Ю в трифонов краткая биография. Юрий трифонов биография кратко. – Трудно было жить с известным писателем

Биография

Прозаик Юрий Трифонов появился на свет в один день и год с другим известным русским литератором — фантастом Аркадием Стругацким. Автор «Дома на набережной» был любим женщинами и обласкан властями. Его произведения печатались огромными тиражами и котировались на Западе, а он продолжал стыдиться первой опубликованной повести.

Детство и юность

Юрий Валентинович родился в 1925 году в Москве. Судьбы членов семьи писателя неоднократно пересекались с биографиями руководителей Советского Союза. В квартире Юриной бабушки Татьяны Александровны Лурье (Словатинской) на Васильевском острове Санкт-Петербурга до революции останавливался Иосиф Сталин. Татьяна Александровна штопала вещи будущего вождя всех народов и, по слухам, имела с ним роман.

Отец литератора — Валентин Андреевич, революционер родом с Дона, тоже отлично знал Иосифа Джугашвили еще с царских времен и, как и Коба, был очарован красотой и умом Татьяны Словатинской. Однако затем донской казак Трифонов увлекся дочерью своей бывшей возлюбленной, Женей, и позвал девушку замуж. Мать Юры была младше отца на 16 лет и, кроме сына, подарила супругу дочь, названную в честь бабушки — Таней.

Практически все родственники Юрия Трифонова имели склонность к литераторству: мама публиковала произведения для детей под псевдонимом Е. Таюрина, а папа в 1936 году написал книгу «Контуры грядущей войны», в которой предсказал нападение Германии на Советский Союз. Дядя по отцу издавал романы про Гражданскую войну, а двоюродный брат и ровесник Георгий Трифонов впоследствии стал известен как автор стихов и автобиографической прозы Михаил Демин.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала жить в здание, построенное для партийных и советских руководителей. В школе Юра писал стихи и редактировал стенгазету, а Валентин Трифонов руководил становлением советской юриспруденции.

В 1937 году Юриного отца арестовали, а через год расстреляли. Репрессировали и маму будущего литератора (аресту матери мальчик посвятил неумелое, но пронзительное стихотворение). Бабушка через старые связи добилась смягчения участи дочери, но из дома на набережной семью выселили. С началом войны Юрий с бабушкой и сестрой эвакуировался в Ташкент, но вскоре вернулся в Москву и работал на оборонном заводе. Тогда же юноша вступил в комсомол.

Интересный факт: молодой Трифонов видел себя стихотворцем, а не прозаиком, и подал документы на поэтическое отделение литературного института. Но приемная комиссия раскритиковала вирши начинающего литератора, похвалив Юрины рассказы. Парень поступил на отделение прозы и навсегда покончил с поэзией. Дипломная работа Трифонова — конъюнктурная повесть «Студенты», обличающая космополитов, удостоилась Сталинской премии.

Книги

Критики Трифонова упрекали писателя в бытописательстве. В одном из последних рассказов «Вечные темы» Юрий Валентинович объясняет свою тягу к точной прорисовке бытовых деталей, житейских ситуаций и душевных терзаний маленького советского человека. Действие обычно разворачивается в Москве: из рассказа «Верка и Зоя» и повести «Обмен» читатели узнают не только о перипетиях жизни героев, но и о жилищном строительстве.

Сквозной нитью в произведениях писателя проходит проблема нравственного выбора: она присутствует и в главной книге Трифонова «Дом на набережной», и в повести «Другая жизнь», и в исповедальном романе «Время и место». Автор не щадит себя: в цитатах часто угадываются этические метания писателя-интеллигента.

Ряд трифоновских книг посвящен истории: роман «Старик» рассказывает об установлении советской власти на Дону, а «Нетерпение» — о Желябове и других народовольцах. Когда «Нетерпение» вышло в свет, в Европе обострилась проблема терроризма, и на волне интереса к людям, идущим во имя идей на убийства, произведения Трифонова стали популярными за рубежом. В 1980-м Юрия Валентиновича выдвинули на соискание Нобелевской премии по литературе. Получению высшей литературной награды помешала кончина писателя.

Личная жизнь

Трифонов трижды вступал в брак, причем все жены прозаика, судя по фото, были красавицами. По оценке дочери писателя Ольги, сейчас проживающей в Германии, в личной жизни отец не отличался высокими моральными качествами, предавал любящих его женщин и тратил движения души на творчество, а не на близких людей.

Первой супругой Юрия Валентиновича стала солистка Большого театра Нина Нелина, происходившая из семьи известных художников. Молодые люди любили друг друга, но часто скандалили. Одной из причин размолвок могло быть прошлое певицы: ее, как и балерин главного театра СССР, принудительно привозили на банкеты Лаврентия Берии, заканчивающиеся ночными оргиями. Намек на это обстоятельство содержится в повести Трифонова «Долгое прощание», экранизированной в 2004 году.

Писатель месяцами пропадал в командировках, в частности, собирал материал для произведения «Утоление жажды». От переживаний у жены развился букет болезней, и она отправилась на лечение в Литву. Через несколько дней женщина скончалась от сердечного приступа. Домашние хлопоты свалились на дочь-подростка.

image
Юрий Трифонов и его жена Ольга

Вторая жена прозаика — редактор Алла Пастухова — влюбилась в Трифонова-писателя раньше, чем познакомилась с ним лично. Молодая красавица написала хвалебную рецензию на произведение литератора. Именно для курируемой ею серии «Пламенные революционеры» Трифонов написал роман «Нетерпение».

Ради Юрия Алла развелась с мужем и подружилась с дочерью любимого. Благодаря Пастуховой проза Трифонова стала плотной и эмоционально насыщенной. Получив признание, литератор стал пренебрегать женой, а для быта ни один из супругов не был создан. В итоге отношения сначала переросли в гостевой брак, а потом распались.

Третья жена Ольга Мирошниченко ради любви к Трифонову также ушла от мужа. Добрачный роман длился 7 лет, но, по заверениям Ольги, она обратила внимание на суженого — тогда кудрявого юношу, спешившего на завод, еще в детсадовском возрасте. Интересный факт: третий тесть Юрия Валентиновича тоже был связан со сталинской семьей — учился вместе со второй супругой вождя Надеждой Аллилуевой. Ольга подарила немолодому литератору сына Валентина.

Смерть

Роковым числом для писателя было «двадцать восемь». 28 августа Трифонов родился, а 28 марта умер. Это случилось в последний год брежневской эпохи.

55-летний прозаик восстанавливался в больнице после операции по удалению почечной опухоли. В ожидании обхода Трифонов позавтракал и прилег почитать газету со своим интервью. Когда врачи пришли, литератор был уже мертв. Причиной смерти стала легочная тромбоэмболия.

Могила Юрия Валентиновича находится на Кунцевском кладбище. В 2003 году на стене дома на набережной появилась мемориальная доска памяти писателя.

Цитаты

«В разные времена настоящее выглядит по-разному» («Дом на набережной»)

«Человек должен бояться одного — самого себя» («Время и место»)

«Как же не понимать, что людей не любят не за их пороки, а любят не за их добродетели» («Обмен»)

«Всякий брак — не соединение двух людей, как думают, а соединение или сшибка двух кланов. Всякий брак — двоемирие. Встретились две системы в космосе и сшибаются намертво, навсегда. Кто кого? Кто для чего? Кто чем?» («Другая жизнь»)

Библиография

  • 1951 – «Студенты»
  • 1959 – «Под солнцем»
  • 1961 – «В конце сезона»
  • 1963 – «Утоление жажды»
  • 1966 – «Отблеск костра»
  • 1969 – «Обмен»
  • 1970-1976 – «Дом на набережной»
  • 1973 – «Долгое прощание»
  • 1973 – «Нетерпение»
  • 1976 – «Другая жизнь»
  • 1979 – «Старик»
  • 1980 – «Опрокинутый дом»
  • 1981 – «Время и место»
  • 1987 – «Исчезновение» (посмертное издание)

Детство и юность

Юрий Валентинович родился в 1925 году в Москве. Судьбы членов семьи писателя неоднократно пересекались с биографиями руководителей Советского Союза. В квартире Юриной бабушки Татьяны Александровны Лурье (Словатинской) на Васильевском острове Санкт-Петербурга до революции останавливался Иосиф Сталин. Татьяна Александровна штопала вещи будущего вождя всех народов и, по слухам, имела с ним роман.

View this post on Instagram

A post shared by MIDNIGHT SOUL CREW (@midnightsoulcrew) on Mar 28, 2020 at 2:22am PDT

Практически все родственники Юрия Трифонова имели склонность к литераторству: мама публиковала произведения для детей под псевдонимом Е. Таюрина, а папа в 1936 году написал книгу «Контуры грядущей войны», в которой предсказал нападение Германии на Советский Союз. Дядя по отцу издавал романы про Гражданскую войну, а двоюродный брат и ровесник Георгий Трифонов впоследствии стал известен как автор стихов и автобиографической прозы Михаил Демин.

Читайте также:  Читать онлайн “Продкомиссар” автора Шолохов Михаил Александрович – RuLit – Страница 1

Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала жить в здание, построенное для партийных и советских руководителей. В школе Юра писал стихи и редактировал стенгазету, а Валентин Трифонов руководил становлением советской юриспруденции.

View this post on Instagram

A post shared by Писатели Writers (@all_writers) on Sep 9, 2017 at 3:25am PDT

Интересный факт: молодой Трифонов видел себя стихотворцем, а не прозаиком, и подал документы на поэтическое отделение литературного института. Но приемная комиссия раскритиковала вирши начинающего литератора, похвалив Юрины рассказы. Парень поступил на отделение прозы и навсегда покончил с поэзией. Дипломная работа Трифонова — конъюнктурная повесть «Студенты», обличающая космополитов, удостоилась Сталинской премии.

«Последняя любовь Эйнштейна»

Ольга Трифонова — писательница, которая в своем творчестве всегда отдавала предпочтение историям, окруженным некой загадкой, тайной. Еще одним романом-биографией стала книга, посвященная Маргарите Коненковой — женщине с необыкновенной судьбой. Будучи женой известного скульптора, она стала возлюбленной великого ученого. Ее история могла бы лечь в основу остросюжетного шпионского романа. Но Трифонову заинтересовала в судьбе этой женщины, прежде всего, тайна ее любви.

image

Книги

Критики Трифонова упрекали писателя в бытописательстве. В одном из последних рассказов «Вечные темы» Юрий Валентинович объясняет свою тягу к точной прорисовке бытовых деталей, житейских ситуаций и душевных терзаний маленького советского человека. Действие обычно разворачивается в Москве: из рассказа «Верка и Зоя» и повести «Обмен» читатели узнают не только о перипетиях жизни героев, но и о жилищном строительстве.

View this post on Instagram

A post shared by Олеся Свидерская (@lesya_books) on Nov 11, 2018 at 12:53am PST

Ряд трифоновских книг посвящен истории: роман «Старик» рассказывает об установлении советской власти на Дону, а «Нетерпение» — о Желябове и других народовольцах. Когда «Нетерпение» вышло в свет, в Европе обострилась проблема терроризма, и на волне интереса к людям, идущим во имя идей на убийства, произведения Трифонова стали популярными за рубежом. В 1980-м Юрия Валентиновича выдвинули на соискание Нобелевской премии по литературе. Получению высшей литературной награды помешала кончина писателя.

Факты из биографии

Ольга Трифонова (Мирошниченко) – дочь политического заключенного. К моменту окончания школы отец ее был освобожден. Ольга мечтала о карьере журналиста. Но поступила в технический вуз. Путь на факультет журналистики ей был заказан. К тому же профессия инженера родителям представлялась в то время довольно престижной. Позже отца реабилитировали, но к тому времени будущая писательница успела получить техническое образование.

Первые свои произведения Трифонова начала писать в 15 лет. Опубликовать же первый роман ей удалось лишь в семидесятые годы.

Личная жизнь

Трифонов трижды вступал в брак, причем все жены прозаика, судя по фото, были красавицами. По оценке дочери писателя Ольги, сейчас проживающей в Германии, в личной жизни отец не отличался высокими моральными качествами, предавал любящих его женщин и тратил движения души на творчество, а не на близких людей.

Читайте также:  Писатель и географ Жюль Верн: биография, семья, творчество

Писатель месяцами пропадал в командировках, в частности, собирал материал для произведения «Утоление жажды». От переживаний у жены развился букет болезней, и она отправилась на лечение в Литву. Через несколько дней женщина скончалась от сердечного приступа. Домашние хлопоты свалились на дочь-подростка.

Юрий Трифонов и его жена Ольга

Вторая жена прозаика — редактор Алла Пастухова — влюбилась в Трифонова-писателя раньше, чем познакомилась с ним лично. Молодая красавица написала хвалебную рецензию на произведение литератора. Именно для курируемой ею серии «Пламенные революционеры» Трифонов написал роман «Нетерпение».

Ради Юрия Алла развелась с мужем и подружилась с дочерью любимого. Благодаря Пастуховой проза Трифонова стала плотной и эмоционально насыщенной. Получив признание, литератор стал пренебрегать женой, а для быта ни один из супругов не был создан. В итоге отношения сначала переросли в гостевой брак, а потом распались.

«Единственная»

На сбор материалов для написания книги Ольга Трофимова потратила около года. Архив Надежды Аллилуевой небольшой. Всего одна папка. Однако, общаясь с родственниками жены Сталина, Трифоновой удалось создать ее психологический портрет. В книге «Единственная» изображена глубоко несчастная женщина, обладающая, вопреки слухам, железной выдержкой. Кроме того что она была женой генералиссимуса, она являлась его личным редактором. Не зря Сталин позволял цитировать свои публикации, но ни в коем случае не публичные выступления.

Смерть

Роковым числом для писателя было «двадцать восемь». 28 августа Трифонов родился, а 28 марта умер. Это случилось в последний год брежневской эпохи.

Могила Юрия Валентиновича находится на Кунцевском кладбище. В 2003 году на стене дома на набережной появилась мемориальная доска памяти писателя.

Библиография

Романы и повести

Студенты (1950) Утоление жажды (1963) Произведения, входящие в цикл «московские повести»

С каждым годом на экранах телевизоров, на сценах появляются все новые и новые исполнители. Кто-то пробует себя в жанре кинематографии, но столкнувшись с трудностями, бросает это. А кто-то борется за звание быть признанным зрителями, и у него это получается. Одним из таких успешных и старательных людей является Трифонов Кирилл. Это молодой начинающий актер, стендапер.

Читайте также:  Жуковский — основоположник русского созерцательного романтизма

Цитаты

«В разные времена настоящее выглядит по-разному» («Дом на набережной»)

«Человек должен бояться одного — самого себя» («Время и место»)

«Как же не понимать, что людей не любят не за их пороки, а любят не за их добродетели» («Обмен»)

«Всякий брак — не соединение двух людей, как думают, а соединение или сшибка двух кланов. Всякий брак — двоемирие. Встретились две системы в космосе и сшибаются намертво, навсегда. Кто кого? Кто для чего? Кто чем?» («Другая жизнь»)

Кирилл Трифонов: фильмография

Помимо юмористической и музыкальной деятельности, Кирилл активно вливается в актерское мастерство. На сегодняшний день он успел сняться в таких сериалах, как:

  • «ЧОП», который вышел на экраны в 2015-2016 годах.
  • «Полицейские будни» (2012 год).
  • «Реальные пацаны» (с 2010 года).

Также он является сценаристом сериалов «ЧОП» и «Полицейские будни».

Многие зрители высоко оценили мастерство Кирилла и являются его поклонниками.

Beriya.jpg

Страшная сцена. Страшны рыдания несчастной женщины под окнами ближайшего помощника советского самодержца.

А ведь надо жить дальше, нести этот груз на себе, не сломаться…

Реальная жертва насилия ушла из жизни в возрасте 43-х лет. Говорю о Нине Нелиной-Нюренберг, первой жене Юрия Трифонова. Была она оперной певицей, колоратурным сопрано, обладая прекрасными внешними и вокальными данными, была принята в Большой театр, пела Розину в «Севильском цирюльнике»…

Красивая молодая солистка понравилась Берии. В 1956 году в Большом театре был обнародован список актрис, которых возили к Лаврентию Павловичу. Как это могло случиться? По какому праву? Кто смел горе и трагедию этих несчастных женщин сделать достоянием общества! К ранам внутренним кто посмел добавить еще и позор разглашения?! Вообще эта сторона сталинщины еще недостаточно известна.

Когда-то в Перестройку читала книгу Ларисы Васильевой, рассказывающую о наложницах Берии, сластолюбивого слуги Главного сатрапа. Страшные, ужасающие истории, искалеченные женские судьбы. Но палач и развратитель, губитель человеческих душ ушел от ответа, ушел от суда. За все ответили невинные жертвы, получив, кроме искореженной судьбы и надломленной психики, еще и сплетни и злоязычие окружающих.

Нина Нелина ушла из Большого, сначала пела в Госконцерте, потом уволилась и оттуда.

Примечания

  1. 12 [www.biografii.ru/biogr_dop/trifonov_u_v/trifonov_u_v.php Трифонов Юрий Валентинович. Биография и фото] (Проверено 6 января 2011)
  2. [lists.memo.ru/d20/f428.htm Списки жертв: Лурье-Трифонова Евгения Абрамовна]: уроженка Ревеля, 16 мая 1938 года приговорена к 8 годам лагерей как член семьи изменника родины. Отбывала срок в Акмолинском лагере для ЧСИР, затем в Карлаге; освобождена 14 мая 1945 года.
  3. Юрий Трифонов. [magazines.russ.ru/druzhba/1998/5/trif.html Из дневников и рабочих тетрадей]. // magazines.russ.ru. Проверено 7 июня 2012. [www.webcitation.org/68k1Y3K6G Архивировано из первоисточника 28 июня 2012].
  4. [www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=368832 Юрий Трифонов вернулся в Дом на набережной] (Проверено 6 января 2011)
  5. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 429.
  6. [www.mosritual.ru/mesta-zahoronenija/kuncevskoe-kladbische Кунцевское кладбище] (Проверено 6 января 2011)
  7. www.lgz.ru/upload/uf/735/735ab8cf268f6dfb253a6046c1b58f2b.pdf

Ursulyak.jpg

Молодая вктриса Людмила (Ляля) Телепнева замужем за начинающим писателем Гришей Ребровым, живущим в семье жены. Оба на старте, обоим «не фартит». Ляле не дают ролей, Гришу не печатают.

Мягкая сердцем Ляля, однажды пожалев бездарного драматурга Николая Демьяновича, над которым смеются ее собратья-актеры, втягивается в связь, в итоге сделавшую ее премьершей в театре. Николай, хоть и бездарен, но обладает мертвой хваткой и знает, чего хотят от драматургов идеологи. Этой «мертвой хватки» не хватает Грише. Гриша весь день занимается в библиотеке, читает исторические сочинения, он слаб, беспомощен в решении житейских вопросов. Но он тонок, талантлив, он умеет любить…

Урсуляк рассказал о любви этой молодой пары с помощью черно-белых кадров зимней Москвы, трамваев (в титрах — благодарность трамвайному парку), падающего снега, собаки, приютившейся на остановке, а потом едущей в трамвае вместе с таким же «побитым» Гришей. А как хороша безмолвная сцена, когда двое любящих смотрят друг на доуга сквозь замерзшее зимнее стекло! О любви этих двоих говорит завораживающая музыка Моцарта, Баха и Вивальди, звучащая в картине. Ну и конечно, стихотворение «Снег идет» Бориса Пастернака, прочитанное голосом режиссера и становящееся лейтмотивом фильма, утверждением чего-то, что стоит над бытом, над страшным временем, над поворотами судьбы…

Ссылки

  • Повести
    Рассказы
    Цикл «Пустыня» Доктор, студент и Митя (1958) • Очки (1959) • Маки (1959) • Последняя охота (1956) • Беседа с герпетологами (1959) • Бако (1959) • О любви (1959) • Однажды душной ночью (1960) • Дети доктора Гриши (1964) • Кепка с большим козырьком (1966)
    Цикл «Путешествия» Костры и дождь (1961) • Воспоминания о Дженцано (1960) • Травничек и хоккей (1967) • Победитель (1968) • Сотворение кумиров (1968) • Ветер (1970) • Самый маленький город (1967)
    Цикл «Опрокинутый дом. Семь путешествий» Кошки или зайцы? (1980) • Вечные темы (1980) • Недолгое пребывание в камере пыток (1980) • Смерть в Сицилии (1980) • Опрокинутый дом (1980) • Посещение Марка Шагала (1980) • Серое небо, мачты и рыжая лошадь (1980)
    Внецикловые Знакомые места (1948) • В степи (1948) • Одиночество Клыча Дурды • Возвращение Игоря • Продолжительные уроки • Записки соседа
    Стихотворения Стихотворения
    Статьи Правда и красота (1959) • И. А. Бунин (1969) • Выбирать, решаться, жертвовать (1971) • Нескончаемое начало (1973) • Нет, не о быте — о жизни! (1976) • Начало (1976) • На все времена (1978) • Нечаев, Верховенский и другие (1980) • Тризна через шесть веков (1980)
    Библиография Юрия Трифонова
    Литература ПерсоналииСССР

Толкование

Трифонов, Юрий Валентинович
Юрий Трифонов
Дата рождения:

28 августа 1925(1925-08-28)

Место рождения:

Москва, СССР

Дата смерти:

28 марта 1981(1981-03-28) (55 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

 СССР

Род деятельности:

прозаик

Годы творчества:

1947—1981

Направление:

«городская» проза

Жанр:

роман, повесть, рассказ

Дебют:

рассказы «Знакомые места» и «В степи» (1948)

Премии:
Награды:

Ю́рий Валенти́нович Три́фонов (28 августа 1925, Москва — 28 марта 1981, там же) — советский писатель, мастер «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960-х—1970-х годов в СССР[1]. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).

Семья

Отец Юрия Трифонова — революционер, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР Валентин Андреевич Трифонов (1888—1938). Мать — зоотехник, затем инженер-экономист и детская писательница Евгения Абрамовна Лурье (1904—1975; литературный псевдоним — Е. Таюрина).

В 1937—1938 годах родители Юрия Трифонова были репрессированы. Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Рейзнер) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд. Словатинской, 1879—1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны; в годы Великой Отечественной войны вместе с бабушкой и сестрой жил в эвакуации в Ташкенте. Дед — меньшевик-подпольщик Абрам Лурье (1875—1924); его брат — Арон Лурия, публицист, один из организаторов социал-демократического «Рабочего знамени»; двоюродный брат — советский политический деятель Арон Сольц.

Дядя писателя по отцу — командарм Евгений Трифонов (псевдоним — Е. Бражнов; 1885—1937); его сын (двоюродный брат Юрия Трифонова) — писатель-невозвращенец Михаил Дёмин (настоящее имя — Георгий Евгеньевич Трифонов; 1926—1984), автор нескольких поэтических сборников и автобиографической прозы.

Биография. Творчество

Ещё в школе Юрий Трифонов заинтересовался литературой. Был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. В 1942—1945 годах работал на заводе сначала слесарем, потом — диспетчером цеха. Весной—осенью 1945 года редактировал заводскую газету. В 1944—1945 годах учился в Литературном институте имени А. М. Горького.

В 1948 году были напечатаны два рассказа молодого писателя — «Знакомые места» (в журнале «Молодой колхозник») и «В степи» (в альманахе «Молодая гвардия», № 2). Дипломная работа Юрия Трифонова — написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты» (1950), опубликованная в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», удостоенная Сталинской премии третьей степени и сразу принёсшая автору широкую известность — была посвящена молодому послевоенному поколению. Однако буквально через полгода после успеха дебюта Трифонов был едва не отчислен из института за то, что не указал в анкете факт ареста отца. В дальнейшем сам автор отзывался о своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от нее.

После успеха дебютной книги Трифонов начал было собирать материалы для ее продолжения, однако радушный прием, который поначалу ему оказал в своем журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов. Вторая половина 1950-х – начало 1960-х стали смутным временем в творческой биографии писателя. В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963-м, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал. Тогда же Трифонов публикует многочисленные рассказы на спортивные темы; в 1966—1969 годах — рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др., повесть «Отблеск костра» (1967). В «Отблеске костра» Трифонов впервые затронул тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции и её последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.

В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970—1976). Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести». Действие «Обмена» и «Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого прощания» — в начале 1950-х, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно протянуто из 1930-х в 1970-е. Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.

Но самую большую славу писателю принес именно «Дом на набережной» — повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без туалетов, пользовались деревянным стояком во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме. Но в точных датах проживания есть разночтения. «В 1932 семья переехала в знаменитый Дом Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как „Дом на набережной“ (по названию повести Трифонова)»[1]. В дневниковых записях Юрий Трифонов неоднократно упоминает своего друга детства Лёву Федотова, жившего также в этом знаменитом доме[2].

В 2003 году на доме установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нём роман „Дом на набережной“»[3].

Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная её тема — судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством отразили мир советского горожанина конца 1960-х — середины 1970-х годов.

Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х гг. тиражами (30-50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках. Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре и с трудом разрешалось к публикации.

С другой стороны, Трифонов, считаясь крайне левым флангом советской литературы, внешне оставался вполне преуспевающим официально признанным литератором. В своем творчестве он никоим образом не покушался на устои советской власти. Так что относить Трифонова к диссидентам было бы ошибкой.

Манера письма Трифонова — неторопливая, рефлектирующая, он часто пользуется ретроспективой и сменой перспективы; основной упор писатель делает на человеке с его недостатками и сомнениями, отказываясь от какой бы то ни было чётко выраженной общественно-политической оценки.[4]

В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году — роман «Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил «Отблеск костра». «Старик», герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах. Как всегда у Трифонова, история в «Старике» тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.

В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место», структура которого была подробно проработана писателем ещё в 1974 году. Эта книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности», повторении пройденного. В то же время «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом. Действие романа происходит на протяжении четырёх десятилетий — 1930-е, 40-е, 50-е, 70-е годы.

В 1987 году был посмертно издан роман «Исчезновение».

Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года от тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище[5].

Восприятие прозы Трифонова в СССР и России со временем менялось. Начиная со второй половины 1980-х гг. он был практически забыт, однако в 2000-х гг. начался рост интереса к прозе Трифонова, которая ныне по праву считается классической.

Награды и премии

Полезное

Смотреть что такое “Трифонов, Юрий Валентинович” в других словарях:

  • Трифонов, Юрий Валентинович — Юрий Валентинович Трифонов. ТРИФОНОВ Юрий Валентинович (1925 81), русский писатель. Проблема нравственного выбора интеллигентного героя в атмосфере конформизма 1960 70 х гг., осмысление драматических событий прошлого (революция, Гражданская война …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТРИФОНОВ Юрий Валентинович — (1925 8..1) русский писатель. роман Студенты (1950; Государственная премия СССР, 195..1); исторический роман Нетерпение (1973) о народовольцах. Проблема нравственного выбора в атмосфере 60 70 х гг., тема революции, Гражданской войны, сталинских… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Трифонов Юрий Валентинович — (р. 28.8.1925, Москва), русский советский писатель. Сын В. А. Трифонова. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1949). Печатается с 1947. Известность приобрёл роман «Студенты» (1950; Государственная премия СССР, 1951). В 1963 опубликовал… …   Большая советская энциклопедия

  • ТРИФОНОВ Юрий Валентинович — (28.08.1925, Москва 28.03.1981, Москва), сценарист. Лауреат Государственной премии (1951, за повесть «Студенты»). Окончил Литературный институт имени М.Горького (1949, поступил на заочное отделение, впоследствии был переведен на очное). Писатель …   Энциклопедия кино

  • Трифонов Юрий Валентинович — (1925 1981), русский писатель. Романы «Студенты» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Утоление жажды» (1963), исторический роман «Нетерпение» (1973) о народовольцах. В «московских» психологических повестях «Обмен» (1969), «Другая жизнь»… …   Энциклопедический словарь

  • Трифонов Юрий Валентинович — (1925, Москва — 1981, там же), писатель. Сын видного советского военачальника В.А. Трифонова, репрессированного в 1937. Родился на , где семья Трифонова жила до 1933. С 1934 Трифоновы жили в д. 2, корпус 7, на улице Серафимовича (), откуда… …   Москва (энциклопедия)

  • ТРИФОНОВ Юрий Валентинович — (1925—81), русский советский писатель. Ром. «Студенты» (1950; Гос. пр. СССР, 1951), «Утоление жажды» (1963), ист. ром. «Нетерпение» (1973). Док. мемуарная кн. «Отблеск костра» (1965). Пов. «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970),… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Трифонов, Юрий Валентинович — Род. 1925, ум. 1981. Писатель. Окончил Литературный институт. Участник семинара К. Г. Паустовского, К. А. Федина. Произведения: “Студенты” (1949 1950), рассказы (“Бакко”, “Очки”, “Одиночество Клыча Дурды” и …   Большая биографическая энциклопедия

  • Трифонов Юрий Валентинович — …   Википедия

  • Трифонов, Юрий (значения) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Трифонов. Юрий Трифонов: Трифонов, Юрий Александрович (р. 1946), известен под псевдонимом Юрий Кувалдин советский и российский писатель, издатель, редактор. Отец Александра Трифонова.… …   Википедия

В данном разделе собраны биографии писателей различных жанров с указанием интересных фактов из жизни автора, его наград, премий. Здесь же Вы можете найти информацию о библиографии того или иного автора и экранизациях его произведений.

Раздел постоянно наполняется и в этом нам помогают участники проекта. Если у Вас есть желание присоединиться к работе по наполнению раздела, Вы можете это сделать здесь.

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 0-9 А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все авторы

Автор дня

Все авторы

В этот день в истории

Литературный календарь

Популярные биографии

Биографическая справка

Юрий Валентинович Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве. Отец писателя – Валентин Андреевич Трифонов, революционер, государственный и военный деятель, в период с 1923 по 1926 год занимал должность председателя Военной коллегии Верховного суда СССР. Мать – Евгения Абрамовна Лурье, которая была зоотехником, потом – инженером-экономистом, после этого – детской писательницей.

В 1932 году семья Трифонова поселилась в «Доме правительства», который позже станет широко известен как «Дом на набережной», благодаря одноименной повести Юрия Трифонова. В 1937-38 годах родители писателя были репрессированы. Отца расстреляли. Мать приговорили к восьми годам лагерей. На свободу она вышла в мае 1945 года.

Воспитание Трифонова и его сестры легло на плечи бабушки по материнской линии. Часть войны писатель провел в эвакуации в Ташкенте. После возвращения в Москву начал работать на авиационном заводе. В 1944 году Трифонов, еще в школе увлекавшийся литературой, поступил в Литературный институт им. Горького на отделение прозы. Окончил вуз в 1949 году. В качестве дипломной работы выступала повесть «Студенты». Ее опубликовал журнал «Новый мир». Произведение, посвященное молодому послевоенному поколению, принесло автору популярность и Сталинскую премию третьей степени.

Далее, по признанию самого Трифонова, последовал «изнурительный период каких-то метаний». В то время в его творчестве появилась спортивная тема. На протяжении 18 лет писатель был членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», корреспондентом этого издания и крупных газет на трех Олимпийских играх, нескольких чемпионатах мира по волейболу, хоккею.

В 1952 году Трифонов отправился в первую поездку в Туркмению, чтобы разобраться в самом себе и найти материал для новых произведений. Затем он ездил туда снова и снова, всего восемь раз в течение десяти лет. Сначала писатель наблюдал за строительством Главного Туркменского канала, потом – Каракумского канала. Результатом этих поездок стали рассказы и очерки, объединенные в сборник «Под солнцем» (1959), а также роман «Утоление жажды», напечатанный в 1963 году. Его экранизировали, не раз переиздавали, выдвинули на соискание Ленинской премии в 1965 году.

В конце 1960-х годов Трифонов начал работать над циклом так называемых московских повестей. Первая среди них – «Обмен» (1969). Следующие – «Предварительные итоги» (1970) и «Долгое прощание» (1971). Впоследствии к ним добавились «Другая жизнь» (1975) и «Дом на набережной» (1976). Именно «Дом на набережной» стал в итоге самым популярным произведением Трифонова.

В 1970-е годы Трифонов пишет два романа – «Нетерпение» о народовольцах и «Старик» о старом участнике гражданской войны. Их можно объединить в условную трилогию с созданной в 1967 году повестью «Отблеск костра», в которой Трифонов осмыслял революцию и ее последствия, а также пытался оправдать собственного отца, ранее реабилитированного.

Книги Трифонова издавались тиражами в 30-50 тысяч экземпляров – небольшое количество по меркам 1970-х годов. При этом они пользовались большим спросом. Чтобы почитать журналы с публикациями его произведений, в библиотеке приходилось записываться в очередь.

В 1981 году Трифонов завершил работу над романом «Время и место», который можно считать итоговым произведением писателя. Критика тех лет прохладно встретила книгу. В числе минусов называлась «недостаточная художественность».

Трифонов скончался 28 марта 1981 года. Причиной смерти стала тромбоэмболия легочной артерии. Могила писателя находится на Кунцевском кладбище. После смерти Трифонова, в 1987 году, был опубликован его роман «Исчезновение».

Краткий анализ творчества

В произведениях Трифонов нередко обращался к прошлому. Правда, он проявлял интерес только к определенным временным периодам. Внимание писателя было сосредоточено на эпохах и явлениях, предопределивших судьбу его поколения, оказавших на него сильнейшее влияние. Как отмечает литературовед Наталия Иванова, какие бы периоды Трифонов ни затрагивал – современность, 1870-е или 1930-е годы – он всегда исследовал проблему взаимоотношений общества и человека. По мнению писателя, личность ответственна за свои поступки, «из которых складывается история народа, страны». Что касается общества, то оно не вправе «пренебрегать судьбой отдельного человека».

Зачастую проза Трифонова носит автобиографичный характер. Например, это касается «Дома на набережной». В частности, один из ее персонажей – Антон Овчинников, всесторонне развитый мальчик, которым восхищается главный герой – Глебов. Прототип Овчинникова – Лев Федотов. Он был другом детства Трифонова.

Для творчества Трифонова была характерна недоговоренность. Еще в 1959 году писатель отметил, что Чехов «совершил переворот в области формы», открыв «великую силу недосказанности». Впоследствии Трифонов назвал «пробелы» тем, что «необходимо прозе», так как в них рождается «еще одна тема, еще одна мысль».

  • «Обмен», анализ повести Трифонова
  • «Дом на набережной», анализ повести Трифонова
  • «Другая жизнь», анализ повести Трифонова
  • «Обмен», краткое содержание повести Трифонова
  • «Дом на набережной», краткое содержание повести Трифонова
  • «Другая жизнь», краткое содержание повести Трифонова

По писателю: Трифонов Юрий Валентинович

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий