосином и часть пролила на себя… Потом вышла на лестницу покурить и случайно уронила на себя зажженную спичку. Тут же появилась и вторая версия – самоубийство. Ведь на пейджере Сергея Шерстюка, который он забыл дома, одно за другим были надиктованны сообщения от Елены: «Приезжай. Я умираю». Значит, она была готова, она знала, что умрет… Однако знакомые Елены уверены: она не из тех, кто сводит счеты с жизнью. Все предыдущие попытки суицида были не более чем актерской игрой. Ей нужен был кто-то, кто бы ее остановил. Жизнь Елены была пропитана одиночеством, и она, как кошка, ластилась к близким людям, друзьям. Объятия были для нее жизненно необходимым проявлением тепла, любви, заботы. На сцене ее согревали овации и любовь зрителей, но стоило уйти за кулисы, одиночество наваливалось снова. Попытки самоубийства – способ доказать себе, что она нужна, что ее остановят. Для кого же актриса устроила спектакль на этот раз?.. «Я влюбилась в своего партнера», – призналась девушка своей коллеге, режиссеру Наталье Пьянковой. Это случилось на съемках фильма «Странное время» (1997 г.). Фильм был действительно странный -мрачный, тяжелый, в духе 1990-х. Некоторые были уверены, что в этом последнем фильме Елена сыграла себя настоящую. Партнером актрисы стал Олег Васильков. Безумная любовь их героев обернулась реальными безумными отношениями. Елена уже не понимала, где кино, а где жизнь. Но Васильков был слишком молод и беспечен. Он воспринимал отношения со знаменитой актрисой как развлечение, крутил романы на стороне и даже не догадывался, какое пламя бушует у актрисы в душе. В день своей смерти она была не одна. Был с ней Васильков или кто-то другой – точно неизвестно. Вся лестничная площадка перед ее квартирой была усыпана обгоревшими спичками, будто актриса зажигала одну спичку за другой. Друзья уверены: она пугала человека, который находился с ней, угрожала, что подожжет себя, – такое поведение вполне в характере Елены. В какой-то момент от спички отскочила искра, пропитанное керосином платье вспыхнуло ярким пламенем… Сергей Шерстюк умер через девять месяцев после гибели Елены. Скоротечный рак. А ровно через год, в день рождения актрисы, едва не погиб Олег Васильков – черепно-мозговая травма. «Это послание от Лены. Она хотела меня забрать», – прошептал он, едва придя в сознание. Смерть актрисы и по сей день остается окутанной тайной… image

    Читайте еще по этой теме:

    Вас заинтересуют так же следующие новости

    • Николай Островский – Загадочная биография
    • Николай Островский
    • Ольга Книппер Чехова – Любимая актриса фюрера
    • Александр Половцев
    • Иван Бунин – любовь втроем
    • Валентина Толкунова – не верила, что умирает
    • Кларк Гейбл – личная жизнь
    • Владимир Сутеев

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Егор Новиков
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий