Зинаида Серебрякова – биография и картины художника в жанре Символизм, Экспрессионизм, Ар-деко – Art Challenge

Биография

Зинаида Серебрякова — русская художница, работавшая в портретном жанре. Она происходила из интеллигентной семьи. В творческой манере Серебряковой преобладает склонность к изображению природы, людей, но встречаются и натюрморты. Принадлежа к движению «Мир искусства», сторонилась агитационного направления. Оказавшись во Франции в начале 1930-х годов, Зинаида Серебрякова долгое время не могла вернуться на родину. Она приняла французское гражданство и вновь встретилась с родственниками лишь в 1966-м. Сегодня ее произведения выставляются в самых знаменитых музеях мира.

Детство и юность

Зинаида Лансере родилась 28 ноября (10 декабря) 1884 года. Эта фамилия принадлежала ее отцу. Семья девочки жила в имении Нескучное под Харьковом. Неудивительно, что ее биография оказалась связанной с искусством. Отец будущей художницы работал скульптором, мать в юности занималась графикой, дедом был знаменитый архитектор Николай Бенуа, а большинство родственников посвятили себя искусству.

image
Картина Зинаиды Серебряковой «Девушка со свечкой. Автопортрет», 1911 год / Виртуальный музей

Хорошее воспитание и творческая одаренность не считались в их среде чем-то необычным. Поэтому желание Зины реализоваться в художественном направлении воспринималось как само собой разумеющееся. Она росла вместе с братьями. Впоследствии младший стал архитектором, а старший — живописцем.

Юношеские годы Зинаиды протекали в Санкт-Петербурге, куда семья перебралась после смерти отца. Судьбой девочки занялся дядя Александр Бенуа. Серебрякова окончила женскую гимназию в 1900 году и стала ученицей художественной школы. Азы изобразительного искусства она постигала под руководством Ильи Репина, а также в мастерской, которой руководил Осип Браз. В 1902-1903 годах Зина побывала в путешествии по Италии, которое очень ее вдохновило.

Живопись

Дебютные работы показали индивидуальный стиль художницы и ее авторский почерк. Изучая мировое культурное наследие, Серебрякова интересовалась пластикой форм, склонностью авторов к национальному выражению. Ее увлекали природа, гармония и традиционный русский быт. Среди фаворитов Зинаиды были Никола Пуссен, Питер Рубенс, Алексей Венецианов.

image
Картина Зинаиды Серебряковой «Крестьянская девушка», 1906 год / Виртуальный музей

Часто наблюдая в Нескучном сельских девушек за работой, Серебрякова изображала их в сюжетах своих картин. Находясь на лоне природы, она любовалась пейзажами, размеренным течением жизни усадьбы, пластикой движений крестьян за работой. Наблюдая жатву или другой труд местных, художница вдохновлялась на новые произведения.

Среди ранних картин Зинаиды Серебряковой — «Крестьянская девушка», написанная в 1906 году, «Фруктовый сад в цвету» 1908-го. Автор точно чувствовала, что ее тема в живописи — это сочетание красоты родной природы в тесном хитросплетении с судьбами людей.

Картина Зинаиды Серебряковой «За туалетом. Автопортрет», 1909 год / Виртуальный музей

Картиной, принесшей Зинаиде известность, стал автопортрет под названием «За туалетом», созданный ею в 1909 году. Она была выставлена на вернисаже Союза русских художников в 1910-м. Затем публика увидела работы «Купальщицы», портреты родственников, которые писала художница. Творчество Серебряковой получило признание в 1914-1917 годах, после представления публике серии картин о русской провинции и жизни крестьян. В числе известных работ этого периода — «Крестьяне», «Жатва» и «Спящая крестьянка».

В 1917 году зрители увидели работу под названием «Беление холста», в которой стала очевидна монументальная манера автора. Зинаида изобразила мощные фигуры девушек на фоне небосвода. Композиция сочетает широкие плоскости ярких, насыщенных оттенков. Произведение, восславляющее труд простых людей, прославило и Серебрякову.

Картина Зинаиды Серебряковой «Беление холста», 1917 год / Виртуальный музей

Темы, выбираемые автором для работы, резко выделяли ее среди сообщества «Мир искусства», которому принадлежала Серебрякова. В 1916-м она стала помощницей дяди Александра Бенуа при росписи Казанского вокзала и работала в компании Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского.

В числе тем, интересовавших Зинаиду, были восточные страны, особую ментальность которых она передавала через женские портреты. Описывая Японию, Турцию, Индию, она также работала над сюжетами, связанными с античностью. Правда, большинство картин на последнюю тему остались неоконченными. Женское начало имело большое значение в творчестве Серебряковой. Кокетство, радость материнства, светлая грусть, описываемые ее кистью, имели особое настроение.

Судьба художницы была непростой. После пожара, случившегося в Нескучном, фамильное гнездо оказалось разрушенным, как и ее мастерская. Спустя 2 года она осталась вдовой после смерти супруга от тифа. Семья жила в острой нужде, и картина «Карточный домик», созданная в этот период, олицетворяла шаткость ее положения.

Картина Зинаиды Серебряковой «Карточный домик», 1919 год / Виртуальный музей

Дочь Серебряковой поступила в балетную труппу, и с тех пор в работах женщины появилась театральная тема. Художница писала балерин на репетициях и перед выходом на сцену, но не получала удовлетворения от своей работы. С 1920 года она преподавала в Академии художеств. Зинаида сторонилась агитационной манеры, проникшей в искусство в это время, оставаясь верной собственной теме и традициям «мирискусников».

В 1924-м состоялась благотворительная выставка в США, принесшая художнице успех и доход. Она получила заказ на декоративную роспись в Париже. Завершив работу, собиралась вернуться на родину, но из-за политических пертурбаций пришлось остаться во Франции. Затем последовала Вторая мировая война. Жизнь за границей оказалась для Зинаиды безрадостной, тоска по родине отражена в ее работах, созданных после 1924 года. Ей пришлось отказаться от гражданства, чтобы избежать преследований за границей.

Картина Зинаиды Серебряковой «Жатва», 1915 год / Виртуальный музей

Реализм и народная тема по-прежнему присутствовали в ее картинах. Путешествуя, Серебрякова посещала Бретань, Алжир и даже побывала в Марокко. В картинах постоянно присутствовали образы простых людей. Воспевая природу и человека, художница беспрестанно грустила о родине и прерванной связи с близкими людьми.

В 1966 году в Ленинграде, Москве и Киеве прошли выставки картин Зинаиды Серебряковой, которые получили отличные отзывы от искусствоведов и публики. Вернисаж организовали ее дети и друзья. Многие картины автора были приобретены музеями, а ее имя стало знаменитым в Советском Союзе.

Личная жизнь

Мужем художницы был близкий ей с детства человек Борис Серебряков. Приходясь Зинаиде двоюродным братом, он еще в юном возрасте влюбился в родственницу, и разговоры о свадьбе заходили во время совместного пребывания в Нескучном. Церковь не поощряла близкородственные браки, поэтому согласия на бракосочетание молодые долго не получали. В 1905-м, дав местному батюшке 300 рублей, родные организовали влюбленным венчание.

Картина Зинаиды Серебряковой «Борис Серебряков», 1913 год / Виртуальный музей

Борис не интересовался искусством. Он стал железнодорожным инженером и во время Русско-японской войны был в Маньчжурии на практике. Зинаида грезила живописью. Разница в интересах не мешала им мечтать о совместном будущем. Личная жизнь молодых людей складывалась счастливо. Они провели год в Париже, пока Зинаида училась в Академии де ла Гранд Шомьер, а Борис — в Высшей школе мостов и дорог. Вернувшись домой, каждый из них продолжил развиваться в профессии, а в семье появились четверо детей-погодок: 2 сына и 2 дочери.

Дети Зинаиды Серебряковой на картине «За завтраком» («За обедом»), 1914 год / Виртуальный музей

Во время эмиграции Зинаиды сын Евгений и дочь Татьяна остались с бабушкой. Они жили в тяготах, и в 1933 году мать Зинаиды скончалась от голода и плохих условий жизни. Евгений стал архитектором, а Татьяна начала работать художником в театре. Мечтая вновь встретиться с матерью, они звали ее на родину в 1930-е годы, когда правительство СССР приглашало художницу вернуться домой. Но Зинаида тогда работала в Бельгии и не могла оставить заказ незавершенным.

Смерть

Зинаида Серебрякова скончалась в Париже, когда ей было 82 года. Причины смерти оказались вполне естественными. Несмотря на то, что художница многие годы прожила за границей, на родине ее имя помнят и хранят воспоминания о творчестве одной из первых женщин-живописцев. Музеи периодически организуют выставки ее работ, в книгах об искусстве опубликованы фото автора. Дочь Серебряковой, Екатерина, после смерти матери создала благотворительный фонд ее имени.

Картины

  • 1909 – «За туалетом. Автопортрет»
  • 1913 – «Баня»
  • 1914 – «За завтраком» («За обедом»)
  • 1915 – «Жатва»
  • 1916 – «Индия»
  • 1924 – «Балетная уборная»
  • 1932 – «Марокканка в розовом платье»
  • 1934 – «Женщина в голубом»
  • 1940 – «Обнаженная с книгой»
  • 1948 – «Натюрморт с яблоками и круглым хлебом»

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (Zinaida Yevgenyevna Serebriakova; родилась 10 декабря 1884 г. — умерла 19 сентября 1967 г.) была одной из самых талантливых и самобытных русских художниц XX века. Картины Зинаиды Серебряковой настолько узнаваемы, что их нельзя спутать с произведениями иных мастеров. Художница не получила канонического художественного образования, но это не помешало ей заслужить признание поклонников.

Зинаида Серебрякова прожила непростую жизнь. Но она ни разу не изменила искусству. Словно якорь оно удерживало ее на поверхности во время житейских бурь, которых выпало немало на долю художницы. Очаровательные детские и лиричные женские портреты, монументальные произведения на крестьянскую тему, а также трогательные пейзажи Зинаиды Евгеньевны навсегда стали важной частью русской культуры.

Биография Зинаиды Серебряковой

Зинаида Серебрякова увидела свет 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1884-го года. Место рождения будущей художницы — родовое имение Нескучное, которое было расположено в Курской губернии Белгородского уезда. Девочка стала шестым и последним ребенком в творческой семье.

После смерти главы семейства — это случилось, когда Зинаиде не было еще и двух лет — семья вернулась в Петербург. Вдова с детьми поселились в доме отца, Николая Людовиковича Бенуа. В доме царила творческая атмосфера: каждый что-то рисовал, за чаем обсуждали искусство. В такой атмосфере и формировалась будущая художница.

Зинаида Евгеньевна росла так же, как и многие ее сверстницы из благородных фамилий. Она прилежно училась в Коломенской гимназии, которую окончила в 1900 году, бывала с матерью на выставках и в театре, проводила лето на семейных дачах. Но уже чуть ли не с младенчества Серебрякова начала рисовать и посвящала этому занятию все свободное время.

После гимназии Зинаида поступила в Художественную школу княгини Тенишевой. Проучилась недолго — всего месяц. Дальнейшее обучение девушка продолжила у Осипа Эммануиловича Браза. Его мастерскую юная художница посещала два года — с 1903 по 1905. Параллельно она почти ежедневно бывала в Эрмитаже, где копировала картины старых мастеров.

После долгого перерыва семья вновь проводила каждое лето в родовом имении Нескучном. Здесь и состоялось знакомство Зинаиды с Борисом Серебряковым. Он приходился юной художнице кузеном. Этот факт не помешал двоюродным брату и сестре влюбиться друг в друга. Брак между столь близкими родственниками был огромной проблемой — на него требовалось особое разрешение. Зинаида и Борис даже подумывали принять лютеранство, но дело неожиданно уладилось. Влюбленные обвенчались.

Осенью 1905-го Зинаида Серебрякова уезжает с матерью и супругом в Париж, где проводит всю зиму. Она продолжает обучаться живописи в Академии де ла Гранд Шомьер и ждет первенца. По сути, в Париже и заканчивается период ученичества Серебряковой.

Когда Зинаиде Евгеньевне исполняется двадцать пять, она уже мать двоих сыновей и живет исключительно интересами семьи. При этом молодая женщина по-прежнему много рисует. Полной неожиданностью для всех, в том числе и для родных художницы, становится участие её в VII выставке Союза русских художников. В 1910-м она показывает на ней свой знаменитый автопортрет «За туалетом». Картина высоко оценена современниками и приносит Зинаиде Серебряковой известность. После выставки автопортрет был выкуплен Третьяковской галереей.

Революция перевернула жизнь Серебряковых. Нескучное разорили и сожгли, а в 1919-м умер от тифа супруг художницы. Зинаида Евгеньевна переезжает сначала в Харьков, а затем в Петроград. Семья находится на грани выживания. В надежде обеспечить ей сносное существование Серебрякова уезжает в Париж, оставив четверых детей в России. Увы, в 1920-е годы воссоединиться Зинаиде Евгеньевне было суждено только с сыном Александром и дочерью Екатериной. Старший сын Евгений и средняя дочь Татьяна смогли увидеться с матерью лишь в 60-е годы прошлого столетия.

Зинаида Серебрякова скончалась после кровоизлияния в мозг в Париже 19 сентября 1967 года. Она похоронена на русском кладбище под Парижем.

Самые известные картины Зинаиды Серебряковой

Картины Зинаиды Серебряковой поражают своей искренностью и строгой чистотой. Не случайно ее произведения сравнивают с шедеврами Боттичелли. Самые известные из ее работ:

  • «Девушка со свечой. Автопортрет» (1911). Светлое произведение, раскрывающее внутренний мир художницы. Картина хранится а данное время в Государственном Русском музее города Санкт-Петербург
  • «За туалетом. Автопортрет» (1909). Картина, прославившая художницу.
  • «Жатва» (1915). Для холста позировали крестьянки из Нескучного. Впервые публике произведение было представлено под названием «Крестьянки в поле».
  • «За завтраком» (1914). На картине художница запечатлела свою семью. Женя, которому 8 лет, пьет из стакана на дальнем конце стола. На переднем плане — семилетний Александр и трехлетняя Татьяна. Екатерине в тот момент не исполнилось и года, поэтому на холст она не попала.
  • «Спящая девочка на красном одеяле» (1923). На картине, предположительно, изображена младшая дочь художницы, Екатерина. Произведение написано, когда автор едва сводила концы с концами. На аукционе Sotheby’s в 2015 году работа продана за $5 898 615.
  • «Баня» (1913). Это первая большая картина Серебряковой — ее размер 135 × 174 см. Впервые представлена на выставке «Мира искусства» зимой 1913-го.

Творчество Зинаиды Серебряковой дало русскому искусству бесконечно многое. И как жаль, что вклад этот был оценен уже после смерти художницы.

Каждый ценитель искусства может пополнить свою коллекцию живописи или антиквариата, участвуя в аукционах онлайн-площадки Very Important Lot. Кроме того, сайт предоставляет уникальную возможность недорого купить картины у современных художников напрямую.

Великие люди 05 декабря 2008, 01:02    Замирая порой у картин великих художников, понимаешь, что ничего не знаешь ни о полотне, ни о самом творце его. А ведь известные в прошлом люди часто проживали настолько интересную жизнь, что при чтении их биографий возникает целая гамма чувств – от восхищения до недоумения и даже неприятия. Сегодняшний рассказ Passion.ru – о великой художнице, которая при жизни была известна и популярна, но отчего-то при этом получала за свою работу жалкие гроши…

   Замирая порой у картин великих художников, понимаешь, что ничего не знаешь ни о полотне, ни о самом творце его. А ведь известные в прошлом люди часто проживали настолько интересную жизнь, что при чтении их биографий возникает целая гамма чувств – от восхищения до недоумения и даже неприятия. Сегодняшний рассказ Passion.ru – о великой художнице, которая при жизни была известна и популярна, но отчего-то при этом получала за свою работу жалкие гроши…

«Каждая её работа вызывала восторженный гул», – отзывался о творчестве художницы Зинаиды Серебряковой её собрат по ремеслу С. Маковский.

Читайте далее: Запретная любовь гениальной художницы

Становление таланта Первая победа Тяготы вдовства Обманутые надежды

Картина, ставшая пропуском в мир большого искусства

Рожденная в творческой семье

Серебрякова

Рисовать много, забывая обо всём, она начала в юном возрасте. Любимое детское увлечение стало призванием.

Да и не могла Зина не стать художником, – её путь, казалось, был предопределен с рождения: девочка росла в семье, где все были творческими личностями.

Дед и прадед были признанными архитекторами, отец Евгений Лансере – скульптором, живописью занималась и мать Екатерина Николаевна, сестра известного критика и художника Александра Бенуа. В духовно возвышенной атмосфере семьи Бенуа Зина оказалась с двухлетнего возраста: от чахотки умер отец, и мать со всеми детьми возвратилась в отчий дом в Петербург.

В доме была особая обстановка, младшие представители семьи постоянно слышали разговоры о высоком назначении искусства и художника, посещали Эрмитаж, театры и выставки.

Зина по несколько раз перечитывала редкие книги по искусству из огромной домашней библиотеки. Все родные занимались творческой работой: рисовали, ходили на этюды.

Повзрослев, Зина работала в студии под руководством знаменитого живописца Ильи Репина.

Ученица талантливо копировала эрмитажные полотна, и очень ценила это занятие, ведь и работы старых мастеров кисти её многому учили.

Вдовство – тяжкий крест

Утро, принесшее славу

Серебрякова

Позже 21-летняя Зинаида, уже замужняя дама, училась живописи в Париже, куда в октябре 1905 года она уехала вместе с матерью.

Вскоре к ним присоединился муж художницы Борис Серебряков, инженер-путеец.

Они приходились друг другу близкими родственниками – двоюродными братом и сестрой, поэтому за своё счастье пришлось побороться, так как родные препятствовали браку между кровными родственниками.

После Франции молодая художница лето и осень обычно проводила под Харьковом в семейном имении Нескучном – писала этюды крестьянок, а на зиму уезжала в Петербург.

Счастливым для творческого развития Зинаиды стал 1909 год, когда она подольше задержалась в имении.

Наступила ранняя зима, сад, поля, дороги занесло снегом, и работу с написанием этюдов пришлось прервать.

В одно солнечное утро у художницы родился замысел написания картины, принесший вскоре известность – автопортрет «За туалетом».

Проснувшись, Зинаида полюбовалась природой из окна, подошла к зеркалу. Отвела в сторону густые тёмные волосы, взмахнула гребнем и замерла.

В зеркале отражалось её лицо, которое светилось покоем и счастьем. Художница вдруг почувствовала желание написать своё отражение.

«Разноцветные флакончики, булавки, бусы, уголок белоснежной постели, подсвечники с длинными, стройными свечами, деревенский, с кувшинами и тазиками, рукомойник.

И себя в белой, сбившейся с плеча, рубашке, с лёгким детским румянцем на щеках и ясной улыбкой. В общем, такой, какой она и была на самом деле и немножко хотела бы быть»,

– так описывает этот самый известный портрет художницы научный сотрудник Эрмитажа В. Леняшин.

Получился не традиционный автопортрет, а жанровая сцена, рассказ об одном счастливом утре молодой женщины.

Его широкая публика увидела на выставке Союза русских художников зимой 1910 года. Картина Серебряковой висела рядом с картинами Серова, Кустодиева, Врубеля.

Она не затерялась среди полотен признанных мастеров, более того – работу дебютантки приобрела Третьяковская галерея.

С картины «За туалетом» и началась известность русской художницы Зинаиды Серебряковой.

Талант и деньги – одно исключает другое

Семья и одиночество

Серебрякова

Она работала в археологическом музее при Харьковском университете, когда произошла революция.

Смутное тревожное время, неопределённость, тяжёлый быт наполняли жизнь семьи З. Серебряковой. В 1919 году её постигло большое горе – умер муж.

После продолжительной разлуки они встретились в Москве, и, спустя месяц, Зинаида уговорила Бориса на три дня съездить в Харьков, повидаться с детьми.

После короткой встречи с семьёй он вновь простился с родными – торопился на работу. В дороге вдруг прихватило сердце и пришлось вернуться в Харьков.

Борис пересел на военный поезд, там и заразился сыпным тифом. Болезнь скосила быстро, он умирал на глазах у растерянной жены и плачущих больной матери и детей.

Похоронив мужа, Зинаида осталась одна в ответе за большую семью, состоящую из слабой здоровьем матери и четверых детей.

В дневнике вдова с надрывом писала о бытовых невзгодах, выпавших на её долю, подавленном душевном состоянии.

Осенью 1920 года она получила приглашение перевестись в Петроградский отдел музеев и приняла его, но жить легче не стало.

«Я до сих пор не забуду, какое сильное впечатление на меня произвели её прекрасные лучистые глаза, – вспоминала сослуживица художницы Г. И. Тесленко.

– Несмотря на большое горе и непреодолимые трудности житейские – четверо детей и мать! – она выглядела значительно моложе своих лет, и её лицо поражало свежестью красок.

Глубокая внутренняя жизнь, которой она жила, создавала такое внешнее обаяние, которому противиться не было никакой возможности».

Галина Тесленко стала подругой художницы на многие годы. «Вы так молоды, любимы, цените это время, – говорила ей Серебрякова в 1922 году. – Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади…».

Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все, что происходило вокруг, близко к сердцу принимала горе и радость.

Современники отмечали её поразительно искреннее отношение к людям, событиям, она живо отзывалась на просьбы, ценила в людях доброту, восхищалась всем красивым, ненавидела зло.

О повторном замужестве Зинаида и не думала, была по натуре однолюбом. Время было тяжёлым, семья Серебряковой едва сводила концы с концами.

Художница, получив разрешение в дни балетных спектаклей бывать за кулисами бывшей Мариинки, три года делала наброски, сеансы продолжались и дома, к ней балерины приходили охотно.

Так возникла серия балетных портретов и композиций. Эта работа была почти единственным источником доходов для большой семьи.

Надежда на улучшение положения появилась после участия Серебряковой в большой американской выставке, устроенной с целью материальной помощи русским художникам.

Две её картины были сразу же проданы. Ободрённая успехом, Зинаида Евгеньевна на вырученные деньги уехала в Париж.

Она предполагала пожить на чужбине несколько месяцев, хотела заработать частными заказами и вернуться в Россию. Но оказалось, что покинула страну навсегда.

Неоцененная гениальность

Серебрякова

…Двое детей художницы так и остались в России, а старшие Александр и Екатерина приехали к матери в 1925-м и 1928-м годах.

С дочерью Татьяной художница встретилась через 36 лет, когда та приезжала навестить мать в Париже. Но и на чужбине не удавалось избавиться от нужды, и здесь жизнь оставалась нелёгкой.

Сколько бы ни трудилась русская художница, заработки были слишком малы, чтобы угнаться за ценами.

В первые годы она стала известна как лучший мастер портрета, но, несмотря на это, за гроши бралась писать многие работы, а бывало, что трудилась бесплатно, лишь бы иметь клиентуру.

Художник К. Сомов, тоже живший в Париже в те годы, так отзывался о Зинаиде:

«Непрактична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, её забывают, и палец о палец не ударят».

Иногда заказчики находили в работах художницы «изъяны», и тогда весь круг знакомых клиента был для неё закрыт.

В 1920-30-х состоялось несколько персональных выставок Зинаиды Серебряковой в Париже.

Во французской печати её называли «одной из самых замечательных русских художниц эпохи», но эти благожелательные отзывы тонули в море статей, рекламирующих модное тогда абстрактное искусство, которое сильно влияло на вкусы общества.

Мастерство Серебряковой многим казалось устаревшим, и её работы крайне редко приобретались на выставках.

«Если сравнить настоящее время, беспомощное (во всём) в искусстве, с прежними веками, то ведь всё никуда не годится, а всё-таки мы продолжаем рисовать», – удивлялась собственной выносливости художница.

Бездарные полотна и их авторы, ничего общего не имевшие с настоящим искусством, раздражали её. Поражала и публика, не способная отличить прекрасное от дурного – в театре, музыке, литературе.

«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью – уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь», – писала художница.

…В середине 30-х годов Зинаида Евгеньевна Серебрякова собиралась вернуться на родину.

Но, оказалось, не судьба: сначала затянулось оформление документов, потом переезд сделала невозможным Вторая мировая война и оккупация Парижа.

После войны дети и русские художники звали её вернуться, но старая художница была уже тяжело больна и после двух перенесённых операций на переезд не решилась.

Да и сына и дочь, тоже ставших художниками, не хотела покидать за границей. «Вообще я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадёжно далеко от своих», – писала она ещё в 1926 году.

И с горечью подводила итог прожитому: «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…».

З. Е. Серебрякова умерла в 82 года в Париже, в сентябре 1967 года.

За несколько лет до смерти друзья и дети художницы устроили в России выставку, и для многих – не только соотечественников – она стала открытием подлинного русского таланта.

Любовь и смерть: Черная Роза Тифлиса (Нина Грибоедова)

Читайте также:

Неравные браки между молодой девушкой и взрослым мужчиной нередко рождают пересуды. Но всегда ли это так? На Passion.ru – рассказ о неравном браке и нежной пламенной любви. Непризнанная королева фэнтези Любовь, застывшая в камне (Камилла Клодель) Забытый кумир: невезучая соперница Шанель (Эльза Скиапарелли) Женщина, сделавшая себя легендой (Елена Блаватская)

Автор:Инна Инина Тег: Зинаида Серебрякова – выдающаяся русская художница Имя Зинаиды Серебряковой сегодня не на слуху, хотя ее картины можно увидеть в Третьяковской галерее, а при жизни ее работы, воспевающие красоту русской деревни, неоднократно были высоко оценены искусствоведами. Как и у многих представителей интеллигенции, судьба Зинаиды сложилась трагически, ей довелось узнать тяготы жизни и в послереволюционной России, и в эмиграции. Покинув Родину, она до самой смерти тосковала, но вернуться в СССР для нее было невозможно… Гуашь ‘Зеленя осенью’, картина хранится в Третьяковской галерееЗинаида Серебрякова родилась в 1884 году под Харьковом в имении Нескучное. Многие представители ее семьи посвятили свою жизнь творчеству, поэтому девочка была буквально обречена на то, чтобы связать свою жизнь с искусством. Скульпторы, архитекторы, композиторы и художники – кого только не было среди ее предков. В доме всегда царила теплая атмосфера: вечера проходили за игрой на фортепиано, часто в семейном кругу устраивались литературные чтения и театрализованные представления. Беление холстаПервое серьезное препятствие, которое пришлось преодолеть Зинаиде, было связано с делами сердечными. Девушка проявила интерес к своему двоюродному брату Борису, чувства были взаимны, и влюбленные пережили немало скандалов, прежде чем родственники дали согласие на их брак. Первые годы семейной жизни складывались хорошо: чета побывала в Париже, где Зинаида получила возможность учиться живописи в Академии де ла Гранд Шомьер. Вернувшись в Нескучное, она буквально растворяется в деревенской жизни, рожает двух дочерей и двух сыновей. Здесь же в 1909 году пишет автопортрет “За туалетом”, который стал первой картиной, принесшей славу ее автору. Автопортрет был представлен на московской выставке, где его выкупил Третьяков. За туалетом, автопортретВ годы, проведенные в Нескучном, Зинаида создала много работ. Она принимала активное участие в деревенской жизни, оказывала медицинскую помощь крестьянам, занималась организацией праздников для малышей. И, конечно же, увлеченно писала с натуры, черпая вдохновение из образов простых деревенских девушек. Портреты и пейзажи этого периода полны ярких красок. ОбедЖизнь Серебряковых полностью изменилась с приходом революции: их родовое имение сожгли (в пожарище была потеряна львиная часть работ Зинаиды), Борис оставил семью и вынужден был уехать на работу в Сибирь, а после – в Москву. Зинаида не выдержала долгой разлуки, отыскала мужа в столице, но в один из приездов Бориса к родным он заразился в поезде сыпным тифом и за несколько дней умер. Для Зинаиды начались страшные годы, ведь ей одной довелось заботиться о детях. Чтобы не умереть с голоду, приходилось трудиться без устали, временным спасением стала работа в археологическом музее Харькова. ЖатваСпустя немного времени, Зинаида с детьми переезжает в Петроград. Здесь изредка удается находить работу, многие коллекционеры заказывают у художницы картины практически даром, обещая за это еду или поношенные вещи. Спящая крестьянкаПоследней трагедией в жизни Зинаиды становится ее отъезд в Париж. Мечтая заработать денег, она отправляется в эмиграцию, где вновь оказывается никому не нужной: в моду вошел ар-деко, и классическая манера русской художницы не пользовалась спросом. Зинаида очень тосковала по детям: двоих (Катерину и Александра) со временем удалось переправить во Францию при поддержке волонтеров Красного Креста, сына Евгения ей так и не суждено было увидеть, а дочь Татьяна приехала в Париж лишь спустя 36 лет! Крестьянка с коромысломВ СССР при жизни Серебряковой состоялась лишь одна выставка, художница приехать на нее не смогла, так как была очень больна. Умерла Зинаида в Париже в возрасте 82 лет, после ее смерти дети занимались популяризацией ее творчества, приложили усилия к тому, чтобы сохранить ее художественное наследие. Уборка хлебаИдиллия деревенской жизни вдохновляет и современных русских художников. Владимир Жданов – один из тех, чьи работы вновь возвращают зрителей в воспоминания о беззаботном детстве, проведенном в гостях у бабушки…

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

imageПолное имя: Зинаида Евгеньевна Серебрякова (Лансере) Дата рождения: 10 декабря 1884 года Возраст: 82 года Дата смерти: 19 сентября 1967 года Образование: Художественная академия в Париже Деятельность: Художница Знак зодиака: Стрелец Семейное положение: Была вдовой Дети: Евгений, Александр, Татьяна, Екатерина

    Зинаида Серебрякова — биография

    Зинаиду Серебрякову называют самой известной русской художницей, ее картинами до сих пор восхищаются в мире. Но почему больше половины жизни она провела вдали от родины? С автопортрета Зинаиды Серебряковой, грациозно склонив голову на бок, на нас смотрит спокойная девушка. Губы ее тронула легкая улыбка, и вся она -воплощение уверенности, внутренней силы. Такой художница – Зинаида Серебрякова была в моменты, когда брала в руки кисть. В обыденной жизни она была другой: стеснительной, тихой, ранимой. Писала то, что считала главным, – женскую красоту во всем ее многообразии, детей, повседневную жизнь простых людей. И кажется несправедливым, что судьба уготовила ей столько лишений и потерь.

    Детство и юность, семья

    Зинаида Серебрякова появилась на свет 10 декабря 1884 года, происходила из рода Лансере-Бенуа, а в этой семье, по словам современников, «рождались с карандашом в руке». В имении Нескучном (в те годы Курская губерния), где прошло детство художницы, постоянно собирались творческие люди. Зина жадно прислушивалась к разговорам об искусстве. image Она и рисовать научилась, наблюдая за работой родственников и гостивших художников. Детские впечатления наложили отпечаток на ее творчество. Она бывала на сборе урожая, общалась с крестьянами, свободного гуляла на природе, и все внутри у нее пело от радости. Девочка брала кисть и писала, писала, писала… image К 11 годам Серебрякова рисовала лучше, чем многие студенты художественного училища. В 16 поступила в Академию художеств, однако вскоре покинула ее стены. Стала ученицей художника-портретиста Осипа Браза, потом уехала постигать тонкости живописи во Францию. Но ни один педагог не смог дать Зинаиде то, что ей было нужно, и она решила учиться живописи сама, без наставников.

    Личная жизнь

    В Нескучном Зинаида близко сошлась со своим кузеном Борисом Серебряковым. Чувства, вспыхнувшие между ними, Борис и Зинаида долгое время скрывали от родных. Те, конечно, догадывались, но относились к союзу любящих сердец с пониманием и, когда пришло время, дали согласие на брак. А вот священники отказывались венчать кровных родственников. Молодые даже думали о смене религии, но в конце концов нашелся священник, который обвенчал их за плату. image А потом наступило время, которое в жизни Зинаиды Серебряковой было самым счастливым. Простота и запустение усадьбы не пугали ее. Она не хотела ни парижского шика, ни блеска и шума Москвы. «К черту мне ваши Чайковские, Григоровичи, Эрмитажи, театры, катки, вечера, обеды (…) хочу Нескучного, Нескучного…» -писала она.

    Творчество, картины

    Только здесь, среди природы, Зинаида чувствовала себя по-настоящему свободной. В Нескучном появились на свет четверо детей Зины и Бориса. Здесь устраивали праздники, встречали гостей. И художественный талант Зины, будто напитанный свежим воздухом, крестьянскими песнями и детским смехом, расцветал, раскрывался в полную мощь. В эти годы Серебрякова написала свои лучшие картины – семейную зарисовку «За завтраком», этюд «Уборка хлеба», знаменитый автопортрет «За туалетом». image Идиллия рухнула в один миг. Первая мировая война и революция железным катком прокатились по стране, затронув всех и каждого. Семья Серебряковых не стала исключением. Из Нескучного пришлось уехать в Харьков – в окрестностях появились банды восставших крестьян, и, хотя Серебряковых крестьяне любили, оставаться в усадьбе было опасно. Зинаида и подумать не могла, что больше никогда не увидит своего милого дома. Но это была лишь первая потеря в ее жизни. Вскоре скончался от сыпного тифа Борис. Зинаида была рядом до последней минуты. «Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски, впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства. Я в отчаянии, все так безнадежно для меня. Хотя бы уехать куда-нибудь, забыться в работе, видеть небеса, природу», – писала убитая горем вдова Серебрякова. Чтобы прокормить детей, она отправилась в Петроград. Несколько лет семья перебивалась с хлеба на воду. Зинаида рисовала на заказ, подрабатывала где только можно. О выставках не могло быть и речи. Советская власть не оставляла трогательному творчеству Серебряковой никаких шансов. Выход был один. И художница, оставив детей матери, поехала в Париж. image Серебрякова хотела уехать ненадолго, а позже вернуться за детьми. Но едва художница покинула страну, обратная дорога для нее оказалась закрыта. Отрезанная от детей, она бесконечно страдала. Да и дела во Франции шли не лучше, чем в России. Выполнив один большой заказ, Серебрякова снова погрузилась в нищету, перебивалась случайными заказами на портреты, а для себя писала пейзажи. В каждой картине Зинаиды сквозила нескончаемая любовь ко всему живому и тоска по Родине. «Я вечно одна, нигде, нигде не бываю, вечером убийственно тоскую», – писала она друзьям. Лишь через год Зинаиде удалось вывезти в Париж младшего сына Сашу, а еще через два – дочь Катю. Они очень помогали ей. Катя почти сразу взяла на себя домашние хлопоты. Она была правой рукой своей тихой, вдохновленной матери. Подросший Саша рисовал на заказ – художественный талант Бенуа передался и ему. В 1928 году Серебряковой все же улыбнулась удача. Ее творчеством заинтересовался меценат барон Броуэр. Он спонсировал ее поездку в Марокко. В этой стране родились ее лучшие этюды из всех, что были сделаны в эмиграции. Но материальное положение Зинаиды не улучшилось. Она не умела продавать свои картины. И многие этим бессовестно пользовались. Лишь в 1957 году Зинаида получила приглашение от советских властей вернуться домой. Художнице уже было за 70. Полная лишений и тягот жизнь наложила на нее свой отпечаток: Серебрякова тяжело и много болела. Переезд был для Зинаиды невозможным – она признала это и отказалась от предложения. Ее старшая дочь Татьяна сама приехала к матери в Париж. «Она осталась верна себе не только в своих убеждениях в искусстве, но и во внешнем облике. Та же челка, тот же черный бантик сзади, и кофта с юбкой, и синий халат, и руки, от которых шел какой-то с детства знакомый запах масляных красок», – вспоминала Татьяна их первую встречу после долгой разлуки. А несколько лет спустя власти организовали выставку полотен Зинаиды Серебряковой в СССР. И в одночасье она снова стала востребованной. Ей писали письма искусствоведы и художники, открытки с репродукциями ее работ расходились огромными тиражами. Художница вернулась на родину через свои картины. Но, кажется, ей этого было вполне достаточно.

    Смерть

    19 сентября 1967 года Зинаида Евгеньевна Серебрякова тихо скончалась в Париже в на 83-м году жизни после кровоизлияния в мозг.

    Читайте еще по этой теме:

    Вас заинтересуют так же следующие новости

    • Додо Чоговадзе
    • Мария Капнист
    • Шон Коннери – история успеха
    • Агата Кристи
    • Франсуаза Саган
    • Олег Борисов
    • Александр Пушкин
    • Лидия Чарская

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Егор Новиков
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий